Школьный историко-краеведческий музей — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Школьный историко-краеведческий музей

2021-10-05 48
Школьный историко-краеведческий музей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В 1991 году учебный предмет историю в школе начала преподавать Маринина (Сафина) Вера Алексеевна. Сразу же она начала сбор материалов по истории железной дороги, станции Асекеево, школы. Сначала был создан краеведческий уголок. Увлеклись работой ученики. Они начали приносить старинные предметы, вещи, документы. Поначалу всё складывалось в маленьком помещении библиотеки. Вскоре экспонатов собралось изрядное количество и понадобилось отдельное помещение. Директор школы Пермяков Николай Тимофеевич сумел освободить маленький уголок в спортзале. Скирта Виктор Петрович и Сафина Вера Алексеевна сделали ремонт. В 1996 году по инициативе Николая Тимофеевича и Веры Алексеевны был открыт школьный музей. Первым экспонатом стали кости древнего животного (предположительно бивни мамонта), найденные на реке Кинель около села Завьяловка, когда школьники ходили в поход. Были разложены другие экспонаты: самовары, лампы, чугунные утюги, чайники, чугуны, прялка, коромысло, патефоны, грампластинки, радио, тулуп, рушники, рельсы, шали, сарафаны, медали, фотографии, документы и т.д.

В сентябре 2006 года был выделен класс в помещении основной школы и обустроен настоящий музей.

 

 

Фонды школьного музея.

Всего экспонатов            Из них: вещевых                     письменных            изобразительных 128 единиц. 86 37 5

 

Приносили старинные предметы жители станции: Пермяков Н.Т., Гусева Н.Н., Назмеева А.М., Хамдеева З.Н., Маркова И.В., Марданова Н.В., Мацакова А.М., Кудерова Е.И., Иванова Н.С., Кочнёва Клавдия Ивановна, Максимов Ф.К.. Голубёнков Н.Г., Заманов Альфир, Мезенцевы Оля и Денис, Макарова Люда, Алимбекова Неля, Марданова Альбина, Хамидулина Альфия, Шайдулины Шавкат и Галия, Шангин Алёша, Захаров Артур, Иванов Толя и др. Школьный музей не раз менял место в школе. Двадцать два года экспонаты удивляли гостей. Завершил своё существование музей в 2018 году.

 

 


Учитель – свеча, которая светит другим, сгорая сама.

( Джованни Руффини)

 

УЧИТЕЛЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ШКОЛЫ

Сидоров Андрей Георгиевич.

В здание новой школы вошли к октябрю 1954 года. Директором была назначена Шестакова Мария Николаевна. В 1958 году директором школы был назначен Сидоров Андрей Георгиевич. Учеников было около двухсот. Как вспоминал впоследствии Андрей Георгиевич, работать было трудно, так как школа была принята с большими недоделками. Однажды в школе провалился потолок в одном из классов. В 1958 году приступила к ремонту Уфимская железнодорожная строительная организация. Затем начали строить школьную мастерскую и спортзал. Мастерскую стали строить сами ученики и их родители: Кочневы Александр и Виктор, Гайнулин Гайфулла, Безобразов Виктор с отцом, Гайзулин Иксан, Шакиров Тальгат, Шакиров Гриша, Байтурин Николай, Халимуллины Мансур и Рашид, Шафиков Шавкат.

Начали работу в 1958 году, а закончили в 1960 году – за два года построили мастерскую и спортзал, которые служат до сих пор (2019 год).  

Яснова Елена Фёдоровна

 Учитель, даже уходя на заслуженный отдых, остаётся учителем. Живёт и здравствует на станции Асекеево Яснова Елена Фёдоровна. О своей жизни она рассказывает так:

- Я училась в начальной школе станции Асекеево у учителя Кочнёвой Анны Александровны. Добрая, ласковая учительница всегда была с нами. Не было телевизоров, поэтому после занятий мы много играли на улице в лапту, прятки, войнушки. После окончания 4 класса задержали бланки похвальных грамот. Их присылали только в июне. А когда их вручали, мы были очень рады. Через неделю началась война.

Пришлось далее учиться в школе города Похвистнево, жить в интернате. Электропоездов тогда не было. Приезжать на выходные домой и уезжать в школу-интернат все школьники должны были в вагоне грузового поезда (60 км). Очень холодно было, кругом обжигающий ветер. В сентябре-октябре мы не учились, потому что убирали свёклу в колхозе. Потом программу догоняли. В интернате кормили. Утром дадут 300 грамм хлеба, и не знаешь, сразу съесть, на обед оставить или на ужин. Тетрадей не было. Писали на газетах или брошюрах. Но все стремились к знаниям.

Когда кончилась война, радость была такая, что словами не передать.

После окончания школы я поехала поступать в Ленинградский институт инженеров. Была зачислена, но без стипендии. Поэтому вынуждена была отказаться от учёбы и поступила в учительский институт. Начинала работать в сёлах Ивановка, Яковлевка. Вначале чувствовала робость. Позже появилась уверенность в своих силах. Стаж учительской работы – 44 года. В железнодорожной школе на станции Асекеево проработала 32 года.           

Киреева Мария Анисимовна, Сидорова Олимпиада Фёдоровна,

Яснова  Елена Фёдоровна

Киреева Мария Анисимовна

23 октября 1923 года в селе Баландино родилась девочка в семье Еськовых. Дочка была похожа на маму Вассу Семёновну. Анисим Владимирович содержал многодетную семью в достатке. Он работал в колхозе, вел собственное хозяйство. Считался грамотным человеком, так как с образованием в полтора класса умел читать, писать, делать сложные арифметические вычисления. Подрастали в семье девочки: Прасковья (Панна), Мария, Анна, Антонина. Наступил непростой период коллективизации в стране.  

 В 1929 году решились на переезд на станцию Асекеево, где жила семья сестры Анисима Владимировича Мария Владимировна. Её муж Еськов Иван Андреевич работал на железной дороге, был бригадиром путейской бригады. И Анисим Владимирович был трудоустроен рабочим на железнодорожные пути.

Переезд из деревни на новое место жительства сохранился в памяти Марии Анисимовны ярким пятном. Запрягли родители собственную лошадку, загрузили вещи и, устроившись на телеге, пустились в путь. Дорога шла через поля. По сторонам колосилась рожь. Ветерок колыхал колосья. Высоко над головой заливались жаворонки, неслышно проплывали облака. А солнце светило ярко, тепло и весело. Порой видели, как летают дрофы. Всё казалось новым и интересным. Есть картина И.И.Шишкина «Рожь», напоминающая те впечатления, которые ощущались тогда.

Золотой Родник – село, получившее название именно из-за живительной воды родника, бьющего из недр земли. Там и останавливались на завтрак Еськовы. Все садились вокруг нехитрого импровизированного стола, устроенного прямо на траве: яйца, лук, лепёшки-сдобнушки и водица родниковая. Очень вкусно. А вокруг неописуемая красота. Порхают жёлтые бабочки величиной с воробья и стрекозы, стрекозы… И цветы разноцветным ковром. Ароматного воздуха столько, что им не только дышать, но и пить можно.

А когда проезжали около села Султангулово, у родника видели женщин в национальной одежде. Они несли воду из родника в вёдрах на коромыслах. «И сейчас, когда вижу женщин в национальной одежде и чувствую запах дыма из самовара, это напоминает мне детство», - с грустью говорит Мария Анисимовна.

Потом в село Баландино ездили каждый год, так как там осталась двоюродная сестра мамы. И ещё заезжали, когда ездили в село Путилово (Бузулукский район) к родственникам.

Жили на станции Асекеево в бараке у путейцев. Тогда в каждой семье было не менее 4-5 детей. Жены железнодорожников в то время не работали, они были домохозяйками, воспитывая собственных детей. Дети ходили учиться в местную четырёхлетнюю школу. Учительницей была Тихомирова Татьяна Дмитриевна. Училась в начальной школе. Занятия велись в две смены: в первой – два класса, во второй – два класса.

      Первый учитель - Тихомирова Татьяна Дмитриевна, которая ежедневно тихо и добросовестно выполняла свою трудную и такую нужную работу, не ради славы и наград, а просто по велению сердца. Уже тогда Маша решила, что когда вырастет, обязательно станет учителем.

 «Как интересно было с ней. Она нам что-то рассказывала, расспрашивала. А мы соберёмся вокруг неё, слушаем. Хорошая была женщина», - отмечает Мария Анисимовна. В 1930 годы в школе, по её воспоминаниям, было много детей-переростков. Они казались девчушке уже взрослыми. Её удивляло, почему же взрослые учатся вместе с малышами. Годы учёбы в школе: 1932 – 1934 гг.

Там же был интернат для детей, приезжающих с разъездов. Жили они всю неделю в интернате, на выходной уезжали домой. Готовила им женщина. Она же была техничкой. Недоумение вызывает у Марии Анисимовны, как же она всё успевала делать.

Перед войной в 1940 году отец стал работать стрелочником, и ему дали квартиру, в которой Мария Анисимовна проживает и сейчас на улице Привокзальной. Он был очень хорошим. Никогда не употреблял нецензурную брань, не повышал голос ни на жену, ни на детей. Очень выдержанным человеком был.

Во время Великой Отечественной войны Еськову Анисиму Владимировичу дали бронь, и он работал на железной дороге.

Когда о войне сообщили по радио, Маша Еськова почувствовала страх, ужас. По окончании начальной школы поступила в 5 класс в городе Похвистнево. Жили в интернате всю неделю, хулиганства не было. Воспитательница жила также в интернате. Кормили нормально. На завтрак - кружка кофе с молоком, хлеб, масло давали. На обед суп, каша, иногда давали запеканку с морковью. Вечером ели то, что привозили из дома. На выходной в субботу домой добирались на грузовом поезде. Бывало, сядут на уголь сверху и едут. На товарняках висели ученики гроздьями, придерживаясь за лестницу, стояли на подножке. И так до 10 класса. Заведующая интернатом, пожилая женщина, так срослась со своей обязанностью, что жила ради детей. Ежедневно, взяв мешок-наматрацник, шла за хлебом за линию. Взвалив ношу с хлебом на спину, возвращалась обратно. Очень заботилась о детях. «Много позже, когда уже мои дети учились там же, эта заведующая также работала. В 70 лет поднималась на крышу, чтобы проверить работу строителей»,- убедительно говорила Мария Анисимовна, восхищаясь стойкостью этой женщины-педагога.

Во время войны в Бугуруслан был эвакуирован Молдавский пединститут. Работали в нём эвакуированные профессора из Москвы и Ленинграда. Открыли ускоренные двухгодичные педагогическое курсы при институте. Но Мария поступила в свой Бугурусланский пединститут, где проучилась с 1942 по 1944 годы. Студентов отправляли на работу. Помнится, как собирали подсолнухи. Срезали, нанизывали головки подсолнуха на колышек. Сзади ехала подвода, куда и сгружали собранное. Ещё в ночную смену на веялках работали. Студентов кормили в столовой. 400 грамм хлеба на день. На обед были щи из крапивы и две ложки каши ячневой. Окончила обучение и по направлению поехала в Кабардино – Балкарию. Четверо девчат поехали туда же, и подружка Шестакова Мария в том числе.

Прошло время… и в класс к детям вошла не Маша, а Мария Анисимовна с горящими глазами и очень чистой и открытой душой. В селе Плановское она проработала один год и вернулась на родину. Два года работала в школе села Яковлевка, а в 1947 году освободилось место учителя начальных классов на станции Асекеево, и она приехала работать в свою школу. 

После войны молодёжи и не было. Мужчин было мало. Те, кто со ней учился (Морозов, Сиделёв, Безобразов и др.), погибли сразу же. Как закончили десятый класс, сразу же были призваны в армию и отправлены на фронт. Хотя и были воспитаны в патриотическом духе, но не знали тактики боя. Были неподготовленными к войне.

Семья её будущего мужа Киреева Ивана жила в будке (в доме на разъезде), потом приехали на станцию. Иван работал в районе, затем перешёл работать на паровоз. Познакомились молодые люди и создали семью. Родились прекрасные дети: Наталья, Виктор и Владимир.

Педагогический стаж Марии Анисимовны 31 год. Работала с 1944 года до 1976 год.

Год за годом выпускались в жизнь ученики Киреевой Марии Анисимовны. Она всегда удивляла своих коллег способностью находить общий язык с каждым учеником и учителем. Это особый дар, который так ценили ее выпускники. Мария Анисимовна работала учителем математики в школе до пенсии. С благодарностью вспоминают талантливую учительницу её ученики, посвящая ей стихи и поэмы:

Вы нас научили старших уважать,

Маленьких и слабых чтобы защищать,

Грамоте учили, шить и вышивать,

Чтобы в своей жизни мы могли всё знать.

Второю мамой мы по праву Вас зовём,

Другой такой мы в жизни не найдём,

Вы светлый луч во тьме ночной,

Что унесём мы за собой.

Кто - то скажет, что учителем надо родиться, кто-то учитель- это призвание. Как на самом деле сказать очень трудно. Учитель – это внутренний мир, это жизнь, это мысли, это строение мозга и души. И если учитель на своих уроках донесет до ребят красоту изучаемого предмета, поэтичность, практичность, необходимость любить предмет, то тогда можно с уверенностью сказать, он на своем месте.

Записала Сафина Вера Алексеевна 26 июня 2019 года

 

Отзывы в 2001 году:

Мария Анисимовна – хороший человек. Однажды в электричке я уронила кошелёк, а она нашла и вернула. Честная женщина. В школе она учила меня математике.(Скирта Наталья Владимировна)

Она учила меня в 5 классе. Объясняла хорошо.(Никулин Анатолий Михайлович).

Мария Анисимовна – хорошая женщина. Никогда не скажет плоого слова, никогда не ругается. (Никоненко Сергей Никитович).

 

Я знаю её два года. Несмотря на то, что она находится на заслуженном отдыхе. Она продолжает оставаться учительницей. Она много читает, разгадывает кроссворды, занимается самообразованием. Она ведёт маленькое хозяйство, при этом не просит помощи со стороны. Очень энергичная, а добро так и светится в её глазах. (Суюрова С.Г.)

 

Она хороший человек. Никогда не услышишь от неё плохого слова. И учительница замечательная. Она учила моего сына.(Фадеева Валентина Семёновна).

 

Неплохая женщина, спокойная, смирная. Сын мой у неё учился. (Никитина Анастасия Ивановна)

 

Она справедливая, уважительная, всегда готова помочь в трудную минуту. (Гатаулина Сания Хасановна)

Шестакова М.Н., Тихомирова Т.Д, Киреева М.А.

с учениками начальной школы. Май 1948 год

 

Нефёдова Анна Александровна с учениками.

 

1ряд: Сидорова Олимпиада Федоровна, Шестакова Мария Николаевна, Нефёдова Анна Александровна, Сидоров Андрей Георгиевич.

2 ряд: Сидорова Наташа, Косаковская Фаина Ивановна, Валентина Васильевна, Бондарева Валентина Семёновна, Киреева Мария Анисимовна, Яснова Елена Фёдоровна.

1 ряд: Полуэктов Владимир Николаевич, Бритова Валентина Семёновна, Субботина Мария Петровна, Яснова Елена Фёдоровна, Абсаттаров Нур Хусаинович.

2 ряд: Моисеевна Надежда Тихоновна, Шевлякова Вера, Клинова Людмила Фёдоровна, Мухутдинова Альфия Мударисовна.

 

 

1 ряд: Полуэктов Владимир Николаевич, Мухутдинова Альфия Мударисовна, Субботина Мария Петровна, Яснова Елена Федоровна, Гусева Наталья Николаевна, Сафин Талгат.

2 ряд: Терентьев Владимир, Кирилюк Виктор, Ксенз Галина, Ахметова Роза, Косарева Елена, Якупова Тагира, Исхакова Галина.

3 ряд: Мустакимов Ринат, Садыков Марат, Хусаиншин Мансур, Харченко Николай, Калимуллин Гумар, Короткова Татьяна. (НОЯБРЬ 1977 г.)


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.043 с.