История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Топ:
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Интересное:
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Дисциплины:
2021-10-05 | 82 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Глава 7. МЕТОДЫ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ ОПЕРАТИВНОЙ ФОТОГРАФИИ
Правильный выбор фотографической аппаратуры, материалов и принадлежностей позволяет получить фотографический снимок, качественный в техническом отношении. Однако это лишь общая предпосылка получения хорошего судебного снимка. Не менее важно выполнить фотографирование криминалистически грамотно, с учетом особенностей запечатлеваемых объектов, наличных условий и преследуемых целей.
Многие технические приемы съемки применяются в криминалистической фотографии без какой-либо модификации и приспособления к решению специальных криминалистических задач. Например, для запечатления объекта, размеры которого не превышают 5 х 5 см, любой фотолюбитель использует насадочные кольца. Так же поступает и следователь, фотографируя на месте происшествия след пальца или какой-либо мелкий предмет (пулю, гильзу, ключ и т.п.). Специальные цели у фотографа-любителя и следователя (криминалиста) здесь, понятное дело, не совпадают. Но у них одинаковая техническая задача: запечатлеть мелкий объект в достаточно крупном масштабе, обеспечив восприятие по фотоснимку его характерных особенностей. Так общие технические приемы фотографирования позволяют сделать снимок, который может быть полезен и в криминалистической практике, если в нем возникнет настоятельная необходимость.
Обычно же технические приемы фотографирования специально приспосабливаются криминалистами в целях получения снимков, могущих фигурировать в уголовном судопроизводстве. Так, судебный фотоснимок не должен иметь перспективных и иных искажений, создающих превратное представление о запечатленных криминалистических объектах. Для этой цели разработаны специальные правила и рекомендации по осуществлению фотосъемки различных криминалистических сюжетов, соблюдение которых обеспечивает возможность использования фотоснимков в качестве источников ориентирующей и доказательственной информации. К таким «при-
|
147 |
10* |
способленным» техническим приемам, получившим название методов криминалистической оперативной фотографии, относятся панорамная, измерительная, сигналетическая (опознавательная) и стереоскопическая съемки. Их применение в следственной практике обусловлено необходимостью соблюдения дополнительных правил, направленных на решение специальных криминалистических задач.
Панорамная фотосъемка
При производстве многих следственных действий возникает необходимость в фотофиксации объектов, расположенных на больших пространствах или имеющих значительную протяженность (например, участки дороги, здания, сооружения). Вместить такие объекты в один фотографический кадр невозможно, либо они оказываются запечатленными в очень мелком масштабе, не позволяющем воспринять по фотоснимку их криминалистически значимые участки и детали. В таких случаях прибегают к методу панорамирования. Он состоит в том, что объект фотографируют по частям таким образом, чтобы последующий кадр являлся продолжением предыдущего. Для этого на каждом следующем снимке захватывается небольшая часть предыдущего кадра, т.е. на соседних снимках дважды фиксируется один и тот же ориентир. Такие сопряженные ориентиром снимки просто и удобно монтируются в фотопанораму. В результате получается развернутый фотоснимок, на котором объект запечатлен полностью и в достаточно крупном масштабе.
Фотопанорамирование широко используется в следственной практике. Необходимость в нем возникает в тех случаях, когда: 1) нужно запечатлеть обширное пространство, в границах которого находятся объекты, имеющие важное криминалистическое значение (например, место крушения железнодорожного состава, падения вертолета); 2) при фотографировании нельзя выбрать точку съемки, с которой весь объект помещался бы на одном кадре (например, труп потерпевшего, лежащий в канализационной трубе); 3) объект нужно сфотографировать так, чтобы все его особенности были запечатлены в достаточно крупном масштабе. Панорамный, т.е. скомпонованный из нескольких, снимок не только передаст общий вид объекта, но и позволит воспринять все его криминалистически значимые детали, которые остаются неразличимыми на фотографии, отпечатанной с
|
одиночного кадра.
Различаются три основные разновидности панорамной съемки. Линейная панорама: Этим методом фотографируют такие кримина-
148
диетические объекты, которые имеют значительные линейные размеры или располагаются по линии относительно друг друга. Чтобы получить качественные панорамные снимки подобных объектов, необходимо соблюдать следующие правила.
Прежде всего нужно определить линию съемки, по которой будет идти фотографирующий при фиксации отдельных кадров. Линия эта должна быть параллельна фронтальной плоскости фиксируемых объектов. При таком подходе возможны минимальные перспективные искажения, не влияющие на восприятие.
Однако параллельность не всегда удается выдержать. В некоторых случаях наличные условия вынуждают следователя перемещаться относительно снимаемых объектов под некоторым углом. Тогда линейная панорама приобретает незначительные перспективные отклонения, которые при условии верного выбора точек съемки не препятствуют адекватному восприятию запечатленного и его криминалистически значимых особенностей.
На линейную фотопанораму обычно запечатлевают объекты, расположенные в горизонтальной плоскости. Иногда так фотографируют и в вертикальном направлении. Тогда фотоаппарат при съемке последовательно перемещают в точки, расположенные по вертикали. Например, при съемке многоэтажного здания следователь или криминалист, работающий по его поручению, делает последовательные кадры, переходя с этажа на этаж в доме напротив. Если же здание фотографировать с одной статичной точки, постепенно «задирая» объектив камеры, то на «вертикальной» панораме здание будет иметь форму пирамиды, поскольку расстояние до снимаемых участков будет постоянно увеличиваться, а масштаб изображения, соответственно, уменьшаться. Криминалистическая ценность такой панорамы, конечно, невелика.
|
Панорамную съемку рекомендуется проводить со штатива. Это обеспечит жесткую фиксацию фотокамеры при съемке, позволит контролировать ее высоту и равную удаленность от запечатлеваемых объектов. В каждой последующей точке съемки нужно следить, чтобы задняя стенка камеры была параллельна плоскости снимаемого объекта (рис. 10).
Круговая панорама. В следственной практике часто возникает необходимость сфотографировать криминалистические объекты, расположенные в пространстве по некоторой дуге. В таких ситуациях прибегают к изготовлению круговой панорамы. Здесь тоже снимают серию фотографических кадров, но в отличие от линейной панорамы, фотографирующий при съемке остается на одном месте, а каж-
149
уш, р |
Рис. 10. Линейная панорамма: 1,2,3 — точки съемки
дый последующий кадр запечатлевает после поворота камеры на определенный угол в горизонтальной плоскости (рис. 11).
В результате монтажа получается развернутый панорамный снимок объектов, расположенных по дуге окружности. Угол поворота фотокамеры контролируется по видоискателю с учетом некоторого несовпадения полей зрения его и объектива при выборе секторов, дублирующих друг друга на соседних кадрах и облегчающих монтаж круговой панорамы.
Изготовление доброкачественной круговой панорамы существенно упрощается применением штатива, имеющего специальную поворачивающуюся головку. Она обычно снабжена угловой шкалой, поэтому при съемке достаточно правильно определить угол поворота камеры при запечатлении второго кадра. Последующие кадры снимают после поворота фотокамеры на такой же угол. Посредством круговой панорамы можно получить снимок, развернутый по окружности на 180 и даже 360°. Следует, однако, учитывать, что поскольку камера при съемке остается на одном месте, то разноудаленные от нее объекты фиксируются в неодинаковых масштабах. Это может повлиять на правильное представление о сфотографированных предметах. Поэтому снимать круговую панораму лучше со сравнительно больших расстояний до запечатлеваемых объектов.
|
Очень важно правильно определить и выдерживать границы между кадрами. Каждый последующий кадр должен иметь общую границу с предыдущим и несколько перекрывать его. Для этого в каждый последующий кадр, во избежание пропусков при монтаже,
150
Рис. 11. Круговая панорама
необходимо включать часть объекта, запечатленную на предыдущем кадре (10—15% площади изображения). Тогда на соседних кадрах будут повторяться части пограничных объектов. Они-то при последующем монтаже панорамного снимка и послужат ориентирами, позволят точно состыковать отдельные кадры, например, методом наложения совпадающих участков один на другой. Следует стремиться к тому, чтобы площадь повторяющихся пограничных изображений была минимальной. Здесь фотографирующему поможет определенный практический навык.
Трудности и ошибки при фотопанорамировании происходят из-за того, что угол обзора видоискателя, через который ведется композиционное построение кадра, всегда несколько меньше угла зрения объектива. Неопытный следователь обычно оценивает ширину пограничного сектора без учета этой погрешности видоискателя. Вследствие этого пограничное изображение занимает в кадре значительное место. В конечном итоге смонтированный панорамный снимок состоит из серии фотографий, причем некоторые из них по своей пло-Щади оказываются вполовину, втрое, а то и вчетверо меньше фото-
151
графического кадра. В таком панорамном снимке много лишних стыковых линий, затрудняющих восприятие полезной информации. В результате снижается доказательственное значение запечатленных сведений, поскольку могут возникнуть предположения о монтаже панорамы из отдельных фотоизображений, не связанных между собой единым временным промежутком съемки; а также неэкономно расходуются фотографические материалы, впустую тратятся силы и время.
Наводку на резкость при панорамной фотосъемке нужно производить с обязательным использованием шкалы глубин резкости так, чтобы при фотографировании последующих кадров исключалась надобность в повторной фокусировке объектива. Несоблюдение этой рекомендации ведет к получению изображений неодинакового масштаба, что затрудняет монтаж фотопанорамы. Выдержку при круговом панорамировании определяют отдельно для каждого направления съемки, но с таким расчетом, чтобы все негативы были одинаковой плотности. Отдельные кадры печатают на одинаковой фотобумаге в одном масштабе, следя за тем, чтобы совмещаемые участки изображений на двух соседних снимках полностью совпадали. Время экспозиции при печати всех составных кадров панорамы подбирают так, чтобы фотоснимки имели одинаковую плотность. Монтируют панораму, накладывая совмещаемые участки изображений, после чего ее склеивают и обрезают по краям. Составляющие панораму снимки печатают с одной экспозицией, а проявлять их рекомендуется все сразу для получения одинаковой плотности кадров.
|
Ярусная (ступенчатая) панорама. В практике расследования преступлений нередки случаи, когда криминалистические объекты располагаются в пространстве не по прямой линии и не по дуге окружности, а на разных уровнях или смещены по отношению друг к другу в стороны. Самым простым примером здесь может служить дорожка следов ног человека. При ходьбе или беге каждый последующий след сдвинут в сторону, хотя отпечатки подметок обуви имеют вид общей линейной дорожки. Неопытные следователи фотографируют такие следы методом линейной панорамы, размещая в кадре по крайней мере одну пару следов (правой и левой ноги). Однако при этом неизбежны пространственные искажения. Фотосъемку дорожки следов ног криминалистически грамотно выполнять в виде ступенчатой или ярусной панорамы, когда каждый след запечатлевается по отдельности. Это позволяет получить изображения следов в крупном масштабе, а в результате отобразить все особенности подошв обуви,
видимые в следах. При съемке каждый след рекомендуется снабдить номером, укладываемым так, чтобы он попадал в кадр при фотографировании следующего следа (подробнее об этом см. ниже). По такой фотопанораме можно определить все характерные общие признаки дорожки следов ног человека.
Ситуацией, при которой криминалистические объекты располагаются на разных уровнях, может служить дорожно-транспортное происшествие. На шоссе, идущем по высокой насыпи, столкнулись автомобиль и мотоцикл. После происшествия автомобиль вылетел на обочину насыпи, мотоцикл свалился в кювет и опрокинулся, а труп мотоциклиста остался на склоне. Анализируя место происшествия с точки зрения предстоящей фотосъемки, можно заключить, что каждый из названных объектов расположен относительно другого на ином уровне по вертикали и сдвинут по горизонтали. Всю обстановку можно, конечно, сфотографировать издалека на один кадр. Однако такой снимок выйдет мелкомасштабным и не позволит разглядеть особенности ни одного из объектов. В такой ситуации необходимо заснять по отдельности автомобиль, мотоцикл и труп потерпевшего, а затем смонтировать снимки в виде ступенчатой панорамы, в которой кадры стыкуются вершинами своих прямоугольников.
Из приведенного примера достаточно очевидны правила съемки ярусной панорамы. Ее суть состоит в том, что криминалистические объекты фиксируются на отдельные кадры, а ориентиры для монтажной стыковки избираются по углам фотокадров. После печати снимки склеивают таким образом, чтобы повторяющиеся детали по углам парных кадров в точности перекрывали друг друга при наложении. Другими словами, при монтаже панорамы готовые снимки не стыку-
; ются по линии вертикальной или горизонтальной стороны кадра, а только захватывают незначительную площадь в вершине последне-
\ го. Поэтому некоторые детали общей картины происшедшего, не
• имеющие существенного криминалистического значения, остаются
• за пределами снимков, однако это обычно не снижает информационной ценности ярусной панорамы. Иногда такую съемку именуют панорамой следования, поскольку фотографирующий как бы пере-
; ходит от одного запечатлеваемого объекта к другому.
Сложность изготовления ярусной панорамы обусловлена в первую очередь тем, что бывает непросто выбрать ориентиры по углам
• кадров. Более того, только в первом и последнем кадрах таких ориентиров должно быть по одному. Во всех прочих ориентиры, дублирующиеся при съемке, должны располагаться в двух противоположных углах кадра. В связи с этим рекомендуется запастись специаль-
153 |
152 |
ными пластинами-ориентирами с порядковыми номерами, обозначающими очередность съемки каждого кадра. Размер сторон пластины может служить масштабом. В этих же целях на ней уместны сантиметровые деления, контрастно выделяющиеся на фоне.
Съемка ярусной панорамы с использованием ориентиров осуществляется в следующем порядке. Сначала определяются криминалистические объекты, подлежащие фотофиксации, и точки съемки. После этого станет ясно, сколько понадобится кадров и в какой последовательности придется проводить фотосъемку. Затем запечатлевают первый кадр, а перед съемкой в его вершину, которая будет стыковаться с последующим кадром, помещают пластину с цифрой «1». Фотокамеру перемещают в другую точку для съемки следующего кадра. При этом в одной его вершине должен присутствовать ориентир первого кадра, а в противоположной, стыкующейся с третьим кадром, помещают пластину с цифрой «2». Композиция третьего кадра строится относительно ориентира «2» по аналогичному принципу. Затем камеру перемещают для запечатления объектов, входящих в композицию этого кадра, и т.д. Характерным объектом здесь служит дорожка следов ног человека.
Разновидностью ярусной панорамы будет комбинированная съемка объектов посредством вертикальной и горизонтальной линейных панорам. Это более простые случаи, когда объекты располагаются относительно друг друга по горизонтальной и вертикальной линиям. Примером может служить падение монтажника со строительных лесов. Здесь важное криминалистическое значение имеют те следы, которые остались вдоль траектории движения тела, а также предметы, упавшие на землю в разных местах. Чтобы создать целостное представление об обстановке происшедшего, фотосъемка производится по линии движения тела и в горизонтальной плоскости. Такое сочетание вертикальной и горизонтальной панорам представляет собой монтаж снимков в ярусную панораму.
Измерительная фотосъемка
Измерительная съемка (метрическая фотография) — это система рекомендаций о приемах фотографирования и применяемых технических средствах для получения снимков, позволяющих установить истинные размеры запечатленных предметов. По снимкам, выполненным измерительным методом, можно составить масштабный план места происшествия, определить расстояния между объектами и размеры любого из них. Это возможно потому, что оптическое изобра-
154
жение фотографического снимка строится по законам оптики и проективной геометрии. На снимке воспроизводится не только форма объектов, их взаимное расположение, степень яркости или цветовые оттенки, но и размеры, которые могут быть действительными, уменьшенными или увеличенными.
Масштаб фотоизображения зависит от расстояния, разделяющего объект съемки и фотокамеру, а также от величины главного фокусного расстояния ее объектива. Знание этих параметров и свойств используемой оптики позволяет по снимку найти фотографический масштаб изображения и путем математических расчетов определить действительные размеры объектов, а также расстояния между ними. Получение информации о размерах объектов и промежутках между ними по фотографическому снимку нередко становится важнейшим, а в некоторых случаях единственным источником таких сведений.
Измерительная фотография достаточно широко используется в различных областях знаний: в изыскательских работах по строительству дорог и магистральных трубопроводов, в археологии, картографии и т.д. Эффективен метод измерительной фотосъемки и в криминалистической практике. В следственной практике эксплуатируются наиболее простые и доступные разновидности измерительной фо-тосъмки. Они не сложны как при фиксации, так и при проведении расчетов действительных размеров предметов, запечатленных на снимках. К этим разновидностям измерительного метода относятся: 1) фотосъемка с линейным масштабом; 2) съемка с глубинным масштабом; 3) фотосъемка с квадратным масштабом; 4) перспективная съемка специальным фотоаппаратом ФСМ.
Фотосъемка с линейным масштабом, по сути, состоит в том, что одновременно с криминалистическим объектом фотографируется масштаб — обычно линейка с контрастными сантиметровыми или миллиметровыми делениями. Масштаб при съемке располагается в плоскости фотографируемого предмета, поэтому оба изображения на фотопленке получаются с одинаковым уменьшением или увеличением. Это значительно облегчает расчеты по восстановлению истинных размеров запечатленного объекта и его деталей.
Например, важны размеры пятна крови на клинке финского ножа. Для этого нужно циркулем измерить фотографическое изображение объекта и линейного масштаба, а затем посредством простых арифметических действий вычислить истинную величину интересующего следа. Допустим, что на снимке длина ножа равна 8 см. Линейный 10-сантиметровый масштаб равен на нем 2 см. С помощью деления вычисляем, как сильно уменьшен линейный
155
масштаб — в 5 раз. Теперь, зная коэффициент уменьшения масштаба, путем умножения легко восстановить действительные размеры финского ножа (8 см х 5 = 40 см). Измерив циркулем длину и ширину пятна засохшей крови и выяснив, что они 6 х 4 мм, опять же путем умножения на коэффициент 5 определим, что они в самом деле были 3 х 2 см.
Грамотно выполненный снимок позволяет точно определять размеры сфотографированного предмета по линейному масштабу. Для этого при съемке с таким масштабом необходимо соблюдать следующие правила. Первое из них сводится к тому, что линейный масштаб должен располагаться на уровне фронтальной плоскости фотографируемого объекта, чтобы масштаб их уменьшения на пленке был одинаковым. Если фронтальная плоскость снимаемого объекта (например, глубоко вдавленный след обуви на влажном грунте) располагается ниже плоскости фона, то линейный масштаб должен быть помещен на тот же уровень. И наоборот, когда фронтальная плоскость фотографируемого объекта значительно выступает над плоскостью фона, масштаб должен быть помещен на соответствующую подставку. Другими словами, если предмет объемный, то масштаб размещают в плоскости, резкое изображение которой стремятся получить.
Масштаб нужно располагать рядом с фотографируемым объектом, но ни в коем случае не на нем самом. Иначе, даже если масштабная линейка и невелика, она неизбежно закроет часть поверхности объекта. Вследствие этого на снимке не будет отображена какая-то деталь, которая может оказаться значимой в криминалистическом отношении. По этой причине могут оказаться утраченными важные данные, что совершенно недопустимо, ибо может затруднить раскрытие преступления и доказывание вины подозреваемого лица.
Второе правило: при фотосъемке с линейным масштабом камера устанавливается таким образом, чтобы оптическая ось ее объектива была перпендикулярна к плоскости снимаемого объекта и масштаба. При наклоне оптической оси относительно фронтальной плоскости запечатлеваемого объекта возникают перспективные искажения, которые приведут к ошибкам в расчетах при восстановлении действительных размеров. Поэтому фотосъемку лучше производить со штатива или штативной головки со струбциной. Можно использовать и другие предметы, позволяющие достаточно жестко зафиксировать положение фотоаппарата. Чтобы выдержать прямой угол между оптической осью объектива и плоскостью объекта, следует воспользоваться уровнем или отвесом. Простейший отвес можно изготовить
156
прямо на месте съемки, привязав небольшой грузик к отрезку шнура или толстой нитке.
Третье правило сводится к тому, что задняя стенка фотокамеры (а значит, и плоскость пленки) должна быть параллельна поверхности снимаемых объектов, что также исключает появление перспективных искажений. Для контроля параллельности можно использовать отвес и чертежный треугольник с прямым углом либо строительный уровень. Последний устанавливают на заднюю стенку фотокамеры.
В криминалистической оперативной фотографии метрическая съемка с линейным масштабом используется для фиксации криминалистических объектов, имеющих небольшие размеры. Чаще всего это следы ладоней, ног, зубов, орудий взлома и инструментов, применения огнестрельного оружия, а также такие некрупные предметы, как ножи, пистолеты, револьверы, кастеты, гранаты и т.д.
Фотографирование с масштабом производится и в тех случаях, когда объект на снимке передается с увеличением относительно действительных размеров. Это относится к мелким криминалистическим объектам, таким, как одиночные следы пальцев, пули, гильзы, пробоины, брызги крови, волосы, микрочастицы, следы сверления, распила и перекуса на дужке замка и др. Такая съемка именуется крупномасштабной, производится с использованием удлинительных колец и других приспособлений с близкого расстояния.
Фотосъемка с глубинным масштабом применяется тогда, когда необходимо запечатлеть криминалистические объекты, находящиеся на разных расстояниях от фотоаппарата в глубину. Она позволяет восстановить по снимку размеры объектов и промежутков между ними. Измерения по снимку производятся с учетом коэффициента негативного уменьшения объекта, который зависит от числа фокусных расстояний между ним и фотоаппаратом. Коэффициент равняется числу фокусных расстояний, отделяющих объект съемки от камеры, за минусом одного главного фокуса. Эта зависимость выражается формулой: Кц.у = Нф - Ф, где К„.у— коэффициент негативного уменьшения, Нф — число главных фокусных расстояний между объектом съемки и камерой, Ф — одно фокусное расстояние. Используя эту несложную закономерность, по фотоснимку можно производить измерения и находить интересующие действительные размеры, важные в криминалистическом отношении.
В качестве примера предположим, что объект, запечатленный на снимке, находился при съемке в 15 фокусных расстояниях от фотоаппарата. Это значит, что его негативное изображение меньше действительного размера в 14 раз. На снимке измеряем длину этого
157
^ji.iiI,»,..„,,, |
предмета и определяем, что она равна 5 см. Умножением этой длины на коэффициент уменьшения восстанавливаем действительные размеры объекта: 5 см х 14 = 70 см. Аналогичным образом производится расчет высоты интересующего криминалистического объекта.
Для определения расстояния между двумя запечатленными на снимке предметами вглубь перспективы нужно узнать промежутки от фотоаппарата до предметной плоскости каждого из них. Разность этих значений и составит расстояние между предметами. Например, первый объект находится от фотоаппарата на расстоянии 20 фокусов, а второй — 32. Это значит, что промежуток между ними равен 12 фокусным расстояниям (32-20 = 12). Зная величину главного фокусного расстояния объектива, использованного при съемке, легко восстановить истинное расстояние между предметами. Если в нашем примере эта величина равна 10 см, то промежуток между запечатленными на снимке предметами равен 120 см. Приведенные расчеты верны для случая, когда позитив получен контактным способом. При увеличении позитивного изображения результат следует поделить на кратность увеличения при печати.
Глубинный масштаб, который фотографируют одновременно с интересующим следствие сюжетом, позволяет по снимку определить расстояния от фотоаппарата до каждого из предметов. Это упрощает вычисление коэффициента уменьшения изображения на снимке. Для объектов, расположенных вертикально, т.е. перпендикулярно к оптической оси объектива, действует правило, согласно которому в любой точке фотографируемой плоскости масштаб изображения практически одинаков.
Глубинный масштаб представляет собой длинную ленту с делениями. Каждое из них должно быть равно величине главного фокусного расстояния объектива. Это требование легко выполнить в тех случаях, когда камера оснащена длиннофокусным объективом. Малоформатные аппараты типа «Зенит» снабжены штатными объективами, у которых значение главного фокусного расстояния не превышает 5 см. Такие мелкие деления глубинного масштаба будут плохо различимы на фотоографии уже при удалении от камеры на двадцать фокусных расстояний. Поэтому если метрическая съемка осуществляется малоформатной камерой, на глубинный масштаб наносятся деления, кратные величине главного фокусного расстояния ее объектива. Для лучшей различимости на снимке деления глубинного масштаба окрашиваются поочередно в контрастный цвет. Светлоокрашенные деления обозначают порядковым номером. Конечно, при глубинном масштабе точность расчетов несколько ниже,
но криминалистическое значение таких метрических снимков вполне удовлетворительное.
При съемке с глубинным масштабом необходимо выдерживать простые рекомендации, которые исключают появление перспективных искажений. Так, фотосъемку с глубинным масштабом следует производить с высоты 120—150 см со штатива, на котором надежно закреплена камера. Положение ее задней стенки контролируют по отвесу. Она должна быть вертикальна, а оптическая ось объектива параллельна глубинному масштабу. Последний укладывается в глубину снимаемого пространства. Если длина масштабной ленты достаточна, то первое деление помещают точно под передней плоскостью объектива. Для этого от него опускают отвес и с этой точкой совмещают первое деление ленты. В тех случаях, когда длина ленты недостаточна, ее положение контролируют через видоискатель. Тогда первое деление размещают таким образом, чтобы оно приходилось на нижнюю границу кадра. После укладки масштаба и его закрепления измеряют расстояние от ближнего края первого деления до точки соприкосновения отвеса с поверхностью опоры штатива. Это расстояние записывают для использования в последующих расчетах по снимку (рис. 12). Печать снимков производится с полного кадра с увеличением в целое число раз.
Съемка с квадратным масштабом. Для этих целей из картона заранее изготовляют квадрат со сторонами, равными или кратными двойному фокусному расстоянию используемого объектива либо кратными числу его фокусных расстояний. При работе малоформатными камерами удобно иметь квадрат со сторонами, составляющими 19—20 фокусных расстояний. Стороны квадрата окрашивают в контрастные цвета: одну — в белый, другую — в черный. На снегу квадрат укладывают темной стороной вверх, а на темные поверхности — светлой. Этим обеспечивается контрастное запечатление квадратного масштаба и его границ на измерительном фотоснимке.
Перед началом съемки квадрат укладывают так, чтобы ближняя к аппарату сторона почти совпадала с нижней границей кадра и была параллельна ей. Квадрат должен располагаться в центре нижней границы кадра. Контроль осуществляется через видоискатель камеры. При правильном расположении масштаба вертикальная плоскость, опущенная с оптической оси объектива, должна делить его на две равные части. При съемке нужно строго выдерживать перпендикулярность задней стенки камеры. При ее наклоне к плоскости (или от плоскости) масштаба неизбежны перспективные искажения, ведущие к значительным ошибкам в расчетах.
159 |
158 |
Рис. 12. Схема измерительной фотосъемки с глубинным масштабом
После окончательной укладки квадратного масштаба измеряют и записывают расстояние между ним и объективом фотокамеры аналогично тому, как при съемке с глубинным масштабом.
При производстве расчетов фотоотпечаток подвергают графической обработке, при которой на него наносится перспективная координатная сетка. Она состоит из горизонталей и вертикалей, образующих квадраты, равные заснятому масштабу (рис. 13). Через нижнюю сторону масштаба АД на снимке проводят прямую линию АЩь как бы продолжающую основание квадрата в обе стороны. Эта линия принимается за базовую для отсчета. Ее удаление от
фотокамеры известно по условиям съемки. Например, квадрат был уложен на расстоянии 3 м или в 60 фокусных расстояниях от объектива, если при съемке использовался объектив с главным фокусным расстоянием в 5 см.
Для нанесения вертикалей стороны АВ и СД квадрата продолжают до пересечения в точке О. Затем на снимке вправо и влево от квадрата откладываются отрезки, равные длине его основания АД, и полученные точки ai и Д1 соединяют с точкой О. Для проведения первой горизонтали продолжают верхнюю сторону ВС. Каждая последующая горизонталь проходит через две точки BiCi, B2C2, ВзСз и т.д., находящиеся на пересечении диагоналей предыдущего квадрата с рядом лежащими вертикалями. Таким образом площадь снимка будет разбита на треугольники, вершины которых сходятся в одной точке О на воображаемой линии горизонта. Прикладывая линейку по диагоналям изображения квадратного масштаба, проводят прямые до их пересечения со сторонами каждого треугольника. В заключение графической обработки снимка, приложив линейку к верхней стороне квадратного масштаба, а затем, последовательно передвигая ее вверх по снимку и соединяя точки пересечения диагональных лучей со сторонами ранее образованных треугольников, проводят прямые линии, параллельные друг другу и сторонам квадратного масштаба.
После окончания этих графических расчетов будет построена перспективная координатная сетка, каждая часть которой заключает в себе квадрат. Используя эту сетку, нетрудно определить истинные размеры сфотографированных предметов, расстояния между ними в глубину, в стороны и в диагональных направлениях. В ряде случаев достаточно в центре снимка построить сетку, которая аналогична глубинному масштабу, и определить размеры так, как это было описано выше.
161 |
160 |
11-171 |
Рассмотренные способы измерительной съемки имеют недостаток, состоящий в том, что при горизонтальном положении фотоаппарата передняя граница захвата находится в 5—6 м от точки съемки. Это исключает фотографирование в небольших помещениях. Можно рекомендовать ведение съемки с любым наклоном камеры. Тогда по фотоснимку удается определять размеры объектов, расположенных в горизонтальной плоскости по методике, описанной выше. Что же касается определения высоты предметов, то для этого нужны специальные расчеты.
Поскольку на практике чаще всего приходится фиксировать объекты, расположенные именно в горизонтальной плоскости, то съемку с линейным глубинным масштабом либо с квадратным масштабом можно производить при любом наклоне фотокамеры.
Перспективная съемка специальным аппаратом ФСМ. Рассмотренные способы измерительной съемки, кроме первого, не нашли пока широкого применения в следственной практике. Это объясняется прежде всего сложностью техники съемки и графической обработки фотоснимков при определении размеров объектов. Так, аппаратом «Зенит» с высоты 1,5 м можно сфотографировать предметы, находящиеся не ближе 4 м. Поэтому в помещении длиной 5 м практически нельзя осуществить измерительную съемку этими способами.
Для производства метрической съемки на открытой местности и в помещениях любого размера рекомендуется новый способ перспективной съемки, научные основы которого базируются на началах перспективной геометрии. Сущность его состоит в том, что съемка производится с определенной высоты при любом наклоне фотоаппарата к горизонту. Поэтому объектами фиксации могут быть любые криминалистические сюжеты. Для этого разработан специальный фотоаппарат ФСМ (фотоаппарат судебно-метрический), который позволяет при съемке совмещать перспективную координатную сетку с негативным изображением на пленке. Полученные с помощью ФСМ снимки имеют наложенную перспективную сетку, пользуясь которой легко определить размеры предметов.
Фотоаппарат ФСМ сконструирован на базе камеры «Зенит» и отличается тем, что в кадровом окне в плотном контакте с негативом размещена перспективная координатная сетка, рассчитанная для определенного объектива и высоты съемки. Эта сетка с помощью ручки перемещается в кадровом окне фотоаппарата, что позволяет устанавливать соответствующий участок. Съемка этим аппаратом производится так. После выбора кадра и подготовки аппарата определяют
[расстояние до объекта, совпадающего с риской в центре видоискате-| ля. Затем перемещением сетки на шкале устанавливают это значение | и производят съемку. С полученных негативов можно печатать сним-с любым увеличением, а их расшифровка не представляет слож-!• ности, поскольку на изображение наложена координатная сетка, вер-|: тикали и горизонтали к
|
|
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!