Дополнительный) КЛАСС (6 ГОД ОБУЧЕНИЯ) — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Дополнительный) КЛАСС (6 ГОД ОБУЧЕНИЯ)

2021-10-05 57
Дополнительный) КЛАСС (6 ГОД ОБУЧЕНИЯ) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ В 9 (дополнительном) КЛАССЕ

Личностные результаты освоения программы по развитию речи:

· понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

· осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию;

· потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

· овладение достаточным объемом словарного запаса для выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; сформированность способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

· осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

· адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

· овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, в том числе с использованием социальных сетей;

· овладение навыком самооценки, в частности оценки речевой продукции в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

· развитие адекватных представлений о собственных возможностях.

Метапредметные результаты освоения программы по развитию речи:

· адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

· владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

· адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

· способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

· овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

· умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

· способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

· умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ);

· адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

· владение различными видами монолога и диалога;

· соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

· способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

· способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

· умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

· применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

· коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные результаты освоения программы по развитию речи:

- владеть различными видами аудирования и чтения на доступном уровне в соответствии со структурой нарушения;

- понимать содержание прослушанных и/ или прочитанных текстов различных функционально-смысловых типов речи; подробно и сжато передавать в устной и письменной форме содержание прослушанных и / или прочитанных текстов различных функционально-смысловых типов речи.

- извлекать информацию из различных источников, при необходимости пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой; осуществлять информационную обработку текстов по заданному алгоритму; использовать при создании собственного текста разные функционально-смысловые типы речи, понимать закономерности их сочетания, в том числе сочетание элементов разных стилей речи в художественном произведении; использовать нормы построения текстов, принадлежащих к различным функционально-смысловым типам речи, стилям речи, нормы построения тезисов, конспекта, реферата; понимать особенности употребления языковых средств выразительности в текстах, принадлежащих к различным функционально-смысловым типам речи, стилям речи;

- устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст;

- владеть различными видами диалога;

- создавать тексты с опорой на произведения искусства (в том числе сочинения-миниатюры объемом 8 и более предложений или объемом не менее 6–7 предложений сложной структуры, если этот объем позволяет раскрыть тему (выразить главную мысль); классного сочинения объемом 3,0–4,0 страницы с учетом стиля и жанра сочинения, характера темы);

- распознавать тропы (метафора, олицетворение, эпитет, гипербола, литота, сравнение);

- по заданному алгоритму распознавать виды сложносочиненных предложений; выявлять основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения; выявлять смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения, интонационные особенности сложносочиненных предложений с разными типами смысловых отношений между частями; понимать особенности употребления сложносочиненных предложений в речи; выделять основные нормы построения сложносочиненного предложения; выявлять грамматическую синонимию сложносочиненных предложений и простых предложений с однородными членами;

- по заданному алгоритму распознавать сложноподчиненные предложения, выделять главную и придаточную части предложения, средства связи частей сложноподчиненного предложения, различать виды сложноподчиненных предложений по характеру смысловых отношений между главной и придаточной частями, структуре, синтаксическим средствам связи, выявлять особенности их строения; выявлять сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными, понимать основные нормы построения сложноподчиненного предложения, особенности употребления сложноподчиненных предложений в речи;

- по заданному алгоритму распознавать типы сложных предложений с разными видами связи; понимать основные нормы построения сложных предложений с разными видами связи; употреблять сложные предложения с разными видами связи в речи; по заданному алгоритму распознавать прямую и косвенную речь; выявлять синонимию предложений с прямой и косвенной речью; уметь цитировать и применять разные способы включения цитат в высказывание; применять нормы построения предложений с прямой и косвенной речью;

- на доступном уровне в соответствии со структурой нарушения соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского литературного языка

- участвовать в диалоге на лингвистические (в рамках изученного) темы и темы на основе жизненных наблюдений объемом не менее 6 реплик;

- понимать особенности использования мимики и жестов в разговорной речи; соблюдать в устной речи и на письме правила русского речевого этикета.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

В 9 (дополнительном) классе основное внимание направлено на восполнение пробелов в рече-языковом развитии обучающихся, препятствующих успешному освоению содержания общеобразовательных предметов, и, следовательно, прохождению государственной итоговой аттестации. Поэтому содержание программы определяется двумя составляющими: перечнем требований к уровню подготовки обучающихся и реальным уровнем соответствия обучающихся данным требованиям. Поэтому и в содержании программы и в тематическом планировании предусматривается вариативная часть, предназначенная для удовлетворения специальных образовательных потребностей обучающихся конкретного класса.

Работа над словом. Задачами данного направления являются:

1. Развитие лексической системности (формирование парадигматических и синтагматических связей в индивидуальном лексиконе обучающихся)

2. Развитие внимательного отношения к форме и значению лексических единиц, совершенствование умения адекватного использования лексики в структуре текста.

3. Формирование и развитие образного словаря, за счет практического использования метафор, эпитетов, олицетворений, фразеологизмов. Развитие умения характеризовать слово с точки зрения сферы его употребления, происхождения, активного и пассивного запаса и стилистической окраски

В рамках данного направления осуществляется работа со словарями. От обучающихся требуется свободное (относительно свободное) с учетом структуры нарушения и степени ее тяжести владение различными словарями. Продолжается работа над умением выделить из состава текста тропы, определить их характер, выяснить их значение и использовать в собственной речи. Кроме того, организуется работа по овладению многозначностью, переносным значением, синонимией, антонимией, омонимией и др.

Направление «Работа над словосочетанием и предложением» предполагает продолжение проводимой на работы над совершенствованием умения устанавливать связи между словами в словосочетаниях, установления типа связи, главного и зависимого слова, преобразованием словосочетаний. Также совершенствуется умение анализировать различные виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, изученные ранее, с различными видами связи, умение видеть эти предложения в тексте, анализировать их структуру, преобразовывать их. Одним из наиболее сложных материалов для анализа и пониманиях их семантики являются сложные предложения с соподчинением в дистантных конструкциях, содержащие вводные предложения, инверсию. Этому материалу необходимо уделить особое внимание с точки зрения их моделирования и конструирования. Данная работа проводится в практическом плане с точки зрения их анализа и синтеза.

Очень важно повторить и закрепить материал, направленный на умение различать виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске с опорой на интонацию предложения.

Направление «Работа над текстом». Особенностью организации работы в 9 (дополнительном) классе является совершенствование умения анализировать и составлять тексты различных жанров. Первичные тексты предъявляются как в устном (аудирование), так и в письменном (чтение) вариантах.

Автоматизируются алгоритмы написания сочинений и изложений, устных пересказов. Особое внимание обращается на адекватность используемых языковых средств, точность и правильность их употребления. В связи с этим особая роль отводится самопроверке с точки зрения соответствия его основным признакам, адекватности отбора языковых средств, а также приучить учащихся редактировать как чужие, так и собственные тексты.

Продолжается работа, направленная на подготовку обучающихся к самостоятельной жизни в социуме: оформлять деловые бумаги (заявление, объяснительная записка, автобиография, характеристика), а также заполнять различные бланки как в «ручном» режиме, так и с использованием компьютера.

Задачами данного направления являются:

1. Совершенствование умения понимать и анализировать связные тексты различных типов и различной протяженности на слух и при чтении.

2. Совершенствование навыков планирования собственных высказываний диалогического и монологического характера в устной и письменной форме.

3. Развитие навыка формулирования собственного замысла в письменной и устной форме и умения отбирать языковые средства адекватно замыслу.

4. Формирование умения анализировать готовые тексты и редактировать их.

Направление «Виды речевой деятельности и культура речи» предполагает реализацию следующих задач:

1. Совершенствование умений устанавливать коммуникативные контакты и поддерживать их.

2. Закрепление навыков социально положительных форм вербального взаимодействия в различных социальных ситуациях.

3. Совершенствование навыков эффективной коммуникации.

В девятом (дополнительном) классе продолжается активная работа по формированию всех видов речевой деятельности: аудирование, говорение, чтение и письмо.

 Обучающиеся тренируются в сопоставлении и сравнении речевых высказываний с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств по определенному плану или алгоритму.

Продолжается работа по совершенствованию навыков коммуникации в различных условиях: реальной, виртуальной, со сверстниками, со взрослыми. Важно при этом учитывать их возрастные и психологические потребности подростков. Поэтому отрабатываются конфликтные ситуации, умение договариваться, в том числе, в ходе совместной деятельности; общаться в условиях официального общения, а также ситуация знакомства как в ходе реального общения, так и сетевого. При этом необходимо добиваться от учащихся соблюдения в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения, особенно в интернет среде.


ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБУЧЕНИЯ В 9(дополнительном) КЛАССЕ

В год – 34 ч.

В неделю - 1 ч., не менее 34 недель

Данное тематическое планирование является примерным. Учитель может изменять порядок тем, количество часов в соответствии с программой по разделу «Филология», а также составом класса, уровнем речевого развития учащихся, динамикой обучения.

Кол-во часов Тема урока Основные виды деятельности обучающихся
1 1 Язык и речь Роль русского языка в современном мире Роль языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности. Такое, всегда ли они необходимы. Беседа.  
2 2 Особенности общения в интернете и социальных сетях. Правила безопасного поведения в сети. Деловое общение в сети. Наиболее важные государственные и региональные сетевые ресурсы. Поиск работы и места дальнейшей учебы в сети. Резюме. Тренинг. Овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия с использованием социальных сетей.  
3 2 Правила общения со сверстниками и взрослыми. Особенности делового речевого общения в официальной обстановке. Решение проблемных ситуаций, запросы, собеседование, подача заявки. Специфика делового общения по телефону: спросить, уточнить, проявить инициативу. Уместность выбора средств общения в зависимости от возраста, социального статуса, национальной принадлежности собеседников. Беседа. Тренинг Речевой этикет в устной коммуникации. Сценарии коммуникативного поведения в общении со сверстниками, знакомыми и незнакомыми взрослыми. Монолог, диалог, полилог. (Деловая игра) Формирование навыков коммуникативно целесообразного взаимодействия с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.  
4 10 Текст Аудирование текстов разных стилей и жанров: детальное, ознакомительное и выборочное. Чтение текстов разных стилей и жанров: поисковое, ознакомительное, изучающее, просмотровое. Тема и основная мысль текста, формулирование вопросов по содержанию текста, выявление скрытого смысла. Абзацное членение текста. Определение главной и второстепенной информации в прослушанном или прочитанном тексте, коммуникативной установки. Овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации. Формирование умения преобразовывать, сохранять и передавать информацию, полученную в результате чтения или аудирования в виде таблицы, схемы, элементарной инфографики, другим способом. Умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ). Последующее изложение текста в устном или письменном виде. Устный пересказ текста объемом не менее 150 слов. Подробные и краткие пересказы (изложения) после предварительного анализа (для подробного изложения объем исходного текста не менее 280 слов; для сжатого изложения и выборочного – не менее 300 слов). В качестве первичных текстов могут выступать тексты из программы раздела «Филология». В этом случае на уроках развития речи проводится предварительная работа над содержанием текста, лексико-грамматическая подготовка, работа над планом и проч. На уроках русского языка или литературы обучающиеся работают непосредственно над записью вторичного текста, его первичным редактированием. Работа над ошибками стилистического или содержательного плана после проверки учителем и обсуждения также переносится на уроки развития речи. На доступном уровне в соответствии со структурой нарушения создание текстов различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) с опорой на жизненный и читательский опыт; тексты с опорой на произведения искусства (в том числе сочинения-миниатюры объемом 8 и более предложений или объемом не менее 6-7 предложений сложной структуры, если этот объем позволяет раскрыть тему (выразить главную мысль); классного сочинения объемом 3,0–4,0 страницы с учетом стиля и жанра сочинения, характера темы); Редактирование собственных и чужих текстов. Формирование умения по заданному алгоритму характеризовать особенности жанров официально-делового стиля речи, тексты публицистических жанров; научного стиля речи, и создавать аналогичные тексты самостоятельно. Формирование умения извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях.
5 2 Лексика Продолжение работы по формированию и совершенствованию навыка различения и использования основных способов толкования лексического значения слова (использование толкового словаря; подбор однокоренных слов; подбор синонимов и антонимов; определение значения слова по контексту). Закрепление понятия о однозначных и многозначных словах, умение различать прямое и переносное значение слова, распознавать и подбирать синонимы, антонимы, омонимы; на практическом уровне различать многозначные слова и омонимы. Стилистическая окраска слова. Практическое использование эпитетов, метафор, олицетворения на доступном уровне в соответствии со структурой нарушения. Поиск эпитетов, метафор, олицетворения в текстах, составление простых текстов под руководством учителя с использование данных средств выразительности. Роль данных средств в общении. Использование в практике разных видов словарей. Практическое закрепление навыков выделения и использования различных частей речи: причастий, деепричастий, наречий, числительных и проч. (Наибольшее внимание уделяется тем частям речи, пользование которыми наиболее затруднено у обучающихся данного класса).
6 4 Словосочетание Закрепление навыка выделения словосочетания из состава предложения, выделение главного слова в словосочетании постановка вопросов, особенности связи слов в словосочетании (согласование, управление предложное и беспредложное, примыкание), практическая тренировка в распознавании словосочетаний, их видов по характеру главного слова (классификация, составление по аналогии и др.), понятие о средствах связи слов в словосочетании. По заданному алгоритму распознавать основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: именные, глагольные, наречные; выявлять грамматическую синонимию словосочетаний; понимать лексическую сочетаемость слов в словосочетании, применять нормы построения словосочетаний.
7 6  Предложение Предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске, интонационное оформление предложений. Различные виды простых, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, конструкции с прямой и косвенной речью. По заданному алгоритму распознавать предложения с разными видами связи, бессоюзные и союзные предложения (сложносочиненные и сложноподчиненные). Работа с деформированными предложениями, составление предложений из отдельных слов, схемы предложений, моделирование и конструирование различных видов предложений после предварительного разбора.
8 7 Резерв  

 



Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.031 с.