Раздел 3. Великие темы жизни — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Раздел 3. Великие темы жизни

2021-10-05 47
Раздел 3. Великие темы жизни 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох.

Тематическая картина в русском искусстве XIX века.

Процесс работы над тематической картиной

Библейские темы в изобразительном искусстве.

Монументальная скульптура и образ истории народа.

Место и роль картины в искусстве XX века.

Художественно-творческие проекты.

Искусство иллюстрации. Слово и изображение.

Раздел 4. Реальность жизни и художественный образ

Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве.

Зрительские умения и их значение для современного человека.

История искусств и история человечества.

Стиль и направление в изобразительном искусстве (импрессионизм и реализм)

Личность художника и мир его времени в произведениях искусства.

Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре.

Раздел 5. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры.

Искусство шрифта.

Композиционные основы макетирования в графическом дизайне.

Многообразие форм графического дизайна.

Раздел 6. В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств.

От плоскостного изображения к объёмному макету.

Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.

Здание как сочетание различных объёмов. Понятие модуля.

Важнейшие архитектурные элементы здания.

Примерные виды деятельности обучающихся с ЗПР, обусловленные особыми образовательными потребностями и обеспечивающие осмысленное освоение содержании образования по предмету «Изобразительное искусство»

При работе на уроке следует отдавать предпочтение практическим методам обучения: показу, упражнениям. Выполнение практической работы обязательно должно сопровождаться речевым отчетом ученика о выполненной работе, способствовать развитию речи, умению составлять связное речевое высказывание. Возможно использовать в ходе урока алгоритмы, картинные и письменные планы выполнения работы, перед выполнением практической работы желательным является проведение подробного анализа предстоящей работы, составление плана ее реализации. С целью формирования личностных компетенций у обучающихся с ЗПР следует предусматривать чередование уроков индивидуального практического творчества и уроков коллективной творческой деятельности. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах.

Примерные контрольно-измерительные материалы

Контрольные работы по предмету «Изобразительное искусство» программой не предусмотрены. Основные формы учебной деятельности – практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира. На уроках изобразительного искусства оценивается как уровень восприятия обучающимися с ЗПР произведений искусства и явлений культуры, так и уровень выполнения практических заданий. Причем решающую роль при выставлении отметки играет оценивание художественно-творческой деятельности в силу практического характера занятий по изобразительному искусству. Оценивание работы обучающихся с ЗПР носит индивидуальный характер, учитываются следующие показатели:

- правильность приемов работы,

- степень самостоятельности выполнения задания (ориентировку в задании, правильное построение рисунка, аккуратность выполненной работы),

- соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда.

 

Музыка

Учебный предмет «Музыка», входящий в предметную область «Искусство», способствует эстетическому и духовно-нравственному воспитанию, формированию способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе, другим людям, Отечеству и миру в целом, коррекции и развитию эмоциональной сферы, социализации обучающихся с ЗПР. Учебный предмет развивает у обучающихся с ЗПР творческое воображение, ассоциативно-образное мышление, умение воспринимать информацию, передаваемую через художественные образы.

Овладение основами музыкальных знаний на уровне основного общего образования должно обеспечить формирование основ музыкальной культуры и грамотности как части общей и духовной культуры школьников, развитие музыкальных способностей обучающихся с ЗПР, а также способности к сопереживанию произведениям искусства через различные виды музыкальной деятельности, овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности.

Программа отражает содержание обучения предмету «Музыка» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. Для обучающихся с ЗПР характерен сниженный уровень развития учебно-познавательной деятельности, при котором отставание может проявляться в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп либо неравномерное их становление). Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и др. познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие овладение программным материалом. Слабая произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности обучающихся с ЗПР оказывают влияние на продуктивность учебной деятельности на уроках музыки. Для школьников с ЗПР характерна удовлетворительная обучаемость, но часто она избирательная и неустойчивая и зависит от уровня сложности и субъективной привлекательности вида деятельности, а также от актуального эмоционального состояния. В связи с этим в образовательном процессе используются специальные приемы, позволяющие корректировать и ослаблять проявления нарушений в развитии обучающихся. Особое внимание уделяется формированию жизненных компетенций. Посредством привлечения обучающихся к духовной составляющей предмета у школьников с ЗПР формируются устойчивые нравственные позиции, культурные ценности, социально значимые интересы и увлечения. Расширение кругозора способствует повышению общего уровня культурного развития ребенка с ЗПР, его социальной адаптации, осознанию себя членом общества с его культурой и традициями.

Освоение предмета «Музыка» направлено на:

- приобщение обучающихся с ЗПР к музыке, осознание через музыку жизненных явлений, раскрывающих духовный опыт поколений;

- расширение музыкального и общего культурного кругозора школьников; воспитание их музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;

- развитие творческого потенциала, ассоциативно-образного мышления, воображения, позволяющих проявить творческую индивидуальность в различных видах музыкальной деятельности;

- развитие способности к эстетическому освоению мира, способности оценивать произведения искусства по законам гармонии и красоты;

- овладение основами музыкальной грамотности с опорой на специальную терминологию и ключевые понятия музыкального искусства, элементарную нотную грамоту, способствующей эмоциональному восприятию музыки как живого образного искусства во взаимосвязи с жизнью.

В рамках продуктивной музыкально-творческой деятельности учебный предмет «Музыка» способствует формированию у обучающихся потребности во взаимодействии с музыкой в ходе дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры.

Программа содержит перечень музыкальных произведений, используемых для обеспечения достижения образовательных результатов, рекомендованных образовательной организации. Музыкальный и теоретический материал разделов, связанных с народным музыкальным творчеством, может быть дополнен регионально-национальным компонентом.

Учебный предмет «Музыка» играет существенную роль для эстетического развития и духовно-нравственного воспитания и в то же время обнаруживает существенный коррекционный потенциал. В процессе обучения учитываются особенности развития обучающихся с ЗПР, препятствующие освоению учебного предмета. Снижение развития понятийно-абстрактного мышления затрудняет у обучающихся с ЗПР понимание художественного смысла музыкального произведения и его анализ. Им тяжело воспринимать сложную мелодию, в то время как простые воспринимаются легче. Недостаточность аналитико-синтетической деятельности и особенности осмысленного восприятия осложняют различение на слух музыкальных инструментов и их звучания. Нарушения в развитии эмоциональной сферы влияют на восприятие настроения музыкального произведения, его эмоционально-образного содержания. Обучающиеся с ЗПР затрудняются в различении тонких эмоциональных граней музыки, передаваемого композитором характера музыкального произведения. Ограниченный словарный запас препятствует вербальному выражению переживаемых чувств по прослушанному музыкальному произведению. Ослабленная память обучающихся с ЗПР, снижение ее объема может затруднять запоминание текста песен и теоретический материал с соответствующей терминологией.

Поэтому коррекционная направленность уроков музыки предполагает включение заданий на развитие внимания, приемов запоминания, ассоциативно-образного мышления, чувства ритма. Для преодоления трудностей в изучении учебного предмета «Музыка» необходим подбор эмоционально привлекательного и доступного музыкального материала, дополнительная визуализация и наглядность при изучении теоретического материала, регулярная смена видов деятельности на уроке, поощрение любых проявлений активности, включение специальной речевой работы по разъяснению новых терминов и пополнению словаря. Особое значение следует уделять обеспечению эмоциональной привлекательности занятий. Личностное, коммуникативное, социальное развитие обучающихся с ЗПР определяется стратегией организации их музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности. Важным становится поощрение инициативы школьника с ЗПР включаться в музыкально-творческую деятельность класса и школы, внимание и уважение к музыкальным увлечениям учащихся.

Изучение музыки на уровне основного общего образования направлено на достижение следующих целей и задач.

Цели общего музыкального образования, реализуемые через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития, на данном этапе обучения приобретают большую направленность на расширение музыкальных интересов обучающихся с ЗПР, обеспечение их интеллектуально-творческого развития, активный познавательный поиск в сфере искусства, самостоятельное освоение различных учебных действий.

Задачи:

- формирование музыкальной культуры обучающихся с ЗПР как неотъемлемой части их общей духовной культуры, освоение музыкальной картины мира;

- воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием, эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;

- развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;

- развитие и углубление интереса к музыке и музыкальной деятельности, развитие музыкальной памяти и слуха, ассоциативного мышления, фантазии и воображения;

- освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;

- развитие творческих способностей учащихся, овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушание музыки, пение, музыкально-пластическое движение, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением информационно-коммуникативных технологий);

- передача положительного духовного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном искусстве в его наиболее полном виде;

- коррекция и развития эмоциональной сферы обучающегося с ЗПР посредством приобщения к музыке, выражения своих эмоций через восприятие музыкальных произведений, переживание и осознание своих чувств через проживание музыкального образа;

- коррекция и развитие памяти, ассоциативно-образного мышления посредством заучивания музыкального материала и текстов песен, понимания средств музыкальной выразительности;

- совершенствование речевого дыхания, правильной артикуляции звуков, формирование способности вербального выражения чувств, обогащение словаря.

Изучение учебного предмета «Музыка» вносит свой вклад в общую систему коррекционно-развивающей работы, направленной на удовлетворение особых образовательных потребностей обучающегося с ЗПР.

Если обучение предмету построено с соблюдением специальных дидактических принципов, предполагает использование адекватных методов и конкретных приемов, то у школьника возникает интерес к художественной деятельности вообще и музыке в частности.

Обучение учебному предмету «Музыка» способствует в первую очередь эстетическому и духовно-нравственному развитию, воспитанию патриотизма. Кроме того, учитель музыки должен поддерживать тесную связь с другими участниками сопровождения (учителем по основным предметам, педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом). Они помогут определить индивидуальные особенности обучающихся с ЗПР и учитывать их в образовательном процессе, подбирать средства обучения в соответствии с образовательными потребностями каждого ученика.

Учитель музыки должен поддерживать тесную связь с учителем-логопедом, поскольку распевание на уроках музыки способствуют правильному речевому дыханию и артикуляции.

Взаимосвязь учителя музыки и педагога-психолога заключается в учете психологических рекомендаций в реализации индивидуального подхода к обучающимся, соблюдении этапности работы по формированию произвольной регуляции деятельности и поведения.

Учителю музыки следует придерживаться приведенным ниже общим рекомендациям:

- следует преподносить новый материал развернуто, пошагово и закреплять его на протяжении нескольких занятий;

- при введении новых терминов следует использовать визуальную опору, учитывать разную возможность школьников с ЗПР активно использовать их в самостоятельной речи, предусматривать помощь (в виде опорных карточек) при употреблении или использовании терминологии;

- следует производить отбор музыкального материала с позиции его доступности, при этом сохраняя общий базовый уровень;

- следует постоянно разнообразить содержание проводимых занятий, мотивировать учащихся к изучению предмета;

- необходимо обращать внимание на общее состояние подростка, осуществляя при необходимости гибкую корректировку адресуемых ему заданий.

Обучающиеся с ЗПР также нуждаются в том, чтобы на уроках музыки учитель постоянно побуждал их высказываться, давать словесный отчет по совершаемым учебным действиям; способствовал осознанности изучаемого материала посредством установления обратной связи; разъяснял пользу изучаемого материала, связь с жизненными ситуациями и применимость полученных знаний в жизни, формировал мотивацию слушания музыки за пределами урока.

В основе построения материала по учебному предмету «Музыка» лежит модульный принцип. В результате освоения предмета «Музыка» обучающиеся формируют представления о музыке как о виде искусства, значении музыки в художественной культуре, об основных жанрах народной и профессиональной музыки, о формах музыки, характерных чертах и образцах творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов, видах оркестров, известных инструментах, выдающихся композиторах и музыкантах-исполнителях, приобретают навыки эмоционально-образного восприятия музыкальных произведений, определения на слух произведений русской и зарубежной классики, образцов народного музыкального творчества, произведений современных композиторов, исполнения народных песен, песен композиторов-классиков и современных композиторов, выявления общего и особенного при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, стилевых направлениях, различения звучания отдельных музыкальных инструментов, видов хора и оркестра.

Содержание предмета реализуется в следующих модулях:

· Модуль «Народное музыкальное творчество России»;

· Модуль «Связь музыки с другими видами искусства»;

· Модуль «Сценические жанры музыкального искусства»;

· Модуль «Истоки и образы русской и европейской духовной музыки»;

· Модуль «Отражение народных истоков в композиторской музыке разных стран и эпох»;

· Модуль «Современная музыка: основные жанры и направления, отличительные черты и характерные признаки».

Модульный принцип предоставляет автору рабочей программы свободу в распределении материала по годам обучения и четвертям (триместрам). Изучение включенных в содержание программы модулей может быть вариативным на каждом году обучения,

Примерная рабочая программа определяет подход к структурированию учебного материала, последовательности и времени его изучения, а также к путям формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся.

Основное содержание программы учебного предмета «Музыка»:

Музыка как вид искусства (включает модули «Связь музыки с другими видами искусства», «Сценические жанры музыкального искусства», «Отражение народных истоков в композиторской музыке разных стран и эпох».)

Интонация как носитель образного смысла. Многообразие интонационно-образных построений. Средства музыкальной выразительности в создании музыкального образа и характера музыки. Разнообразие вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерной, симфонической и театральной музыки. Различные формы построения музыки (двухчастная и трехчастная, вариации, рондо,сонатно-симфонический цикл, сюита), их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов. Круг музыкальных образов (лирические, драматические, героические, романтические, эпические и др.), их взаимосвязь и развитие. Многообразие связей музыки с литературой. Взаимодействие музыки и литературы в музыкальном театре. Программная музыка. Многообразие связей музыки с изобразительным искусством. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Картины природы в музыке и в изобразительном искусстве. Символика скульптуры, архитектуры, музыки.

Народное музыкальное творчество (включает модули «Народное музыкальное творчество России», «Отражение народных истоков в композиторской музыке разных стран и эпох»).

Устное народное музыкальное творчество в развитии общей культуры народа. Характерные черты русской народной музыки. Основные жанры русской народной вокальной музыки. Музыкальный фольклор народов России. Знакомство с музыкальной культурой, народным музыкальным творчеством своего региона. Истоки и интонационное своеобразие, музыкального фольклора разных стран.

Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX -ХХ вв. (включает модули «Истоки и образы русской и европейской духовной музыки», «Связь музыки с другими видами искусства», «Сценические жанры музыкального искусства», «Отражение народных истоков в композиторской музыке разных стран и эпох»).

Древнерусская духовная музыка. Знаменный распев как основа древнерусскойхрамовой музыки. Основные жанры профессиональной музыки эпохи Просвещения: кант, хоровой концерт, литургия. Формирование русской классической музыкальной школы (М.И. Глинка). Обращение композиторов к народным истокам профессиональной музыки. Романтизм в русской музыке. Стилевые особенности в творчестве русских композиторов (М.И. Глинка, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов). Роль фольклора в становлении профессионального музыкального искусства. Духовная музыка русских композиторов. Традиции русской музыкальной классики, стилевые черты русской классической музыкальной школы.

Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XI Х- X Х вв. (включает модули «Истоки и образы русской и европейской духовной музыки», «Связь музыки с другими видами искусства», «Сценические жанры музыкального искусства»).

Средневековая духовная музыка: григорианский хорал. Жанры зарубежной духовной и светской музыки в эпохи Возрождения и Барокко (фуга, месса, реквием). И.С. Бах – выдающийся музыкант эпохи Барокко. Венская классическая школа (Й. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен). Творчество композиторов-романтиков Ф. Шопен, Ф. Лист, Р. Шуман, Ф. Шуберт, Э. Григ). Оперный жанр в творчестве композиторов XIX века (Ж. Бизе, Дж. Верди). Основные жанры светской музыки (соната, симфония, камерно-инструментальная и вокальная музыка, опера, балет). Основные жанры светской музыки XIX века (соната, симфония, камерно-инструментальная и вокальная музыка, опера, балет).

Русская и зарубежная музыкальная культура XX в. (включает модули «Современная музыка: основные жанры и направления, отличительные черты и характерные признаки», «Связь музыки с другими видами искусства», «Сценические жанры музыкального искусства», «Отражение народных истоков в композиторской музыке разных стран и эпох»).

Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных композиторов (И.Ф. Стравинский, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, Г.В. Свиридов, Р. Щедрин ) и зарубежных композиторов ХХ столетия (К. Дебюсси, К. Орф,М. Равель ). Многообразие стилей в отечественной и зарубежной музыке ХХ века (импрессионизм). Джаз: спиричуэл, блюз, симфоджаз – наиболее яркие композиторы и исполнители. Отечественные и зарубежные композиторы-песенники ХХ столетия. Обобщенное представление о современной музыке, ее разнообразии и характерных признаках. Авторская песня: прошлое и настоящее. Рок-музыка и ее отдельные направления (рок-опера, рок-н-ролл.). Мюзикл. Электронная музыка. Современные технологии записи и воспроизведения музыки.

Современная музыкальная жизнь (включает модули «Современная музыка: основные жанры и направления, отличительные черты и характерные признаки», «Связь музыки с другими видами искусства», «Сценические жанры музыкального искусства»).

Панорама современной музыкальной жизни в России и за рубежом: концерты, конкурсы и фестивали (современной и классической музыки). Наследие выдающихся отечественных (Ф.И. Шаляпин, Д.Ф. Ойстрах, А.В. Свешников, А.В. Александров, Д.А. Хворостовский, А.Ю. Нетребко, В.Т. Спиваков, Д.Л. Мацуев и др.) и зарубежных исполнителей (Э. Карузо, М. Каллас; Л. Паваротти, М. Кабалье и др.) классической музыки. Современные выдающиеся, композиторы, вокальные исполнители и инструментальные коллективы. Всемирные центры музыкальной культуры и музыкального образования. Классическая музыка в современных обработках.

Значение музыки в жизни человека (включает следующие модули «Связь музыки с другими видами искусства», «Сценические жанры музыкального искусства», «Отражение народных истоков в композиторской музыке разных стран и эпох»).

Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Стиль как отражение мироощущения композитора. Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом обществе. «Вечные» проблемы жизни в творчестве композиторов. Своеобразие видения картины мира в национальных музыкальных культурах Востока и Запада. Преобразующая сила музыки как вида искусства.

 

Примерный перечень музыкальных произведений для использования в обеспечении образовательных результатов (по выбору образовательной организации):

1. Ч. Айвз. «Космический пейзаж».

2. Л. Армстронг. «Блюз Западной окраины».

3. Э. Артемьев. «Мозаика».

4. И. Бах. Токката и фуга ре минор для органа. Прелюдия до мажор (ХТК, том Ι). Фуга ре диез минор (ХТК, том Ι). Итальянский концерт. Высокая месса си минор (хор «Kirie» (№ 1), хор «Gloria» (№ 4), хор «Sanctus» (№ 20)). Оратория «Страсти по Матфею» (ария альта № 47). Сюита № 2 (7 часть «Шутка»). И. Бах-Ф. Бузони. Чакона из Партиты № 2 для скрипки соло.

5. И. Бах-Ш. Гуно. «Ave Maria».

6. М. Березовский. Хоровой концерт «Не отвержи мене во время старости».

7. Л. Бернстайн. Мюзикл «Вестсайдская история» (песня Тони «Мария!», песня и танец девушек «Америка», дуэт Тони и Марии, сцена драки).

8. Л. Бетховен. Симфония № 5. Соната № 7 (экспозиция Ι части). Соната № 8 («Патетическая»). Соната № 14 («Лунная»). Соната № 20 (ΙΙ часть, менуэт). Соната № 23 («Аппассионата»). Музыка к трагедии И. Гете «Эгмонт» (Увертюра. Песня Клерхен).

9. Ж. Бизе. Опера «Кармен» (фрагменты:Увертюра, Хабанера из I д., Сегедилья, Сцена гадания).

10. Ж. Бизе-Р. Щедрин. Балет «Кармен-сюита» (Вступление (№ 1). Танец (№ 2) Развод караула (№ 4). Выход Кармен и Хабанера (№ 5). Болеро (№ 8). Тореро (№ 9). Адажио (№ 11). Гадание (№ 12). Финал (№ 13).

11. А. Бородин. Квартет № 2 (Ноктюрн, III ч.). Симфония № 2 «Богатырская» (экспозиция, Ι ч.). Опера «Князь Игорь» (Хор из пролога «Солнцу красному слава!», Ария Князя Игоря из II д., Половецкая пляска с хором из II д., Плач Ярославны из IV д.).

12. Дж. Верди. Опера «Риголетто» (Песенка Герцога, Финал).

13. А. Вивальди. Цикл концертов для скрипки соло, струнного квинтета, органа и чембало «Времена года» («Весна», «Зима»).

14. Э. Вила-Лобос. «Бразильская бахиана» № 5 (ария для сопрано и виолончелей).

15. А. Варламов. «Горные вершины» (сл. М. Лермонтова). «Красный сарафан» (сл. Г. Цыганова).

16. В. Гаврилин «Перезвоны». По прочтении В. Шукшина (симфония-действо для солистов, хора, гобоя и ударных): «Весело на душе» (№ 1), «Ти-ри-ри» (№ 8), «Вечерняя музыка» (№ 10), «Молитва» (№ 17).

17. Й. Гайдн. Симфония № 103 («С тремоло литавр»). I часть, IV часть.

18. Г. Гендель. Пассакалия из сюиты соль минор. Хор «Аллилуйя» (№ 44) из оратории «Мессия».

19. Дж. Гершвин. Опера «Порги и Бесс» (Колыбельная Клары из I д., Песня Порги из II д., Дуэт Порги и Бесс из II д., Песенка Спортинг Лайфа из II д.). Концерт для ф-но с оркестром (Ι часть). Рапсодия в блюзовых тонах. «Любимый мой» (сл. А. Гершвина, русский текст Т. Сикорской).

20. М. Глинка. Опера «Иван Сусанин» (Рондо Антониды из I д., хор «Разгулялися, разливалися», романс Антониды, Полонез, Краковяк, Мазурка из II д., Песня Вани из III д., Хор поляков из IV д., Ария Сусанина из IV д., хор «Славься!»). Опера «Руслан и Людмила» (Увертюра, Сцена Наины и Фарлафа, Персидский хор, заключительный хор «Слава великим богам!»). «Вальс-фантазия». Романс «Я помню чудное мгновенье» (ст. А. Пушкина). Романс «Жаворонок» (ст. Н. Кукольника). Романс «Венецианская ночь»

21. М. Глинка-М. Балакирев. «Жаворонок» (фортепианная пьеса).

22. К. Глюк. Опера «Орфей и Эвридика» (хор «Струн золотых напев», Мелодия, Хор фурий).

23. Э. Григ. Музыка к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт» (Песня Сольвейг, «Смерть Озе», «В пещере горного короля»).

24. К. Дебюсси. Ноктюрн «Празднества». «Бергамасская сюита» («Лунный свет»). Фортепианная сюита «Детский уголок» («Кукольный кэк-уок»).

25. И. Дунаевский. Марш из к/ф «Веселые ребята» (сл. В. Лебедева-Кумача).

26. А. Журбин. Рок-опера «Орфей и Эвридика» (фрагменты по выбору учителя).

27. Знаменный распев.

28. Д. Кабалевский.«Реквием» на стихи Р. Рождественского («Наши дети», «Помните!»).

29. Д. Каччини. «Ave Maria».

30. В. Кикта. Фрески Софии Киевской (концертная симфония для арфы с оркестром) (фрагменты по усмотрению учителя).

31. Ф. Лист. Венгерская рапсодия № 2. Этюд Паганини (№ 6).

32. А. Лядов. Кикимора (народное сказание для оркестра).

33. Ф. Лэй. «История любви».

34. Мадригалы эпохи Возрождения.

35. Р. де Лиль. «Марсельеза».

36. М. Матвеев. «Матушка, матушка, что во поле пыльно».

37. В. Моцарт. Соната до мажор (эксп. Ι ч.). «Маленькая ночная серенада» (Рондо). Симфония № 40. Реквием («Dies ire», «Lacrimoza»). Соната № 11 (I, II, III ч.). Фрагменты из оперы «Волшебная флейта».

38. М. Мусоргский. Опера «Борис Годунов» (Вступление, Песня Варлаама, Сцена смерти Бориса). Опера «Хованщина» (Вступление).

39. Народные музыкальные произведения России, народов РФ и стран мира по выбору образовательной организации.

40. Негритянский спиричуэл.

41. М. Огинский. Полонез ре минор («Прощание с Родиной»).

42. К. Орф. Сценическая кантата для певцов, хора и оркестра «Кармина Бурана». («Песни Бойерна: Мирские песни для исполнения певцами и хорами, совместно с инструментами и магическими изображениями») (фрагменты по выбору учителя).

43. Дж. Перголези «Stabat mater» (фрагменты по выбору учителя).

44. С. Прокофьев. Опера «Война и мир» (Ария Кутузова, Вальс). Соната № 2 (Ι ч.). Симфония № 1 («Классическая». Ι ч., ΙΙ ч., III ч. Гавот, IV ч. Финал). Балет «Ромео и Джульетта» (Улица просыпается, Танец рыцарей, Патер Лоренцо). Кантата «Александр Невский» (Ледовое побоище). Фортепианные миниатюры «Мимолетности» (по выбору учителя).

45. М. Равель. «Болеро».

46. С. Рахманинов. Концерт № 2 для ф-но с оркестром (Ι часть). Концерт № 3 для ф-но с оркестром (Ι часть). «Вокализ». Романс «Весенние воды» (сл. Ф. Тютчева). Романс «Островок» (сл. К. Бальмонта, из Шелли). Романс «Сирень» (сл. Е. Бекетовой). Прелюдии (до диез минор, соль минор). «Всенощное бдение» (фрагменты по выбору учителя).

47. Н. Римский-Корсаков. Опера «Садко» (Колыбельная Волховы, хороводная песня Садко «Заиграйте, мои гусельки», Песня Варяжского гостя, Песня Индийского гостя). Опера «Снегурочка» (Пролог: Сцена Снегурочки с Морозом и Весной, Ария Снегурочки «С подружками по ягоды ходить»; Третья песня Леля (ΙΙΙ д.), Сцена таяния Снегурочки «Люблю и таю» (ΙV д.)). Опера «Сказка о царе Салтане» («Полет шмеля»). Симфоническая сюита «Шехеразада» (I часть). Романс «Горные вершины» (ст. М. Лермонтова).

48. А. Рубинштейн. Романс «Горные вершины» (ст. М. Лермонтова).

49. Г. Свиридов. Кантата «Памяти С. Есенина» (ΙΙ ч. «Поет зима, аукает»). Сюита «Время, вперед!» (VI ч.). «Музыкальные иллюстрации к повести А. Пушкина «Метель» («Тройка», «Вальс», «Весна и осень», «Романс», «Пастораль», «Военный марш», «Венчание»).

50. А. Скрябин. Прелюдия № 4 (ми бемоль минор).

51. И. Стравинский. Балет «Петрушка» (Первая картина: темы гулянья, Балаганный дед, Танцовщица, Танец оживших кукол).

52. Э. Уэббер. Рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда» (фрагменты по выбору учителя). Мюзикл «Кошки», либретто по Т. Элиоту (фрагменты по выбору учителя).

53. А. Хачатурян. Балет «Гаянэ» (Танец с саблями, Колыбельная). Музыка к драме М. Лермонтова «Маскарад» (Галоп, Вальс).

54. П. Чайковский. Вступление к опере «Евгений Онегин». Симфония № 5 (I ч., III ч. Вальс, IV ч. Финал). Концерт № 1 для ф-но с оркестром (ΙΙ ч., ΙΙΙ ч.). Балет «Спящая красавица». Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». Торжественная увертюра «1812 год». Сюита № 4 «Моцартиана». Фортепианный цикл «Времена года» («На тройке», «Баркарола»). Ноктюрн до-диез минор. «Всенощное бдение» («Богородице Дево, радуйся» № 8). «Я ли в поле да не травушка была» (ст. И. Сурикова), «Покаянная молитва о Руси».

55. П. Чесноков. «Да исправится молитва моя».

56. М. Чюрленис. Симфоническая поэма «Море».

57. А. Шнитке. Кончерто гроссо. Сюита в старинном стиле для скрипки и фортепиано.

58. Ф. Шопен. Вальс № 6 (ре бемоль мажор). Мазурка № 1. Полонез (ля мажор). Ноктюрн фа минор. Этюд № 12 (до минор).

59. Д. Шостакович. Симфония № 7 «Ленинградская».

60. И. Штраус. «Полька-пиццикато». Вальс из оперетты «Летучая мышь».

61. Ф. Шуберт. Симфония № 8 («Неоконченная»). Вокальный цикл на ст. В. Мюллера «Прекрасная мельничиха» («В путь»). «Лесной царь» (ст. И. Гете). «Серенада» (сл. Л. Рельштаба, перевод Н. Огарева). «Ave Maria» (сл. В. Скотта). «Баркаролла».

62. Р. Щедрин. Опера «Не только любовь». (Песня и частушки Варвары).

 

Содержание курса музыки 5 КЛАСС (первый год обучения на уровне основного общего образования)

Содержание предмета за курс 5 класса включает модули:

«Народное музыкальное творчество России»;

«Связь музыки с другими видами искусства»;

«Сценические жанры музыкального искусства»;

«Отражение народных истоков в композиторской музыке разных стран и эпох».

Роль музыки в жизни человека и общества и ее значение для духовно-нравственного развития человека (П. Чайковский «Я ли в поле да не травушка была» (ст. И. Сурикова), «Покаянная молитва о Руси», П. Чесноков. «Да исправится молитва моя». Национальное своеобразие музыки. Значение народного песенного и инструментального музыкального творчества как части духовной культуры народа (Народные музыкальные произведения России, народов РФ и стран мира по выбору образовательной организации). Народные музыкальные инструменты. Интонационное многообразие фольклорных традиций своего народа и других народов мира (А. Хачатурян Балет «Гаянэ», П. Чайковский Балет «Спящая красавица», Н. Римский-Корсаков Симфоническая сюита «Шехерезада»). Связь народного и профессионального музыкального творчества (Н. Римский-Корсаков Оперы «Садко», «Снегурочка»). Интонация в музыке как носитель образного смысла (Г. Свиридов «Метель»). Музыка как выражение чувств и мыслей человека. Выразительные и изобразительные интонации в музыке (Э. Григ. Музыка к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт». Песня Сольвейг, «Смерть Озе», «В пещере горного короля»). Исторические события и судьбы защитников Отечества, воплощаемые в музыкальных произведениях (М. Глинка Опера «Иван Сусанин», М. Мусоргский Опера «Борис Годунов», П. Чайковский Увертюра «1812», Кантата «Александр Невский», Д. Шостакович Симфония № 7 «Ленинградская».). Вокальная и инструментальная музыка (Романс «Венецианская ночь», Ф. Шуберт «Баркаролла», М. Глинка–М. Балакирев «Жаворонок» (фортепианная пьеса). Опера (Н. Римский-Корсаков Оперы «Садко», «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане», М. Глинка Опера «Руслан и Людмила»). Балет (С. Прокофьев Балет «Ромео и Джульетта»). Мюзикл (Э. Уэббер Мюзикл «Кошки»). Значимость музыки в творчестве писателей и поэтов (Г. Свиридов. Кантата «Памяти С. Есенина», А. Рубинштейн Романс «Горные вершины», Н. Римский-Корсаков Романс «Горные вершины»). Отечественные и зарубежные музыкальные исполнители и исполнительские коллективы.

Термины и понятия: народная музыка, жанры народной музыки, русские народные музыкальные инструменты, жанры музыки (песня, романс, опера, балет, мюзикл), музыкальная интонация, мотив, либретто, вокальная музыка, солист, ансамбль, хор, ария, увертюра, средства музыкальной выразительности (мелодия, темп, ритм, динамика, тембр, лад).

Содержание курса музыки 6 КЛАСС (второй год обучения на уровне основного общего образования)

Содержание предмета за курс 6 класса включает модули:

«Связь музыки с другими видами искусства»;

«Сценические жанры музыкального искусства»;

«Истоки и образы русской и европейской духовной музыки»;

«Отражение народных истоков в композиторской музыке разных стран и эпох»;

«Современная музыка: основные жанры и направления, отличительные черты и характерные признаки».

Музыкальный образ (лирический, драматический, героический, романтический, эпический). Образы романсов и песен русских композиторов (М. Матвеев. «Матушка, матушка, что во поле пыльно», А. Варламов. «Горные вершины» (сл. М. Лермонтова), «Красный сарафан» (сл. Г. Цыганова, С. Рахманинов Романс «Островок» (сл. К. Бальмонта, из Шелли), Романс «Сирень» (сл. Е. Бекетовой)). Портрет в музыке и живописи. Музыкальный образ и мастерство исполнителя.

Жанры вокальной (в том числе песня, романс, ария, вокал


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.162 с.