Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Интересное:
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Дисциплины:
2021-10-05 | 47 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Парциальная программа
Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение к истокам русской народной культуры: Программа, учебно-методическое пособие /О.Л. Князева, М.Д. Маханева. – СПб.: Детство – Пресс, 2000.
Программа, представленная в издании, определяет новые ориентиры в нравственнопатриотическом воспитании детей, основанные на их приобщении к истокам русской народной культуры. Учебно-методическое пособие содержит тематический годовой план работы в данном направлении, освещает приемы и способы деятельности педагогов, обеспечивающие эффективную реализацию программы в условиях ДОУ. Книга является частью учебно-методического комплекта, который включает в себя помимо публикуемых материалов рабочие тетради для самостоятельной деятельности детей в условиях дошкольного учреждения и в семье. Содержание комплекта соответствует государственным образовательным стандартам по направлению развития у дошкольников представлений о человеке в истории и культуре. Издание адресовано воспитателям дошкольных образовательных учреждений.
Содержание парциальной программы интегрировано в содержание раздела «Познавательное развитие», «Речевое развитие», Художественно-эстетическое развитие» ООП ДО для детей дошкольного возраста от 3 до 8 лет.
Содержание
1. Целевой раздел__________________________________________________________ 3
1.1. Пояснительная записка___________________________________________________3-4
1.2. Планируемые результаты освоения Программы_______________________________4
2. Содержательный раздел ___________________________________________________42.1. Содержание образования по образовательным областям_______________________4-6
2.2. Формы работы по образовательным областям________________________________6-8
|
3. Организационный раздел__________________________________________________ 9
3.1. Модель воспитательно- образовательного процесса__________________________9-22
3.2. Особенности организации предметно-пространственной развивающей среды___22-23
3.3. Описание материально-технического обеспечения программы________________23-30
2
Аннотация к ОП «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князевой
Образовательная программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князевой определяет новые ориентиры в нравственно–патриотическомвоспитании детей, основанные на их приобщении к русскому народному творчеству и культуре. Программа расширяет представления детей о традициях русской народной культуры: места проживания наших предков; быт и основные занятия русских людей; историю одежды, кухни; народные приметы, обычаи, праздники, художественные промыслы, песни, игры.
Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» способствует познавательному, речевому, художественно – эстетическому, физическому, социально – коммуникативному развитию детей. В основе человеческой культуры лежит духовное начало. Поэтому приобретение ребёнком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности – интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно – патриотических позиций, то есть в конечном итоге определяет меру его общего развития.
Целевой раздел
Пояснительная записка
Образовательная программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князевой рассчитана на работу с детьми младшего и старшего дошкольного возраста – с 2 до 7 лет. Оптимальные условия для развития ребёнка – это продуманное соотношение свободной, регламентированной и нерегламентированной деятельности. Объём регламентированной (НОД) деятельности в год составляет 35 часов. В процессе НОД сочетается групповая и индивидуальная работа. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными и психофизиологическими особенностями детей.
|
Планируемые результаты освоения Программы
Ранний возраст | Дошкольный возраст |
Проявляет интерес к устному народному | Знает основные литературные понятия по |
творчеству (песенки, сказки, потешки, | фольклору; |
скороговорки), с помощью взрослых | краткое содержание прочитанных |
рассказывает, договаривает их. | литературных произведений; |
Проявляет желание участвовать в | быт и традиции русского народа; |
театрализованных и подвижных играх, с | песни, частушки, потешки, загадки, |
интересом следит за действиями героев | пословицы, поговорки, заклички. |
кукольного театра. | Умеет рассказывать русские народные |
сказки, потешки и обыгрывать их; | |
Использует в игре предметы быта русского | |
народа; | |
Создаёт творческие работы по | |
фольклорным произведениям |
Содержательный раздел
2.1. Содержание образования по образовательным областям
Образовательная | Содержание психолого - педагогической работы | |||
область | ||||
1. | Формирование представления о народной культуре; | |||
развитие навыков игровой деятельности; формирование | ||||
гендерной, семейной, гражданской принадлежности; | ||||
патриотических чувств причастности детей к наследию | ||||
прошлого. | ||||
2. | Развитие свободного общения со взрослыми и | |||
Социально- | сверстниками. | |||
коммуникативное | ||||
развитие | ||||
3. | Формирование основ безопасности собственной | |||
жизнедеятельности в различных видах деятельности. | ||||
1. | Расширить представление о жанрах устного народного | |||
творчества. | ||||
2. | Воспитывать нравственно-патриотические чувства. | |||
Познавательное | 3. | Формирование целостной картины мира. Приобщение | ||
детей к народной культуре (народные праздники и традиции). | ||||
развитие | ||||
Содействие атмосферы национального быта. Понимать | ||||
историческую преемственность с современными аналогами( | ||||
лучина -керосиновая лампа -электрическая лампа ит.д.).
|
4
Знакомить детей с зависимостью использования предметов от | ||
образа жизни людей, от места их проживания | ||
1. Широкое использование фольклора: песен, загадок, | ||
пословиц, поговорок; развитие устной речи. | ||
Способствовать развитию любознательности. | ||
2. Пополнять и активизировать словарь детей на основе | ||
Речевое развитие | углубления знаний о русском народном быте, традициях, | |
праздниках, искусстве. | ||
3. Развивать умение рассказывать русские народные | ||
сказки. |
1. Ознакомление детей с народной декоративной росписью. | ||
2.Приобщать детей ко всем видам национального | ||
искусства: сказки. музыка, пляски | ||
3. Знать и различать народное искусство, промыслы. | ||
Художественно- | Понимать познавательное значение фольклорного | |
произведения, а также самобытности народных промыслов( | ||
эстетическое развитие | ||
мотив, композиция, цветовое решение), связи народного | ||
творчества в его различных проявлениях с бытом, | ||
традициями, окружающей природой. | ||
4. Воспитывать интерес к народному искусству, его | ||
необходимости и ценности, уважение к труду и таланту | ||
мастеров. |
5
1. Сохранение и укрепление физического и психического Физическое развитие здоровья детей.
2. Развитие физических качеств и нравственных чувств в русских народных подвижных играх.
3. Развитие двигательной активности, самостоятельности и творчества; интереса и любви к русским народным играм.
2.2. Формы работы по образовательным областям
Образовательные области | Младший дошкольный | Старший дошкольный | |||
возраст | возраст | ||||
1. | Игровые беседы с | 1. | Игра | ||
элементами движений | 2. | Беседа | |||
2. | Игра | 3. | Рассказ | ||
3. | Интегративная | 4. | Рассматривание | ||
деятельность | 5. | Интегративная | |||
Физическое развитие | 4. Ситуативный разговор
| деятельность | |||
5. | Проблемная ситуация | 6. | Физкультурные досуги | ||
7. | Спортивные состязания | ||||
8. | Совместная деятельность | ||||
взрослого и детей | |||||
тематического характера | |||||
9. | Проектная деятельность | ||||
10. Проблемная ситуация | |||||
1. | Игровое упражнение | 1. | Индивидуальная игра | ||
2. | Индивидуальная игра | 2. | Совместная с | ||
3. | Совместная с | воспитателем игра | |||
воспитателем игра | 3. | Совместная со | |||
4.Совместная со | сверстниками игра | ||||
сверстниками игра (парная, | 4. | Чтение | |||
в малой группе) | 5. | Беседа | |||
5. | Чтение | 6. | Наблюдение | ||
Социально- | 6. Беседа | 7. | Педагогическая ситуация | ||
коммуникативное | 7. Наблюдение | 8. | Экскурсия | ||
8. | Рассматривание | 9. | Ситуация морального | ||
9. | Праздник | выбора | |||
10. Поручение | 10. Проектная деятельность | ||||
11. Интегративная | |||||
деятельность | |||||
12. Праздник | |||||
13. Рассматривание | |||||
14. Просмотр и анализ | |||||
мультфильмов, | |||||
видеофильмов | |||||
15. Экспериментирование |
6
16. | Поручение и задание | |||||
17. | Совместная | |||||
деятельность взрослого и | ||||||
детей тематического | ||||||
характера | ||||||
1.Рассматривание | 1. | Чтение | ||||
2.Игровая ситуация | 2. | Беседа | ||||
3.Дидактическая игра | 3. | Рассматривание | ||||
4.Ситуация общения | 4. | Решение проблемных | ||||
5.Беседа | ситуаций | |||||
6.Интегративная | 5. | Игра | ||||
деятельность | 6. | Проектная деятельность | ||||
7.Хороводные игры с | 7. | Создание коллекций | ||||
Речевое развитие | пением | 8. | Интегративная | |||
8.Игра- драматизация | деятельность | |||||
9.Чтение | 9. | Обсуждение | ||||
10.Обсуждение | 10. | Рассказ | ||||
11.Рассказ | 11. | Инсценирование | ||||
12.Игра | 12. | Ситуативный разговор с | ||||
детьми | ||||||
13. | Сочинение загадок | |||||
14. | Проблемная ситуация | |||||
15. | Использование | |||||
различных видов театра | ||||||
| ||||||
1. | Рассматривание | 1. | Создание коллекций | |||
2. | Наблюдение | 2. | Проектная деятельность | |||
3. | Игра- | 3. Исследовательская | ||||
экспериментирование | деятельность | |||||
4. | Исследовательская | 4. | Экспериментирование | |||
деятельность | 5. | Развивающая игра | ||||
5. | Развивающая игра | 6. | Наблюдение | |||
Познавательное развитие | 6. Ситуативный разговор | 7. | Проблемная ситуация | |||
7. | Рассказ | 8. | Рассказ | |||
8. | Интегративная | 9. | Беседа | |||
деятельность | 10. | Интегративная | ||||
9. | Беседа | деятельность
| ||||
10. Проблемная ситуация | 11. | Экскурсия | ||||
12. | Коллекционирование | |||||
13. | Моделирование | |||||
14. | Игры с правилами | |||||
1. | Рассматривание | 1. | Изготовление украшений | |||
эстетически | для группового помещения | |||||
привлекательных предметов | к праздникам, предметов | |||||
2. | Игра | для игры, сувениров, | ||||
3. | Организация выставок. | предметов для | ||||
Художественно- | Изготовление украшений | познавательно- | ||||
эстетическое развитие | 4. Слушание | исследовательской | ||||
соответствующей возрасту | деятельности | |||||
народной, деткой музыки | 2. | Создание макетов, | ||||
5. | Экспериментирование со | коллекций и их оформление | ||||
звуками и материалами | 3. | Рассматривание | ||||
7
(песком, глиной) | эстетически | |||
6. Музыкально- | привлекательных предметов | |||
дидактическая игра | 4. | Игра | ||
7. Разучивание | 5. | Организация выставок | ||
музыкальных игр и танцев | 6. | Слушание | ||
8. Совместное пение | соответствующей возрасту | |||
народной, детской музыки | ||||
7. | Музыкально- | |||
дидактическая игра | ||||
8. | Интегративная | |||
деятельность | ||||
9. | Совместное и | |||
индивидуальное | ||||
музыкальное исполнение | ||||
10. | Музыкальное | |||
упражнение | ||||
11. | Попевка, распевка | |||
12. | Танец | |||
13. | Творческое задание | |||
14. | Концерт- импровизация | |||
15. | Музыкальная сюжетная | |||
игра | ||||
Образовательный процесс в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями детей
Возраст детей
– 3 года
8
Организационный раздел
3.1. Модель воспитательно – образовательного процесса
Тематическое планирование
Младшая группа
Совместная | Взаимодействие с | ||
Месяц | НОД | самостоятельная | родителями |
деятельность | |||
«Милости просим, | «Ходит сон близ | 1.Сбор урожая на | |
гости дорогие» | окон». Знакомство с | огородах. | |
Первое | колыбелькой | 2.Изготовление | |
Сентябрь | посещение | (люлькой, зыбкой) и | поделок из овощей. |
детьми «избы». | колыбельными | 3. Изготовление | |
Знакомство с её | песнями. | нарядов для игровой | |
Хозяйкой. | зоны «Ряжение». | ||
«Чудесный | 1.«Репка». | 1.Участие в | |
сундучок». | Кукольный театр. | конкурсе поделок из | |
Знакомство с | 2.Знакомство детей с | природного | |
сундучком, в | рукомойником. | материала | |
котором живут | Повторение потешки | «Удивительное | |
Октябрь | загадки. | «Водичка-водичка, | рядом». |
Загадывание загадок | умой моё личико». | 2.Наглядно- | |
об овощах. | 3. Развлечение | информационный | |
«Осень в гости к нам | материал «Русский | ||
пришла». | фольклор и его | ||
значение в развитии | |||
ребёнка» | |||
«Как у нашего кота». | 1.Повторение | Изготовление | |
Знакомство детей с | потешки «Как у | атрибутов | |
Ноябрь | обитателем «избы» - | нашего кота». | театрализованной |
котом Васькой. | 2.Дидактическое | деятельности по | |
Заучивание потешки | упражнение | сказке «Репка». | |
«Как у нашего кота». | «Похвали котика». | ||
3.Игра с котёнком в | |||
катушку на ниточке | |||
«Сундучок Деда | «Уж ты, зимушка- | 1.Участие в | |
Мороза». | зима». Игровая | конкурсе поделок | |
Декабрь | Загадывание загадок | ситуация «Оденем | «Мастерская Деда |
о зиме, о зимней | куклу на прогулку». | Мороза». | |
одежде. | 2.Консультация | ||
«Одежда по сезону» | |||
. «Стоит изба из | 1.Развлечение | 1.Помощь в | |
кирпича, то холодна, | «Пришла коляда- | изготовлении | |
то горяча». | отворяй ворота». | чугунков. | |
Знакомство с | Знакомство детей с | 2.Наглядно- | |
печкой, чугунком, | Рождеством. | информационный |
9
Январь | ухватом, кочергой. | 2. «Фока воду | материал «Русский |
кипятит и как | фольклор о зиме». | ||
зеркало блестит». | |||
Знакомство детей с | |||
самоваром. | |||
Дидактическая игра | |||
«Напоим куклу | |||
чаем». | |||
«Гость на гость- | 1.Показ на | 1. Фотовыставка | |
хозяйке радость». | фланелеграфе | «Мы играем». | |
Знакомство детей с | сказки Л.Н. | 2. Физкультурный | |
Февраль | медведем | Толстого «Три | досуг по русским |
Мишуткой. Лепка | медведя». | народным играм | |
посуды | 1.Сюжетно-ролевая | «Папа и я – | |
игра «Напоим куклу | спортивная семья». | ||
чаем». | |||
Хозяйкины | 1.«Масленица | 1. Участие в | |
помощники. | дорогая - наша | подготовки | |
Знакомство детей с | гостьюшка годовая». | развлечения | |
предметами | Знакомство детей с | «Масленица». | |
Март | обихода- | Масленицей. | 2. Чаепитие за |
коромыслом, | 2. Нет милее дружка, | самоваром с мамами | |
вёдрами, корытом, | чем родимая | по русским | |
стиральной доской. | матушка». | народным | |
Этическая беседа | традициям. | ||
«Моя любимая | |||
мама». | |||
«Петушок – золотой | 1. «Приди, весна, с | 1. «Весенняя неделя | |
гребешок». | радостью». | добра». | |
Апрель | Знакомство детей с | Разучивание | Изготовление |
новым персонажем – | заклички «Весна, | скворечников; | |
Петушком. | весна красная». | весенние поделки. | |
Разучивание | 2. Театрализованная | 2. Наглядная | |
потешки о петушке. | деятельность по | информация | |
сказке «Заюшкина | «Русский фольклор | ||
избушка». | весной». | ||
Май | «Трень – брень, | 1. Кукольный театр | 1. Помощь в посадке |
гусельки». | по сказке «Кот, лиса | цветочных клумб; | |
Знакомство с | и петух». | оформлении детских | |
русским народным | 2. «Здравствуй, | участков. | |
инструментом – | солнышко- | ||
гуслями. | колоколнышко!». | ||
Разучивание | |||
потешки про | |||
солнышко. | |||
3. Прощание с | |||
«избой». | |||
Дидактическая игра | |||
«Чудесный | |||
сундучок». | |||
Прощание детей с | |||
Хозяйкой до осени. |
10
Средняя группа
Совместная | Взаимодействие с | |||
Месяц | НОД | самостоятельная | родителями | |
деятельность | ||||
1. «Во саду ли, в | 1. «Чудесный | 1. Сбор урожая на | ||
огороде». | мешочек». | огородах. | ||
Разучивание | Повторение песенки | 2. Поделки из | ||
потешки «Наш | – потешки «Наш | овощей. | ||
Сентябрь | козёл». | козёл». | ||
Дидактическая игра | Дидактическая игра | |||
«Что растёт в саду и | «Чудесный | |||
огороде». | мешочек». | |||
Загадывание загадок | 2. Лепка овощей из | |||
об овощах и о | солёного теста. | |||
фруктах. | Раскрашивание | |||
2. Коровушка и | овощей после | |||
бычок. Знакомство | высыхания. | |||
детей с домашними | 3. «Приглашаем в | |||
животными. | гости к нам». Игра- | |||
Разучивание | упражнение | |||
потешки про корову | «Вежливое | |||
и бычка. | обращение к | |||
гостям». Повторение | ||||
потешек о козле, | ||||
коровушке, бычке. | ||||
1. «Бычок – чёрный | 1. «Чудесный | 1. Участие в | ||
бочок». Повторение | сундучок». | конкурсе детских | ||
потешки про бычка. | Дидактическая игра | поделок из | ||
Октябрь | Знакомство со | «Кто спрятался?» | природного | |
сказкой «Бычок – | (отгадывание | материала | ||
чёрный бочок, белые | загадок о домашних | «Удивительное | ||
копытца». | животных). | рядом». | ||
2. Знакомство со | Повторение попевок | 2. Консультация | ||
сказкой «Гуси – | и потешек о | «Устное народное | ||
лебеди». | домашних | творчество, как | ||
Разучивание | животных. | выразительное | ||
потешки «А тари, | 2. Сюжетно – | средство в речевом | ||
тари, тари». | ролевая игра | развитии детей». | ||
«Магазин овощей». | ||||
3. Подвижная игра | ||||
«Гуси – лебеди». | ||||
1. «Сошью Маше | 1.Развлечение | 1. Участие в | ||
сарафан». | «Осенины». | развлечении | ||
Знакомство с | 2. Чтение сказки | «Осенины». | ||
женской русской | «Золотое веретено» | 2. Наглядная | ||
народной одеждой. | 3. П/и «Жмурки». | информация | ||
Ноябрь | 2. «Золотое | «Народный | ||
веретено». | фольклор осени». | |||
Знакомство с | ||||
11 |
предметами обихода | |||
– прялкой и | |||
веретеном. | |||
1.»Зимовье зверей». | 1. «Здравствуй, | 1. Помощь в | |
Знакомство со | зимушка- зима». | подготовке к | |
сказкой «Зимовье | Загадки о зиме. | Новому году. | |
зверей». Повторение | Разучивание русской | 2. Заучивание | |
песенки «Как на | народной песенки | колядок и стихов к | |
тоненький ледок». | «Как на тоненький | празднику. | |
Декабрь | 2. «Одень зверей». | ледок». | 3. Участие в |
Аппликация по | 2. «Сею, сею, | конкурсе детских | |
готовым формам. | посеваю, с Новым | поделок | |
Самостоятельный | годом поздравляю!». | «Мастерская Деда | |
пересказ сказки | Знакомство с | Мороза». | |
«Зимовье зверей». | праздником Нового | ||
года. Разучивание | |||
колядки | |||
«Щедровочка». | |||
3. «Лисичка – | |||
сестричка». | |||
Пальчиковый театр | |||
по сказке «Лисичка | |||
– сестричка и серый | |||
волк». | |||
1.»Сундучок Деда | 1. Развлечение | 1. Участие в | |
Мороза». Беседа | «Рождественские | подготовке | |
«Подарки Деда | святки». | развлечения | |
Мороза». | 2. Вечер зимних | «Рождественские | |
Январь | Разучивание | загадок. | святки». |
заклички «Мороз, | 3. п/и «Снежная | 2. Изготовление | |
мороз, не морозь | крепость». | атрибутов к | |
мой нос». | 4. «Петушок – | развлечению. | |
золотой гребешок». | 3. Участие в вечере | ||
Упражнение в | зимних загадок. | ||
вежливом | 4. Наглядная | ||
обращении к гостью. | информация | ||
Дидактическая игра | «Русский фольклор | ||
«Похвали Петушка». | зимы». | ||
Кукольный театр | |||
«Петушок и бобовое | |||
зёрнышко». | |||
1. «Волшебные | 1. «Лиса и козёл». | 1. Вязание одежды | |
спицы». Знакомство | Дидактическая игра | для кукол из | |
со спицами и | «Похвали лису». | шерстяных ниток. | |
вязанием на них. | Повторение потешек | 2. Физкультурный | |
Беседа о шерстяных | о домашних | досуг «Папа и я – | |
изделиях и о том | животных. Игра - | спортивная семья». | |
откуда берётся | драматизация «Лиса | 3. «Бабушкин | |
шерсть (козья, | и козёл». | сундук». Помощь в | |
Февраль | овечья). | 2. «Сарафан для | пополнении русской |
12
2. «Масленица | лисички». Ручной | «избы» старинными | |
дорогая – наша | труд. Аппликация из | вещами. | |
гостьюшка годовая». | шерстяных цветных | ||
Знакомство с | ниток. | ||
Масленицей. | 3. «Весёлые ложки». | ||
Разучивание песенки | Знакомство с | ||
«Блины». | предметами обихода | ||
|
|
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!