Гигиеническая оценка микроклимата — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Гигиеническая оценка микроклимата

2021-10-05 125
Гигиеническая оценка микроклимата 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА МИКРОКЛИМАТА

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ, ДЕТСКИХ И ПОДРОСТКОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Учебно-методическое пособие для студентов

 

 

 

 

Казань, 2019

Печатается по решению Центрального координационно-методического совета Казанского государственного медицинского университета

 

Составители:

Старший преподаватель кафедры общей гигиены КГМУ, к.м.н. Растатурина Л.Н.

Старший преподаватель кафедры общей гигиены КГМУ, Тазетдинова А.Б.

Старший преподаватель кафедры общей гигиены КГМУ, к.м.н. Тухватуллина Л.Р.

 

 

Рецензенты:

профессор кафедры общей гигиены КГМА – филиал ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, д.м.н, Фролова О.А.,

доцент кафедры гигиены, медицины труда с курсом медэкологии КГМУ, к.м.н. Тафеева Е.А.

Гигиеническая оценка микроклимата лечебно-профилактических, детских и подростковых учреждений / Л.Н.Растатурина, А.Б.Тазетдинова, Л.Р. Тухватуллина. – Казань: КГМУ, 2019г. – 22 с.

Учебно-методическое пособие предназначено для изучения гигиенических требований к микроклимату помещений различного назначения в ЛПУ, а также детских и подростковых учреждений. Представлены методы исследования и оценки температурного режима, влажности и подвижности воздуха.           

© Казанский государственный медицинский университет, 2019

Введение

Воздух является одним из важнейших элементов среды, окружающей человека. Воздушная среда необходима для дыхания человека, животных, растений. Она является также резервуаром, принимающим газообразные продукты обмена веществ.

При гигиенической оценке воздуха учитывают физические свойства: температуру, влажность, скорость движения, барометрическое давление, электрическое состояние, радиоактивность, напряженность солнечной радиации; химический состав - содержание нормальных составных частей и посторонних примесей, механические примеси - содержание пыли, дыма; микроорганизмы — число бактерий, их патогенность. Каждый из перечисленных факторов способен оказать непосредственное влияние на организм, однако в природе они действуют одновременно и можно говорить лишь о преимущественном значении одного из них.

 

Цель занятия: ознакомить студентов с воздействием на организм человека воздушной среды и принципами нормирования отдельных ее параметров.

 

Студент должен знать: влияние микроклиматических условий на организм человека, критерии гигиенической оценки параметров микроклимата, устройство и порядок работы приборов для определения атмосферного давления, температуры, влажности и подвижности воздуха.

Студент должен уметь: определять основные параметры состояния воздушной среды, давать гигиеническую оценку и разрабатывать профилактические мероприятия.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Строение атмосферы.

2. Виды терморегуляции.

3. Пути теплоотдачи.

4. Понятие об акклиматизации.

5. Какие показатели являются сезонными?

6. Понятие о погоде.

7. Климат и климатообразующие факторы.

8. Перечислите физические показатели воздуха.

9. Какими приборами измеряется температура воздуха?

10. Понятие о влажности воздуха.

11. Какими приборами измеряется влажность воздуха?

12. Какими приборами измеряется подвижность воздуха на улице и в помещениях?

13. Какими приборами измеряется атмосферное давление?

Гигиеническая оценка микроклимата помещений

Физическое состояние воздушной среды - микроклимат – характеризуется величиной барометрического давления, температурой, влажностью, скоростью движения воздуха и мощностью тепловых излучений. Следует отметить, что при небольших отклонениях физических факторов воздушной среды от зоны комфорта самочувствие здоровых людей может не измениться, тогда как у больных людей часто возникают, так называемые, метеотропные реакции. Особенно чувствительны к изменению метеофакторов люди, страдающие сердечно-сосудистыми, нервно-психическими и простудными заболеваниями.

 

 

Таблица 1

Максимальное напряжение водяных паров в мм. рт. столба

При разных температурах

Градус

Десятые доли градуса

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 4,58 4,61 4,65 4,68 4,72 4,75 4,78 4,82 4,86 4,89 1 4,93 4,96 5,00 5,03 5,07 5,11 5,14 5,18 5,22 5,26 2 5,29 5,33 5,37 5,41 5,45 5,49 5,52 5,56 5,60 5,64 3 5,68 5,72 5,77 5,81 5,85 5,89 5,93 5,97 6,02 6,06 4 6,10 6,14 6,19 6,23 6,27 6,32 6,36 6,41 6,45 6,50 5 6,54 6,59 6,64 6,68 6,73 6,78 6,82 6,87 6,92 6,96 6 7,01 7,06 7,11 7,16 7,21 7,26 7,31 7,36 7,41 7,46 7 7,51 7,56 7,62 7,67 7,72 7,78 7,83 7,88 7,94 7,99 8 8,04 8,10 8,16 8,21 8,27 8,32 8,38 8,44 8,49 8,55 9 8,62 8,67 8,73 8,79 8,84 8,90 8,96 9,02 9,09 9,15 10 9,21 9,27 9,33 9,40 9,46 9,52 9,58 9,65 9,71 9,78 11 9,84 9,91 9,98 10,04 10.11 10,18 10,24 10,31 10,38 10,45 12 10,52 10,59 10,66 10,73 10,80 10,87 10,94 11,01 11,08 11,16 13 11,23 11.30 11,30 11,45 11,53 11,60 11,68 11,76 11,83 11.91 14 11,99 12,06 12,14 12,22 12,30 12,38 12,46 12,54 12,62 12,71 15 12,79 12,87 12,95 13,04 13,12 13,20 13,29 13,38 13,46 13,55 16 13,63 13,72 13,81 13.90 13.99 14,08 14,17 14,26 14,35 14,44 17 14,53 14,62 14,72 14,81 14,90 15,00 15,09 15,19 15,28 15,38 18 15,48 15,58 15,67 15,77 15,87 15,97 16,07 16,17 16,27 16,37 19 16,48 16,58 16,67 16.79 16,89 17,00 17,10 17,21 17,32 17,43 20 17,54 17,64 17,75 17,86 17,97 18,08 18,20 18,31 18,42 18,54 21 18,65 18,76 18,88 19,00 19,11 19,23 19,35 19,47 19,59 19,71 22 19,83 19,95 20,07 20,19 20,32 20,44 20,56 2,69 20,82 20,94 23 21,07 21,20 21,32 21,45 21,58 21,71 21,84 21,98 22,11 22,24 24 22,38 22,51 22,65 22,78 22,92 23,06 23,20 23,34 23,48 23,62

 

 

Зная абсолютную влажность, можно вычислить относительную влажность по формуле:

R = A x 100/ F,

где R - искомая относительная влажность;

А - абсолютная влажность;

F - максимальная влажность при температуре сухого термометра.

В нашем примере максимальная влажность F21° равна 18,65 мм рт. ст., отсюда: R = 11,21 x 100/18,65 = 60%

Заключение: Относительная влажность в операционной составляет 60%, что не соответствует требованиям нормативной документации (см. табл.3).

Относительную влажность воздуха можно определить по психрометрической таблице, если наблюдения проводятся в помещении, где имеет место равномерное движение воздуха со средней скоростью 0,2 м/с.

Аспирационный психрометр Ассмана также состоит из двух одинаковых термометров - "сухого" и "влажного". Резервуары термометров заключены в металлические трубки, которые одновременно защищают их и от лучистого тепла. Резервуар влажного термометра обернут батистом. В верхней части прибора имеется часовой механизм, соединенный с вентилятором, который обеспечивает засасывание воздуха с постоянной скоростью через металлические трубочки с резервуарами термометров. Перед определением влажности воздуха батист на резервуаре "влажного" термометра смачивают дистиллированной водой с помощью пипетки. Заводят часовой механизм до отказа. При этом исследуемый воздух засасывается в трубки, омывает резервуары термометров, затем поступает в вертикальную металлическую трубку, расположенную между термометрами, и удаляется через отверстия в верхней части прибора. Так как воздух движется с постоянной скоростью, испарение воды с поверхности резервуара "влажного" термометра происходит более равномерно, чем в стационарном психрометре, и не зависит от скорости движения воздуха в помещении. Поэтому аспирационный психрометр является более совершенным прибором.

Отсчет показаний термометров производят во время работы прибора, то есть тогда, когда температура влажного термометра станет минимальной, примерно через 3-4 мин после включения механизма.

Вычисление абсолютной влажности при определении ее аспирационным психрометром производится по формуле:

 

A = f - 0,5(t1- t2) B/755,

где А - искомая абсолютная влажность;

f - максимальная влажность при температуре влажного термометра;

0,5 - постоянный психрометрический коэффициент;

t1 - температура "сухого" термометра;

t2 - температура "влажного" термометра;

В - барометрическое давление в момент наблюдения;

755 - среднее барометрическое давление.

Пользуясь аспирационным психрометром, относительную влажность можно определить по психрометрической таблице. Искомую влажность находят в точке пересечения линии, идущей горизонтально от показания "сухого" термометра, с линией, проведенной вертикально от показания "влажного" термометра.

 

Пример. При исследовании влажности воздуха в операционной "сухой" термометр показал 15°С, "влажный" - 10°С, барометрическое давление 754 мм рт.ст. В табл. 1 находим максимальную влажность по температуре сухого термометра f, которая при 10°С равна 9,21 мм. рт. ст. Подставляем в формулу все величины:

А = 9,21 - 0,5 x (15 - 10) x 754/755 = 6,72 мм рт.ст.

 

Вычисление относительной влажности производится по уже известной формуле:

R = A/F x 100% = 6,72/12,79 x·100 = 52%

Заключение: Относительная влажность в операционной составляет 52%, что не соответствует требованиям нормативной документации (см. табл.3).

Рекомендации: Обеспечить увлажнение воздуха в приточных установках.

 

Гигрометры - приборы, с помощью которых можно непосредственно определить относительную влажность. Прибор представляет собой раму, в которой вертикально натянут обезжиренный волос. Один конец волоса укреплен на верхней части рамы, другой (нижний) перекинут через блок и к нему прикреплен небольшой груз, при помощи которого волос всегда находится в слегка натянутом состоянии. К блоку прикреплена стрелка. При увеличении влажности воздуха волос удлиняется, при уменьшении влажности - укорачивается. Изменения длины волоса приводят в движение стрелку, которая перемещается по шкале. На шкале нанесены цифры относительной влажности в процентах.

Гигрограф - самопишущий прибор, который применяется для непрерывной регистрации изменений относительной влажности воздуха в течение длительного времени. Прибор устроен аналогично термографу. В качестве воспринимающей части, реагирующей на изменение влажности воздуха, служит пучок волос, который при помощи системы рычажков соединяется со стрелкой, заканчивающейся пером. В зависимости от влажности воздуха длина пучка волос изменяется, что приводит в движение систему и на ленте барабана вычерчивается кривая относительно влажности воздуха.

 

 

Таблица 2

Таблица для определения скорости движения воздуха

По шаровому кататермометру

H/Q v H/Q v H/Q v
0,33 0,048 0,50 0,44 0,67 1,27
0,34 0,062 0,51 0,48 0,68 1,31
0,35 0,077 0,52 0,52 0,69 1,35
0,36 0,09 0,53 0,57 0,70 1,39
0,37 0,11 0,54 0,62 0,71 1,43
0,38 0,12 0,55 0,68 0,72 1,48
0,39 0,14 0,56 0,73 0,73 1,52
0,40 0,16 0,57 0,80 0,74 1,57
0,41 0,18 0,58 0,88 0,75 1,60
0,42 0,20 0,59 0,97 0,76 1,65
0,43 0,22 0,60 1,00 0,77 1,70
0,44 0,25 0,61 1,03 0,78 1,75
0,45 0,27 0,62 1,07 0,79 1,79
0,46 0,30 0,63 1,11 0,8 1,84
0,47 0,33 0,64 1,15 0,81 1,89
0,48 0,36 0,65 1,19 0,82 1,94
0,49 0,40 0,66 1,22 0,83 1,98

 

Задачи

1. При обследовании микроклимата палаты для новорожденных показания сухого термометра психрометра Ассмана составили 24°С, влажного 22°С. Время охлаждения шарового кататермометра с 38°С до 35°С составило 182 секунды (фактор прибора F равен 524 мкал/см2·с). Рассчитайте абсолютную и относительную влажность по формулам. Определите подвижность воздуха. Оцените параметры микроклимата, дайте гигиенические рекомендации.

 

2. В групповой комнате детского сада при обследовании микроклиматических условий получены следующие данные: температура сухого термометра психрометра Августа составила 210 С, влажного 16°С, время охлаждения шарового кататермометра - 120 секунд (фактор прибора F равен 486 мкал/см2·с). Рассчитайте абсолютную и относительную влажность по формулам. Определите подвижность воздуха. Оцените параметры микроклимата, дайте гигиенические рекомендации.

 

3. При обследовании микроклимата в кабинете лечебной физической культуры показания сухого термометра психрометра Ассмана составили 18ºС, влажного - 16,5ºС. Время охлаждения шарового кататермометра с 38ºС до 35ºС составило 120 секунд (фактор прибора 624 мкал/см2·с). Рассчитайте абсолютную и относительную влажность по формулам. Определите подвижность воздуха. Оцените параметры микроклимата, дайте гигиенические рекомендации.

 

4. В спортивном зале школы при обследовании микроклиматических условий получены следующие данные: температура сухого термометра психрометра Августа составила 150 С, влажного 10°С, время охлаждения шарового кататермометра - 110 секунд (фактор прибора F равен 520 мкал/см2·с). Рассчитайте абсолютную и относительную влажность по формулам. Определите подвижность воздуха. Оцените параметры микроклимата, дайте гигиенические рекомендации.

 

5. При обследовании условий микроклимата в палате для недоношенных детей были получены следующие результаты: температура сухого термометра психрометра Ассмана составила 250 С, влажного 18°С, время охлаждения шарового кататермометра - 96 секунд (фактор прибора F равен 490 мкал/см2·с). Рассчитайте абсолютную и относительную влажность по формулам. Определите подвижность воздуха. Оцените параметры микроклимата, дайте гигиенические рекомендации.


 

Справочный материал

Таблица 3

Литература

Основная:

1. Румянцев Г.И (ред). Гигиена.- М.: ГЭОТАР Медицина, 2000. - 608 с.

2. Пивоваров Ю.П., Гоева О.Э. Величко А.А. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене. - М.: Медицина,1983.

3. Гурова А.И. Горлова О.Е. Практикум по общей гигиене. - М.: Изд-во Университета дружбы народов, 1991.

 

 

Дополнительная:

1. Минх А.А. Методы гигиенических исследований. - М.:Медицина,1971.

2. Марзеев А.Н., Жаботинский В.М. Коммунальная гигиена. - М.: Медицина, 1979.

3. Минх А.А. Общая гигиена.- М.: Медицина, 1984.

 


 

Содержание

Введение………………………………………………………………………..… 3

Атмосферный воздух как окружающая среда…………………………………. 4

Гигиеническая оценка микроклимата помещений………………………….......7

Измерение температуры воздуха………………………………………………...8

Правила определения температуры воздуха в помещении………………….…9

Основные принципы гигиенического нормирования температуры и

других параметров микроклимата воздуха……………………………………...10

Определение влажности воздуха…………………………………………….…..10

Определение барометрического давления……………………………………....14

Определение скорости движения воздуха……………………………………....15

Задачи………………………………………………………………………………19

Справочный материал…………………………………………………………….20

Основная литература……………………………………………………………...21

 

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА МИКРОКЛИМАТА

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ, ДЕТСКИХ И ПОДРОСТКОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Учебно-методическое пособие для студентов

 

 

 

 

Казань, 2019

Печатается по решению Центрального координационно-методического совета Казанского государственного медицинского университета

 

Составители:

Старший преподаватель кафедры общей гигиены КГМУ, к.м.н. Растатурина Л.Н.

Старший преподаватель кафедры общей гигиены КГМУ, Тазетдинова А.Б.

Старший преподаватель кафедры общей гигиены КГМУ, к.м.н. Тухватуллина Л.Р.

 

 

Рецензенты:

профессор кафедры общей гигиены КГМА – филиал ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, д.м.н, Фролова О.А.,

доцент кафедры гигиены, медицины труда с курсом медэкологии КГМУ, к.м.н. Тафеева Е.А.

Гигиеническая оценка микроклимата лечебно-профилактических, детских и подростковых учреждений / Л.Н.Растатурина, А.Б.Тазетдинова, Л.Р. Тухватуллина. – Казань: КГМУ, 2019г. – 22 с.

Учебно-методическое пособие предназначено для изучения гигиенических требований к микроклимату помещений различного назначения в ЛПУ, а также детских и подростковых учреждений. Представлены методы исследования и оценки температурного режима, влажности и подвижности воздуха.           

© Казанский государственный медицинский университет, 2019

Введение

Воздух является одним из важнейших элементов среды, окружающей человека. Воздушная среда необходима для дыхания человека, животных, растений. Она является также резервуаром, принимающим газообразные продукты обмена веществ.

При гигиенической оценке воздуха учитывают физические свойства: температуру, влажность, скорость движения, барометрическое давление, электрическое состояние, радиоактивность, напряженность солнечной радиации; химический состав - содержание нормальных составных частей и посторонних примесей, механические примеси - содержание пыли, дыма; микроорганизмы — число бактерий, их патогенность. Каждый из перечисленных факторов способен оказать непосредственное влияние на организм, однако в природе они действуют одновременно и можно говорить лишь о преимущественном значении одного из них.

 

Цель занятия: ознакомить студентов с воздействием на организм человека воздушной среды и принципами нормирования отдельных ее параметров.

 

Студент должен знать: влияние микроклиматических условий на организм человека, критерии гигиенической оценки параметров микроклимата, устройство и порядок работы приборов для определения атмосферного давления, температуры, влажности и подвижности воздуха.

Студент должен уметь: определять основные параметры состояния воздушной среды, давать гигиеническую оценку и разрабатывать профилактические мероприятия.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Строение атмосферы.

2. Виды терморегуляции.

3. Пути теплоотдачи.

4. Понятие об акклиматизации.

5. Какие показатели являются сезонными?

6. Понятие о погоде.

7. Климат и климатообразующие факторы.

8. Перечислите физические показатели воздуха.

9. Какими приборами измеряется температура воздуха?

10. Понятие о влажности воздуха.

11. Какими приборами измеряется влажность воздуха?

12. Какими приборами измеряется подвижность воздуха на улице и в помещениях?

13. Какими приборами измеряется атмосферное давление?


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.09 с.