Гадание с колечком и бокалом — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Гадание с колечком и бокалом

2022-08-21 21
Гадание с колечком и бокалом 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Всевозможные кольцеобразные предметы обозначали в гадании и магии – женское начало, продолговатые – мужское.

Гадая на себя, девицы опускали, например, кольцо на ниточке в хрустальный бокал с водой или вином. Тихо горела свеча, мерцали на стекле таинственные блики и девица судорожно всматривалась «вглубь» кольца. Там, «как обещали», должно было явиться лицо суженого. Бывало, что и «виделось».

Еще катали колечко по полу, уронив его сверху, с руки. Куда оно покатится? Если к дверям – скоро замуж, а коли от дверей – придется еще подождать. Для мужчин, если к дверямозначало какую‑то поездку.

Еще в одном гадании с колечками участвовало сразу много подружек, которые кидали свои кольца в миску или решето с зерном. Все это перемешивали, накрывали платком и каждая, не глядя, выхватывала полную горсть «неизвестно чего».

Смотрели: что попалось? Результаты отличалсь:

1) если кольцо, значит – быть замужем;

2) если в жадной ладошке оказывалось два кольца, будет два мужа;

3) если ни одного – то в этот год свадьбы не видывать;

4) если золотое – за купца;

5) с цветными камушками – за барина;

6) серебряное – за «мущину» состоятельного и непьюшего;

7) медное – ясно, за кого – за «лапотника», бедняка и пропойцу.

 

Гадание на кофейной гуще

 

В состоятельных домах гадали и по черному кофе. Чашку с кофейной гущей накрывали блюдечком и переворачивали.

После – блюдце ставили на стол и наливали воду. Чашечку погружали трижды, краями, с «магической» фразой: «Верность, дружба и согласие». Получались «тени»– пятна кофейной гущи.

Считалось, что если привиделась:

1) тень «человека» – свидание влюбленному, бедняку – пропажу;

2) тень «дома» – богатому – стать богаче, а бедному – беднее;

3) струйчатые тени «растений» – ссору, неудачи и прочие пакости;

4) тени «животных» говорили о чьих‑то интригах и кознях.

 

Гадание с кукушкой

 

Если хочешь, все‑таки, узнать, сколько осталось жить на свете – спроси кукушку. Правда, кукует она не всегда, но ее можно предварително раззадорить, раздразнить, самому активно покричав «Ку‑ку!»

Если увиденная вами птица – самец, то он непременно подлетит поближе, сядет, поводя задранным хвостом и будет рьяно выкликать «сородича». Вот тут поторопитесь спросить: «Кукушка‑кукушка, сколько мне жить осталось?» Вам «накукуется» очень даже немало.

 

Гадание с курицей

 

Изощренная фантазия будущих невест никогда не знала покоя. Ночью, в полной тьме заходили они в курятник и снимали с насеста ничего не подозревающую курицу. Выносили на свет и исследовали. Считалось, какова курица, таков и жених:

1) белая – будет толстый и белый;

2) рябая – и муж будет рябой(переболевший оспой);

3) попался петух, да еще разноцветный – жених будет щеголем и гулякой.

На Святки куриц заносили в горницу и гадали уже пло другому: заранее раскладывали хлеб, блюдце с водой, кольца – золотые, сербрянные, медные. Каждая девица выпускала свою, помеченую цветной ленточкой избранную курицу и все дружно примечали: какая что клюнет.

Полагали, как всегда, так:

1) клюнет золотое – богатый будет жених;

2) серебрянное – тоже, не бедный;

3) медное убогий и нищий;

4) станет клевать хлеб – вечно голодный бедняк;

5) а уж если воду пить – забулдыга и пьяница.

В Сибири во время гаданий впускали на середину комнаты курицу с петухом и замечали: если петух гордо расхаживает и щиплет курицу, то муж будет сердитый; но если и курица будет храбриться, то это знак того, что жена будет одерживать верх над мужем.

 

Гадание по ладони

 

По ладони, как известно, гадают многие. На это раньше была целая гадательная дисциплина, хиромантия (от греческого слова «хиро» – рука). В ней немало мистики и вымысла, но главные признаки берутся просто от «физиологии» человека, от свойств тела. В самом деле, догадаться, подчас, было слов– сем нетрудно: грубая крепкая ладонь – грубоватый простой человек. Изящная верткая ладошка – и владелица ее явно ткаая же»: хитроватая, озорная, верткая, как лисичка. Фактически это была просто… медицинская и психологическая диагностика!

Но, кроме хиромантии были и более немудреные «гадания».

Считалось, что если:

1) чешется ладонь – деньги считать;

2) правая рука чешется – брать деньги, получать;

3). Левая свербит отдавать деньги, терять, ибо левая сторона считалась всегда «нечистой», отрицательной, а правая – наоборот, «чистой», положительной, хорошей, доброй.

 

Гадание по лебедям

 

Участвовали в гаданиях не только куры, но и – лебеди. Правда, не настоящие, а маленькие, восковые. Гадальщица выбирала лебедя с лебедкой, опускала, порознь в чашку с водой и накрывала платком. Перед сном смотрели: где лебеди?

Здесь все было примерно так как и с иголками(см. Игла):

1) разбежались если по краям чашки – не будет мужа в ближайшем году;

2) вместе лебеди плавают – жизнь с мужем будет дружная и согласная;

3) а если чуть‑чуть разошлись фигурки, то – не беда, будут и браниться, и мириться, но друг друга– так и не бросят…

 

Гадание с лодочкой

 

Среди гаданий придумали, например, и такое: ставили на столе большой таз, наполовину с водой и пускали туда лодочки – скорлупки от грецкого ореха, с маленькой горящей свечечкой. А по краям таза к воде вешали бумажные язычки‑ярлычки с надписями, типа: Любовь, смерть, болезнь, свадьба, разлука и т. п.

Гадающий на свое имя, опускал лодочку в середину таза и слегка тряс бортик. Куда плыл кораблик– брандер, какую бумажку поджигал – такой «судьбе», считалось и быть…

 

Гадание с ложкой

 

Дорога ложка к обеду, а к гаданию – еще дороже. В лохань с водой девицы пускали плавать деревянные ложки и начинали бултыхать воду в лохани. И смотрели: чья ложка отплыла от бортика – той быть замужем в этом году!

На Рождество, в чашку с кутьей (пшеничная каша с изюмом), каждый клал ложку, а после, сверху ставили пирог и до утра накрывали скатертью. Проснувшись, смотрели:

1) чья ложка не перевернулась – будет жив‑здоров;

2) если же превернуласьсчитали, что предвещает худое.

Впрочем, одни гадания не сходились с другими, и к страшным «предсказаниям» относитлись вполне «философски».

Еще в одном гаданьи – в ложки наливали воду и выставляли на мороз. Замерзнет вода «ямкой» – не видать добра, но если «бугром» – будешь жить долго и счастливо.

 

Гадание с луковицей

 

Иногда девицы брали луковицу. Примечали, каждая свою, и клали на землю: чья росток раньше даст – той детьми раньше обзавестись, да и замуж выйти.

Казалось бы – полная случайность выбора? Нет. Не тут‑то было. Каждому человеку свойственно выбирать предметы, «напоминающие», его самого, в частности… его лицо!

Широкое, как луна, личико – вот и выбрана широкая толстая луковка. Узкое, худощавое – выбрана луковка потощее. А результат, и впрямь – налицо! Одна, сочнее и толше – взойдет раньше, а тощее и суше – попозже. И в жизни крепкая молодуха, разумеется, куда раньше находила поклонника, чем худая телом, бледненькая и незаметная.

 

Гадание с лучинкой

 

Что, единственное, подчас, освещало скромнуюжизнь сельской девицы в темные скучнеы вечера? Конечно же не дорогие свечки и не керосиновые лампы. Это была простая, с утра нащепленая и у печи высушенная лучина, торчащая над узорным корытцем с водой, стоящим на четырех ножках, словно табуретка.

Пробовали, скжаем, «вздуть» с уголька огонь на лучину. Как разгорается? Смотрели:

1) если долго – муж будет над женой командовать;

2) легко загорится – муженек попадется наивный и податливый, вполне покладистый.

Это был своеобразный тест: слабенькая девица и дует – еле‑еле, робко. Куда такой с мужем справится? А сильная дунет крепко, огонь мигом разгорится, да и с мужем такая свое мнение отстоит быстрее.

Еще втыкали лучину в бревно, даввали разгореться и смотрели, с какой стороны упадет пепел, оттуда и «ждать» жениха. И глупо, и просто: неосознанно, рука втыкала лучинку «именно так», чтобы пепел упал со стороны наездов своего милого…

Еще – окунали лучинку в воду, бежали домой и внось гадали:

1) загорится – быть замужем;

2) не загорится – не бывать;

3) погаснет на середине – не видать счастья в браке.

Понятно и здесь – расторопно окунула, не намочила, значит, и в девках не засидится. Потому что – шустрая прыткая. Сунула неуклюже в воду и вытащила лениво – не скоро быть «бабе толсторукой» замужем. А уж если и лучину ломала небрежно, та вся в трещинах, то – наберет щепочка воды и… погаснет на середине! Простая физика, плюс, немного – психология.

Еще – на здоровье лучиной гадали:

1) ясно горит – долго, значит, жить;

2) с искрами – будут и болезни;

3) погаснет внезапно – умрешь скоро, и не своей смертью.

Причины – те же: ровно обломала лучину, опытной сильной рукой – и горит ровно. Еле «отковыряла» щепочку – слабенькой болезненнй ручонкой, и – вся она в трещинках – горит, искрит, трещит. А уж подломала случайно – так и вовсе неумеха и тетеря бездарная…

 

Гадание на «молчок»

 

Гадали и на «молчок», то есть на мертвое собственное молчание, когда, набрав у колодца или ручья в рот воды, толпа девушек, с надутыми щеками и выпученными глазами, опрометью мчалась назад, в село, в избу.

Побеждала та, кому удавалось не засмеяться, не спотыкнуться, ни поперхнуться, ни проглотать воду, а донести до избы.

Для такой стойкой, жених, как считалось, обязательно достанется раньше всех. Если ж пролила или проглотила, со смеха ли, от усталости – не видать жениха, как своих ушей. И, по жизни, понятно, конечно, сильные и быстрые – и добегут быстрей всех и замуж раньше «выскочат». Ну, а лентяйки и копуши, – выйдет, разумеется, позже всех.

 

Гадание с ниткой

 

Иные гадания‑психотесты были просты до примитивности, однако же считались весьма «действенными». Скажем, сучили девицы нитку, мяли ее в пальцах и опускали комочек в воду. Что с ним случится?

Если нитки начинали в воде вертко раскручиваться, после ловких быстрых пальчиков умелицы– рукодельницы, то это «предвещало» и жизнь «такую же», шумную, живую, веселую(и, видимо, «вертлявую»). Но, уж если нитки едва шевелились, а то и вовсе были неподвижны, то и жизнь это обещало скучную, нудную и малоподвижную. Какова нитка – такова и хозяйка.

 

Гадание в окошке

 

Ночью, на Святки, девицы подкрадывались к соседским домам: смотреть ужинающих. Если замечали сидящих «с головами», то это и своим родным предвещало остаться «с головой», то есть быть живым и здоровым. Если же из‑за занавесок и рам голов не было видно, то ожидали различных напастей.

Смысл здесь, отдаленный, как ни странно – был: в снежный год, сугробы были высокие, с них далеко было «видать», обещало это обилие воды весной, будущий урожай осенью и, естественно, сытую здоровую жизнь. А низкий сухой сугроб, с которого и в окошко‑то не заглянешь, пророчил мало воды, плохой урожай, а отсюда голод, смерти, болезни…

В другом гаднии вывешивали на окно, уже свое – ключи, щетки, полотенце. Если кто‑то из догадливых прохожих трогал эти предметы рукой, то девицы торопились спросить «Как звать?», поскольку считалось, что так можно установить имя будущего мужа.

 

Гдание с оловом

 

В попытках открыть заветное будущее, лили в холодную воду расплавленное олово, свинец или горячий воск (иногда – вар или смолу). Гадали по‑разному, например: в какуую сторону пойдет пар от воды – в ту сторону и замуж идти.

Еще – смотрели получившуюся фигурку отливку. «Толстенькие» и правильные означали что‑то доброе, с отростками, продолговатые и кривые – нечто злое. И здесь «психотест» зависел от характера и физического склада гадающей: быстро вылила, резко – вот фигурка получилась компактная, а долго выливали – так и получится «змея подколодная»…

Гадали, кстати, и на вполне конкретные формы. Так, если фигурка напоминала «церковь», то скоро и свадебка. Но, если фигура плоска и продолговата, то, увы – гроб…

 

Гадание с обедом или ужином

 

Собираясь нанять работника, гадали довольно своеобразно: «на обед», смотрели, как приглашенный человек ест.

Сметливая хозяйка разливала гостям борщ, а хозяин приглядывал: кто как ест? Если быстро, споро и чисто, да добавки просит – то хороший будет работник, исполнительный и не каверзный. А уж если жадничает или еле ложку держит, то такихи брать – не след…

А есть и другой способ погадать, тоже связанный с едой. Девушка приходит в пустую комнату одна, приносит с собой два прибора, зеркало и свечу, ставит все в порядке на стол и, сев против зеркала, гадает: «Суженый, ряженый, приди ко мне ужинать». Минут за пять перед его приходом начинает зеркало тускнеть, а девушка начинает протирать зеркало подготовленным полотенцем. Наконец, придет некто и смотрится через ее плечо в зеркало, и когда невеста рассмотрит все черты его лица, тогда закричит: «Чур, с его места». Тогда дьявол, который принимал образ ее жениха, исчезнет, а невеста будет знать образ своего жениха. Но если невеста не робкая и не боится, то жених, или дьявол, который принял образ жениха, сядет за стол и, вынув из кармана кольцо, или бумажник, или что другое, положит на стол, тогда невеста зачурается и эта вещь останется ей.

 

Гадание с петухом

 

В Сибири, во время гаданий выпускали на серединукомнаты курицу с петухом.

Затем примечали: 1) если петух расхаживает «гордо» и «пощипывает» курицу, то и муж будет строгий и сердитый; 2) если же курица будет «храбриться» и даст сдачи, то значит и жена спуску не даст. Выбрать же «соответствующую» курицу, вольно или невольно, конечно же, не составляло труда.

Брали веревочку, связывали петуха с курицей хвостиками: Кто перетянет? Если петух – муж будет главой семейства, а ежели курица, то – жена. Видимо, выводы были просты: каковы хозяева, таковы и куры…

 

Гадание «на полено»

 

На 1‑е января, т. е. в Новый Год, для того, чтобыузнать «физиологические параметры» будущего жениха, невесты, чтобы не ошибиться при выборе(большой или маленький, худой или толстый), гадали по… полену! Этим, конечно, не подразумевалось, что жених будет «туп, как полено, но иногда сходство все же прослеживалось.

Девицы не глядя, задом, подбирались к поленнице дроб и, зажмурясь, вытаскивали первое попавшееся полено. Потому усаживались, где поудобнее и начинали анализировать признаки своего «скорови– ща». Их было много:

1) если полено, по спилу было крепкое и гладкое, то, соответственно, и мужу быть, молодому и сильному. С трещинами попадется – старик или убогий;

2) полено в ровной, гладкой коре – обещало красивого, спокойного и доброго, а в коре шероховатой – ругливого, сварливого и довольно неказистого на вид;

3) кривое – разумеется и означало «кривого»: урода или калеку;

4) ободранное, означало, мужа «нуждающегося». В толстой коре, разумеется, богатенького, а без коры – голытьбу и пропойцу;

5) толстое полено «предрекало» плечистого здоровяка, а небольшое – мужа, слабенького и тощего.

По количеству сучков – судили о числе детей. Если много торчащих сучков и палочке – многодетная будет семья. Нет сучков – бездетная. И – так далее.

 

Слушание проруби

 

Были такие гадания, когда девицы выходили в лунную ночь на реку, «послушать в проруб…»

Няньки стелили на льду, подле проруби, воловью шкуру и девицы пристально всматривались и вслушивалисб, не привидитсяли что‑то «чудесное» – в темной чуть приментно колышущейсяповерхности.

Полагали так: 1) которая выйдет в этом году замуж – узрит в таинственной лунной воде своего суженого, причем в том самом виде, в каком будет сговор; 2) которой же еще сидеть «в девках» – услышит лишь «стук» из воды.

 

 

Гадание по прутику

 

Очень‑очень просто гадали по пруту. Перед Новым Годом члены семьи брали каждый по прутику из хвороста и выставляли рядком на дворе(в наше время можно – на зимнем балконе) на ночь, втыкая в снег или в промерзшую землю.

Утром смотрели, проверяли: 1) если останутся большинство прутиков стоять – год будет хороший, урожайный и без напастей; 2) упадет большинство прутиков – плохой будет год, неурожайный и лишь на болезни богатый; 3) останется твой прутик стоять – и здоров будешь; 4) наклонился под ветром – заболеешь. 5) а уж если пал и в стоорну откатило – совсем плохо.

Логика была проста. Если снег лежит и снег глубокий, то и пруты глубоко воткнутся, не упадут. Очевидно, и воды по весне будет много, будет год урожайный. Все будут жить‑поныживать и добра наживать. А ежели еле втыкается прутик в чутьприкрытую снежком оледенелую землю, да и руки слабоваты, то – ясно, упадут прутики. Сам год будет безводный, неурожайный, откуда тут быть здоровью?

 

Гадание на псалтыре

 

Гадали, также, по любой книге, раскрывая ее где попало и читая первую попавшуюся строку или фразу. Чаще, для такой цели служил сборник псалмов, «псалтырь». По нему некогда гадал еще великий князь Владимир Мономах.

Впрочем, гадали и по другому. Вкладывали в псалтырь записочку со своим вопросом, вставляли в книгу ключ одним концом, а другим концом, с кольца – привязывали суровую нитку. Гадающий, или кто‑то посторонний утверждали ключ на пальце и, вслух или про себя, задавал интересующий вопрос.

Волнение при вопросе(или – отсутствие оного), естественно, пронизывало и тело и душу держащего. Руки, естественно, начинали трястись мелкой дрожью и «книга» начинала реагировать. Если подвешенная псалтырь начинала вращаться – это был ответ утвердительный. Если ж была неподвижна – наоборот.

В психологии подобные непризвольные движения называются» идеомоторными актами», от слов «идеос» – психика, «моторик» – движение. На них основывается целый класс гаданий усамых различных народов – по решету, по блюдцу, по ручным весам, маятнику, лозе(прутику), рамке и т. п. Вплоть до напичканного электроникой «детектора лжи», «полиграфа».

 

Гадание по «Рафлям»

 

В старину нередко гадали и по «рафлям». Название это не очень загадочное. Это был просто «раз‑гРАФЛеный» лист бумаги или лубок, дощечка. Там был начертан нехитрый чертеж, в виде моллодца в сапогах и поддевке, поддерживающего прямоугольную или круглую схемку, наполненную числами.

На эту схемку бросали «жребий», то есть зернышко ржи или семячко подсолнуха. А затем – читали стихотворный комментарий по поводу той цифры, куда зерно упало. Подробнее об этом способе гадания мы расскажем ниже.

 

Гадание по решету

 

Если от избытка волнения дрожат руки, то – самое время гадать по решету. Вариантов было много: решето подвешивли на нитке, устанавливали на сапожное шильце, иглу, спицу, ножникы; ставили на указательный палец и т. д.

Решето начинало вращаться от сотрясения(«тремора») рук взволнованного гаданием человека. Потому ворожейка, предварительно, «нагоняла страху». Со страшными заговорами она просеивала снег при лунном свете.

Решето ставили на палец и перечисляли имена женихов, Если гадали на вора – называли подозреваемых. Если гадающий что‑то знал и о чем‑то догадывался, руки и решето начинали его выдавать. Они непроизвольно изменяли свое положение при произнесениии определенного имени и – решето вращалось.

 

Гадание по ромашке

 

Гадание «на любовь» по ромашке, наверно, самое простое и первое гадание у каждого в жизни. Все, от мала, до велика сосредоточенно ощипывают белые лепесточки, бормоча под нос: «Любит. Не любит. Любит. Не любит…» Или – более подрбно: «Любит‑Не любит. Плюнет‑поцелует. К сердцу прижмет – к черту пошлет…» и так далее.

 

Гадание по свече

 

Разнообразно гадали по самой обычной свечке, но, зачастую, сделанной руками самого гадающего.

Когда гадали на жизнь, то смотрели, как горит, такова и жизнь есть и будет:

1) быстро прогорит или медленно;

2) ровно или с копотью;

3) потухнет или вновь разговорится;

4) оплывет ли причудливо (и как) или ровненко прогорит, вся в пламени истает

Когда от свечки отскакивали маленькие искорки, следили: загорится после яснее – быть приятным новостям, темнее пламя станет – к неприятностям. А уж приятного и неприятного в жизни хватало.

По свечам гадали еще и так. Восковые свечки резали на маленькие кусочки‑свечечки и вставляли в скорлупки праздничныхгрецких орехов снаряжая каждая девица – свою. Свечки зажигали, и пои пускали в темноте эти горящие кораблики в чашку с водой Подождав немного, дружно накрывали скорлупку– кораблик, каждая своей крышечкой. У ловких это, разумеется, получалосьхорошо, у неумех и недотеп – кое‑как неумело. Отсюда и родился простейший «психотест»:

1) если потонет легкая скорлупка от неуклюжего жеста – так и помрешь незамужней;

2) не потонет – есть надежда;

3) быстро прогорит тоненькая, искусно полдрезанная свечечка – быстро и приметят такую мастерицу, легко и скоро она выйдет замуж;

4) если ж дольше всех горит толстая неумело слепленнаямикросвечка (если не утонула раньше) – то такой «умелице» можно век жениха искать, да так и не доискаться.

 

Гадание по следу

 

Гадая на мужа, знали, муж может поасться всякий, и добрый, ласковый, и тот, который мог «пополо– совать плеточкой». Так, вполне доброжелательно рекомендовали тогдашние семейные пособия, типа всем известного «Домостроя».

Чтобы прознать про такое, девица в святочные праздники бухалсь плашмя в снег, вставала и уходила. Поутру глядела, каково? Считалось: 1) ежели след останется, как был ровным и гладким, то и муж попадется спокойный; 2) если же вьюги за ночь весь след иссекли, исполосовали, то мужик попадетсявз– дорный и драчливый.

 

Гадание на соли

 

Если среди сельских парней нравились буквально все, а речь шла об окончательном выборе, жаждущая замужества девица устравила себе «жажду» буквальную. Непосредственно перед сном она съедала добрый наперсток, а то и столовую ложкусоли, чтобы во сне отчаянно захотелось пить.

Ложась спать, девица, монгократно, «самогипнотизировала» себя, поворяя: «Кто – мой суженный? Кто – мой ряженный? Тот меня напоит!»

Поскольку во сне страшно хотелось пить, сон получался на одну тему – поиски воды. Там во сне девицу и поджидал еще не узнанный ею избранник с большим ковшиком и ведерком свежей колодезной воды.

 

Гадание по тени

 

Телевизора или компьютера в старину не было, проигрывателя или приемника не было. телефона не существовало.

Гадания были одним из немногих «интеллектуальных» развлечений старогро времени. Гадали, например, по теням. Скажем, загадав желение или человека, снимали платье или сорочку, перед сном или в бане, комкали ее и смотрели по тени от свечки: на что похоже?

В другом похожем способе брали бумагу, записывали на ней желание. Затем – сминали в комок и сжигали на тарелке. После этого смотрели и на полупрогоревший ком и нашевелящуюся на стене тень: на что или на кого – похоже? Все, чего опасалисьи все чего желалось – мерещилось теперь в причудливой странной тени…

 

Гадание по травинке

 

Интересно гадали на травинках. Одна обозначала парня, другая – девицу. Обе травинки втыкали в щель, где‑либо в жарком месте у затопленной печки и смотрели, как они себя ведут, высыхая?

Считалось так:

1) если отдаляются – значит, и в семье будет не жизнь;

2) если скрючиваются от жара, сближаются друг с другом, ясно, совет да любовь, все в порядке.

В наше время, если нет травинок, можно аналогично «погадать» на зажженных спичках, поставленных рядышком. Они, сгорая, кривятся точно так же.

 

Гадание на угольке

 

Чтобы вылечить заболевшего человека, предварительно гадали «на уголек». Брали из печки три угля и поочередно бросали в воду. Смотрели, как они себя ведут.

Считалось:

1) первый – от своей загаданной думы (о той болезни, какую предполагаешь, какую загадал);

2) второй – от людей;

3) третий – от «ветру». Какой громче зашипит – от той причины и недуг. Затем, той же водой сбрызгивали головубольного или давали пить. Диагностика и лечение, как видим были просты, «дешево и сердито».

 

Гадание по ужу

 

В деревнях, ближе к Прибалтике(в Литву, в Польше и пр.) поселяне гадали еще и по… ужам. Считалось счастливым предзнаменованием, если в избе или около нее – поселялся уж.

Если ужей не было – считалось, место не самое удачное. Ужу охотно ставили молоко в блюдце и убить такого ужа считалосьвеликим грехом (мышей домашний уж ловит вполне исправно).

Впрочем, первоначально, когда «ужик» обнаруживался, проверяли, нравится ли ему хозяйское уго– щение(сыр, яйца, куриное мясо – неплохо жил «ужик»).

Если он охотно вкушает предложенные яства – это был добрый знак. Если же пища оставалась нетронутой, дому это предвещало великие бедствия… Колдуны же, великие кровопийцы и садисты, мучили бедных «ужиков» кидая их в раскаленную печь и «гадая» по тем направлениям, в которых металась заживо поджариваемая змея.

 

Гадание по цыплятам

 

Когда из яиц у наседки вылуплялись цыплята, желательно было сразу же выявить «петушков» и «курочек», отделить «агнцев» от «козлищ». Метод «гадания», точнее – выявления был прост. Сперва цыпленка брали прямо за голову.

И смотрели: 1) если он вытягивает ножки – это будущий петушок; 2) а если лапки подтягивает к брюшку – курочка.

Для проверки брали и за лапки. И все было почти так же:

1) если вытягивал шейку – петушок; 2) если втягивает шейку и прижимает голову к спинке – курочка.

 

Гадание по «чесанию»

 

Многие приметы, касающиеся зуда, чесания, судорог, бурчания в животе и прочих физиологических неприятностей(о которых можно составить очередной «микрословрик») содержались в прелюбопытнейшей, запрещенной церковью книге «Трепетник», содержащей, фактически, многочисленные «психофи– зиолгические» тесты и составленное, еще «аж» древнейшим мудрецом Гермесом Трисмегистом (трижды «магистром», т. е. трижды «Величайшим»).

Согласно законам магии, все «верхнее» в любом предмете относилось к верхнему, «нижнее» – к нижнему, правое – к правому вообще, левое – к левому, и так далее.

Так, ноги человека или корни деревьев соответствовали по расположению, друг другу, и, одновременно, земле, «нижнему» и «низшему». Голова и крона, могли обозначаться, скажем, небом, отвечали чему‑то «верхнему» и «высшему».

Все, что с правой стороны – принималось как хорошее, доброе, важное, нужное, божеское, «чистое» и т. п. Все с левой стороны, наоборот, символизиловось как плохое, злое, неважное и ненужное, анти– божеское, «не чистое» и т. д.

Когда все такие общие принципы перебрасывались на функции и строение органов человеческого тела, получалась довольно причудливая картина видов структуры, способов диагностики, лечения и т. п.

Скажем, считали:

1) затылок чешется – к печали(буквально, к подзатыльникам, т. е. к наказанию);

2) глаза свербит – плакать;

3) лоб болит или чешется – кому‑то кланяться (буквально: «бить челом» об пол);

4) губы чешутся – кушать;

5) ноги заныли – скоро в дорогу и т. п.

 

Гадание по яйцу

 

Разные гадания связывали с простым куриным яйцом. В одном случае гадали примерно так, как с расплавленными воском, оловом или свинцом. Приступая к кгаданию, брали теплуюводу и распускали в ней яичный белок. Возникали причудливые струйчато‑комковатые фигуры, напоминающи фантазии мексиканского художника Сикейроса. По ним и велось гадание:

1) фигура, похожая на церковь, «предрекала»: девице – скорое венчание, пожилой женщине – отпечание и похороны;

2) фигура, как корабль с парусами, «предвещала»: девице – быть отданной замуж на чужую сторону, замужней женщине – скорое прибытие мужа, молодому мужчине – отдаленное путешествие.

Если белок вдруг опустится на дно стакана, то это угрожает опасным бедствием – смертью, пожаром, вечною незамужнею жизнью.

Объяснение этого гадания основывается на простом химическом законе, на соединении двух разнородных веществ. Люди, не слыхавшие об этом законе, верят безусловно в толкование ворожеек.

 

Гадание по бараньей лопатке

 

К «книгам отреченным», т. е. запрещенным, колдовским, отвергнутым церковью, относился, также «Лопаточник» – небольшое своеобразное «пособие» по гаданию на… бараньей лопатке. Помните, у Франсуа Рабле, в «Гаргантюа и Пантагрюэле», старая ведьма варила лопатку? Это она делала не для еды, а именно для гадания. На Русь гадание это прибыло с Востока.

Гадание по овечьей лопатке применялось, видимо, еще в Древнем Египте. Известно оно было у древних греков, римлян, этрусков, у так называемых «варваров»(Аттила) и на Востоке у арабов. Было оно и у калмыков, и у казахов, и у киргизов и вообще многих народностей, связанных со скотоводством.

У калмыков, например, гадали о погоде. Так, считалось, что если на лопатке после «обработки»(обычно – на огне) оказывалось много темных пятнышек – будет оттепель, если же пятнышки белые – будет снег. У лопарей по овечьей лопатке – вызнавали воров! А также – гадали о любви, врагах и прочих важных предметах.

У киргизов отмечали чародеев, «яурунчи», которые определяют, «по бараньей лопатке о будущих делах, и на всякий вопрос ответ дать умеют». Лопатку для гадания следовало скоблить лишь ножом, а не прикасаться к ней зубами, «ибо, в противном случае, они «не годятся» к чародейству.

Если прорицателю задавали вопрос, либо он сам что– то задумывал, то «кладет бычью лопатку на огонь и ждет, пока по плоской стороне появятся седины и трещины, по ним он и предвещает. Сии люди по их объяснению так и искусны, что могут угадывать как далеко находится отправившийся в путь человек», – отмечали старые авторы.

 

 

Михаил Пселл описывал гадание «по‑гречески» загадывалось желание, после чего убивали барана, из туши брали лопатку и «Суждение относительно жизни и смерти получают по гребню лопатки, а именно:

1) Если он с той и другой стороны бел и чист, то заключают отсюда – в пользу жизни. Если же он грязен – указывает на смерть»;

2) На основании средней части лопатки – судят о состоянии погоды, именно: если обе пленки находящейся по ту и другую стороны лопатки белы и чисты – то это обозначает мирное (?) состояние погоды. Если же она покрыта пятнами – это указывало на противоположное;

3) Если же гадающий вопрошает о войне, то когда там, на правой стороне лопатки – наблюдается красное пятнышко, или на противоположной стороне – черточка, длинная и темная, полагают, что великая будет война. Если же обе половины увидятся белыми, как это бывает, естественно, то это предрекает грядущий мир».

Отмечалось, что, «и вообще, при всех вопросах, цвет, более или менее красный, черный и нечистый – указывает на дурное, более или менее состояние, обратное тому – на более или менее хорошее».

Гадали по‑разному. По лопатке птицы, например, у болгар. По кости дикобраза – у некоторых индейцев. Большого разнообра зия не было, поэтому, когда появился «Лопаточник», то и был он весьма короток и гадал об основных областях жизни: «Книга от Петра Египетского, иже научаюца ведати неисходимаго плеча швец, занеже проставляюще знамение, что им надобы в разум вложити». А темы были такие:

1) О красной жене и любимой;

2) О свадьбе и совокуплении;

3) О бедущей ноужи (нужде, беде), или избавиться, или в ноужи помереть;

4) О царе и о воях (войнах)…

5) О рати (битвах), и кроволитии, и победе;

6) Или хочешь ведати поския страны, что в них творится, или тешимся царем о власти; кто победил или кто побежден будет, или власть приймет кто, владети без прошения, им оубо твори;

7) О войско чинов;

8) О богатстве и убожестве.

Известный русский естествоиспытатель Паллас, во время путешествий зарисовал схему таких гаданий на лопатке:

 

 

Наружная часть овечьей лопатки, давала больше всех указаний:

1– Амин‑Чалга – дорога жизни. Линия дела с пррепятствиями и обстоятельствами, которые могут в этом деле встретиться;

2– Будук – особенные препятствия и несчастья;

3 – смерть князя;

4– смерть вельможи;

5 – смерть простого человека;

6 – смерть слуги;

7 – Мегна‑баир – быстро наступающее счастье;

8 – Мегна‑ашида – очень запоздалое, но прочное счастье;

9 – Чудурга – хвостатый ремень у седла – препятствие и запоздание;

10– Денгна‑Дайссан – линия сражения и охоты, смотря по тому, если щель(?) с обоих сторон гребня сходятся более или менее друг с другом;

11– Залма(петля) смерть больного или… возвращение потерянного скота.

На оборотной стороне лопатки, было видно меньше трещин.

Здесь обозначено действие злых и гибельных духов – Четкерин‑Чалга; рр – помощь добрых духов (Тенгрин‑Чалга);

Саенги – вести, которые придут.

Если трещина простая – поздно. Если крестообразная – скоро.

Вторая лопатка с лицевой стороны содержала трещины с отличиями, сравнительно с первой, показывающей судьбу больного(?).

На ней:

1– Амин‑Чалга – и здесь, долгота жизни;

2 – Джерин‑сам‑Чалга ум Оллон‑чалга – дорога жизни;

3 – Даллаин‑Дайссан – знаки искушения(колебания);

4 – Ашида – предопределение(?) жизни и счастья;

5– Сеткирин‑Обо – знаки злых духов, которые угрожают жизни; 6 – Будук – знаки противоположные^) предыдущим;

7 – Чал‑Байор – быстрое выздоровление больного;

8 – Предвещение продолжительных болей, которые, однако, не ведут к смерти;

9 – Тенгериен‑аллига – черты добрых духов(Паллас. 1844).

Так что, если вам повезет и вы зажарите целого барана, то – поберегите лопатку, погадать на будущее: например, скоро ли придется есть второго?

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.