История храмов Ключевского района (конец XX - начало XXI вв.) — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История храмов Ключевского района (конец XX - начало XXI вв.)

2022-08-21 184
История храмов Ключевского района (конец XX - начало XXI вв.) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

История храмов Ключевского района (конец XX - начало XXI вв.)

 

Выпускная квалификационная работа

по направлению подготовки:

«Подготовка служителей и религиозного персонала православного

вероисповедания»

 

    ВКР допущена к защите зав. кафедрой   _______________________________ (подпись)   Выполнил: студент заочной формы обучения Гузеев Ярослав Владимирович, иерей _________________________________ (подпись)   Научный руководитель: Метельницкий Константин Никифорович, протоиерей _________________________________ (подпись)   Выпускная работа защищена «_____» ___________________2018 г.   Оценка___________________________     Ректор БДС, митрополит Барнаульский и Алтайский   _________________________________ (подпись)  

 

 

Барнаул 2018


Содержание

 

 

Введение. 3

Глава 1. Строительство храмов и духовная жизнь на территории Ключевской и Каипской волостей в конце XIX – начале XX вв. 9

  1.1. Заселение исследуемой территории и состав населения………………….9

  1.2. Формирование приходов и строительство церквей и молитвенных домов………………………………………………………………………………...12

  1.3. Состав священно- и церковнослужителей. 23

  1.4. Руководство духовной жизнью прихожан. 33

  1.5. Борьба с сектантством и расколом. 38

Глава 2. Ключевские храмы в период гонений на Церковь. 47

Глава 3. Православный приход: время возрождения. 76

  Заключение. 89

  Список использованных литературы иисточников. 92

  Приложение. 99

 


Введение

Актуальность темы исследования. Русская Православная Церковь на протяжении всей истории Российского государства с момента Крещения Руси (с перерывом на советский период) играла существенную, а зачастую ключевую роль в общественных событиях и процессах. Освоение просторов Сибири и Дальнего Востока, усилившееся после освобождения крестьян и целенаправленно стимулируемое властью в конце XIX века и в ходе проведения аграрной реформы Петра Аркадьевича Столыпина, было всемерно поддержано Церковью, и потребовало организационных, финансовых, архитектурных, строительных, кадровых усилий и мер. Актуальность изучения этих процессов состоит в том, что с начала 1990-х годов Церковь столкнулась со многими похожими проблемами по восстановлению храмов после периода гонений. В этой связи история сельских приходов в переселенческих регионах Сибири имеет не только теоретическую, но и большую практическую значимость. На территории современного Ключевского района в конце XIX – начале XX вв. проживали представители нескольких вероучений: мусульмане, молокане, старообрядцы австрийского направления, баптисты. Опыт взаимодействия конфессий, опыт борьбы Церкви за души людей как никогда актуален в современной России и требует изучения и обобщения.

Степень изученности темы. История храмов Ключевского района не являлась до сих пор предметом специального исследования. В советское время, по понятным причинам, такая задача и не ставилась ни профессиональными историками, ни местными краеведами, информация о строительстве церквей и жизни священников в незначительном объеме и фрагментарно встречается лишь в обзорных работах по истории района[1]. С начала 1990-х годов на волне перемен в общественном сознании резко увеличивается интерес к религиозной тематике, в том числе и в исторической науке. Огромный пласт источников по церковной архитектуре поднят в работах Т. М. Степанской[2], Р. Ю. Волоснова[3], протоиерея Георгия Крейдуна[4]. Вызывает особый интерес попытка реконструкции утерянных церковных сооружений, предпринятая протоиереем Георгием[5] и группой преподавателей и студентов Новосибирской архитектурной академии[6]. Обобщающий для нашего региона характер носит монография «Образ храма в культурном ландшафте Алтая», изданная Алтайским государственным университетом[7]. К сожалению, ни одна из этих работ не содержит информации о храмах Ключевского района, но они дают методологическую и теоретическую базу для нашего исследования. Формирование приходской системы на Юге Западной Сибири, система занятия причтовых должностей, состав прихожан, деятельность органов церковного самоуправления и содержание церквей рассмотрены в исторических очерках «Русская православная церковь Юга Западной Сибири», изданных Кемеровским Государственным университетом[8].

Цель работы – выявить особенности возникновения, деятельности, осквернения, разрушения, и последующего возрождения сельских православных храмов на территории отдельно взятого административного образования.

Объектом исследования является история сельских приходов Русской Православной Церкви в Западной Сибири.

Предметом исследования – история храмов Ключевского района Алтайского края в современных его границах.

Цель предполагает решение следующих задач:

- провести сбор и систематизацию архивных материалов, фотодокументов, воспоминаний о церковных постройках, священниках, деятельности церкви, обрядовой жизни, обстоятельствах закрытия церквей в советский период и возрождения в начале 1990-х годов;

- показать процесс формирования структуры Русской Православной Церкви, включая строительство новых храмов, на территории переселенческих районов Алтайского края на примере Ключевской и Каипской волостей;

- рассмотреть процесс закрытия храмов в середине 1930-х годов;

- проанализировать опыт возрождения церковных приходов в современной России.

Хронологические рамки исследования. Работа охватывает конец XIX – начало XXI вв.: от появления первых храмов на территории современного Ключевского района Алтайского края (1895 год – начало строительства Михайло Архангельской церкви в Ключах) до сегодняшнего дня (символически именно сейчас строится новое церковное здание в районном центре).

Территориальные рамки исследования. Территориально работа охватывает современные границы Ключевского района. На протяжении изучаемого периода эта территория входила сначала в Нижне-Кулундинскую, затем в Покровскую волость Барнаульского уезда Алтайского округа Томской губернии. В начале XX века появляются самостоятельные Ключевская и Каипская волости, в 1924 году Ключевской район[9]. Район неоднократно менял свои границы, поэтому логично ограничиться современной территорией района.

Методологической основой исследования является совокупность методов: метод исторической антропологии позволил исследовать события через деятельность отдельных лиц - священнослужителей ключевских приходов; историко-генетический метод, включающий детальное описание событий, привлечение широкого фактологического материала, был обусловлен слабой изученностью темы; историко-сравнительный метод помог выявить общие и специфические черты в жизни изучаемых приходов и общеепархиальной жизни; обилие количественного материала требовало применения историко-статистического метода.

Источниковая база исследования. В ходе изучения темы были использованы разные виды источников. Важнейшим из них стали архивные материалы. Прежде всего это клировые ведомости церквей, находящиеся в Государственном архиве Томской области (Ф. 170). Эти документы содержат систематизированные сведения о том, когда, из чего и на чьи средства построен храм, какая церковная утварь в нем имеется, где и на какие средства живет священник, есть ли при храме библиотека, школа грамоты и так далее. Подробно описывается причт, включая происхождение, образование, семейное положение, путь служения. Приводятся сведения о прихожанах, включая количество сектантов и уклонившихся в раскол. К этой группе источников примыкают и материалы Справочных книг по Томской епархии, содержащих аналогичные сведения[10]. Часть архивных документов была опубликована в сборнике, изданном Управлением архивного дела Администрации Алтайского края в 1997году[11]. Важная информация об архитектурных особенностях церквей содержится в материалах Российского Государственного Исторического Архива (Хозяйственное Управление при Синоде - Ф. 799, Оп. 33 - Страховые документы на церковное имущество).

Информация о закрытии церквей и ликвидации молитвенных домов содержится в Государственном архиве Алтайского края (Ф. Р-834), частично эти документы опубликованы в разделе «Документы и материалы» истории района[12] и сборнике документов, изданном Управлением архивного дела в 1999 году[13].

Судьбы священников в советский период неразрывно связаны с репрессиями со стороны власти. Подтверждение этому мы находим в архивных документах ГААК (Ф. Р-2, дела священников И.П. Лисуренко, Е.П. Максимова и других). Анализ этих дел помогает выявить духовную стойкость, крепкую веру и мужество людей, подвергшихся жестоким преследованиям властей.

Источниками исследования стали материалы периодической печати, относящиеся в основном к дореволюционному и современному этапу церковной жизни (1993-2017 годы) и фотоматериалы (фотографии священников, зданий церковно-приходских школ). Большой объем информации, посвященной открытию храмов, назначению на церковные должности, борьбе с сектантством, миссионерским поездкам содержится в «Томских епархиальных ведомостях». Жизнь сельской церкви в 1993-2017 годах регулярно освещалась районной газетой «Степной маяк».

Попытка реконструировать внешний облик храмов опиралась на опубликованные сборники чертежей и планов церковных сооружений[14], а также сохранившиеся фотодокументы перестроенного в сельский клуб здания церкви и воспоминания старожилов. К сожалению, преклонный возраст респондента и давность событий не дает уверенности в достоверности предоставленных в ходе беседы с ним сведений.

Практически отсутствуют сведения о послереволюционном периоде вплоть до закрытия храмов и о жизни верующих в 1936-1992 годах. Поиск и анализ этой информации – задача последующих исследований.

Научная новизна и практическая значимость работы. В исследовании впервые была предпринята попытка собрать воедино и проанализировать разрозненные сведения о церковной жизни на территории современного Ключевского района за всю его историю. Найдены и введены в научный оборот архивные документы по истории храмов, составлены биографии священников, проведена статистическая обработка информации о прихожанах, выявлены основные особенности строительства храмов, деятельности приходов, процедуры закрытия церквей и их возрождения.

Представленные в работе материалы могут послужить основой для разработки учебных курсов исторического краеведения в воскресных и общеобразовательных школах, духовного просвещения прихожан и жителей Ключевского района.

Методы исследования: сравнительно-исторический метод.

Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.

В первой главе «Строительство храмов и духовная жизнь на территории Ключевской и Каипской волостей в конце XIX – начале XX вв.» рассматривается развитие территориальной структуры Русской Православной Церкви на изучаемой территории, анализируется состав и дается характеристика деятельности священников, предпринимается попытка реконструкции внешнего облика храмов.

Во второй главе «Ключевские храмы в период гонений на Церковь» описывается механизм закрытия церквей в 1920-1930-е годы и репрессий по отношению к священникам.

Третья глава «Православный приход: время возрождения» посвящена периоду 1993-2017 годов и рассказывает о восстановлении храмов и церковной деятельности на территории Ключевского района.

 

Заключение

 

Пограничные периоды XIX-XX и XX-XXI веков на территории современного Ключевского района оказались очень похожими в сфере церковного строительства. Как и сто лет назад, Церкви снова пришлось решать хозяйственные, жилищные, кадровые, финансовые вопросы. Начальное положение было, правда, существенно разным. В XIX веке население Алтая быстро росло, в том числе за счет организованного переселения, подавляющее большинство жителей придерживались православной веры, Православие было государственной религией и получало поддержку властей. Новые приходы формировались, исходя из растущей потребности населения. Храмы строились как тщанием прихожан (в большинстве случаев), так и при помощи Казны (как правило, к юбилейным мероприятиям). Церковь являлась центром общественной жизни села, в церковном кругу решались вопросы благотворительности, просвещения нравов и, особенно, образования, так как именно церковно-приходские школы были самым доступным и распространенным инструментом повышения грамотности населения. Первые священники (иереи Владимир Калугин, Константин Пивоваров, Валериан Тимофеев, Ермил Мазаев и другие) были и учителями, и духовными наставниками, и борцами с расколом, и организаторами общественно полезных дел. Но усугублявшиеся в обществе конфликты, распространение революционной идеологии, нигилизма, сектантства нанесли серьезный удар по Церкви, а пришедшие к власти большевики реализовали в полной мере свою антирелигиозную программу.

Период советской власти - время беззаконных репрессий по отношению к священнослужителям, закрытия храмов, ухода религии практически на нелегальное положение - в полной мере коснулся и изучаемой территории. К 1936 году были закрыты все храмы (ни один из них не сохранился до наших дней), репрессированы и убиты священники Владимир Калугин, Елеазар Максимов, Иоанн Лисуренко, Ермил Мазаев и многие другие. Но Веру уничтожить нельзя. Люди, спрятав иконы в потайные места, продолжали чтить традиции, исполнять, как могли и умели обряды, отмечать православные праздники.

Конец XXстолетия ознаменовался возрождением Церкви, в том числе и на территории Ключевского района. Но условия были совершенно другими. Население уменьшалось, верующих было мало, светское государство не особо помогало, да, наверное, и не могло в условиях 1990-х годов, Церковь заново должна была заработать нравственный авторитет, чтобы люди к ней прислушались. Большинство прихожан с трудом выживало, и помочь Церкви материально просто не могли. Но даже в этих условиях не слишком опытные священнослужители, прихожане-подвижники, жертвователи из числа предпринимателей, при помощи Епархиального начальства и местных властей, сделали огромное дело: воссоздали церковные общины, отремонтировали и перестроили полученные здания, обеспечили церковное Служение на изучаемой нами территории. Добрым словом можно упомянуть многих, дабы никого не обидеть, вспомним только усопших первого церковного старосту в Ключах Вениамина Павловича Латышева и церковного казначея Веру Терентьевну Гаан.

Долгое время никак не могла решиться проблема сооружения нового здания храма в Ключах. С Божьей помощью строительство, наконец-то, началось, и активно ведется. Символично, что храм будет расположен на территории, принадлежавшей Церкви в конце XIX - начале XX вв., почти там же, где был построен в 1897 году первый в истории ключевцев Михайло-Архангельский храм.

Таким образом, цель нашего исследования была достигнута: выявлены основные особенности возникновения, деятельности, разрушения, и последующего возрождения православных храмов на территории Ключевского района Алтайского края. Удалось собрать, систематизировать и проанализировать комплекс источников о деятельности Церкви и ее священнослужителей, в абсолютном большинстве не публиковавшихся ранее. Были установлены судьбы многих священников, восстановлен хронологически и содержательно процесс становления церковных приходов, рассмотрены и охарактеризованы обстоятельства закрытия и возрождения храмов.

Задачи исследования в целом решены, не удалось пока установить точный архитектурный облик утерянных церковных зданий, задача реконструкции остается для будущих исследований.

Результаты работы будут опубликованы в районной периодической печати, станут частью экспозиции ключевского историко-краеведческого музея, будут использованы для разработки занятий по истории религиозной культуры в общеобразовательных школах района.

 

 


 

Список литературы

1. Архив канцелярии Барнаульской епархии.

2. Государственный архив Алтайского края:

3. Государственный архив Томской области:

4. Российский государственный исторический архив:

5. Ф. 799. Хозяйственное управление при Синоде. Оп. 33. Страховые документы на церковное имущество. Д. 2140.

6. Томская духовная консистория Ф.170. Оп.1. Клировые ведомости. ДД. 2497, 2622, 2717, 2724, 2762, 2876, 2964, 2994, 3140, 3183, 3480, 3573, 3780, 3882, 3884, 3948, 4204, 4308, 4504.

7. Отдел специальной документации. Дела репрессированных Ф.Р-2. Оп. 7. ДД. 5183, 6865, 15449, 15773, 18163, 23783.

8. Администрация Алтайского края. Исполнительный комитет Алтайского краевого совета депутатов трудящихся. Уполномоченный по делам религий при Совете министров СССР по Алтайскому краю. Ф.Р-834. Оп.4. ДД. 718-720.

9. Бурлева,Татьяна Алексеевна, 1925 года рождения Ключевский район, село Новополтава // Архив Свято-Алексиевской церкви. Фонд устных источников. Меморат № 3.Рукопись воспоминаний.

10. Гуков, Павел Иванович. 1923 года рождения Ключевский район, п. Целинный ул. Новая д.3 кв.1 // Архив Свято-Алексиевской церкви. Фонд устных источников. Меморат № 1. Беседовал Гуков Борис Павлович 15 ноября 2017 год (цифровая запись).

11. Дмитренко, Людмила Ивановна, 1936 года рождения, село Ключи // Архив Свято-Алексиевской церкви. Фонд устных источников. Меморат № 4. Рукопись воспоминаний.

12. Колтыгин, Владимир Борисович, 1975 года рождения, село Кулунда // Архив Свято-Алексиевской церкви. Фонд устных источников. Меморат № 7. Рукопись воспоминаний.

13. Лебедева, Юлия Ивановна, 1930 года рождения, город Сергиев Пасад// Архив Свято-Алексиевской церкви. Фонд устных источников. Меморат № 6. Рукопись воспоминаний.

14. Отруцкий, Алексей Степанович (1924-2010). К столетию Каипа // Архив Свято-Алексиевской церкви. Фонд устных источников. Меморат № 6. Сканированная рукопись.

15. Пашкова, Валентина Васильевна. Ключевский район, село Северка // Архив Свято-Алексиевской церкви. Фонд устных источников. Меморат № 2. Рукопись воспоминаний.

16. Суманова,Надежда Андреевна, 1947 года рождения, село Ключи // Архив Свято-Алексиевской церкви. Фонд устных источников. Меморат № 5. Рукопись воспоминаний.

17. Юрковский, Александр Федорович, 1958 года рождения, село Ключи // Фонд устных источников Ключевского историко-краеведческого музея, текстовая запись 2015 года. Беседовала Костюкова Зоя Александровна.

18. Атлас планов и фасадов церквей, иконостасов к ним и часовен, одобренных для руководства при церковных постройках в селениях. Издание святейшего Синода.- М.: Синодальная типография, 1899.- 50 с.

19. База данных «Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://martyrs.pstbi.ru/bin/code.exe/frames/m/ind_oem.html/charset/ans

20. Документы по истории церквей и вероисповеданий в Алтайском крае (XVII- начало XX вв.). - Барнаул: Управление архивного дела Администрации Алтайского края, 1997. - 408 с.

21. Документы по истории церквей и религиозных объединений в Алтайском крае (1917-1998).- Барнаул: Управление архивного дела Администрации Алтайского края, 1999. - 382 с.

22. Ленин,В.И. Письмо В.И. Ленина В.М. Молотову для членов политбюро ЦК РКП (б) о срочных мерах по беспощадному подавлению сопротивления Русской православной церкви изъятию церковных ценностей // Известия ЦК КПСС. - 1990. - №4. - С. 191–193.

23. О Назаровых В.Н. и А.В. - Пешковой Е.П. // Заклейменные властью. Услышь их голоса. [Электронный ресурс]– Режим доступа: http://pkk.memo.ru/letters_pdf/001191.pdf

24. Об Артемкове М.Л. - Пешковой Е.П. // Заклейменные властью. Услышь их голоса.[Электронный ресурс]– Режим доступа: http://pkk.memo.ru/letters_pdf/001166.pdf

25. Обозрение Епархии Его Преосвященством Преосвященнейшим Макарием, епископом Томским и Барнаульским в 1900-м год // Томские епархиальные ведомости. – 1900. – № 23. – С.13-24.

26. Отчет епархиального миссионера священника Павлина Смирнова о поездке по Барнаульскому уезду в декабре 1899 год // Томские епархиальные ведомости. – 1900. – № 16. – С.1-19; – № 17. – С.15-22; – № 18. – С.18-31; – № 19. – С.1-14.

27. Отчет о деятельности церковно-приходских попечительств благочиния № 37 по оказанию помощи беднейшим семействам ушедших на войну воинов // Томские епархиальные ведомости. – 1904. – № 18. – С.9-11.

28. Отчет о состоянии расколо-сектантства в пределах Томской Епархии и деятельности Томского Совета Братства Св. Димитрия Митрополита Ростовского за 1910–1911 ггод // Томские епархиальные ведомости. – 1911. – № 19. – С.975-982.

29. Посещение молоканского поселка Ново-Покровки (Тютюнского Кыстава) // Томские епархиальные ведомости. – 1900. – № 8. – С.10-20.

30. Сибирские церкви и школы Фонда имени императора Александра III к 1 января 1903 год – СПб.: Государственная типография, 1903. -96 с.

31. Список населенных мест Томской губернии на 1899 год. – Томск: Товарищество «Печатня С.П. Яковлева (Губернская типография)», 1899. – 781 с.

32. Список населенных мест Томской губернии на 1911 год – Томск: Типография губернского управления, 1911. – 603 с.

33. Справочная книга по Томской епархии за 1898-99 год. – Томск: Типография епархиального братства, 1900. - 458 с.

34. Справочная книга по Томской епархии за 1902/3 год. - Томск: Типография епархиального братства, 1903. - 531 с.

35. Справочная книга по Томской епархии. Составлена служащими консистории под руководством секретаря оной В.А. Карташова в январе-марте 1914 год - Томск: Товарищество «Печатня С.П. Яковлева», 1914. - 594 с.

36. Авдеенко, Н. М. Заселение и хозяйственное освоение территории района во второй половине XIX - начале XX века [Текст] / Н. М. Авдеенко // Ключевский район: история и современность. – Барнаул: ОАО «Алтайский полиграфический комбинат», 2002. - С.41-54.

37. Барнаульская епархия: 20 лет возрождения. Сб. статей [Текст]/ Редактор-составитель протоиерей Георгий Крейдун. - Барнаул: Алт. Дом печати, 2014. – 320с.

38. Булыгин, Ю.С. К истории населенных пунктов Ключевского района [Текст] / Ю. С. Булыгин // Ключевский район: история и современность. – Барнаул: ОАО «Алтайский полиграфический комбинат», 2002. - С.236-249.

39. Валитов, А.А. Образовательная деятельность православной церкви в Западной Сибири в конце XIX- начале XX в. [Текст] / А. А. Валитов. // Образование и наука. - 2014. - № 2 (111). - С.98-112.

40. Волоснов, Р.Ю. Культовое зодчество Кулундинской степи в конце XIX- начале XX в. [Текст] / Р. Ю. Волоснов//Известия Алтайского государственного университета - 2010. -№ 2/1. - С. 134-137.

41. Волоснов, Р.Ю. Сельское деревянное культовое зодчество Алтая в конце XIX - первой трети XX веков: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. Искусствоведения [Текст] / Р. Ю. Волоснов. - Барнаул, 2009. - 120 с.

42. Гребенкина, А.А. Особенности восстановления храма во имя Святой Троицы села Дреслянка Маслянинского района НСО в формате 3D[Текст] / А.А. Гребенкина, И. Л. Ростовцева, С. Н. Еремеев, Ф. А. Гузев //Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2014.- № 6. - С.166-176.

43. Душу не погублю. Исповедники и осведомители в документах и... о методах агентурной работы [Текст]/ сост. Виктор Королев. – М.: Содружество «Православный Паломник», 2001. – 211 с.

44. За тех, кто будет думать в Думе // Степной маяк. - 1995. - 20 декабря.

45. И восторжествует мир. Интервью с протоиереем Н.П.Войтовичем // Алтайская правда. - 1988. - 16 июля.

46. Иеромонах Симон (Истюков). Новосибирская епархия Русской Православной Церкви в 20-е гг. XX в. [Текст] // Богословский сборник. Издание Новосибирской Православной Духовной Семинарии.- 2010. - № 6. - С. 36-61.

47. Каиль, М.В. Исторические последствия кампании 1922 года по изъятию церковных ценностей [Текст] / М. В. Каиль // Диалог культур и цивилизаций. Материалы X Всероссийской научной конференции молодых историков. - Тобольск, 2009. - С.70-72.

48. Колесникова, Л.Н. Село Петухи [Текст] / Л. Н. Колесников // Ключевский район: история и современность. – Барнаул: ОАО «Алтайский полиграфический комбинат», 2002. - С.277-283.

49. Крейдун, Ю.А. Миссионерское храмоздательство на Алтае: Воссоздание облика утраченных храмов XIX – начала XX в. [Текст] / Ю. А. Крейдун. – Барнаул: Алт. дом печати, 2013.- 262 с.

50. Крейдун, Ю.А. Опыт теоретической реконструкции архитектурного облика Михайло-Архангельского храма (Республика Алтай) [Текст] / Ю. А. Крейдун // Вестник КемГУ. – 2011. – № 3. - С.34-39.

51. Крейдун, Ю.А. Храмовое зодчество Юго-Западной Сибири XIX-начала XX вв. в контексте миссионерской деятельности Русской православной церкви. [Текст] Автореф. дис. на соиск. учен. степ. д. иск. – Барнаул, 2011. - 121 с.

52. Лопина, Т.В. Село Васильчуки [Текст] / Т. В. Лопина // Ключевский район: история и современность. – Барнаул: ОАО «Алтайский полиграфический комбинат», 2002. - С.306-309.

53. Миникеева, М. Внук священника [Текст] / М. Миникеева // Степной маяк. – 2013. – 17 сентября.

54. Образ храма в культурном ландшафте Алтая[Текст]: монография / Т. М. Степанская, Р. Ю. Волоснов, Н. В. Гречнева. -Барнаул: Изд. Алт. Ун-та, 2015. - 156 с.

55. Отруцкий, А. К 100-летию Каипа. Церковь и пожар // Степной маяк. - 1989. - 10 июня.

56. Пашкова, В.В. Документы помнят все // Степной маяк. - 2011. - 1 ноября.

57. Пашкова, В.В. У кромки Северного бора //Степной маяк. – 2016. – 30 июля.

58. Цыпин, Владислав, прот. История Русской Православной Церкви: Синодальный и Новейший периоды [Текст]. / Протоиерей Владислав Цыпин. - 5-е изд. - Изд-во Сретенского монастыря, 2012.- 543с.

59. Разгон, Н.И. Административно-территориальное деление Ключевского района [Текст] / Н. И. Разгон. // Ключевский район: история и современность. – Барнаул: ОАО «Алтайский полиграфический комбинат», 2002. - С.4-5.

60. Религиозный ландшафт Западной Сибири и сопредельных регионов Центральной Азии. - Т.2: XX в.: коллективная монография [Текст] / отв. Ред. П.К. Дашковский.- Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2015. -194 с.

61. Ростовцева, И. История храма Михаила Архангела по воспоминаниям жителей с. Легостаево [Текст] / И. Ростовцева // Образование и православие [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.orthedu.ru/

62. Русская православная церковь юга Западной Сибири (XIX–XX вв.) [Текст]: исторические очерки.- Кемерово: Кузбассвузиздат, 2007. - 319 с.

63. Степанская, Т.М. Архитектура Алтая XVIII-XX вв. [Текст] / Т. М. Степанская. - Барнаул: «АРТ», 2006. - 300 с.

64. Степанская, Т.М. О сельском храме [Текст] / Т. М. Степанская. // Михайловский район. Очерки истории и культуры.- Барнаул, 1999.- С.182-185.

65. Третьяков, Г. Загадка фрески на стене [Текст] / Г. Третьяков // Ковчег – 2017. – № 7. – С.285-289.

66. Фаст, М.В. Нарымская голгофа: материалы к истории церковных репрессий в Томской области в советский период [Текст]/ М. В. Фаст, Н. П. Фаст. - Томск; М.: Водолей Publishers, 2004. - 560 с.

67. Черказьянова, И. В. Обновленчество в Сибири (20-е годы ХХ века) [Текст] / И. В. Черказьянова // Известия Омского государственного историко-краеведческого музея Черказьянова. – 1993.– № 3. – С. 165-173.

68. Шилин, С. Как царь-страстотерпец помогал церкви строить [Текст] / С. Шилин // Алтайская миссия. – 2007. – № 5. – С.12.

69. Я люблю вас, други мои // Степной маяк. - 1995. - 9 декабря.

 

 


[1] Авдеенко, Н. М. Заселение и хозяйственное освоение территории района во второй половине XIX- начале XX века / Н. М. Авдеенко. – Ключевский район: история и современность. – Барнаул, 2002. – С. 50.

[2] Степанская, Т.М. О сельском храме/ Т. М. Степенская. // Михайловский район. Очерки истории и культуры.- Барнаул, 1999.- С.182-185.

[3] Волоснов, Р.Ю. Культовое зодчество Кулундинской степи в конце XIX-начале XX в. / Р. Ю. Волоснов //Известия Алтайского государственного университета- 2010. - № 2/1. - С. 134-137.

[4] Крейдун, Ю.А. Храмовое зодчество Юго-Западной Сибири XIX-начала XX вв. в контексте миссионерской деятельности Русской православной церкви. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. д. иск. – Барнаул, 2011. - С. 32.

[5] Крейдун Ю.А. Миссионерское храмоздательство на Алтае: Воссоздание облика утраченных храмов XIX – начала XX в. – Барнаул, 2013.

[6] Гребенкина, А.А. Особенности восстановления храма во имя Святой Троицы села Дреслянка Маслянинского района НСО в формате 3D / А. А. Гребенкина и др. //Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2014.-№ 6. - С.166-176.

[7]Образ храма в культурном ландшафте Алтая: монография / Т. М. Степанская, Р. Ю. Волоснов, Н. В. Гречнева. - Барнаул, 2015. - С. 15.

[8] Русская православная церковь юга Западной Сибири (XIX–XX вв.): исторические очерки.- Кемерово, 2007.  – С. 11.

[9] Разгон, Н.И. Административно-территориальное деление Ключевского района / Н. И. Разгон // Ключевский район: история и современность. – Барнаул, 2002. - С. 4.

[10] Справочная книга по Томской епархии за 1898-99 год. – Томск, 1900., Справочная книга по Томской епархии за 1902/3 год. - Томск, 1903 и др.

[11] Документы по истории церквей и вероисповеданий в Алтайском крае (XVII- начало XX вв.) - Барнаул, 1997. – С. 10.

[12] Ключевский район: история и современность – Барнаул, 2002. - С.581-583.

[13] Документы по истории церквей и религиозных объединений в Алтайском крае - Барнаул, 1999, - С. 96-107.

[14] Атлас планов и фасадов церквей, иконостасов к ним и часовен, одобренных для руководства при церковных постройках в селениях - М., 1899.; Сибирские церкви и школы Фонда имени императора Александра III к 1 января 1903 год – СПб, 1903.

[15] Булыгин, Ю.С. К истории населенных пунктов Ключевского района / Ю. С. Булыгин. //Ключевский район: история и современность. – С. 236.

[16] Там же. С. 237-240.

[17] Там же. С. 240.

[18] Лопина, Т.В. Село Васильчуки / Т. В. Лопина // Ключевский район: история и современность. – С. 307.

[19] Список населенных мест Томской губернии на 1899 год. – Томск: Товарищество «Печатня С.П. Яковлева (Губернская типография)», 1899. – С. 382.

[20] ГАТО Ф. 170, Оп. 1, Д. 2762, Л. 13 об.

[21] Разгон Н.И. Указ. соч. – С. 4.

[22] ГААК Ф. 4, Оп. 1,  Д. 2410, Л. 211.

[23] Булыгин, Ю.С. Указ. соч. С. 241-242.

[24] Разгон, Н.И. Указ. соч.С. 4-5.

[25] Отчет о состоянии расколо-сектантства в пределах Томской Епархии и деятельности Томского Совета Братства Св. Димитрия Митрополита Ростовского за 1910-1911 годы // Томские епархиальные ведомости. – 1911. – № 19. – С. 977.

[26] Список населенных мест Томской губернии на 1911 год – Томск, Типография губернского управления, 1911. –С.182-191.

[27] Русская Православная Церковь Юга Западной Сибири (XIX – XX вв.): исторические очерки. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2007. – С. 46.

[28] Там же. – С. 47.

[29] ГАТО Ф. 170, Оп. 1, Д. 2762, Л. 13; ГАТО Ф. 170, Оп. 1, Д. 3243, Л. 10.

[30] Воспоминания П.И. Гукова.

 

 

[31] ГАТО Ф. 170, Оп. 1, Д. 2762, Л. 9.

[32] Там же.

[33] ГАТО Ф. 170, Оп. 1, Д. 2762, Л. 9.

[34] РГИА. Ф.799.Оп.33. Д.2140. Л. 23.

[35] ГАТО. Ф.170 Оп.1. Д. 3284. Л. 43.

[36] ГАТО. Ф.170 Оп.1. Д. 2876. Л. 34.

[37] ГАТО. Ф.170 Оп.1. Д. 2876. Л. 34; ГАТО. Ф.170 Оп.1. Д. 3284. Л. 43.

[38] РГИА. Ф.799.Оп.33. Д.2140. Л.18.

[39] Шилин, С. Как царь-страстотерпец помогал церкви строить / С. Шилин // Алтайская миссия. – 2007. – № 5. – С. 12.

[40] Там же.

[41] ГАТО Ф. 170, Оп. 1, Д. 2497, Л. 6 об.

[42] ГААК Ф. 4, Оп. 1, Д. 2410, Л. 26.

[43] Там же.

[44] ГАТО Ф. 170, Оп. 1, Д. 3780, Л. 183.

[45] ГАТО Ф. 170, Оп.1, Д. 4504, Л. 132.

[46] Там же.

[47] Русская Православная Церковь Юга Западной Сибири…С. 47.

[48] ГАТО Ф. 170, Оп. 1, Д. 3948, Л. 60.

[49] ГАТО Ф. 170, Оп. 1, Д. 4504, Л. 112.

[50] ГАТО Ф. 170, Оп. 1, Д. 4504, Л. 133.

[51] ГАТО Ф. 170, Оп. 1, Д. 3780, Л. 55 об., ГАТО. Ф. 170, Оп. 1, Д. 3882, Л. 45 об.

[52] ГАТО Ф. 170, Оп. 1, Д. 3948, Л. 51 об.

[53] ГАТО Ф. 170, Оп. 1, Д. 4308, Л. 14 об.

[54] ГАТО Ф. 170, Оп. 1, Д. 3780, Л. 182 об., ГАТО Ф. 170 Оп. 1, Д. 3948, Л. 204 об., ГАТО Ф. 170, Оп. 1, Д. 4308, Л. 70 об.

[55] ГАТО Ф. 170, Оп. 1, Д. 3882, Л. 79 об.

[56] ГАТО Ф. 170, Оп. 1, Д. 3573, Л. 63.

[57] ГААК Ф. 29, Оп. 1, Д. 1045, Л. 23.

[58] Там же.

[59] ГААК Ф. 29, Оп. 1, Д. 1045, ЛЛ. 24-25.

[60] ГААК Ф. 29, Оп. 1, Д. 654, Л. 68 об.

[61] Там же. – ЛЛ. 65, 65 об., 70 об.

[62] ГАТО Ф. 170, Оп. 1, Д. 4204, Л. 80.

[63] ГАТО Ф. 170, Оп. 1, Д. 3780, Л. 55.

[64] ГАТО Ф. 170, Оп. 1, Д. 3948, Л. 68.

[65] ГАТО Ф. 170, Оп. 1, Д. 3882, Л. 73.

[66] Русская Православная Церковь Юга Западной Сибири…С. 54.

[67]Русская Православная Церковь Юга Западной Сибири С. 59.

[68] Там же. – С. 57.

[69] Русская Православная Церковь Юга Западной Сибири С. 57.

[70]Обозрение Епархии Его Преосвященством Преосвященнейшим Макарием, епископом Томским и Барнаульским в 1900-м году // Томские епархиальные ведомости. – 1900. – № 23. – С. 18.

[71] Авдеенко Н. М. Заселение и хозяйственное освоение территории района… С. 50.

[72] Томские епархиальные ведомости. – 1910. – № 17. – С. 468.

[73] Пашкова, В.В. У кромки Северного бора / В.В. Пашков. //Степной маяк. – 2016. – 30 июля.

[74] ГАТО Ф. 170, Оп. 1, Д. 4504, Л. 146.

[75] ГАТО Ф. 170, Оп. 1, Д. 3882, Л. 79.

[76] Ростовцева, И. История храма Михаила Архангела по воспоминаниям жителей с. Легостаево / И. Ростовцева // Образование и православие [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.orthedu.ru/

[77] Миникеева, М. Внук священника // Степной маяк. – 2013. – 17 сентября.

[78] Русская Православная Церковь Юга Западной Сибири…С. 57.

 

[79] ГАТО. Ф. 170, Оп. 1, Д. 3884, Л. 48 об.

[80]База данных «Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века [Электронный ресурс]– Режим доступа: http://martyrs.pstbi.ru/

[81] Томские епархиальные ведомости. – 1913. – № 22. – С. 515.

[82] Русская Православная Церковь Юга Западной Сибири…С. 52.

[83] Там же. С. 52.

[84] Русская Православная Церковь Юга Западной Сибири…С.53.

[85] ГАТО Ф. 170, Оп. 1, ДД. 3573, 4204.

[86] Томские епархиальные ведомости. - 1914. - № 37. - С.94.

[87] ГАТО Ф. 170, Оп. 1, ДД. 2762, 2876, 3183, 3882.

[88] Там же.

[89] Валитов, А.А. Образовательная деятельность православной церкви в Западной Сибири в конце XIX - начале XX в. / А. А. Валитьв // Образование и наука. - 2014. - № 2 (111). - С. 108.

[90] Пашкова, В.В. Документы помнят все // Степной маяк. - 2011. - 1 ноября.

[91] Священник Павел Кадосов. Петр Николаевич Гензель: штрихи к биографии. – Школа Карла Мая. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.kmay.ru/sample_pers.phtml?n=4196

[92] Третьяков, Г. Загадка фрески на стене / Г. Третьяков. – Ковчег. – 2017, – № 7. – С. 286.

[93] Обозрение Епархии Его Преосвященством Преосвященнейшим Макарием, епископом Томским и Барнаульским в 1900-м году // Томские епархиальные ведомости. – 1900. – № 23. – С. 17-19.

[94] Отчет о деятельности церковно-приходских попечительств благочиния № 37 по оказанию помощи беднейшим семействам ушедших на войну воинов // Томские епархиальные ведомости. – 1904. – № 18. – С. 9-11.

[95] Список населенных мест Томской губернии на 1899 год. – Томск: Товарищество «Печатня С.П. Яковлева (Губернская типография)», 1899. – С. 382.

[96] Отчет епархиального миссионера священника Павлина Смирнова о поездке по Барнаульскому уезду в декабре 1899 года // Томские епархиальные ведомости. – 1900. – № 16. – С. 1-19; – № 17. – С. 15-22; – № 18. – С. 18-31; – № 19. – С. 1-14.

[97] Посещение молоканского поселка Ново-Покровки (Тютюнского Кыстава) // Томские епархиальные ведомости. – 1900. – № 8. – С. 10-20.

[98] Отчет епархиального миссионера священника Павлина Смирнова о поездке по Барнаульскому уезду в декабре 1899 года // Томские епархиальные ведомости. – 1900. – № 16. – С. 1-19; – № 17. – С. 15-22; – № 18. – С.18-31; – № 19. – С. 1-14.

[99] Колесникова, Л.Н. Село Петухи / Л. Н. Колесникова // Ключевский район: история и современность. – Барнаул, 2002. – С. 278.

[100] Томские епархиальные ведомости. – 1910. – № 17. – С. 468-469.

[101] Отчет о состоянии расколо-сектантства в пределах Томской епархии и деятельности томского совета Братства Св. Димитрия Митрополита Ростовского за 1910-1911 гг. // Томские епархиальные ведомости. – 1900. – № 8. – С. 10-20.

 

[102] Религиозный ландшафт Западной Сибири и сопредельных регионов Центральной Азии. - Барнаул, 2015. - С. 43-45.

[103] Религиозный ландшафт Западной Сибири и сопредельных регионов Центральной Азии. - Барнаул, 2015. - С. 64.

[104] ГААК Ф. Р-2, Оп. 7, Д. 5183, Л. 106.

[105] Документы по истории церквей и религиозных объединений в Алтайском крае. - Барнаул, 1999. - С. 79.

[106] ГКУ НСО «Государственный архив Новосибирской области». Путеводитель. – Новосибирск, 2012. - С. 810.

[107] Документы по истории церквей... - С. 9.

[108] Ленин, В.И. Письмо В.И. Ленина В.М. Молотову для членов политбюро ЦК РКП (б) о срочных мерах по беспощадному подавлению сопротивления Русской православной церкви изъятию церковных ценностей // Известия ЦК КПСС. - 1990. - №4. - С. 191-193.

[109] Иеромонах Симон (Истюков). Новосибирская епархия Русской Православной Церкви в 20-е гг. XX в. // Богословский сборник. Издание Новосибирской Православной Духовной Семинарии.- 2010. - № 6. - С. 43.

[110] Энциклопедия города Омска. Т.1. -Омск: Издат. дом «Лео», 2009.- С. 59


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.206 с.