Глава 15. Государство и его роль в рыночной экономике — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Глава 15. Государство и его роль в рыночной экономике

2022-08-21 26
Глава 15. Государство и его роль в рыночной экономике 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Глава 15. ГОСУДАРСТВО И ЕГО РОЛЬ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Среди проблем экономической ноуки, которые не теряют своей актуальности уже несколько столетий, экономической роли государство, безусловно, принадлежит первое место. На протяжении всего учебника мы так или иначе затрагивали роль государства в экономике: гл. 9 – антимонопольная политика государства, гл. 14 – антициклическое регулирование экономики. А рассматривая теорию общественного выбора (гл. 11), мы заглянули внутрь процессов, происходящих в государстве: узнали, ион принимаются решения на государственном уровне о производстве общественных товаров. 8 данной главе будет рассмотрена роль государства в различных экономических системах, точки зрения ученых относительно функций, которые должно выполнять государство, и масштабов его вмешательство. Кроме того, узнаем, что же обусловливает необходимость государственного регулирования, каковы его основные цели и направления, а также какие формы и методы при этом используются.

ГОСУДАРСТВО КАК СУБЪЕКТ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

Государство – это политическая власть, представленная совокупностью законодательных, исполнительных и судебных органов, осу–


ществляющих управление обществом. Государство является неотъемлемым субъектом экономики в любой экономической системе. Но, несмотря на схожесть некоторых задач, место и роль государства в экономике различаются в зависимости от того или иного ее вида.

РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РАЗЛИЧНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ

В традиционной экономике государство занимает существенные позиции. В условиях примитивной и отсталой техники, не позволяющей обеспечить экономический рост, оно выполняет важные функции: осуществляет перераспределение значительной части национального дохода. При феодализме государство охраняло земельную собственность феодалов, определяло обязанности ремесленников и крестьян, т. е. обязанности всех по отношению к центральной власти.

В командной экономике, функционирующей преимущественно на основе административных методов хозяйствования, государство занимается практически всем. Оно сосредоточивает в своих руках экономическую власть, решает, что?, как? и для кого? производить, распоряжается государственной собственностью, которая является господствующей в экономике. Эта система, как мы знаем, основана на централизованном директивном планировании.

В рыночной и смешанной экономике государство освобождается от несвойственных ему функций: директивного планирования, централизованного распределения ресурсов, удовлетворения полностью совокупного спроса и др. Оно занимается тем, без чего обществу нельзя существовать в современных условиях, и что не может сделать частный сектор экономики.

СУБЪЕКТЫ

ЭКОНОМИЧЕСКОЙ

ПОЛИТИКИ

Экономическая политика государства – это совокупность мер, направленных на то, чтобы воздействовать на национальное хозяйство страны. Рассматривая экономическую политику государства, необходимо помнить, что рынок и государство не отражают все многообразие и богатство экономической жизни. В обществе в регулировании экономических процессов участвуют также союзы промышленников и предпринимателей, ассоциации банкиров, торгово–промышленные палаты, профсоюзы, религиозные и культурные организации и т. д. В России это – Российский союз промышленников и предпринимателей, Торгово–промышленная палата РФ, Ассоциация российских банков, Конгресс бирж и Межрегиональный биржевой союз и т. д. Они не относятся ни к государству, ни к рыночным структурам, но включены в механизм регулирования. В регулировании национальной экономики возрастает роль и таких факторов, как политика других государств, деятельность международных экономических организаций и ТНК. Поэтому в последнее время в экономической литературе идет речь о создании такого самоорганизующегося хозяйственного механизма, в котором будут сочетаться конкуренция, рынок и разнообразное регулирование, в том числе государственное, межгосударственное и негосударственное. При этом государству должна отводиться роль координатора совместных действий всех Участников проводимой экономической политики. Таким образом, к субъектам экономической политики относятся:


274


Раздел III. Макроэкономика


Глава 15. Роль государства в рыночной экономике                                                   275


 


• государство и его институты, при этом государство наделено экономической и политической властью;

• негосударственные союзы, объединения, которые могут опираться лишь на свою экономическую силу, так как законодательной властью они не обладают.

Кроме государства и негосударственных союзов, которые непосредственно участвуют в проведении экономической политики, существуют также группы и институты, оказывающие косвенное влияние на принятие решений в сфере экономической политики. К ним относятся политические организации, партии, средства массовой информации, ученые и политики, экспертные советы и т. д. В нашей же стране общественно–экономическая система пока еще не имеет такого структурного многообразия: роль профсоюзов невелика, а союзы предпринимателей только формируются. Однако все большую роль начинают играть политические партии, которые, как правило, выступают с позиции противостояния.

НЕОБХОДИМОСТЬ

ГОСУДАРСТВЕННОГО

РЕГУЛИРОВАНИЯ

Государственное регулирование экономики – это система мер государства, посредством которых оно может воздействовать на социально–экономическое развитие общества. Необходимость включения государства в регулирование экономики вызвана многими объективными причинами, связанными с несовершенством, «провалами» рынка, противоречиями, возникающими на нем. Рынок по своей природе не может достичь такого уровня саморегулирования, который обеспечивал бы полную занятость населения, развитие здравоохранения, всеобщего образования, строительство муниципального жилья, защиту окружающей среды и многое другое. Поэтому участие государства в решении проблем, порождаемых рынком, совершенно необходимо.

К причинам, вызывающим необходимость вмешательства государ ства в рыночную экономику, относятся:

1. Необходимость компенсации, ликвидации или недопущения отрицательных внешних эффектов рынка. Из гл. 11 мы уже знаем, что роль государства здесь сводится к следующему:

• введение налога на выбросы вредных веществ в окружающую среду;

• введение стандартов на выбросы;

• использование рыночных лицензий на сброс отходов.


Кроме этого сюда можно отнести:

• государственную экспертизу инвестиционных проектов на их экологическую безопасность;

• запрещение коммерческой эксплуатации части невоспроизводимых национальных ресурсов;

• запрещение применения вредных технологий; производства товаров и услуг, вредных для здоровья человека;

• правовые и административные рычаги, которые заставляют предпринимателей вкладывать деньги в восстановление природной среды.

 

2. Также из гл. 11 мы знаем, что существуют потребности в благах коллективного и общественного пользования. Речь идет об обороне страны, обеспечении национальной безопасности, охране общественного порядка. Эти блага, мы знаем, называются общественными товарами и услугами. Из–за существования проблемы «фрирайдера» рынок не может обеспечить производство этих товаров в достаточном количестве. Поэтому предоставление общественных благ населению является функцией государства, а их финансирование осуществляется из бюджета.

3. Каждая страна имеет свои высшие национально–государственные интересы, гарантом и защитником которых выступает государство, т. е. существует комплекс проблем, решить которые может только государство и никто другой.

 

4. Необходимость государственного регулирования определяется и задачами решения социальных проблем, влияющих на развитие экономики. Так, государство устанавливает минимальные размеры заработной платы, продолжительность рабочего времени, гарантированного отпуска, величину прожиточного минимума. Оно регулирует отношения между трудом и капиталом, определяет направления социальных расходов, устанавливает пособия по безработице, осуществляет выплаты различных видов пенсий и других пособий.

5. Обеспечить экономику необходимым количеством денег может только государство.

6. По мнению некоторых экономистов, государство должно играть огромную роль и в выборе дальнейшего развития экономической системы в точках бифуркации, т. е. в точках разветвления экономической системы. Вмешательство государства здесь считается необходимым, так как стихийные начала рынка нацеливают экономическое развитие прежде всего на получение прибыли конкретным предприятием или отраслью, а не на развитие экономики в целом.


276


Раздел III. Макроэкономика


277


 


Таким образом, мы видим, что участие государства в решении проблем, порождаемых рынком («провалов» рынка), совершенно необходимо. При этом государство не должно подменять рынок и может действовать только в определенной системе координат. Эффективность рыночной экономики как системы является границей государственного регулирования.

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И НАПРАВЛЕНИЯ

КОНФЛИКТЫ ЦЕЛЕЙ

В России за последние 10 лет структура выбираемых целей претерпела большие изменения. Если в начале 90–х гг. XX в. к основным целям относили обеспечение финансовой стабилизации и преодоление инфляции, то в конце 90–х гг. XX в. и в начале XXI столетия – это стимулирование инвестиционной активности субъектов экономики. Цели не должны подменяться средствами их достижения. Например, переход к рынку в России не самоцель, а одно из средств достижения экономических целей общества. Поскольку целевые установки неодинаковы по своим масштабам и значению, необходимо определить приоритеты при их выполнении. Так, достижение приемлемых темпов экономического роста является целью более высокого уровня, нежеле обеспечение эффективной занятости населения, стабильного уровня цен и т. д. При этом практика регулирования экономических процессов показывает, что выполнение одной цели может затормозить выполнение другой или даже сделать это невозможным. Так, достижение полной занятости находится в противоречии с обеспечением стабильного уровня цен: чем выше степень занятости, тем выше доходы населения и совокупный спрос. В результате уровень цен повышается – наблюдается инфляция спроса. В свою очередь, усиление инфляции ведет к сокращению занятости: чем больше уровень цен, тем больше снижаются реальные доходы населения и совокупный спрос, что ведет к сокращению производства и, соответственно, занятости. Также существуют конфликты «занятость и внешнеэкономическое равновесие», «экономический рост и окружающая среда» и др. Как показывает опыт развитых стран, наилучшим при выполнении противоречивых целей является использование метода постоянного и мягкого волнообразного маневрирования, т. е. попеременное частичное выполнение каждой из противостоящих целей.

ОБЪЕКТЫ

ГОСУДАРСТВЕННОГО

РЕГУЛИРОВАНИЯ

Объектами государственного регулирования выступают те отрасли и сферы экономики, регионы, нормальное развитие которых не может обеспечить рыночный механизм. Это развитие, например, оборонно–про–/ мышленного, аграрно–промышленного комплексов, рыночной ин^ фраструктуры, банковской системы, фундаментальной науки, образования, регулирование деятельности крупных корпораций, которые имеют большое значение для функционирования экономике страны


278


Раздел III. Макроэкономика


ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОГО

РЕГУЛИРОВАНИЯ

В экономической литературе выделяют следующие направления воздействия государства на развитие рыночного сектора и экономики в целом: 1. Создание правовых основ эконо мической деятельности. С 90–х гг. XX в. в нашей стране проведена большая работа по формированию правовой базы новой системы хозяйствования: принятие новой Конституции РФ, кодексов – гражданского, бюджетного, налогового, трудового, земельного, большого количества законов, указов Президента РФ, постановлений правительства по широкому кругу хозяйственных вопросов. В то же время государство обязано контролировать выполнение принятых законодательных и нормативных документов. В настоящее время оно берет на себя ответственность за охрану частной собственности, патентных и авторских прав и т. д.

2. Защита конкуренции и проведение антимонопольной политики. Государство должно защищать конкуренцию, проводя антимонопольную политику. Поэтому оно запрещает применение несправедливых методов конкурентной борьбы, таких как бойкот, распространение ложной информации о конкуренте, промышленный шпионаж, взятки, демпинговые цены и т. д. Также это предполагает поддержку малого бизнеса. Деятельность естественных монополий регулируется с помощью соответствующих законов. Более подробно антимонопольное регулирование в России мы рассмотрели в гл. 9.

3. Регулирование доходов с помощью бюджета и налоговой системы. Среди этих мер можно назвать прогрессивное налогообложение крупных доходов, индексацию, выплату пособий беднейшим слоям общества и т. д. Перераспределение доходов, осуществляемое государством, является характерной чертой социальной рыночной экономики.

4. Развитие передовых наукоемких отраслей, требующих больших первоначальных затрат и связанных со значительной степенью неопределенности и риска. Государство поддерживает фундаментальную науку, проводит научно–техническую и инновационную политику. В России, несмотря на увеличение доли расходов бюджета, связанных с поддержкой фундаментальной науки в последние годы, общие реальные расходы в этой области во много раз меньше по срав–


нению с 1990 г., т. е. интеллектуальный потенциал общества все еще находится под угрозой.

5. Значительную роль в деятельности государства занимают вопросы обеспечения стабильности финансово–кредитной системы и организации денежного обращения. Более подробно финансовую политику государства, а также денежно–кредитную политику мы рассмотрим соответственно в гл. 17 и гл. 16.

6. Государство регулирует внешние эффекты рынка, в том числе обеспечивает экологическую безопасность (подробнее см. гл. 11).

7. Обеспечение производства общественных благ, о чем более подробно мы также говорили в гл. 11. Государство может гарантировать лишь такой уровень производства общественных товаров, который позволяют доходы государственного бюджета.

8. Регулирование внешнеэкономической деятельности. Исходя из конкретных национальных интересов, государство проводит либо политику либерализации, либо политику протекционизма. Для этого используются система таможенных тарифов и нетарифные меры регулирования, т. е. государство устанавливает таможенные правила, регулирует импорт и экспорт, выдает лицензии на ведение внешнеэкономической деятельности, осуществляет меры по ее стимулированию, защищает интересы отечественных товаропроизводителей на внешнем рынке.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ

ГОСУДАРСТВЕННОГО

РЕГУЛИРОВАНИЯ

Основными формами государственного регулирования экономики являются: • бюджетно–налоговое регулирование, означающее разработку, утверждение и исполнение государственного бюджета;

денежно–кредитное регулирование, которое представляет собой систему государственных мер по поддержанию стабильности цен и валюты, а также необходимого объема денежной массы;

административное регулирование, осуществляемое с помощью таких мер, как лицензирование, квотирование, принудительное разукрупнение монополий или картелирование и др.

Глава 15. ГОСУДАРСТВО И ЕГО РОЛЬ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Среди проблем экономической ноуки, которые не теряют своей актуальности уже несколько столетий, экономической роли государство, безусловно, принадлежит первое место. На протяжении всего учебника мы так или иначе затрагивали роль государства в экономике: гл. 9 – антимонопольная политика государства, гл. 14 – антициклическое регулирование экономики. А рассматривая теорию общественного выбора (гл. 11), мы заглянули внутрь процессов, происходящих в государстве: узнали, ион принимаются решения на государственном уровне о производстве общественных товаров. 8 данной главе будет рассмотрена роль государства в различных экономических системах, точки зрения ученых относительно функций, которые должно выполнять государство, и масштабов его вмешательство. Кроме того, узнаем, что же обусловливает необходимость государственного регулирования, каковы его основные цели и направления, а также какие формы и методы при этом используются.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.038 с.