Руководитель проекта «Русская аналитическая школа», член Союза писателей России, доктор философских наук, профессор Ю. В. Курносов — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Руководитель проекта «Русская аналитическая школа», член Союза писателей России, доктор философских наук, профессор Ю. В. Курносов

2022-08-21 23
Руководитель проекта «Русская аналитическая школа», член Союза писателей России, доктор философских наук, профессор Ю. В. Курносов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Олег Николаевич Слоботчиков

Жириновский как философ

 

 

Текст предоставлен правообладателем http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=26725582

«Жириновский как философ / Олег Слоботчиков / Предисловие д‑ра философ. наук, проф. Ю. В. Курносова»: Издание Института мировых цивилизаций; Москва; 2017

ISBN 978‑5‑98422‑331‑7

Аннотация

 

Книга посвящена анализу философского наследия В. В. Жириновского. Практически впервые современному научному анализу подвергаются идеи и теоретические положения из работ, лекций и публичных выступлений известного политика, имеющие философское значение. Автор показывает, что В. В. Жириновский является не только лидером партии, хорошим организатором, но и оригинальным самобытным мыслителем, философом в полном смысле этого слова. В его философской системе содержится много полезного для просвещенного современника. Издание будет полезно для преподавателей, аспирантов, студентов, всех, кто задумывается над философскими проблемами политики, культуры, истории цивилизационного развития.

 

Олег Николаевич Слоботчиков

Жириновский как философ

 

 

© Слоботчиков О. Н., 2017

© НА НО ВО Институт мировых цивилизаций, 2017

 

 

Об авторе

Олег Николаевич Слоботчиков

 

 

Родился в 1963 году в г. Энгельсе Саратовской области.

Окончил Балашовское высшее военное авиационное училище лётчиков, Военно‑воздушную академию им. Ю. А. Гагарина, докторантуру Военной академии Генерального штаба Вооружённых сил Российской Федерации.

Военный лётчик‑инструктор I класса, подготовил десятки лётчиков для военно‑транспортной авиации.

После окончания адъюнктуры и докторантуры преподавал в ряде высших учебных заведений страны, заведовал кафедрой гуманитарных наук Военно‑воздушной академии им. Ю. А. Гагарина.

Полковник запаса. Награждён многими государственными наградами.

Кандидат политических наук. Профессор.

Почётный работник высшего профессионального образования. Член Экспертного совета Комитета по образованию и науке Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Ректор Института мировых цивилизаций.

 

К читателю

 

Представляя читателю книгу О. Н. Слоботчикова «Жириновский как философ», следует отметить, что автор поставил перед собой серьёзную и большую задачу: осмыслить многолетние наработки известного политика, которые относятся к сфере философии, и представить их как целостную систему теоретических взглядов, подходов, идей и концептуальных положений.

В развитии любого общества огромную роль играет философия. Это душа и ядро культуры личности и общества, основа для формирования нравственных и духовных ценностей. Самое большое, что может сделать философ, – это родить идеи, новые смыслы. Автор ярко показывает нам, что у В. В. Жириновского много оригинальных идей, что он самобытный, неповторимый философ. Создатель и многолетний лидер ЛДПР не боится проблем, смело подвергает их осмыслению, обнародованию, системному анализу. Да, для придания значимости этим проблемам иногда применяются приёмы обострения ситуации при их постановке, вплоть до психологического эпатажа, что неизменно привлекает общественное внимание. Но мало кто задумывается, что это делается В. В. Жириновским сознательно, что перед тем, как озвучить любую проблему и предложить пути её решения, он предпринимает скрупулёзную научно‑аналитическую проработку этой проблемы с привлечением ряда специалистов и экспертов.

Автор показывает философские взгляды В. В. Жириновского в широком культурологическом, теоретическом и социологическом контексте, раскрывает широкий круг вопросов, связанных с прикладными аспектами философского знания. Философия Жириновского – это не затеоретизированное «по самые уши» словоблудие, которым славятся многие наши маститые философы и политологи, это живое знание, живая творческая лаборатория мысли, которая накрепко связана с политическим действием, конкретикой каждого дня. Этим она привлекает широкие народные массы, серьёзных учёных, философов и аналитиков. В ней всегда есть то рациональное зерно Истины, которую самозабвенно отстаивают те мыслители и политики, которые бьются за благо всего народа, а не кучки олигархов. Ради этой Истины веками ведутся мировоззренческие споры, ломаются копья в философских дискурсах.

Да, фигура В. В. Жириновского, как политика и философа, неоднозначна. Многие люди обращают внимание лишь на внешнюю сторону его деятельности, забывая о том, что философия нас учит рассматривать любое явление в диалектическом единстве формы и содержания. Однако будущее всё расставит на свои места, большое всегда видится на расстоянии. Пройдет Время, и всем станет ясно, кто был более прозорливым, кто умел быстро принимать адекватные ситуации правильные управленческие и политические решения, кто по праву может войти в Историю. Жириновский как политик уже вошёл в Историю. Но я думаю, что он войдёт в Историю и как настоящий и неповторимый философ, Мыслитель. Подтверждение этому – его многочисленные сбывшиеся прогнозы, его практическая философия и аналитика, построенные на хорошей теоретической базе современной методологии системного анализа проблем, знании геополитики, колоссальном жизненном опыте.

Он предвидел резкое обострение обстановки на Ближнем Востоке, кровавые события в Ираке, Ливии, Сирии и странах Северной Африки, возрастающую роль исламского фактора, угрозу третьей мировой войны, которая фактически уже идёт в латентных формах финансово‑экономической борьбы Запада против России. Он предвидел опасность «оранжевых» революций, которые прошли во многих республиках бывшего СССР. Он многократно говорил о трагических последствиях марксистского мифотворчества и необходимости разоблачения космополитических проектов западного либерализма. Он утверждает и доказывает, что устройство нашего государства по территориально‑национальному принципу – это этническая мина замедленного действия, такого устройства нет нигде в мире, а есть федерации, конфедерации, унитарные государства. Именно по этому уязвимому месту и бьют десятилетиями и столетиями враги Российского государства.

Можно привести пример научной смелости В. В. Жириновского. Ещё в 1991 году он открыто заявил о необходимости вернуть Крым России. Тогда об этом никто не смел даже поставить вопрос, это многим казалось абсурдным. Но сегодня это предвидение сбылось – Республика Крым является полноправным субъектом Российской Федерации.

Считаю, что многим самостоятельно думающим людям будет интересна эта книга, будут полезны изложенные в ней разнообразные конструктивные идеи, которые стоит, так сказать, взять на вооружение. Философские идеи Жириновского носят глубоко патриотический характер, его философия – интеллектуальное оружие для всех патриотов Отечества. Он глубоко понимает историческую роль России в цивилизационных процессах современности, в противостоянии идее глобализма. Его призыв «Хватит решать мировые проблемы за счёт крови русского солдата!» должен быть услышан каждым русским по духу гражданином нашей страны. Историческая миссия России – предотвратить дальнейшие кровопролитные войны и мировой терроризм, генерируемый прежде всего со стороны глобального Запада, которым управляют мощные финансово‑политические силы, веками стремящиеся к мировому господству, которые умышленно создают исламскую дугу нестабильности, подпитывают деструктивные элементы во всех странах мира.

Несмотря на отдельные спорные моменты, имеющиеся в книге, О. Н. Слоботчикову в целом удалось создать полезный, глубокий и серьёзный труд. Автору удалось показать и широко раскрыть историческое и цивилизационное значение многих прогрессивных идей В. В. Жириновского. Концептуально осмысливается его наследие, в лаконичной форме, живым и доступным языком изложены ключевые положения, входящие в систему его философских взглядов.

Людям скучно слушать скучные лекции. Людей нужно уметь задеть за живое. Автор убедительно показывает, что философские взгляды лидера ЛДПР – это не застаревшие догмы вчерашнего дня, а яркое, актуальное, живое диалектическое и развивающееся знание, требующее введения в научный оборот, которое может быть использовано для реального улучшения многих сфер жизнедеятельности личности, общества и государства. Поэтому работа О. Н. Слоботчикова, решающая эту задачу, является своевременной и нужной для русской философии.

Искренне рекомендую эту книгу для студентов, аспирантов, преподавателей, ученых, философов, а также для всех деловых людей, которые хотят получить заряд творческой энергии, чтобы более продуктивно мыслить и действовать.

 

Введение

 

Философское знание существует, как минимум, две с половиной тысячи лет, но и поныне оно не утратило своего значения в познании и созидательной деятельности людей, любящих истину, стремящихся познать мир. Известно великое множество определений философии – лаконичных, афористичных и многосложных, порой заумных – и, пожалуй, ни одно из них не является исчерпывающим. Общепринятого определения философии, как и общепринятого представления о предмете философии, не существует.

Как только не называли философию еще в античную эпоху: философия – это «любовь к мудрости» (Пифагор); «культура ума, наука об исцелении души» (Цицерон); «исследование сущности вещей» (Аристотель); «познание добра» (Сократ); «единственный путь к познанию себя, бога и к истинному счастью» (Платон) и т. д. Умели древние мыслители ёмко, лаконично и образно выражать свои мысли!

В период античности появился сам термин «философия», были сформулированы её предмет, проблематика, принципы познания сущности мира, природы вещей, самого человека. Сохраняя и развивая заложенные в глубокой древности традиции, философия и сегодня даёт мощный импульс мыслить, познавать себя и окружающий мир, вскрывать существующие в мире противоречия и находить пути их разрешения.

В настоящей книге автор поставил перед собой задачу: творчески осмыслить многолетние наработки известного политика нашей страны, лидера Либерально‑демократической партии России В. В. Жириновского, которые относятся к сфере философии, попытаться представить их как целостную философскую систему теоретических взглядов, подходов, идей и концептуальных положений. В многогранном творческом наследии В. В. Жириновского содержится значительное количество материалов мировоззренческого и философского характера, которые отличаются глубиной и оригинальностью суждений.

Когда читаешь произведения В. В. Жириновского, слушаешь его лекции, всегда появляется желание проследить до конца логическую цепь умозаключений автора. Владимир Вольфович очень выборочно выхватывает из разных областей жизни различные смысловые эпизоды, но всегда приводит их к общему знаменателю, делает теоретические умозаключения и выводы. В основе таких обобщений лежит его мировоззренческая позиция, автор приводит исторические события, цитаты, эпизоды из личной жизни, оценивает общественно‑политические и природные явления, а также процессы, происходящие в сфере культуры, науки и техники. Изучая закономерности работы различных систем и современные процессы, В. В. Жириновский использует богатый понятийный аппарат. Он утверждает, что человечество реально вступило в новую эру отношений, когда решающую роль играют взаимодействие и взаимовлияние всех сфер жизни – политической, экономической, экологической, социальной, культурной и духовной. Для того, чтобы эти отношения стали повсеместными, необходимо повысить и роль философского знания, крайне ценного именно на метауровне познания закономерностей развития природы, общества и человека. С позиций этого знания видны новые вызовы и угрозы, которых не было раньше, и многим людям, народам, государствам непонятно, как на них реагировать.

Наша страна живёт в сложном, быстро меняющемся, противоречивом мире и вынуждена фактически в одиночку противостоять в процессе глобализации этим главным вызовам и угрозам современности. Мощные процессы «глобализации» связывают с новым этапом мирового устройства, изменением условий политики в мире и в отдельных государствах. Стремление Запада утвердить силой новый миропорядок и обеспечить на века свою главенствующую роль, которая выражается в фактическом грабеже многих стран мира, вызывает мощное противодействие со стороны не только исламского мира, но многих других стран; одновременно набирает силу международный терроризм. Лидер ЛДПР видит и понимает эти процессы, старается привлечь к ним внимание общественности, политиков и учёных.

Философское наследие В. В. Жириновского весьма многогранно. Оно состоит из его письменных работ, публичных выступлений, лекций перед различными категориями слушателей. Автор попытался концептуально осмыслить и систематизировать это наследие, представить его в концентрированном виде как важный вклад в укрепление интеллектуального потенциала страны. Проведен анализ логики и развития этой системы, образно‑смыслового описания и представления объектов и процессов сложной, многообразной и разнообразной действительности. Интеллектуалы России, самостоятельно и нестадно думающие люди, те, кто неравнодушен к судьбе нашей великой Родины, понимают роль знания, конструктивной идеи, которые сильнее оружия и денег.

Философия развивается благодаря научному творчеству, т. е. открытиям и новым решениям научных задач, которые возникают на пути развития общества. Всё это служит основой создания философских концепций конкретной группы явлений исследуемого мира. В итоге формируется научное мировоззрение, которое влияет на то, в каком направлении и в каком темпе пойдёт развитие цивилизации в целом. Оно может ускорить, а может и затормозить её развитие.

Поскольку за последние годы у нас в стране постоянно растёт число людей, серьёзно занимающихся философией как основой мировоззренческой культуры человека, искренне хотелось бы помочь им – и в теоретическом, и в прикладном плане. Насколько успешным окажется решение этой задачи – судить читателям.

 

Часть 1

Глава 1

Глава 2

Глава 3

Глава 4

Глава 5

Часть 2

Глава 1

Система ключевых духовно‑нравственных ориентиров общества

 

Философ, как уже неоднократно подчёркивалось, – человек не только мыслящий, но и действующий. Разумеется, что при этом речь идёт о настоящем, а не примитивном философе. Настоящий философ провозглашает целую систему определённых ценностей, которые должны выступать как система духовно‑нравственных ориентиров общества и на которые он сам ориентируется в своей практической деятельности.

Впервые в истории философии вопрос о ценностях был поставлен Сократом. Центральный пункт его философии – вопрос о том, что есть благо. Согласно Сократу, благо есть реализованная ценность. Высшей ценностью философ считал добродетель. Добродетель же проистекает из знания, и человек, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно. Вот почему власть в государстве, согласно Сократу, должна принадлежать «лучшим». То есть людям честным, опытным, справедливым и обязательно обладающим искусством государственного управления. Именно таких людей нужно избирать на руководящие посты. Наблюдая за недостатками афинской демократии, он говорил: «Худшее – это большинство»[34]. В дальнейшем вопрос о ценностях стал важнейшим разделом философии, получившим название аксиология (теория ценностей).

Вопрос о гуманитарных ценностях всегда занимал и продолжает занимать важное место в жизни общества. Особую актуальность данный вопрос приобретает в кризисные периоды истории. История хранит немало примеров, свидетельствующих о том, что за пренебрежительное отношение к гуманитарному знанию, ядром которого является философия, приходится расплачиваться дорогой ценой. Немало человеческих жизней унесли войны, революции, социальные конфликты. И всегда, практически без исключения, в основании этих деструктивных явлений находилось столкновение ценностей.

В. В. Жириновский как философ хорошо понимает природу и значение ценностей. В его трудах ценностный аспект политики, экономики, духовной жизни общества является доминирующим. Это особенно важно сегодня, когда XXI век, по мнению многих исследователей, будет веком утверждения гуманитарных ценностей.

Рассмотрим основные (базисные) ценности, содержащиеся в творчестве В. В. Жириновского.

Решительно выступая против тотальной деморализации народа, инициируемой Западом с его «двойными стандартами», В. В. Жириновский ещё в начале 90‑х годов прошлого столетия весьма остро поставил вопрос о духовной экологии. «Мы должны договориться о том, – призывал В. В. Жириновский, – что многое из применяемого в нынешней „информационной войне“ принципиально недопустимо, ибо разрушает моральные устои цивилизации»[35].

Увы, договориться не удалось. Сегодня, как и прежде, отравление духа – знамение времени. Почему это произошло? Во многом виноваты мы сами. Выступая на XX собрании Всемирного русского народного собора, В. В. Жириновский предостерёг от повторения ошибок, стоивших нашей стране очень дорого. «Прежде всего, бич России – это попытки угодить Западу… Вторая наша ошибка – допустили к власти тех, кто попрал все общечеловеческие ценности»[36].

Исходными категориями аксиологии являются ценности моральные: патриотизм, добро, справедливость, духовность, совесть, долг, счастье и др. Сохраняя в своем историческом развитии преемственность, нравственные (моральные) ценности обладают относительной самостоятельностью и своеобразно проявляются в каждую историческую эпоху. Дадим краткую характеристику некоторых из них.

Патриотизм – важнейший идеал современной России. Слава Богу, канули в Лету времена, когда само понятие «патриотизм» было не в чести и отождествлялось с шовинизмом (естественно, русским), фашизмом и т. п. Что такое истинный патриотизм?

В. В. Жириновский отвечает: «Это горячая любовь к своей Родине, своему народу, это память о его историческом прошлом, гордость за великие деяния предков. Это забота о настоящем своего Отечества, о его сохранении и процветании. Это тревога за будущность своей страны и стремление сохранить для наших потомков сильное и процветающее Отечество. Патриотизм – это и защита национальных интересов России, защита интересов русского народа, а также интересов других наций России, не отделяющих свою судьбу от судьбы русского народа»[37]. Предельно точный ответ, в котором нет ни грана вражды или ненависти к другим народам.

Справедливость. В философской системе ценностей В. В. Жириновского справедливость занимает особое место. Справедливость либеральный демократ не отделяет от свободы: где нет свободы, нет и справедливости, а где нет справедливости, там нет и свободы.

Путь к социальной справедливости, убеждён В. В. Жириновский, лежит не в рамках нынешнего достаточно криминального общества, но и не в возврате к социальным утопиям прошлого. В России должно сложиться государство либеральной демократии – не социалистическое и не капиталистическое. «Нашей стране, – пишет В. В. Жириновский, – не нужны ни теории классовой борьбы, ни теоретические постулаты псевдозащитников „прав человека“… В стране должен сложиться „средний класс“ с дифференцированным материальным положением в зависимости от своего труда, предприимчивости, таланта, способности и просто удачи, но не в результате обмана, коррупции, нечестной приватизации, экономических и других преступлений»[38].

Весьма точная, обоснованная формула достижения социальной справедливости! К сожалению, удельный вес среднего класса в социальной структуре российского общества всё ещё невелик (по оценкам экспертов, 13–14 %). А между тем именно средний класс – основа стабильности любого общества, позволяющий обеспечить социальную справедливость. Примечательно, что еще древнегреческие философы Платон и Аристотель писали об этом. Аристотель считал наилучшей формой правления «политию» (власть среднего класса)[39].

Духовность – квинтэссенция (самое важное, наиболее существенное) философских ценностей В. В. Жириновского, о чём собственно уже не раз шла речь в данной работе. Духовность, согласно убеждениям В. В. Жириновского, не должна носить схоластический, абстрактно‑теоретический характер, а должна быть тесно связанной с жизнью, с традиционными ценностями народа. Ни экономическое процветание России, ни создание в ней устойчивого правопорядка, убеждён В. В. Жириновский, невозможны без духовно‑нравственного возрождения народа.

«Восстановить Россию как сильную страну, – считает он, – пока примерно половина народа, живущего в духовной оккупации, нереально. Никогда эта половина не примирится с бездомностью стариков, с беспризорностью детей, с сытым хамством Рублёвки и кривлянием телевизионных антисоветчиков, с наглостью и ухмылками олигархов. Власть, которая всё это организует и охраняет, никогда не получит активной творческой поддержки, а на лояльности далеко не уедешь»[40].

Счастье – особая ценность, вожделенная для людей! Всегда и во всех странах. Казалось бы, счастье – этот вечный, вневременной феномен – находится вне политики, вне идеологии. Но это не так! «В конечном счете, – разъясняет В. В. Жириновский свою позицию по данному вопросу, – цель любой политики – это счастье конкретного человека. Нетрудно провозгласить формулу: пусть я буду несчастным, зато будет счастлива Россия. А если мы будем все несчастны? Видимо, нужно разумное существование, чтобы каждый из нас, каждый россиянин жил хорошо и в целом вся страна жила хорошо». Такова диалектика счастья.

А что нужно человеку для счастья? С античных времен проблема счастья привлекала внимание философов и мыслителей. Так, Публий Сир утверждал: «Счастлив не тот, кто таким кому‑либо кажется, а тот, кто таким себя чувствует»[41]. С этим можно согласиться, но вновь возникает вопрос: «А как же власти, призванной заботиться о счастье подданных, измерить уровень человеческого счастья? Да и вообще, измеряемо ли оно?» Измеряемо. Для этой цели существует целая наука – экономика счастья, которая ищет возможности объективного измерения всех факторов, способствующих тому, чтобы человек был по‑настоящему счастливым. К сожалению, данная наука, несмотря на интерес к ней, не закрепилась еще должным образом в российских учебных заведениях. В. В. Жириновский, учредитель Института мировых цивилизаций, намерен этому всячески содействовать.

Научно доказано, что нельзя уровень счастья общества приравнивать к уровню доходов: в среднем за последние 50 лет доходы людей выросли более чем вдвое, но при этом они не стали счастливее и не испытывают полной удовлетворённости жизнью. Как в России, так и во многих экономически развитых странах рост доходов сопровождается ростом уровня преступности, алкоголизма, депрессии. Русская народная пословица «Не в деньгах счастье» имеет глубокий смысл.

Вполне очевидно, что настало время всем (правительству, законодателям, учёным) задуматься над вопросом, как сделать нашу жизнь по‑настоящему счастливой, для чего произвести переоценку стратегических целей и программ. Главное при этом – не вести насильственно всех людей ко «всеобщему счастью», а устранять просчёты существующего несчастья. К чему, собственно, и призывает философ и политик В. В. Жириновский: «Давайте действовать так, как действовали наши премьер‑министры – Витте, Столыпин»[42]. А как они действовали? «Не налагать руку на самодеятельность, а развивать её, создавая благоприятные для её применения условия – вот истинная задача государства в народном хозяйстве», – писал С. Ю. Витте, во времена правительства которого произошло резкое ускорение темпов промышленного роста. И сегодня В. В. Жириновский неустанно призывает: «Не мешайте людям работать». Добавим – и тогда они будут счастливы. По‑настоящему!

Согласно В. В. Жириновскому, счастье – это неустанный поиск. Большее удовлетворение приносит сам процесс поиска, чем само счастье. Когда оно достигается и некуда больше стремиться, счастье перестаёт радовать, тогда приходит разочарование и усталость. Словом, удовлетворённые потребности рождают новые потребности[43].

Любовь – одна из фундаментальных тем мировой культуры и искусства – особая ценность, не поддающаяся исчерпывающему определению. И не надо – у каждого она своя, каждый любящий составляет о ней собственное представление. Впрочем, сущность любви раскрывает, даёт ей очень точную характеристику Священное Писание (Первое послание к коринфянам святого апостола Павла, 13: 4–7). Теме любви отводится особое место во всех мировых религиях.

В христианстве сам Бог есть любовь. Поскольку же Бог является Творцом (Создателем) всего сущего, постольку и процесс Божественного творчества осенён любовью. И любовь земная, однажды наполнив душу человека, является любовью творческой, преисполненной радостью и благоговением перед той (тем), кого он, человек, любит.

Тема любви всегда была близкой и русской философии. Продолжая христианские традиции, русские философы (В. В. Розанов, В. С. Соловьёв, С. Л. Франк, Н. А. Бердяев) видели в любви проявление богочеловеческой сущности человека. Так, согласно Н. А. Бердяеву, в творческом акте любви раскрывается творческая тайна лица любимого[44]. Любящий знает о лице любимого то, чего не знают другие, – тайну. Нелюбящий же видит только то, что лежит на поверхности. Если он, например, живёт в стране и не любит её, то видит в ней только изъяны. Любящий же своё Отечество человек никогда не снизойдет до хулы на свою страну, а всё её несовершенство будет стремиться исправить.

Человек без любви – жалкое, недееспособное существо. В Послании апостола Павла коринфянам сказано: «Если я имею дар пророчества, знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу горы переставлять, а не имею любовь, – то я ничто» (1 Кор. 13: 1–2).

А теперь зададимся вопросом: могла ли любовь обойти стороной В. В. Жириновского – лидера, ведущего за собой миллионы других? Мог ли прирожденный философ оставаться равнодушным к теме любви? Ведь философия в переводе с древнегреческого означает «любовь к мудрости»? Разумеется, нет.

Тема любви очень часто присутствует в творчестве В. В. Жириновского. Кому интересно, тот может найти у него рассуждения о любви к женщине. Правда, здесь он немногословен и, можно сказать, застенчив, что, в принципе, есть черта характера интеллигентного человека.

В одном из своих откровений В. В. Жириновский признаётся, что на личную жизнь у него было совсем мало времени и эмоций – всегда был занят делами, работой. «Ничего мне не надо. Вся любовь – политика»[45]. В этом признании видится и философское, и христианское представление о любви, «всё покрывающей», побуждающей все социальные дисгармонии принять на себя, сделать всё для их устранения.

Талантливый человек – уникален и неповторим. Уникальность В. В. Жириновского проявляется в том, что, посвятив себя политике, которую многие люди считают делом грязным, он всеми силами стремится её облагородить, направить усилия властей на обустройство России, обеспечение её благополучия и процветания. И, надо признать, сделал в этом плане немало, демонстрируя тем самым высшее проявление любви – любовь к Отечеству.

Движимый любовью к России, В. В. Жириновский как лидер ЛДПР, предлагает целостную, продуманную стратегию социальной политики. Особое место в стратегии занимает забота о женщине. «Женский вопрос должен быть так решён, чтобы женщина почувствовала себя женщиной. Женщина – вечная спутница мужчины, хранительница семейного очага, дающая жизнь человеку. Она всегда несла по жизни свою нелёгкую ношу. Трудилась, рожала, воспитывала детей»[46].

В начале XXI века завершилось издание собрания сочинений В. В. Жириновского под названием «Политическая классика», среди которых немало работ философской направленности. Сотый том издания вышел под примечательным названием – «Я люблю тебя, Россия!»[47]. Всё собрание сочинений пронизывает гордость и боль за страну, уважение к её истокам, традициям и главное – любовь к людям, чьим трудом создана великая держава, особая страна‑цивилизация. Главный вопрос: как теперь превратить Россию в богатую и процветающую страну со счастливыми людьми, живущими в ней.

 

Глава 2

Глава 3

Глава 4

Демократия и правопорядок

 

В. В. Жириновский, убеждённый демократ, рассматривает идею демократии в качестве важнейшей составной части национальной идеологии. При этом, как истинный философ, в своих воззрениях на демократию не допускает крайностей. Демократическое будущее России В. В. Жириновский видит с сильной властью главы государства в форме президентской республики. В то же время она должна стать подлинно демократическим, социальным, светским государством, с твёрдым правопорядком и свободой для граждан. Главное здесь состоит в том, чтобы устранить возможность появления противоречия между формальной демократией и её фактической реализацией всем обществом. Такая демократия «не будет ни псевдодемократией радикал‑демократов, ни диктатурой пролетариата или „общенародным“ государством коммунистов»[54].

Правопорядок – особый идеал философии В. В. Жириновского. «Пусть это понятие никого не пугает, – предостерегает он. – Ведь оно означает порядок на основе права. В нашем понимании правопорядок необходим для реализации свободы и демократии, а не для поддержания чьей‑то безграничной власти или, упаси боже, установления диктатуры личности или партии.

В нашем понимании свобода и демократия вовсе не означают вседозволенность в поведении отдельного человека, групп лиц, партий и движений… Свобода и демократия несовместимы с анархией, с дезорганизованностью функционирования общественного и государственного механизмов»[55].

В. В. Жириновский – и как философ, и как юрист – является убежденным сторонником философии права, которую принято называть классической. И в древние времена (Платон, Аристотель), и в Новое время (Фома Аквинский, Спиноза, Локк, Кант и др.) философия права конституировала себя в качестве раздела моральной философии, целью которой было и остаётся органическое соединение законности, уважения к правам граждан с морально‑этическими нормами. Продолжая эту традицию, В. В. Жириновский пишет: «Правопорядок – это идеал, к которому стремится наше общество, уставшее от беззакония, государственного хаоса и преступности… Закон должен соблюдаться и властями, и всеми гражданами»[56].

 

Глава 5

Глава 6

Таблица 1

Сравнительная количественная характеристика современных геоцивилизаций [77]

 

Современная геополитика продолжает изучение государств как акторов геополитического процесса, но с учётом снижения роли государственных органов в современных международных отношениях и повышения значения ООН, военно‑политических блоков, региональных международных организаций, экономических и культурных международных структур[78]. Геополитическая же концепция В. В. Жириновского является более гибкой, можно сказать, диалектичной: признавая важную роль общественных организаций, он при этом не допускает ни малейшего принижения роли государства и его структур в решении важнейших геополитических вопросов.

Квинтэссенцией геополитических поисков В. В. Жириновского можно, пожалуй, назвать разработку новой научной и учебной дисциплины – этногеополитики. В его работе «Этногеополитика», адресованной студентам, преподавателям, широкому кругу читателей, дано популярное изложение инновационного материала, фактически новой учебной дисциплины, приведены в целостную систему его многочисленные теоретические разработки, представлена этногеополитическая модель современного мирового порядка, раскрыта роль России как генеративно‑политического центра восточно‑христианской православной цивилизации[79]. В предисловии к книге, адресованном в первую очередь молодому поколению читателей, профессор Н. А. Васецкий пишет: «Этногеополитика – это очки для вас, бинокль и микроскоп одновременно, чтобы вовремя издалека и вблизи увидеть те опасности, которые нам грозят и которые мы, конечно, сможем преодолеть. Если будем более образованными, чем сейчас»[80].

В этом образном выражении отражена сущность философской позиции В. В. Жириновского: идя вперёд, не забывать оглядываться назад, чтобы не сбиться с пути; видя горизонты будущего, не отрываться от действительности; рассматривая геостратегическое положение государства, не забывать конкретного человека, ибо он, человек, как утверждал ещё древний философ Протагор, является мерой всех вещей [81].

 

 

Часть 3

Философия антиглобализма

 

Глава 1

Глава 2

Экологические проблемы

 

На первом месте – экологические проблемы. Сегодня сверх‑индустриализированная промышленность, сверхактивная деятельность человека на земле и в атмосфере сопровождаются всё возрастающим загрязнением окружающей природной среды – ядовитые отходы, производственные аварии и катастрофы, выброс «тепличных» газов, интенсивный рост городов и другие негативные проявления современной техногенной цивилизации стали чуть ли не нормой. К ним привыкли и смирились. А ведь всё нынешнее производство, по сути дела, основано на истощении и истреблении невосполнимых природных ресурсов. Однако сегодня почти никто всерьёз не ставит вопрос о необходимости ограничения индустриального развития, о чем говорил В. В. Жириновский еще четверть века назад. И сегодня, вновь и вновь повторяет В. В. Жириновский, «мы живём как на минном поле и должны двигаться с осторожностью»[89]. Ведь истощение ресурсов – спутник современной цивилизации – может стать заключительным актом трагедии человечества.

Обратной стороной транжирства, истощения природных ресурсов служит новый символ цивилизации, разработанный Западом, – «Мировая свалка». Будучи не в силах справиться с огромным количеством мусора и промышленных отходов, Запад наладил их вывоз в страны Африки, Азии, прельстив жителей беднейших стран мечтой о роскоши цивилизации. И на Россию с её огромными территориями Запад смотрел с вожделением – было такое время – как на потенциальную помойку.

«Почему‑то, – пишет В. В. Жириновский, – вопрос экологии в наше время тесно увязан с вопросами политической зависимости или независимости. Чтобы остаться чистым, надо противостоять отчаянным попыткам Запада сбросить своё дерьмо на Россию. Только сильный может пойти против!»[90] Истина, не требующая доказательств!

Выступая 27 декабря 2016 года на заседании Госсовета России, где рассматривался вопрос «Экология, управление, чиновники, назначение», В. В. Жириновский, как овод, жалил некоторых чиновников‑докладчиков, невзирая на их высокие чины и должности: «Конечно, про мусор можно много говорить, но нужно переходить от мусорной экономики к зелёной экономике. И в органах власти надо вводить принципиально новую современную систему управления… Должна быть система в масштабах страны. И основная доктрина должна быть, что человек не должен жить среди небоскребов, он от этого чахнет, озлобляется и перестает размножаться. И ни


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.087 с.