Глава XI. Римская меланхолия — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Глава XI. Римская меланхолия

2022-08-21 33
Глава XI. Римская меланхолия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1 Муса-вольноотпущенник — римский ритор, вольноотпущенник Се­неки Старшего (Контроверсии, 10, 9—10).

2 ...Петроний писал: -«Наслаждение (vohiptas), достигаемое в коитусе, мерзко и недолговечно; за любовным (Венериным) актом следует отвращение (taedium)>>. — Интересно, что в «Сатириконе» герой постоянно испытывает «желание», которое он не в силах удовле­творить, ибо страдает импотенцией; а «отвращение» (taedium) охваты­вает его лишь однажды от сетований старухи на то, что он убил гуся — птицу Приапа (Сатирикон, 137, 6).

3 Сенека. О кротости, 1, 17,1.

4 Сенека. Письма к Луцилию, 89, 13.

5 Смерть вырывает тебя из родимого чрева, отвратительного и зловонного. — Точный источник установить не удалось. Для Сенеки, с его идеей избавления от страха смерти, гораздо более характерно следую­щее описание соотношения смерти и рождения: «Смерть есть избавление от всех горестей и тот конечный предел, за который не проникают беды наши. Она возвращает нас в тот покой, в котором пребывали мы прежде рождения. Если кто горюет об умерших, то должен он горевать и о не родившихся» (Диалоги, 6, 19, 5). «Отвратительным» материнское чрево именуется в трагедии «Эдип» (напр., 637, 1039), где главный герой ассо­циируется со смертью (652). Может быть, здесь мы имеем дело со свое­образным смешением философских идей и трагического образа.

6 Луций Афраний — римский поэт и комедиограф (род. ок 150 г. до н.э.). Приведенная строчка — фрагмент 300 из его собрания.

7 ...изображению отбросов и прочих «гадостей», чем особенно прославился Сос Пергамский. — Сос Пергамский — эллинистический художник, упоминаемый Плинием (Естественная история, 36, 184). Нам известны описания двух его картин: изображение зала после по­пойки и фреска с птичками, пьющими вино из чаши.

8 ...Галатон изобразил на одной из своих картин Гомера, из­вергающего рвоту... — Эта картина описана Элианом (Пестрые ис­тории, 13, 22).

9 Проперций. Элегии, 1, 19

10 Сенека Старший. Рассуждения (Suasoria), 2, 12—13

11 Гораций. Искусство поэзии, 390; впрочем, в послании Горация речь идет всего лишь об опубликованных стихах — «вылетят, не поймаешь».

Глава XII. Liber

1 Сенека. Письма к Луцилию, 83, 20.

2 Артемидор свидетельствует, что женщины часто называли мужской член to anagkaion (истязатель). — Артемидор. О сновиде­ниях, 1, 45; эвфемизм можно перевести и как «принуждающий», и как «необходимый».

3 ...непререкаемость слов Фульвии, обращенных к Августу: «Autfutue out pugnemus» (Или ты спишь со мною, или война!)... — Имеется в виду жена Марка Антония, активная противница Октавиа-на. Фраза Фульвии (весьма грубая, П.Киньяр ее смягчает — «Или засунь мне, или будем биться») приведена в эпиграмме Марциала (И,20), причем он ссылается на эпиграмму, написанную самим Октавиа-ном Августом (фр. 4).

4 ...маленькие затворницы изображали медведицу (богиню) и «приручали себя» в ее святилище. — Об этом обряде упоминает Арис­тофан в «Лисистрате» (645). См. также схолии к этому месту.

5 Плиний Младший. Письма, 7, 21.

6 Там же, 9, 36.

7 Там же, 1, 6.

Глава XIII. Нарцисс

1 Павсаний. Описание Эллады, 9, 31 и далее.

2 Овидий. Метаморфозы, 3, 346 и далее.

3 Овидий. Метаморфозы, 3, 433.

4 Эрот-Фанес — божество орфического культа, «перворожден­ный», чье имя буквально означает «явившийся, блистающий»; отожде­ствлялся с Эротом.

5 ...был изрезан на куски Титанами. — Имеется в виду орфи­ческий миф о Дионисе-Загрее, которого Титаны ребенком приманили блестящим зеркальцем, убили и растерзали.

6 Овидий. Скорбные элегии, 1, 207—208.

7 Ср. Сенека Старший. Контроверсии, 7, 3, 1.

Глава XIV. Сульпиций и развалины Помпеи

1 Плиний. Письма, 6, 16.

2 Там же, 6, 20.

3 «ImmortaUa ne speres» (He жди ничего от бессмертных вещей)... — П.Киньяр несколько усложняет фразу Горация. У Гора­ция: «Не надейся на бессмертие». Гораций. Оды, 4, 7.

4 Там же, 4, 7, 16.

5... во время осады Рима Тотилой... — Тотила — король остго­тов, бравший Рим в 546 и 550 гг.

Глава XV. Вилла Мистерий

1 Имеется в виду Аполлоний Тианский, странствующий философ, герой книги Флавия Филострата «Жизнь Аполлония Тианского».

2 Стимула — римская богиня, иногда отождествлявшаяся с мате-

рью Диониса Семелой (см.: Овидий. Фасты, 6, 503; Тит Ливии, XXXIX, 12, 4). Ее имя понималось как «побуждающая».

3 Ювенал. Сатиры, 6, 118—132.

4 Тацит. Анналы, 11, 12.

5 Когда центурионы, во главе с Нарциссом, прибыли в Рим, императрица уже покинула празднество. — См.: Тацит. Анналы, 11, 36—37. Нарцисс — доверенный секретарь императора Клавдия, награжденный за раскрытие заговора жены императора Мессалины. Сразу после смерти Клавдия в 54 г. был схвачен и покончил жизнь самоубийством.

8 Сенека. Федра, 99—111.

7 Авл Геллий. Аттические ночи, 14, 4, 2.

8 Сенека Старший. Контроверсии, 2, 1.

9 Плиний. Естественная история, 35, 84.

10 Традиционное обозначение для сцены, происходящей в подзем­ном мире; исходно употреблялось применительно к двум песням «Одис­сеи» (11 и 24), имеющим соответствующий сюжет.

Н.Гринцер

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие.......................5

Глава I. Паррасий и Тиберий................8

Глава II. Римская живопись.................25

Глава III. Фасцинус....................36

Глава IV. Персей и Медуза.................51

Глава V. Римская эротика.................59

Глава VI. Петроний и Авзоний...............70

Глава VII. Domus и вилла..................75

Глава VIII. Медея.....................88

Глава IX. Пасифая и Апулей................97

Глава X. Бык и ныряльщик................104

Глава XI. Римская меланхолия..............111

Глава XII. Liber.....................122

Глава XIII. Нарцисс...................130

Глава XIV. Сульпиций и развалины Помпеи.........141

Глава XV. Вилла Мистерий................149

Глава XVI. От taedium к acedia..............163

Комментарии. Н.Гринцер................170

 

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.