Как не перепутать строительный материал с ведёрком — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Как не перепутать строительный материал с ведёрком

2022-08-21 51
Как не перепутать строительный материал с ведёрком 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Если бетон поместить в бидон, то получится… «биТон»! Таким или каким‑то другим способом появился на свет этот нелепый «битон» – неизвестно, вот только слово оказалось живучим.

Бетон (от фр. beton) – строительный материал, смесь гравия и щебня с раствором цемента.

Бидон (от фр. bidon) – сосуд с крышкой для хранения и перевозки жидкостей.

И никаких битонов!

 

С матрасом можно и расслабиться!

 

Матрас или матрац? Как правильно? Сейчас оба варианта считаются литературной нормой, а вот лет 70 лет назад в школе за матраС можно было получить двойку. А 300 лет назад – нет! Как такое возможно? Дело в том, что примерно в одно и то же время в Россию завезли матрасы из Германии и Голландии. В немецком языке это слово пишется matratze, а в голландском – matrasse. Поэтому ещё в петровскую эпоху в ходу были оба варианта. Затем Владимир Даль решил расставить все точки над матраЦ/Сом и в своём словаре зафиксировал только «матраЦ» как единственно верный вариант. Но люди про «матраС» не забыли и упорно продолжали использовать в речи оба слова. И только во второй половине ХХ века матрас и матрац были включены в словари как равнозначные варианты.

Всё вернулось на круги своя. Но что интересно – в большинстве однокоренных слов всё‑таки сохраняется корень ‑ матраС – (наматрасник, матрасик).

В любом случае с этим словом впросак не попадёшь, кому как нравится, тот так и может говорить.

Похожая ситуация и у существительных туннель / тоннель – оба слова являются нормативными, а значит, от ошибки застрахованы все без исключения (только не забываем про удвоенную Н!).

 

От перемены мест слагаемых слово меняется!

 

Русский язык – не математика, и всем известное математическое правило «от перемены мест слагаемых сумма не меняется» здесь не работает.

В нашем великом и могучем есть два коварных слова, в которых из‑за скопления согласных так и хочется сделать перестановку. Но нельзя!

Запоминаем: скрупулёзный, а не скурпулёзный, и дуршлаг, а не друшлаг.

 

Для закрепления пройденного материала объединяем все слова по нашей теме в общую шпаргалку.

 

Агентство

Амбар

Апоплексический

Бидон

Бомба, бомбить

Вскипеть, вскипятить

Двубортный, однобортный…

Дуршлаг

Компостировать, компостер

Конфорка

Коридор

Матрас и матрац

Пиджак

Проволока

Простыня

Противень

Свояченица

Скрупулёзный

Трамвай

Троллейбус

Тоннель и туннель

 

 

Инструкция 10

В начале было слово

Как на самом деле нужно произносить церковные термины

 

От двух до пяти

 

«Воцерковленный послушник и его духовник христианского вероисповедания любят древнюю иконопись и постоянно читают Апокалипсис».

Попробуйте прочесть это простое предложение. А теперь, не подглядывая через абзац, посчитайте ошибки.

Нужно так:

«ВоцеркОвленный пОслушник и его духовнИк христианского вероисповЕдания любят древнюю Иконопись и постоянно читают АпокАлипсис».

Этот тест я проводила у ста человек, и все участники прочитали его с ошибками. Количество неправильных ударений было разное: от двух до пяти, как у Корнея Чуковского.

А всё потому, что церковная лексика в русском языке особенная. Слова этой тематики часто произносятся не так, как, на наш взгляд, должны бы произноситься. Не так, как удобно языку и приятно уху. А что самое интересное, именно в этих словах, как правило, нет вариантов: литературная норма всегда предписывает только одно ударение.

 

Евангелие от…

 

Одно из главных слов христианской тематики – Евангелие, часть Библии, содержащая повествование о жизни и учении Иисуса Христа. Хотя и нечасто, но всё‑таки в этом слове несколько раз была замечена ошибка: некоторые говорят ЕвангЕлие. Конечно, это неверно, а правильный вариант звучит с ударением на А – ЕвАнгелие. Это слово пришло в наш язык из древнегреческого, где оно означает «благая весть, благовестие, воздаяние за добрую весть».

Ещё одна часть Библии называется АпокАлипсис (а не АпокалИпсис) – единственная пророческая книга Нового Завета, в которой предсказывается конец мира. В переводе с греческого это слово означает «откровение».

Сейчас АпокАлипсис (с прописной буквы) чаще употребляется в переносном значении – конец света.

 

Над этим островом какие выси,

Какой туман!

И АпокАлипсис был здесь написан,

И умер Пан.

 

(Н. Гумилёв, «Стансы»)

 

Всех благ!

 

Благо, благой – это ключевые слова в христианстве, именно на них основываются многие религиозные термины, через них объясняется большинство церковных понятий. В самом слове «благо» уже очень часто встречается неправильное ударение: когда оно стоит во множественном числе, часто говорят «благА», «благАми», «благАх». На самом деле ударение здесь неподвижное, и во всех падежах и числах ударной сохраняется А в корне: блАга, блАге, блАгам, блАгах.

В христианской терминологии корень ‑ благ ‑входит в состав некоторых сложных слов, и при этом иногда сохраняет ударение на А, а иногда теряет его.

БлАговест – церковный звон одним большим колоколом (в отличие от перезвона или трезвона), извещающий о начале богослужения, – означает «благая весть». Ключевой частью этого определения является слово «благая», именно поэтому ударение и падает на первый слог – блАговест, а не благовЕст, как говорят многие. БлАговест – звон особенный – начинается тремя редкими, медленными и протяжными ударами, после которых следуют более короткие мерные удары.

 

День православного Востока,

Святись, святись, великий день,

Разлей свой блАговест широко

И всю Россию им одень!

 

(Ф. Тютчев)

Именно таким образом колокол блАговестит (ударение в глаголе тоже падает на первую А), и за это его прозвали – внимание! – благовЕстником, а в этом слове ударение уже перемещается на второй корень ‑ вест ‑. Такое же ударение сохраняется и в названии праздника БлаговЕщение.

Ещё в одном слове с корнем ‑ благ – с ударением часто возникают трудности – благостыня. Благостыня – милосердие, подарок, подаяние бедным, щедрость, благосклонность. Здесь как раз хочется «ударить» первую А, но делать этого не следует – ударение падает на Ы – благостЫня. Дело в том, что суффикс ‑ ын ‑, с помощью которого образовано это слово, очень сильный, и он почти всегда берёт ударение на себя: святыня, пустыня гордыня твердыня. И здесь он тоже проявил свою силу – благостЫня.

А теперь разберём проблему, уже не связанную с ударением: часто говорят «получить благословЛение», а не благословение. И, в принципе, понятно, почему хочется добавить эту Л: ведь слово образовано от глагола «благословить», который в несовершенном виде имеет форму «благословлять». Но «благословение» пишем и говорим без Л!

С «благими» словами есть множество пословиц, поговорок и популярных устойчивых выражений, которые тоже могут помочь запомнить сложные ударения:

 

БлАга цивилизации

То и блАго, у кого есть кисель да брага

Собственное блАго и дурак поймёт

На БлаговЕщенье дождь – родится рожь

За неблагодарных Бог благодарит.

Тишь, да гладь, да Божья благодать

Всех благ!

 

Вера + исповедь

 

Слово «вера» восходит к древнему корню, означающему «истинный, правдоподобный», но более близкое к современному пониманию определение дал Владимир Даль: вера – это отсутствие сомнения.

Слово «исповедь» произошло от греческого корня со значением «покаяние, признание». В современном понимании исповеди как церковного термина заложено раскрытие своих грехов перед Богом через священнослужителя. В родственных словах ударение разноместное, оно может оказаться где угодно: Исповедь, исповЕдовать, исповедАльня.

Нас больше всего интересует глагол «исповедать». Мы сложим два слова и посмотрим, что получится: вера + исповедать = вероисповедание.

И вот здесь как раз и кроется подвох – многие не могут правильно поставить ударение в получившемся слове. Очень популярная ошибка – вероисповедАние! Но делая ударение в этом слове, вспоминаем о глаголе и его ударении «без веры», и тогда всё встаёт на свои места – вероисповЕдание (веру исповЕдать).

 

Воцерковление

 

ВоцерковлЕние – с ударением этого слова проблем обычно не возникает. Но если образовать прилагательное, то сразу появляется затруднение – ударение переносится на О в корне: воцеркОвленный.

ВоцеркОвленный христианин – тот, кто ясно понимает цель христианской жизни во спасении, тот, кто ощущает себя сыном Церкви.

 

Монахи, и не только

 

Чтобы стать монахом (или монАхиней), нужно сначала доказать, что ты к этому готов. И промежуточный этап – послушничество. Это слово кажется очень близким к слову «послушаться», где ударение сомнений не вызывает. А вот «послушничество» уже имеет варианты ударения – О и У: пОслУшничество, первое из которых (пОслушничество) считается литературной нормой. А дальше ещё интереснее: «послушник» и «послушница» имеют ударение на О, уже без каких‑либо вариантов. Задача пОслушника и пОслушницы – помогать, исполнять послушАния по благословению настоятеля.

Это может показаться невероятным, но такое ударение – факт. На каких‑либо лояльных интернет‑ресурсах можно найти варианты «пОслУшник» или даже «послУшник», но во всех серьёзных словарях, от Ожегова до самых современных грамматик, рекомендованных Министерством просвещения, зафиксирован единственный вариант ударения – пОслушник (пОслушница). Слово даётся как исключение из правила, по которому образуются подобные слова: работать – работник, наследовать – наследник. Я бы поспорила с тем, что слово «пОслушник» образовалось от глагола «послушать», но не сейчас.

Вероятно, ударение на О ещё связано с устаревшим словом «пОслух» (свидетель, тот, кто что‑то слышал), и, кстати, сразу вспоминается «нЕслух». То есть изначально в существительных, образованных от «слушать», ударение падало не на корень, а на приставки по ‑, не – (в словаре Даля также – пОслушничество).

Продолжаем погружаться в монашество. Не менее интересный с точки зрения языка экземпляр – слово «инок». Инок – монах, живущий в одиночестве (от греческого monahos – одинокий). Само слово «инок» заимствовано из старославянского, где было образовано суффиксальным способом от корня инъ‑ – один.

Что интересно, ударение на первый слог (Инок) сохраняется во всех однокоренных словах: Иноческий, Инокиня. Сколько раз я слышала последнее слово с другим ударением – инОкиня, инокИня (вероятно, по аналогии с богИня, графИня)! Однако правильным будет всё‑таки Инокиня, и, кстати, монАхиня, а не монахИня.

А теперь о других церковнослужителях. Духовник – священник, принимающий исповедь, обязанный хранить её тайну. И хотя очевидно, что слово образовано от прилагательного «духОвный», с ударением на О, в существительном ударение перекочевало на последний слог – духовнИк (духовникА, духовникУ, духовникОм и т. п.). И это же ударение закрепилось в слове «духовнИчество».

 

Церковная жизнь

 

Распорядок церковной жизни для непосвящённых кажется чем‑то таинственным и непонятным. Однако в жизни любого человека, мирского или воцеркОвленного, большое значение имеет питание, без него не обойтись даже самым фанатичным приверженцам веры. В церкви существует свой режим питания, и называются приёмы пищи трапезами. Основных трапез две – обеденная и вечерняя, причём вечерняя имеет в православии большее значение и отменяется только в дни особо строгого поста. Есть немало дней в году, когда по уставу вечерняя монастырская трапеза – единственная за целый день. Так вот называется этот, попросту говоря, ужин – вЕчеря, и я не раз слышала, что это слово ошибочно произносят как с ударением на второй слог, так и на третий.

Если вспомнить знаменитую фреску Леонардо да Винчи «Тайная вЕчеря», то на ней явно виден хлеб. Вокруг других яств, составлявших трапезу Иисуса и апостолов, ведутся споры, но в отношении хлеба вопросов не возникает – он там есть точно. Но это не просфора – вот и подобрались к ещё одному интересному слову.

ПросфорА – освящённый хлеб, чаще пшеничный, опреснок, приношение, подношение, употребляемый на православной литургии для таинства причащения.

ПросфорА (с ударением на окончание, а не просфОра, как говорят многие!) имеет множество вариантов названий – просвирА, просворА, проскурА, просквирА, и во всех ударение на последний слог. А готовит этот хлеб просвИрня – женщина, приставленная специально для печенья просвир, обычно вдова человека, имевшего духовное звание.

Но вернемся к вЕчере. Проходит эта трапеза сразу после вечЕрни – вечернего богослужения, а в праздничные дни вечЕрня соединяется вместе с Утреней в составе всЕнощной. ВсЕнощная (обращаем внимание на проблемное ударение на Е) – имя существительное, означает церковную службу, продолжающуюся целую ночь.

 

Заунывным карком

В тишину болот

Чёрная глухарка

К всЕнощной зовёт.

 

(С. Есенин)

А теперь самое сложное: мы помним, что всЕнощная – существительное, но есть и прилагательное «всенощный», и оно с недавнего времени имеет другое ударение.

ВсенОщный – эта норма новая, а раньше было правильно говорить всЕнощный.

Таким образом, мы получаем полный взрыв мозга: всЕнощная (существительное) = всенОщное (прилагательное) бдение – отказ ото сна в пользу молитвы в ночное время суток.

А теперь перейдем к самому богослужению. В православии клИрос (нечасто, но слышала альтернативный вариант ударения) – место, где во время службы находятся певчие и чтецы. На клИросе в юношестве пели такие люди, как Суворов, Шаляпин, Чехов, Ломоносов.

 

По образу и подобию

 

Образ, или икона, считается одним из главных феноменов православной культуры. Слово «икона» пришло из греческого языка, где означало картину, подобие, образ, изображение, а на Руси уже получило более конкретное значение – изображение святого, к которому люди обращаются с молитвой. А ряд однокоренных слов получается такой: иконостАс, икОнный, иконопИсец, иконопИсный, но Иконопись. Обратите внимание! В последнем слове ударение на первую И, и больше нигде эта И не «ударяется». Если раньше вы говорили икОнопись, срочно переучиваемся на Иконопись.

Одной из самых древних икон на Руси является образ Божьей Матери «ЗнАмение». Эта новгородская икона написана в середине XII века. Отмечается день этой иконы 27 ноября (10 декабря по новому стилю), и, похоже, праздновать стали ещё до явления ею чуда новгородцам в феврале 1170 года. А про чудо рассказывается следующее. При осаде города новгородцы решили принести на крепостную стену образ Богоматери, и в это время противник выпустил тучу стрел, одна из которых вонзилась в лик Богоматери. Из её глаз заструились слёзы, а на врагов напали ужас и смятение, из‑за чего они вступили в схватку друг с другом. Новгородцы не упустили момент, бросились в атаку и одержали победу. После этого икону стали называть «ЗнАмение».

Вы наверняка обратили внимание, что ударение в этом слове ставится на первый слог. Этимология «знАмения» изначально напрямую связана с глаголом знать, и это может являться шпаргалкой для запоминания. А уже по Далю слово «знАмение» трактуется как знак, признак, примета, явление природы или чудо для знаменования, доказательства или предвещения чего‑либо

 

Земля обетованная

 

ОбетовАнный (а не обетОванный) значит «обещанный», «желанный»; слово произошло от глагола «обетовАть» и существительного «обет» (не путать с обедом и обитанием!). Земля обетовАнная или край обетовАнный – место, куда хочется попасть, так как оно представляется воплощением комфорта, изобилия, этакий рай на земле. По библейскому сказанию Бог привел евреев из Египта в Палестину, страну обетовАнную, выполняя своё обещание – обет.

 

Еврейская традиция

 

В Библии поднимается одна очень деликатная тема. Господь заповедал обрЕзание Аврааму: «Да будет у вас обрезан весь мужской пол». В Священном Писании обрЕзанию придается исключительно религиозный характер: именно по этому признаку отличали христиан от язычников.

ОбрЕзание у еврейских мальчиков проводится на восьмой день после рождения как знак принятия в религиозную общину.

ОбрЕзание издавна практиковалось у многих народов – от аборигенов Австралии до африканских племен. Считается, что это первая операция, которую люди научились делать. Чаще всего обрЕзание символизировало дань злому божеству, которому приносили в жертву часть, чтобы уберечь целое, сохранить жизнь. Возможно, изначально обрЕзание было призвано заменить обряд человеческих жертвоприношений. У большинства народов обрЕзание совершается над мальчиками 10–17 лет. Это как бы посвящение в мужчины, официальное признание половой зрелости.

А теперь о самом слове. В русском языке слово «обрезание» имеет два значения, одно из которых относится к вышеописанному обряду, а другое является отглагольным существительным и указывает на процесс по отсечению небольших частей острым предметом. Ударения в этих словах тоже разные: обряд – «обрЕзание», процесс – «обрезАние».

Первая строка Евангелия от Иоанна гласит: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог».

Многие исследователи по‑разному трактуют «Слово» в этом контексте. Я же не буду философствовать, а хочу ещё раз напомнить сложные СЛОВА, связанные с религиозной тематикой, и их ударения.

 

БлАга, блАгам, блАгах

БлАговест, блАговестить

Благословение

БлагостЫня

ВероисповЕдание

ВЕчеря

ВоцеркОвленный

ВсЕнощная, всенОщный

ДуховнИк

ЕвАнгелие

И конопись

И нокиня

ЗнАмение

МонАхиня

ОбрЕзание

ОбетовАнный

ПОслушник, пОслушница, пОслушничество

ПросфорА, просвирА, просворА, проскурА

 

 

Заключение


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.085 с.