Активность в процессе обучения — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Активность в процессе обучения

2021-10-05 22
Активность в процессе обучения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

По критерию активности обучение можно классифицировать следующим образом:

· ассоциативное;

· неассоциативное;

· когнитивное обучение.

Определение 3

Неассоциативное обучение также носит название стимул-зависимого. Оно обуславливается средой и не требует проведения согласования внешних сигналов с деятельностью организма. Фактически, это пассивная реакция человека на внешние сигналы.

В рамках неассоциативного обучения различают:

· привыкание (угасание ориентировочной реакции в результате того, что повторяющийся стимул перестает иметь значение и больше не вызывает реакцию организма);

· сенсибилизацию (усиление реакции организма на повторяющиеся стимулы до уровня непереносимости);

· импринтинг (наличие природной предрасположенности к определенным сочетаниям раздражителей и возникающих ответных реакций в ранний период развития человека);

· подражание.

Благодаря привыканию, которые является наиболее простой и распространенной формой обучения, человек может научиться игнорировать некоторые стимулы, которые не имеют значения, дл того, чтобы сконцентрировать внимание на значимых раздражителях. Сенсибилизация используется для формирования поведенческой реакции по типу «Стимул-ответ».

Если говорить про импринтинг, то выделяют три основных его проявления:

· запечатление образов;

· имитация поведения других людей;

· реакция следования.

Подражание, в свою очередь, можно разделить на:

· простое подражание;

· викарное обучение.

Определение 4

Викарное обучение предполагает, что результат подражания оценивается. Чем старше становится обучаемый, тем чаще обычное подражание заменяется викарным обучением.

Ассоциативное обучение также в литературе может определяться как факультативное обучение. Оно представляет собой процесс формирования собственной среды индивидуума за счет выделения значимых для выполнения поведенческих актов функциональных составляющих. Результат ассоциативного обучения во многом определяется эффективным контактом человека и среды.

Выделяют две основные формы ассоциативного обучения:

· формирование условных рефлексов;

· оперантное обучение.

Вторая форма факультативного обучения предполагает, что человек получает требуемый результат за счет выполнения активных действий. Эффективность оперантного обучения определяется подкреплением действий положительными или отрицательными эмоциями по поводу полученных в ходе отдельных проб результатов.

Определение 5

Когнитивное обучение является высшей категорией обучения. Оно приводит к формированию функциональной структуры среды.

Выделяют следующие формы когнитивного обучения:

· образное поведение предполагает формирование поведения человека через ориентировочную реакцию на явления окружающей среды;

· элементарная рассудочная деятельность используется для выявления закономерностей явлений окружающей среды и использование их для формирования поведения в новых ситуациях;

· вероятностное прогнозирование необходимо для прогнозирования будущего на основе уже имеющегося опыта и знаний.

Когнитивное обучение является одним из фундаментальных механизмов высшей нервной деятельности человека.

 

1. Сущность обучения как педагогического процесса, его задачи

2. Функции процесса обучения

3. Внутренняя структура процесса обучения

4. Закономерности обучения

5. Исторические и современные подходы к классификации принципов обучения.

 

1. Сущность обучения как педагогического процесса, его задачи

Обучение – специально организованный, целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого происходит усвоение школьниками знаний умений и навыков, способов мышления и деятельности, а также опыта эмоционально-ценностных отношений к себе и миру.

При этом знания мы рассматриваем как результат научного познания, а также как предмет усвоения. Результатом знаний является также теоретическое овладение обучающимися изучаемыми предметами. Следовательно, в педагогике знание можно определить как понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводить основные факты науки и вытекающие из них теоретические обобщения (понятия, правила, законы, выводы и т.д.).

В тесной связи со знаниями выступают умения и навыки. Умения – это владение способами применения усваиваемых знаний на практике. Навыки рассматриваются как автоматизированные действия, доведенные до высокой степени совершенства.

Под способностями принято понимать такие развивающиеся в процессе обучения психические свойства личности, которые выступают как результат ее активной учебно-познавательной деятельности и обусловливают высокую степень умелости и успешности этой деятельности. Способности подразделяются на общие и специальные. К общим способностям относятся такие индивидуально-психологические свойства детей, которые помогают им добиваться успехов в различных видах деятельности: целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, ответственность, внимательность, произвольная память и т.д. Специальные способности проявляются в определенных видах деятельности и основаны на природных задатках, которые в свою очередь развиваются в процессе обучения. К специальным способностям относятся способности к изобразительному или музыкальному искусству, литературному или техническому творчеству, склонности к точным или естественным наукам, занятиям спортом, хореографией и т.д. Общие и специальные способности имеют свою специфику. Однако развиваются они в тесном единстве.

 

Важнейшими задачами, которые решает процесс обучения, являются:

· стимулирование учебно-познавательной активности учащихся;

· организация познавательной деятельности школьников по овладению научными знаниями, умениями и навыками;

· развитие мышления, памяти, творческих способностей и дарований учащихся;

· выработка научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры;

· совершенствование учебных умений и навыков школьников.

Таким образом, обучение есть специфический процесс познания, управляемый педагогом. При этом познавательную деятельность мы рассматриваем как единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности учащихся.

 

2. Функции процесса обучения

Комплексный подход к реализации содержания образования обусловливает наличие следующих функций обучения: образовательной, воспитывающей и развивающей. Рассмотрим сущность каждой из них.

Образовательная функция. Ее смысл состоит в вооружении учащихся системой научных знаний, умений и навыков с целью их использования на практике. Научные знания, включающие в себя факты, понятия, законы, теории, обобщенную картину мира, должны стать достоянием личности, войти в структуру ее опыта. Реализация этой функции должна обеспечить полноту, систематичность, осознанность знаний, их прочность и действенность. Знания должны иметь логическую соподчиненность, чтобы новое знание вытекало бы из ранее усвоенного. Конечным результатом реализации образовательной функции является действенность знаний, выражающаяся в сознательном оперировании ими, в способности мобилизовать прежние знания для получения новых, а также сформированность важнейших специальных (по предмету) и общеучебных умений и навыков. Умения образуются в результате упражнений, которые варьируют условия учебной деятельности и предусматривают ее постепенное усложнение. Для выработки навыков необходимы многократные упражнения в одних и тех же условиях.

Осуществление образовательной функции неразрывно связано с формированием навыков работы с книгой, справочной литературой, библиографическим аппаратом, организацией самостоятельной работы, конспектирования.

Воспитательная функция. Осуществляется посредством специальной организации общения учителя с учащимися. Объективное обучение не может не воспитывать определенных взглядов, убеждений, отношений, качеств личности. Формирование личности, в свою очередь, невозможно без усвоения системы нравственных и других понятий, норм и требований.

В современных условиях воспитывающая функция предполагает формирование научного мировоззрения, мышления, материалистического понимания законов природы и общества, мотивов учебной деятельности; формирование отношений воспитанников к науке (учению), природе, искусству, труду, обществу, коллективу, самому себе и другим людям; воспитание моральных качеств личности, волевых черт характера и социально приемлемых форм поведения.

Развивающая функция. Осуществляется более объективно при специальной направленности взаимодействия учителей и учащихся на всестороннее развитие личности, то есть при осуществлении развивающего обучения. Развивающий характер обучения ориентирован на формирование личности как целостной психической системы, что предполагает развитие речи, мышления, сенсорной, эмоционально-волевой, двигательной, мотивационно-потребностной сфер личности.

Полноценное интеллектуальное, социальное и нравственное развитие личности – это результат реализуемых в единстве образовательной и воспитывающей функций.

 

3. Внутренняя структура процесса обучения

Обучение – двусторонний процесс, в котором в тесном взаимодействии находятся педагоги и воспитанники, осуществляя свою деятельность: преподавание и учение. Основу процесса обучения составляют следующие дидактические отношения: «учитель – ученик», «ученик – содержание образования», «ученик – ученический коллектив», «учитель – содержание образования». Основными звеньями в этой цепи являются: «учитель – ученик – содержание образования». В соответствии с этим структуру процесса обучения можно представить следующим образом:

 

ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ

1.Преподавание Учение

(деятельность учителя) (деятельность ученика)

2.Научение

(результат деятельности

учителя и учащихся)

 

В процессе обучения принято выделять следующие структурные компоненты:

· целевой (определение целей и задач учебной деятельности учащихся);

· потребностно-мотивационный (формирование у учащихся потребностей в знаниях и мотивов учебной деятельности);

· содержательный (определение содержания материала, подлежащего усвоению учащимися на основе учебных программ, учебников, учебных пособий);

· операционно-деятельностный (организация учебно-познавательной деятельности по овладению учащимися изучаемым материалом на основе применяемых методов, приемов и форм обучения);

· эмоционально-волевой (придание учебной деятельности учащихся эмоционально-положительного характера);

· контрольно-регулировочный (регулирование и контроль за учебной деятельностью учащихся, самоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность);

· оценочно-результативный (оценивание результатов учебной деятельности учащихся, самооценка результатов школьниками).

4. Закономерности обучения

Закономерности обучения выражают существенные повторяющиеся связи между условиями организации процесса обучения и его результатом, а обусловленные ими принципы определяют общую стратегию решения целей обучения.

И.П. Подласый, исходя из логической основы многочисленных закономерностей обучения, предлагает систематизировать их следующим образом:

· Дидактические (содержательно-процессуальные) закономерности

– результаты обучения прямо пропорциональны продолжительности обучения;

– результаты обучения зависят от применяемых методов и средств обучения;

– результаты обучения зависят от мастерства (квалификации, профессионализма) преподавателя;

– продуктивность усвоения заданного объема знаний и умений зависит от характера созданной педагогом учебной ситуации

· Гносеологические закономерности

– продуктивность усвоения знаний и умений прямо пропорциональна объему практического применения знаний и умений;

– умственное развитие учащихся прямо пропорционально их опыту творческой деятельности;

– результаты обучения зависят от регулярности и систематичности выполнения учащимися домашних заданий

· Психологические закономерности

– продуктивность обучения прямо пропорциональна уровню познавательной активности учащихся;

– продуктивность обучения прямо пропорциональна уровню и стойкости внимания учащихся;

– результаты усвоения конкретного учебного материала зависят от индивидуальных склонностей обучаемых;

– продуктивность обучения прямо пропорциональна уровню развития памяти, мышления учащихся, а также уровню их работоспособности

· Социологические закономерности

– продуктивность обучения зависит от объема и интенсивности познавательных контактов воспитанников;

– эффективность обучения зависит от «интеллектуальности» среды, в которой осуществляется жизнедеятельность учащихся;

– эффективность обучения зависит от стиля общения учителя с учащимися

· Организационные закономерности

– продуктивность обучения зависит от уровня организации педагогического и ученического труда;

– результаты обучения зависят от осознания учащимися своих учебных обязанностей;

– умственная работоспособность детей зависит от состояния здоровья, режима жизнедеятельности, возраста, времени года, дня недели, времени суток.

Все названные закономерности процесса обучения являются общими. Они находят свое конкретное выражение в принципах обучения, которые в свою очередь мы рассматриваем как специфические закономерности процесса обучения.

 

5. Принципы обучения

Принципы обучения – это требования к организации процесса обучения.

Принципы обучения имеют исторический характер. Их выдвигали, формулировали и обосновывали Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, Ф.А.В. Дистервег, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский и др.

Метапринципы (едины как для процесса воспитания, так и для процесса обучения):

1. природосообразности;

2. культуросообразности;

3. гуманизма.

Система современных принципов обучения:

· принцип научности и мировоззренческой направленности обучения, связи обучения с жизнью

(глубокое и доказательное раскрытие учителем научных положений и фактов изучаемого материала, исключение ошибок и неточностей, демонстрация научных явлений в их историческом аспекте и развитии, обоснование роли и места научных знаний в жизни человека);

· принцип проблемности обучения

(постановка учителем перед учащимися познавательных проблем и задач, создание проблемных ситуаций, побуждающих школьников к активной мыслительной деятельности);

· принцип наглядности обучения

(изложение учителем материала на основе непосредственного наблюдения школьниками изучаемых предметов, явлений и т.д., включения различных каналов восприятия учащимися – зрение, слух, осязание и т.д., развития мышления детей от конкретного к абстрактному, повышения интереса учащихся к изучаемому материалу);

· принцип активности и сознательности учащихся в процессе обучения

(сознательность предполагает осмысление изучаемых фактов и явлений учащимися, активность – стремление учеников овладению системой знаний и умений, включение ведущих мотивов, стимулирующих их познавательную деятельность – мотивация, авторитет учителя и его доброжелательность, интерес к предмету и т.д.);

· принцип доступности обучения

(определение объема знаний и умений учащихся, подлежащих усвоению, на основе учета возрастных познавательных возможностей школьников и уровня их подготовленности; правильное распределение количества учебных часов, совершенствование учебных программ и учебников в соответствии с правилом следования от простого к сложному и от известного к неизвестному);

· принцип систематичности и последовательности обучения

(систематичность – изучение нового материала на основе ранее усвоенного, установление связей между темами, разделами и смежными предметами; последовательность – усвоение материала на основе взаимосвязанных понятий, где одно вытекает из другого в соответствии с логикой предмета);

· принцип прочности и цикличности обучения;

(исключение схоластической зубрежки и механического заучивания материала; обстоятельное осмысление научных фактов и явлений учащимися, зависящее от профессионального уровня учителя и сознательности школьников; длительное сохранение знаний в памяти путем систематического повторения);

· принцип единства образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения

(овладение учащимися системой научных знаний, умений и навыков; развитие мышления, творческих способностей и памяти школьников; формирование научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры учащихся в процессе обучения).

Сущность содержания образования и его исторический характер. Одним из основных средств развития личности и формирования ее базовой культуры выступает содержание образования. В традиционной педагогике содержание образование определяется как «совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений... 1. Понятие содержания образования                                                                                  2. Закон «Об образовании в РФ» в части содержания образования                                   3. Роль образовательных программ в определении содержания образования                                                                                                                                           4. Требования к содержанию образования Понятие содержания образования                                                                                                                Содержание образования – это ответ на вопрос: «Чему учить?». У В.П.Тихомирова есть высказывание, которое помогает понять, что такое содержание образования и где его место в современной образовательной структуре: ЦИТАТА «Содержание образования – это король, а технологии образования – это Бог». Традиционное определение, принятое в педагогике звучит следующим образом.                                                                                   ОПРЕДЕЛЕНИЕ Содержание образования - педагогически адаптированная система научных знаний, практических умений и навыков, которыми необходимо овладеть обучающимся, ориентированная на реализацию образовательных функций                                                                                             Требования к содержанию образования                                                                                1.Знаниево-ориентированный подход к содержанию образования.                                    Здесь в центре внимания находятся знания, определяемые как социальные ценности, накопленные в процессе исторического развития человечества. При таком подходе, знания приоритетны перед формированием творческой, самостоятельно мыслящей личности. На сегодняшний день все более утверждается личностно-ориентированный подход к определению сущности содержания образования. Ориентируясь на это определение, учащиеся должны в результате обучения не только овладеть определенными знаниями, но и сформировать ценностно-значимые запросы и намерения. Приобрести такие личностные качества, как ответственность за свои деяния и бездействие, за судьбу общества и своей страны, нетерпимость к несправедливости и бездушию, толерантность.                                                   Содержание образования при таком подходе - это адаптированный и структурный социальный опыт, состоящий из четырех важных частей: 1.Познавательной деятельности и ее результатов в виде знаний; Осуществления известных способов деятельности (умение действовать по образцу;                                                                                                                  2.Творческой деятельности (умение принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях); Осуществления эмоционально-ценностных отношений (личностные ориентации). Следует отметить, что все части содержания образования взаимосвязаны и взаимообусловлены. Именно в этом состоит успех образования, достижение им основных целей: обучения, воспитания и развития.                                                                                                           Закон «Об образовании в РФ» в части содержания образования                                Содержание образования регламентируется законом «Об образовании в Российской Федерации. Именно оно обеспечивает экономическое и социальное развитие общества. От содержания образования зависит не только развитие общества в целом, но и развитие личности, как части этого общества. Как следствие рост уровня развития государства. Содержание образования должно отвечать мировому уровню культуры. В процессе обучения у человека должна складываться полноценная картина мира, соответствующая пройденному этапу обучения. На каждом уровне это представление о мире будет свое, но оно должно дополняться и расширяться новыми знаниями на последующих этапах. Содержание образовательного процесса должно быть таким, чтобы личность максимально могла интегрироваться в национальную и мировую культуру. Цель образования побудить человека совершенствовать себя и общество, в котором он живет. Формирование духовно-нравственной составляющей человеческого индивида так же является задачей образования и находит отражение в его содержательной части. Наше общество и государство нацелено на экономическое развитие, а соответственно требуются высококвалифицированные кадры, которые смогут обеспечить экономический рост государства. Именно на формирование такого кадрового состава ориентируется образование. Главная цель профессионального образования не зависимо от уровня – обеспечение возможности получения учащимися профессиональных навыков и соответствующей квалификации. Содержательная часть образования должна развивать морально-нравственные качества человека: взаимопонимание, стремление к сотрудничеству между людьми и народами различных рас, национальностей, этносов, религий и социального статуса. Содержание образование не должно ограничивать человека в своде выбора и мнений. Роль образовательных программ в определении содержания образования В образовательных учреждениях содержание образования определяется образовательной программой. Программа утверждается и реализуется этим образовательным учреждением самостоятельно. Основой конкретных образовательных программ являются соответствующие примерные основные образовательные программы. При отборе содержания образования, для избегания ошибок и перегибов стандартом образования предусмотрено: Определение ядра образования, обязательного для всех образовательных учреждений определенного типа; Усиление значимости гуманитарного содержания образования; Сохранение внимания к естественно-математическим дисциплинам; Развитие – цель образования; Ориентированность содержания образования на общечеловеческие ценности и нормы. Особая роль в последнее время отводится слиянию (конвергенции) различных дисциплин в образовательном процессе и в содержании образования. Должен быть найден здоровый баланс между различными учебными дисциплинами. В последнее время в современном образовании делался упор на изучение гуманитарных наук, при этом очень сильно пострадал уровень знаний в области математики и естественных наук. Требования к содержанию образования Формирование содержания образования в соответствии с вышеизложенной теорией должно удовлетворять следующим критериям: Соответствие социальному общественному заказу; Соответствие потребностям обучаемых; Соответствие критериям отбора.                                                                                Методы обучения (от др.-греч. μέθοδος — путь) — способ взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения.                                                                                        Приём обучения (обучающий приём) — кратковременное взаимодействие между преподавателем и учениками, направленное на передачу и усвоение конкретного знания, умения, навыка. Форма организации обучения - это способ организации обучения, который осуществляется в определенном порядке и режиме.                                                                                                                   Формы отличаются по количественному составу участников, характеру взаимодействия между ними, способам деятельности, месту проведения и т. д. Используются фронтальные, групповые и индивидуальные формы организованного обучения.                                         Методы обучения - понятие, виды и классификация в педагогике                     В преподавании особое место занимают методы обучения. Они представляют собой взаимосвязанные техники коммуникации между учителем и обучающимися                                                                                          Педагогика как наука, изучающая методики преподавания предметов, подразделяет методы по источнику. То есть по основе, из которой ученики черпают информацию. Словесные Речь идет о передаче сведений из уст в уста. В современном образовании – это наиболее широко используемый метод. В первую очередь он выражен в лекциях. Разновидностью словесного обучения является личная консультация по интересующему вопросу. Наглядные Наглядная методика предполагает использование дополнительных инструментов, напрямую или косвенно отражающих предмет изучения. Условно наглядные варианты можно подразделить на: применение схем, таблиц и моделей, пример – школьные плакаты по анатомии человека или скелета; использование технических приспособлений, пример – изучение физических явлений с помощью амперметра; видео- и аудиоматериалы, пример – просмотр документального фильма о Второй Мировой Войне. Согласно исследованиям, восприятие информации с использованием наглядных методик повышается на десятки процентов. Именно поэтому современные школы оснащаются мультимедийной аппаратурой и техническим инструментарием. Практические Практические методы основаны на вовлечении аудитории в процесс. Учитывая, что данный прием отражает наибольшую эффективность, его начинают применять активнее. К примерам реализации вовлечения относятся: тренинги и реализуемые на практике задания, пример – сбор гербария; игры, направленные на решение конкретных задач, пример – деловая игра с целью поиска компромиссного решения. Строить процесс исключительно на практических методах сложно, но включать их в общий курс необходимо. Особенно, когда речь идет о сложных или важных темах. Учащимся будет проще вникнуть в суть и запомнить.                                                                                                                                Современные методы обучения и преподавания Учитывая возрастающее количество информации и ее доступность, система образования должна внедрять более эффективные методики усвоения информации. Ранее человек мог научиться чему-либо только при общении с другим или изучении массы литературы, сегодня достаточно иметь гаджет с доступом в интернет.                                                                                                                                                     Совместная деятельность – вовлекаются все участники, которые посредством диалога должны учиться коммуникации и групповому взаимодействию. Учебную игру допустимо проводить как до освоения материала, чтобы выяснить уровень знаний учеников, так и после. Во втором варианте будет закрепление полученной информации и наглядный пример применения ее на практике. Метод погружения Метод погружения чаще всего применяется при изучении языка  То есть если на мозг человека постоянно воздействует определенная информация, то после некоторого сопротивления, он начинает учиться. Не зря считается, что именно погружение в языковую среду способствует скорейшему усвоению. Сегодня эта практика применяется и для других предметов и реализуется посредством выездных конференций.                                                                                 Метод опережающего обучения Методика опережающего обучения, разработанная российским педагогом Лысенковой, основана на следующих идеях: комментирование в процессе обучения, например, проговаривание того, что человек пишет; использование опорных схем, которые предполагают выстраивание мысли ученика; перспективное обучение – внедрение дополнительных упражнений вне учебной программы; сложные темы рассматриваются в три этапа – от простого к сложному. Важным этапом является и практическое применение полученных знаний. Эвристический метод Иначе методика называется техникой микрооткрытий. Синицын предложил ставить перед учениками последовательные вопросы. Решение каждого из них будет представлять собой достижение цели. Важно строить методику на последовательном усложнении изучаемых тем. Рекомендуется задействовать максимум технологий: мозговой штурм, групповую дискуссию и тому подобные. Метод синектики Метод синектики предполагает применение аналогий и образных сравнений для поиска решения. Он часто идет параллельно с интенсификацией интеллекта. Последний подразумевает использование особых и исключительных черт характера ведущего или учителя. Методы обучения по ФГОС Изменение образовательного процесса на государственном уровне проходит медленно, несмотря на это государственный стандарт также изменяется и учитывает веяния прогресса. Основные методики описаны в учебных материалах по дидактике. Пассивные Пассивный метод предполагает одностороннее участие учителя. Он очень распространен как в школе, так и в высших учебных заведениях. Преподаватель читает лекцию, а ученик воспринимает информацию. Процент усвоения материала низкий и зависит во многом от заинтересованности обучаемого. Активные и интерактивные Активная методика – это равное участие учеников в процесс получения знаний. Технологии подразумевают как взаимодействия по принципу учитель-ученик, так и учитель-группа. Рассмотрим, какие бывают наиболее продуктивные интерактивные методические виды, выделяемые ФГОС. Кейс-метод В рамках технологии учитель погружает учеников в определенную ситуацию. Ученики в свою очередь должны найти оптимальное решение, используя поисковые техники на уроке. Метод проектов Ученикам дается свобода творчества. Им предоставляется возможность самостоятельного поиска информации, моделирования и формирования умозаключений. Важно, что допускается итог, расхожий с общепринятым, если он имеет доказательную базу. Эвристический В рамках эвристического метода учитель организует различные конкурсы. То есть особую роль приобретает соревновательный аспект деятельности. Проблемный В отличие от кейс-метода, задается не ситуация, а конкретный вопрос, требующий точного ответа. Ученики вправе сформулировать несколько вариантов решения, но путем группового обсуждения должны прийти к единому мнению. Характеристика беседы способствует выбору оптимального итога. Исследовательский В исследовательском методе также применяется проблемный подход. Но помимо решения ученики должны продемонстрировать путь изучения проблемы, который привел их итоговому решению. Модульного обучения В основе модульного обучения лежит принцип разделения больших тем на блоки. Пока полностью не рассмотрена одна подтема, учитель не переходит к следующей. Притом, у каждого блока должны быть контрольные вопросы и резюме. РКМЧП Технология развития критического мышления обрела популярность в конце восьмидесятых годов. Ее суть в том, что ученик не должен на веру воспринимать слова учителя, но, применяя письмо и чтение, он вправе излагать собственные идеи. Подобный подход стимулирует развитие логики. Сегодня существует множество форм и методов обучения. Отметим, что несмотря на многообразие, их допустимо подразделить на пассивные, где активен только учитель, и интерактивные, предполагающие вовлечение учеников. Указанные педагогические средства воспитания используются на всех уровнях.                                                                                                       Форма организации обучения - это способ организации обучения, который осуществляется в определенном порядке и режиме       . Формы отличаются по количественному составу участников, характеру взаимодействия между ними, способам деятельности, месту проведения и т. д Используются фронтальные, групповые и индивидуальные формы обучения. Краткая история развития форм и систем обучения

 

Под формой обучения в педагогике понимается способ организации учебно-воспитательного процесса. При формулировании понятия формы обучения оно рассматривается как «устойчивая, исторически сложившаяся и завершенная логически организация педагогического процесса, главными свойствами которого являются систематичность, целостность, саморазвития, личностно-деятельностный характер, неизменность состава учащихся, наличие определенного режима поведения».

Четкого обоснования в различии форм обучения от методов в педагогике не существует. Многие учебные пособия дают им определения и путают друг с другом. Урок считается формой организации учебного процесса, но существуют определенные случаи, когда он является методом обучения.

Широкое распространение получили две организационные системы образования в педагогике:

· индивидуальная;

· классно-урочная.

Они отличаются количеством учащихся, соотношением индивидуальных и коллективных форм организации деятельности, степенью их самостоятельности и особенностями управления учебным процессом со стороны преподавателя. Для краткой характеристики способов и систем обучения необходимо рассмотреть понятия в отдельности.

Индивидуальная система образования

Система индивидуального обучения зародилась еще в эпоху первобытного строя в качестве передачи жизненного опыта старших младшим, от одного человека к другому. Когда возникла письменность, жрец или старейшина мог передавать многовековой опыт при помощи знаков, символов своим преемникам индивидуально.

Образование в Древней Греции и Афинах получали у грамматистов, кифаристов, позже в палестре. Школы с повышенными требованиями назывались гимназиями и эфебиями. Индивидуальные формы проведения занятий сочетались с групповыми. В начале урока учитель разворачивал свиток, а воспитанники поочередно зачитывали текст, далее повторяли прочитанное.

Применение метода драматизации заключался в выступлении учащихся в роли букв, которые складывали в слоги и слова. Проведение умственной тренировки было в непринужденных разговорах учителя с детьми и в процессе дискуссий.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.068 с.