Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Топ:
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Интересное:
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2022-08-21 | 65 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
ОБЩАЯ НОЗОЛОГИЯ. ПАТОГЕННОЕ ДЕЙСТВИЕ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ
Информационная справка. Представления об этиологии и механизмах развития патологических процессов являются важной составной частью учения о болезни. Этиология – раздел патофизиологии, изучающий проблемы взаимодействия причин и условий возникновения болезни. Причиной болезни считается такой патогенный фактор, который при действии на организм может вызвать заболевание, придав ему специфические признаки. Каждое патогенное состояние детерминированно повреждающим воздействием внешней среды – электротравма, инфекционное заболевание, анафилактический шок и т. д. Существуют полиэтиологические заболевания, которые возникают при действии одного и/или нескольких факторов. Например, канцерогены, ведущие к развитию опухолей, могут быть физического, химического или биологического(вирусы) происхождения и бывает чрезвычайно трудно выбрать один этиологический фактор. Критерием оценки является абсолютная причинно-следственная взаимосвязь болезни и этиологического фактора – общее облучение организма человека в дозе более 1 Гр вызывает острую лучевую болезнь.
Условием развития болезни называют такие факторы, которые при действии на организм болезнетворных раздражителей способствуют или препятствуют развитию болезни, а сами по себе болезнь не вызывают (нет абсолютной причинно-следственной взаимосвязи). К таким факторам можно отнести влияние наследственности, возраста, половой принадлежности, температуры внешней среды и многих других особенностей жизнедеятельности организма
Патогенез – учение о механизмах развития болезни. В процессе развития болезни следует различать реакции повреждения, нарушения функциональных систем и реакции восстановления, приспособления и компенсации поврежденных функций. Такое деление достаточно условно, так как в динамике болезни отличить первую группу реакцию от вторых бывает очень трудно, но между ними всегда существует причинно-следственная взаимосвязь, которую необходимо установить врачу для поддержания защитных и снижения влияния повреждающих реакций.
|
Иногда первичные повреждающие реакции приводят к вторичным патологическим процессам, которые не только имеют отрицательное значение для организма, а сами приводят к поддержанию первичных нарушений – «порочный круг» патогенеза. Например, выход жидкой части крови в ткань при воспалении (экссудация) затрудняет отток крови из очага повреждения, что создает застой крови и повышение гидродинамического давления, способствующего экссудации.
Раскрытие истинных причин и механизмов развития болезни является ключом не только к радикальному лечению патологических состояний, но и позволяет разрабатывать профилактические мероприятия. Учение об этиологии и патогенезе занимает ключевое положение не только в патофизиологии, теории медицины, но и в всей системе медицинского образования в целом.
Учебные цели:
Студент должен:
Знать задачи и оценивать роль патофизиологии для теоретической и практической медицины.
Знать содержание понятий «этиология», «причина», «условия» возникновения болезней, а также «патогенез».
Знать содержание понятий «патологический процесс», «патологическая реакция», «патологическое состояние» и «болезнь».
Знать основные защитно-приспособительные процессы, возникающие при болезнях.
Уметь оценивать роль реактивности организма в возникновении, развитии и исходе болезни.
На основе изучения патогенного действия факторов внешней среды (электрического тока, барометрического давления, ионизирующего излучения) на организм уметь раскрывать роль причин, условий и реактивности организма в патогенезе болезни.
|
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
1."Порочный круг" в патогенезе заболеваний - это:
- Переход первично возникшей острой патологии в хроническую форму с периодами обострения и ремиссии
- Циклическое течение заболевания, при котором каждый новый цикл отличается от предыдущего прогрессирующим нарастанием выраженности расстройств
+ Превращение первично возникшего повреждения в этиологический фактор дальнейших нарушений, которые усиливаются по механизму положительной обратной связи
Головокружение
Судороги
Наркотический эффект
Головная боль
+4-2-5-1-3
-2-5-3-1-4
-1-2-3-4-5
-5-4-2-3-1
Рекомендуемая литература
П. Ф. Литвицкий Патологическая физиология. Учебник. – М: ГЭОТАР-Мед., 2002. – С. 9–50.
Лекции «Введение в общую патофизиологию» / Под ред. В. И. Николаева. – СПб: СПбГМА 2004. – С. 5–12.
Зайчик А. Ш., Чурилов Л. П. Основы общей патологии. Часть 1. Основы общей патофизиологии – СПб, 1999. – ЭЛБИ. –С. 6-108.
Патологическая физиология / Под ред. А. Д. Адо, – М.:Триада-Х, 2000. – С. 1-15.
Патологическая физиология / Под ред. Н. Н. Зайко. – Киев: Логос, 1996. – С. 4–60.
В.А.Черышев, Б.Г.Юшков Патофизиология Учебник, – М.:Вече, 2001. – С. 101-179.
ГИПОКСИИ
Информационная справка. Гипоксия – типовой патологический процесс недостатка кислорода вследствие недостаточного поступления или нарушения его использования в организме. Прямым следствием гипоксии является недостаток свободной энергии (гипоэргоз).
Различают следующие виды гипоксии:
Экзогенная– связана с недостатком кислорода во вдыхаемом воздухе при нормальном или пониженном барометрическом давлении.
Респираторная (дыхательный) – нарушения внешнего дыхания, ведущие к недостаточному поступлению кислорода во внутреннюю среду.
Циркуляторная (сердечно-сосудистый) – нарушение транспорта кислорода в связи с недостаточностью аппарата кровообращения.
Гемическая (кровяной) – функциональная или абсолютная недостаточность гемоглобина, уменьшение кислородной емкости крови.
Тканевая – блокада ферментативных систем окисления клеток, гипоксия неиспользования кислорода.
В патологических условиях часто наблюдается сочетание различных видов гипоксии - смешанный вид гипоксии.
При любой форме гипоксии организм отвечает комплексом защитно-приспособительных реакций срочного и долговременного характера. К срочным адаптивным процессам следует отнести увеличение легочной вентиляции, скорости кровотока, относительный эритроцитоз, увеличение объема циркулирующей крови и др. Долговременные адаптивные реакции к гипоксии связаны с морфологическими проявлениями в системах транспорта кислорода – гипертрофия миокарда, абсолютный эритроцитоз, увеличение сродства к кислороду и др.
|
Учебные цели:
Студент должен знать:
Понятие «гипоксия» и характеризовать ее патофизиологическую сущность как недостаточность биологического окисления.
Причины и объяснять механизмы развития отдельных видов гипоксии.
Метаболические, функциональные и структурные расстройства в организме при гипоксии.
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
ВЫБЕРИТЕ НОМЕРА ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ:
1. Компенсаторные реакции, имеющие наибольшее значение при гипоксии вследствии анемии:
-повышение артериального давления -брадикардия
+увеличение минутного объема крови +тахикардия
-падение артериального давления
Причины тканевой гипоксии:
-Снижение доставки кислорода тканям
+Понижение утилизации кислорода тканями
+Снижение активности дыхательных ферментов
-Хроническая сердечная недостаточность
-Увеличение потребности тканей в кислороде при работе
26. Установите правильную последовательность в зависимости от их чувствительности к гипоксии (от менее чувствительных к более) нижеследующих органов:
Сердечная мышца
Желудочно-кишечный тракт
Кора головного мозга
Нейроны дыхательного центра
+2-1-4-3
-1-3-2-4
-2-4-1-3
-4-3-2-1
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
ВЫБЕРИТЕ НОМЕРА ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ:
1.Отделы кровеносного русла, относящиеся к периферическому кровообращению:
- магистральные сосуды
+ артериолы и венулы
+ метартериолы и посткапиллярные венулы
+ артериоловенулярные анастомозы
2. Признаки артериальной гиперемии:
- цианоз органа
+ покраснение органа или ткани
- выраженный отёк органа
+ повышение температуры поверхностно расположенных органов или тканей
|
+ повышение тургора тканей
ВОСПАЛЕНИЕ
Информационная справка. Воспаление – возникшая в ходе эволюции реакция живых тканей на местные повреждения, состоящая из сложных поэтапных изменений микроциркуляторного русла, системы крови и соединительной ткани, которые направлены на изоляцию и устранение повреждающего агента и восстановление (или замещение) поврежденных тканей. Воспаление является широко распространенным общепатологическим процессом, который лежит в основе развития многих заболеваний.
Воспаление развивается в пределах функционального элемента ткани ли органа (Чернух А. М.). Под функциональным элементом ткани или органа (ФЭО) подразумевается пространственно расположенный структурно-функциональный комплекс, состоящий из клеток, микроциркуляторных единиц и соединительных тканей органа, где осуществляются обменные тканевые процессы. При воспалении основные изменения отмечаются в микроциркуляторной системе с активным участием клеток крови (тромбоциты, полиморфно-ядерные лейкоциты, моноциты), клеток соединительной ткани (тучные клетки, гистиоциты, фибробласты). Основная роль в развитии сосудистых явлений при этом принадлежит физиологически активным веществам – медиаторам.
По своим свойствам медиаторы делятся на 2 группы: вещества, влияющие на сосудистый тонус и проницаемость их, и вещества, обладающие хемотаксическим действием на лейкоциты и участвующие в механизмах фагоцитоза. По происхождению медиаторы воспаления можно классифицировать как: а) местные, или локальные, б) гуморальные, или циркулирующие, в) промежуточные. Местные медиаторы образуются в клетках и тканях ФЭО. Это биогенные амины – гистамин, серотонин, катехоламины. Системы калликреинкинировая, Хаггемана и комплемента относятся к гуморальным медиаторам. Промежуточные медиаторы приносятся в поврежденный участок полиморфно-ядерными лейкоцитами, лимфоцитами и моноцитами, которые мигрируют в очаг воспаления из крови.
Для воспаления характеры повреждение – альтерация; сосудистые изменения с экссудацией и эмиграцией лейкоцитов – экссудация; размножение клеточные элементов – пролиферация. Причины воспаления делятся на биологические (микробы, вирусы, токсины), физические (механические, температурные, радиационные и другие), химические. С ростом новых отраслей промышленности и сельского хозяйства заметно увеличилось число экзогенных болезнетворных факторов, среди которых значительное место занимает большая группа веществ (гербициды, инсектициды, растворители, красители и т. д.), используемые в различных отраслях производства.
На развитие воспаления, его характер и выраженность оказывают влияние как сами причинные факторы, так и условия, при которых они действуют. Основное значение при этом имеют реактивность организма и функциональное состояние его систем.
|
Углубленное изучение сложной воспалительной реакции возможно на модели экспериментального воспроизведения данного процесса. Существенные интерес представляют классические опыты Ю. Конгейма и И. И. Мечникова, в которых изучаются сосудистая реакция и фагоцитоз при воспалении.
Учебные цели:
Студент должен:
Знать определение понятия, основные причины и условия возникновения воспаления, местные и общие признаки.
Знать механизмы возникновения и проявления первичной и вторичной альтерации, ее роль в развитии воспаления.
Знать основные медиаторы воспаления и уметь объяснять их роль в воспалительном процессе.
Охарактеризовать процесс экссудации, включая сосудистые реакции, развитие отека и эмиграцию, объяснить связь между экссудацией и проявлениями альтерации в очаге воспаления.
Знать стадии и механизмы фагоцитоза, его роль и роль воспаления в адаптации организма к повреждающим факторам.
Уметь использовать знания проявлений воспаления для определения наличия и характера процесса.
Уметь объяснить принципы предупреждения и лечения воспаления, а также использовать эти знания для оценки эффективности его коррекции.
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
ВЫБЕРИТЕ НОМЕРА ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ:
1. Причинами развития асептического воспаления могут быть:
+ тромбоз венозных сосудов
- транзисторная гипероксия тканей
+ некроз тканей
+ кровоизлияние в ткань
+ хирургическое вмешательство
+ парентеральное введение стерильного чужеродного белка
- энтеральное введение нестерильного чужеродного белка
Организме?
+ лейкоцитоз - тромбоз
- эритроцитоз + лихорадка
+ увеличение СОЭ - гипопротеинемия
+ увеличение содержания гамма-глобулинов в сыворотке крови
+ накопление в крови С-реактивного белка
6.. Установите правильную последовательность формирования воспалительного отека:
Усиление фильтрации
Развитие венозного застоя
Нарушение лимфооттока
Воспаления?
+ Кинины + Простагландины ЕI, Е2
+ Биогенные амины - Ионы К+
- Ионы Н+ - Нуклеиновые кислоты
+ Лимфокины + Лейкотриены
Какой из перечисленных экссудатов характеризуется наличием секреторных антител (иммуноглобулинов класса А)?
+катаральный - гнойный
- фибринозный - серозный
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
ВЫБЕРИТЕ НОМЕРА ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ:
1. Основной механизм развития солнечного удара:
-гиперемия кожных покровов +расширение сосудов головного мозга
-одышка -увеличение артериального давления
-снижение внутричерепного давления
Экзогенный пироген:
-нитрофенолы +эндотоксины граммотрицательных микробов
-этиловый спирт -сульфаниламиды
-переливание крови
АЛЛЕРГИЯ
Информационная справка. Аллергия является типовой иммунопатологической реакцией повышенной чувствительности организма к веществам белковой и небелковой природы, в основе которой лежит иммунобиологическая реакция «антиген-антитело» или «антиген-сенсибилизированные Т-лимфоциты» с последующим повреждением клеток организма.
Причинным фактором, аллергеном может стать почти любое вещество окружающей или внутренней среды. В последние годы количество аллергических заболеваний неуклонно растет в связи с экологическими проблемами, бесконтрольным применением лекарств, широкой химизацией жизни современного человека.
В патогенезе АР выделяют 3 стадии:
– иммунологическую (образование комплекса АГ+АТ, как правило, при повторном попадании аллергена в организм),
– патохимическую (молекулярные и клеточные изменения под влиянием комплекса АГ+АТ с освобождением медиаторов аллергии),
– патофизиологическую (функциональные и структурные изменения органов и систем вследствие специфического действия медиаторов, что составляет клиническую картину аллергических реакций.
Аллергические реакции по патогенезу делятся на 4 типа (Джелл, Кумбс, 1968):
I тип – реагиновый, анафилактический. Антиген (АГ) – чужеродный, экзогенный, сенсибилизация от малых доз АГ. Антитела (АТ) – иммуноглобулины класса Е или G4, которые вторично фиксируются на клетках организма, преимущественно на тучных клетках и базофилах крови. Патогенез: после образования комплекса АГ+АТ происходит высвобождение БАВ – медиаторов АР, вызывающих изменение функций организма. Формы: анафилактический шок, атопии – поллинозы, бронхиальная астма, отек Квинке и др.
П тип – цитотоксический. АГ – первично или вторично измененные компоненты мембран клеток самого организма, АТ – циркулирующие иммуноглобулины М или G. Патогенез: образование комплекса АГ+АТ через активацию комплемента ведет к повреждению клеток с измененной структурой мембран. Формы: гемолитическая болезнь новорожденных, нефротоксический нефрит, лекарственная аллергия и др.
Ш тип – болезни иммунных комплексов (БИК). АГ – экзогенный белок в большой дозе (например, сыворотка). АТ – преципитирующие иммуноглобулины G и М. Патогенез: БИК протекают в неравновесных пропорциях взаимодействия АГ+АТ – избыток АГ или АТ. Длительно циркулирующие ИК с обязательной активацией комплемента вызывают генерализованное или локальное поражение сосудистой стенки. Формы: сывороточная болезнь, феномен Артюса, диффузный гломерулонефрит, красная волчанка и др.
IV тип – клеточно-опосредованная аллергия, АГ – клеточный, чужеродный или собственный. АТ – решающая роль принадлежит сенсибилизированным Т-лимфоцитам (Т-ГЗТ и Т-АЗКЦ). Патогенез: в результате инфильтрации места проникновения АГ Т-ГЗТ и привлеченными макрофагами происходит выделение лимфо- и монокинов с последующим развитием аллергического воспаления. Формы: контактная и бактериальная аллергия, реакция отторжения трансплантата, аутоаллергия.
Примечание. Деление аллергических реакций на типы условное, так как встречаются комбинированные формы аллергии. Первые 3 типа аллергических реакций относятся к ГНТ, IV тип – к ГЗТ.
Учебные цели:
Студент должен:
Знать основные факторы, определяющие иммунологическую реактивность и уметь объяснять нарушения, возникающие при наследственной и приобретенной недостаточности иммунной системы.
Характеризовать понятие «аллергия» и знать основные формы аллергических реакций.
Знать распространенность аллергенов в быту, на производстве, в медицине, понимать необходимость их гигиенической регламентации.
Уметь объяснять механизмы развития и основные проявления аллергии.
Уметь сопоставлять иммунитет и аллергию, объяснить их сходство и различия.
Уметь использовать знания этиологии нарушений иммунной системы для понимания принципов профилактики и терапии.
Уметь использовать знания механизмов расстройств иммунитета для понимания принципов лечения и реабилитации.
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
ВЫБЕРИТЕ НОМЕРА ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ:
1. К медиаторам аллергии замедленного типа-лимфокинам относятся:
+ Лимфотоксины
- Биогенные амины
+ Фактор торможения миграции макрофагов
+ Интерлейкин-2
ОПУХОЛЕВЫЙ ПРОЦЕСС
Информационная справка. Опухолевый процесс – типический патологический процесс, характеризующийся нерегулируемой гиперплазией клеток, нарушением их дифференцировки, автономностью роста, морфологическим, биохимическим и функциональным атипизмом.
Атипизм опухолевой клетки можно определить как «возврат к прошлому», становление на эволюционно более древние, более простые и устойчивые пути жизнеобеспечения: уменьшение поверхности и упрощение строения клеточных мембран, уменьшение количества рецепторов, нексусов, утрата свойства контактного торможения, редукция митохондрий, преобладание гликолиза над аэробным окислением, повышение способности активно поглощать субстраты и т. д.
Основа опухолевого роста – это нарушение равновесия между пролиферацией и дифференцировкой клеток. Вероятность опухолевой трансформации наиболее велика для клеток активно пролиферирующих тканей. Процесс превращения нормальной клетки в опухолевую обусловлен действием физических факторов (ионизирующее излучение), химических канцерогенов, вирусов на клеточный геном.
Следствием этого является экспрессия онкогенов (структурных генов) и синтез онкобелков, реализующих программу малигнизации (озлокачествления клеток).
Выделяют две фазы канцерогенеза: 1-я фаза – инициация, характеризуется экспрессией определенных онкогенов (чаще всего оnс-myc и onc-myb). Онкобелки – продукты этих онкогенов, являются митогенами, стимулирующими клеточную пролиферацию; 2-я фаза – трансформация, характеризуется экспрессией другой группы онкобелков (onc-ras, onc-sis и др.). Онкобелки этих онкогенов способствуют окончательной трансформации инициированной клетки в опухолевую – бесконтрольное деление и утрата дифференцировки.
Многие стороны патогенеза опухолевого процесса были раскрыты методами экспериментальной онкологии. Так, метод трансплантации позволяет изучить роль изменения функции систем (иммунологической, эндокринной и до.) при развитии опухолевого процесса. Тонкие биохимические изменения можно познать путем выращивания опухолевой клетки в искусственных питательных средах (метод эксплантации). Выявление онкогенности тех или иных эндо- и экзогенных факторов возможно путем непосредственного воздействия их на организм (метод индукции). Кроме того, благодаря лишь использованию экспериментального метода стало возможным судить о стадийности при онкогенезе.
Следовательно, экспериментальное воспроизведение опухолевого процесса дает возможность изучить те этапы опухолевого процесса, которые не подвластны клиницисту, ибо эти изменения почти бессимптомны.
Учебные цели:
Студент должен:
Знать понятия опухолевый рост и опухоль, этиологические факторы возникновения опухоли, ее значение для организма.
Знать виды опухолей и характеризовать их биологические особенности.
Знать возможные механизмы превращения нормальной клетки в опухолевую.
Характеризовать механизмы и значение антибластомной резистентности организма.
Знать источники канцерогенов в быту, на производстве и окружающей среде.
Уметь применять полученные знания для объяснения принципов профилактики и терапии опухолей.
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
ВЫБЕРИТЕ НОМЕРА ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ:
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
ВЫБЕРИТЕ НОМЕРА ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ:
1. Серповидноклеточная анемия имеет 100 % пенетрантность у:
+гомозигот -гетерозигот
Кариотипы синдрома Дауна:
-44 аутосомы + ХХYY +45 аутосомы + ХY
+45 аутосомы + ХХ -44 аутосомы + ХХY
-44 аутосомы + ХХХYY -44 аутосомы + ХХХY
-44 аутосомы + ХО -44 аутосомы + ХYYY
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
ВЫБЕРИТЕ НОМЕРА ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ:
1. Стресс является специфической адаптивной реакцией:
- Да + Нет
2. Глюкокортикоиды являются антистрессовыми гормонами:
- Да + Нет
3. Механизмы повреждения миокарда при длительном стрессе:
+ Активация перекисного окисления липидов в миокардиоцитах
- Мембранопротективный эффект
+ Избыток цитоплазматического Са++ в миокардиоцитах
+ Гиперкатехоламинемия
+ Активация липолиза
Стресс-реализующие системы
+ гипоталамо-гипофизарно-н/п - ГАМК-ергическая система ЦНС
- опиатные пептиды, + симпато-адреналовая система,
- системы, блокирующие транспорт кальция в клетках.
Гиповентиляция лёгких?
- да + нет
Сопровождается ли метаболический ацидоз снижением стандартного бикарбоната (SB) крови?
+ Да - Нет
31. Причины негазового ацидоза:
+- диарея, - рвота,
- эмфизема, +почечная недостаточность,
- избыток стероидных гормонов, - запоры,
- отек легких, + голодание,
32. Какие процессы принимают участие в компенсации респираторного алкалоза:
- гипервентиляция,
+ связывание катионов белковым буфером,
+ поступление в кровь ионов Н+ из костной ткани в обмен на ионы Са++,
- увеличение реабсорбции бикарбоната в почках,
+ выведение с мочой двузамещенного фосфата Nа,
+ снижение реабсорбции бикарбоната в почках,
- увеличение секреции ионов Н+ в почечных канальцах,
+ снижение секреции ионов Н+ в почечных канальцах.
33. Причины респираторного алкалоза:
- гиповентиляция легких.
+ гипервентиляция легких при раздражении дыхательного центра,
+ гипервентиляция легких при искусственном дыхании,
- хроническая недостаточность кровообращения,
+ вдыхание воздуха с пониженным рО2,
+тепловая одышка.
Увеличение выработки АДГ
Раздражение осморецепторов
Выход воды в ткани
-2,1,7,6,4,5,3,8
+3,2,1,4,7,6,5,8
-2,1,4,5,6,7,3,8
5. Расположите в логической последовательности звенья в реализации осморегулирующего рефлекса:
Гипернатриемия
Увеличение ОЦК
+2-5-6-1-3-7-4
-3-1-6-4-7-5-2
-1-4-2-3-7-6-5
ОБЩАЯ НОЗОЛОГИЯ. ПАТОГЕННОЕ ДЕЙСТВИЕ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ
Информационная справка. Представления об этиологии и механизмах развития патологических процессов являются важной составной частью учения о болезни. Этиология – раздел патофизиологии, изучающий проблемы взаимодействия причин и условий возникновения болезни. Причиной болезни считается такой патогенный фактор, который при действии на организм может вызвать заболевание, придав ему специфические признаки. Каждое патогенное состояние детерминированно повреждающим воздействием внешней среды – электротравма, инфекционное заболевание, анафилактический шок и т. д. Существуют полиэтиологические заболевания, которые возникают при действии одного и/или нескольких факторов. Например, канцерогены, ведущие к развитию опухолей, могут быть физического, химического или биологического(вирусы) происхождения и бывает чрезвычайно трудно выбрать один этиологический фактор. Критерием оценки является абсолютная причинно-следственная взаимосвязь болезни и этиологического фактора – общее облучение организма человека в дозе более 1 Гр вызывает острую лучевую болезнь.
Условием развития болезни называют такие факторы, которые при действии на организм болезнетворных раздражителей способствуют или препятствуют развитию болезни, а сами по себе болезнь не вызывают (нет абсолютной причинно-следственной взаимосвязи). К таким факторам можно отнести влияние наследственности, возраста, половой принадлежности, температуры внешней среды и многих других особенностей жизнедеятельности организма
Патогенез – учение о механизмах развития болезни. В процессе развития болезни следует различать реакции повреждения, нарушения функциональных систем и реакции восстановления, приспособления и компенсации поврежденных функций. Такое деление достаточно условно, так как в динамике болезни отличить первую группу реакцию от вторых бывает очень трудно, но между ними всегда существует причинно-следственная взаимосвязь, которую необходимо установить врачу для поддержания защитных и снижения влияния повреждающих реакций.
Иногда первичные повреждающие реакции приводят к вторичным патологическим процессам, которые не только имеют отрицательное значение для организма, а сами приводят к поддержанию первичных нарушений – «порочный круг» патогенеза. Например, выход жидкой части крови в ткань при воспалении (экссудация) затрудняет отток крови из очага повреждения, что создает застой крови и повышение гидродинамического давления, способствующего экссудации.
Раскрытие истинных причин и механизмов развития болезни является ключом не только к радикальному лечению патологических состояний, но и позволяет разрабатывать профилактические мероприятия. Учение об этиологии и патогенезе занимает ключевое положение не только в патофизиологии, теории медицины, но и в всей системе медицинского образования в целом.
Учебные цели:
Студент должен:
Знать задачи и оценивать роль патофизиологии для теоретической и практической медицины.
Знать содержание понятий «этиология», «причина», «условия» возникновения болезней, а также «патогенез».
Знать содержание понятий «патологический процесс», «патологическая реакция», «патологическое состояние» и «болезнь».
Знать основные защитно-приспособительные процессы, возникающие при болезнях.
Уметь оценивать роль реактивности организма в возникновении, развитии и исходе болезни.
На основе изучения патогенного действия факторов внешней среды (электрического тока, барометрического давления, ионизирующего излучения) на организм уметь раскрывать роль причин, условий и реактивности организма в патогенезе болезни.
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
1."Порочный круг" в патогенезе заболеваний - это:
- Переход первично возникшей острой патологии в хроническую форму с периодами обострения и ремиссии
- Циклическое течение заболевания, при котором каждый новый цикл отличается от предыдущего прогрессирующим нарастанием выраженности расстройств
+ Превращение первично возникшего повреждения в этиологический фактор дальнейших нарушений, которые усиливаются по механизму положительной обратной связи
|
|
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!