Второе сражение при Схоневельде — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Второе сражение при Схоневельде

2022-08-21 38
Второе сражение при Схоневельде 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

14 июня Руперт перенес флаг с «Ройал Чарльз» на «Ройал Соверин». Союзники с 74 линейными кораблями (всего 4666 орудий) все также стояли перед мелями Схоневельда, рассчитывая дать бой голландцам, имевшим 51 линейный корабль и 13 фрегатов (3169 орудий). Флот англо-французов растянулся на 10 миль.

Утром задул свежий северо-восточный бриз. Голландцы стояли на якоре в 10 милях к востоку. Руперт решил, что Рюйтер может воспользоваться большой растянутостью линии у англичан, и стал готовиться к бою. Видя, что флот голландцев снимается с якоря, Спрэгг ничего не понял и на шлюпке поплыл к «Ройал Соверин» выяснить диспозицию. В это время голландцы снялись с якоря и пошли навстречу союзникам. Руперт посоветовал Спрэггу быстрее возвращаться на «Ройал Принц» и возглавить движение флота, но тот попал на свой флагман через 2 часа. Все это время Синяя эскадра ожидала своего адмирала. Что еще хуже, потерявший терпение Руперт решил сам возглавить движение, не сообщив ничего д'Эстре, который ожидал выступления Спрэгга, чтобы идти ему в кильватер и занять свое место. Результатом был невероятный беспорядок флота союзников: контр-адмирал Красной эскадры Чичли сражается рядом с Дезарданом, Руперт — через 2–3 корабля впереди флагмана д'Эстре, за кормой д'Эстре — вице-адмирал красного флага Харман, все — вперемежку, в несколько колонн, в хвосте союзников — Грансэй.

Вернувшийся Спрэгг еще больше усилил сутолоку — сзади на него налезали корабли центра, никаких сигналов от Руперта не было, Спрэгг решил поставить полные паруса, чтобы вытянуть флот в линию, однако в это время подошедший Тромп издевательски дал залп под нос «Ройал Принцу». Этот сигнал во все времена трактовался, как «Стой! Приказываю остановиться!» и взбешенный Спрэгг приказал убрать паруса. В это время Руперт поднял красный флаг и весь флот союзников пошел в бой.

Авангарды сторон (Тромп и Спрэгг) начали бой в 16:00. Две параллельные линии безо всякого маневрирования на правом галсе (голландцы были на ветре) обменивались полными залпами.

Менее поврежденный после первого сражения «Олифант» Свеерса вместе с «Провинсьон ван Утрехт» и 2 фрегатами подошел к «Ройал Принцу» раньше Тромпа. Флагман авангарда союзников встретил их мощным огнем, особенно досталось «Олифанту», у которого был перебит руль, сбиты реи и поврежден корпус. Корабль Свеерса вышел из боя. Его сменил подоспевший «Гуден Леув», который также обрушил на противника несколько залпов лагом. После боя Тромп обвинил адмирала Свеерса в том, что он ушел с поля боя и не помог Тромпу, однако Свеерс объяснял, что у него было всего 2 корабля (остальные из его дивизиона ушли к Тромпу), «Олифант» был тяжело поврежден. Принц Оранский предложил даже, чтобы Свеерс поменялся местами с Эвертсеном, но Рюйтер воспротивился этому. «Это старая вражда, еще с 1666 года, — сказал он принцу. — Тромпу с Эвертсеном будет еще хуже, он не сможет ладить с зеландцами».

В центре де Рюйтер нерешительно атаковал Руперта, как после боя сказал флаг-офицер Хэддрк: «Мы держали наш люф (т. е. круто к ветру), голландцы — тоже, близко к нам они не подходили». В принципе Рюйтер хотел лишь, чтобы союзники ушли подальше от голландских берегов, серьезная баталия в его планы не входила, ведь голландцы еще не оправились после первого сражения. «Де Зевен Провинсьон» и «Ройал Соверин» после боя не имели больших повреждений, но передний мателот Рюйтера «Фоорсихтигхетен»[70] (систершип «Де Зевен Провинсьон») был очень тяжело поврежден огнем флагмана Руперта и выбит из линии, как и следующий за ним «Ваесдорп», на котором находился сын Рюйтера. «Ройал Кэтрин» (командир — кэптен Лэгг[71]), бывший рядом с ними, также сильно пострадал, на нем было 100 убитых и раненых.

Арьергарды сблизились около 15:30. Командир первого дивизиона Грансэй отважно двинулся с 6 кораблями на 30 линкоров Банкерта, но его не поддержали другие командиры французов. В результате головные Грансэя «Принц» и «Аквилон», а также замыкающий у д'Эстрэ «Гранд», сильно пострадали от огня голландцев. Позже командующий арьергардом признался, что его эскадра «только немного постреляла в сторону голландцев».

Флоты шли курсом NNW, никуда не сворачивая, продолжая бой и после наступления темноты. Примерно в 23:00 Рюйтер повернул домой, но часть голландского флота (Тромп и Свеерс) оставалась на прежнем курсе еще 2–3 часа. Из противоречивых сведений Руперта, Хэддока, Легга и Брандта можно сделать следующий вывод: Тромп заметил отсутствие флагмана и повернул к Схоневельду около 3 ночи, а Свеерс шел прежним курсом до 5 утра.

Утром 15 июня французы видели 10–12 голландских кораблей, но вскоре они исчезли в дымке. Союзники оказались в 25–30 милях от Солебея, довольно большое количество их кораблей имели повреждения, пороху после двух сражений осталось мало, поэтому они пошли в Нор.

Потери у противников были следующие: англичане и французы потеряли порядка 120 человек убитыми и 150 раненными (в том числе убиты кэптены линкоров «Краун» и «Уорспайт»), голландцы — 216 убитых и 285 раненых (тяжело ранен вице-адмирал де Лифде). «Олифант» и «Тийдвердрийф» были отправлены на ремонт.

Сразу же после сражения Тромп настаивал опять идти в бой, но военный совет решил выждать. Узнав, что союзники ушли домой, Рюйтер выслал Хаана с 12 кораблями на разведку. Тот вернулся 25 июня и доложил, что англичане чинятся, но готовят для высадки в Зеландии около 30 тысяч войск. 28 июня на флот прибыли представители Генеральных Штатов и на консилиуме настаивали, чтобы де Рюйтер дал еще один бой союзникам или хотя бы организовал демонстрацию голландского флага у союзных берегов. Были предложения даже о высадке десанта в Кенте, дабы отвлечь внимание от осады Маастрихта, но тот пал 2 июля.

Оба флота были усилены. К англо-французам присоединилась эскадра Мартеля, а также отряд Нарборо. Союзный флот деятельно готовился к высадке, чего не скажешь об английской армии. На этот момент были готовы только 10 тысяч человек из обещанных 30-ти, да и эти 10 тысяч были обмундированы и экипированы в основном на бумаге, английские аристократы просто игнорировали приказы короля о приведении армии в полную боевую готовность. 19 июля Рюйтер вернулся к Схонвельду, однако еще 6 июля Руперт узнал о планах выхода голландцев в море. Поскольку флот союзников еще вооружался, в море на дозор был отправлен Нарборо с 20 кораблями (флаг на «Файрфаксе») и 10 брандерами. 16 июля Руперт сообщил королю Карлу, что, исключая поврежденный «Ройал Терез» Мартеля, весь флот будет готов через 2 дня.

Король предложил высадить десант на Текселе, тогда голландцы вылезут из Схонвельда. Руперт ответил, что лучше сперва атаковать голландский флот и перевести транспорты с войсками в Ярмут. Ведь на подходе Ост-Индский конвой, чтобы прикрыть его, Рюйтер и так обязательно выйдет. На этом и порешили.

 

Глава 19

Сражение при Текселе

 

 

Перед боем

 

Рюйтер уже 3 июля вышел в море с 55 линейными кораблями и 45 другими судами. 5 июля он был у Гарвича, однако на ею судах развилась эпидемия оспы и он отошел к Маасу, сгрузить больных. Там к нему присоединились еще несколько кораблей, в том числе вице-адмирал Фризии на 70-пушечном «Гронингене».

27 июля весь флот союзников вышел в море. Силы их были довольно значительны — 86 линейных кораблей, 4 фрегата и 110 судов рангом поменьше. Дул неустойчивый WNW, в ходе маневрирования голландцы вышли на ветер авангарду флота союзников, которые имели курс N. Руперт просигналил Синей эскадре, чтобы она повернула на другой галс и вышла на ветер. Спрэгг начал исполнять этот маневр, но ветер неожиданно стих и Красной эскадре Руперта пришлось отойти под ветер. Чтобы избежать столкновения, Спрэгг пошел на SO, а не на NW, как указывал ему командующий. В 13:00 Руперт дал сигнал Спрэггу вернуться на прежний курс, что тот и исполнил. Рюйтер же упустил возможность навязать бой части кораблей союзников, он повернул на другой галс и стал отходить на юго-восток, к месту прежней стоянки.

4 августа англо-французы встали на якорную стоянку у Текселя. Рюйтер, имевший данные о предстоящей высадке десанта в Зеландии, не пошел за противником, однако 7–8 августа командующий голландцев получил указания от принца Оранского найти вражеский флот и вступить с ним в бой. Было решено не идти далее Схевенингена и по возможности прикрыть линию Тексель — Вальхерен. 12 августа на корабли прибыл сам Оранский, который на военном совете сказал, что англичане, скорее всего, предпримут последнюю попытку уничтожить голландский флот. Дело в том, что британцы, верные своему вечному чувству наживы, хотели бы захватить Ост-Индский конвой, поэтому принц просил Рюйтера собрать все силы и отбить этот последний удар.

В то же время Руперт терялся в догадках — какие действия предпримет Рюйтер? 11 августа он подошел ближе к Текселю и запросил короля: посылать ли ему за десантом в Ярмут, или, может, искать Ост-Индский конвой, или атаковать голландцев у Схоневельда? 19-го Руперт получил ответ, который запутал его еще больше: войска не брать, пока не разобьет де Рюйтера, в бой первым не вступать, и вообще высадка сейчас просто нежелательна. Ост-индский конвой ждать только между Доггер-банкой и Текселем, охранять свои берега и устье Темзы, при необходимости преследовать суда ОИК хоть до Норвегии.

Эти указания ввели принца в полную прострацию: зачем нужен флот из 200 судов — для охоты на конвой? Почему у короля уверенность, что конвой пойдет именно Каналом, а не Датским проливом, как это не раз бывало? От кого защищать свои берега, если голландцы словно прилипли к Схоневельдским мелям? Вопросов было больше, чем ответов.

13 августа союзники крейсировали в 20 милях от Текселя, тогда как Рюйтер для встречи ост-индского конвоя остановился в 15 милях от них. Ветер стих, и несколько дней флоты стояли друг напротив друга. 19 августа с запада показался одинокий корабль, который оказался отбившимся судном ОИК «Папенбург». Его на глазах у всего голландского флота атаковал и захватил французский линейный корабль «Бурбон»[72]. Рюйтер стал готовиться к бою.

20 августа флоты снялись с якоря и начали сближение. B 10 утра они увидели друг друга и стали выстраивать линию. Руперт хотел атаковать голландский арьергард, расположившийся в 8 милях под ветром, но в 16:00, когда флоты были почти напротив друг друга, Рюйтер повернул на другой галс и пошел в том же направлении, что и союзники, в нескольких милях под ветром; так продолжалось до ночи, но голландцы шли быстрее и вышли по носу союзников. По словам Руперта, французы шли медленно, опасаясь песчаных банок. Когда после полуночи флоты оказались у мелей, союзники повернули, но не на юг, как сперва хотел Руперт, а на север, ветер изменился на OSO, и голландцы оказались на ветре (до этого союзники шли на SSO, а голландцы на NNW, но потом тоже повернули на SSO).

 

Тексельский бой

 

21 августа голландцы с 60 кораблями и 15 фрегатами были на ветре, тогда как их противники (86 кораблей и 5 фрегатов) выстроились в линию на северо-западе. В авангарде голландцев был Тромп, в центре — Рюйтер, в арьергарде — Банкерт, у союзников соответственно — Спрэгг, Руперт и д'Эстрэ. Около 6 утра голландцы начали сближение, флоты некоторое время двигались параллельно друг другу на юго-восток, причем де Рюйтер был на ветре, однако в 7:00 Руперт дал приказ эскадре повернуть фордевинд и взять курс на юго-запад, поскольку подумал, что голландцы хотят прижать его к мелям.

Часть авангарда Банкерта в составе 7 кораблей, 2 фрегатов, 10 яхт и 5 брандеров (дивизион Корнелиса Эвертсена-младшего) атаковала отряд Мартеля (10 линейных кораблей), а два других отряда Банкерта отошли на помощь де Рюйтеру, ударившему по Руперту. В свою очередь 8 кораблей д'Эстрэ и 12 кораблей Дезардана не пошли на помощь к своему младшему флагману, дЭстрэ вообще остался без противника[73], а Дезардан присоединился к Красной эскадре и принял участие в бое с Рюйтером.

В итоге 18 кораблей голландского командующего и 14 кораблей Банкерта с 10 фрегатами, 2 яхтами и 8 брандерами атаковали 28 кораблей и 2 фрегата Руперта, а также 12 линкоров Дезардана. Спрэгг же во исполнение давней вражды схватился с Тромпом.

Все три командующих эскадрами союзников имели свой план на сражение и поступали согласно своему видению боя, причем это видение большей частью не соответствовало ситуации. Спрэгг мечтал-таки закончить дуэль с Тромпом, начатую еще в 1666 году; д'Эстрэ просто хотел выйти на ветер, хотя, наверное, спроси его — зачем, и француз ничего не ответил бы, просто в этом он видел свой план; Руперт пытался подпустить голландцев поближе и выманить их в открытое море, где у него были все шансы разгромить де Рюйтера.

В итоге все трое действовали по-разному: французы пытались выйти на ветер, обходя голландцев или прорезая их строй; Руперт вел бой на ходу, все время отходя к западу; Спрэгг остановился и вел бой, дрейфуя под ветер.

В начале боя Мартель, сблизившийся с Эвертсеном и Банкертом, попытался выйти на ветер, для чего ему пришлось прорезать линию голландцев. Позже Мартель объяснял: «Я всего лишь выполнял приказ командующего „Выйти на ветер!“», но судя по описаниям, командир 3-го французского дивизиона спутал дистанцию и, беспрестанно обстреливаемый голландцами, был принужден отдрейфовать под ветер. В результате Мартель и Эвертсен повели бой на параллельных курсах, однако если француз был под ветром и не мог пойти на сближение, то Эвертсен просто не хотел ближнего боя с более сильными французскими кораблями.

Второй дивизион французов под командованием самого д'Эстрэ также пытался выйти на ветер, но в обход голландцев.

4 корабля французов («Сан-Парейль» под командованием Турвилля, «Пресьез», «Аквилон» и «Темерэр») попытались совершить этот обходной маневр, но неудачно. Д'Эстрэ начал понимать, что необходимо все же прорезать голландскую линию, однако это означало бой с Рюйтером, тогда как французы, по сути, еще ни разу не были в серьезном бою! Но помощь пришла с совершенно неожиданной стороны — Эвертсен решил прорезать французскую линию, поскольку опасался, что если корабли Турвилля все же прорвутся, то его дивизион попадет в два огня (Мартеля и Турвилля). Между Эвертсеном и Мартелем произошел бой на короткой дистанции, обе стороны пустили брандеры, но успеха не достигли. В свою очередь, д'Эстрэ без помех вышел на ветер, также как и дивизионы Мартеля и Дезардана (последний для этого отделился от Руперта). Благодаря этому Эвертсен без помех смог догнать Рюйтера и усилить его отряд.

Бой еще и не начался по-настоящему, а у французов уже пошли первые склоки: д'Эстрэ жаловался, что Мартель не смог поддержать его, Мартель же говорил, что надо было сперва починиться; д'Эстрэ, подхватив эти слова, сообщил сигналами Руперту, что не может присоединиться к англичанам из-за повреждений, полученных в бою с Эвертсеном. Однако, обнадежил француз принца, он заставил бежать арьергард голландцев и те с Рюйтером уже не соединятся. В этот самый момент (около 12:00), словно в опровержение слов француза, Эвертсен встал в линию к де Рюйтеру.

В 9 утра начался бой в центре. Руперт в начале сражения имел поддержку 12 французских кораблей, который примерно через час ушли на соединение с д'Эстрэ. Голландцы благодаря лучшей подготовке экипажей, прежде всего комендоров, смогли нанести существенные повреждения английским кораблям. В то же самое время 3-й дивизион Красной эскадры (Чичли) голландцы отжали под ветер и Руперт остался только с дивизионом Хармана. В 12:00 к Рюйтеру подошли корабли Эвертсена. Руперт сообщал, что в полдень Рюйтер был под ветром между ним и Чичли, на ветре оставались лейтенант-адмирал Ван Нес и еще два флагмана, а Банкерт был на ветре напротив Руперта. При поддержке «Ройал Кэтрин» Руперт атаковал арьергард эскадры Рюйтера и заставил его отвернуть. В это время ветер сменился на SSW, Красная эскадра отступила на северо-запад, а французы находились далеко на юго-востоке. В 14:00 бой в центре утих, обе кордебаталии пошли к своим арьергардам, оставаясь на расстоянии орудийного выстрела, но не стреляя.

В арьергарде же шел упорный бой, почти без маневрирования. Когда подошел Тромп, то дивизионы вице- и контр-адмирала были несколько позади своего места в линии баталии; Спрэггу пришлось остановиться, чтобы ждать их подхода, но главное для него было — показать Тромпу, что он ждет его и не пытается соединиться со своей Красной эскадрой.

Силы Тромпа включали в себя 24 линейных корабля, 8 фрегатов, 4 яхты и 10 брандеров, тогда как Спрэгг командовал 27 кораблями и двумя фрегатами. Отряды начали бой в соответствии с военно-морским этикетом — корабль Тромпа атаковал флагман Спрэгга, вице-адмирал Свеерс — корабль Кемпторна, а де Хаан — Оссори. В хвосте Синей эскадры Свеерс имел преимущество над Кемпторном и заставил его отвернуть, но Оссори имел превосходство над де Хааном, хотя Нарборо и заметил, что огонь голландцев был чаще и лучше, чем у англичан. Тромп и Спрэгг свыше трех часов яростно сражались борт о борт, однако голландцы стреляли гораздо лучше. Флагман Тромпа «Гуден Леув» (82 орудия) особых потерь не имел, а вот корабль Спрэгга — 100-пушечный «Ройал Принц» — был сильно разбит. После полудня ветер отошел на SW, и большая часть Синей эскадры оказалась на ветре от голландцев. Спрэгг хотел повернуть на другой галс через оверштаг, но его корабль был сильно поврежден и не смог это исполнить; тогда он решил повернуть по ветру через фордевинд, но тут у него упали грот- и бизань-мачты, и «Ройал Принц» оказался в совершенно беспомощном состоянии. Оссори на «Сент-Майкле» тут же прикрыл флагмана от голландцев (которые были на ветре от «Принца»), а Спрэгг пересел на «Сент-Джордж», но вскоре тот потерял грот-стеньгу. Командующий английским арьергардом решил еще раз сменить флагмана и поплыл в шлюпке на «Ройал Кэтрин», но его шлюпка была потоплена, а сам Спрэгг погиб.

Хотя «Гуден Леув» не был так поврежден, как «Принц», но ему грозила потеря всех мачт, и он был совершенно непригоден к бою. Тромп пересел на «Комеетстар» и возобновил атаку на «Принц», однако подошедший Кемпертон закрыл разбитый флагман. Последовал бой с Кемпертоном, который шел на близкой дистанции и в беспорядке. Оссори сражался с наветра, Кемпторн — с подветра, обе стороны применили брандеры, но без успеха.

В 17:00 к сражению присоединились кордебаталии противников. В это время два английских фрегата буксировали «Ройал Принц», а дивизион Оссори прикрывал выходящий из боя флагман. После соединения эскадр ожесточенный бой продлился еще два часа. Руперт писал позже: «Мне очень помогли Оссори и его флаг-капитан Нарборо, другие наши корабли почему-то не приняли участия в бою до конца сражения, и даже ничего не сообщили о своем состоянии».

Командующий английским флотом поднял сигнал «Выстроиться в линию!», но смог собрать всего лишь дюжину кораблей, при этом Чичли был несколько впереди (прикрывая «Принц»), а часть Синей эскадры вышла из боя, поскольку корабли получили сильнейшие повреждения от длительного боя с отрядом Тромпа. Около 19:00 появился и д'Эстрэ, однако он не обращал никакого внимания на сигналы и оставался на ветре. Позже д'Эстрэ утверждал, что не понял значения сигнала Руперта (синий флаг на бизани), но, скорее всего, француз врал, поскольку его же подчиненный Мартель вполне разобрал сигнал командующего и не сбавлял парусов, ожидая, что д'Эстрэ присоединится к сражению.

Около 19:30 англичане вырвались вперед и бой закончился. Поскольку Руперт перекрыл движение на северо-восток, Рюйтер взял курс на восток, домой. Позже принц писал: «С первыми признаками темноты голландцы повернули к своим берегам, чему я несказанно обрадовался». В ходе боя англичане потеряли только убитыми примерно 500 человек (среди них — вице-адмирал Спрэгг, капитаны «Ройал Соверина», «Эдгара», «Ройал Чарльза», «Дюнкирка», «Инвисибля»), на «Сент-Майкле» — 60 убитых и 130 раненых, большое количество потерь на «Ройал Принце», на «Ройал Соверине» — 60 убитых и раненых! После боя на капитальный ремонт были отосланы «Ройал Принц», «Глостер», «Эдвайс», «Ставорен», «Портсмут». Были потоплены мобилизованная яхта «Генриетт» и несколько брандеров.

У голландцев погибли адмиралы Свеерс и де Лифде, капитаны (ветераны двух англо-голландских войн) Тер Веер, Вапен ван Медемблик, Бесхермер и Стеенберген, а также зять де Рюйтера ван Гальдер. Потери голландцев — 1000 человек убитыми и ранеными. На ремонт были отправлены «Гуден Леув», «Холландиа», «Фоорсихтигхеден», «Провинсьон ван Утрехт».

 

После боя

 

22 августа союзники были в 50–60 милях от Текселя. На следующий день был проведен военный совет, на котором постановили идти к Схевенингену, но из-за противного ветра несколько кораблей союзников, и так уже потрепанных боем, получили новые повреждения, и эскадра отправилась в Нор.

6 сентября Руперт спустил свой флаг и направился в Лондон. Вместо себя он назначил Джона Хармана. Король потребовал объяснений от дяди — как численно превосходящий голландцев флот смог проиграть Рюйтеру три сражения? Руперт валил все на французов — мол, д'Эстрэ вообще избегал сражений и пришлось отдуваться Ройал Нейви. Карл видел, что коалиция начинает трещать по швам, в приватной беседе с французским послом он обещал последнему, что больше не даст Руперту командовать флотом. Король решил назначить командующим своего незаконнорожденного отпрыска — герцога Монмута, а Джона Хармана оставить при нем советником, однако Харман тяжело заболел и умер в октябре 1673 года.

В это время французский адмирал Мартель через голову Кольбера и д'Эстрэ обратился к Людовику XIV с письмом, где обвинял Жана д'Эстрэ в трусости и предательстве. Мартель подтверждал версию Руперта о том, что д'Эстрэ имел какие-то тайные указания не вступать в прямое столкновение с голландским флотом и не помогать англичанам. Кольбер в распоряжении от 20 сентября 1673 года осудил Мартеля за его критику действий д'Эстрэ в сражении при Текселе и дал указание своему сыну Сеньелэ (который участвовал в сражениях 1673 года в качестве наблюдателя) подготовить материал по «оргвыводам» в отношении Мартеля. Сеньелэ представил предложение министра относительно Мартеля королю, Людовик XIV ответил в резолюции на это предложение, что он «удивлен рапортом Мартеля», и дал свое согласие на репрессивные меры к возмутителю спокойствия. Мартель был отправлен в Бастилию, где пробыл до февраля 1674 года, освободился, и более не получал назначения на море вплоть до своей смерти в 1681 году.

Еще Эжен Сю в своей «Истории французского флота» поднял вопрос о том, что д'Эстрэ имел какие-то секретные указания от Людовика не рисковать ради англичан, однако французский историк Жиль с документами в руках полностью раскритиковал это заявление — по его мнению д'Эстрэ был совершенно неопытным в морском деле, и в то же время очень тщеславным и честолюбивым человеком. Он никого никогда не слушал, однако и сам не желал учиться морскому делу. Еще Дюкен в 1672 году говорил, что назначение д'Эстрэ командующим до добра не доведет. Но если Дюкен позволил высказать крамолу вслух, то Мартель изложил крамолу в письменной форме, за что и был жестоко наказан. По мнению Жиля, Мартель угодил в Бастилию именно за несоблюдение субординации (письмо королю через головы непосредственных начальников), а также за письменный документ, оставленный потомкам, который показывал французский флот не в лучшем свете.

Тем временем 25 сентября французы вышли из Нора и отправились в Брест, однако у мыса Рай они попали в сильный шторм, который раскидал корабли по всему Каналу. Основная часть эскадры д'Эстрэ пришла на свою базу в октябре, а «Бурбон», севший на мель у Дилля, — лишь в 1674 году.

Голландцы до 2 сентября отстаивались на рейде Текселя. Вскоре к флоту присоединился фрегат «Схидам», который привел с собой захваченную английскую яхту «Кэтрин». На разведку в Зунд были посланы две шнявы, а также 2 корабля и 1 фрегат — к Доггер-банке. Тем временем пришел приказ, подписанный Оранским, идти всем флотом к английским берегам, нанести противнику максимальный ущерб и показать всему миру, что победили именно голландцы. 12 сентября Рюйтер вышел в море, но плохая погода заставила его через 10 дней вернуться назад 24 сентября флот ушел в свои порты на стоянку и ремонт.

 

Глава 20


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.