Крейсерство Холмса к берегам Голландии — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Крейсерство Холмса к берегам Голландии

2022-08-21 37
Крейсерство Холмса к берегам Голландии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Хотя потери Соединенных Провинций в кораблях были невелики, все же большое количество линкоров и фрегатов в ходе битвы в День святого Якова было повреждено и требовало настоятельного ремонта. Наш старый знакомый по Африке контр-адмирал Холмс предложил Монку и Руперту воспользоваться ситуацией и атаковать оставшиеся без защиты голландского флота голландские торговые суда. Цель у англичан была все та же — изыскать средства для продолжения войны. Но где их найти?

По данным разведки, купцы находились в портах Роттердама, Флиссингена и Хеллеветслюйса, которые обладали сильной береговой обороной. Причем в Роттердам, в котором сосредоточилась основная часть коммерсантов, попасть было практически невозможно — он находился далеко от побережья и голландцы смогли бы легко его защитить.

К берегам Голландии были посланы фрегаты и брандеры, которые доложили, что часть торгового флота противника без какой бы то ни было защиты скопилась у острова Тексел, в заливе Зюйдерзее. Однако изменчивые мели-плывуны[53] во все времена пугали англичан. Еще одно небольшое скопление транспортов, ждущих разгрузки, было обнаружено у фрисландского порта Харлинген. Именно эта часть торговых судов и была выбрана для атаки.

Харлинген расположен на побережье Фрисландии за цепью Западных Фризских островов в районе, называемом Ваддензее. Выход в море из Харлингена осуществлялся через пролив между островами Терсхелинг и Влиланд, который имел постоянную глубину из-за отсутствия песков-плывунов и каменистого дна. Голландцы часто здесь отстаивались, зная, что англичане очень неохотно суются в эти опасные мелями воды, не зная ничего о проливе. Действительно, британцы вообще избегали Фризских островов именно из-за большого количества песчаных мелей, но на этот раз на помощь Холмсу пришел голландский капитан Лоуренс Хеемскерк, который в 1665 году сбежал в Англию, поскольку Генеральные Штаты приговорили его к смерти за трусость в сражении при Лоустофте. Этот ренегат вызвался провести английские корабли к Текселю, а потом и к Харлингену.

16 августа 1666 года на английской эскадре, крейсирующей в виду острова Тексел, произошел военный совет, где адмиралы и кэптены обсуждали возможность подобной диверсии. Трудности предприятия были велики, но не чрезмерны: для призовых команд Холмс предложил сформировать отряд из 1100 моряков и морских солдат, которые сразу же по захвату судов угоняли бы их в Англию. Хеемскерк подробно рассказал о возможности плавания у Фризских островов и Харлингена. Сообща решили выделить для набега 8 фрегатов, обладавших небольшой осадкой: 46-пушечный «Эдвайс», 40-пушечные «Хэмпшир», «Тайгер» и «Дрэгон», 36-пушечные «Эйшуренс» и «Свипстейк», 28-пушечные «Гарланд» и «Пэмброк». Также в отряд вошли 5 брандеров и 7 кечей. Десант и призовые команды были разделены на девять рот, по сто человек в каждой. Сэр Филлип Говард (потомок знаменитого лорда Говарда, неоднократного участника «елизаветинских экспедиций» против Испании) командовал 120 добровольцами, главным образом дворянами, которые из-за их происхождения не могли служить под начальством простого человека, каким считали Роберта Холмса[54].

18 августа отряд Холмса подошел к Влиланду, яхта «Фан-Фан», вышедшая на разведку, сообщила, что действительно в проливе стоит большой торговый флот голландцев. Накануне англичане захватили небольшое голландское торговое судно, где помимо всего прочего взяли в плен шкипера, хорошо знакомого с этими водами.

В четверг, 19 августа, Холмс с главными силами вошел в пролив. Дул неблагоприятный для англичан юго-восточный бриз, головным у англичан был «Тайгер», «Эдвайс» и «Хэмпшир» прикрывали отряд. Появление англичан за Фризскими островами стало для Нидерландов шоком. Амстердамское адмиралтейство срочно разослало курьеров по всем портам и ко всем кораблям с приказом укрыться в портах, но было уже поздно. 140 торговых судов под охраной двух фрегатов Соединенных Провинций — «Аделар» и «Тол» — на стоянке у Харлингена были застигнуты врасплох. Дело усугублялось следующим: голландцы не думали, что англичане выделят такой большой наряд сил, а поскольку часть торговых судов была вооружена, то отбить нападение приватиров не составит труда. Гораздо больше местные жители опасались высадки десантов на острова, поэтому все самое ценное было свезено на корабли.

Холмс сначала действительно остановился на операциях против берега. Он приказал десантам разрушить береговые батареи в проливе, однако высадившийся на остров отряд не нашел ничего, кроме каких-то двух бедных деревень. От противного ветра «Гарланд» и «Дрэгон» вылетели на мель, но им удалось освободиться, правда, «Дрэгону» пришлось скинуть за борт всю артиллерию левого борта. Это происшествие сыграло свою роль — опасаясь отмелей, Холмс решил атаковать сгрудившийся на выходе из пролива торговый флот брандерами. Купцы заняли расстояние в 10 миль между Харлингеном и каналом Роббегаат. Три больших вооруженных судна, на которые голландцы возложили задачу защиты коммерсантов, увидев фрегаты Англии, позорно сбежали. «Аделар» и «Тол» вышли на пересечку английским брандерам, но из-за сгущавшейся темноты голландцы вели неприцельный огонь и были атакованы брандерами. Один из голландцев был подожжен сразу. Второй сел на мель, и английская партия спустила на него брандер прямо по курсу. Однако и он в свою очередь сел на мель. Голландцы и англичане, погрузившиеся уже в шлюпки, со всех сил погребли к брандеру. Одни — чтобы столкнуть его с мели и направить на корабль, другие — чтобы уничтожить на месте. Англичане успели первыми, и второй голландский фрегат также был подожжен. Оставшиеся три брандера сцепились с торговыми судами голландцев, и вскоре часть купцов горела, вызывая панику на других судах. Голландцы стояли очень плотно, и огонь перекидывался с судна на судно.

Видя замешательство голландцев, Холмс решил использовать эту возможность — покинутые и не загоревшиеся еще голландские суда кэчи транспортировали к проливу, высаженные на горящие голландские корабли призовые партии перекидывали товар на кэчи и эвакуировались на шлюпках. Более того, мешавший до сих пор англичанам юго-западный ветер стал теперь их союзником — сорванные с якорей голландские корабли плыли, гонимые ветром, прямо в руки британцам. Судя по отчету Холмса, из этой ловушки смогли вырваться только 11 купцов. 129 кораблей голландцев было сожжено[55]. В трюмы англичан перекочевало товаров на сумму в 300 тысяч гульденов.

Теперь Холмс решил атаковать продуктовые склады в рыбацком городке на острове Влиланд. С первыми же лучами рассвета он приказал спустить на воду шлюпки, и вскоре его люди высадились на берег, осторожно вступив в маленький городишко, как они предполагали, Влиланд. Большинство его жителей бежало, и моряки занялись грабежом. Они сбивали замки и набирали столько добра, что с трудом могли дотащить его до лодок. Среди награбленного было и спиртное, и люди Холмса так долго задержались в городе, что ему пришлось поджечь там несколько домов, чтобы они побыстрее вернулись. Но и после того, как шлюпки отошли от берега, там все еще раздавались пьяные крики, так что пришлось возвращаться за отставшими.

Но Холмс сжег не тот город, где находились государственные запасы продовольствия, это был не Влиланд, а Терсхеддинг, где не было никаких продуктовых складов. Секретарь адмиралтейства Пипс распознал эту ошибку. «Я уверен, что это либо неверный доклад, либо ошибка». Он тревожился: это было бессмысленной провокацией, и он пророчески предчувствовал, что голландцы отомстят за это.

21 августа Холмс вернулся к Монку и доложил, что «уничтожил около 150 судов» (на самом деле — 115–130 судов), захватил одно быстроходное 12-пушечное судно и разрушил Терсхеддинг. Потери англичан — 12 человек убитыми, 15 — ранеными и один баркас. Трудно определить, сколько голландских товаров сгорело при набеге Холмса. Англичане оценивают их в 6 миллионов фунтов, голландцы — в 2 миллиона гульденов. Стоит сказать, что этот случай был первым, когда свои братья-протестанты разграбили и сожгли город своих единоверцев.

Три недели спустя, словно в наказание англичанам за содеянное, произошел Большой лондонский пожар. Ян де Витт писал: «Наконец-таки этих нечестивцев настигло Божье возмездие! Искры огня Терсхеддинга перелетели канал и упали на головы тех, кто их зажег!» Сами же англичане считали, что сожжение Холмсом городка — случайность и глупость напившихся морских солдат. Но голландцы теперь знали, что они будут мстить. Из огней Терсхеддинга и Лондона уже выплывали огни Чатэма и Ширнесса.

 

«Чатэмский позор»

 

Прежде чем перейти к последней в этой войне операции голландского флота на главном театре военных действий, необходимо сделать небольшое отступление.

У Карла II дела шли совсем плохо: поскольку вся война уже два года велась только с помощью займов у купцов и банкиров Сити, а проценты достигли огромных размеров, вооружить флот на следующую кампанию представлялось очень трудным делом. Пожар в Лондоне в прямом смысле слова обратил все запасы флота в дым, долги перед субподрядчиками и экипажами уже достигли 900 тысяч фунтов стерлингов и постоянно возрастали.

Только официальные расходы английского военно-морскою флота на ведение боевых действий, строительство кораблей и поддержание их в боевой готовности за период с сентября 1664 года по октябрь 1666 года составили примерно 3 200 516 фунтов стерлингов, то есть в сумму, равную двум обычным английским годовым бюджетам эпохи после Реставрации. Из этих средств 1 114 326 фунтов пошли на оплату жалованья адмиралам, офицерам и рядовым матросам, 743 238 фунтов — на закупку продовольствия, 209 792 фунта — на содержание для больных и раненых.

Суммы, затраченные на войну, оказались очень большими даже для экстраординарных расходов. Уже в 1666 году для английской короны остро встала проблема выплачивания долгов флоту и корабельным верфям, так как значительная часть поставок продовольствия и судостроения осуществлялась именно в долг.

Адмиралтейство более не могло содержать весь флот в зимнее время и сразу же после входа в гавань экипажи кораблей I и II-го ранга получали расчет в векселях, без обналичивания уже выданных долговых обязательств. Парламент, разгневанный «дурным использованием» выделенных средств, вотировал королю на 1667 год 1,8 миллиона фунтов стерлингов. Как писал лорд Ковентри, «это была большая сумма, если бы yt долги». Далее, лорды и общины разошлись в характере будущих налогов, так что хотя сумма была определена в октябре, сам закон был принят только в январе. Должны были пройти месяцы, прежде чем начали поступать деньги, но в любом случае они шли на погашение прежней задолженности. Между тем уволенные моряки должны были ждать недели, прежде чем получить свое жалованье. Они постоянно устраивали протесты у Морского казначейства и угрожали чиновникам Морского ведомства. Монку даже пришлось направить войска против своих экипажей.

Дисциплина упала, рабочие верфей и моряки неразоруженных кораблей постоянно бунтовали. Когда весной начался новый набор во флот, прессинговые команды столкнулись с таким яростным отпором, что небольшую эскадру, отправлявшуюся в Вест-Индию, пришлось частично экипировать солдатами. «Весьма прискорбно, — писал Питт, — что в такое время, когда у нас так мало кораблей в дальних плаваниях, приходится прибегать к таким мерам, наши моряки прячутся и заявляют, что не желают подвергаться риску быть убитыми и не получать при этом оплату».

Король и Совет вскоре поняли, что в таких условиях снарядить полноценный флот будет невозможно. В феврале они решили, что в случае продолжения военных действий необходимо будет ограничиться операциями рейдерских эскадр, большие же корабли будут оставлены невооруженными в Медуэе. Такая стратегия, несмотря на возражения Руперта и Монка, была принята после некоторых колебаний по совету Ковентри и Арлингтона. Никто не мог отрицать, что это было опасно. Мир казался лучшей перспективой, и уже с осени велись переговоры с голландскими представителями при посредничестве Швеции. Но когда в марте начались официальные переговоры в Бреде, обсуждения пошли в невыгодном для Англии направлении. Голландцы, зная, что их противник более не имеет средств, чтобы отстаивать свои имперские требования, теперь не имели склонности к уступкам. Современным историкам понятно, что Карлу следовало немедленно принять их требования, но тот, не желая сдаваться, прибег к дипломатическим играм.

Франция с помощью принцессы Генриетты Орлеанской начала осторожное сближение с Англией. Военный министр Франции Лувуа считал, что основной целью французской политики в регионе должен стать захват испанских Нидерландов, что должно было неминуемо привести к разрыву отношений с Голландией. Переписка между двумя монархиями, прерванная на время войны, возобновилась с новой силой. Письма поступали Генриетте, а от нее — Карлу II. Монархи двух стран заключили тайный договор, согласно которому Англия получала согласие Франции на захват Антильских островов в Вест-Индии, за Францией закреплялась Новая Шотландия, а в случае вооруженного конфликта между Францией и Испанией Англия обязалась не предоставлять помощь Испании.

К началу 1667 года Франция сконцентрировала значительные силы у границ с Фландрией, для Англии это казалось выходом из дилеммы. Понуждаемый Арлингтоном Карл договорился с Людовиком, что на время оба королевства будут находиться в состоянии войны, но Людовик окажет давление на голландцев для выработки приемлемых условий мира с Англией. Карл понимал, что обладание Францией южной части Нидерландов представит серьезную угрозу для Голландии, и в таком случае Голландии придется принять приемлемый для Англии компромисс, чтобы иметь свободными руки для противодействия более серьезной угрозе. Так и вышло. В мае французские войска перешли границу Фландрии, и Испании была объявлена война. Как и рассчитывал Карл, голландцы умерили свои требования на переговорах. По договору в Бреде (21 июля) англичане отказались от всех прав в Западной Африке и Индонезии, а голландцы — от притязаний на Северную Америку и подписали несколько ослабленную редакцию Навигационного акта. Но к несчастью для Карла, процесс переговоров шел слишком медленно.

Еще в апреле 1667 года Яном и Корнелисом де Виттами был разработан план атаки разоруженных кораблей Ройал Нейви на их стоянке в Медуэе. Де Витты всячески затягивали переговоры в Бреде, а меж тем спешно готовили свои морские силы к атаке.

6 июня де Рюйтер вышел в море, 8 и 9 июня два английских лоцмана-изменника провели голландцев по Темзе до Грейвсенда. Вечером 10 июня десант в 3000 человек под командованием Ван Гента легко захватил недостроенный форт в Ширнессе, защищавший устье Медуэя. Перед ним находилось большинство крупнейших кораблей Ройал Нейви без экипажей и пушек.

Легкость подхода к Медуэю отмечалась еще в феврале Монком — укрепления фортов, построенные в далеком 1559 году, сильно обветшали, а местами и просто разрушились. Береговая оборона, на которую так уповали Карл и Арлингтон, попросту отсутствовала. Все рекомендации Монка и Руперта по созданию флотилии в 30 пинасов (для борьбы с вражескими москитными кораблями) и 5 брандеров были проигнорированы. Из всех мер по укреплению Медуэя был сделана только одна — через устье протянули большую железную цепь, а вход в реку загородили бонами.

11 июня, сразу же после высадки голландцев, в Медуэе появился Монк. Албермарл отдал детальные приказания по противодействию голландцам, но испуганные рабочие верфей и отряды местной милиции, собранной с бору по сосенке, не имевшие никакого опыта военных действий, просто разбежались. Монк приказал выше по течению затопить три больших торговых корабля («Норвей Мерчант», «Синт-Мария» и «Мармадюк IV») для преграждения фарватера. Однако «Синт-Мария» так и не пришел — неопытные рабочие с верфей посадили его на мель у Кохем Вуд Рич. Между затопленными судами из-за этого оказалась лазейка, достаточная для отряда Ван Гента.

Английские волонтеры не были в состоянии выполнить простейшие вещи, кругом царило смятение. Поднимаясь вверх по течению, голландцы задержались на день, чтобы очистить проход по фарватеру от судов, затопленных англичанами для его перекрытия. 12 июня брандеры Ван Гента у Джилингема обнаружили цепь, а перед ней три судна IV ранга: «Карл V», «Маттиас» (Юм переводит этот корабль как «Матфей») и «Юнити», развернутые для ее защиты. После первых же выстрелов голландцев английские моряки малодушно начали прыгать в воду. В результате «Карл V» и «Маттиас» были сожжены, а «Юнити» был захвачен 46-пушечным «Верде» командора Яна ван Бракеля. Перед голландцами осталась только цепь у Медуэя.

Брандеры легко прорвали цепь и вошли в Медуэй. Головным следовал «Верде». Первый английский корабль, замеченный Ван Гентом, оказался флагман Ройал Нейви 100-пушечный «Ройал Чарльз», разоруженный и одиноко стоявший у причалов. Монк распорядился отвезти его выше по реке, когда голландцы еще прорывали заграждения, но в панике каждый думал, что это выполнит кто-то другой. Вечером голландцы обнаружили и сожгли севший на мель «Синт-Мария», и отряд из 6 кораблей и 5 брандеров двинулся к Анкор-Кастлу.

Тем временем комиссионер верфей Чатэма Питер Петт отчаянно пытался отвести корабли вверх по течению, но у него не хватало ни людей, ни лоцманов. Монк приказал затопить часть кораблей Чатэма на мелкой воде, но рабочие верфей делали свою работу спустя рукава. «Вэнгард» с пробитыми бортами был пущен по течению, продрейфовал мимо моста у Рочестера и утонул в очень глубоком месте, поднять его потом было невозможно. «Виктори», «Сент-Джордж», «Ройал Кэтрин» были затоплены у доков. Недалеко от Анкор-Кастла затопили «Ройал Джеймс», «Ройал Оак» и «Лойал Лондон», однако последние три корабля оказались на таком мелководье, что во время отлива вода доходила им только до ватерлинии.

13 июня голландские брандеры под сильным огнем прорвались к докам Анкор-Кастла. Де Рюйтер и Корнелис де Витт лично руководили нападавшими, воодушевленные экипажи брандеров смело выполняли свою задачу. Монк, сжимая зубы, мог только беспомощно наблюдать, как сначала загорелся знаменитый «Ройал Оак», потом огонь занялся на любимом корабле принца Руперта «Ройал Джеймс», а затем заполыхал и великолепный подарок Лондона Карлу II — «Лойал Лондон».

Тем временем принц Руперт, находившийся в Вулвиче, спешно преграждал проходы ко второй королевской верфи. На фарватере были затоплены суда III ранга «Голден Феникс», «Хаус оф Сведс», фрегат «Уилком» и пинас «Лейчестер». У Лондонского моста перегородили проход к Блэкоуоллу, затопив еще 4 судна, но голландцы вверх не пошли. Де Рюйтер отплыл к Портсмуту, затем к Плимуту, а потом высадил десант у Гарвича. Все побережье находилось в крайнем смятении, каботажная торговля совсем прекратилась, беженцы с приморских графств наводнили Лондон.

17 июня голландцы отошли к своим берегам. После набега стороны стали считать потери. Англичане потеряли два корабля I ранга, три корабля II ранга, три корабля III ранга, шесть кораблей IV ранга и один корабль V ранга — всего 8 линкоров, 6 фрегатов и 1 пинас. Ройал Нейви лишился четырех из пяти самых сильных своих кораблей («Ройал Соверин», к счастью, стоял в Портсмуте). По словам Эввелина, присутствие голландцев в устье Темзы было «жутким спектаклем, позор которого никогда не будет смыт». Рюйтер разделил флот на несколько отдельных эскадр, которые действовали против английских берегов, угрожая высадкой одновременно в нескольких пунктах. 24 июня Эдвард Спрэгг без успеха атаковал брандерами отряд Ван Несса у Гарвича, который пытался пройти к Хоупу. 26 июня там же полковник Джордан произвел атаку голландцев, также не достигшую цели. Легкие корабли нидерландцев загнали англичан обратно в Темзу, а бой этот получил в Англии название «Сент-Джеймского бегства». Блокада английских берегов продолжалась до заключения мира в Бреде, который был подписан 10 июля 1667 года Но британские торговые суда не могли выйти из портов аж до дня полного прекращения огня — 26 августа.

 

Глава 13


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.