Выпустить джинна из бутылки не составляет труда. Но легко ли загнать его обратно? — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Выпустить джинна из бутылки не составляет труда. Но легко ли загнать его обратно?

2022-08-21 25
Выпустить джинна из бутылки не составляет труда. Но легко ли загнать его обратно? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Масштабы и характер, которые приобретает деятельность тоталитарных культов и сект в России в последние годы, таковы, что, при всей пассивности в отношении урегулирования этой проблемы органов государственной власти, "не замечать" ее существования по-прежнему уже просто невозможно. Об этом свидетельствует, наряду с прочим, и заявление Президента Российской Федерации Б. Ельцина, прозвучавшее в его предвыборной программе 1996 года. " Понятна озабоченность, – говорилось в нем, – по поводу присутствия в российском религиозном пространстве активных зарубежных миссионерских организаций. Доступ представителей зарубежных культовых организаций и сектантских групп к государственным российским СМИ осуществляется без достаточных на то оснований. Необходим строгий контроль за соблюдением прав человека, прав верующего в порядке, устанавливаемом российским законодательством. Должна обеспечиваться защита граждан от духовной агрессии.

В последние годы в России появились тоталитарные секты, разрушительно влияющие на личность. Попадающие под их влияние молодые люди порывают с семьями и обществом и, по оценкам специалистов, приобретают необратимые патологические изменения психики. Охраняя право на свободу вероисповедания, мы создадим механизм защиты от тоталитарных культов "[12].

Так же и Концепция национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ № 1300 от 17 декабря 1997 года, отмечает факт продолжающегося разрушения единого духовного пространства России и то очевидное обстоятельство, что " важнейшую роль в сохранении традиционных духовных ценностей играет деятельность Русской Православной Церкви и церквей других конфессий ". В Концепции подчеркивается: " необходимо учитывать разрушительную роль различного рода религиозных сект, наносящих значительный ущерб духовной жизни российского общества, представляющих собой прямую опасность для жизни и здоровья граждан России и зачастую используемых для прикрытия противоправной деятельности ".

Остается только сожалеть, что подобное понимание проблемы тоталитарных деструктивных культов находит свое выражение исключительно на бумаге и совсем не реализуется в жизни…

Обеспокоенность деструктивным характером деятельности тоталитарных сект и их растущей активностью выражают и некоторые организации за рубежом. Так, в частности, Европейский парламент в 1996 году однозначно определил, что нелегальная деятельность сект в Европейском Союзе должна быть ограничена и пресечена и что свобода религий не оправдывает нарушений прав человека. Приведем выдержки из резолюции парламента:

"(Европарламент),

.................................................

- основываясь на рекомендации 1178 (1992) Совета Европы о сектах и новых религиозных движениях,...

.................................................

A. подтверждая свою приверженность основным принципам демократического правового государства, таким, как терпимость, свобода совести и религии, свобода мнений, свобода союзов и собраний;

B. принимая во внимание, что последние события во Франции, в особенности гибель 16 человек, среди которых были 3 ребенка, 23 декабря 1995 года в Веркоре, выявили опасную деятельность определенных, называемых сектами, объединений;

C. принимая во внимание, что деятельность таких групп, как секты, сектоподобные союзы, превратилась в постоянно расширяющийся феномен, который в различных формах можно наблюдать по всему миру;

D. принимая во внимание, что многие существующие в Европейском союзе религиозные и прочие секты действуют абсолютно легально и поэтому имеют право на то, чтобы их собственные организации и деятельность были защищены гарантиями свободы личности и вероисповедания, содержащимися в Европейской Конвенции по правам человека;

E. принимая во внимание, что, напротив, определенные секты, организационные структуры которых не ограничиваются отдельной страной и которые действуют во всем Европейском Союзе, постоянно нарушают права человека и совершают преступные деяния, как то: жестокое обращение с людьми, сексуальные домогательства, незаконное лишение свободы, торговля людьми, подстрекательство к насилию, распространение расистских воззрений, уклонение от уплаты налогов, незаконное перемещение капиталов, торговля оружием и наркотиками, нарушение трудового законодательства, незаконная врачебная деятельность;...

.....................................................

1. подтверждает право на свободу мнений, совести и религии, а также на свободу союзов в границах, которые определяются необходимостью принимать во внимание свободу и частную жизнь личности, а также необходимостью защиты от таких деяний, как истязания, бесчеловечное и унижающее человеческое достоинство обращение, обращение в рабство и т.п.;

2. призывает государства-члены позаботиться о том, чтобы суды и полицейские власти действенно использовали существующие на национальном уровне правовые акты и инструменты, а также активно и более тесно сотрудничали между собой, особенно в рамках Европола, для того чтобы противостоять нарушениям основных прав, ответственность за которые несут секты;

3. призывает государства-члены проверить, являются ли действующие у них налоговые, уголовные и судебно-процессуальные законы достаточными, чтобы предотвратить возможность совершения такими группами противоправных действий;

4. призывает правительства стран-членов не предоставлять статус религиозной организации автоматически, а в случаях, когда речь идет о сектах, которые замешаны в незаконных или преступных деяниях, обдумать возможность лишения их статуса религиозного объединения, который гарантирует им налоговые льготы и определенную правовую защиту;

5. призывает в этой связи государства-члены усилить взаимный обмен информацией, для того чтобы объединить сведения о феномене сектантства;

6. предлагает Совету разработать, предложить и возглавить проведение всех мероприятий, которые следуют из действенного применения предусмотренного разделом 6 договора о Европейском Сообществе инструментария, а также существующих правовых норм, для того чтобы ограничить и пресечь незаконную деятельность сект в Союзе; призывает Совет стимулировать сотрудничество между государствами – членами Союза и третьими странами с целью организации поисков пропавших людей и облегчения их возвращения в общество;

7. призывает Европейскую Комиссию и государства-члены быть бдительными для того, чтобы предотвратить возможность получения сектами государственной помощи;

8. уполномочивает собственный комитет по Основным свободам и внутренним делам предложить соответствующим комитетам национальных парламентов посвятить следующее совместное заседание проблеме сект; таким образом мог бы состояться обмен информацией об организациях, методах работы, отношении к сектам в отдельных государствах-членах, а также выявлены лучшие методы по ограничению нежелательной деятельности этих сект, а также стратегии информирования населения о них; результаты этого заседания должны быть представлены Пленуму в форме доклада;...

...................................." [13]

Что же именно вызывает подобную обеспокоенность – даже на международном уровне? В качестве ответа на этот вопрос приведем перечень некоторых наиболее известных по публикациям в печати преступлений деструктивных культов против личности и общества за последние десятилетия (сюда же относятся и преступления лидеров культов по отношению к собственным адептам, в частности, провоцирование последних на массовые самоубийства).

В 1970 году совершено зверское убийство с расчленением трупов шести адептов секты "Ананда Марга", обвинивших ее лидера Саркара в тщеславии; бывший помощник "гуру" опознал погибших и сказал, что и он сам, подобно им, был приговорен "любимым отцом" к смерти. Несколько позднее, в середине 70-х годов, также по приказу руководителя культа Саркара были убиты еще 18 адептов этого культа, решившие порвать с ним. Как следствие, в связи с физическим уничтожением своих бывших адептов и причастностью к убийствам ряда политических лидеров, в 1972 году секта "Ананда Марга" на территории Индии была объявлена вне закона (при этом индийские спецслужбы заявили о связях руководства секты с ЦРУ США и получении ею от американских спецслужб значительной финансовой помощи).

К числу получивших широкую огласку относится дело Чарльза Мэнсона – руководителя ковена (подразделения "церкви сатаны" из 13 человек), убившего в 1972 году на даче кинорежиссера Романа Полански актрису Шарон Тейт и ее друзей. Полиция установила, что преступление носило ритуальный характер, поскольку на стенах здания были оставлены культовые рисунки, в частности, перевернутые христианские кресты и пентаграммы. Несмотря на требования американской общественности казнить Мэнсона, суд штата Калифорния помиловал диаволопоклонника, осудив его на пожизненное заключение.

Также диаволопоклонниками в апреле 1973 года во Флориде во время ритуала жертвоприношения был убит 17-летний Росс Кочрен. Тело диким образом избитого и изуродованного Кочрена было найдено неподалеку от городка Дейтон-Бич (Флорида, США). Заключение полиции подтвердило, что Росс Кочрен стал жертвой сатанистов.

В середине 70-х годов отмечался целый ряд самоубийств адептов "Церкви Объединения" Муна, в том числе – самосожжения.

В 1977 годув США раскрыто массовое целенаправленное хищение сайентологами правительственных документов, принадлежащих армии, флоту, таможенной службе, Управлению Юстиции и Судебной палате США. На основании материалов, полученных ФБР в ходе расследования, одиннадцать руководителей секты были осуждены на различные сроки тюремного заключения, в том числе и "контролер Сайентологии" Мэри Сью Хаббард – жена основателя сайентологии, явившаяся его первой преемницей. Имя самого Хаббарда было включено в список из почти сорока заговорщиков. Им инкриминировались взлом и проникновение, кража со взломом, установка подслушивающей аппаратуры в правительственных учреждениях, похищение десятков тысяч листов правительственных документов, незаконное лишение свободы, изготовление фальшивых правительственных документов, подтасовка и уничтожение доказательств, лжесвидетельства под присягой и похищение людей. Многие из саентологов, включая и Мэри Сью Хаббард, подписали 200-страничное "бесспорное признание доказательств" и подали просьбу о помиловании. Они признали также, что кроме сбора информации проводили "тайные операции" против врагов культа.

В 1978 году в Джонстауне в Гайане трагически погибли 911 человек, члены культа "Народный храм" (лидер – Джим Джонс). Культ этот был создан в штате Индиана (США), затем перенес свою деятельность в Калифорнию и Гайану. Все погибшие адепты "Народного храма" выпили прохладительный напиток, содержавший цианистый калий.

В 1985 году 25 мужчин, женщин и детей были убиты Леонардом Лейком и Чарльзом Ингом, адептами культа "сервайвалистов" (дословно: "те, которые выживут").

В 1983-87 годах в ряде стран для достижения культовых целей были совершены преступления некоторыми кришнаитскими общинами и их сторонниками: убийства, бандитизм, грабежи, незаконный оборот оружия, торговля наркотиками и т.п.

В 1988 году 25-летний сатанист Брэнтфорд ритуально убил свою 12-летнюю сестру, перерезав ей горло.

В апреле 1989 года возле Браунсвилла (штат Техас) американской полицией была раскрыта сатанистская секта, совершавшая человеческие жертвоприношения.

В том же году в Претории (ЮАР) адептами культа сатаны были убиты 5 малолетних девочек.

В феврале 1990 года исламистами из группировки "Джихад" в Египте было убито 8 пассажиров израильского автобуса.

В апреле 1993 года в Вако (штат Техас, США) при попытке штурма силами ФБР осажденного с февраля того же года имения "Маунт Кармел" с засевшими там адептами культа Дэвида Кореша "Ветвь Давидова" сектанты подожгли здание и устроили массовое самосожжение. При этом из 95 находившихся там членов культа погибли 87, в том числе – 25 детей (среди погибших было также несколько жен и детей самого Дэвида Кореша).

В 1993 году волна самоубийств адептов "Белого Братства" прокатилась в России, в частности, в Новгородской области. Осенью того же года едва не состоялось массовое самоубийство членов этой секты в Киеве; тогда же там ими были устроены массовые беспорядки. Напомним вкратце обстоятельства тех событий. "Страшный суд" был запланирован руководителями секты на 24 октября, а потом перенесен на 14 ноября 1993 года. Однако грандиозного кровавого шоу с вознесением "богини", знаменующим начало Страшного суда, не состоялось – его удалось предотвратить, хотя адепты "Белого братства" были решительно настроены во что бы то ни стало умереть. Милиция задержала тогда 616 человек, 137 объявили в знак протеста против насилия сухую голодовку.

Два ритуальных самоубийства и три ритуальных убийства, в том числе маленького ребенка, объявленного воплощением антихриста, значатся в "послужном списке" культа "Храм Солнца" ("Орден Солнечного Храма") за 1993-1994 годы. 4 и 5 октября 1994 года состоялось массовое убийство и самоубийство 53 адептов "Храма Солнца" в двух швейцарских деревнях (одна из них – Сальван). Обгоревшие трупы с пулевыми ранениями и полиэтиленовыми пакетами на головах полиция обнаружила на квартире основателя культа доктора-гомеопата Люка Журе в пригороде Монреаля (Канада). Судя по обнаруженному также полицией на месте трагедии алтарю с оккультными символами и надписями "роза и крест", эта секта является одной из групп ордена розенкрейцеров. 22 декабря 1995 года 16 адептов "Храма Солнца" совершили самосожжение во Французских Альпах.

В июне 1994 года в японской префектуре Нагано сектой "АумСинрике" был осуществлен террористический акт с использованием зарина. Погибло 7 человек. Двое из руководителей культа – Масами Цутия и Икуо Хаяши признались в изготовлении зарина. 20 марта 1995 года той же сектой была произведена газовая атака в токийском метро. Результат – 12 жертв и 5000 пострадавших.

В феврале 1996 года террористами из египетской группировки "Аль-Гамаа-аль-исламия" было убито 8 христиан коптов.

В мае того же года террористами из "Вооруженной исламской группы" (Алжир) убиты 7 французских монахов, похищенных ранее из монастыря.

В 1999 году псевдоисламскими террористами в городах России была осуществлена серия изуверских взрывов, жертвами которых стали десятки мирных граждан…

Следует еще раз подчеркнуть – перечень этот далеко не полон, он включает в себя только некоторые наиболее характерные преступления всего лишь нескольких культов зла[14]. Однако и этого "малого" довольно, чтобы понять, какую опасность несут в себе подобные культы и насколько необходимо принятие неотложных мер по урегулированию настоящей проблемы как в международных масштабах, так и в России – что особенно должно беспокоить нас как ее граждан.

Выше уже говорилось, что "духовная агрессия" в нашей стране была организована при прямом участи спецслужб ряда западных государств и в первую очередь – Соединенных Штатов Америки. При этом, уже как бы вполне "естественным" порядком, в Россию устремились и представители крайне деструктивных сект, в странах Запада "нежелательных" и оттого – "гонимых". В нашем Отечестве они прекрасно прижились и получили дополнительные возможности для развития. Вообще сложившиеся у нас в стране условия оказались для тоталитарных сект настолько благоприятными, что в последнее время специалисты-сектоведы стали сравнивать Россию со своего рода неким "инкубатором" для самых разнообразных деструктивных культов. Более того – это парадоксально, но пошел, так сказать, обратный процесс "религиозного обмена". Некоторые лидеры и адепты наиболее "диких" форм подобных псевдорелигиозных объединений, из числа разросшихся за последние годы в нашей стране, для расширения сферы своей деятельности устремились за пределы России. Деятельность же эта носит, как и следовало того ожидать, такой характер, что уже сегодня создает серьезные проблемы для сотрудников правоохранительных органов целого ряда зарубежных государств[15].

Мы сказали о том, что в США, в отличие от России, "религиозная анархия" носит организованный, то есть управляемый характер. Организованный – да, безусловно. Но вот управляемый ли? – Скорее всего, во многом уже нет. Джинн выпущен из бутылки…

 

 

"Кто есть кто" в религиозном мире

 

Что же это такое – деструктивные секты, деятельность которых не может не вызывать сегодня тревоги во всем мире? Скажем так: деструктивные секты – это все многообразие культов, разрушительных по отношению к естественному гармоническому состоянию личности – духовному, психическому и физическому (внутренняя деструктивность), а также к созидательным традициям и нормам, сложившимся социальным структурам, культуре, вероисповеданиям, порядку и обществу в целом (внешняя деструктивность). Такие культы по своему характеру противоположны созидательным традиционным вероучениям, хотя и имеют с ними некоторое кажущееся внешнее сходство (на чем и спекулируют борцы за "равноправие всех вероисповеданий").

Понятие "секта" на сегодняшний день, к сожалению, еще не имеет четкого научного определения в социологии и психологии, хотя в международной практике встречается достаточно часто для того, чтобы считаться вполне устоявшимся юридическим термином. В социальном аспекте сектой можно назвать организацию или группу лиц, замкнувшихся в своих узких интересах (в том числе и культовых), не совпадающих с интересами общества, а зачастую прямо противоречащих им. Они отличаются от "обычных" групп, сложившихся на основе каких-либо общих интересов именно замкнутостью и отчужденностью от внешнего мира всех сторон своей внутренней жизни.

Источники и стимулы правонарушений в среде религиозных движений двояки. Это могут быть какие-либо личные поводы, интересы отдельных адептов или групп. Правонарушители такого рода периодически появляются в любых социальных слоях. Но глубинные, стратегические по последствиям криминальные особенности деструктивных культов кроются, как уже отмечалось, в самых основах их вероучений (а не в официальных уставах, на что следует специально обратить внимание). Надо учесть, что вообще верующий человек весьма сильно отличается от неверующего. Характер же этого отличия, его специфика всецело определяются тем, во что и как он верит. Естественно, что адепты деструктивного культа, идентифицируя себя с его учением, легко становятся фанатичными исполнителями любых экстремистских положений – мотивация сектантов, как правило, намного сильней и устойчивей, чем у обычных уголовных преступников. И, конечно же, сегодня, когда мы сталкиваемся с такой широкомасштабной агрессией со стороны тоталитарных сект, государство должно быть заинтересовано в исследовании их особенностей, приводящих к безнравственным и противоправным деяниям.

В связи с тем, что в России больше всего верующих – христиан, а также учитывая очевидную историческую созидательную культуротворческую роль Православия в нашей стране, важно изучение сект в непосредственном сопоставлении именно с ним. Исходной точкой подобного сравнительного анализа являются вероучебные особенности, к числу которых относятся: принятие идеалов и их характер, понимание духовности, трактовка происхождения и взаимоотношений добра и зла, определение смысла жизни, построение системы нравственности, отношение к общественным институтам и личности, выбор средств и методов достижения поставленных целей.

Для любого человека признание объективности или хотя бы предположительной возможности существования духовно-нравственного пространства связано с необходимостью введения в нем определенной системы координат и ориентиров. Духовную координату допустимо обозначить здесь как восходящую вертикаль, ведущую (через отношение к внутренним основам бытия) от отсутствия бытия (полного небытия) к высшему бытию. Горизонтальная линия может вести от зла – как ущербности, порчи, разрушения, безобразности, жестокости, преступности – к добру – как созиданию, совершенству, красоте, гармонии, милосердию, правопослушности.

В такой системе координат верхняя часть принадлежит жизни, а нижняя – смерти. Область зла представляет собой бытие, нацеленное на уход в смерть, духовно-нравственный суицид в явной или неявной форме. Центр системы координат – это переход духовных и нравственных качеств в свои противоположности. Подобная трактовка не претендует на богословскую глубину, но в какой-то мере соответствует распространенному восприятию святости, духовности и нравственности.

В разных вероисповеданиях и мировоззренческих системах принятый идеал может замыкаться в рамках плоскости "бытие – небытие" или же обращаться к трансцендентному сверхбытию. Один из серьезных недостатков первого подхода – приписывание самодостаточности, самобытности Вселенной (Миру, Космосу), реально состоящей из совокупности несамодостаточных объектов (не имеющих в себе источника своего бытия и зависящих в этом и во многом ином от других объектов). Подобный подход не может обеспечить раскрытия первопричины всеобщего закона причинности и бытия как такового. Поэтому он чаще всего обречен на принятие деструктивных схем повторяющихся циклических вращений бытия в причинно-следственных рядах, приводит к признанию симметрии добра и зла с допустимостью того и другого, отрывает идеал от нравственности, а следовательно, деструктивен по своей сущности.

К одной из разновидностей этого подхода относится атеизм, который по своей сущности есть не что иное, как вера в отсутствие Бога. Атеизм представляет собой аксиоматическую (то есть принимающую свои основы без доказательств, как аксиомы) систему; поэтому он сталкивается с непреодолимыми гносеологическими трудностями при обосновании своих ключевых мировоззренческих и этических позиций, например, в отношении причин возникновения и существования материи, Вселенной, природных законов, жизни, сознания, разума, нравственности, а также смысла бытия человека и человечества и т.п. (Интересно, что еще в 1931 году австрийским математиком К. Геделем была доказана принципиальная неполнота подобных систем). Более того, в стратегическом отношении атеизм способен ставить перед своими последователями лишь абсолютно утопические, недостижимые на практике цели и идеалы, как бы призванные заменить собой самодостаточный Абсолют. Затрачивая гигантские ресурсы на заведомо невозможную реализацию этих целей, спекулятивно используя в своих интересах открытия науки и выдвигая внешне привлекательные для масс лозунги, сторонники атеизма, равно как и некоторых соприкасающихся с ним оккультно-мистических направлений, уже уничтожили ради "светлого будущего" больше людей, чем все обвиняемые в подобных преступлениях вероучения, вместе взятые (включая и деятельность средневековой инквизиции).

Второй же подход признает наличие трансцендентного самодостаточного Абсолюта – Бога. Здесь деструктивная линия может возникнуть в случае отвержения в Абсолюте личностного начала, что ведет к недооценке бытия (вплоть до отрицания материи), увлекает к некому сверхнебытию и обезличенной гибели принявшего такое учение человека; при этом также разъединяются идеал и нравственность.

Созидательной может быть лишь духовность, в основу которой положено признание существования Абсолюта самодостаточного, самобытного (Ин. 5, 26; Ин. 11, 25) – Личности, Святости, Любви, Добра, Света, Истины и Правды, то есть абсолютизация и объединение в Идеале полной совокупности положительных духовно-нравственных качеств. Лишь такая духовность вводит своих представителей в общение с Абсолютом-Богом, дающим основы морали. И, безусловно, высшей религиозной системой должна быть названа та, в которой вышеприведенные свойства признаются принадлежащими Абсолюту вне зависимости от каких бы то ни было обстоятельств, всегда и свободно, без какой-либо "необходимости" сообщают свое благотворное воздействие миру, который, в свою очередь, как и положительная сущность всякого бытия, сотворен Абсолютом из ничего. Любой акт любви и творения Абсолюта в такой системе не должен быть обусловлен чем-либо тварным (сотворенным) или существующим вне и помимо Абсолюта. Принятие религиозной организацией подобной созидательной духовности не является следствием искусственного уподобления Бога человеку, то есть антропоморфизма, а вытекает из признания Бога как Духа и Личности, как высшего Источника этики, морали и нравственности. Понятно, что люди, являющиеся носителями подобного типа духовности, будут весьма правопослушны.

Другим важнейшим критерием оценки вероучений служит, с нашей точки зрения, устанавливаемое ими отношение к личности. Так, в Православии каждый человек воспринимается как образ Божий, имеющий ценность б!ольшую, нежели весь внеличностный мир (Космос, Вселенная). Причем Бог, согласно православному вероучению, не только предоставляет личности, совершенно свободной в своем волеизъявлении, все необходимые для ее спасения от разрушения и смерти средства, но и Сам жертвует Собой ради нее (Ин. 6, 53-58; 1 Ин. 1, 7). Через эту Жертву Господь Иисус Христос, восприявший во всей полноте человечество в таинстве Боговоплощения, дарует людям бессмертие и нетление, вечное спасение. При этом отмечается, что все страдания и самую Свою крестную смерть, искупившую от смерти человека, Господь благоволил принять не только лишь ради всего человечества в целом, но и ради каждого из нас в отдельности[16].

Важным критерием оценки вероучения следует признать и личность его основателя. Кто конкретно, каким образом и чему научил первых адептов культа? Трансцендентный Единый Бог, Ангел, "Космический Разум", один из многих "богов" или человек? Если последнее, то кто он: харизматическая личность, обманщик, больной или правонарушитель? Существенно также, каким образом и от кого были получены основателем вероучения (если это опять-таки человек) полномочия и власть совершать культовые обряды и таинства, утверждать преемственность, трактовать или изменять ранее написанные вероучебные книги и практику.

Изучение истории возникновения деструктивных культов показывает, что "достоверность" новых учений часто пытаются обосновать либо явлением "духовных посланцев", именующих себя "ангелами", а иногда и прямо "богами", либо же появившейся у основателя культа "внутренней убежденностью", что он сам стал "богом", "исполнился Святым Духом" и т.п. В то же время естественно, что совершенной может быть названа лишь та религиозная система, которая основана Самим Абсолютом-Богом, минуя посредников, система, располагающая достоверным, проверяемым набором исторических, теологических и иных фактов, пророчеств, свидетельств и документов.

Далеко не второстепенной чертой характеристики вероучения необходимо назвать также особенности его обрядов и ритуалов. Существенно при этом: кем они введены, каковы характер и сила их воздействия на душевное и физическое здоровье человека, применяется ли в ходе их психотехника (или иные подобные ей методы).

И здесь опять-таки следует указать на то, что признаком совершенной религиозной системы служит в данном случае использование в богослужении и обрядах лишь тех средств, которые не являются плодом человеческой фантазии или искусства, но в основе своей предложены Самим Абсолютом-Богом, гармонизируют личность человека, усиливают его цельность, возвышают и укрепляют его духовность и психику, благотворно влияют на его здоровье. Любые разрушительно воздействующие на человека приемы в подобной религии категорически отвергаются; напротив, для нее характерно стремление к молитвенной полноте и всеохватной образно-символической полноте обрядов, создающих объемный сакральный мир (в котором присутствуют духовность, пространство, время, форма, цвет, звук, запах) и вводящих в нем гармоничный порядок (чин). Поэтому для совершенной религиозной системы характерно широкое и в то же время продуманное использование в богослужении пения, облачений, ароматов, определенных движений, а для связанного с ней искусства – живописи, ваяния, зодчества, красок, шрифтов и т.п. Человек, живущий в подобном мире, воспринимающий его своим сердцем, обретает внутреннюю цельность, у него возрастают положительные способности и слабеют пороки.

Таким образом, подводя итог, можно сказать, что собственно религией в полном смысле этого слова может быть названа лишь та вероучебная система, которая содержит в себе все вышеизложенные положительные качества в высшей степени и, напротив, не содержит черт, признаваемых объективно отрицательными. В подобной системе гносеология (познание) гармонично и цельно смыкается с теологией (богословием). Все остальные вероучения представляют в сущности своей псевдорелигии, духовные и мировоззренческие искания людей, в основе своей ложные, а по последствиям – деструктивные и гибельные.

Принятие подобного способа классификации дает возможность без труда определить характер любого учения, культа, духовной, мировоззренческой системы или движения. Вообще же все множество религиозных и псевдорелигиозных движений можно разделить на четыре группы.

К первой могут быть отнесены самые совершенные вероучения, которые: опираются на положительный абсолютный Идеал-Личность и созданы Им Самим без посредников; сохраняют преемство, признают уникальную ценность и цельность любого человека; не имеют в себе элемента деструктивности и отвергают ее как таковую. Поэтому они стремятся к активной созидательной гармоничной деятельности (симфонии, золотому или царскому пути) во всех сферах жизни, во взаимоотношениях с государством, со всеми социальными институтами, с каждым человеком (Мф. 22, 21; 1 Пет. 2, 13-16; Рим. 13, 1-7; 1 Тим. 2, 2).

Ко второй относятся учения, не содержащие явных деструктивных положений, но избегающие конструктивной деятельности, замыкающиеся в себе.

Третья включает движения, имеющие деструктивные положения в своем учении, но по каким-либо тактическим соображениям или совсем не применяющие их в данное время, или применяющие редко, однако при изменении обстоятельств (например, смене лидера, появлении новых толкований или экстремистских течений, изменении социально-политической обстановки) способные начать деструктивные действия.

Четвертая состоит из культов, содержащих деструктивные положения в своих учениях и стремящихся их применять. Это область духовно-низменного, область правового и социального беспредела, эгоизма, гордыни, самоуверенности, разрушения, смерти.

Максимализм, категоричность и некоторая схематичность подобного разделения пестрого многообразия вероучений, появившихся в России, вытекают из объективно назревшей необходимости выявления в них наиболее существенных различий. Иначе легко ошибиться – ведь каждое вероучение утверждает, что истинно лишь оно. Экуменизм, эклектичность и размытые критерии оценки, а также лукавые утверждения, что "истин много", выгодны в данной ситуации лишь сторонникам третьей и четвертой групп, заинтересованным в сокрытии своей опасности для общества.

В этой связи важно утверждение Православия, что Истина (фактор, определяющий и поддерживающий сущность каждого объекта в мире и Вселенной в целом) одна, и Она есть Иисус Христос (Ин. 14, 6). Единственность Истины вытекает, в частности, из очевидного единства мира. Конечно, при попытке определить само понятие истинности религиозная философия, критически относящаяся к вере, отмечает наличие феноменов мысли рационально знающей и мысли познающей, которые создают разнообразные искусственные объекты поклонения. Но существует еще мысль верующая, радикально отличающаяся от первых двух (1 Кор. 2, 6-16; 8, 1-3; 13, 8). Высшая религиозная система не может смешивать единственно истинного с ложными построениями (1 Ин. 2, 21).

Оценка религиозных движений по вероятности совершения ими правонарушений (исходя только из особенностей вероучений) разделяет всю их совокупность на те же четыре группы [17].

При этом разумеется, что в первой группе источников для правонарушений нет. Она располагается в духовно-нравственном пространстве созидательного бытия и активного добра, опирается на общение только с положительным и самодостаточным Абсолютом-Личностью-Богом. Правопорядок, основанный на такой духовности, на абсолютных положительных заповедях, гармонично содержит в себе понятия гражданского и общественного долга, ответственности и совести, отвечает потребностям устойчивого и полноценно развивающегося общества. Объясняется это тем, что каждый человек, искренне принявший духовность подобного типа, неравнодушен к любым нравственным и социальным процессам, тонко чувствует их направленность (положительную или негативную), стремится к святости, подвижнической, праведной и общественно-созидательной жизни (Мф. 5, 48).

Вторая группа может представлять собой источник правонарушений в определенных обстоятельствах. Третья – постоянно содержит в себе потенциальную угрозу правонарушений (на практике – угрозу, переходящую в реальность), четвертая – непосредственно ориентирована на их совершение.

Для проверки нашей системы классификации попробуем определить, к какой группе принадлежит конкретное религиозное движение, оставляя при этом право на соответствующее заключение за читателем. В 1996 году указом Президента Чеченской Республики Ичкерия (ЧРИ) был утвержден Уголовный Кодекс ЧРИ, одобренный ранее Высшим Советом Улемов республики. В главе 13, статье 126 этого Кодекса говорится, что " лицу, виновному в совершении преступления, квалифицируемого как вероотступничество, предлагается раскаяться, и суд устанавливает для этого определенный срок. Если же виновный, не являющийся новообращенным в ислам, стоит на своем, то он подвергается наказанию в виде смертной казни ". Много там и других не менее "интересных" статей. В то же время известно, что вся государственная, общественная и личная жизнь в ЧРИ регламентируется определенной религиозной организацией. К какой из выше перечисленных групп отнесут эту организацию господа защитники "свободы совести" и почему они молчат о таких фактах?

Можно было бы, конечно, объяснить наличие подобных реалий "перегибами", допущенными рядом "фанатиков". Однако вот что говорится в главной вероучебной книге мусульман – Коране (перевод академика И.Ю. Крючковского): " ...Не берите из них друзей, пока они не выселятся по пути Аллаха; если же они отвратятся, то схватывайте их и убивайте, где бы ни нашли их. И не берите из них ни друзей, ни помощников " (Сура 4, 91); " ...избивайте многобожников, где их найдете, захватывайте их, осаждайте, устраивайте засаду против них во всяком скрытом месте! " (Сура 9, 5); " А когда вы встретите тех, которые не уверовали, то – удар мечом по шее; а когда произведете великое избиение их, то укрепляйте узы " (Сура 47, 4). Под многобожниками здесь понимаются, в частности, и те, кто верует в единосущную Святую Троицу. Религиозные экстремисты во многих странах активно используют эти строки Корана для оправдания убийств и насилия.

Приведем еще один пример определения наличия в учении культа элементов деструктивности. Организация "Свидетели


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.095 с.