Глава 15. Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Глава 15. Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг

2022-08-21 20
Глава 15. Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Статья 15.1. Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций

 

Правила обращения с наличными деньгами определяет Положение ЦБР от 5 января 1998 г. N 14-П "О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации"*(116). Это Положение обязательно для выполнения всеми учреждениями банков, а также организациями, предприятиями и учреждениями на территории Российской Федерации.

Кассовые операции - операции по приему, хранению и расходу наличных денег и денежных документов. Оформление кассовых операций осуществляется в соответствии с порядком ведения кассовых операций в РФ, утвержденным решением Совета Директоров ЦБР 22 сентября 1993 г. N 40*(117).

Согласно вышеназванным нормам работая с наличными деньгами необходимо соблюдать следующие правила:

- Предприятия, объединения, организации и учреждения независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков.

- Для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.

- Необходимо соблюдать лимит остатка кассы.

Ежегодно организация обязана предоставлять на утверждение в банк, осуществляющий ее кассовое обслуживание, расчет сумм лимита (предельно допустимой суммы наличности в кассе на конец дня). Когда лимит не установлен, он признается равным нулю. Ежедневно в случае превышения лимита на конец дня излишек должен быть сдан в банк (кроме трех рабочих дней для выплаты зарплаты, когда допускается хранение неограниченного количества денег).

- Расходование наличной выручки согласовывается с банком и ограничено конкретным перечнем расходов на выплату зарплаты, пособий, премий, закупку сельскохозяйственной продукции, скупку тары и вещей у населения, командировочные расходы, хозяйственные нужды. Внесение наличных денег из кассы организации на банковские счета других организаций и физических лиц не допускается.

- Следует соблюдать предельный размер расчетов наличными между юридическими лицами.

- Согласно Указанию Банка России от 14.11.2001 N 1050-У "Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке" данный предел составляет 60 000 рублей по одной сделке. Т.е. по договорам, стоимость которых больше указанной суммы, расчеты наличными деньгами запрещены. К расчетам с физическими лицами данное ограничение не применяется.

Несмотря на то, что речь в указании N 1050-У идет только о юридических лицах, а о предпринимателях не сказано ни слова, в письме N 08-17/2540*(118) Банк России пояснил, что действие этого документа в равной степени распространяется и на индивидуальных предпринимателей.

Названное положение породило судебные споры, так как у предпринимателей вызывают неудобства издержки, связанные с инкассацией наличных, а также более частые визиты в банк и трудности при расчетах с контрагентами. Особенно это актуально в сельской местности, где концентрация банков низкая.

Следует отметить, что возникают вопросы по поводу статуса письма N 08-17/2540. Так, согласно ст. 7 Федерального закона "О Центральном банке" Банк России может издавать по вопросам своей компетенции нормативные акты в форме указаний, положений и инструкций. Только эти нормативные акты обязательны для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. А поскольку письмо N 08-17/2540 не относится к числу нормативных актов Банка России, обязательных для исполнения, то оно не может устанавливать никакие правила.

Кроме того, правила подготовки нормативных актов устанавливаются Банком России самостоятельно и регулируются положением Банка России от 15 сентября 1997 г. N 519 "О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России". Согласно пункту 6.1 положения N 519, нормативные акты Банка России вступают в силу с момента опубликования в официальном издании Банка России ("Вестнике Банка России").

Письмо N 08-17/2540 в "Вестнике Банка России" опубликовано не было. Поэтому статус письма N 08-17/2540 не носит характер указания Банка России и соответственно нормативного акта.

Тем не менее, в решении N ГКПИ04-163 Верховный суд РФ сделал вывод о том, что расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, на сумму, превышающую 60 000 руб., в силу пункта 2 статьи 861 ГК РФ надо производить в безналичном порядке. Причем, этот вывод суда никак не связан ни с содержанием рассматриваемого дела, ни с поставленным в заявлении вопросом об оспаривании обязанности организации заключить договор банковского счета.

Арбитражная практика по данному вопросу противоречива. Так, Федеральный арбитражный суд Московского округа в постановлении от 29 декабря 2004 г. N КА-А40/12146-04 поддержал доводы предпринимателя, указав, что пункт 1 Порядка ведения кассовых операций не обязывает его сдавать денежную наличность в банк. Аналогичная позиция высказывалась и Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа в постановлении от 18 апреля 2005 г. N А56-23502/04.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в постановлении от 26 июня 2006 г. N Ф08-2586/2006-1102А в качестве дополнительного аргумента в пользу предпринимателя сослался на постановление Госкомстата России от 18 августа 1998 г. N 88.

Правда, есть и судебная практика в пользу налоговых органов.

Например, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в постановлении от 19 августа 2003 г. N А49-55/03-93ОП/19 указал, что налоговые органы правильно привлекли предпринимателя к административной ответственности за нарушение Порядка ведения кассовых операций, поскольку вывод о применении этого документа только к юридическим лицам противоречит письму N 14-4/95.

Следует отметить, что, налоговым органам, с учетом сложившейся судебной практики и специфики правового статуса предпринимателя, непросто доказать факт нарушения им установленных ограничений и привлечь его к ответственности. Наконец, в распоряжении предпринимателей имеются вполне законные способы в большинстве случаев обойти установленный лимит наличных расчетов.

 

Статья 15.2. Невыполнение обязанностей по контролю за соблюдением правил ведения кассовых операций

 

Кредитные организации осуществляют проверки соблюдения предприятием порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью, которые установлены нормативными актами Банка России. (Положение ЦБР от 5 января 1998 г. N 14-П "О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации"*(119) и Положение Банка России от 25 марта 1997 г. "О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации").

Круг предприятий, подлежащих проверке, определяется руководителем учреждения банка в зависимости от объема налично-денежного оборота и имеющейся в банке информации о соблюдении предприятиями установленного порядка работы с денежной наличностью. При этом учитывается также информация других контролирующих органов.

Для осуществления проверки выбираются сведения о произведенных в проверяемом периоде операциях по поступлениям (зачислению) на счета предприятия в учреждении банка наличных денег и их выдачам (списанию) из кассы учреждения банка. Уточняется сумма установленного лимита остатка денег в кассе, наличие разрешения на расходование денежной выручки из кассы предприятия и его условия, согласованный порядок и сроки сдачи выручки в учреждение банка.

Проверка оформляется Справкой о результатах проверки соблюдения предприятием порядка работы с денежной наличностью.

В ходе проверки предприятия рассматривается:

1. Полнота оприходования денежной наличности, полученной в учреждении банка.

Проверяется соответствие записей в кассовой книге данным учреждения банка по суммам и срокам. При наличии расхождений между данными учреждения банка и записями в кассовой книге предприятия выясняются причины. Фактическое наличие денег в кассе предприятия, а также условия хранения наличных денег и ценностей представителем учреждения банка не проверяются.

Полнота оприходования в кассу предприятия наличных денежных средств, полученных в результате хозяйственной деятельности, рассматривается налоговыми органами при проведении проверок соблюдения налогового законодательства.

2. Полнота сдачи денег в кассу учреждения банка.

Рассматривается соблюдение согласованного порядка и сроков сдачи денежной выручки в учреждение банка, уточняется сумма наличных денег, поступивших в кассу за проверяемый период и сопоставляется с суммой денег, сданных в банк. Проверяется своевременность возврата в учреждение банка не выплаченных в срок средств на заработную плату, выплаты социального характера, других денежных средств.

Сверяются суммы и даты сдачи наличных денег в банк с записями в кассовой книге, при наличии расхождений между данными учреждения банка и записями в кассовой книге выясняются причины такого положения.

3. Соблюдение согласованных с учреждением банка условий расходования поступающих в кассу предприятия наличных денежных средств.

На основании первичных документов по учету кассовых операций и других бухгалтерских данных рассматривается соблюдение согласованных с банком условий расходования наличных денег из выручки, поступившей в кассу предприятия.

4. Соблюдение установленных предельных сумм расчетов наличными деньгами между юридическими лицами.

В целях выявления фактов превышения предприятием предельных сумм расчетов наличными деньгами с юридическими лицами за товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги рассматриваются записи в документах первичной учетной документации по кассовым операциям (записи в кассовом журнале, приходно-расходных документах, кассовой книге), отчеты подотчетных лиц о расходовании полученных наличных денег (проверяются обороты по счету "Расчеты с подотчетными лицами"), а также товарные чеки, счета, счета-фактуры. При наличии таких фактов в Справке по проверке проставляется сумма произведенного платежа и наименование участников расчетов.

5. Соблюдение установленного учреждением банка лимита остатка наличных денег в кассе предприятия.

Рассматривается соблюдение установленного учреждением банка лимита остатка кассы на каждый день проверяемого периода. В Справке по проверке проставляются данные о лимите остатка кассы, фактических остатках наличных денег в кассе предприятия в дни, когда был превышен лимит.

Определяется общая сумма превышения лимита остатка кассы в проверяемом периоде, а также сверхлимитная кассовая наличность (средняя величина), рассчитанная исходя из общей суммы и количества дней превышения лимита остатка кассы.

6. Ведение кассовой книги и других кассовых документов.

Рассматривается соблюдение установленного порядка оформления операций по приему и выдаче наличных денег из кассы предприятия, ведение форм первичной учетной документации по кассовым операциям (приходных и расходных кассовых ордеров, журнала регистрации приходных и расходных кассовых документов, кассовой книги, книги учета принятых и выданных кассиром наличных денег), составление ежедневного отчета кассира по произведенным кассовым операциям в соответствии с приходно-расходными документами, расчетно-платежными ведомостями.

Отмечается качество и периодичность составления первичных кассовых документов по приему и выдаче наличных денег, соответствие записей в приходно-расходных документах записям в кассовой книге и другие.

По результатам проверки проверяющим делаются выводы и вносятся необходимые рекомендации руководству предприятия по устранению имеющихся недостатков по оформлению кассовых операций и работе с денежной наличностью.

Справка по результатам проверки составляется в 3 экземплярах и подписывается руководителем, главным (старшим) бухгалтером предприятия и представителем учреждения банка (проверяющим).

В случаях, когда в ходе проверки не установлены факты нарушений предприятием порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью, проверяющий может ограничиться заполнением 2 экземпляров Справки.

Результаты проверки в трехдневный срок рассматриваются руководителем учреждения банка или его заместителем. После этого третий экземпляр Справки передается предприятию, второй - остается в документах учреждения банка. При установлении фактов нарушений порядка работы с денежной наличностью первый экземпляр Справки направляется налоговый орган по месту учета налогоплательщика для определения мер ответственности, предусмотренных законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации.

 

Статья 15.3. Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе

 

1. В целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту:

- нахождения организации,

- нахождения ее обособленных подразделений,

- жительства физического лица,

- нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств.

Постановка на учет в налоговом органе организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми Налоговый кодекс связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога или сбора.

Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. Заявление о постановке на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения подается в течение одного месяца после создания обособленного подразделения.

Постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту нахождения или по месту жительства осуществляется на основании сведений, которые содержатся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановка на учет, снятие с учета организации или физического лица в налоговом органе по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств осуществляются на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в статье 85 Налогового кодекса. Организация подлежит постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения недвижимого имущества, принадлежащего ей на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Постановка на учет в налоговых органах физических лиц, которые не относящятся к индивидуальным предпринимателям осуществляется налоговым органом по месту жительства физического лица на основе информации, предоставляемой органами, указанными в статье 85 настоящего Кодекса, либо на основании заявления физического лица.

Следует учесть, что если месячный срок подачи заявления оканчивается нерабочим днем, то крайний срок переносится на следующий рабочий день (ст. 6.1 НК РФ). Срок в один месяц истекает в то же число следующего месяца. Если в месяце нет такого числа, то срок заканчивается на следующий за ним рабочий день.

В соответствии с комментируемым пунктом при нарушении установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе должностному лицу грозят штрафные санкции в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда.

2. Правонарушение комментируемого пункта предусматривает прямой умысел, т.е. деятельность направленная на избежании постановки на учет в налоговом органе.

Административные правонарушения рассматриваемой статье налагаются на основании постановления суда. Дело возбуждается в соответствии с протоколом об административном правонарушении, составленном налоговым органом.

В соответствии с примечанием к статье 15.3 КоАП РФ индивидуальные предприниматели не могут быть привлечены к установленной названными выше нормами административной ответственности как должностные лица. Указанное правило относится и к случаям, когда индивидуальный предприниматель, не заключая трудовых договоров для исполнения обязанностей руководителя, главного бухгалтера и иных должностных лиц, сам осуществляет права и обязанности названных должностных лиц.

 

Статья 15.4. Нарушение срока представления сведений об открытии и о закрытии счета в банке или иной кредитной организации

 

Налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели обязаны письменно сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя:

- об открытии или о закрытии счетов (лицевых счетов) - в течение семи дней со дня открытия (закрытия) таких счетов. Индивидуальные предприниматели сообщают в налоговый орган о счетах, используемых ими в предпринимательской деятельности;

- обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях - в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;

- обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, - в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения или прекращения деятельности организации через обособленное подразделение (закрытия обособленного подразделения). Указанное сообщение представляется в налоговый орган по месту нахождения организации;

- о реорганизации или ликвидации организации - в течение трех дней со дня принятия такого решения.

Нотариусы, которые занимаются частной практикой, и адвокаты, которые учредили адвокатские кабинеты, обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту своего жительства об открытии (закрытии) счетов, предназначенных для осуществления ими профессиональной деятельности.

Так, Приказом Федеральной налоговой службы от 9 ноября 2006 г. N САЭ-3-09/778 "Об утверждении форм, рекомендуемых налогоплательщикам для сообщения сведений, предусмотренных п. 2 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации"*(120) утверждены формы, которые рекомендуются налогоплательщикам для сообщения вышеназванных сведений в налоговые органы.

Как было сказано, выше налогоплательщик обязан информировать налоговый орган в определенные сроки об открытии или закрытии счета в банке. Возникает вопрос: о каких счетах необходимо информировать налоговый орган? В соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ к счетам относятся расчетные (текущие) и другие счета в банках, открытые на основании договора банковского счета.

Может ли налоговый орган оштрафовать налогоплательщика за несообщение сведений о ссудном счете, если с него нельзя напрямую (без зачисления на расчетный счет) списывать деньги, о депозитном счете, о транзитном валютном счете, о специальном транзитном валютном счете?

Налоговые органы исходят из того, что о наличии таких счетов необходимо информировать налоговый орган. Данная позиция нашла отражение в письме ФНС России от 27 апреля 2005 г. N КБ-6-24/351@*(121).

Однако суд эту позицию не разделяет.

Например, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 24 февраля 2004 г. N А56-29573/03 сделан следующий вывод:

"Специальный транзитный валютный счет не подпадает под определение понятия "счет", указанное в статье 11 НК РФ, а следовательно, у налогоплательщика отсутствовала обязанность сообщать в налоговый орган об открытии названного счета".

К аналогичному выводу пришел ФАС Уральского округа. В его постановлении от 17 июля 2003 г. N Ф09-2039/03-АК сказано: "Гражданским законодательством предусмотрено очень большое количество банковских счетов. Однако не каждый из них является счетом с позиций законодательства о налогах и сборах... Непредставление налогоплательщиком в налоговый орган сведений об открытии транзитного валютного счета в десятидневный срок не нарушает норм законодательства о налогах и сборах, а значит, не является налоговым правонарушением".

 

Статья 15.5. Нарушение сроков представления налоговой декларации

 

Статья 80 Налогового кодекса устанавливает, что налоговая декларация - письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и о других данных, которые служат основанием для исчисления и уплаты налога.

Расчет авансового платежа представляет собой письменное заявление налогоплательщика о базе исчисления, об используемых льготах, исчисленной сумме авансового платежа и о других данных, которые служат основанием для исчисления и уплаты авансового платежа. Расчет авансового платежа представляется в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом применительно к конкретному налогу.

Расчет сбора представляет собой письменное заявление плательщика сбора об объектах обложения, облагаемой базе, используемых льготах, исчисленной сумме сбора и о других данных, которые служат основанием для исчисления и уплаты сбора.

Каждый налогоплательщик обязан представлять налоговую декларацию по налогу, который подлежит уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Для каждого вида налога установлен свой срок подачи декларации.

Если налогоплательщик освобожден от обязанности по уплате налогов в связи с применением специальных налоговых режимов, то в этом случае налоговые декларации не представляются в налоговые органы.

При отсутствии финансово-хозяйственной деятельности, налогоплательщик представляет налоговую декларацию по упрощенной форме, которая утверждается Министерством финансов Российской Федерации.

Налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде.

Налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых по состоянию на 1 января 2007 г. превышает 250 человек, обязаны представлять налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган в электронном виде.

Согласно Федеральному закону от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ*(122) вышеназванный порядок предоставления налоговой декларации будет действовать до 1 января 2008 г.

Единые требования к форматам представления налоговой отчетности по региональным и местным налогам и сборам в электронном виде, утверждены приказом МНС РФ от 12 февраля 2003 г. N БГ-3-13/58@.*(123)

Бланки налоговых деклараций (расчетов) предоставляются налоговыми органами бесплатно.

Налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.

Что касается налогоплательщиков, прибегающих к услугам почты, одной из наиболее частых их ошибок является отправление налоговых деклараций без описи вложения, обычным заказным письмом. В этом случае отправитель рискует: если налоговый орган не получит это письмо, на налогоплательщика будет наложен штраф. Квитанция отделения почтовой связи не освободит его от ответственности, так как из нее не следует, что содержимым отправления являлся именно необходимый документ.

Указанная позиция нашла отражение, например, в п. 4 Обзора результатов рассмотрения жалоб на решения налоговых органов, действия (бездействие) их должностных лиц за второе полугодие 2003 г. - первое полугодие 2004 г., приведенного в письме Управления МНС России по г. Москве от 12 октября 2004 г. N 11-15/65542. Там, в частности, сказано: "...Направление декларации заказным письмом (с приложением квитанции почтовой связи и уведомления о вручении) не подтверждают факт отправки организацией декларации. Организацией не соблюден порядок направления деклараций почтовым отправлением, установленный пунктом 2 статьи 80 НК РФ, а именно: отсутствует опись вложения".

Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета) и обязан по просьбе налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) проставить отметку на копии налоговой декларации (копии расчета) о принятии и дату ее получения. При получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи налоговый орган обязан передать налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) квитанцию о приеме в электронном виде.

При отправке налоговой декларации (расчета) по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. При передаче налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки.

Налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент) или его представитель подписывает налоговую декларацию (расчет), подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете).

Единые требования к формированию и формализации налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов, утвержденны приказом МНС РФ от 31 декабря 2002 г. N БГ-3-06/756.*(124)

Министерство финансов Российской Федерации не вправе включать в форму налоговой декларации (расчета), а налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов) включения в налоговую декларацию (расчет) сведений, не связанных с исчислением и (или) уплатой налогов и сборов, за исключением:

1) вида документа: первичный (корректирующий);

2) наименования налогового органа;

3) места нахождения организации (ее обособленного подразделения) или места жительства физического лица;

4) фамилии, имени, отчества физического лица или полного наименования организации (ее обособленного подразделения);

5) номера контактного телефона налогоплательщика.

Решая вопрос о привлечении должностного лица организации к административной ответственности по статьям 15.5, 15.6 и 15.11 КоАП РФ необходимо руководствоваться положениями пункта 1 статьи 6 и пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"*(125), в соответствии с которыми руководитель несет ответственность за надлежащую организацию бухгалтерского учета, а главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера) - за ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.

 

Статья 15.6. Непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля

 

1. Налоговый контроль - деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, которые предусмотрены НК РФ.

Следует отметить, что ст. 31 НК РФ не давала полного представления о правовых основаниях истребования документов, наделяя налоговые органы правом требовать у налогоплательщика или налогового агента "документы, подтверждающие правильность исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов". Данная норма не в полной мере корреспондировала с пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ, возлагающим на налогоплательщика обязанность "представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов".

Фактически НК РФ наделял налоговые органы правом истребовать в ходе налоговых проверок неограниченное количество любых документов. При этом следует отметить, что налоговые инспекции активно пользовались данным полномочием.

Государственный орган, имея безусловное право требовать от налогоплательщика представления документов, должно реализовывать это право исключительно в рамках определенной процедуры. Это, тесно связывает данную норму с положениями, регулирующими осуществление налоговыми органами мероприятий налогового контроля.

Порядок истребования документов для налоговой проверки, установленный п. 1 ст. 93 НК РФ, является единым, для всех видов налоговых проверок.

В то же время нельзя не отметить, что в последнее время такое мероприятие налогового контроля, как камеральная налоговая проверка, использовалась налоговыми органами довольно широко. В отличие от выездных налоговых проверок, проведение камеральных проверок не было обусловлено серьезными ограничениями (наличие специального решения руководителя налогового органа, недопустимость проведения повторных проверок и т.п.). К тому же ст. 88 НК РФ позволяла налоговым органам истребовать у налогоплательщиков "документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов". По этим причинам налоговые органы практиковали проведение камеральных налоговых проверок в любой ситуации, когда у них возникает потребность ознакомиться с документами налогоплательщика.

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ*(126) внес изменения в процедуру истребования документов. Так, в Налоговый кодекс добавлена новая ст. 93.1. Положительным для налогоплательщиков можно считать изменения в ст. 88 НК РФ, которые касаются перечня документов, запрашиваемых у организации при камеральных проверках. Законодатель определил, что помимо документов, которые организации обязаны представить вместе с налоговой декларацией, налоговые органы могут требовать только документы, которые подтверждают:

- право на льготу при налогообложении;

- правомерность применения вычетов по НДС;

- исчисление и уплату налогов, связанных с использование природных ресурсов.

Кроме, того с 2010 года вступает в силу положение, в котором будет указано, что при налоговой проверке работники налоговых органов не смогут требовать документы, которые уже были представлены в инспекцию в ходе камеральной или выездной проверки.

Интересна позиция, которые заняли арбитражные суды. В постановлении от 15.06.2004 при рассмотрении дела N А56-28520/03 ФАС СЗО указал на недопустимость произвольного истребования у налогоплательщика всего объема первичных учетных документов и счетов-фактур.

Так, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 29 сентября 2003 г. N А26-2708/03-211 сказано: "НК РФ не предусматривает право налоговых органов истребовать у организаций в рамках встречной налоговой проверки сведения о поставщиках, в отношении которых налоговым органом не проводится налоговая проверка. Поэтому арбитражный суд признал необоснованным требование налогового органа о представлении налогоплательщиком информации о поставщиках реализованных на экспорт товаров".

Согласно постановлению ФАС Уральского округа от 17 ноября 2003 г. N Ф09-3840/03-АК, "требования о предоставлении иных документов, не имеющих прямого отношения к цели проверки, нарушает конституционные права налогоплательщика.

При этом в указанных требованиях инспекция запросила документы, которые не имеют прямого отношения к данной форме налогового контроля - камеральной проверке (табеля учета рабочего времени, приказы и договоры общества, сведения о количестве отработанного времени каждого физического лица в календарных днях), т.е. превысила свои полномочия, предусмотренные пунктом 4 статьи 88 НК РФ".

А вот цитата из постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 23 апреля 2003 г. N А33-14577/02-С3н-Ф02-1087/03-С1: "При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать все документы, относящиеся к хозяйственной деятельности проверяемого налогоплательщика; им могут истребоваться только документы, имеющие непосредственное отношение к обнаруженным налоговым органом ошибкам в представленных налогоплательщиком декларациях или иных документах".

Кроме того, необходимо обратить внимание на следующее: в информационном письме Президиума ВАС РФ от 17 марта 2003 г. N 71 сказано, что санкция, предусмотренная п. 1 ст. 126 НК РФ, не может быть применена за непредставление документа, который хотя и поименован в нормативном правовом акте как обязательный к представлению, но является приложением к налоговой декларации (налоговому расчету).

2. Органы юстиции, которые выдают лицензии на право нотариальной деятельности и наделяют нотариусов полномочиями, обязаны сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения в течение пяти дней со дня издания соответствующего приказа:

- о физических лицах, получивших лицензии на право нотариальной деятельности;

- о физических лицах, назначенных на должность нотариуса, занимающегося частной практикой,

- о физических лицах, освобожденных от частной практики нотариуса.

Адвокатские палаты субъектов Российской Федерации обязаны не позднее 10-го числа каждого месяца сообщать в налоговый орган по месту нахождения адвокатской палаты субъекта Российской Федерации сведения:

- об адвокатах, внесенные в предшествующем месяце в реестр адвокатов субъекта Российской Федерации (в том числе сведения об избранной ими форме адвокатского образования)

- об адвокатах, исключенных из указанного реестра,

- о принятых за этот месяц решениях о приостановлении (возобновлении) статуса адвокатов.

Органы, которые осуществляют регистрацию физических лиц по месту жительства либо регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации указанных:

- о фактах регистрации физического лица по месту жительства;

- о фактах рождения и смерти физических лиц.

Органы, которые осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органы, которые осуществляют регистрацию транспортных средств, обязаны в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации сообщать сведения:

- о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе,

- о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах.

Органы опеки и попечительства, воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и иные аналогичные учреждения, которые в соответствии с федеральным законодательством осуществляют опеку, попечительство или управление имуществом подопечного, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения не позднее пяти дней со дня принятия соответствующего решения:

- об установлении опеки над физическими лицами, признанными судом недееспособными,

- об опеке, попечительстве и управлении имуществом малолетних, иных несовершеннолетних физических лиц, физических лиц, ограниченных судом в дееспособности,

- о дееспособных физических лиц, над которыми установлено попечительство в форме патронажа,

- о физических лиц, признанных судом безвестно отсутствующими,

- о последующих изменениях, связанных с указанной опекой, попечительством или управлением имуществом.

Органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия, и нотариусы, занимающиеся частной практикой, обязаны сообщать в налоговые органы соответственно по месту своего нахождения, месту жительства не позднее пяти дней со дня соответствующего нотариального удостов


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.097 с.