Раздел 1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Раздел 1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека

2022-08-20 29
Раздел 1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Раздел 1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека

Темы этого раздела:
→ связаны с вопросами, которые человек задаёт себе сам, в том числе в ситуации нравственного выбора;
→ нацеливают на рассуждение о нравственных идеалах и моральных нормах, сиюминутном и вечном, добре и зле, о свободе и ответственности;
→ касаются размышлений о смысле жизни, гуманном и антигуманном поступках, их мотивах, причинах внутреннего разлада и об угрызениях совести;
→ позволяют задуматься об образе жизни человека, о выборе им жизненного пути, значимой цели и средствах её достижения, любви и дружбе;
→ побуждают к самоанализу, осмыслению опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя.

Раздел 2. Семья, общество, Отечество в жизни человека

Темы этого раздела:
→ связаны со взглядом на человека как представителя семьи, социума, народа, поколения, эпохи;
→ нацеливают на размышление о семейных и общественных ценностях, традициях и обычаях, межличностных отношениях и влиянии среды на человека;
→ касаются вопросов исторического времени, гражданских идеалов, важности сохранения исторической памяти, роли личности в истории;
→ позволяют задуматься о славе и бесславии, личном и общественном, своём вкладе в общественный прогресс;
→ побуждают рассуждать об образовании и о воспитании, споре поколений и об общественном благополучии, о народном подвиге и направлениях развития общества.

Раздел 3. Природа и культура в жизни человека

Темы этого раздела:
→ связаны с философскими, социальными, этическими, эстетическими проблемами, вопросами экологии;
→ нацеливают на рассуждение об искусстве и науке, о феномене таланта, ценности художественного творчества и научного поиска, о собственных предпочтениях или интересах в области искусства и науки;
→ касаются миссии художника и ответственности человека науки, значения великих творений искусства и научных открытий (в том числе в связи с юбилейными датами);
→ позволяют осмысливать роль культуры в жизни человека, важность исторической памяти, сохранения традиционных ценностей;
→ побуждают задуматься о взаимодействии человека и природы, направлениях развития культуры, влиянии искусства и новых технологий на человека.


Образец комплекта тем

Время

101. Какого человека можно назвать героем своего времени?
102. Зачем человеку заглядывать в будущее?
104. Какие вопросы волнуют человека в любую эпоху?
105. Как судьба человека связана с историей народа?
106. Когда хочется остановить мгновение?
107. Почему потеря времени считается невосполнимой потерей?
108. Может ли человек влиять на ход истории?
109. Что человек стремится забыть, а что старается удержать в памяти?
110. Хорош ли принцип «живи сегодняшним днём»?
111. Какие вопросы называют «вечными»?
113. Какую роль в становлении личности играют детство и юность?

Дом

201. Что значит в жизни человека родительский дом?
202. Что дом может рассказать о своём хозяине?
203. Как связаны понятия «дом» и «отечество»?
204. Война и дом.
205. Дом – это место или люди?
206. Хорош ли принцип «моя хата с краю»?
209. Может ли человек прожить без Дома?
210. Какова роль дома и семьи в сохранении и передаче жизненного опыта?
211. В какой дом хочется приходить снова и снова?
212. Какие нравственные ценности укрепляют семью?
213. Что в доме самое главное?

Любовь

301. Какие качества раскрывает в человеке любовь?
303. Что такое «любовь к жизни»?
304. Почему в любви важно понимать и прощать?
305. Почему любовь не всегда приносит счастье?
306. Согласны ли Вы с утверждением А. де Сент-Экзюпери: «Любить – это не значит смотреть друг на друга, любить – это значит вместе смотреть в одном направлении»?
308. Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Любить – значит жить жизнью того, кого любишь»?
309. Согласны ли Вы с утверждением У. Шекспира: «Влюбиться можно в красоту, но полюбить – лишь только душу»?
310. Согласны ли Вы с утверждением Ж.-Ж. Руссо: «Любить глубоко – это значит забыть о себе»?
311. Светлые и трагические стороны любви.
312. Можно ли быть счастливым без любви?
313. Как связаны понятия «любовь» и «ответственность»?

Путь

401. Что значит идти дорогой чести?
402. Какое влияние старшие могут оказать на выбор человеком жизненного пути?
403. К чему может привести человека болезненное самолюбие?
405. На пути к благородной цели все ли средства хороши?
406. Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь – это постоянный выбор?
407. Важно ли, идя по жизни вперёд, оглядываться на пройденный путь?
408. Нужно ли стремиться к познанию самого себя?
409. Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути?
411. Возможно ли избежать ошибок в поиске жизненного пути?
412. Каким может быть путь к познанию самого себя?
413. Важно ли человеку самому выбрать свой жизненный путь?

"Год литературы"

501. Чтение какой книги потребовало от Вас душевной работы?
502. Почему литературу часто называют «человековедением»?
503. Чтение литературного произведения – труд или отдых?
504. Согласны ли Вы с утверждением: человек, любящий читать, никогда не будет одинок?
506. Какие вопросы, поднятые в литературе, не теряют своей актуальности с течением времени?
508. Какую роль чтение художественной литературы играет в становлении личности?
509. Помогает ли человеку книга лучше понять себя?
510. Какие произведения становятся классическими?
511. Какую книгу Вы бы хотели экранизировать?
512. Что добавляет читательский опыт жизненному опыту?
513. Почему некоторые книги люди перечитывают?

 


Центральный федеральный округ, Южный федеральный округ, Северо-Западный федеральный округ, Приволжский федеральный округ, Северо-Кавказский федеральный округ, Крымский федеральный округ

Сочинения по этим темам.

106. Когда хочется остановить мгновение?
202. Что дом может рассказать о своём хозяине?
301. Какие качества раскрывает в человеке любовь?
406. Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь – это постоянный выбор?
503. Чтение литературного произведения – труд или отдых?


Приволжский федеральный округ

Удмуртская Республика, Самарская область

107. Почему потеря времени считается невосполнимой потерей?
211. В какой дом хочется приходить снова и снова?
309. Согласны ли Вы с утверждением У. Шекспира: «Влюбиться можно в красоту, но полюбить – лишь только душу»?
409. Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути?
509. Помогает ли человеку книга лучше понять себя?

Отцы и дети

101. Когда родители могут гордиться детьми?
102. Что такое родительская ответственность и в чём она проявляется?
103. Влияет ли историческая эпоха на отношения «отцов» и «детей»?
104. Неизбежен ли конфликт между поколениями?
105. Почему проблему «отцов и детей» называют вечной?
106. Как избежать конфликта между «отцами» и «детьми»?
107. Почему старшему поколению порой бывает трудно понимать молодёжь?
109. Как Вы понимаете выражение «достойный сын своего отца»?
110. Что важнее для детей: советы родителей или их пример?
111. Что такое мудрая родительская любовь?
113. Согласны ли Вы с французским писателем Альбером Камю, утверждавшим, что «каждому поколению свойственно считать себя призванным переделать мир»?


Мечта и реальность

202. Какую мечту можно назвать благородной?
203. Всегда ли мечта возвышает человека?
204. Как характеризует человека его мечта?
205. Может ли мечта изменить реальность?
207. Без чего любые мечты бесплодны?
208. Всякая ли мечта достойна человека?
209. Стоит ли мечтать о несбыточном?
210. Могут ли соседствовать высокие мечты и суровая реальность?
211. Какого человека можно назвать праздным мечтателем?
212. Что мешает человеку реализовать свою мечту?
213. Что помогает мечтам сбываться?


Месть и великодушие

301. Какие поступки свидетельствуют о великодушии человека?
302. Важно ли уметь прощать?
303. Как связаны великодушие и сострадание?
304. Какого человека называют великодушным?
305. Почему великодушие свидетельствует о внутренней силе человека?
306. Сила или слабость человека проявляется в умении прощать других?
308. Почему месть не помогает искоренить зло?
309. Месть – это уничтожение или умножение зла?
310. Почему желание мстить опустошает душу?
312. Опасна ли месть для самого мстителя?
313. Согласны ли Вы со словами А.И. Солженицына: «Не наказывая, даже не порицая злодеев – мы тем самым из-под новых поколений вырываем всякие основы справедливости»?


Искусство и ремесло

403. Почему нужно учиться понимать искусство?
404. Какое произведение искусства можно назвать великим?
405. Как Вы понимаете утверждение Л.Н. Толстого: «Искусство – одно из средств различения доброго от злого»?
406. Прав ли П.И. Чайковский, утверждавший, что «искусство создает хороших людей, формирует человеческую душу»?
407. Нужно ли классическое искусство современному человеку?
408. Нужно ли художнику обладать творческой смелостью?
409. Как искусство помогает понять действительность?
410. Что важнее в книге – как она написана или о чём?
411. Что такое вечная тема в искусстве?
412. Какова роль искусства в жизни общества?
413. Какое искусство называют настоящим?


Доброта и жестокость

501. Как Вы понимаете высказывание римского философа Сенеки: «Трудно привести к добру нравоучением, легко примером»?
502. Согласны ли Вы с утверждением Дж. Лондона: «Как легко быть добрым!»?
503. В чём заключается сила доброты?
504. Как связаны между собой любовь и доброта?
505. В каких поступках человека проявляется доброта?
506. Какие жизненные впечатления помогают верить в добро?
507. Согласны ли Вы с утверждением, что истинная доброта всегда бескорыстна?
508. Что значит быть добрым?
509. Почему жестокость разрушительна?
510. Есть ли разница между жестокостью и суровостью?
513. Какие времена можно назвать жестокими?

 


Центральный федеральный округ, Южный федеральный округ, Северо-Западный федеральный округ, Приволжский федеральный округ, Северо-Кавказский федеральный округ, Крымский федеральный округ

110. Что важнее для детей: советы родителей или их пример?
208. Всякая ли мечта достойна человека?
305. Почему великодушие свидетельствует о внутренней силе человека?
409. Как искусство помогает понять действительность?
506. Какие жизненные впечатления помогают верить в добро?


Приволжский федеральный округ

Удмуртская Республика, Самарская область

106. Как избежать конфликта между «отцами» и «детьми»?
202. Какую мечту можно назвать благородной?
312. Опасна ли месть для самого мстителя?
403. Почему нужно учиться понимать искусство?
502. Согласны ли Вы с утверждением Дж. Лондона: «Как легко быть добрым!»?


Северо-Западный федеральный округ

Калининградская область

109. Как Вы понимаете выражение «достойный сын своего отца»?
207. Без чего любые мечты бесплодны?
313. Согласны ли Вы со словами А.И. Солженицына: «Не наказывая, даже не порицая злодеев – мы тем самым из-под новых поколений вырываем всякие основы справедливости»?
411. Что такое вечная тема в искусстве?
510. Есть ли разница между жестокостью и суровостью?


Уральский федеральный округ

113. Согласны ли Вы с французским писателем Альбером Камю, утверждавшим, что «каждому поколению свойственно считать себя призванным переделать мир»?
204. Как характеризует человека его мечта?
308. Почему месть не помогает искоренить зло?
410. Что важнее в книге – как она написана или о чём?
505. В каких поступках человека проявляется доброта?


Сибирский федеральный округ

Алтайский край, Новосибирская область, Республика Алтай, Томская область, Красноярский край, Республика Тыва, Республика Хакасия, Кемеровская область

104. Неизбежен ли конфликт между поколениями?
213. Что помогает мечтам сбываться?
303. Как связаны великодушие и сострадание?
412. Какова роль искусства в жизни общества?
507. Согласны ли Вы с утверждением, что истинная доброта всегда бескорыстна?

Омская область

102. Что такое родительская ответственность и в чём она проявляется?
205. Может ли мечта изменить реальность?
310. Почему желание мстить опустошает душу?
407. Нужно ли классическое искусство современному человеку?
513. Какие времена можно назвать жестокими?

Иркутская область

111. Что такое мудрая родительская любовь?
203. Всегда ли мечта возвышает человека?
301. Какие поступки свидетельствуют о великодушии человека?
406. Прав ли П.И. Чайковский, утверждавший, что «искусство создает хороших людей, формирует человеческую душу»?
503. В чём заключается сила доброты?


Дальневосточный федеральный округ

Забайкальский край

107. Почему старшему поколению порой бывает трудно понимать молодёжь?
209. Стоит ли мечтать о несбыточном?
306. Сила или слабость человека проявляется в умении прощать других?
413. Какое искусство называют настоящим?
504. Как связаны между собой любовь и доброта?

Магаданская область

101. Когда родители могут гордиться детьми?
210. Могут ли соседствовать высокие мечты и суровая реальность?
304. Какого человека называют великодушным?
405. Как Вы понимаете утверждение Л.Н. Толстого: «Искусство – одно из средств различения доброго от злого»?
508. Что значит быть добрым?

Еврейская автономная область, Приморский край, Хабаровский край

103. Влияет ли историческая эпоха на отношения «отцов» и «детей»?
211. Какого человека можно назвать праздным мечтателем?
309. Месть – это уничтожение или умножение зла?
408. Нужно ли художнику обладать творческой смелостью?
509. Почему жестокость разрушительна?

Камчатский край, Чукотский автономный округ

105. Почему проблему «отцов и детей» называют вечной?
212. Что мешает человеку реализовать свою мечту?
302. Важно ли уметь прощать?
404. Какое произведение искусства можно назвать великим?
501. Как Вы понимаете высказывание римского философа Сенеки: «Трудно привести к добру нравоучением, легко примером»?

 

«Война и мир» – к 150-летию великой книги

101. Над чем Вас заставил задуматься роман Л.Н. Толстого «Война и мир»?
102. Какие человеческие проявления автор романа «Война и мир» считал неприемлемыми, разделяете ли Вы его позицию?
103. Разделяете ли Вы убеждение Андрея Болконского: «надо…чтобы не для одного меня шла моя жизнь»?
105. Согласны ли Вы с убеждением автора романа «Война и мир», что ход исторических событий не определяется волей одного человека?
107. Разделяете ли Вы убеждение княжны Марьи, что существует «счастье прощать»?
108. Как Вы понимаете мысль автора романа «Война и мир» о том, что главная победа над врагом – это «победа нравственная»?
109. Как Вы понимаете слова Пьера Безухова: «Надо жить, надо любить, надо верить...»?
110. Согласны ли Вы с убеждением автора романа «Война и мир», что единение всего народа – это условие победы в любой войне?
111. Согласны ли Вы с позицией княжны Марьи: «Мы не имеем права наказывать»?
112. Как Вы понимаете слова Л.Н. Толстого, прозвучавшие в романе «Война и мир»: «нет величия там, где нет простоты, добра и правды»?
113. Согласны ли Вы с убеждением автора романа «Война и мир», что каждый человек должен пройти свой путь духовных исканий?


Надежда и отчаяние

201. Может ли книга помочь в минуту отчаяния?
202. Какую книгу Вы посоветовали бы прочитать тому, кто устал надеяться?
203. Верно ли, что надеяться можно только на себя?
204. Можно ли жить без надежды на лучшее?
205. Как помочь человеку обрести надежду?
206. Как надежда помогает выстоять в жизненных испытаниях?
207. Чем опасно для человека отчаяние?
208. Что помогает человеку не отчаяться в сложной жизненной ситуации?
210. Согласны ли Вы с тем, что безвыходных ситуаций не существует?
211. Верно ли, что надежда делает человека сильнее?
213. В каких ситуациях человеком может овладеть отчаяние?


Добро и зло

301. Почему так трудно отвечать добром на зло?
302. Как совесть помогает человеку совершать выбор между добром и злом?
303. Меняются ли со временем понятия о добре и зле?
304. Всегда ли легко различить добро и зло?
305. Верно ли, что добро всегда сильнее зла?
306. Почему доброе дело благотворно для того, кто его совершает?
307. Как связаны добро и благородство?
309. Можно ли делить зло на «малое» и «большое»?
310. Согласны ли Вы с М.Ю. Лермонтовым, назвавшим равнодушие к добру и злу «постыдным»?
312. Через какие «лазейки» зло проникает в душу человека?
313. Как Вы понимаете известное утверждение, что главное поле битвы добра и зла – сердце человека?


Гордость и смирение

401. Чем можно и нужно гордиться?
403. Почему «гордость» и «гордыня» – разные понятия?
404. Должен ли человек смирять свою гордость?
405. Почему гордые люди часто бывают одинокими?
406. К чему приводит стремление возвыситься над окружающими?
407. Считаете ли Вы смирение добродетелью?
408. В чём проявляется смирение?
410. С чем бы Вы не могли смириться никогда в жизни?
411. Почему поединок между гордостью и смирением так драматичен?
412. Как победить в себе гордыню?
413. В чём разница между смирением и покорностью?


Он и она

502. Помогает ли любовь лучше понять самого себя?
503. Что мешает взаимопониманию между любящими?
504. В чём заключается рыцарское отношение к женщине?
505. Всегда ли он достоин её?
506. Нужны ли подвиги во имя любви?
508. Каким Вы представляете себе гармоничный семейный союз?
509. Он и она: в чём причины непонимания?
510. На какие жертвы способны он и она ради любви?
511. Какое значение в любви имеет взаимопонимание?
512. Что может привести к разрушению любви?
513. Он и она: искусство понимать друг друга.

 


Центральный федеральный округ, Южный федеральный округ, Северо-Западный федеральный округ, Приволжский федеральный округ, Северо-Кавказский федеральный округ, Крымский федеральный округ

113. Согласны ли Вы с убеждением автора романа «Война и мир», что каждый человек должен пройти свой путь духовных исканий?
202. Какую книгу Вы посоветовали бы прочитать тому, кто устал надеяться?
313. Как Вы понимаете известное утверждение, что главное поле битвы добра и зла – сердце человека?
407. Считаете ли Вы смирение добродетелью?
503. Что мешает взаимопониманию между любящими?


Приволжский федеральный округ

Удмуртская Республика, Самарская область

112. Как Вы понимаете слова Л.Н. Толстого, прозвучавшие в романе «Война и мир»: «нет величия там, где нет простоты, добра и правды»?
203. Верно ли, что надеяться можно только на себя?
312. Через какие «лазейки» зло проникает в душу человека?
406. К чему приводит стремление возвыситься над окружающими?
510. На какие жертвы способны он и она ради любви?


Северо-Западный федеральный округ

Калининградская область

103. Разделяете ли Вы убеждение Андрея Болконского: «надо…чтобы не для одного меня шла моя жизнь»?
206. Как надежда помогает выстоять в жизненных испытаниях?
305. Верно ли, что добро всегда сильнее зла?
403. Почему «гордость» и «гордыня» – разные понятия?
513. Он и она: искусство понимать друг друга.


Уральский федеральный округ

109. Как Вы понимаете слова Пьера Безухова: «Надо жить, надо любить, надо верить...»?
211. Верно ли, что надежда делает человека сильнее?
301. Почему так трудно отвечать добром на зло?
413. В чём разница между смирением и покорностью?
505. Всегда ли он достоин её?


Сибирский федеральный округ

Алтайский край, Новосибирская область, Республика Алтай, Томская область, Красноярский край, Республика Тыва, Республика Хакасия, Кемеровская область

102. Какие человеческие проявления автор романа «Война и мир» считал неприемлемыми, разделяете ли Вы его позицию?
204. Можно ли жить без надежды на лучшее?
307. Как связаны добро и благородство?
408. В чём проявляется смирение?
506. Нужны ли подвиги во имя любви?

Омская область

110. Согласны ли Вы с убеждением автора романа «Война и мир», что единение всего народа – это условие победы в любой войне?
205. Как помочь человеку обрести надежду?
309. Можно ли делить зло на «малое» и «большое»?
410. С чем бы Вы не могли смириться никогда в жизни?
508. Каким Вы представляете себе гармоничный семейный союз?

Иркутская область

108. Как Вы понимаете мысль автора романа «Война и мир» о том, что главная победа над врагом – это «победа нравственная»?
201. Может ли книга помочь в минуту отчаяния?
306. Почему доброе дело благотворно для того, кто его совершает?
404. Должен ли человек смирять свою гордость?
509. Он и она: в чём причины непонимания?


Дальневосточный федеральный округ

Забайкальский край

107. Разделяете ли Вы убеждение княжны Марьи, что существует «счастье прощать»?
213. В каких ситуациях человеком может овладеть отчаяние?
310. Согласны ли Вы с М.Ю. Лермонтовым, назвавшим равнодушие к добру и злу «постыдным»?
405. Почему гордые люди часто бывают одинокими?
512. Что может привести к разрушению любви?


Магаданская область
101. Над чем Вас заставил задуматься роман Л.Н. Толстого «Война и мир»?
210. Согласны ли Вы с тем, что безвыходных ситуаций не существует?
304. Всегда ли легко различить добро и зло?
412. Как победить в себе гордыню?
504. В чём заключается рыцарское отношение к женщине?

Еврейская автономная область, Приморский край, Хабаровский край
111. Согласны ли Вы с позицией княжны Марьи: «Мы не имеем права наказывать»?
208. Что помогает человеку не отчаяться в сложной жизненной ситуации?
303. Меняются ли со временем понятия о добре и зле?
401. Чем можно и нужно гордиться?
511. Какое значение в любви имеет взаимопонимание?

Камчатский край, Чукотский автономный округ
105. Согласны ли Вы с убеждением автора романа «Война и мир», что ход исторических событий не определяется волей одного человека?
207. Чем опасно для человека отчаяние?
302. Как совесть помогает человеку совершать выбор между добром и злом?
411. Почему поединок между гордостью и смирением так драматичен?
502. Помогает ли любовь лучше понять самого себя?

А теперь рассмотрим подробный план и структуру итогового сочинения

III. Заключение подводит итоги, содержит конечные выводы и оценки.

  • Подробнее о заключении (спец. материал)

4 способа закончить сочинение:

  1. Вывод. Принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного, но нельзя повторять те микровыводы, которые уже делались в сочинении после аргументов.
  2. Заключение-призыв. Не используй пафосные лозунги «Берегите нашу Землю!». Лучше не использовать глаголы 2 -го лица: «берегите», «уважайте», «помните». Ограничьтесь формами «нужно», «важно», «давайте» и т. д..
  3. Заключение — выражение надежды, позволяет избежать дублирования мысли, этических и логических ошибок. Выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное.
  4. Цитата, подходящая по смыслу и высказана уместно. Рекомендуем заранее подготовить цитаты по всем тематическим направлениям, чтобы соответствовало главной мысли сочинения.

Раздел 1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека

Темы этого раздела:
→ связаны с вопросами, которые человек задаёт себе сам, в том числе в ситуации нравственного выбора;
→ нацеливают на рассуждение о нравственных идеалах и моральных нормах, сиюминутном и вечном, добре и зле, о свободе и ответственности;
→ касаются размышлений о смысле жизни, гуманном и антигуманном поступках, их мотивах, причинах внутреннего разлада и об угрызениях совести;
→ позволяют задуматься об образе жизни человека, о выборе им жизненного пути, значимой цели и средствах её достижения, любви и дружбе;
→ побуждают к самоанализу, осмыслению опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.062 с.