Шедевры эпохи Высокого Возрождения — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Шедевры эпохи Высокого Возрождения

2022-08-20 31
Шедевры эпохи Высокого Возрождения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

 

Данная курсовая работа посвящена учебному рисунку гипсовой головы античной скульптуры. На примере многих учебных заведений можно увидеть, что этап изучения гипсовой головы человека является одним из самых важных для понимания общих закономерностей, анатомических особенностей при работе с рисунком. Это связано с тем, что пластическая моделировка гипсовых голов достаточно приближена к реальным формам и пропорциям головы. В свою очередь, это может упростить изучение строения головы человека.

 Одним из преимуществ античной скульптуры – это статичное положение натуры, однородность материала и монотонность в окрасе модели, что позволяет приобрести навыки работы с формой, светом и тенью, сохраняя при этом целостность восприятия.

 Выбранная тема является актуальной по причине того, что ни в одном учебном заведении на всех ступенях получения художественного образования не обходится без изучения гипсовых тел. Во время этого периода в студентов закладывается подготовительная база, позволяющая в дальнейшем применять полученные знания в портретах с натуры.

 Целью исследования – получение общих знаний для изображения учебного рисунка гипсовой головы. Конструктивное построение и понимание формы с введением тона.

 Задачи исследования:

1.Изучение литературы по данной теме.

2.Разобраться в композиционных особенностях и выбрать материал для работы с учебным рисунком.

3.Получить основные знания анатомии головы (череп, мышцы, отдельные части лица.)

4.Применить полученные знания на практике.

 

Объектная область – графика.

Объект исследования – академический рисунок гипсовой головы античной фигуры.

 

Предмет исследования – гипсовая голова, ее анатомия и композиция на листе.

 

 

 

1 ГЛАВА. Историческая справка.

 

Рисунок как знак предмета, символ

 

Рисунок - один из методов передачи информации, который может быть более убедительным, чем текст.

Древние наскальные изображения не были искусством в современном понимании, они несли практическую функцию, были не только частью заклинания, но и предметом тренировки: так охотники изучали и запоминали слабые места животных, протыкая изображение копьями. Рисунок в течение сотен веков был символом предмета, его знаком, иероглифом. Постепенно изображения становились ближе к натуре, передавая объем, освещение и фактуру предмета, а не только его контур.

Долгое время рисунок не рассматривался как самостоятельный вид искусства, хотя и были исключения в виде росписи ваз. Однако, еще в Египте существовал рисунок на папирусе и в Китае практиковалось письмо по шелку, которые своей образностью отличались от классического реалистического рисунка, а их техника и

 

1.2 Европейский рисунок

 

Европейский рисунок закрепился как вид искусства в эпоху Возрождения, когда каждый художник практиковал его как базу, которую нужно было изучить и закрепить перед применением в своей картине. В то время художники не сохраняли своих набросков, поэтому они не так часто встречаются в музеях. Чаще можно было увидеть зарисовки к миниатюрам, однако считать их рисунком еще рано, это больше было похоже на каллиграфическую работу, чем на классический художественный рисунок.

ГЛАВА. Композиция

 

Слово композиция происходит от лат. cлова composito, означающего сочетание частей в определенном порядке.

 В изобразительном искусстве композицию можно определить как расположение элементов на плоскости таким образом, что все элементы данной работы будут переданы с максимальной полнотой и точностью.

 Во время своего творческого пути каждый художник приходит к тому, что осознает надобность в законах природы, в особенностях зрительного восприятия. Симметрия, ритм, тон, целостность строения – все это художник использует в выражении своего замысла.

 Гипсовую голову стоит начинать с нахождения композиционного решения, в котором и будут выполняться дальнейшие манипуляции с плоскостью, на которой будет рисунок.

 Работа будет начинаться с определения общей массы головы, с учетом базу, на которой находится гипсовая копия.

 Следующим шагом станет обозначение пропорций отношений между частями масс фигуры и пространством, окружающим их. Затем следует найти пропорциональное отношение между ширенной и высотой масс и сравнить проделанную работу с натурой. После этого можно приступать к конструктивному рисунку гипсовой головы. Здесь следует сосредоточиться на 2 полученных отрезках: отрезок высоты и ширены гипсовой головы, причем один зависит от другого таким образом, что в результате сравнения можно определить на какое количество раз ширена головы меньше ее высоты.

 Исходя из этого, можно понять, что отрезок, равный высоте головы – наиболее верный отрезок в рисунке. А все остальные величины строятся в соответствии с данной высотой.

Данный отрезок можно разделить на равное количество частей и, сравнив с натурой, определить пропорциональное отношение между частями головы с помощью удобных величин, которые будут помогать в дальнейшем построении и уточнении гипсовой копии.

 Если рассматривать литературные произведения для художников, то можно наткнуться на множество пособий для начинающих и уже опытных художников. Например, в учебнике по рисунку Ростовцева композиционная компоновка начинается с внимательного изучения натуры: наклон головы, освещение, пропорции по отношению головы не только к листу, но и к ширине с высотой. Также автор весьма скептично относится к каноническому изображению, в котором на листе оставляется больше пространства с лицевой стороны, аргументируя особенностью и индивидуальностью картины, указывая на то, что в некоторых случаях это может испортить композицию, добавляя то, что многие великие художники нарушали данное правило постановки.

 Эту проблему затрагивал Г.В.Беда. Он писал, что освещенная сторона должна находиться дальше от края листа, сохраняя равновесие, и что следует изображать объект почти посередине, определив поворот головы. Но прежде, чем это сделать, нужно начать искать композиционный центр с помощью предварительного наброска.

Проанализировав позиции авторов о композиции головы в формате и объединив их точки зрения воедино, можно прийти к тому, что целесообразней будет следовать обоим положениям, так как каждый рисунок и каждая картина требует конкретных приемов, которые неоднократно были использованы ранее, на протяжении большого количества времени.

 

 

ГЛАВА. Выбор материала

 

Один из самых легких материал в рисунке по технике это карандаш. Он хорошо ложится практически на любую бумагу (кроме мелованной), не осыпается, просто убирается резинкой при исправлении рисунка, обладает широкий спектр мягкости, что делает его почти универсальным.

 

 3. 1 Выбор типа карандаша

 

Карандаш нужно выбирать исходя из особенностей работы данным материалом. Для работы по мелкозернистой бумаге лучше подойдет более мягкий карандаш, тогда как работать твердым карандашом лучше на крупнозернистой бумаге. Еще одним условием будет определение стиля работы: если нужно построить линейно-конструктивный, более строгий рисунок, то лучше использовать твердые карандаши; а для решения тонально-живописных задач больше подойдет мягкий карандаш, к примеру, М или 2М. Третьим условием будет объект рисования, его фактура, так, например, гипсовая голова, имеющая белый цвет и гладкую фактуру, а также выраженную форму, лучше изображать твердыми карандашами 2Т, Т, ТМ, все это, чтобы не испортить рисунок грязью, не зачернить его. ТМ- самая распространенная плотность карандаша, позволяющая изображать, как гипсовые головы, так и пейзажи, натуру и т.п.

 

Пластическая анатомия уха

 

Ухо - один из органов, который находится голове, отвечающий за слух. Специфическая форма уха заключается в специфике восприятия звуковых волн. Его можно разделить на 3 составляющие: наружное, среднее и внутреннее. Однако для изображения в основном требуется внешнее, так как оно больше всех выделяется, является видимым на портрете.

К внешнему уху относятся: ушная раковина и наружный слуховой аппарат.

Ушную раковину составляет хрящевой скелет, исключением мочки уха.

Раковину можно разделить на завиток (утолщение) и валик (противозавиток).

Если посмотреть в верхнюю часть завитка, можно увидеть бугорок ушной раковины. Основание передней части ушной раковины имеется козелок. Под ним расположен наружный слуховой проход. Напротив козелка можно разглядеть противокозелковую полость, еще ее называют вырезкой

Под козелком находится наружный слуховой проход. Против козелка, через полость ушной раковины проходит выступ с названием противокозелковая вырезка. В средней части ушной раковины расположена ее полость.

Раковина расположена под наклоном, это можно увидеть, если провести прямую линию от кромки до точки, когда ухо прикрепляется к щеке. Наклон расположен под тупым углом, следовательно, линия, проходя к верху уха, отдаляется.

Форма уха индивидуальна, начиная от размера, заканчивая общими очертаниями и характером самих частей уха. Следовательно, даже зная теорию, следует отмерять размеры и смотреть отношения между ухом и другими частями лица. (Рис. 2)

 

Пластическая анатомия глаза

 

Глазное яблоко - это шаровидная форма, состоящая из сетчатки и сосудистой оболочки. В центральной части глаза находится роговая, радужная оболочки и зрачок, именно благодаря им мы воспринимаем лучи, в дальнейшем отправляя их на обработку в мозг.

Само яблоко расположено в глазном отверстии, которое состоит из лобной, скуловой, носовой и других костей. Его перекрывает круговые мышцы лица и веки. В углу глаза, ближе к кости носа, расположена ямочка, к которой прикреплен слезник.

Очевидный факт, что глаза могут двигаться. Все это благодаря шести прикрепленных наружных мышц. Каждая из шести мышц отвечает за определенную функцию, поворачивая глаз, что может изменить изображение глаза, добавляя акцент, эмоции, либо указывая на тот или иной предмет.

Глубина залегания глаза одно из индивидуальных свойств, которое зависит от глубины впадин, наличия жировой прослойки. Визуально глаз углубляется еще за счет выделения лобной кости, надбровной дуги и жировой прослойки.

Веки соединены с кожей и круговой мышцей лица снаружи. Внутри же оно сливается с оболочкой, которая, в свою очередь, перетекает на глазное яблоко.

Если рассматривать глаз со стороны изображения, то следует разделить рисование на определенные этапы.

 

1. Рисуем круг, подразумевая, что это шар, следовательно это объемная форма, о которой не следует забывать.|

 

2. Мы знаем, что яблоко защищено веками, следовательно, с помощью эллипсов мы можем показать поворот глаза и закручивание формы века.

 

 

3. Глаз расположен в углублении и окружен другими объемными телами, следовательно, нужно наметить надбровную дугу, скуловую кость и другие, так как это напрямую повлияет на дальнейший рисунок, его форму, естественность и освещение.

 

4. Возвращаемся к веку и понимаем, что и нижнее, и верхнее веко имеют толщину, нам нужно показать ее.

 

5. Далее, изучив форму, поняв рельеф предмета, начинаем уточнять рисунок. Не стоит останавливаться на одном месте, чтоб не испортить работу. Можно помогать себе вспомогательными линиями, которые будут показывать рельеф частей глаза.

 

6. После уточнения формы наносим показательную штриховку по форме, показывая освещение, поворот и характер работы.

 

Для итога можно сказать, что не стоит забывать сравнивать и сопоставлять размеры, смотреть особенности того или иного глаза. В совокупности с знаниями по построению это приведет к реалистичному, эмоциональному рисунку как глаз, так и изображения гипсовой головы в целом. (Рис. 3)

 

Пластическая анатомия носа

 

Еще Леонардо да Винчи составлял целую таблицу со схематичным изображением типов носа. Дюрер изучал пропорции носа и их виды, написав про это свои труды. А Гёте провел большую работу над силуэтами и тенями носа. Любой художник - карикатурист выделял нон на фоне всего лица, высмеивая его форму, специально преувеличивая особенности и размеры.

Нос можно рассмотреть как костно-хрящевой скелет, основой, которой являются стенки носа и верхнечелюстной отросток. Все это неподвижная часть носа.

Подвижная часть состоит из хрящей. Это крылья носа, его боковые стенки и перегородки носовой полости. Нос, как и остальные, части лица, имеет индивидуальную форму, размеры и характер.

В целом, нос похож на четырехугольную призму, которая сужается к переносице. В основе носа расположена трапеция. Боковые хрящи, переносица и крылья носа создают две боковые поверхности, а хрящ перегородки и переносица создают переднюю поверхность. Почти весь нох находится под мышцей, которую называют «мышцей гордецов».

 

Рисование носа можно разделить на несколько этапов:

 

1. Намечаем длину носа, ширину его основания в переносице и ширину хряща крыльев носа, не забывая про поворот самой головы. Если рисуется полное изображение гипсовой головы, то следует сравнить данные отрезки между собой и по отношению к другим частям лица. Это поможет в достоверной передачи черт лица.

 

2. Строим саму призму, основание которой будет трапецией, здесь также не забываем о повороте лица и его наклона, это повлияет на ракурс изображения носа.

 

3. Начинаем вписывать но в данную геометрическую фигуру. Показываем ноздри, сами крылья носа, его кончик, и переносицу. Все это делаем с помощью простых фигур: овалы, круги, прямоугольники. Не стоит просто срисовывать контуры носа, это сделает рисунок только плоским, неестественным.

 

4. Более точными штрихами можно уточнить формы каждой из частей носа. Кончик, состоящий из двух каплевидных хрящей; Боковые хрящи, имеющие форму треугольника; переносица перетекает в кончик носа формой усеченного ромба, либо имеет более прямоугольную форму. Показываем крылья носа, их толщину, переходящие в круговые мышцы рта. Соединение переносицы, ее толщину, так же уточняем сами ноздри.

 

5. После проделанной работы мы закрепляем форму и объем носа с помощью штрихов, также показывая собственную тень, отбрасываемую тень, постепенно набирая тон и выставляя акцент. Далее можно выставить блики, если они присутствуют.

Если данный нос является частью рисунка головы, не забываем подводить по тону с остальными частями лица, примыкающими к носу, чтобы изображение смотрелось целостно, не приковывая к носу большую часть внимания. (Рис. 4)

 

Пластическая анатомия рта

 

Рот рассматривается как совокупность верхней и нижней губ, основой которых являются круговые мышцы лица рта. Сами губы в основном являются частью мимических мышц лица. Все это покрыто непосредственно кожей. Кожа на губах прозрачная, позволяет увидеть множество кровяных сосудов, именно поэтому они имеют алый цвет.

Раздел рта - это не просто линия. От центра рта линия губ поворачивает вниз возле бугорков губ, выпрямляясь далее в виде плоской S-образной формы, к уголкам рта. Сами уголки либо растягиваются, после резко прекращаясь, либо очерчены полукругом, что встречается реже.

Узел рта с двух сторон поднимает его, это связано с большим числом мышц, которые наслаиваются друг на друга, перекрывая предыдущие.

Как и в рисовании других частей лица, губы не следует рисовать по контуру. Их следует разложить на большие геометрические формы. Это покажет объем губ, их строение и пластику. Также будет возможность положить штрих согласно заданным формам.

Например, нижнюю губу можно представить с помощью двух шарообразных форм, а верхнюю - с помощью трех, меньших по размеру, немного пересекающихся между собой.

После обозначения форм, можно подчеркнуть линию верхней и нижней губ. Стоит понимать, что данные линии не прямые, они, как бы, наложены на форму лица, повторяя форму окружности головы.

Верхняя губа, чаще всего, нависает над нижней. Нижняя, в свою очередь, перетекает в подбородок, где расположено небольшое углубление. Также отмечаем носогубную складку. У кого-то данная полоса выделена, у других же она выглядит смазанной.

Главное - увидеть как форма губ переходит в общую массу лица: нос, щеки и подбородок. В зависимости от освещения выставляем главные тени, которые могут располагаться в различных местах. Например, если свет падает сверху, то нижняя губа будет темнее верхней, а между ними создаться самая сильная тень. Впадина между подбородком и нижней губой также уйдет в тень.

После того, как был намечен силуэт губ, выстроена линия губы, показано окончание и переход нижней в подбородок, можно приступать к прокладыванию светотени. Разделяя на плоскости, отмечаем главные тени, тональное соотношение верхней и нижней губ, главные световые места и блики. Плавно переходим от губ к окружающим объемам. Постепенно набираем тон, проходя штрихами по форме объектов. Как и в рисунке гипсовых геометрических тел получаем свет, полутень, рефлекс и падающую тень. (Рис. 5)

 

ГЛАВА. Обрубовка.

 

Как говорилось в 6 главе, построение мышц – это одна из финальных стадий перед рисованием гипсовой головы античной фигуры. Уже получены нужные знания анатомии и композиции, выбран материал, разобраны отдельные части лица, упомянута свето-тень. Следовательно, можно приступать к полноценному конструктивному построению гипсового бюста.
Однако нельзя отрицать, что для грамотной работы с анатомией следует изучить также понятие обрубовки.
Обрубовка — это разложенная на плоскости голова человека, показывающая основные переломы форм, как лица, так и черепной коробки.

На самом деле, не имеет разницы, к какому этапу сперва следует приступать: пластической анатомии мышц, либо обрубовке. Ведь все они взаимосвязаны, у каждой из них есть как свои трудности в изучении, так и упрощения в построении. Теоретически, изучение этих двух областей может идти параллельно.

После небольшого отступление, мы можем перейти к основным этапам построения обрубовки.

 

1.Изначально следует определиться с форматом листа бумаги, на котором будет выполняться работа. Как говорилось ранее, лучше выполнять рисунок в размере 1:1 для упрощения работы с объектом. Форматы А2 и А3 хорошо подойдут.

2.Затем намечаем общий объем, определяем ракурс, после чего находим общую форму лицевой части и осевую линию лица и головы.

3.Лицо разделим на пропорциональные части, наметим с помощью отрезков основные части, такие как: кончик носа, основание переносицы, надбровные дуги, линию окончания нижней губы и линию между губ, а также подбородок.

4.После определим наклон головы и перспективу линий лицевой части, подразумевая пропорциональное уменьшение частей при отдалении объектов.

5.Определим угол наклона носа, с помощью носа также можно найти угол наклона уха, так как в некоторых случаях они совпадают. Все зависит от ракурса изображаемой головы античной скульптуры.

6.По тому же принципу строим остальные части лица.

Не стоит забывать, что изображается обрубовка, следовательно, не стоит сильно скруглять формы, создавая своеобразный «граненый алмаз». Так как цель работы – освоение форм и объемов головы.

7.После построения можно приступать к тональному решению работы. Для этого определяется точка падения освещения, выделяются ближайшие и самые темные грани, которые заштриховываются, создавая теневой участок. Не все теневые грани одинаковы тонально, следовательно, это тоже нужно показать. Данная деталь создаст дополнительную иллюзию объема. После, постепенно переходим к плоскостям полутона и света, границы между которыми все же будут более выделены, так как работа ведется над не скругленным объектом. Блики можно обозначить сразу, либо в конце работы с помощь ластика или клячки. Если работа ведется на крафтовой бумаге, то приветствуется использование белил в любом виде.

Изображение обрубовки – достаточно кропотливая работа, требующая определенных навыков и точности линий, иначе форма может «посыпаться». Некоторые художники используют метод «грубого» портрета, когда строят изображение методом, похожим на построение обрубовки, создавая своеобразную угловатость форм, которая может следовать вплоть до завершения работы. Это конечно больше относиться к своеобразной стилизации. Однако данный факт не запрещает подстраивать под себя и использовать навыки построения обрубовки в полноценном конструктивном рисунке гипсовой головы. (Рис. 7)

 

 

ГЛАВА. Гипсовая голова

 

Заключение

Рисование сложных гипсовых форм служит хорошим толчком к развитию точности изображения, в особенности это касается начинающих художников. Точность передачи натуры является одним из важнейших аспектов в освоении, как рисунка, так и живописи. Но, не смотря на это, у многих студентов на начальных этапах появляется склонность к прощению ошибок и неточностей. Некоторые даже не замечают то, что неправильно повернули складку ткани, либо нарушили форму дерева, а это сразу бросается в глаза мастерами. Они сразу видят различия рисунка и натуры. Исходя из этого, можно сказать, что длительные рисунки сложных гипсовых форм обязательны в освоении художественных профессий.
В профессиональной подготовке художников обычно следует за изучением гипсовых моделей и предшествует «фигурному», а в дальнейшем рисование головы является

составной частью многих заданий.

Рисунок гипсовой головы античных статуй – это сложный, но в тоже время очень увлекательный и серьезный раздел академического рисунка. В ходе работы были сделаны следующие выводы:

Рисование гипсовой головы – это не просто копирование оболочки, это понимание строения формы, объема и анатомических знаний человека.

Работа над учебным рисунком – это не сама цель изучения, а переходная ступень, которая поможет получить первый опыт в изображении реалистичного рисунка и научиться решать творческие задачи.

В данной курсовой работе были изучены как композиционные решения, так и основные анатомические знания для изображения головы. Рассмотрено поэтапное изображение, а как же     были получены и применены первые навыки работы, как внутренним, так и с внешним строением гипсовой головы.      

 

                  

 

Список литературы:

 

1.Краморов С. Н. Конструктивный рисунок. Омск, 2005.

2.Ростовцев Н. Н. Учебный рисунок. М., 1976.

3.Ростовцев Н. Н. Академический рисунок. М., 1973.

4.Смирнов Г. Б. Рисунок головы. М., 1976.

5.Фаворский В. А. О рисунке, о композиции. Фрунзе, 1966.

6.Шорохов Е. В. Основы композиции. М., 1979.

7.Ли Н.Г. Основы учебного академического рисунка. М.,2006.

8.Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. М., 1989.

9.Королев В.А. (ред.) Материалы и техники рисунка. М., 1984.

10.Краморов С.Н. Конструктивный рисунок. Омск., 2009.

11.Ростовцев Н.Н. Академический рисунок. М., 1984.

12.Ростовцев Н.Н. Учебный рисунок. М., 1972.

13.Шембель А.Ф. Основы рисунка. М., 1994.

14.Алексей Епишин. Курсы рисования головы человека (черепа, мышц, отдельных частей).

 

 

 

Приложение


рис. 1

Рис. 2


рис. 3

 

 

Рис. 4

 

 

Рис. 5

 

Рис. 6

 

Рис. 7

рис. 8

Введение

 

Данная курсовая работа посвящена учебному рисунку гипсовой головы античной скульптуры. На примере многих учебных заведений можно увидеть, что этап изучения гипсовой головы человека является одним из самых важных для понимания общих закономерностей, анатомических особенностей при работе с рисунком. Это связано с тем, что пластическая моделировка гипсовых голов достаточно приближена к реальным формам и пропорциям головы. В свою очередь, это может упростить изучение строения головы человека.

 Одним из преимуществ античной скульптуры – это статичное положение натуры, однородность материала и монотонность в окрасе модели, что позволяет приобрести навыки работы с формой, светом и тенью, сохраняя при этом целостность восприятия.

 Выбранная тема является актуальной по причине того, что ни в одном учебном заведении на всех ступенях получения художественного образования не обходится без изучения гипсовых тел. Во время этого периода в студентов закладывается подготовительная база, позволяющая в дальнейшем применять полученные знания в портретах с натуры.

 Целью исследования – получение общих знаний для изображения учебного рисунка гипсовой головы. Конструктивное построение и понимание формы с введением тона.

 Задачи исследования:

1.Изучение литературы по данной теме.

2.Разобраться в композиционных особенностях и выбрать материал для работы с учебным рисунком.

3.Получить основные знания анатомии головы (череп, мышцы, отдельные части лица.)

4.Применить полученные знания на практике.

 

Объектная область – графика.

Объект исследования – академический рисунок гипсовой головы античной фигуры.

 

Предмет исследования – гипсовая голова, ее анатомия и композиция на листе.

 

 

 

1 ГЛАВА. Историческая справка.

 

Рисунок как знак предмета, символ

 

Рисунок - один из методов передачи информации, который может быть более убедительным, чем текст.

Древние наскальные изображения не были искусством в современном понимании, они несли практическую функцию, были не только частью заклинания, но и предметом тренировки: так охотники изучали и запоминали слабые места животных, протыкая изображение копьями. Рисунок в течение сотен веков был символом предмета, его знаком, иероглифом. Постепенно изображения становились ближе к натуре, передавая объем, освещение и фактуру предмета, а не только его контур.

Долгое время рисунок не рассматривался как самостоятельный вид искусства, хотя и были исключения в виде росписи ваз. Однако, еще в Египте существовал рисунок на папирусе и в Китае практиковалось письмо по шелку, которые своей образностью отличались от классического реалистического рисунка, а их техника и

 

1.2 Европейский рисунок

 

Европейский рисунок закрепился как вид искусства в эпоху Возрождения, когда каждый художник практиковал его как базу, которую нужно было изучить и закрепить перед применением в своей картине. В то время художники не сохраняли своих набросков, поэтому они не так часто встречаются в музеях. Чаще можно было увидеть зарисовки к миниатюрам, однако считать их рисунком еще рано, это больше было похоже на каллиграфическую работу, чем на классический художественный рисунок.

Шедевры эпохи Высокого Возрождения

 

Отношение к рисунку кардинально изменилось с наступлением Высокого Возрождения. Такие выдающиеся личности, как: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль — не только создавали, но и сохраняли огромное количество рисунков, ценность которых нельзя переоценить. Данные работы заложили научные основы в реалистичное изображение. Были разработаны законы перспективы, анатомия людей и животных. Одним из фактов является то, что до работ Леонардо редко встречались рисунки на бумаге, в основном писали полноценные картины, изображая их сразу на стене с помощью техники синопия. Данное определение появилось по причине того, что материалом была красная земля из города Синоп. Данный материал перекрывался последующими слоями краски.

Парри Спинелли (около 1387-1453) был одним из первых, кто начал использовать подготовительный рисунок, а в середине XV века данные работы уже окончательно стали называть синопией. Эскиз переносился на нужную поверхность с помощью следующих стадий картона: Картину делили на квадраты, наносил сперва на бумагу, после, склеенную бумагу нужного размера и формы прикладывали к штукатурке и переносили изображение. После изменений в работе над картинами, рисунок стал набирать обороты, художники все больше рисовали эскизы, что привело к дальнейшему развитию рисунка как самостоятельного вида искусства.

 Одной из техник рисования было изображение серебряным карандашом по темперной краске.

Пизанелло (около 1395-1455) пришел к тому, что стал рисовать с натуры серебряным карандашом, решая работу с помощью формы. Данные работы можно было назвать учебными рисунками, которые предшествуют высокому Возрождению. В этот период появилось множество новых материалов, например, сланцевые стержни и сангин, что благотворно влияет на развитие рисунка.


1.4 Пути развития рисунка с XVII – XIX вв.

 

С XVI века стали применять графит, а после, в конце, XVIII века — карандаши, состоящие из графитового стержня, в деревянной основе. Великие мастера рисунка итальянского Воз­рождения создали 2 направления в рисовании: линейное и тоновое.

 Во всех областях искусства имеются свои периоды расцвета. Так, рисунок в Европе вобрал в себя новые особенности, став популярнее в XVII веке в Голландии, а в XVIII веке — во Франции. Графические портреты карандашом получают большое развитие, стены домов горожан стали украшены рисунками, создаются целые коллекции графических работ. Ремб­рандт в Голландии, Клуэ и Энгр во Франции, Рубенс во Фландрии, Тьеполо и Гварди в Италии создают шедевры в области искусства, используя графические материалы.

Начиная с XIX века, в годы созидания великого испанского художника Гойя, рисунок завоевывает особый темперамент и жизненность. На смену строгому академизму Энгра прибывает страстно-гротескный стиль Домье, а романтические картинки Буше и Жерико предшествуют широко обобщенным реалистическим работам Дега и Эдуарда Мане. Новые грани выразительности рисунка сыскали Доре и Гаварни, барбизонцы и импрессионисты Ван Гог и Тулуз-Лотрек. В начале XX столетия в русле авангардистских течений изобразительного искусства рисунок подвергается экспериментаторству в технике и содержании, что пустило множество свежих возможных путей его развития. Современный рисунок - это и Пикассо с его лапидарной линией, это и Барлах с пронзительной реалистичностью форм, это и Гуттузо с деформированным плетением штрихов.

 

 

 

 

ГЛАВА. Композиция

 

Слово композиция происходит от лат. cлова composito, означающего сочетание частей в определенном порядке.

 В изобразительном искусстве композицию можно определить как расположение элементов на плоскости таким образом, что все элементы данной работы будут переданы с максимальной полнотой и точностью.

 Во время своего творческого пути каждый художник приходит к тому, что осознает надобность в законах природы, в особенностях зрительного восприятия. Симметрия, ритм, тон, целостность строения – все это художник использует в выражении своего замысла.

 Гипсовую голову стоит начинать с нахождения композиционного решения, в котором и будут выполняться дальнейшие манипуляции с плоскостью, на которой будет рисунок.

 Работа будет начинаться с определения общей массы головы, с учетом базу, на которой находится гипсовая копия.

 Следующим шагом станет обозначение пропорций отношений между частями масс фигуры и пространством, окружающим их. Затем следует найти пропорциональное отношение между ширенной и высотой масс и сравнить проделанную работу с натурой. После этого можно приступать к конструктивному рисунку гипсовой головы. Здесь следует сосредоточиться на 2 полученных отрезках: отрезок высоты и ширены гипсовой головы, причем один зависит от другого таким образом, что в результате сравнения можно определить на какое количество раз ширена головы меньше ее высоты.

 Исходя из этого, можно понять, что отрезок, равный высоте головы – наиболее верный отрезок в рисунке. А все остальные величины строятся в соответствии с данной высотой.

Данный отрезок можно разделить на равное количество частей и, сравнив с натурой, определить пропорциональное отношение между частями головы с помощью удобных величин, которые будут помогать в дальнейшем построении и уточнении гипсовой копии.

 Если рассматривать литературные произведения для художников, то можно наткнуться на множество пособий для начинающих и уже опытных художников. Например, в учебнике по рисунку Ростовцева композиционная компоновка начинается с внимательного изучения натуры: наклон головы, освещение, пропорции по отношению головы не только к листу, но и к ширине с высотой. Также автор весьма скептично относится к каноническому изображению, в котором на листе оставляется больше пространства с лицевой стороны, аргументируя особенностью и индивидуальностью картины, указывая на то, что в некоторых случаях это может испортить композицию, добавляя то, что многие великие художники нарушали данное правило постановки.

 Эту проблему затрагивал Г.В.Беда. Он писал, что освещенная сторона должна находиться дальше от края листа, сохраняя равновесие, и что следует изображать объект почти посередине, определив поворот головы. Но прежде, чем это сделать, нужно начать искать композиционный центр с помощью предварительного наброска.

Проанализировав позиции авторов о композиции головы в формате и объединив их точки зрения воедино, можно прийти к тому, что целесообразней будет следовать обоим положениям, так как каждый рисунок и каждая картина требует конкретных приемов, которые неоднократно были использованы ранее, на протяжении большого количества времени.

 

 

ГЛАВА. Выбор материала

 

Один из самых легких материал в рисунке по технике это карандаш. Он хорошо ложится практически на любую бумагу (кроме мелованной), не осыпается, просто убирается резинкой при исправлении рисунка, обладает широкий спектр мягкости, что делает его почти универсальным.

 

 3. 1 Выбор типа карандаша

 

Карандаш нужно выбирать исходя из особенностей работы данным материалом. Для работы по мелкозернистой бумаге лучше подойдет более мягкий карандаш, тогда как работать твердым карандашом лучше на крупнозернистой бумаге. Еще одним условием будет определение стиля работы: если нужно построить линейно-конструктивный, более строгий рисунок, то лучше использовать твердые карандаши; а для решения тонально-живописных задач больше подойдет мягкий карандаш, к примеру, М или 2М. Третьим условием будет объект рисования, его фактура, так, например, гипсовая голова, имеющая белый цвет и гладкую фактуру, а также выраженную форму, лучше изображать твердыми карандашами 2Т, Т, ТМ, все это, чтобы не испортить рисунок грязью, не зачернить его. ТМ- самая распространенная плотность карандаша, позволяющая изображать, как гипсовые головы, так и пейзажи, натуру и т.п.

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.165 с.