Расшифровка народной песни. Основы нотации. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Расшифровка народной песни. Основы нотации.

2022-08-20 198
Расшифровка народной песни. Основы нотации. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Расшифровка народной песни. Основы нотации.

I. Введение

Расшифровка (нотировка) – это «перевод» звучащего текста в письменную форму. Перевод всегда сложная многозначная работа.

Запись звучащего текста (письменная версия) близка к творческому процессу, но должна быть строго продумана.

Главная форма работы слуховой анализ.

Слуховой анализ, его роль в процессе расшифровки.

Слуховой анализ играет важную роль. При расшифровке нужно тщательно прослушать:

1. Определить мелострофу. Сколько частей в строфе.

2. Определить слогоритм.

3. Определить опорный тон.

4. Записать поэтический текст.

5. Определить пульсацию.

Далее определяется:

Амбитус (А m) – интервал между самым низким звуком и высоким, между которыми развивается мелодия.

Опроный тон – звук на который постоянно опирается мелодия.

Финалис (fin) – последний звук, на котором закончилась мелодическая линия (мелострофа).

Звукоряд – все звуки, которые задействованы в мелодической линии.

Структура мелострофы

Мелострофа – основная мера песенной формы, в которой ритмическая и звуковысотная композиции напева раскрыты полностью. Все дальнейшее разворачивание музыкального текста представляет собой ее повторение с новыми словами до тех пор, пока поэтический текст не будет исчерпан.

Структура – совокупность устойчивых связей и отношений между элементами музыкально-фольклорного текста, обеспечивающая его целостность и тождественность самому себе при изменениях условий исполнения и исполнительском варьировании.

Для устного текста важнее всего структура. В не структуре текст устный не воспринимается, не передается, а значит и не существует.

Форма структуры – песенная форма (условно мы называем все музыкально поэтические жанры фольклора) основана на повторности напева соединенного друг с другом, сегментация текста.

В народной песне преобладает строфическая и куплетная форма, часто с композиционно выделенными запевом, припевом или рефреном (повторяющее из строфы в строфу слово или сочетание слов, играющее структурообразующую роль в поэтическом тексте). Различным по содержанию поэтическим строфам каждой народной песне соответствует обычно один напев, варьируемый при неоднократном повторении. Традиционной народной песне (особенно обрядовой) свойственны так называемые напевы-формулы – короткие мелодии, соответствующие одной стиховой строке или двухстишной строфе, употребляемые с текстами разного содержания, но имеющими одну функцию бытого или ритуального характера. В фольклористике такое свойство напева называется политекстовость напева (напев, на который распевается группа поэтических текстов).

Звуковысотная организация народной песни.

Звуковысотная организация народной песни включает в себя несколько взаимосвязанных уровней, отражающих сопряжение звуков как по горизонтали (мелодика), так и по вертикали (многоголосие). Категорией, объединяющей в себе оба эти аспекта, является лад, который определяется по совокупности всех звуковысотных отношений в напеве. Поскольку народная музыка существует только в живом звучании, чрезвычайно важным оказывается и такой компонент звуковысотной организации, как строй, отражающий специфику интонирования ступеней лада в различных локальных традициях. Вступая между собой в сложные системные отношения, все эти составляющие звуковысотной организации тем не менее подчиняются собственным законам. Поэтому в процессе анализа и расшифровки народной песни они сначала рассматриваются отдельно, а затем выявляются их взаимосвязи и взаимообусловленность.

Звуковысотная организация произведений музыкального фольклора представляет собой сложную многоуровневую систему, включающую в себя лад, мелодику и многоголосие.

 

Определение слогоритма

Слогоритм

q q q q q q

Кто в пи -  ру  хо - ро - ший

q q q q q q

Кто в пи –   ру   при - го - жий

h      q q q q

Ро -        зан мой ро - зан

qk e q q h        q

Ви - но - град зе - лё-            ный.

 

5. Определить опорный тон, амбитус, финалис, звукоряд. Определяется ладово-тональная структура. Лады русской народной музыки в большинстве своем относятся к модальным, что исключает употребление ключевых  знаков как указателей тональности. Они используются только для обозначения высоты структурных звуков напева и выставляются при ключе на их реальном высотном уровне.

Пример:

В отличие от общепринятой нотации, в фольклоре при ключе могут выставляться не все знаки той или иной тональности, а только те, которые встречаются в напеве.

Пример:

Рассмотрим пример музыкального анализа народной песни:

        

          Кто в пиру хороший, кто в пиру пригожий

Музыкальный анализ:

*Композиция напева имеет стиховую организацию с наличием припевной части (рефреном)

ms:

напев    а / b //

текст     а R b

 

*В основе напева лежит квинтовая ладовая система с главными опорными тонами «до» и «соль». Наличие пониженной 7 ступени в системе мажорной организации свидетельствует о том, что данный лад является миксолидийским, что вообще характерно для традиционной русской музыки.

 

* Данный напев имеет малораспетую мелодическую линию с низкой степенью вариативности и гетерофонным складом изложения, которая представляет собой в основном опевание и акцентирование главных опорных тонов.

* Метроритмические особенности данного музыкального образца выражаются в наличии равномерной пульсации, «шаговой» ритмики, так же выявляется ритмоформула 2/4.

Слогоритм:

q q q q q q

Кто в пи -  ру  хо - ро - ший

q q q q q q

Кто в пи –   ру   при - го - жий

h      q q q q

Ро -        зан мой ро - зан

qk e q q h        q

Ви - но - град зе - лё-            ный.

 

*По протяженности поэтическая и музыкальная строка соответсвуют. Ритмические акценты совпадают с акцентами музыкальными, которые приходятся на главные опорные тона. Ритм является ведущим компонентом данной художественной формы.

 

6. Запомнить пульсацию.

7. Определить метроном, темп, жанр, характер песни, количество голосов.

Расшифровка народной песни. Основы нотации.

I. Введение

Расшифровка (нотировка) – это «перевод» звучащего текста в письменную форму. Перевод всегда сложная многозначная работа.

Запись звучащего текста (письменная версия) близка к творческому процессу, но должна быть строго продумана.

Главная форма работы слуховой анализ.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.