Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Дисциплины:
2022-08-20 | 198 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Расшифровка народной песни. Основы нотации.
I. Введение
Расшифровка (нотировка) – это «перевод» звучащего текста в письменную форму. Перевод всегда сложная многозначная работа.
Запись звучащего текста (письменная версия) близка к творческому процессу, но должна быть строго продумана.
Главная форма работы слуховой анализ.
Слуховой анализ, его роль в процессе расшифровки.
Слуховой анализ играет важную роль. При расшифровке нужно тщательно прослушать:
1. Определить мелострофу. Сколько частей в строфе.
2. Определить слогоритм.
3. Определить опорный тон.
4. Записать поэтический текст.
5. Определить пульсацию.
Далее определяется:
Амбитус (А m) – интервал между самым низким звуком и высоким, между которыми развивается мелодия.
Опроный тон – звук на который постоянно опирается мелодия.
Финалис (fin) – последний звук, на котором закончилась мелодическая линия (мелострофа).
Звукоряд – все звуки, которые задействованы в мелодической линии.
Структура мелострофы
Мелострофа – основная мера песенной формы, в которой ритмическая и звуковысотная композиции напева раскрыты полностью. Все дальнейшее разворачивание музыкального текста представляет собой ее повторение с новыми словами до тех пор, пока поэтический текст не будет исчерпан.
Структура – совокупность устойчивых связей и отношений между элементами музыкально-фольклорного текста, обеспечивающая его целостность и тождественность самому себе при изменениях условий исполнения и исполнительском варьировании.
Для устного текста важнее всего структура. В не структуре текст устный не воспринимается, не передается, а значит и не существует.
|
Форма структуры – песенная форма (условно мы называем все музыкально поэтические жанры фольклора) основана на повторности напева соединенного друг с другом, сегментация текста.
В народной песне преобладает строфическая и куплетная форма, часто с композиционно выделенными запевом, припевом или рефреном (повторяющее из строфы в строфу слово или сочетание слов, играющее структурообразующую роль в поэтическом тексте). Различным по содержанию поэтическим строфам каждой народной песне соответствует обычно один напев, варьируемый при неоднократном повторении. Традиционной народной песне (особенно обрядовой) свойственны так называемые напевы-формулы – короткие мелодии, соответствующие одной стиховой строке или двухстишной строфе, употребляемые с текстами разного содержания, но имеющими одну функцию бытого или ритуального характера. В фольклористике такое свойство напева называется политекстовость напева (напев, на который распевается группа поэтических текстов).
Звуковысотная организация народной песни.
Звуковысотная организация народной песни включает в себя несколько взаимосвязанных уровней, отражающих сопряжение звуков как по горизонтали (мелодика), так и по вертикали (многоголосие). Категорией, объединяющей в себе оба эти аспекта, является лад, который определяется по совокупности всех звуковысотных отношений в напеве. Поскольку народная музыка существует только в живом звучании, чрезвычайно важным оказывается и такой компонент звуковысотной организации, как строй, отражающий специфику интонирования ступеней лада в различных локальных традициях. Вступая между собой в сложные системные отношения, все эти составляющие звуковысотной организации тем не менее подчиняются собственным законам. Поэтому в процессе анализа и расшифровки народной песни они сначала рассматриваются отдельно, а затем выявляются их взаимосвязи и взаимообусловленность.
Звуковысотная организация произведений музыкального фольклора представляет собой сложную многоуровневую систему, включающую в себя лад, мелодику и многоголосие.
|
Определение слогоритма
Слогоритм
q q q q q q
Кто в пи - ру хо - ро - ший
q q q q q q
Кто в пи – ру при - го - жий
h q q q q
Ро - зан мой ро - зан
qk e q q h q
Ви - но - град зе - лё- ный.
5. Определить опорный тон, амбитус, финалис, звукоряд. Определяется ладово-тональная структура. Лады русской народной музыки в большинстве своем относятся к модальным, что исключает употребление ключевых знаков как указателей тональности. Они используются только для обозначения высоты структурных звуков напева и выставляются при ключе на их реальном высотном уровне.
Пример:
В отличие от общепринятой нотации, в фольклоре при ключе могут выставляться не все знаки той или иной тональности, а только те, которые встречаются в напеве.
Пример:
Рассмотрим пример музыкального анализа народной песни:
Кто в пиру хороший, кто в пиру пригожий
Музыкальный анализ:
*Композиция напева имеет стиховую организацию с наличием припевной части (рефреном)
ms:
напев а / b //
текст а R b
*В основе напева лежит квинтовая ладовая система с главными опорными тонами «до» и «соль». Наличие пониженной 7 ступени в системе мажорной организации свидетельствует о том, что данный лад является миксолидийским, что вообще характерно для традиционной русской музыки.
* Данный напев имеет малораспетую мелодическую линию с низкой степенью вариативности и гетерофонным складом изложения, которая представляет собой в основном опевание и акцентирование главных опорных тонов.
* Метроритмические особенности данного музыкального образца выражаются в наличии равномерной пульсации, «шаговой» ритмики, так же выявляется ритмоформула 2/4.
Слогоритм:
q q q q q q
Кто в пи - ру хо - ро - ший
q q q q q q
Кто в пи – ру при - го - жий
h q q q q
Ро - зан мой ро - зан
qk e q q h q
Ви - но - град зе - лё- ный.
*По протяженности поэтическая и музыкальная строка соответсвуют. Ритмические акценты совпадают с акцентами музыкальными, которые приходятся на главные опорные тона. Ритм является ведущим компонентом данной художественной формы.
6. Запомнить пульсацию.
|
7. Определить метроном, темп, жанр, характер песни, количество голосов.
Расшифровка народной песни. Основы нотации.
I. Введение
Расшифровка (нотировка) – это «перевод» звучащего текста в письменную форму. Перевод всегда сложная многозначная работа.
Запись звучащего текста (письменная версия) близка к творческому процессу, но должна быть строго продумана.
Главная форма работы слуховой анализ.
|
|
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!