Глава XXIX. Антихрист человек будет, родится от колена Данова, придет пред вторым Христовым пришествием — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Глава XXIX. Антихрист человек будет, родится от колена Данова, придет пред вторым Христовым пришествием

2022-07-07 24
Глава XXIX. Антихрист человек будет, родится от колена Данова, придет пред вторым Христовым пришествием 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

I. Бл. Иероним Стридонский: а) «Все книги пророков и евангельская истина учат о двух пришествиях Господа Спасителя, – что прежде Он придет в уничижении, а после в славе, и сам Господь свидетельствует, что произойдет пред кончиною мира и когда придет антнхрист, говоря: егда узрите мерзость запустения, реченную Даниилом пророком, стоящу на месте святе: иже чтет да разумеет. Тогда сущии во Иудеи да бежат на горы: и иже на крове да не сходит взяти, яже в дому его (Мф.24:15–17), и еще: тогда аще кто речет вам: се зде Христос или онде: не имите веры. Восстанут бо лжехристы и лжепророцы, и дадят знамения велия и чудеса, якоже прельстити, аще возможно, и избранныя. Се прежде рех вам... Также об антихристе говорит иудеям: Аз приидох во имя Отца Моего и не приемлете Мене: аще ин приидет во имя свое, того приемлете (Ин.5–43). Итак, не понимаете ли послания (ап. Павла к Фессалоникийцам), или измышленное откровение, в омрачении ума обольстившее спящих, или догадка некоторых толкователей, относивших к тому времени пророчественные слова Исаии, Даниила и евангелий об антихристе, колебала и смущала умы фессалоникийцев, так что они надеялись, что Христос в то время придет во славе своей. Это заблуждение исправляя, апостол и говорит, чего должно ожидать пред пришествием Христовым, чтобы они, только увидевши эти явления, убеждались, что придет антихрист, то есть человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что он сядет в храме Божием. День Христов, говорит, не придет, пока не придет прежде отступление, что по гречески называется ἀποστασία (апостасия), так что все народы, подчиненные Римской империи, отпадут от римлян и откроется, т.е. явится предвозвещенный всеми пророками человек греха, в котором источник всех грехов, и сын погибели, т. е. диавола; ибо он есть погибель всех, противник Христа, почему и называется антихристом, и превозносится выше всякого называемого Богом, так что попирает своею ногою богов всех народов или всякую признанную, даже истинную религию, и сядет в храме Божием, в Иерусалиме ли (как некоторые думают) или в церкви (как, по моему мнению, более справедливо), выдавая себя за Христа или Сына Божия. Христос не приидет, говорит, пока не будет разрушена Римская империя и не придет антихрист, и Христос для того придет в такое время, чтобы низложить антихриста. Вы помните, говорит, что это самое, что теперь пишу в послании, я прежде устно передавал вам, когда был у вас, и говорил, что Христос не придет, пока пред ним не явится антихрист... Дальнейшее же; тайна бо уже деется беззакония, точию держай ныне, дождеже от среды будет: и тогда явится беззаконник – имеет такой смысл; многими злодеяниями и беззакониями, которыми нечестивейший Нерон гнетет мир цезарей, предъуготовляется пришествие антихриста и в Нероне отчасти исполняется то, что впоследствии сделает антихрист; пусть только уничтожится, взята будет от среды Римская империя, которая держит теперь все народы, и тогда придет антихрист, источник беззакония, его же Господь Иисус убиет духом уст Своих, т. е. божественным могуществом, силою Своего величия, для коей повелеть значить сделать; убьет не множеством рати, не силою воинов, не помощью ангелов, но антихрист будет убит тотчас, как только приидет Христос. И как тьма прогоняется появлением солнца, так и Господь уничтожит и сокрушит его осиянием пришествия Своего. Дела антихриста суть дела сатаны, и как во Христе была полнота божества телесно, так и в антихристе будутъ все силы и знамения и чудеса, но все ложное. Ибо как божественным знамениям, производимым Моисеем, волхвы противопоставляли свои ложные знамения, и как жезл Моисея пожирал жезлы их (Исх.7); так и истина Христова пожрет ложь антихристову. Но его ложью будут обольщены предопределенные к погибели. Итак, как мог возникнуть тайный вопрос: для чего Бог попустил ему иметь ему знамения и чудеса, посредством которых он мог бы обольщать, если возможно, даже и избранных Божиих; то апостол своим разрешением предваряет вопрос и решает возражение, прежде чем оно могло быть предложено. Все это, говорит он, антихрист сделает не своею силою, но попущением Божиим в отношении к иудеям, так как они не хотели принять любви истины, то есть Духа Божия чрез Христа, ибо любовь Божия и влилась в сердца верующих (Рим.5:5), и сам Христос говорит: Аз есмь истина (Ин.14:6), о Котором в псалмах надисано: истина от земли воссия (Пс.84:12). Итак, тем, кои не приняли любви и истины, чтобы, приняв Спасителя, получить спасение, Бог пошлет не деятеля, а самое действие, то есть источника заблуждения, так что они будут верить лжи, поелику антихрист сам лжец и отец лжи. И если бы антихрист родился от девы и прежде Христа пришел в мир, то иудеи могли бы иметь оправдание и говорить, что они стремились к истине и поэтому приняли ложь вместо истины; а теперь они за это будутъ судимы и без сомнения осуждены, поелику, презрев истину Христову, впоследствии примут ложь, то есть антихриста» (ч. III, стр. 214–218).

 

б) В толк. на 13 гл. кн. пр. Исаии: «При кончине мира, когда вселенная будет обращена в пустыню и солнце померкнет при восходе своем и луна не даст света своего, тогда такие будут знамения и чудеса от антихриста, что вследствие усиления беззакония охладеет любовь многих, чтобы, если возможно, прельстить и избранных Божиих» (ч. VII, стр. 296).

 

в) В толк. на 7 гл. кн. пр. Даниила: «Мы должны сказать то, что предали все церковные писатели, что при конце мира, когда будет разрушено царство римское, будет десять царей, которые разделят между собою мир римский, и восстанет одиннадцатый царь, небольшой, который победит трех из десяти царей... По умерщвлении их также и семь других царей подчинятся победителю. И вот, говорит, в этом роге были глаза, как глаза человеческие. Поэтому мы не должны считать его, как полагают некоторые, за дьявола или демона, но за одного из людей, в котором весь сатана будеть жить телесно, и уста, говорящие высокомерно. Ибо это человек греха, сын погибели, так что он дерзнет сидеть в храме Божием, выдавая себя за Сына Божия (2Фес.2) (ч. XII, стр. 62–63).

 

г) «Но наши (писатели) и лучше и правильнее объясняют, что это в конце мира совершит антихрист, кототорый восстанет из малого народа, то есть из народа иудейского, и будет столь низким и презренным, что ему не будут воздавать царские почести, но чрез козни и обман он достигнет главенства и мышцы воюющего римского народа будут им побеждены и сокрушены, и это он сделает потому, что будет выдавать себя за вождя союза, то есть закона и завета Божия. И войдет он в наиболее богатые города и совершит то, чего не делали отцы его и отцы отцов его. Ибо иикто из иудеев, кроме антихриста, никогда не царствовал над всею землею. И он будет иметь замыслы против самых твердых помышлений святых, и все будет совершать до времени, пока воля Божия попустит ему совершать это... Антихрист родится из народа Иудейского и придет из Вавилона» (ч. XII, стр. 118–119).

 

д) «Во время антихриста будетъ такая скорбь, какой никогда не было с тех пор, как народы начали существовать... После поражения антихриста и по умерщвлении его духом Спасителя спасется народ, который был записан в книге Божией, и, смотря по различии заслуг, одни восстанут для жизни вечной, а другие для вечного поругания (ч. XII, стр. 134).

 

е) В толк. на кн. пр. Аввакума: «И будут бодрствовать те, которые замышляют тебе козни... Эти слова могут быть истолкованы также и в отношении антихриста, который будет настолько горд и надменен, что сядет в храме Божием, представляя себя Богом; и как ад и смерть он погубит и соберет к себе столь многих, что если бы это было возможно, будет обольщать даже избранников Божиих (Мк.13:22). А соберет он к себе все племена и подвергнет своему обольщению все народы. Но те, которые впоследствии увидят, что он убит духом уст Христовых, поймут, что было истинно прежде предсказанное о нем, и скажут слова, которые следуют за сим в тексте, понимая их в том смысле, в каком мы изъяснили их в отношении к диаволу. А слова: и будут грабить тебя все остальные народы за кровь людей, за нечестие земли и города и всех живущих на ней – мы будем понимать в отношении к тем остальным народам, которые не послужили антихристу, и чрез которых будет ограблен нечестивый за нечестие, которое он распространил по всей земле, за опустошение града, т. е. церкви и за преследование всех, которые обитали в ней. В конце мира опустошение будет столь велико, а нечестие столь губительно, вследствие свирепствования антихриста, и вследствие умножения неправды многих (ч. XIV, стр. 163–164).

 

ж) В толк. кн. пр. Захарии: «И сказал мне Господь: Возьми себе сосуды неразумного пастыря... Несомненно, что пастырь неразумный или неискусный есть антихрист; о нем говорится, что он придет в конце мира, и показывается, каковым он имеет придти... Ныне Захария принимает вид неразумного, неискусного пастыря, чтобы провозвестить того, кто имеет придти. Этот пастырь восстанет во Израиле.., потому что истинный Пастырь сказал: Я не буду пасти вас. Об этом же пастыре пророчествуется под другими именами и у пророка Даниила (Дан.9:27), и в Евангелии (Мк.13:14) и в послании Павла к Фессалоникийцам (2Фес.2) – пророчествуется под именем мерзость запустения о том, что он имеет сесть в доме Божием, объявит себя Богом; он же и у пророка Исаии называется высокомерие. И пришел он не для того, чтобы исцелить, но чтобы погубить стадо Израиля... Иудеи приняли этого пастыря, которого Господь убьет духом уст Своих и упразднить явлением пришествия Своего, – так что те, которые не веровали истине, не спасутся, поверят лжи и будут судимы, так как приникли к неправде» (ч. XV, стр. 142–143).

 

II. Св. Иоанн Златоуст а) «Аще рекут, говорит, се в сокровищах Христос, се в пустыни есть, не изыдите (Мф.24:26), говорит так о Своем втором славном пришествии, в виду лжехристов, лжепророков и антихриста, чтобы кто-нибудь, заблудившись, не попался последнему. Так как прежде Христа придет антихрист, то чтобы кто- нибудь, ища пастыря, не попался волку, для того указываю тебе признаки пришествия пастыря» (т. II, стр. 442).

 

б) В толк. на кн. пр. Даниила: «Что значит малый рог? Я утверждаю, что это антихрист является между несколькими царями. И се очи аки очи человечи в роге том, и уста глаголюща великая. В самом деле, что может быть высокомернее уст того, кто превозносится паче всякого глаголемаго бога или чтилища, якоже ему сести в церкви Божией (2Фес.2:4)? Не удивляйся, что у него очи человечи; ведь о нем говорится и то, что он – человек (2Фес.2:3). Почему же он мал, и не является великим с самого начала? Однако после он выростет и победит несколько царей. Что же? За ним уже не следует другое царство, но сам Бог истребляет его» (т. VI, стр. 528–529).

 

в) В толк. на 2-е посл, к фессалоникийцам: «Он (антихрист) придет не так, не преклоняя колена, но превозносяйся паче всякого глаголемого Бога или чтилища, якоже ему сести в церкви Божией аки Богу, показующу себе, яко Бог есть. Подобно тому как диавол пал от гордости, так и тот, кто будет орудием его, будет напитан гордостью» (т. XI, стр. 575).

 

г) «Да никтоже вас прельстит ни по единому же образу, яко аще не приидет отступление прежде, и откроется человек беззакония, сын погибели, противник и превозносяйся паче всякого глаголемого бога или чтилища, якоже ему сести в церкви Божией аки богу, показующу себе, яко бог есть (ст. 3, 4). Здесь Он говорит об антихристе и открывает великие тайны. Что такое отступление? Отступлением он называет самого антихриста, так как он имеет погубить многих и привести к отступлению: якоже прелъстити, сказано, аще возможно и избранных. Называет его и человеком беззакония, потому, что он совершит тысячи беззаконий и побудит других к совершению их. А сыном погибели называет его потому, что и он сам погибнет. Кто же он будет? Ужели сатана? Нет, – но человек некий, который воспримет всю его силу. И открыется, говорит, человек, превозносяйся паче всякого глаголемого бога или чтилища. Он не будет приводить к идолослужению, а будет богопротивником, отвергнет всех богов и велит покланяться себе, вместо Бога, и будет восседать в храме Божием, – не в Иерусалимском только, но и повсюду в церквах. Показующу, говорит, себе, яко бог есть. Не сказал, что он будет называть себя Богом, но – что он будет стараться показать себя Богом. Он совершит великие дела и покажет чудесные знамения» (т. XI, стр. 592).

 

д) «Во еже, говорит, явитися ему в свое ему время. Тайна бо уже деется беззакония. Здесь он указывает на Нерона, как на прообраз антихриста, потому, что и он хотел, чтобы его считали богом. Хорошо сказал он – тайна, потому что Нерон не такъ явно и бесстыдно выдавал себя за бога, как антихрист. Итак, если еще прежде того времени, говорит, нашелся человек, который немного во злобе уступал антихристу, то что удивительного в том, если со временем явится настоящий антихрист? Говорил таким образом прикровенно и не хотел прямо указать на него (Нерона), не из страха, но чтобы научить нас тому, что мы не должны навлекать на себя чрезмерной вражды, когда ничто нас к этому не принуждает. Так же точно говорит он и здесь: точию держай ныне Дóндеже от среды будет. То есть: когда прекратится существование римского государства, тогда он (антихрист) придет. И справедливо, – потому что до тех пор, пока будут бояться этого государства, никто скоро не подчинится антихристу; но после того, как оно будет разрушено, водворится безначалие, и он будет стремиться похитить всю – и человеческую и божескую власть. Подобно тому как прежде того разрушены были царства, именно: мидийское – вавилонянами, вавилонское – персами, персидское – македонянами, македонское – римлянами, так ъ и это последнее разрушено будет антихристом, а он сам побежден будет Христом и более уже не будет владычествовать. И все это с большею ясностью передает нам Даниил. И тогда, говорит, явится беззаконник. Что же потомъ? Тотчас за этим следует утешение: апостол прибавляет: его же Господь Иисус убиет духом уст Своих, и упразднит явлением пришествия Своего: его же есть пришествие по действу сатаны... Христос одним Своим повелением и пришествием убьет антихриста. Достаточно явиться ему, и все это погибнет. Едва только явится Господь, и уже положит конец обольщению... Во всякой силе и знамениях и чудесех ложных (ст. 9). То есть, он обнаружит великую силу; но в этом ничего не будет истинного, напротив, цель всего будетъ составлять обольщение... И во всякой льсти неправды в погибающих (ст. 10). Для чего, ты скажешь, Бог попустит быть всему этому? И какое его намерение? Какая польза от пришествия антихристова, если оно будет к нашей погибели? Не бойся, возлюбленный, но послушай, что говорит апостол: антихрист возобладает только над погибающими, которые, хотя бы он и не пришел, не уверовали бы. Какая же отсюда будетъ польза, ты скажешь? Та, что будут заграждены уста тех, которые осуждены на погибель. Каким образом? Они не уверовали бы во Христа, хотя бы антихрист и не пришел; но он, придет с тою целью, чтобы изобличить их. Для того, чтобы они тогда не сказали: так как Христос называл себя Богом, хотя Он Сам нигде не сказал этого ясно, а только проповедали те, которые после него были – то мы по этой причине и не уверовали в Него, потому что мы слышали, что Бог един, от которого все, и вследствие того мы не поверили, – этот их предлог к оправданию отнимет у них антихрист. Когда он придет и, не смотря на то, что он не заповедует ничего праведного, а только одно беззаконие, они уверуют в него, единственно ради ложных его чудес, тогда заградятся их уста. В самомъ деле, если ты не веруешь Христу, то тем более не должен верить антихристу. Первый говорил, что Он послан Отцом, а этот последний будет говорить совсем иное. Потому-то Христос и говорил: Аз приидох во имя Отца, и не приемлете Мене; аще ин приидет во имя свое, того приемлете (Ин.5:43). Но мы, скажут, видели знамения? И от Христа совершено было много великихъ чудес; поэтому гораздо более следовало уверовать в Него. Кроме того, об антихристе много было предсказано, – что он беззаконник, что он сын погибели, что пришествие его по действу сатанину; тогда как напротив о Христе – что Он Спаситель и принесет бесчисленные блага... Антихрист придет на погибель человеческую, чтобы наносить людям обиды. В самом деле, чего он не сделает в то время? Все приведет в смятение и в замешательство, как посредством своих повелений, так и посредством страха. Он будет страшен во всех отношениях – и своею властью, и жестокостью, и беззаконными повелениями. Но не бойся: он будет иметь силу, говорит апостол, только над погибающими» (т. XI, стр. 598, 599, 600).

 

III. Бл. Августин: а) «О времени последнего гонения. Упомянутое последнее гонение, которое имеет быть от антихриста, прекратит Своим явлением сам Иисус. Ибо написано, что Он убиет его духом уст Своих, и упразднит явлением пришествия Своего (2Фес.2:8). При этом обыкновенно спрашивают: Когда это будет? Вопрос совершенно неуместный! Если бы нам нужно было знать об этом, то кому лучше, как не самому учителю Богу, сказать бы о том спрашивавшим Его ученикам? А они не молчали тогда пред Ним, а спрашивали Его лично: Господи, аще во время сие, и когда устрояеши царство Израилево? Но Он сказал им: несть ваше разумети времена и лета, яже Отец положи в своей власти (Деян.1:6–7). Не о часе, конечно, или дне, или годе, а о времени спрашивали они, когда получили этот ответ. Таким образом мы напрасно стали бы расчитывать и определять годы, которые остаются еще настоящему веку, как скоро из уст истины слышим, что знать это не наше дело. Некоторые, впрочем, говорили, что от вознесения Господа до Его последнего пришествия может пройти четыреста, другие пятьсот, иные даже и тысяча лет. А на чем каждый из них обосновывает свое мнение, выяснять и долго, и нет необходимости. Они руководствуются человеческими догадками, а не указывают что-либо несомненное из авторитета канонического писания. Всем им, расчитывающим этот предмет по пальцам, развязывает пальцы и повелевает успокоиться Тот, Кто говорит: Несть ваше разумети времена и лета, яже Отец положи в Своей власти» (ч. VI, стр. 97–98; 18-я кн. о Граде Бож. гл. 53-я).

 

б) «Что писал апостол Павел Фессалоникийцам, и о явление антихриста, за временем которого последует день Христов. Апостол, пиша к фессалоникийцам, говорит: Молим вы, братие, пришествием Господа нашего Иисуса Христа, и нашего собрания к нему, нескоро колебаться умом, ни устрашаться... (2Фес.2:1–12). Никто не сомневается, что апостол говорил это об антихристе; и говорилъ, что день суда (ибо это его он называетъ днем Господним) не наступит, прежде чем придетъ тот, кого он называет беглецом4, разумеется, от Господа Бога. Если последнее название вполне применимо ко всем нечестивым, то не тем ли более к нему? Но неизвестно, в каком сядет он храме Божием: на развалинах ли того храма, который был построен Соломоном, или в церкви. Ибо храма какого-нибудь идола или демона апостол не назвал бы храмом Божиим. Поэтому некоторые хотятъ разуметь в этом месте под антихристом не самого князя, а как бы все тело его, т. е. вместе с князем и всю принадлежащую ему массу людей; и полагают, что было бы правильнее и по латини читать это место, как читается в греческом, сядет не в храме Божием, а в храм Божий, так как бы сам он был храмом Божиим, под которым разумеется церковь: как например, мы говорим – сидит в друга, т. е. как друг, и т. п... Тайна бо уже деется беззакония. Точию держай ныне да держит, Дóндеже от среды будет; и тогда явится беззаконник? Признаюсь, что я вовсе не понимаю этих слов. Не скрою однакоже человеческих догадок, как и мне пришлось слышать или читать. Некоторые думают, что в этом случае речь шла о власти римской, и что апостол Павел не хотел писать об этом открыто из опасения подвергнуться клевете, будто он недоброжелательно относится к этой власти, в которой надеялись видеть власть вечную, так что, говоря: Тайна бо уже деется беззакония, он подразумевал яко бы Нерона, действия которого казались уже действиями антихриста. Поэтому иные делали предположения, что Нерон воскреснет и будет антихристом. Другие же полагали, что он и не убит, а скорее скрыт, чтобы считали его убитым; и что в то самое время, как считается убитым, он скрывается живым в цвете тех же самых лет, какие имел, пока в свое время откроется и восстановится на царство. Но такого рода предположения мне кажутся слишком странными. – Что же касается слов апостола: Точию дерзай ныне да держит, Дóндеже из среды будет, то в них не без основания видят речь о самой власти римской, как если бы было сказано: только повелевающий ныне да повелевает, Дóндеже из среды будет, т. е. пока не выбудет из среды. И тогда явится беззаконник. Никто не сомневается, что этим именем обозначается антихрист. Иные же думают, что и слова апостола: Удержиавающее весте и тайна деется, относятся не более, как к злым и притворным, которые находятся в церкви, пока не возрастут до такого числа, что составят для антихриста великий народ; и что это и есть тайна беззакония, так как представляется скрытым. Верующих же де апостол увещевает пребывать твердо в вере, которую содержат, говоря: Точию держай ныне да держит, Дóндеже от среды будет, т. е. пока не выйдет из среды церкви тайна беззакония, которая в настоящее время скрыта. Полагают, что к этой самой тайне относится то, что говорит евангелист Иоанн в своем послании: Дети, последняя година есть; и якоже слышасте, яко амтихрист грядет, и ныне антихристи мнози быша: от сего разумеваем, яко последний час есть. От нас изыдоша, но не беша от нас. Аще бы от нас были, пребыли убо быша с нами (Ин.2:18–19). Итак, говорит, как прежде конца в тот час, который Иоанн называет последним, вышли из среды церкви многие еретики, которых он называет многими антихристами: так и тогда выступят оттуда все, которые будут принадлежать не Христу, а тому последнему антихристу, и тогда Он явится. Между тем как темные слова апостола толкуются гадательно одним так, другим иначе, несомненно одно, что, по словам его, Христос придет судить живых и мертвых не прежде, чем придет для обольщения мертвых душою Его противник, антихрист; хотя обольщение с его стороны есть уже дело тайного суда божественного. Ибо пришествие его будет по действу сатанину во всякой силе, и знамениях, и чудесах ложных, и во всякой льсти неправды в погибающих. Тогда получит свободу сатана, и посредством его со всякою силою чудесным, хотя и лживым, образом будет действовать антихрист» (ч. VI, стр. 221–227).

 

IV. Св. Кирилл Александрийский: а) В толк. 11 гл. кн. пр. Захарии: «Итак, нет никакого сомнения в том, что они (иудеи) не верили ни писаниям Моисея, ни речам Спасителя. Так как они не приняли познания истины, сего ради, говорит мудрейший Павел, послет им Бог действо лсти, во еже веровати им лжи (2Фес.2:11). Действием льсти называет антихриста, присоединившись к которому иудеи будут осуждены, и верен будет Спаситель, говорящий им, впавшим в неверие: Аз приидох во имя Отца Моего, и не приемлете Мене: аще ин приидет во имя свое, того приемлете (Ин.5:43). Что иудеи немедля примут имеющего явится в свое время сына беззакония, противника и превозносящегося паче всякого глаголемого Бога или чтилища, якоже ему сести в церкви Божией аки богу, показующу себе, яко бог есть (2Фес. 2:4), не умеющего пасти хорошо и с опытностью, Бог повелевает пророку типически предсказать это, говоря так: еще приими себе сосуды пастырски, пастыря неискусна. Ведь достойнейшие и опытные в своем деле пастыри имеют тонкие жезлы, чтобы, если представится случай ударить, не сокрушить ударяемое. Невежественный же в этом деле и весьма не опытный в пастырском искусстве толстыми палками сокрушает их. Вот это, думаю, и означают сосуды пастырские, пастыря неискусного. Так как некогда сын беззакония, облеченный царскою честью, имеет открыться живущим на земле, кажется, в образе пастыря, не дающего никакой пощады ни народам под его властью, ни народам вне его власти, то посему и говорит: се аз воздвигну пастыря на землю: погибающего не посетит... И глезны избиет, чтобы никто не мог идти прямо, – будет принуждать поклониться ему, поражая чудесами, ибо пришествие его будет по действию сатаны, и силою вельзевула сотворит знамения, чтобы, если возможно, прельстить и избранных (2Фес.2:9 и Мф.24:24), и как говорит Спаситель: не бы спаслася всяка плоть (22), при неистовствующем против всех его жестоковластий. Избранных же ради прекратятся дни они (22); ибо убиет его Господь Духом и упразнит явлением пришествия Своего (т. XI, стр. 169–170, изд. 1898 г.).

 

V. Св. Ефрем Сирин: а) «Много молитв и слез нужно нам, чтобы кто-либо из нас оказался твердым в искушениях; потому что много будет мечтаний совершаемых зверем. Он сам богоборец, и всех хочетъ погубить. Ибо такой способ употребит мучитель, что все должны будут носить на себе печать зверя, когда во время свое, то есть, при исполнении времен, придет он обольстить всех знамениями; и в таком только случае можно им будет покупать себе снеди и все потребное; и поставит надзирателей исполнять его повеления. Заметьте, братия моя, чрезмерную злокозненность зверя и ухищрения его лукавства, каким образом начинает он с чрева, чтобы человек, когда приведен будет в крайность недостатком пищи, вынужден был принять печать его, то есть, злочестивые начертания, не на каком-либо члене тела, но на правой руке, а также на челе, чтобы человеку не было уже возможности правою рукою напечатлеть крестное знамение и также на челе назнаменовать святое имя Господне или славный и честный крест Христа и Спасителя нашего. Ибо знает несчастный, что напечатленный крест Господень разрушает всю силу его; и потому кладет свою печать на правую руку человеку, потому что она запечатлевает крестом все члены наши; а подобно и чело, как свещник, носит на высоте светильник света – знамение Спасителя нашего. Посему, братия моя, страшный предложит подвиг всем христолюбивым людям, чтобы до часа смертного не приходит в боязнь и не оставаться в бездействии, когда змий будет начертывать печать свою вместо креста Спасителева. Ибо для того, без сомнения, употребляет такой способ, чтобы имя Господа и Спасителя даже и не именуемо было в то время; делает же сие бессильный, боясь и трепеща святой силы Спасителя нашего. Ибо если кто не будет запечатлен печатью зверя, то не пленится и мечтательными его знамениями. При том и Господь не отступает от таковых, но просвещает и привлекает их к Себе... поелику Спаситель, вознамерившись спасти род человеческий, родился от Девы и в образе человеческом попрал врага святою силою Божества Своего, то и он умыслил восприять образ его пришествия и прельстить нас. Господь наш на светоносных облаках, подобно страшной молнии, приидет на землю: но не так приидет враг, потому что он отступник. Действительно, от скверной девы родится его орудие: но сие не значит, что он воплотится; приидет же всескверный как тать, в таком образе, чтобы прельстить всех, приидет смиренный, кроткий, ненавистник, как скажет о себе, неправды, отвращающийся идолов, предпочитающий благочестие, добрый, нищелюбивый, в высокой степени благообразный, постоянный, ко всем ласковый; уважающий особенно народ иудейский, потому что иудеи будут ожидать его пришествия. А при всем этом, с великою властью совершит он знамения, чудеса и страхования; и примет хитрые меры всем угодить, чтобы в скором времени полюбил его народ. Не будет брать даров, говорить гневно, показывать пасмурного вида, но благочинною наружностью станет обольщать мир, пока не воцарится. Поэтому, когда многие сословия и народы увидятъ такие добродетели и силы, все вдруг возъимеют одну такую мысль, и с великою радостью провозгласит его царем, говоря друг другу: «не найдется ли еще человек столь добрый и правдивый»? И скоро утвердится царство его, и в гневе поразит он трех великих царей. Потом вознесется сердцем и изрыгнет горечь свою этот змий, смятет вселенную, подвигнет концы ея, всех притеснит и станет осквернять души, не благоговение уже в себе показывая, но при всяком случае поступая, как человек суровый, жестокий, гневливый, раздражительный, стремительный, беспорядочный, страшный, отвратительный, ненавистный, мерзкий, лютый, губительный, бесстыдный, который старается весь род человеческий вринуть в пустыню нечестия. Многочисленные произведет он знамения, но ложно, а не действительно. И в присутствии многолюдной толпы, которая будет восхвалять его за мечтательные чудеса, издаст он крепкий глас, от которого поколеблется место, где собраны, и скажет: «все народы познайте мою силу и власть»! В виду зрителей будет переставлять горы и вызывать острова из моря, но все это обманом и мечтательно, а не действительно; впрочем, прельстит мир, обманет взоры всех; многие поверят и прославят его, как крепкого Бога. Тогда сильно восплачет и воздохнет всякая душа; тогда все увидят, что несказанная скорбь гнетет их день и ночь, и нигде не найдут пищи, чтобы утолить голод. Ибо жестокие надзиратели будут поставлены на место, и кто только имеет у себя на челе и на правой руке печать мучителя, тому позволено будет купить немного пищи, какая найдется. Тогда младенцы будут умирать на лоне матери, умрет и матерь над своим детищем, умрет также и отец с женою детьми среди торжища, и некому их похоронить и положить в гроб... Все же поверившие лютому зверю, а принявшие на себя печать его, злочестивое начертание осквервенного, приступят к нему вдруг, и с болезнью скажут: «дай нам есть и пить, потому что все мы истаяваем томимые голодом, и отгони от нас ядоносных зверей». И этот бйдвый, не имея к тому средств, с великою жестокостью даст ответ, говоря: «откуда, люди, дам вам есть и пить? Небо не хочет дать земле дождя, и земля также вовсе не дает ни жатвы, ни плодов». Народы, слыша это, восплачут и прольют слезы, не имея утешения в скорби; напротив того, другая неизреченная скорбь приложится к их скорби, а именно, что так поспешно поверили мучителю. Ибо он бедный не в силах помочь себе самому, как же окажет милости им? В те дни великая будет нужда от многой скорби, причиненной змием, от страха и землетрясения и шума морского, от голода и жажды и угрызения зверей. И все принявшие печать антихристову и поклонявшиеся антихристу, как благому Богу, не будут иметь никакой части в царствии Христовом, но вместе со змеем будут ввержены в геенну. Блажен, кто окажется, всецело святым и верным, у кого сердце несомненно предано Богу; потому что бесстрашно отринет он все предложения змия, пренебрегая и истязаниями и мечтаними его» (т. II, изд. 1895 г., стр. 253–288). Тоже см. т. III, стр. 138–139.

 

б) «Действительно же родится орудие его от скверной жены, не сам он воплотится, но в образе его приидет всескверный, как тать, чтобы прельстить всех, приидет притворно благоговейным, смиренным, кротким, ненавидящим, как скажет о себе, неправды, отвращающимся идолов, предпочитающим благочестие, добрым, нищелюбивым, в высокой степени благообразным, весьма постоянным, ко всем ласковым, уважающим особенно народ иудейский, потому что иудеи будут ожидать его пришествия (т. III, изд. 1897 г., стр. 141).

 

в) В толк. 11 гл. кн. пр. Захарии: «Приими себе сосуды пастыря неискусна... В образе сего пастыря представляется антихрист – пастырь неискусный, который мяса избранных пояст, т. е. возьмет сребро богатых, и глезны их избиет, т. е. не пощадит и останков стада, представленных в образе глезн» (т. VI, стр. 252, изд. 1887 г.).

 

д) В толк. на 2-е посл. к Фессалоникийцам: «Итак, никто вас да не обольстит никоим» из подобных образом, и не думайте, что будто бы уже настает день Господа нашего; поелику, если прежде не приидет или один из его пророков или множество апостолов его, кои имеют явиться пред тем отступником, но доколе не последует скончание пророков и апостолов его, кои будут посланы пред ним, и после них придет сам отступник и будет открыт (явится) человек греха, сын погибели, а потом уже будет пришествие Господа. Отступником назвал его, дабы показать, что как мятежник отпал он и изменил, когда захотел и потому что захотел. Человеком же греха наименовал его, дабы указать на то, что чрез человека (как человек) придет он, а не в образе только человека ибо пришествию Господа нашего подражает – человеком придет он не из язычников, но из самого народа израильского и из колена Иудина, не в необрезании, а в обрезании, дабы под предлогом своего происхождения и обрезания пленить народ израильский, который ожидает его пришествия именно в таком вид. Кроме того назвал его сыном погибели, самого человека, именуя сыном погибели, то есть сыном диавола губителя. Который противник есть, то есть вышних и низших и Господа всяческих, – который, говорит, превозносится, не над теми, но над всем, что, по имени только, называется Богом или почитается. Сам он почитает Бога истинного, дабы привлечь к себе распявших, и хулит и уничижает все, что называется только Богом или почитается, чтобы тем можно было пленить ум истинных поклонников. Таким образом он явится и взойдет в храм Божий, чтобы сесть внутри и именно в церкви Божией. Он не отклоняет в другое какое-либо общество из еретических сект, чтобы не узнали его, – но с презрением отвергнет все культы ложные, чтобы можно было пленить церковь. Поэтому-то и взойдет он в самый храм Божий, чтобы сесть и показать себя, что он есть как бы Бог. Каким же образом он покажет, что есть Бог истинный? Кроме славы и чести, коими будет облечен, он еще более покажет это посредством той вражды, которую будет вести против еретических сект. Так как он не будет склонять к какой-либо ереси, то, благодаря своей притворной любви к чадам церкви, заставит думать, что любит их, как истинных чад церкви, и в храм их придет и сядет, как в храме истины дабы показать, что он есть Бог. Он порицает лицемерие в притворстве (притворно) и надевает личину истины и коварства (коварно). Он так искусно будет притворяться, что пленит народ посредством плотских предметов и будет управлять церковью под личиною истины.. Пока апостольство не совершит данное ему призвание: идите ко всем народам (Мф.28:19), и не распространится учение Христово, и не окончится также и его время, и не усовершатся люди чрез проповедь апостолов и чрез учение священников: только тогда, наконец, попускается отступнику придти для испытания достоинства людей» (т. VII, стр. 245–248 по изд. 1895 г.).

 

VI. Св. Григорий Богослов: «Кто антихрист? Зверь, исполненный яда, человек многомощный. А что такое отступление (2Фес.2:3)? Это недавний, всех злейший отступник, или господствующее учение, рассекающее Бога. После него Христос опять пройдет во славе Отца и с телом, чтобы видели Его богоубийцы. После него воскресение, или сопряжение сложного. После него скончание, – разрушение существующего, а может быть, и некое изменение в лучшее. После него суд и страх» (т. V, стр. 286–287, изд. 1889 г.).

 

VII. Св. священномуч. Киприан: а) «Когда придет антихрист, то и он не вторгнется в церковь, чрез угрозы, и не уступят его оружию и насилию потому только, что он противящимся ему будет грозить смертью» (т. I, стр. 214, пис. 47).

 

б) «Приходит антихрист, но и Христос не медлит. Восстает и неистовствует враг, но тотчас следует и Господь, имеющий отмстить за наши страдания и раны. Явится и угрожает противнику, но есть могущий исхитить из рук его» (т. I, стр. 224, пис. 48).

 

VIII. Бл. Феодорит Киррский: а) В толков. 7 гл. кн. пр. Даниила: «Рассмотрях в розех его, продолжает пророк: и се рог другий мал видим взыде среди их, и три предние его иторгнушася от лица его: и се очи, аки очи человечи в роге том», и уста глаголющая великая, и брань творил со святыми. Здесь разумеет Даниил антихриста, появляющегося между десяти рогов. Сказует же, что рог сей исторг три рога, бывшие впереди его и дает сим разуметь, что сокрушит он трех царей из десяти царствующих в одно и тоже время. Называет сей рог малым, как происходящий от малого иудейского колена, но видимым, потому что после сего соделается значительным. А под очами пророк дал разуметь смышленность и хитрость, которую употребив в действие, обольстит многих. Но и уста, сказано, глаголюща великая, то есть, глаголюща высокомерно и надменно» (т. IV, стр. 136, изд. 1857 г.).

 

б) В толковании на 11 главу пр. Даниила: «Первообраз же Антхоха есть антихрист; и образ антихриста – Антиох. Как Антиох принуждал Иудеев нечествовать, и вести жизнь противозаконную; так человек беззакония, сын погибели, висящийся и превозносяйся паче всякого глаголемого Бога или чтилища, как говорит блаженный Павел, яко же е


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.05 с.