Глава XXVIII. О событиях последнего времени: пред пришествием антихриста и на обличение его должны видимым, чувственным образом явиться пророки Илия и Енох — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Глава XXVIII. О событиях последнего времени: пред пришествием антихриста и на обличение его должны видимым, чувственным образом явиться пророки Илия и Енох

2022-07-07 23
Глава XXVIII. О событиях последнего времени: пред пришествием антихриста и на обличение его должны видимым, чувственным образом явиться пророки Илия и Енох 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

I. Блаж. Иероним Стридонский: а) «Енох и Илия, победив закон смерти, от земного общества восхищены в небесное царствие так, как были в силах» (Быт. 5:4; 3Цар. 2) (ч. III, стр. 112, пис. 95-е).

 

б) Закон бо и пророцы до Иоанна прорекоша – не в том смысл, чтобы в Иоанне был конец пророков и закона, но конец этот в том, о ком свидетельствовал в своей проповеди Иоанн. Сам же Иоанн, по таинственному изречению Писания у Малахии (4:5), есть Илия, хотяй приити (Мф.11:14), – не в том смысл, чтобы и у Илии и у Иоанна была одна и та же душа (как предполагают еретики), но в том, что он имел ту же благодать Св. Духа, носил пояс как Илия, жил в пустыне как Илия, терпел преследование от Иродиады, как тот переносил его от Иезавели; так что, как первый Илия явился предтечею второго, так и Иоанн преветствовал имеющего приити во плоти Господа Спасителя, не только в пустыне, но и во чреве Матери, и возвестил о нем радостным движением Своего тела» (ч. III, стр. 174–175, пис. 97-е).

 

в) «Енох преложен во плоти. Илия взят на небо плотским (Быт. 5:4; 3Цар. 2): не умершие, но уже жители рая, они имеют члены, с которыми взяты и преложены» (ч. IV, стр. 345).

 

г) «Енох и Илия, о которых мы прежде сказали, в течении столь долгого времени остаются в том же возрасте, в каком были взяты. Имеют они зубы, чрево, родотворные члены, и однако не нуждаются ни в пище, ни в женах» (ч. IV, стр. 348–349).

 

д) «Под двумя ветвями маслин, или двумя отростками и сынами тучности или сияния понимают священство и закон, подающие радость всей земле. Другие – Еноха и Илию, из которых один был богоугоден в необрезании, а другой в обрезании и оба были живыми взяты на небо» (ч. XV, стр. 48).

 

е) В толк. на 11 гл. ст. 14–15 ев. от Мф.: «И если вы хотите знать: он есть Илия, который имеет придти. Имеющий уши, чтобы слышать, пусть слышит. Слова: если вы хотите знать: онесть Илия таинственны и нуждаются в понимании, что и показывает следующая речь Господа: имеющий уши, чтобы слышать, пусть слышит. Если бы смысл был ясен и значение очевидно, то почему было необходимо подготовлять нас к пониманию их. Итак Иоанн называется Илиею не в смысле некоторых еретиков и неразумных философов, которые вводят учение о переселении душ, но в том смысле, что, как говорит другое евангельское свидетельство (Лк.1:17; Мф.17:12), – он придет в духе и силе Илии, т. е. будет иметь ту же самую благодать или меру Духа Святого. Но ведь и строгость, и воздержность в образе жизни Илии и Иоанна одинаковы. Тот в пустыне, и этот в пустыне; тот опоясывался кожанным поясом, и этот носил то же опоясание. Тот вследствие обличений царя Ахава и Иезавели в нечестии. вынужден был бежать (3Цар.19), и этот за обличение беззаконнаго брака Ирода и Иродиады претерпел усекновение главы. Думают, что он называется Илиею потому, что как Илия, по пророчеству Малахии, придет пред вторым пришествием Спасителя, так Иоанн пришел пред первым: и тот и другой являются провозвестниками или первого, или второго пришествия Господа» (ч. XVI, стр. 91).

 

ж) В толк. 17 гл. 10–11 ст. ев. от Мф.: «И спросили Его ученики так: а что же говорят книжники, будто сначала должен придти Илия? Если бы мы не знали причины, почему ученики спрашивали относительно Илии, то их вопрос показался бы нам неразумным и необыкновенным. В самом деле, какое отношение имеет вопрос о пришествии Илии к тому, что выше описано. У фарисеев было предание, на основании слов Малахии пророка, последнего из двенадцати, – что пред пришествием Спасителя придет Илия и обратит сердце отца к детям и детей к отцам и восстановит все в прежнее состояние (Мал.4:5). Итак, ученики думают, что это было именно преображение славы, которое они видели на горе, и говорит: «Если Ты уже пришел в славе, то каким же образом не является Твой предтеча, тем более, что они видели, что Илия удалился. А, когда они прибавляют: книжники говорят, что сначала Илия должен придти, то, говоря: сначала, они показывают, что если Илия не приходил, то согласно писанию, не совершилось еще и пришествие Спасителя. Но Он в ответ сказал им»: правда, Илия имеет» придти и возстановить все. Но, говорю вам, Илия уже пришел». Тот самый, который имеет придти во второе пришествие Спасителя телесно, уже пришел ныне в лице Иоанна в духе и силе» (ч. XVI, стр. 169–170).

 

II. Св. Иоанн Златоуст: а) «Илья и Иоанн, из которых один – предтеча первого, а другой – предтеча второго пришествия Господня, и потому называются один именем другого» (т. II, стр. 519).

 

б) «Христос ведь назвал Иоанна Илиею не потому, чтобы Иоанн был действительно Илиею, но потому, что он пришел в духе и силе Илии» (т. III, стр. 73).

 

в) «Послушай же, как Малахая предвозвещает то же или лучше – Бог чрез пророка: се Аз послю вам, говорит Он, Илию Фесвитянина. Для чего пошлет? Иже устроит сердце отца к сыну (Мал.4:5–6). Так как имеет быть тот суд страшный и ужасный, то, чтобы Судия не осудил некоторых безответных на наказания, и чтобы Илия, пришедши и предсказав, что близко – при дверях наступает суд, сделал благоразумными, – ведь сказанное за много лет обыкновенно пренебрегается, то названный пророк и придет возобновить это в нашей памяти» (т. VI, стр. 474).

 

г) В толк. 17 гл. 10 ст. ев. от Матвея: «И вопросиша Его ученицы Его, глаголюще: что убо книжницы глаголют, яко Илии подобает приити прежде? Итак, ученики узнали об этом не из писаний, но им открыли книжники и молва об этом носилась в простом народе, как и о Христе. Потому и самаряныня сказала: Мессия приидет; егда Той приидет, возвестит нам вся (Ин.4:25); и книжники вопрошали Иоанна: Илия ли еси ты, или пророк» (Ин.1:26)? Итак, среди иудеев, как я сказал, была молва о пришествии Христа и Илии, но они неправильно толковали ее. Писание говорит о двух пришествиях Христа, о бывшем и будущем... Так же и пророки о том и другом упоминают; они говорят, что предтечею одного из них, именно второго, будет Илия, а первого был Иоанн, которого Христос называет Илиею – не потому, чтобы он был Илия, но потому, что он совершал служение Его. Как Илия будет предтечею второго пришествия, так Иоанн был предтечею первого. Но книжники, сливая то и другое и развращая народ, упоминали пред народом об одном только втором пришествии и говорили, что если этот – Христос, то Илия должен предварить Его своим приходом. Потому и ученики говорят: что убо книжницы глаголют, яко Илии подобает приити прежде? По той же причине фарисеи посылали к Иоанну и спрашивали: Илия ли ести ты? вовсе не упоминая о первом пришествии. Какой же ответ дал Христос? Илия точно придет тогда, пред вторым Моим пришествием; но и ныне пришел Илия, – называя этим именем Иоанна. – Этот Илия пришел. А если ты спрашиваешь о Фесвитянине, то Он придет; потому и свазал: Илия приидет и устроить вся. Что такое все? То, о чем сказал пророк Малахия: пошлю вам Фесвитянина, иже устроит сердце отца к сыну, да не пришед поражу землю в конец (Мал.4:5–6). Видишь точность пророческого изречения! Когда Иоанна назвал Илиею Христос, то назвал по причине сходства служений. А чтобы ты не подумал, что то же самое говорится и у пророка, последний присовокупил и родину его, называя Фесвитянином; а Иоанн Фесвитянином не был. Вместе с тем он увазывает и другой признак, говоря: да не пришед поражу землю в конец, означая этим второе страшное Его пришествие. В первом Он не пришел поразить землю: не приидох, говорит, да сужду мирови, но да спасу мир (Ин.12:47). – Итак, означенные слова пророка показывают, что Фесвитянин придет пред тем пришествием, когда будет суд. Он вместе показывает и причину пришествия его. Что же это за причина? Чтобы он, пришедши, убедил иудеев уверовать во Христа, и чтобы, когда Христос придет, не все они совершенно погибли. Потому-то и Христос, приводя им это на память, сказал: и устроит вся, т. е. исправит неверие иудеев тогдашнего времени. Вот почему и пророк весьма точно сказал; он не сказал: устроить сердце сына к отцу, но: отца к сыну. Так как отцы апостолов были Иудеи, то сказано: обратит к учению сынов, т. е. апостолов, сердца отцов, т. е. расположение народа иудейского... Когда Христос говорит: Илия приидет и устроит вся, разумеет самого Илию и будущее обращение иудеев; а когда говорит: той есть хотяй приити, то по образу служения называет Иоанна Илиею. Как Илия будет предтечею второго пришествия, так Иоанн был предтечею первого» (т. VII, стр. 584–586).

 

д) «Почему Гавриил сказал, что Иоанн предшествует Царю Христу в духе и силе Илии Фесвитянина? Слушай внимательно! Илия значит – Бог. Так как Иоанн имел в самом себе Бога, – Он исполнился Духа Святого еще от чрева матери своей, а Бог есть Дух, – то о нем говорил Господь чрез пророка за много времени раньше: се Аз посылаю ангела Моего пред лицом Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою (Мал.3:1) и многих обратит от заблуждения к истине; ради этого Иоанн предшествует Господу в духе и силе Илии, так как у Иоанна много было сходства с Илиею» (т. X, стр. 925).

 

е) «Где неверующие воскресению и говорящие: как эта кость соединится с этою? и вводящие тому подобные басни? Скажи мне: как Илия вознесся на огненной колеснице (4Цар.2:11)? Огню свойственно жечь, а не возносить. Как Илия живет на небе, сколько времени? В каком находится месте? Для чего это случилось? Куда переселен Энох? Вкушает ли такую же пищу, как мы? Что мешает быть ему здесь? Но он не вкушает нашей пищи? Зачем он взят отсюда»? (т. XI, стр. 401–402).

 

ж) «Стоит однако обратить внимание на следующее обстоятельство: если придет антихрист, если придет Илия, то каким же образом, когда скажут: мир и утверждение, внезапно нападет на них всегубительство? Эти слова, как признаки пришествия Христова, не позволяют не знать об этом дне. Но апостол и этого времени, то есть, антихристова, не указывает и не говорит, что день его пришествия будет знамением пришествия Христова; но утверждает, что Христос не будет давать предзнаменования о Себе, а приидет внезапно и неожиданно. Так и беременной, говорит, не нечаянно приходит время родить, – она знает, что чрез девять месяцев будут роды. Между тем время это ей точно неизвестно, потому что иные рождали чрез семь месяцев, иные же чрез девять, а день и час родов во всяком случае неизвестны. Итак, вот к чему Павел говорит об этом! И верное сравнение. Действительно, немного бывает признаков времени рождения; от этого многие, не предвидя его, рождали на дорогах и вне дома. Но апостол хотел указать в этом сравнении не на одну только неизвестность времени, а вместе и на жестокость страдания. Как рождающая, играя, смеясь, ничего совершенно не предвидя, внезапно бывает объята невыразимыми страданиями и терзается муками рождения, так точно будут поражены души по наступлении того дня» (т. XI, стр. 548).

 

в) «Признаком этого времени (т. е. второго пришествия) будут служить непрерывный и невыразимые бедствия, и что должен придти Илия» (т. XI, стр. 575).

 

и) «Антихрист придет на погибель человеческую, чтобы наносить людям обиды. В самом деле, чего он не сделает в то время? Все приведет в смятение и в замешательство, как посредством своих повелений, так и посредством страха. Он будет страшен во всех отношениях – и своею властью, и жестокостью, и беззаконными повелениями. Но не бойся: он будет иметь силу, говорит апостол, только над погибающими. И Илия тогда придет, чтобы поддержать тогда верующих. Об этом говорит Христос: Илия приидет и устроит вся (Мф.17:11). Потому об Иоанне сказано, – что он предъидет пред Господом духом и силою Илииною (Лк.1:17), так как он не творил ни знамений, как Илия, ни чудес. Иоанн убо, сказано, знамений не сотвори ни единого: вся же, елика рече Иоанн о сем, истинна бяху (Ин.10:41). Что же значат слова: духом и силою Илииною? То, что Иоанн будет проходить тоже самое служение. Как Иоанн был предтечею первого пришествия Христа, так Илия будет предтечею второго и славного Его пришествия, и блюдется для этого» (т. XI, стр. 600).

 

й) «Многие спрашивают, куда переселен Енох и почему переселен, почему не умер, и не он только, но и Илия, и если они живут, то как живут и в каком состоянии. Но спрашивать об этом совершенно излишне. О том, что первый переселен, а последний вознесен на небо, Писание сказало; а где они и как сушествуют, этого не прибавило, – потому что оно не говорит ничего, кроме необходимого» (т. XII, стр. 185).

 

III. Бл. Августин: а) «О пришествии до суда Илии, проповедь которого, раскрывая Иудеямъ тайны Писания, обратить их ко Христу. – После увещания Иудеям помнить, закон Моисеев, так как предвидел задолго, что они будут понимать его не в смысле духовном, пророк тотчас же прибавляет: И се Аз послю вам Илию Фесвитянина, прежде пришествия дня Господня великого и просвещенного (светлого), иже устроить (обратить) сердце отца к сыну, и сердце человека ко искреннему его, да не пришед поражу землю в конец (Мал.4:5–6)... В последнее время перед судом Иудеи уверуют в истинного Христа, т. е. в нашего Христа, когда разъяснит им закон Илия, этот великий и удивительный пророк. Ожидание, что он придет до пришествия Спасителя суда, имеет свои основания, потому что не без основания он считается живущим и в настоящее время. Ибо, по весьма ясному свидетельству Писания, он восхищен из круга человеческой жизни на огненной колеснице (4Цар.2:11). Итак, когда он придет излагая в духовном смысле закон, понимаемый в настоящее время иудеями в смысле плотском, он обратит сердце отца к сыну, т. е. отцов к сыновьям... Впрочем, в словах семидесяти толковников, переводивших в пророческом духе, может также заключаться и другой более возвышенный смысл может разуметься, что Илия обратит к Сыну сердце Отца Бога... Следующие же за тем слова: и сердце человека ко искреннему своему, т. е. что Илия обратит и сердце человека к его ближнему, какой могут иметь лучший смысл, как не тот, что обратит сердце человека к человеку Христу? Ибо во образе Божии сый Бог наш, прияв образ раба (Фил.2:6–7), удостоил нас стать ближним нашим. Итак – это совершит Илия» (ч. VI, стр. 256–258).

 

б) «Во время суда или прежде и после самого суда, как узнали мы, имеют произойти следующие явления: Илия Фесвитянин, вера иудеев, гонение антихристово, суд Христов, воскресение мертвых, разделение добрых и злых, воспламенение мира и его возобновление. Что все это имеет быть, тому следует верить; но каким образом и в каком порядке оно будет, это лучше покажут тогда на опыте сами события: в настоящее время человеческое разумение не в состоянии возвыситься до полного понимания предмета. Полагаю, впрочем, что произойдет в том порядке, в каком у меня изложено» (ч. VI, стр. 264).

 

в) «Ибо если Енох и Илия, будучи в Адаме смертны и нося в своей плоти отрасль смерти (Мал.4:5; Откр.11:3), – а чтобы от этого долга разрешиться, они, как полагают, возвратятся к настоящей жизни и после определенного срока умрут, – теперь находятся в другой жизни, где до воскресения плоти, прежде чем душевное их тело изменится в духовное, они не терпят недостатка ни в болезни, ни от старости» (ч. VIII, стр. 148).

 

IV. Св. Кирилл Александрийский: а) И се Аз послю вам Илию Фесвитянина, прежде пришествия дня Господня великого и просвещенного: иже устроит сердце отца к сыну, и сердце человека к искреннему его, да не пришед поражу землю в конец (Мал. 4:5, 6). Он, пришедши, обратить как мне кажется, трудно управляемоо Израиля, отвлечет его от давнего гнева и соделает его другом и человеком мирным в отношении ко Христу»... (т. IV, изд. 1886 г., стр. 281).

 

б) В толковании сих же слов пр. Малахии «Доказательством милосердия и долготерпения Божия служит то, что некогда предвозсияет нам Илия Фесвит, предвозвещая по всей вселенной, что явится наконец Судия. – И Судия снидет во славе Бога и Отца, окруженный воинством ангельским, и сядет на престоле славы Своея (Мф.25:31), судя вселенную в правде (Пс.9:5), и всенепременно воздаст каждому по делу его (Мф.16:27; Рим.2:6). Так как мы находимся в многочисленнейших грехах, то предшествует благополезно божественный пророк, приводя обитателей земли к единодушию, дабы все, собравшись в единство чрез веру и прекратив рвение ко злу, решились совершать добро и таким образом получили спасение при пришествии Судии. Но прежде пришел блаженный Креститель Иоанн в духе и силе Илии (Лк.1:17). И как он проповедывал, говоря: уготовайте путь Господень, правы творите стези Бога нашего (Ис.40:3; Мф.3:3), так и божественный Илия будет тогда проповедывать близ сущего и вскоре имеющего быть, да судит вселенную в правде (Пс.9:5)... Пророк восставит (устроит) и, приведя к единой вере некогда разделенных и, восстановив человека к ближнему его, дабы не прииду, говорит, и поражу землю в конец, то есть всецело и совершенно. Видишь отсюда милосердие Владыки всех. Наперед убеждает обитателей земли и как бы свидетельствуя гласом Илии, что явится Судия, чтобы, обращением к лучшему исправив житие свое, тогдашние жители земли не предстали пред строгим Судиею, посылающим в пламень и во тьму кромешную (Мф.22:3), но напротив услышали бы: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира» (т. XI, изд. 1898 г., стр. 332–334).

 

в) «Пророк говорит о Фесвите, а это был Илия: и с Аз послю вам Илию Фесвитянина, иже устроит сердце отца к сыну, в противные в мудрости праведных, да не прииду и поражу землю в конец (Мал.4:4–5; и Лк.1:17). Итак, хотя возвещалось только о трех, кои должны придти, то есть о Христе (Мессии), Иоанне и Илие), – иудеи однакоже ожидают пришествия многих, дабы и услышали справедливо: заблуждаетесь, не зная писаний» (т. XII, изд. 1901 г., стр. 108).

 

V. Св. Ефрем Сирин: а) «Но прежде нежели будет сие (т. е. пришествие антихриста), Господь, по милосердию Своему, пошлет Илию Фесвитянина и Еноха, чтобы они возвестили человеческому роду богочестие, дерзновенно проповедали всемъ благоведение, научили не верить мучителю из страха, вопия и говоря: «это лесть, о человеки! никто да не верит ей нисколько, никто да не повинуется богоборцу; потому что он скоро будет приведен в бездействие. Вот, святой Господь идет с неба судить всех поверивших знамениям его». Впрочем, немногие тогда захотят послушать и поверить сей проповеди пророков. Спаситель же делает сие, чтобы показать неизреченное Свое человеколюбие. потому что и в это время не оставляет род человеческий без проповеди, да будут все безответными на суде» (т. II, стр. 258, изд. 1895 г.).

 

б) См. т. V, стр. 201.

 

VI. Блаж. Феодорит Киррский: В толковании на 12 гл. кн. пр. Даниила: а) «Бог всяческих чрез пророка Малахию говорит Иудеям: се Аз послю вам Илию Фесвитянина, прежде пришествия дня Господня великого и просвещенного: иже устроит сердце отца к сыну, и сердце человека к искреннему его, да не пришед поражу землю в конец (Мал.4:5–6). Чрез сие научает нас, что, когда антихрист отважится на оные дела, тогда явится великий Илия проповедать иудеям пришествие Господне и обратит многих... И иудеи, как за то, что не уверовали, оказались последними, так, уверовав, по проповеди великого Илии, и присоединившись к язычникам, которые восхитили к иудеям посланное спасение, составят с ними единую церковь» (т. IV, стр. 233–234, изд. 1857 г.).

 

б) «Яко во время, и во времена, и в полвремени, егда скончается рассыпание людей освященных, и увидятъ Святого, и скончаются сия вся. Три года с половиной, говорит Ангел, продолжится рассеяние освященного народа, и будет совершаться все сие. Потом увидят Святого. Подразумевается здесь великий Илия. Ибо к концу оного владычества явится великий Илия и предвозвестит второе пришествие нашего Спасителя» (т. IV, стр. 238).

 

в) В толков. на 4 гл. кн. пр. Малахии: «Се Аз послю вам Илию Фесвитянина, и означая время, присовокупил прежде пришествия дне Господня великаго и просвещенного. Так наименовал день второго пришествия; извещает же, что соделает пришедши великий Илия. Иже устроит сердце отца к сыну, и сердце человека к искреннему его. И показывая цель, для которой придет Илия прежде, присовокупил: да не прншед поражу землю в конец». Чтобы Мне, нашедши всех вас в неверии, не предать всех нескончаемому мучению, Илия приидет прежде возвестить вам о Моем пришествии и убедить вас, иудеи, без всякого сомнения присоединиться к уверовавшим в Меня язычникам и составить единую Мою церковь. Отцами же называет пророк иудеев, как призванных прежде, а сынами – явычников, как спасенных после иудеев. Посему, поелику мы и ныне убеждаем иудеев к благочестию, они же пребывают непокорными, завидуя нашему спасенью, то справедливо сказано у пророка, что Илья устроит сердце отца к сыну; потому что убедит иудеев вступить в общение с нами» (т. V, изд. 1857 г., стр. 175).

 

г) «Так (Господь) попустит и антихристу явиться, в обнаруженье его лукавства, и в обличение злонравья иудеев. Но его в самоскорейшем времени Господь ввержет в конечную гибель, а иудеям подаст врачевство; потому что пошлет Илию Фесвитянина, который обличит обман антихристов и провозвестит спасительное пришествие Христово» (т. VI, стр. 81, изд. 1859 г.).

 

д) В толков. на 16 гл. пр. Иезекииля: «И восставлю Аз завет Мой с тобою, и увеси яко Аз Господь. Ибо евангелие проповедано сперва иудеям, а потом всем народам. Да и еще проповедано будетъ великим Илиею пред кончиною мира» (т. VI, стр. 480).

 

VII. Блаж. Ипполит Римский: а) Когда исполнятся шестьдесятъ две седмины, и придет Христос, и проповедается евангелие всему миру, и истощатся лета, тогда останется еще одна, последняя седмина, во время которой придут Илья и Енох» (вып. I, стр. 146; Казань, 1898 г.).

 

б) «Он (антихрист) убьет двух свидетелей Христа, которые будут возвещать Его славное пришествие с небес, как сказано чрез пророка: И дам обема свидетелема моима, и прорицати будут дней тысячу двесте и шестьдесятъ, оболчена во вретище. Об этом же сказано и Даниилу: и утвердит завет мнозим седмина едина: в пол же седмины отъимется жертва и возлияние. Здесь указывается седмина, разделенная на две половины потому, что в продолжении трех с половиною лет будут проповедывать эти два свидетеля, а в остальную часть седмины будет враждовать со святыми и опустошит весь мир антихрист» (вып. I, стр. 161).

 

в) «А все это совершилось для того собственно, чтобы евангелие Господа было проповедано по всему миру, и исполнилась полнота времен, и наступила последняя седмина, и были посланы два предтечи Христа, а после них открылась мерзость запустения, и пришел Небесный Судья судей, и настало воскресенье святых, и дано было достойным царство вечное, а для нечестивых, возжегся вечный, неугасаемый огонь» (вып. I, стр. 168).

 

г) утвердит завет многим седмина едина. И будет в пол же седмины: отымется моя жертва и возлияние. Упомянувши об единой только седмице, он обозначил, конечно, ту последнюю, которая имеет быть в последние времена при кончине всего мира. Половину этой седмицы и займут два пророка: Енох и Илия. Они, одетые во вретища, будут проповедывать в продолжении тысячи двухсот шестидесяти дней, возвещая покаяние народу и всем язычникам» (вып. II, стр. 30).

 

д) «Необходимо должно, чтобы предтечи Его и в данном случае явились первыми, как сам Господь говорит чрез Малахию – ангела: Аз послю вам Илию Фесвитянина, прежде пришествия дня Господня великого и прежде, чем явится Тот, Который обратит сердца отцем на чада и противный в мудрости праведных, да не пришед поражу землю в конец. Они-то, явившись вместе, и будут возвещать имеющее наступить явление Христа с небес; сии же сотворят также и знамения и чудеса, чтобы хотя этим путем тронуть и обратить людей к раскаянию в виду усилившегося бесчестия и беззакония их. Иоанн говорит: И дам обема свидетелема моима, и прорицати будут дней тысящу двесте шестьдесят, оболчена во вретища, т. е. половину седмицы, о которой сказал Даниил. (Сии суть две маслицы и два свещника пред Господом земли стояща: и иже им неправду сотворить, огонь исходит из уст их, и поядает враги их; и иже хощет обидети их, таким образом сему подобает убиену быти. И сии имут власть затворити небо, да не снидет дождь на землю во дни прорицания их, и власть имут на водах, обращати я в кровь и прорицати землю всякою язвою, елижды аще восхощут. И егда скончают течение свое и свидетельство свое, – заметь, что именно говорит пророк, – зверь, иже исходит от бездны, сотворит с ними брань и победит их и убиет я за то, что они не пожелают воздать славу антихристу, т. е. этому возросшему малому рогу, который окончательно возгордившись в сердце, начнет себя возносить и прославлять, как бы Бога, и преследовать святых, а также хулить Христа» (вып. II, стр. 31–32).

 

е) «Когда одна седмица разделится на две части и в данном случае обнаружится мерзость запустения, и два пророка и предтечи Господа совершать свое поприще, и весь мир придет, наконец, к завершению, – что остается еще, как не появление с небес Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия» (вып. II, стр. 44).

 

ж) См. там же стр. 69, 72 и 75.

 

VIII. Пр. Феодор Студит: а) «Посему немного таких, которые устоят; посему будут Илия и Енох, не знаемъ, будет ли также богослов и евангелист, помощниками человеческой немощи, предстоятелями и победоносцами в исповедании Христовом» (ч. I, стр. 236).

 

б) «Вспомни Еноха, угодившего Богу; не восхитил ли его Бог Из среды тогдашних развратников, старавшихся и его развратить, переселив в неизвестные места, где он и доселе пребывает, имея быть предвестником второго пришествия Христова» (ч. II, стр. 459, 178 пис.).

 

IX. Евфимий Зигабен (XII века). В толк. на 10 ст. 17 гл. ев. от Матвея: «Предтечею первого прихода был Иоанн, а предтечею второго будет Илия, о котором говорит пр. Малахия: пошлю вам Илию Фесвнтянина и проч.».

 

X. Св. Амвросий Медиоланский: а) «И понеже (Христос) имел снити с небес, и взыти на небо, взял на небо Илию, коего во благовремя паки возвратить на землю» (кн. 1-я, о покаянии, гл. 8, стр. 17).

 

б) «Он (Илия, взятый колесницею на небо) будет предтечею Господнего пришествия» (О девстве гл. 3, стр. 6, Казань, 1901 г.).

 

Как учили о пришествии Еноха и Илии первые расколоучители?

 

Протопоп Аввакум: а) «Аще и Илия и Енох не вкусили смерти плотски, но при антихристе и те плотию постраждут и, на стогнах убиты, полежав три дни и пол, от живущих паки на небо взыдут» («Прот. Аввакум» Бороядина, в приложении стр. 19).

 

б) «А инии глаголют, яко Илия и Енох были на земли, и людям проповедуют, и то неложно, и я говорю: были, да не купно – Енох прежде потопа седьмый от Адама, а Илия во Израили при Ахаве. На последок же приидут паки Илия и Енох, со Иоанном, чувственно человецы, плоть и кровь одушевленна, понеже еще не вкусиша смерть, в пищном раю пребывают, к тому временн Богом блюдомы. Тогда бо тогда, егда времена и лета, яко бревно с горы ниспущено на равнину прикатится, тако и тварь вся в скончание приидет. И прежде мучителю род человеческий искусити подобает, родится антихрист от Галилеи, от колена Данова, от жены жидовки. Чти о сем Ефрема, Ипполита, тамо обрящеши пространно. Пророцы же Енох и Илия с Иоанном посланы будут проповедати людям, яко той есть льстец погубляй останки, не русскую токмо землю, но и всю под небесем землю, идеже елико солнце сияет. Он же их убьет чувственно и повержет на стогнах града Иерусалима» (там же, стр. 23).

 

в) «И онъ (антихрист) великих свидетелей Илию и Еноха и Иоанна Богослова убиет, идеже и Господь наш распят бысть. А о Богослове в книге о Вере пишет, яко и Богослов вкупе антихриста обличать будет с Илиею и Енохом. Ипполит пишет в слове своем о Богослове, яко быти ему с ними же» (там же, стр. 35).

 

ХП. Диакон Феодор: «Енох и Илия и, как гласит книга о вере, Иоанн Богослов приидут на землю собственным лицом, обличать антихриста в очах всех людей и зримым же для людей образом будут убиты антихристом в том городе, где – «устроен» будет «престол» сына погибели, т. е. в ветхом Иерусалиме (Матер, для ист. раск., изд. Брат. св. Петра митр., т. V, стр. 186, 264), («Внутр. вопросы в расколе» Смирнова, стр. 9, изд. 1898 г.).

 

б) Лазарь: «Антихрист еще не явился в мир, он только «хощет быти»; его приход предварят «свидетели» – Енох и Илия, которые «приии имут во плоти»; «где же прежде благочестие бысть, ту прежде и проповедь их будет», т. е. на стогнах Иерусалима, где по убиении их антихристом они и повержены будут» (там же стр. 11). См. Матер, для ист. раск. т. IV, стр. 273, 256, 257.

 

в) Авраамий: «Утверждал, что видимым будет и явление обличителей антихриста Еноха и Илии (Матер, для ист. раск. т. VII, стр. 419), которые придут на землю действительно, собственным лицом и свою проповедь «скончают в полчетверта лета» (424) (см. там же, стр. 19).

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.081 с.