Глава III. О вечности и неодоленности созданной Христом церкви — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Глава III. О вечности и неодоленности созданной Христом церкви

2022-07-07 23
Глава III. О вечности и неодоленности созданной Христом церкви 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

I. Бл. Иероним Стридонский:

 

а) «Сохранится невредимым то тело, о котором мы говорили, отвечая на другой вопрос, которое имеет главу, из нея же все тело составляемо и счиневаемо, возращение тела Христова творит в создание (Еф.4:16). Это тело есть церковь. Всяк, кто удержал главу этого тела и сохранил остальные члены, будет иметь тело невредимым, насколько это возможно для человеческой природы» (ч. III, стр. 168).

 

б) «Недавно один последователь Люцифера, в нестерпимо болтливом споре с другим питомцем церкви высказал чисто собачье по злости красноречие. Он утверждал, что дьявол овладел всем миром, и что церковь, как это уже у них в обычае говорить, обратилась в публичный дом» (ч. IV, стр. 57).

 

в) «Пока будет существовать мир сей, семя Израилево и народ иудейский будет продолжаться, – не в тех, кои теперь не веруют, а в тех, кои с апостолами и чрез апостолов уверовали, чтобы остаток спасся».

 

«Смотри какие места имеет церковь... Такое здание, положенное на основании Христовом, о котором говорит и апостол: яко премудр архитектор основание положил (1Кор.3:10), никогда не разрушится, но будет пребывать во веки» (ч. VI, стр. 504, 508–509).

 

г) «Воззри на Сион, на город торжества нашего, посмотри.на церковь Христову, в которой истинное торжество: глаза твои увидят видение мира, и неожиданное богатство, которого не видел глаз, не слыхало ухо, и которое не приходило на сердце человеку, и скинию, которую нельзя будет перенесть… И не сдвинутся колья ея во веки и все веревки ея будут крепки, так что Господь будет обитать в ней, служащей местом для всех рек и текущих ручьев, по которым никто с противной стороны не будет в состоянии плавать, и большой весельный корабль, который означает дьявола, не будет в состоянии переступить его ибо сам Господь есть судия, и князь, и царь, и Спаситель наш, и при Его защите, мы не боимся ничьих ков» (ч. VIII, стр. 88–89, Толк. на пр. Исаию).

 

д) «Клянусь церкви Моей, которую для Себя Я искупил Своею кровью, что Я более не буду гневаться на помилованных Мною, и милость Моя не переменится ни на какой строгий укор. Ибо скорее горы и холмы поколеблются, нежели Мое определение изменится. Сообразно этому, и в Евангелии говорит: небо и земля мимо идет, словеса же Моя не мимо идут» (Мф.24:35). Милость же Моя, говорит, состоит в том, чтобы завет мира, примиривший со Мною мир, был сохраняем не по заслуге тех, которым дан, но по Моему милосердию» (ч. IX, стр.11, Толк. на пр. Исаию).

 

е) «По возбуждению дьявола, часто будет происходить преследование церкви, которое некогда утихнет и будет побеждено при помощи Божией»...

 

«И вот выходы города: с северной стороны отмеряешь четыре тысячи пятьсот. И ворота города по людям колен Израилевых. С севера трое ворот... И с восточной стороны меры четыре тысячи пятьсот, и трое ворот... И с южной стороны измеряешь четыре тысячи пятьсот, и трое ворот.. И с западной стороны четыре тысячи пятьсот и трое ворот на них... Всего кругом восемнадцать тысяч. А имя городу с того дня: Господь там же. Необходимо, чтобы такой город имел в окружности восемнадцать тысяч тростей, под каковым числом и в восемнадцатом псалме написано о естественном законе и благодати евангельской, на которых была воздвигнута церковь, т. е. град Спасителя. Также и имя этого города не будет, как прежде, Иерусалим, что означает видение мира, но Adonai Sama, что на латинский язык переводится чрез Dominus ibidem (Господь там же), Который никогда не оставит его, как Он прежде оставил народ, сказав ученикам: восстаньте, идем отсюду (Ин.14:31), и иудеям: оставляется вам дом ваш пуст (Мф.23:38), но будет иметь в нем вечное владение и Сам будет владением для него, согласно с обетованием Его тем же ученикам: се Аз с вами есмь до скончания века (Мф.28:20)» (ч. XI, стр. 154, 358–361, Толк. на пр. Иезек.)

 

ж) «Хотя Церковь до конца мира будет колеблема чрез гонения, но не может быть разрушена; она подвергается испытаниям, но не преодолевается. И это будет потому, что совершить это обещал Господь Бог всемогущий или Господь Бог ея, т е. церкви, а Его обетование есть закон природы» (т. ХIII, стр. 168. Толк. на пр. Амоса).

 

з) «Я тебе говорю, что ты Петр, и на том камни, Я воздвигну церковь Мою и врата ада не преодолеют ее – не будут иметь перевеса в борьбе против неё. Под вратами ада я разумею пороки и грехи, или же, несомненно, учения еретиков» (т. XVI, стр. 159).

 

и) «Тому, Который может сделать все более обильно, чем мы просим или разумеем по силе, которая действует в нас, истинная слава в церкви и во Христе Иисусе во все роды века веков... И так, самому Богу да будет слава прежде всего в церкви, которая чиста, так как не имеет ни порока, ни скверны, и которая потому может усвоить славу Божию, что она есть тело Христово, а потом во Христе Иисусе, потому что в теле воспринятого человека, которому принадлежат все члены верующих, обитает телесно вся полнота Божества. А слава эта касается не только настоящих времен, и оканчивается в будущих веках; но она остается, возрастает, умножается на все роды и на веки веков, нескончаемо вечно» (т. XVII, стр. 292–294).

 

II. Св. И. Златоуст:

 

а) «Когда вся почти вселенная предана была нечестно, что сказал и предвозвестил Господь? На сем камени созижду церковь Мою и врата адова не одолеют ее (Мф.16:18). Рассматривай, как знаешь, это изречение и увидишь истинность его в полном блеске. Не то одно удивительно, что Он во всей вселенной устроил Свою церковь, но и то, что сделал ее непреодолимой, и непреодолимою тогда, когда она испытывает столько враждебных нападений. Слова: врата адова не одолеют ее, означают опасности, низводящие во ад. Видишь ли истину предсказания? Видишь ли силу исполнения его? Видишь ли слова, блистательно оправданные делами, и непреодолимую силу, легко совершающую все? Кратко изречение: созижду церковь Мою, но не пробегай его без внимания, а вникни в него умом и представь, сколь великое дело»...

 

«Видишь ли силу предсказания: и врата адова не одолеют ее? После этого веруй, что и в будущем никто из них не одолеет ее. Если тогда, когда она состояла из немногих, когда казалась нововведением, когда учение только что было преподано, когда было столько препятствий и столько враждебных нападений со всех сторон, враги не могли преодолеть и не преодолели ее, то тем более по распространении ее на всей вселенной и на всяком месте, по горам и пещерам и холмам... По этому предсказанию церковь с того дня, как оно было изречено, до скончания века пребудет твердою и непоколебимою, цветущею и блистающею, с каждым днем преуспевая, возрастая, укрепляясь и сообщая всем людям, имеющим быть с того времени до второго пришествия Христова, величайшие блага и неизреченную пользу... Видишь ли, как того, что Он устроил, никто не разрушил, а что Он разрушил, того никто не построит? Он устроил церковь, и никто не может разрушить ее; Он разрушит храм, и никто не может восстановить его, и при этом в такое продолжительное время; между тем и церковь пытались разрушить, но не могли, и храм старались восстановить, но не могли» (т. I, стр. 624, 626, 628–629 и 631).

 

б) После долгого времени, опять мы возвратились к нашей матери, к этой вожделенной и любезной для всех церкви, к матери нашей всех и церквей. Подлинно – она мать не только потому, что старше других по времени, но и потому, что основана руками апостольскими. Быв часто разрушаема во имя Христово, она опять была восстановляема силою Христовою, потому что не апостольские только руки основали ее, но и изречение Владыки апостолов оградило ее новым и необыкновенным способом ограждения. Не дерева и камни Он сложил, чтобы построить ее ограду; не проводил рва извне, не вколачивал свай и не воздвигал башен, чтобы обезопасить ее; но изрек только два простых слова – и этого достаточно было для нее вместо стены, башни, рва и всякого укрепления. Какие же это слова, в которых заключается такая сила? На сем камни созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ее (Мф.16:18). Вот стена, вот ограда, вот укрепление, вот пристань и прибежище! Несокрушимость этой стены ты можешь видеть из следующего. Христос не сказал, что только нападения людей не одолеют ее, но и самые злоухищрения ада: врата адова, говорит, не одолеют ее. – Не свазал: не будут нападать на нее, но: не одолеют ее; будут нападать, но не победят ее. А что значит: врата адова? может быть, это выражение не ясно. Рассмотрим, что такое ворота города, и тогда узнаем, что такое – врата адова? Воротами города называется вход в город; следовательно, и врата адова есть опасность, ведущая во ад. Таким образом, смысл слова Его следующий: хотя бы устремились и напали такие опасности, которые в состоянии увлечь нас в самый ад, церковь останется непоколебимою. Он мог не допустить, чтобы церковь испытывала бедствия: почему же допустил? Потому, что гораздо важнее допустить искушения и сделать, чтобы от них не происходило никакого зла, нежели не допускать их. Поэтому Он допустил все искушения, чтобы сделать ее опытнейшею, так как скорбь терпение соделывает, терпение же искусство (Рим.5:3–4)...

 

Пустив церковь носиться по вселенной, как корабль по морю. Он не уничтожил волнения, но избавил ее среди волнения, не утишил море, но обезопасил корабль; тогда как везде восставали народы подобно яростным волнам, и злые духи нападали на нее, как буйные ветры, и со всех сторон поднималась буря, Он доставлял церкви великую тишину; и, что поистине удивительно, не только буря не потопила корабль, но еще корабль укротил бурю: непрестанные гонения не только не потопили церкви, но сами сокрушились о церковь. – Как, каким образом и от чего? От того изречения, в котором сказано: врата адова не одолеют ее. Сколько усилий употребляли язычники, чтобы упразднить это слово, чтобы сделать бессильным это наречение, и не могли уничтожить его? Потому что это – изречение Божие. Как на башню, построенную из адамантовых камней и твердо связанную железом, нападая со всех сторон, враги не могут ни пошатнуть здания, ни разрушить его связей, но удаляются, нисколько не повредив башни и не причинив никакого зла, а только истощив собственные силы; так точно и на это изречение, как бы на высокую башню, крепко сооруженную среди вселенной, со всех сторон нападали язычники, но только обнаружили его крепость, а сами, истощив силы свои, умерли. – Каких, в самом деле, злоумышлений не делали они против этого изречения? Выходили войска, поднималось оружие, вооружались цари, волновались народы, восставали города, раздражались судьи, придумывались всякого рода казни, не опущен ни один вид наказания: и огонь, и железо, и губы зверей, и низвержение со скал, и потопление, и пучина, и дерево, и крест, и печь, и все, какие когда-либо виданы мученья, были употреблены в дело; невыразимое множество угроз, неисчислимые обещанья почестей, чтобы первыми устрашить, а последними ослабить и обольстить. Не опущен был ни один вид, обольщения и насилия. – Отцы предавали детей и дети отказывались от отцов, матери забывали о болезнях деторождения, и нарушались законы природы. Но основания церкви и тогда не поколебались, и хотя война поднимаема была со стороны самых близких, однако не коснулась ее стен, по тому же изречению: врата адова не одолеют ее. Не смотри, что это – слова, но они – слова Божии. Словом Бог утвердил небо и словом основал землю на водах, устроив так, что вещество твердое и тяжелое держится на легком и жидком, и море, неудержимое в ярости и поднимающееся такими волнами, словом оградил Он со всех сторон слабою стеною, – песком. Итак, чему ты удивляешься, если Тот, Кто словом утвердил небо, основал землю, и положил предел морю, тем же словом оградил церковь, которая драгоценнее неба, и земли, и моря»? (т. III, стр. 62–64).

 

в) «Ничего нет равного церкви. Не говори мне о стенах и оружии; стены от времени ветшают, а церковь никогда не стареется; стены разрушаются варварами, а церкви не побеждают и бесы. А что эти слова не хвастовство, о том свидетельствуют, дела. Сколько было нападавших на церковь и нападавшие сами погибли? А она взошла выше небес! Таково величие церкви: когда нападают на нее, она побеждает; когда злоумышляют против нее, она преодолевает; притесняемая, она прославляется; получает раны – и не изнемогает; среди ярости волн не утопает, в порывах бури не терпит кораблекрушения, в борьбе неодолима, в сражении непобедима» (т. III, стр. 410).

 

г) «Не удаляйся от церкви; потому что нет ничего сильнее церкви. Твоя надежда – церковь, твое спасение – церковь, твое убежище – церковь. Она выше неба, обширнее земли. Она никогда не стареет, но всегда цветет. Поэтому Писание, выражая твердость ее и непоколебимость, называет ее горою» (т. III, стр. 415).

 

д) «Много волн и сильна буря, но мы не боимся потопления, потому что стоим на камне. Пусть бушует море, – разрушить камень оно не может. Пусть поднимаются волны, – потопить корабль Иисусов он не в силах... Нет ничего, человек, сильнее церкви; прекрати войну, чтобы тебе не разрушить своей силы, не вноси войны в небо. Если ты воюешь с человеком, то или побеждаешь, или бываешь побежден; а когда воюешь с церковью, то победить тебе невозможно: потому что Бог сильнее всех. Или раздражаем Господа; еда крепчайши Его есмы (1Кор.10:22)? Бог утвердил: кто осмелится поколебать? Ты не знаешь могущества Его. Он призирает на землю и творит ю трястися (Пс.103:32); повелевает и колеблющееся утверждается. Если Он утвердил колебавшийся город, то тем более может утвердить церковь. – Церковь сильнее неба: небо и земля прейдут, словеса же Моя не прейдут (Мф.24:35). Какие словеса? Ты еси Петр, и на сем камени созижду церковь Мою, и врата адова не одолеют ее (Мф.16:18). Если не веришь слову, поверь делам. – Сколько было тиранов, хотевших одолеть церковь! Сколько сковород! Сколько печей, звериных зубов, изощренных мечей! И не одолели. Где враждовавшие? Они умерли и преданы забвению. А где церковь? Она сияет светлее солнца. Их дела исчезли, а дела ее бессмертны. Если христиане не побеждены тогда, когда были малочисленны, то как ты можешь победить их, когда благочестием полна вселенная? Небо и земля прейдут, словеса же Моя не прейдут. И весьма справедливо, потому что для Бога церковь вожделеннее неба. Небесного тела не принял Он, а плоть церкви принял. Небо для церкви, а не церковь для неба... Дьявол захотел поколебать церковь... Проклятый и коварный дьявол, ты не одолел стен и надеешься поколебать церковь? Но разве церковь в стенах!? Церковь во множестве верующих. Вот, сколько твердых столпов, не железом связанных, но скрепленных верою!.. Я имею от него залог; ведь разве на собственную силу я надеюсь? Я владею Его Писанием. Это мой жезл, это – моя опора, это – моя безмятежная пристань. Хотя бы возмущалась вселенная, я держусь Его Писания; я читаю его; эти письмена – моя стена и безопасность. Какие письмена? Аз с вами есмь во вся дни до скончания века (Мф.28:10). Христос со мною, и кого мне бояться»? (т. III, стр. 444–446; см. подобное же свидет. т. III, 449–451 стр.).

 

е) «Церковь не перестает испытывать нападения и побеждать, подвергаться козням и преодолевать. Чем более иные нападают на нее, тем более она умножается; волны рассеиваются, а камень стоит неподвижно... По слову Божию церковь непобедима; врата адова не одолеют ее (Мф.16:18). Кто нападает на нее, тот губит самого себя, а Церковь является сильнейшею; кто нападает на нее, тот разрушает собственные силы, а наш трофей делается блистательнейшим» (т. III, стр. 462–468).

 

ж) «Для Бога весьма вожделенна церковь, не стенами охраняемая, но ограждаемая верою. Ради этой церкви утверждено небо, излилось море, распростерт воздух, основана земля, насажден рай, дан закон, посылались пророки, совершались чудеса... И к чему мне говорить многое? Ради церкви сделался человеком Единородный Сын Божий... Бог не пощадил Своего Сына, чтобы пощадить церковь. Ради нее Он излил кровь Своего Сына. Эта кровь орошает церковь; поэтому произрастания последней не могут засохнуть и не теряют своих листьев. Они не подлежать неизбежным условиям времен года и не находятся в зависимости от времени вообще, так чтобы летом их листья зеленели, а зимой отпадали. Не естественные условия годовых времен здесь имеют значение, но благодать Духа возделывает церковь; поэтому последняя неразрушима. Однако не то удивительно, что она неразрушима, но то, что неразрушима, несмотря на множество нападающих на нее врагов. Сколь многие искони враждовали против церкви? Когда она была только что насаждена, многое было против нее приведено в движение... Где теперь дерзнувшие враждовать с церковью? Когда она была только что насаждена, и в то время не повредили ей; а коснулась неба, ужели ты надеешься преодолеть ее? Когда было одиннадцать апостолов, никто не препобедил их; но эти одиннадцать уловили столь много мириад людей как бы сетями; теперь, когда преисполнены благочестия море, вселенная, пустыня, города и все пределы земли, ужели ты питаешь надежду преодолеть церковь? Конечно, ты не в силах сделать это. Христос объявил: врата адова не одолеют ее (Мф.16:18). Легче уничтожить небо и погубить землю, нежели достигнуть того, чтобы в каком-либо отношении пострадала Церковь. Сам Христос говорит: небо и земля мимо идете, словеса же Моя не мимо идут (Мф.24:35). И естественно, потому что слово Божие могущественнее самого неба; ведь небо – дело слова. Бог сказал: да произойдет небо и – Его слово стало делом. Жизнь природы потекла и ничто не препятствовало ей, так как Бог был Владыкой природы, Который мог и создать ее таковою, и созданную изменить. Я, утвердивший небеса, создал ее. Но не ради небес Я воспринял тело, чтобы ты понял, что церковь драгоценнее неба, и ангелов и всякой твари. Поэтому – небо и земля мимо идут, словеса же Моя не мимо идут. Какме слова? Ты еси Петр и на сем камни созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ее (Мф.16:18). На сем камени. Не сказал: на Петре, потому что Он создал Церковь не на человеке, но на вере. Что же это была за вера? Ты еси Христос, Сын Бога живого (–16). Церковь назвал скалою, подвергающеюся действию волн, но не колеблющеюся. Церковь испытывает искушения, но не побеждается ими. Итак, что значит: на камени? Исповедание состоит в словах. Ведь, ты не камни бросаешь? Не дерево, не железо? Нет, говоришь, здесь – речь не о такого рода здании, которое, из чего бы оно ни состояло, подлежит разрушение от руки времени. Исповедания же не могут преодолеть и демоны. Об этом свидетельствуют и мученики, которые не потеряли своей веры, хотя их ребра скоблились мечами. О, невиданные и чудесные дела! Стена подкапывается и, однако, вера не умерщвляется. Таково могущество мучеников. На сем камени созижду церковь Мою, и врата адова не одолеют ее. Обратите внимание на точный смысл слов. Врата адова не одолеют ее. Почему же, говорят, он не препятствует искушениям нападать на церковь? Да, не препятствует, но не для того ли, чтобы показать Свою силу? Если б никто не обнаруживал в отношении к церкви неприязненных действий, то могли бы сказать: если бы она подверглась вражеским нападениям, то была бы побеждена. Поэтому то Он и дозволяет врагам делать на нее нападения, чтобы победа достигалась ею не при полном отсутствии ее неприятелей. И не сказал: врата адова не нападут на нее, но: не одолеют ее. Она будет подвергаться вражеским нападениям, но не будет побеждена. Церковь носится бурею по волнам, но не утопает; обуревается, но не скрывается под водой; в нее попадают стрелы, но не причиняют ей ран; против нее действуют осадные орудия, но башня остается непоколебимою» (т. III, стр. 866–868).

 

з) «Бог оградил ее (церковь) гораздо безопаснее Иерусалима, не вереями и вратами, но крестом и знамениями Своей силы, которою Он везде устроил ее ограду, сказав: врата адова не одолеют ее. Так, вначале и все цари, и народы, и города, и полчища бесов, и вся сила дьявола, и другие бесчисленные противники нападали на церковь; но все это разорялось и погибло, а она, умножаясь, достигла такой высоты, что стала выше самых небес» (т. V, стр. 542).

 

и) «Яко будет в последняя дни явлена гора Господня (Ис.2:2). Горою же он называет церковь и необходимость догматов. Как если бы бесчисленные войска нападали на горы, натягивая луки, бросая копья, подводя осадные орудия, горам они не могли бы повредить, но сами отступили бы, потеряв собственную силу, так и все, воевавшие против церкви, ее не поколебали, а, потеряв собственную силу, посрамились, при самом нанесении ударов оказываясь бессильными, при самом нападении впадая в изнурение, при самом действии испытывая поражение от страждущих; в этом и состоит дивный способ ее победы, возможный не для людей, а только для Бога. В Церкви достойно удивления не только то, что она победила, но и то, что победила таким образом. Будучи гонима, преследуема, терзаема бесчисленными способами, она не только не уменьшалась, но и возрастала, и самое терпение ее поражало старавшихся причинить ей эти страдания. Таково действие адаманта в отношении железа; тем самым, что он получает удары, он уничтожает силу ударяющего; таков и рожон в отношении к тем, которые идут против него: он нисколько не делается от того слабее, когда окровавливает ноги идущих против него (Деян.9:5)... Потому... пророк... твердость церкви, ее непоколебимость, высоту, непобедимость, – он выразил названием гора» (т. VI, стр. 26–27).

 

й) «Пусть услышат эллины, пусть услышат иудеи о наших делах и превосходстве церкви. Сколько врагов восставало против церкви, и однако она никогда не была побеждена... Восстававшие уже не воспоминаются, а та, против которой восставали, превозносится выше неба. Ты не смотри на то, что Церковь находится на земле, но на то, что жительствует на небе. Откуда это видно? Показывают сами дела. Была война против одиннадцати учеников; вся вселенная воевала против них; но те, против кого воевали, победили, а воевавшие побеждены, овцы победили волков... Церковь утверждена больше неба. Язычник, может быть, обвинит меня в надменности; но пусть он подождет доказательства и познает силу истины, что легче погаснуть солнцу, чем уничтожиться церкви. Кто, скажешь, возвещает об этом? Тот, Кто основал ее. Небо и земля мимоидут», говорит Он, словеса же Мои не мимоидут» (Мф.24:35). Это Он не только сказал, но и исполнил. Почему же Он основал церковь тверже неба? Для чего небо? Для церкви, а не церковь для неба» (т. VI, стр. 406–407).

 

к) «Два слова произнес Господь: на сем камени созижду церковь Мою и врата адова не одолеют ее. Не употреблял Он длинного периода слов, не сказал: Я создам Церковь, и ни цари, ни правители, ни гонители, ни палачи, ни мудрецы, ни простецы, ни витии не одолеют ее, потому что неодолимо и непобедимо царство Христово, – но одним словом обозначил ее могущество и простым выражением укрепил обещание: на сем камени созижду церковь Мою и врата адова не одолеют ее. Два слова, не простые слова, но Божии и Тот, Кто словом утвердил небеса. Кто словом положил основание земле, Он же и церковь создал и вселенную укрепил и утвердил, так что она не подвижется» (т. VI, стр. 849–850).

 

л) «И Аз тебе глаголю: ты еси Петр, и на сем камени, т. е. на вероисповедании – созижду церковь Мою. Этими словами Господь показывает, что отселе многие будут веровать, ободряет дух Петра и делает его пастырем: И врата адова не одолеют ее. Если же не преодолеют ее, то тем более Меня. Он (Господь) обещает даровать ему (Петру) то, что собственно принадлежит Богу, именно: разрешать грехи, соделать церковь непоколебимою среди всех волнений» (т. VII, стр. 554–555. Толк. на Мф, Тоже см. т. X, стр. 891).

 

м) Тому слава в церкви о Христе Иисусе во вся роды века веков. Аминь. Хорошо сказано и это: слава Его в церкви, потому что известно, что церковь будет существовать всегда. А так как она всегда пребывает, то апостол хочет, чтобы и мы прославляли Бога до скончания мира, – что и объяснит он, сказавши: во вся роды века» (т. XI, стр. 61).

 

III. Бл. Августин, еп. Ипонийский (Творения его. Киев, 1879–1895 гг.): «Дьявол, князь нечестивого града, выдвигая свои орудия против странствующего в настоящем мире града Божья (церкви), не успевает ничем вредить ему. Божественный Промысл посылает этому граду и благоденствие в утешение, чтобы несчастья не сокрушили его, и несчастья в упражненье, чтобы благоденствие не испортило его»...

 

«Быть связанным и заключенным для дьявола значит не иметь возможности обольстить церковь: то освобожденье его не то ли значит, что он будет иметь эту возможность? Отнюдь нет. Никогда не обольстит он церкви, предназначенной и избранной до создания мира, о которой сказано: Позна Господь сущия своя (2Тим.2:19). И однако же церковь эта будет здесь и в то время, когда получит свободу дьявол, как была здесь со времени своего учрежденья и будет все время в тех членах своих, которые, рождаясь, заступают место умирающих... Дьявол ни коим образом не обольстит ее (церковь) и по освобожденье своем» (т. VI, стр. 92 и 197).

 

IV. Епифаний Кипрский: «Врата адова не одолеют камня и созданной на нем святой церкви Божией» (т. I, по изд. 1868 г., стр. 252).

 

V. Св. Кирилл Александрийский (Творения его в рус. перев. Моск. духов. акад. Сергиев-Посад, 1882–1901 гг.):

 

а) «Истиннейшая скиния предвозвещена нам устами Исайи, говорящего как бы к каждому из званных в вере к праведности: очи твои узрят Иерусалим, города богатые, кущи, которые не поколеблются, ниже подвигнутся колие храмины его, и ужя его не преторгнутся в вечное время (33:20): ибо Церковь есть град Божий, о котором и божественный Давид воспомянул, говоря: преславная глаголашася о тебе, граде Вожий (Пс.86:3): она богато украшена вышними и небесными дарованиями, и имеет неколебимое в твердости стояние, вооружение и пребывание, ибо врата адова не одолеют ее, по слову Спасителя» (т. II, ст. 193).

 

б) «Скалою именуется и Господь наш Иисус Христос, в Котором как бы некая пещера умопредставляется церковь, имеющая безопасное и непоколебимое пребывание в благосостоянии. Ибо ты еси Петр, говорит Спаситель, и на сем камене созижду (оную) церковь Мою и врата адова не одолеют ее (Мф.16:18). (т.VII, стр. 238–239).

 

в) «Сион именует богатым, а о скинии говорит, что будет непоколебима, так как утверждается имеющею связи (ужя) нерасторжимые в столпы (колие) водруженные навсегда. Ибо утверждена церковь и непоколебимое имеет пребывание в благосостоянии, так что и врата адова, говорит Господь, не одолеют ее (Мф.16:18). Представляете и причину, по которой она будет такова, и говорит уверовавшим во Христа: яко имя Господне велико вам есть» (т. VI, стр. 243–244).

 

г) «Островами именуются церкви, которые хотя подвергаются мирским обстояниям и обуреваются вздымающимися на них волнами, имеют однако твердое основание, и пребывают непоколебимыми, ибо утверждены на скале, а на ней есть Христос» (т. VII, стр. 340. Пороб. см. т. X, стр. 364–365).

 

д) «Правы пути Христа, и Он построил св. град, т. е. церковь, в которой и Сам пребывает, так как Он обитает в святых, и мы соделались храмами Бога живого имея в себе самих Христа чрез причастие Св. Духа. Итак Он основал церковь, Сам будучи основанием ее, на котором и мы созидаемся яко камене великолепные и многоценные в храм святый, в жилище Божие духом (1Петр. 2:5; Ефес. 2:22). И совершенно незыблема церковь, имеющая Христа своим основанием и непоколебимою подпорою, ибо се полагаю, говорит, основанием Сиона камень избран, краеуголен, честен; и веруяй в он, не постыдится» (т. VII, стр. 495–496).

 

е) «Мир с Богом имеют привязанные к Нему любовно и почитающие праведный образ жизни, что возграждает церковь, обусловливает твердость ее под покровительством Христа и сообщает ей непоколебимость, ибо, говорит, врата адова не одолеют ее (Мф.16:18). Писано о ней так же и в книге Псалмов: и созда яко единорога святилище свое: на земли основа и в веке (Пс.77:69). Под святилищем Его разумеет церковь, которая воздвигает на врагов страшный рог, точно так же, как единорог – на других животных. Основана же она в века Христом» (т. VIII, стр. 260–261).

 

ж) Подоб. см. т. IX, стр. 394; т. X, стр. 164 и т. XI, стр. 181.

 

VI. Св. Афанасий Александрийский (Творения его в рус. перев. Моск. дух. акад. Серг. Пос., 1903 г.):

 

а) Толков, на 9 ст. 47 псалма: «Яко же слышахом, тако и видихом. Какое обетовал Ты нам спасение, Владыко; то увидели мы на самом деле. Во граде Господа сил, во граде, Бога нашего. Показывает, где увидели исполнившееся обетование. Где же, как не в Церкви, которая есть град Божий? Бог основа и в веке. Это подобно сказанному Господом: на сем камени созижду церковь Мою» (т. IV, стр. 160).

 

б) Толков. на 37–38 ст. 88 псалма: «Семя его во веки пребудет. Семенем Давидовым называет от семени Давидова по плоти родившегося Христа. Он и пребудет во веки. И престоле Его яко солнце предо Мною. Под престолом Христовым разумей церковь, потому что в ней упокоевается Христос. Посему церковь Христова будет озарять и просвещать поднебесную, всегда пребывая подобно солнцу и луне» (т. IV, стр. 295).

 

VII. Василий Великий: «Бог посреде его и не подвижется: поможет ему Бог утро заутро. И поелику Бог посреди града, то дарует ему непоколебимость, посылая ему помощь при первых восхождениях света. И горнему ли Иерусалиму, или дольней церкви, приличествует имя сего града, – освятил есть в нем селение Свое Вышний. И чрез сие-то селение, в котором вселился Бог, стал Он посреди града и даровал ему, да не подвижится» (т. I, по изд. 1900 г., стр. 296).

 

VIII. Св. Ефрем Сирин:

 

а) «Блаженна ты, церковь верных: ибо Царь царей утвердил в тебе Свое жилище. Твои основания никогда не поколеблются; ибо Господь страж твой; и врата адова не одолеют тебя, и хищные волки не могут сокрушить или ослабить твоей крепости. О, как велик ты, дом Божий! Как ты прекрасен! Как великолепна ты, дщерь народов» (т. I, по изд. 1895 г., стр. 23).

 

б) «Благословен, кто избрал св. церковь. Это – агница, которую не растерзал волк, это – чистая голубица, которую не мог настигнуть преследующий ее ястреб» (т. V, по изд.. 1900 г., стр. 310).

 

IХ. Св. Киприан: «Церковь не отступит от Христа, а ее составляет народ, приверженный к священнику, и стадо, послушное пастырю» (т. I, пис. 54, стр. 257).

 

Х. Бл. Феодорит: толков. на 19 и 23 ст. 2 гл. пр. Осии – «И обручу тя Себе, во век и обручу в правде, и в суде, и в милости, и в щедротах. А что во век обручит Себе не Иудейскую синагогу, но церковь, собранную из иудеев и язычников, о сем свидетельствуют сами события; потому что синагога отвержена, а церковь сочетавается с женихом, и ожидает вечных благ.

 

«И помилую непомилованную, и реку не людем Моим: людие Мои есте вы. И тии рекут: Бог наш Ты еси. Сие исполнилось преобразовательно при Зоровавеле, а в самой действительности по воплощении Владыки Христа, когда и обручил Себе церковь во век» (т. IV, по изд. 1857 г., стр. 260–262).

 

XI. Преп. Исидор Пелусиот: «На сказанное Спасителем о церкви: врата адовы и пр. (Мф.16:18). Вратами адовыми слово Божие назвало мучительство безбожников и хулы еретические, так как, всему этому противостав, Божия церковь с одними борется, а другими не преодолевается» (т. I, письмо 238; по изд. 1859 г., стр. 146).

 

Подобн. см. т. I, письмо 311-е, стр. 181.

 

ХII. Пр. Феодор Студит:

 

а) «Со времени апостолов и впоследствии часто вторгались в нее (церковь) многие ереси и возникали нечистые дела, неодобряемые и запрещаемые правилами, как и ныне, однако она... осталась не раздельною и не порочною и останется во век, между тем как дурно мыслящие и делающие отлучаются и отражаются от нее, как яростные волны от непоколебимой приморской скалы» (т. I, стр. 203–204).

 

Тоже см. т. I, стр. 184.

 

б) «Свидетельствую пред Богом и людьми: они (еретики) отторгли сами себя от тела Христова, от верховного престола, на котором Христос положил ключи веры, которой не преодолели от века и не преодолеют до скончания врата адовы, т. е. уста еретиков, по обетованию неложного» (Мф.16:18) (т. II, стр. 178–179).

 

XIII. Св. Игнатий Богоносец: «Утверди свою церковь (И. Христос) твердо на камени назиданием духовным и не рукотворенным: на нюже опрошася ветры и реки, и не возмогоша и опровергнути, и ниже когда-либо да возмогут то совершити лукавче дуси, но изнемогут силою Иисуса Христа Господа нашего» (посл. 3-е к Филаделф., стр. 18, Киев 1888 г.).

 

XIV. Деяния Вселенских Соборов (в перев. на рус. яз. Казань, 1878–1893 гг.): а) «Исповедуем вместе с сим одну и единственную, кафолическую, апостольскую церковь, никогда неодолимую, и хотя бы вооружился против нее весь мир, всегда победоносно отражающую всякое нечестивое нападение еретиков; ибо Домовладыка ее ободрил нас таким воззванием: дерзайте, яко Аз победих мир» (Иоан. 16:33) (т. I, стр. 27). Тоже см. т. II, стр. 131.

 

б) «Будем содержать в памяти обетования о св. церкви, и Того, Кто сказал, что врата адова, т. е. смертоносные уста еретиков, не одолеют ее (Мф.16:18–19); будем помнить также и то, что предсказано о ней чрез Осию, который говорит: и обручу тя Себе в вере и увеси Господа» (т. V, стр. 188).

 

Тоже см. т. VI, стр. 275.

 

в) «Они (еретики) не знали обетований, какие церковь кафолическая получила от Основателя своего... Пусть они выслушают то, что в книге Песней ясно воспевается как бы от лица Христова: вся добра еси ближняя моя, вся добра еси, и порока нестъ в тебе (Песн.4:7). Вот они уже слышали, что она вся хороша и близка ко Христу и совершенно свободна от порока. К ней же обращает свои слова и пророк Исайя, говоря: Се на руках Моих» написах стены твоя и предо Мною еси присно (Ис.49:16). Каким же образом получившая такие обетования может пострадать от противной силы демонской? И если Христос, по слову божественного апостола, есть глава, то кто же будет в состоянии взять ее в добычу? Он представил ее Себе не имеющею скверны или порока; что же она снова оскверняется? Ах, какое нечестивое мнение! Очевидно, эта мысль влечет за собою отрицание домостроительства. Они спешили уничтожить церковь; потому уничтожит их Господь и будут они уничижаемы и анафематствуемы всеми ее сынами; так как она осталась не разграбленною, не поврежденною и непоколебимою» (т. VII, стр. 217).

 

г) Тоже см. т. VII стр. 38, 214 и особенно 314–315.

 

XV. Евфимий Зигабен (Толк. Псалтирь, изъясненная по св.-отеческ. толков. Киево-Печ. Лавра, изд. 2-е).

 

а) Толков, на 6 ст. 45 псалма: «Бог посреди его и не подвижится. В церкви, говорит, находится Бог; вот, говорит, Я с вами во вся дни (Мф. 28:19); также: где два и три собраны во имя Мое, там и Я среди их (Мф. 18:20). Итак церковь будет непоколебима при всех насилиях от видимых и невидимых врагов, усиливающихся разрушить ее, как сказал жених ее – Христос: врата адова не преодолеют ее (стр. 367).

 

б) Толков. на 16–17 ст. 67 псалма: «Гора Божия, гора тучная; гора усыренная, гора тучная. Горою Божию называют христианскую церковь: горою, как возвысившуюся над земными предметами и стремящуюся чрез деятельность и созерцание к небу; Божией, – как посвятившуюся Богу; тучною или полною масти, по причине богатства и тучности духовной пажити, обретающейся в церкви; сыру подобною, но твердости и непоколебимости церковного учета веры, так как и сыр есть сгущенное и недвижущееся молоко»...

 

«Ибо Господь вселится (в ней) до конца. Господь, говорит, поселится на сей горе Христовой Церкви до конца, т. е. навсегда: ибо се, говорит, Я с вами во все дни до скончания века (Мф.28:20)» (стр. 513–514).

 

в) Толков. на 37 ст. 88 псалма: «Престол Христов есть церковь; ибо Он упокоевается на нем. Итак, он говорит, что церковь Христова будет блистать и просвещать поднебесную, продолжаясь постоянно как солнце и месяц. Ибо, как никто из людей не в состоянии погасить солнце и круга луны, так никто никогда не омрачит сияний церкви, то есть, умственной светлости ее. Она светит всегда, как великие светила» (стр. 711).

 

Тоже см, в толк, на 9 ст. 47 псалма и на 91 ст. 113 пс. страницы 378 и 965.

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.13 с.