Урок 2. Животные и их символы — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Урок 2. Животные и их символы

2022-07-07 38
Урок 2. Животные и их символы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Фольклорный сундучок

Дорогие ребята! В нашем фольклорном сундучке собраны сказки, легенды и предания коми народа. Здесь можно найти и другую занимательную информацию, например, узнать во что играли коми дети, какие костюмы носили, в какие приметы верили и многое, многое другое. Мы расскажем вам и об увлекательных книгах, написанных для вас коми писателями

СКАЗКИ БАБУШКИ СОЛОМОНИИ

Соломония Пылаева - автор сказок, пьес, стихов для коми детей. Впервые ее сказки были напечатаны в 1984 году в журнале "Войвыв кодзув" ("Северная звезда"), затем - во многих других журналах и газетах под рубрикой "Сказки бабушки Соломонии". Издано пять книг Соломонии Пылаевой: в 1987 году - "Эзысь пöрт" ("Серебряный котел"), в 1994 -"Нерсьысь баля" ("Дразнящийся ягненок"), в 1995 - "Бöбйöдлысь кань Малань" ("Проказница кошка Маланья"), в 2006 - "Нерсьысь баля", в 2009 - "Варов лягей" ("Лягушата-болтушата").

«Где вы были? Куда ходили? Я, сказочница Бабушка Соломония, жду вас под окном, в свой сказочный дом!Приглашаю вас, милые мои ребятишки, заглянуть ко мне на игру, поиграть в мои сказочные книжки и найти КНИЖКИ, ПРЕДМЕТЫ И ОТВЕТЫ на вопросы из трёх моих сказок! Скажите: «Сказочная избушка, отворись! Ко мне дверями повернись!» и нажмите на ОК.»

«Я буду рада, если ребятишки, прочитав мои сказки, услышат, как шумят наши леса, увидят разноцветные столбы полярного сияния и порадуются победе добра над злом. Ведь у сказок народа коми почти всегда счастливый конец.» Бабушка Соломония.

.

У КОМИ НАРОДА ЕСТЬ И ДРУГИЕ СКАЗКИ, А СОЧИНЯЛ ИХ НАРОД. ПОЗНАКОМЬТЕСЬ С НЕКОТОРЫМИ ИЗ НИХ:

СКАЗ О ПЕРЕ БОГАТЫРЕ

В стародавнее время жил на речке Лупье, что впадает в Каму, невиданный силач по имени Пера. Жил он охотой. Люди уважали Перу-богатыря, любили его.

В то время много леших жило в лесах. Возле одной деревни очень лютый леший завёлся, всем в деревне досаждал, охотиться не давал, скотину воровал.

Что делать? Решили позвать на помощь Перу-богатыря. Рассказали о проделках лешего. Пера рассердился, взял своё оружие, встал на лыжи и пошёл в тот лес, где леший хозяйничал. Начал искать его тропу. К вечеру нашёл, развёл костерок, сел. К ночи пришёл леший огромный, голова выше леса.- Ты что это на мою тропу пришёл, жалкий человек? Может, силой хочешь помериться? Встал Пера во весь свой огромный рост.

- Да, хочу помериться.

Увидел леший, какой перед ним богатырь, и решил хитростью Перу одолеть.

- Давай, - говорит, - сейчас спать ляжем, а утром будем силами мериться.

- Что ж, давай, - соглашается Пера.

Пера затих. Вскоре леший захрапел так, что посыпалась хвоя. Пера положил на своё место толстое бревно и прикрыл своей одеждой, а сам спрятался за могучей сосной. В полночь леший проснулся, встал, взял своё копьё и положил остриё в огонь, а когда оно раскалилось докрасна, схватил копьё, прыгнул через костёр и вонзил копьё в бревно, укрытое одеждой.

Тут вышел Пера из-за сосны, натянул свой тугой лук и пустил стрелу в грудь лешего. Убил злодея.

А в другой раз пришли к Пере гонцы от самого князя. Напала на княжеский город степная орда, бьёт княжеское войско, нет сил устоять. Вражий богатырь ездит в огромном железном колесе, давит княжеских воинов, и некому с тем богатырём сразиться. Приди, мол, Пера-богатырь, встань на защиту нашей земли.

Пера согласился, встал на лыжи и пришёл к полю боя за два дня, видит: идёт сражение - ездит вражий богатырь в огромном железном колесе и давит им людей. Перя схватил колесо двумя руками, приподнял да шмякнул оземь. Ни богатыря, ни колеса не стало. Вражье войско увидело победу нашего богатыря и побежало назад.

Князь пригласил Перу к себе на великий пир и говорит:- Ты врага разбил - проси за службу что хочешь.- Ничего мне не надо, - отвечает Пера. - Одно лишь надо - свободно жить и лесовать в моих родных местах по речке Лупье.

Князь подарил Пере грамоту на владение теми лесами, а ещё подарил шёлковую сеть - куниц ловить.

Вернулся Пера домой и зажил, как прежде, мирно и спокойно.

ЧИТАЕМ И СМОТРИМ. ОДНО ДРУГОМУ НЕ ПОМЕХА

 

Одним из основных занятий у коми было охотничество и рыболовство. Вот и Пера был охотником.

Чтобы упорядочить охоту на зверей и дичь, у охотников имелся свой охотничий промысловый календарь. Наверное, самым распространенным и узнаваемым коми календарем является круглый металлический промысловый календарь.

Такой календарь указывал коми охотникам, когда и на какого зверя разрешено охотиться.

Строгий запрет на охоту в другое время года соблюдали все коми охотники.

Это сберегало животных от полного исчезновения. Так сохранялось необходимое количество животных, чтобы их численность могла восстановиться к следующему охотничьему сезону.

История этого календаря такова. В 1975 году на берегу Вычегды, в районе села Сторожевск, было найдено местными жителями и передано археологу Климу Королеву бронзовое плоское кольцо. Находка датируется концом первого – началом второго тысячелетия нашей эры.

На кольце, в едином круге, фигурки девяти различных животных. Согласно исследованиям этнографа Николая Конакова в солнечном календаре древних коми год начинался со дня весеннего равноденствия, поэтому 21 марта отмечено особым значком на внешнем ободе кольца-календаря.

Была выявлена продолжительность каждого из девяти периодов-месяцев, обозначенных на календаре с помощью символов животных. Отсчет велся против часовой стрелки с помощью косых насечек – «недель», каждая из которых соответствовала промежутку времени в четверо суток. В основу деления года на периоды («месяцы») положены годичные биологические ритмы промысловых животных.

По мнению специалистов, в выделении этих периодов был заложен особый смысл, доступный лишь ограниченному кругу лиц – жрецам.

И вот однажды Вöрса-леший решил помешать Пере охотится и раскидал всех зверей с кольца.

Помогите Пере, верните зверей на место.

Для того, чтобы выполнить задания сначала пройдите несколько уроков.

Урок 1.

Постарайтесь запомнить названия животных:

Белка Ур
Куница Тулан
Медведь Ош
Олень КÖР
Горностай СЬÖДБÖЖ
Россомаха Сан
Лось ЙÖРА
Выдра Чув
Лиса Руч

 

Урок 5. Убранство коми избы

Расположение основных элементов во внутреннем убранстве традиционной коми избы было одинаково почти во всех домах.

Самое важное место в коми избе занимала печь (коми – пач), она давала тепло, на ней готовили еду, на ней грелись, сушили грибы и ягоды, вещи, располагалась она в углу у стены с входной дверью. Она занимала большую часть в доме. Пространство возле печки называлось «бабье место», потому что в этом месте хозяйка готовила еду, пекла хлеб, шила, пряла. Возле печки кухонная утварь – горшки (коми – гырнич), чугунки (коми – чугун), ухват (коми укват), кочерга (коми – коколюка).

Возле печи над входной дверью сооружали полати (коми - пӧлать), и здесь отдыхали, спали и хранили одежду, лук, сушеные грибы. Между печью и ближней стеной дома дверь в подполье (коми – гӧлбӧч).

Наискосок от печи в углу возле окна (коми - ӧшинь) – «Красный угол» (коми – Ен ув пельӧс»), где висели иконы, фотографии близких. Красный угол держали в чистоте и нарядно украшали. Его убирали вышитыми полотенцами и атрибутами христианской веры. Это самое почетное место в доме, здесь усаживали дорогого гостя, здесь беседовал отец с сыном.

В углу под иконами находился четырёхугольный обеденный стол (коми – пызан). На столе обычно стояла деревянная посуда – солонка в форме утки, туес (коми – туис), тарелки (коми – тасьтi) и т. д. Возле стола стоял стул (коми – улӧс) с высокой спинкой или лавка (коми – лабич).

Кровать (коми – вольпась) ставилась около печки, а возле неё на длинной палке, прикреплённой к потолку, качалась деревянная колыбель – люлька (коми – потан). В этой люльке лежал младенец, колыбель была закрыта занавеской от «нечистой силы». В люльку вложены острые предметы как оберег от сглаза.

Изба освещалась лучиной, поэтому светец (коми - пеша) и деревянное корытце с водой (коми - бипеш вор) были непременными атрибутами жилого помещения.

У боковой стены устраивалась залавка — самодельный деревянный шкаф. Такой шкаф был оборудован внутренними полками, дверками или задвижками. В залавке хранили посуду хлеб, остатки пищи. Верхнюю часть горизонтальной плоскости залавки использовали в качестве разделочной столешницы.

На полу – домотканые половики (джодж дӧра) - плетёные из разноцветных обрезков ткани на специальных ткацких станках узкие длинные коврики, они застлались в направлении от двери к передним окнам.

Везде почти в каждой избе, хозяева хотели украсить своё жилище. Поэтому украшали несложной резьбой всю деревянную мебель, вышитыми полотенцами, расписной посудой.

Урок 6. Дивные коми узоры

Традиционно коми народ украшал деревянную утварь, орудие труда, мебель, постройки, одежду особенном узором - орнаментом, который состоял из повторяющихся геометрических фигур.

В основе этих дивных узоров лежат родовые знаки - коми - рӧдвуж пас. Пас - знак родовой принадлежности разных предметов в быту коми людей. Эти знаки являлись оберегами, а также украшал различные предметы быта.

Выделяется несколько групп геометрического орнамента коми:

  • Узоры из простых геометрических мотивов - точек, квадратов, прямоугольников, ромбов, крестиков, диагональных линий, треугольников представленных в большинстве видов техники.
  • Узоры в поперечную и продольную полоску, узоры из комбинированных квадратов, прямоугольников и ступенчатых ромбов характерных для вязания на спицах, резных изделий и меховой мозаики.

Значения символов коми орнамента связаны с орудиями труда, с животным миром, с растительным миром, с изображением фигур людей и т. д.

Коми орнамент использовали при вязании поясов, носков, варежек, при создании тканей, берестяной и глиняной посуды, кожаных и деревянных изделий, а также при росписи по дереву. Особенно знамениты прялки народа с коми орнаментом.

Искусство орнамента передавалось из поколения в поколение, от бабушки к внучке, то матери к дочке, от дедушки к внуку, от отца к сыну. Поэтому традиции коми орнамента сохранялись веками и в наши дни они остаются эталонами красоты.

Вот некоторые примеры коми орнамента и их значения, при помощи которых создаются эти дивные коми узоры. При их помощи ты тоже сможешь создать своё произведение искусства, а также поучаствовать в игре «Дивные коми узоры»!

Фольклорный сундучок

Дорогие ребята! В нашем фольклорном сундучке собраны сказки, легенды и предания коми народа. Здесь можно найти и другую занимательную информацию, например, узнать во что играли коми дети, какие костюмы носили, в какие приметы верили и многое, многое другое. Мы расскажем вам и об увлекательных книгах, написанных для вас коми писателями

СКАЗКИ БАБУШКИ СОЛОМОНИИ

Соломония Пылаева - автор сказок, пьес, стихов для коми детей. Впервые ее сказки были напечатаны в 1984 году в журнале "Войвыв кодзув" ("Северная звезда"), затем - во многих других журналах и газетах под рубрикой "Сказки бабушки Соломонии". Издано пять книг Соломонии Пылаевой: в 1987 году - "Эзысь пöрт" ("Серебряный котел"), в 1994 -"Нерсьысь баля" ("Дразнящийся ягненок"), в 1995 - "Бöбйöдлысь кань Малань" ("Проказница кошка Маланья"), в 2006 - "Нерсьысь баля", в 2009 - "Варов лягей" ("Лягушата-болтушата").

«Где вы были? Куда ходили? Я, сказочница Бабушка Соломония, жду вас под окном, в свой сказочный дом!Приглашаю вас, милые мои ребятишки, заглянуть ко мне на игру, поиграть в мои сказочные книжки и найти КНИЖКИ, ПРЕДМЕТЫ И ОТВЕТЫ на вопросы из трёх моих сказок! Скажите: «Сказочная избушка, отворись! Ко мне дверями повернись!» и нажмите на ОК.»

«Я буду рада, если ребятишки, прочитав мои сказки, услышат, как шумят наши леса, увидят разноцветные столбы полярного сияния и порадуются победе добра над злом. Ведь у сказок народа коми почти всегда счастливый конец.» Бабушка Соломония.

.

У КОМИ НАРОДА ЕСТЬ И ДРУГИЕ СКАЗКИ, А СОЧИНЯЛ ИХ НАРОД. ПОЗНАКОМЬТЕСЬ С НЕКОТОРЫМИ ИЗ НИХ:

СКАЗ О ПЕРЕ БОГАТЫРЕ

В стародавнее время жил на речке Лупье, что впадает в Каму, невиданный силач по имени Пера. Жил он охотой. Люди уважали Перу-богатыря, любили его.

В то время много леших жило в лесах. Возле одной деревни очень лютый леший завёлся, всем в деревне досаждал, охотиться не давал, скотину воровал.

Что делать? Решили позвать на помощь Перу-богатыря. Рассказали о проделках лешего. Пера рассердился, взял своё оружие, встал на лыжи и пошёл в тот лес, где леший хозяйничал. Начал искать его тропу. К вечеру нашёл, развёл костерок, сел. К ночи пришёл леший огромный, голова выше леса.- Ты что это на мою тропу пришёл, жалкий человек? Может, силой хочешь помериться? Встал Пера во весь свой огромный рост.

- Да, хочу помериться.

Увидел леший, какой перед ним богатырь, и решил хитростью Перу одолеть.

- Давай, - говорит, - сейчас спать ляжем, а утром будем силами мериться.

- Что ж, давай, - соглашается Пера.

Пера затих. Вскоре леший захрапел так, что посыпалась хвоя. Пера положил на своё место толстое бревно и прикрыл своей одеждой, а сам спрятался за могучей сосной. В полночь леший проснулся, встал, взял своё копьё и положил остриё в огонь, а когда оно раскалилось докрасна, схватил копьё, прыгнул через костёр и вонзил копьё в бревно, укрытое одеждой.

Тут вышел Пера из-за сосны, натянул свой тугой лук и пустил стрелу в грудь лешего. Убил злодея.

А в другой раз пришли к Пере гонцы от самого князя. Напала на княжеский город степная орда, бьёт княжеское войско, нет сил устоять. Вражий богатырь ездит в огромном железном колесе, давит княжеских воинов, и некому с тем богатырём сразиться. Приди, мол, Пера-богатырь, встань на защиту нашей земли.

Пера согласился, встал на лыжи и пришёл к полю боя за два дня, видит: идёт сражение - ездит вражий богатырь в огромном железном колесе и давит им людей. Перя схватил колесо двумя руками, приподнял да шмякнул оземь. Ни богатыря, ни колеса не стало. Вражье войско увидело победу нашего богатыря и побежало назад.

Князь пригласил Перу к себе на великий пир и говорит:- Ты врага разбил - проси за службу что хочешь.- Ничего мне не надо, - отвечает Пера. - Одно лишь надо - свободно жить и лесовать в моих родных местах по речке Лупье.

Князь подарил Пере грамоту на владение теми лесами, а ещё подарил шёлковую сеть - куниц ловить.

Вернулся Пера домой и зажил, как прежде, мирно и спокойно.

ЧИТАЕМ И СМОТРИМ. ОДНО ДРУГОМУ НЕ ПОМЕХА

 

Одним из основных занятий у коми было охотничество и рыболовство. Вот и Пера был охотником.

Чтобы упорядочить охоту на зверей и дичь, у охотников имелся свой охотничий промысловый календарь. Наверное, самым распространенным и узнаваемым коми календарем является круглый металлический промысловый календарь.

Такой календарь указывал коми охотникам, когда и на какого зверя разрешено охотиться.

Строгий запрет на охоту в другое время года соблюдали все коми охотники.

Это сберегало животных от полного исчезновения. Так сохранялось необходимое количество животных, чтобы их численность могла восстановиться к следующему охотничьему сезону.

История этого календаря такова. В 1975 году на берегу Вычегды, в районе села Сторожевск, было найдено местными жителями и передано археологу Климу Королеву бронзовое плоское кольцо. Находка датируется концом первого – началом второго тысячелетия нашей эры.

На кольце, в едином круге, фигурки девяти различных животных. Согласно исследованиям этнографа Николая Конакова в солнечном календаре древних коми год начинался со дня весеннего равноденствия, поэтому 21 марта отмечено особым значком на внешнем ободе кольца-календаря.

Была выявлена продолжительность каждого из девяти периодов-месяцев, обозначенных на календаре с помощью символов животных. Отсчет велся против часовой стрелки с помощью косых насечек – «недель», каждая из которых соответствовала промежутку времени в четверо суток. В основу деления года на периоды («месяцы») положены годичные биологические ритмы промысловых животных.

По мнению специалистов, в выделении этих периодов был заложен особый смысл, доступный лишь ограниченному кругу лиц – жрецам.

И вот однажды Вöрса-леший решил помешать Пере охотится и раскидал всех зверей с кольца.

Помогите Пере, верните зверей на место.

Для того, чтобы выполнить задания сначала пройдите несколько уроков.

Урок 1.

Постарайтесь запомнить названия животных:

Белка Ур
Куница Тулан
Медведь Ош
Олень КÖР
Горностай СЬÖДБÖЖ
Россомаха Сан
Лось ЙÖРА
Выдра Чув
Лиса Руч

 

Урок 2. Животные и их символы

Каждое животное имеет свой символ и временные рамки. Запомни их.

Белка 25.01-21.02 Куница 00.02-21.03 Медведь 22.03-27.04
Олень 28.04-02.06 Горностай 03.06-04.07 Росомаха 05.07-09.08
Лось 10.08-04.10 Выдра 05.10-19.12 Лиса 20.12-24.01

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.058 с.