Итоги дискуссии о ВЧК и ее реорганизация зимой 1919 г — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Итоги дискуссии о ВЧК и ее реорганизация зимой 1919 г

2022-07-07 16
Итоги дискуссии о ВЧК и ее реорганизация зимой 1919 г 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Отдельные уступки со стороны ВЧК в декабре-январе 1918–1919 гг. не прекращали дискуссии и диктовали необходимость больших изменений в системе чрезвычайных комиссий. Результатом давления со стороны советских и низовых и центральных партийных органов стала постепенная реорганизация структур и форм деятельности ЧК.

11 декабря 1918 г. Советом Рабочей и Крестьянской Обороны было принято постановление о порядке арестов сотрудников советских учреждений. В нем ЧК предписывалось выполнение особых условий при проведении подобных арестов, повышающих защищенность советских служащих. Усиливался контроль партийных комитетов и губернских (городских) советов, которые получали право незамедлительного освобождения арестованного под поручительство [833].

Следующим шагом к усиление контроля над ЧК явилась ликвидация уездных ЧК. Данное предложение исходило от коллегии ВЧК и было подтверждено 24 января 1919 г. Президиумом ВЦИК[834]. Выдвигая такую инициативу, ВЧК своей целью преследовала прекращение дискуссии, имея определенную поддержку верхов партии в этом вопросе. В секретном письме ВЦИКа всем губернским комиссиям говорилось: «Правительство решило бросить «КОСТОЧКУ» — только так можно понимать упразднение уездных ЧК. Упразднены вывески, но оставлено самое важное — агентура, которая будет информировать губчека для принятия должных мер и ликвидации контрреволюционных сил»[835] Необходимость подобных уступок схоже объяснял и М. Я. Лацис [836]. Это подтверждали и конкретные действия советской власти. Взамен упраздненных уездных чрезвычайных комиссий вскоре были созданы политические бюро при уездных управлениях милиции. Их задачей становился сбор политической информации, а также выполнение прежних функций уездных ЧК. В политических бюро сохранялась прежняя агентура, данные которой поступали в губернский ЧК. Таким образом, это решение, хотя и ослабило ход дискуссии, все же не приостановило ее, как и продолжающуюся работу над реорганизацией ЧК.

4 февраля 1919 г., ЦК РКП (б) поручила комиссии с участием Ф. Э. Дзержинского и И. В. Сталина разработать на основе ряда новых предложений очередное положение о чрезвычайных комиссиях и ревтрибуналах. Среди них наиболее существенной была передача права вынесения приговоров ревтрибуналам с предоставлением ЧК розыскных функций и права непосредственной борьбы с вооруженными выступлениями против советской власти[837]. При этом ЦК РКП(б) 8 февраля 1919 г. публично подчеркнул особую роль ВЧК в отставании советской власти, ее «преданность пролетарской революции и сознание своего долга перед партией, на которые партия рассчитывала, создавая ВЧК». Высший партийный орган большевиков призвал чекистов к «дальнейшей энергичной и дисциплинированной работе по директивам и указаниям партии»[838].

На основе предложении ЦК РКП (б), 17 февраля 1919 г. ВЦИК принял постановление «О Всероссийской чрезвычайной комиссии». В постановлении говорилось о передаче права вынесения судебных приговоров в революционные трибуналы, которые должны были в свою очередь пройти определенную реорганизацию. Ревтрибуналам также предоставлялось право ревизии следственных действии ЧК и проверки законности произведенных арестов. За чрезвычайными комиссиями сохранилось, однако, право непосредственной расправы при наличии вооруженных контрреволюционных и бандитских выступлений, а также в местностях, объявленных на военном положении, и только за преступления, указанные в постановлении о введении военного положения [839]. Также особым постановлением ВЦИК утверждалась система лагерей принудительных работ, первоначальная организация и заведование которыми возлагались на губернские чрезвычайные комиссии. Таким образом, за чрезвычайными комиссиями сохранялось их особое место в системе карательно-репрессивных органов советской власти. Вместе с тем, данное постановление изменило характер карательно-репрессивной политики советского государства, обозначив окончание дискуссии о ВЧК. Это выразилось в отказе от политики красного террора, в ставке на превентивные меры. Массовые репрессии, применявшиеся в Советской России, исключая украинский красный террор весны-лета 1919 г., в последующий период гражданской войны уже проводились в значительной степени через военные органы и ревтрибуналы.

Чрезвычайные комиссии, хотя и оставались карающим мечом советской власти, но их роль в репрессивной политике снизилась по сравнению с 1918 г. За девять месяцев (июнь 1918 — февраль 1919 г.) органами ВЧК было расстреляно на территории 23 губерний 5496 человек[840]. С учетом губернии Северного Кавказа и Северо-Западных районов России эти показатели могут быть увеличены до 8–9 тыс. человек. Это были итоги осуществления политики красного террора в 1918 г. Дискуссия о ВЧК изменила характер карательной политики Советского государства. За аналогичный последующий период эти цифры в пределах указанных территорий были почти в 3 раза меньше. Прежняя политика превентивного красного террора, как террора прежде всего со стороны чрезвычайных комиссий, ушла в прошлое и на территории Центральной России уже не применялась в подобных масштабах.

 

 

Заключение

 

После завоевания политической власти в России перед руководством большевистской партии встала со всей неотвратимостью проблема ее защиты. Прежние представления о пассивном сопротивлении социальным переменам в России не выдержали реального испытания уже в первые дни ее осуществления, что обозначило необходимость создания чрезвычайных органов борьбы с усилившейся контрреволюцией. Основные функции органа защиты советской власти взяла на себя Всероссийская чрезвычайная комиссия, образованная 7(20) декабря 1917 г.

С самого начала в деятельности ВЧК проявилась ее политическая направленность на предотвращение возможных выступлений против Советского государства. Стремление руководства страны обезопасить свое положение от возможных посягательств контрреволюции обусловило возрастание роли превентивной политики в деятельности чрезвычайных комиссии.

Успешные действия ВЧК по предотвращению выступления в поддержку Учредительного собрания привели к усилению ее роли в карательно-репрессивном аппарате Советского государства. Право вынесения смертных приговоров преступникам, застигнутым на месте преступления, ставшее прерогативой ВЧК после выхода декрета «Социалистическое отечество в опасности», положило начало изменениям во внутренней политике Советского государства. Толчком к отказу от прежней практики, не предусматривавшей высшей меры наказания, послужила германская интервенция и усилившаяся в связи с этим контрреволюционное движение в России и на окраинах бывшей царской империи. Необходимость обеспечения надежного тыла привела к применению более жестких мер сначала по отношению к лицам, осужденным за шпионаж и бандитизм, а затем и к политическим противникам советской власти.

Первым опытом превентивной внутренней политики ВЧК, предусматривавшей применение смертной казни к политическим противникам, стала ликвидация анархистских и эсеро-максималистских отрядов в Москве, а затем и в других городах России. Применение подобных акций уже не в одном регионе, а в целом по стране требовало дальнейшей структуризации системы чрезвычайных комиссии. Этому же способствовало увеличение количества самосудов и рост преступности в первое полугодие 1918 г. Прекращение нарастающей волны анархии было возможно только при противопоставлении ей действенной системы борьбы. Летом 1918 г. можно говорить о сложившейся системе карательно-репрессивных органов ВЧК, сосредоточивших в своих руках следственные и судебные функции.

К июлю 1918 г. в большинстве губерний были сформированы губернские и уездные ЧК, которые в условиях начавшегося фронтального этапа гражданской войны взяли на себя также функции борьбы с внутренним врагом.

Первые факты массового применения высшей меры наказания органами ЧК приходятся на события, связанные с подавлением Тамбовского и Ярославского мятежей. Большую роль в дальнейшем усилении репрессивной политики сыграло введение в июне 1918 г. смертной казни по суду и окончательное оформление однопартийной системы после июльского восстания левых эсеров. В июле 1918 г. органами ЧК было расстреляно столько же, сколько за предшествовавшие шесть месяцев, а в августе в два раза больше, чем в июле. С целью предотвращения контрреволюционных выступлений в городах были произведены массовые аресты, а также регистрации различных враждебных советской власти категорий лиц. Тем самым была подготовлена почва усиления карательных мер в условиях ухудшения ситуации для советского режима.

Введение режима красного террора в сентябре 1918 г. было облегчено наличием к этому времени ряда предпосылок, прежде всего политического и социально-психологического характера. Экономическая и политическая дезорганизация страны, снижение авторитета центральной власти, радикализация масс, обесценивание жизни и раскол общества в ходе первой мировой войны и революции 1917 г. привели к появлению признаков надлома традиционной системы в 1917 г. в виде спонтанного роста погромов, самосудов и бандитизма. Постепенно создается социальная база террора — люмпенизированные слои населения, которые навязывает обществу силовое решение стоящих перед ним проблем, отрицая при этом существующую государственность с ее законами. Террор в гражданской войне из общественно-бытового явления становится политическим, присущим для всех сторон. Красный, розовый, желтый, черный, зеленый, белый террор — лишь условное обозначение одного и того же явления, преломления террористического мышления в призме политических воззрений на составные части, подобно преломлению луча света.

Особо следует подчеркнуть влияние иностранных государств на ужесточение форм гражданской войны. Террор как система утверждается только в случае противостояния, в котором участвует инородный (государственный или национальный) элемент. В свете этого террор оправдывается государственной или национальной чужеродностью противника. Таким образом, противник является не только политически чуждым, но и системно чуждым, преступившим рамки внутрисистемной борьбы. В России это имело самые глубокие последствия из-за вмешательства Германии, белочехов, а затем Англии, Японии, США и Франции, формировало национальное неприятие противника. Жестокое подавление революции в Венгрии, Германии и особенно в Финляндии толкнуло на более решительные действия как большевиков, так и их противников.

Признавая противоположную сторону диаметрально чуждой, советская власть ставила своей целью при введении красного террора ее уничтожение, в том числе те социальные группы, на которые она опирается. Поэтому красный террор, проводимый через систему ЧК, в первую очередь был направлен против старорежимного офицерства и чиновничества, жандармов и священнослужителей, а также против буржуазии.

Помимо разрушения прежней государственности, введение красного террора преследовало определенные по замыслу советского руководства созидательные цели, направленные на закрепление собственной устанавливаемой государственности, противоположной предыдущей. Обстановка требовала от большевиков для сохранения власти не только подавления мятежей, но и их предотвращения любой ценой, как и любых проявлений анархии. Террор заменяет нереальные в условиях гражданской войны экономические реформы, сдерживая недовольство. Террор используется при «регулировании» отношений между городом и деревней при утверждении новой армии, чиновничества, правоохранительных органов, т. е. новой государственности. Введение террора также должно было решить проблему индивидуального террора, сделав его политически невыгодным.

Красный террор вводился как чрезвычайная мера, и хотя его сроки не оговаривались, изначально являлся временной мерой. Его особенностью было осуществление через систему чрезвычайных комиссий. Также характерным для режима красного террора было увеличение превентивных мероприятий органами ЧК. Арестам, заключению в концлагеря и массовым репрессиям подвергались, прежде всего, потенциально опасные слои населения: тем самым вводилась практика предваряющего удара.

Следует выделить несколько этапов красного террора осенью 1918 г. Первые этап включает период с 30 августа 1918 г. по 5 сентября 1918 г. Рамки периода ограничены покушениями на В. И. Ленина и М. С. Урицкого и публикацией постановления ВЦИК о красном терроре. Основным содержанием первой недели стала неконтролируемая волна репрессий (более 3 тыс. расстрелов), прежде всего в губернских городах и в прифронтовых губерниях. Для периода характерен порой случайный состав жертв.

Более организованный и соответственно устрашающий характер террор приобретает во второй период, включающий оставшиеся дни сентября. Общее количество жертв политики красного террора в эти недели достигает 2 тысяч чел. После постановления ВЦИК корректируется направленность красного террора с одновременным распространением его уже на всю территорию России. Это период так называемого уездного террора и одновременно начало дискуссии о ВЧК, зародившейся как дискуссия о направленности красного террора, о его масштабах.

В октябре 1918 г. система красного террора уже переживает определенный кризис. В условиях одержанных побед на фонтах и наблюдавшегося революционного движения в Европе надобность в прежней политике беспощадного подавления контрреволюции ослабла. Октябрь 1918 г. в плане применения высшей меры наказания ближе к последующим месяцам, ноябрю и декабрю, чем к сентябрьским расстрелам. На этом фоне часть членов коммунистической партии предприняла попытку реформирования карательно-репрессивной политики советского государства. Главным итогом продолжающейся дискуссии о ВЧК стало перераспределение полномочий между ЧК и ревтрибуналами. Чрезвычайные комиссии были лишены в начале 1919 г. права вынесения приговоров. Были ликвидированы уездные чрезвычайные комиссии, а еще ранее 6 ноября 1918 г. в годовщину Октябрьской революции, была произведена амнистия, означавшая конец красного террора.

Итогом политики красного террора осенью 1918 г. стала значительное ослабление контрреволюционного подполья, антисоветского движения ценой тысяч жертв. Вместе с тем цена террора, выявившаяся лишь в малой степени в ходе дискуссии о ВЧК осенью 1918 г. — весной 1919 г. включала не только тысячи расстрелянных и пострадавших, но и утверждение негативных тенденций в эволюции советского государства. Временно приостановленные в конце 1918 г. — в начале 1919 г., они впоследствии проявили себя на Украине в 1919 г., в Крыму в 1920 г. и при подавлении крестьянских движений в начале 20-х годов. Политика красного террора в условиях продолжающейся ожесточенной гражданской войны не могла быть прекращена полностью. Временно приостановленная в конце 1918 г., с новым обострением внутренней обстановки весной-летом 1919 г. она была возобновлена. Продолжающаяся война требовала всех средств, которые имелись в распоряжении. Целесообразность вновь переживала законность, диктуя силовые решения.

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.