Использование психологических знаний с целью выявления лиц, склоняющих несовершеннолетних к суицидальному поведению посредством оказания психологического воздействия через Интернет и социальные сети — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Использование психологических знаний с целью выявления лиц, склоняющих несовершеннолетних к суицидальному поведению посредством оказания психологического воздействия через Интернет и социальные сети

2022-07-07 42
Использование психологических знаний с целью выявления лиц, склоняющих несовершеннолетних к суицидальному поведению посредством оказания психологического воздействия через Интернет и социальные сети 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Проблема самоубийств детей и подростков под влиянием ресурсов Интернета достигла в настоящее время угрожающих размеров. Несмотря на принятые государством меры в сфере законодательного регулирования и активные усилия правоохранительных органов по пресечению деятельности соответствующих деструктивных сайтов, групп и отдельных лиц, все еще существует опасность такого рода влияний из Всемирной сети на подрастающее поколение.

В условиях существующей анонимности в интернет-общении и попыток деструктивного влияния на российскую молодежь из-за рубежа, борьба с данным склонением несовершеннолетних к суицидальному поведению может состоять в профилактике этого явления в среде детей и подростков (на уровне школы, семьи, ВУЗов) и в привлечении к уголовной ответственности лиц, стоящих на разных звеньях преступной цепочки (администрация социальных сетей, групп, форумов, авторов деструктивных материалов (книг, видеороликов, аудиотреков, фотоматериалов), лиц, осуществляющих непосредственный контакт с будущими жертвами или, так называемых, "кураторов"*(636)). Последние, очевидно, представляют для правоохранительных органов наибольший интерес, так как в действиях этих лиц могут содержаться признаки состава преступления, предусмотренного ст. 110 УК РФ.

В первую очередь, неоспоримую помощь в определении данных признаков должно оказать описание отдельных видов деструктивных влияний на психику "пользователя"*(637), а также раскрытие их психологического содержания - как единичных, изолированных воздействий, так и всей четко выстроенной системы действий по склонению несовершеннолетнего к суициду.

Типичные психотехнологии целостной системы склонения несовершеннолетних к суицидальному поведению. Проведенный анализ доступных материалов по соответствующей тематике позволил нам обнаружить типичные психотехнологии, являющиеся универсальными при вовлечении не только в сообщества суицидальной направленности, но и в различного рода тоталитарные секты, псевдотерапевтические группы "личностного роста", экстремистские и террористические объединения. Данное сходство методов воздействия на мысли и волю индивида связано с единством принципов функционирования психики человека, способов восприятия и обработки им информации.

Все собранное многообразие психологических принципов и отдельных техник, применяемых в отношении "пользователей" с целью их склонения к суицидальному поведению, очевидно, целесообразнее представить, объединив их по блокам и этапам преследуемых деструктивных целей, оговорившись, что отдельные из них могут прорабатываться одновременно и достигаться с помощью одинаковых приемов.

Отбор потенциальных жертв. Предпочтение отдается подросткам, проявившим собственную инициативу "попробовать поиграть", разыскивающим по "хэштегам"*(638) депрессивную и суицидальную тематику в сети Интернет, высказывающихся в общении о своем плохом эмоциональном состоянии, кризисных жизненных обстоятельствах, желании уйти из жизни, инициативно выкладывающим фотографии порезов на конечностях и т.п.

После возникновения широкого общественного резонанса и серии успешных мероприятий правоохранительных органов, так называемые, "кураторы" стали осторожнее и чаще выбирают "пользователя" лишь после пристального наблюдения за его общением со стороны, до поры не обнаруживая себя, изучения подлинности его профиля, истории пребывания в Сети и т.п. Данное наблюдение обычно происходит не в группах, которые все чаще блокируются соответствующими государственными структурами, а в, так называемых, "конференциях" или групповой личной переписке, попасть в которые можно только по приглашению ее участника.

Подходящий "пользователь" далее приглашается "куратором" в переписку "с глазу на глаз", где и завершается окончательная подготовка к суициду. Все чаще складывается ситуация, когда психологическое воздействие состоит не в насаждении идеи самоубийства благополучному подростку, а в его сопровождении на этом пути, и цель "куратора" состоит лишь в том, чтобы "пользователь" не передумал, а довел задуманное до конца.

Опора на типичные возрастные мотивы. На самых удаленных подступах к суицидальным замыслам детей и подростков осуществляется манипуляция их любопытством, стремлением к захватывающей игре, потребностью в мистической обстановке и ореоле тайны, возрастным протестом против мира взрослых и стремлением к независимости в принятии решений, чувством отверженности в коллективе сверстников некоторых из участников, стремлением наказать или доказать кому-то из обидевших в жизни (родители, бросивший парень/девушка, учитель, класс). Данные воздействия прослеживаются еще в относительно "безопасных" группах, имеющих депрессивную тематику, иногда на тему соответствующих компьютерных игр, музыки, мультипликационных фильмов и т.п. С этого момента на "пользователей" влияют такие же подростки, играющие в подражание настоящим "кураторам", дающие новичкам первые "задания", снабжающие их аудио- и видеоматериалами депрессивной и суицидальной тематики.

Безальтернативные обещания и директивные утверждения. В процессе общения с "пользователями" используются текстовые сообщения, смысловое содержание которых призвано создать у подростков уверенность в том, что их проблемы имеют однозначные и конкретные решения, известные их "авторитетным" собеседникам. Любые рассуждения, размышления или обращения к позитивной тематике пресекаются, а их носители высмеиваются или исключаются из интернет-сообщества. Постепенно реплики "ведущих" превращаются в откровенные команды и размещаются не только в текстовом формате, но и в виде голосовых аудиофайлов.

В качестве примера внедрения такого "черно-белого" мышления может являться книга суицидально-депрессивного содержания "50 дней до моего самоубийства" Крамер Стейс (псевдоним Анастасии Холовой, девушки, считающейся ее автором), которую заставляют читать "пользователей". Контент-анализ этого произведения показал, в частности, наличие в ней 135 слов "всегда", 177 слов "никогда" и 170 фраз "не могу". Тогда как слово "иногда" встречается лишь 12 раз.

В основных правилах группы #Karma13L социальной сети "ВКонтакте", относящей себя к "мистическому проекту с "шок-контентом" и пытающейся создать видимость дистанцирования от "групп смерти", записано: прав всегда администратор. Кроме этого, любое отклонение в тематике от следования размещаемым администрацией заданиям карается исключением из группы ("бан").

Подстройка под сиюминутные потребности подростка, которые не удовлетворяются в реальном мире. Вновь прибывшего "пользователя" в группе социальной сети окружают особым вниманием и интересом к его переживаниям, дают почувствовать свою избранность, значимость, уважаемость. В зависимости от возраста и психотипа обращение избирается подчеркнуто ласковое, например, "киса", либо как к взрослому, по имени отчеству.

Обман или искажение информации о мире. Участник соответствующей группы оказывается в информационном поле, в котором априори признаны как истина ряд убеждений. Например, то, что покой, внутренняя тишина, отдохновение возможны только после смерти; что типичное поведение китов, как популярного символа этих групп, это одиночество и самоубийство; что смысл жизни бабочки-однодневки, это смерть; что жизнь в принципе не имеет смысла, несправедлива и в ней отсутствуют поводы для радости, счастья и т.п.

Одним из способов внедрения в подсознание подобных установок является уже названная книга, в которой жизнь подростка описана только черными красками, где перечислены все возможные психологические проблемы этого возраста, и в которых читатель непременно найдет ситуации, перекликающиеся со своими. Интересно, что слова "тихо", "спокойно" "покой" встречаются в ней 122 раза.

Использование авторитета лидеров группы для психологического "ведения" на основе подражания. "Кураторы" группы периодически сообщают, что сами имеют сходные личностные проблемы и нацелены на скорый уход из жизни. Периодически они выкладывают фейковые*(639) фото со следами порезов на руках, а в назначенный день в группе появляется постановочное видео или фото, на которых они совершают суицид, но позже "воскресают", иногда под другими именами. Ту же роль, очевидно, играет и описание суицидов в рекомендуемых к чтению литературных произведениях, а также размещаемое в группе видео реальных самоубийств других участников группы.

Использование влияния группы, коллектива. Принятие в закрытую группу обставляется как большая честь для новичка, акцентируя внимание на его принадлежности к кругу избранных. С этого момента начинается, своего рода, "растворение" личной свободы в волеизъявлении подростка в общем "море китов" или большого сообщества, в котором он лишь частичка. Это осуществляется с помощью системы одобрения и порицания другими участниками группы, начиная от "лайков"*(640) к выложенным на всеобщее обозрение подтверждений членовредительства и кончая угрозами изгнать из группы за неповиновение. Кроме этого, одним из заданий может являться публичная клятва или покаяние. Со временем, за "особые заслуги" каждому участнику сообщества выдается персональный номер, подтверждающий его выход на более высокий этап "игры".

Контролирование воли участников системой заданий, предполагающих эмоциональные вложения и физическое самопожертвование. Таким образом, создается зависимость подростка от своих предшествующих действий, которые придется признать, как напрасные, в случае выхода из "игры". Типичным для участия в рассматриваемых группах является прохождение через фиксированное число заданий, выдаваемых "кураторами" участнику (в настоящее время известно о 50 заданиях). Первые задания просты (например, нарисовать и выложить в группе кита), затем они становятся все сложнее (например, причинить себе какие-то увечья) и последним заданием является акт суицида или, на принятом сленге, "выпиливание".

Индоктринация или насильственное навязывание ценностей, целей, идеологий (англ. indokrination от лат. in внутрь и doktrina учение, теория, доктрина). Несмотря на кажущуюся заботу о чувствах и проблемах участников данных сообществ, высшим проявлением этого участия постепенно декларируется сведение счетов с жизнью, в которой "тебе никогда не быть достойным, счастливым, понимаемым", в которой ты "не сумел стать кем-то достойным уважения", которая "несправедлива по определению" и т.п. Данные мысли публикуются в ленте группы, обсуждаются на, так называемых, конференциях или в ходе групповой переписки, преподносятся в рекомендуемой к прочтению литературе, внушаются "кураторами" на сеансах видеосвязи.

Максимально полный захват всего личного пространства подростка мыслями о суициде. Таким образом, снижается возможность к критическому мышлению и утрачивается связь с привычным окружением. Значительная часть вышеназванных 50 заданий посвящена просмотру видеороликов и прослушиванию музыкальных треков депрессивного содержания, которые предоставляются "кураторами". Зафиксировано присутствие в данных видеороликах, так называемого, "скрытого кадра" среди быстро мелькающих картинок геометрических фигур. Кроме этого, "пользователю" необходимо отчитываться о прочитанных главах специальных книг и решенных головоломках с мистическим подтекстом. Иногда встречается задание ни с кем не общаться в течение, например, суток. Отказ от исполнения этих требований или исчезновение из группы более чем на 48 часов может явиться основанием для изгнания. С этого момента идея о неотвратимости "выпиливания" становится для "пользователя" устойчивой.

Изменение состояний сознания для повышенной внушаемости. Кроме уже названных видеороликов и специальной музыки, этому способствует хроническое недосыпание в течение последних дней до самоубийства (по заданию подросток должен просыпаться в 4:20*(641) для погружения в аудиовизуальные материалы), а также включение персонального счетчика участника, на котором в убывающем порядке отсчитываются дни и часы до выбранного для суицида дня.

Повышение порога страха перед местом и способом будущего самоубийства. В число указанных заданий входит, например, стояние на кромке высоко сооружения, возле рельсов железной дороги и т.п. В группах постоянно выкладывается, так называемый, "шок-контент"*(642): ролики реальных самоубийств и несчастных случаев, хладнокровно и даже с иронией обсуждаются методы совершения суицида.

Вышеназванная культовая для данных сообществ книга "50 дней..." содержит около 200 таких слов, как "умереть", "убить", "свести счеты с жизнью", "суицид", "самоубийство", "смерть".

Создание и культивирование чувства вины. С этой целью участника группы вначале склоняют к исповеди о своих "грехах" (например, об убийстве животных, членстве в сообществах сатанистов и прочее), а затем привлекают к деятельности, направленной на вовлечение в сообщество новых участников. Впоследствии, эти новые участники могут совершить суицид, а вина за это будет поводом для шантажа их малолетних рекрутеров. Есть версия, что одни из участников сообщества могут "помогать" другим сделать роковой шаг с крыши и т.п. Чувство вины, на котором играют в дальнейшем шантажисты, может возникнуть и за то, что, отказавшись в последний момент от самоубийства, подростки поставили под угрозу жизнь своих близких.

Книга "50 дней..." также культивирует это опасное чувство у своих читателей. Так, слова "простите", "жаль", "виновата", "извините" встречается в тексте 214 раз.

Открытая угроза. Последним толчком к суициду, особенно "устойчивых" участников группы, может быть предложение им перейти по указанной электронной ссылке, с помощью чего вычисляется их IP-адрес, а, следовательно, и домашний адрес. Эта осведомленность сообщается отказывающемуся с угрозой убить его или его родных.

Выявление в сети Интернет даже начальных элементов всей представленной системы оказания психического влияния на "пользователей" должно являться основанием для пристального изучения происходящего в данном сообществе или частной переписке. Не исключено, что будут применены и остальные психологические принципы, возможно и в несколько отличающихся формах.

Психологические типы лиц, участвующих в склонении несовершеннолетних к суицидальному поведению. На основании изучения соответствующей активности в Интернете, социальных сетях и закрытых "конференциях" для общения, видеозаписей интервью задержанных по подозрению в совершении данных преступлений, а также на основании анализа фото- видеоматериалов по суицидальной и депрессивной тематике следует предположить существование различающихся психотипов и мотивации лиц, вовлеченных в данную деятельность.

Инициаторы и специалисты. Различимая стройная система оказания психологического воздействия рассматриваемого типа, опора каждого отдельного ее приема на известные принципы коммуникативных технологий*(643), режиссерское и техническое качество видеоматериалов по соответствующей тематике, высокая деструктивность навязываемой литературы, все это позволяет сделать вывод о том, что к созданию данной системы были привлечены профессионалы высокой квалификации в сфере возрастной психологии, нейропсихологии и психиатрии. Широкое и одномоментное распространение соответствующих ресурсов в интернет-пространстве Российской Федерации и, очевидно, как следствие, серия суицидов детей и подростков в разных регионах страны, указывает на спланированную компанию по деструктивному влиянию на подрастающее поколение России.

Данные соображения указывают на принадлежность данных лиц к некой недружественной нашей стране организации и имеющих значительное финансирование. Это взрослые люди, имеющие навыки в прикладной психологии, прошедшие соответствующие тренинги и не осуществляющие непосредственного общения с детьми и подростками, склоняемыми к суицидальному поведению. Их действия скорее состоят в создании прототипов соответствующих сайтов, групп в социальных сетях, "шок-контента", привлечение к использованию указанной системы влияний будущих, так называемых, "кураторов" и мониторинг результатов работы всей схемы.

"Кураторы". Данное определение закрепилось за лицами, непосредственно общающимися с несовершеннолетними в интернет-пространстве и имеющими умысел на их склонение к суициду. Именно они, в значительной мере, планомерно создают дополнительные группы в социальных сетях, закрытые конференции для приватного общения, распространяют "шок-контент", дают задания "пользователям" и прочее из ранее приведенной схемы. Связь "кураторов" с разработчиками целостной системы маловероятна, скорее, они слепо копируют ее отдельные звенья. При этом их мотивируют собственные личностные комплексы, являющиеся отголосками ранних семейных факторов, неудовлетворительных детско-родительских отношений. Очевидно, типичен садистическо-мазохистский комплекс личности, на который указывает холодная и авторитарная манера общения, пониженная эмоциональность, отсутствие сострадания, жизненная философия, служащая самооправданию своих преступных действий, которая включает некую малую группу, заслуживающую уничтожения.

Например, подростков, ищущих способы для ухода из жизни, они называют неадекватными, биомусором и т.п. Объединяют в категории, достойные смерти, тех, кто, например, мучает животных или состоит в группах сатанистов и т.п.

Их привлекает нереализованная в реальной жизни возможность манипулировать другими людьми. Из материалов задержаний некоторых "кураторов" следует, что в их жилище найдена соответствующая литература по психологии влияния (необходимо отметить, что литература непрофессиональная, публицистическая, низкой практической ценности).

Они патологически тщеславны. Многие свои действия объясняют "желанием попиариться", ведут счет количеству "пользователей", доведенных до самоубийства, не терпят возражений и легко раздражаются даже на незначительную провокацию. "Кураторы", не скрывающие своих целей выбирают себе говорящие "никнеймы"*(644), например, Анубис, Глас, Лис, Море, Зоря, Рейх и т.п., а также в соответствующем стиле оформляют свою страничку в социальной сети.

Одновременно с этим, они признают главенство и всевластие над собой неких абстрактных высших сил или самой природы. Задержанные правоохранительными органами, они ведут себя испуганно, разговаривают тихим и дрожащим голосом, находятся в позе подчинения или в чрезмерно независимом положении.

Таким образом, они поочередно разыгрывают роли то взрослого садиста, то унижаемого ребенка, зафиксированные в раннем детстве. Имеющиеся биографические данные задержанных "кураторов" подтверждают это.

В их словах и поведении просматривается собственный высокий страх смерти. На это же указывают видеоматериалы задержаний некоторых "кураторов", в которых показаны их собственные рисунки депрессивно-суицидальной тематики. Таким образом, одним из мотивов их деятельности является, так называемая, "смещенная" на других людей реакция по контролированию смерти, вынесение решений - жить им или умереть.

Кроме этого, внешнее наблюдение за "кураторами" по видеозаписям их интервью прессе позволяет говорить об их серьезных внутриличностных конфликтах, что ведет к повышенной тревожности и неуверенности, требующей компенсации доступными средствами.

Подражатели "кураторам" ("псевдокураторы"). После эффективных специальных мероприятий правоохранительных органов в отношении активных участников рассматриваемых интернет-сообществ, а также блокировки данных групп и сайтов на основании решения Роскомнадзора, удаления запрещенной информации провайдерами хостингов и владельцами сайтов, количество данных преступных действий в сети Интернет значительно сократилось. Общение на суицидальную тематику в социальной сети "ВКонтакте" происходит чаще в, так называемых, конференциях или групповой переписке, попасть куда можно лишь по рекомендации и приглашению их участников, в том числе, на основании найденных "хэштэгов" к страничке "пользователя" депрессивно-суицидального смысла. Но даже там "пользователи" ведут себя "осторожно", ограничиваясь размещением "шок-контента", фотографий порезов на теле, приглашением в личную переписку тех, кто высказывает желание свести счеты с жизнью. Наблюдение за данным общением создает впечатление, что там происходит "игра в игру", обычные подростки принимают на себя образ "куратора", не отдавая себе в полной мере отчета о психологическом содержании и правовых последствиях своих действий. Периодически они меняются ролями с "китами" или потенциальными жертвами и сами высказывают суицидальные мысли.

По наблюдениям, значительную часть из них составляют школьники старших классов и ВУЗов, имеющие психоэмоциональные проблемы, трудности в адаптации, в планировании своего времени, сложные семейные обстоятельства, дефицит родительского контроля. В остальном, их личностные проблемы вполне соответствуют типичным возрастным затруднениям. Эпатаж и повышение самооценки является, очевидно, их основными мотивами участия в данных сообществах.

Психологические рекомендации для пресечения деятельности лиц, склоняющих несовершеннолетних к суицидальному поведению. Имея представление о способах рассматриваемого влияния на "пользователей" и лицах, его осуществляющих, для полного пресечения их преступной деятельности необходимо вскрывать новые формы данного деструктивного влияния на несовершеннолетних. Новые "кураторы" видоизменяют технические приемы деструктивных влияний, оставляя неизменными их психологическую суть, для снижения вероятности обнаружения контента на суицидальную тематику текстовые комментарии к ним тщательно кодируются или маскируются, "хэштеги" для поисковых запросов уже не указывают напрямую на суть сообщества, например, это #Karma13L, #L13, # YG4 и т.п. Для их отыскания, очевидно, возможно использовать странички реальных детей и подростков, участвующих в них и согласившихся сотрудничать с органами правосудия. Они же способны пригласить оперативных сотрудников в данное интернет-общение. Участвуя в общении от имени этих "пользователей", следует наблюдать за признаками склонения к суициду, а также стимулировать истинных "кураторов" проявить себя. Наиболее важным результатом, очевидно, будет достижение приглашения в личную переписку с ним, где могут быть применены в полном объеме все звенья преступного психологического влияния.

Для выдвижения версии о причастности конкретного лица к активному и целенаправленному склонению "пользователей" к совершению суицида, кроме оперативно-технических мероприятий можно опираться на наличие у него значительного свободного времени, позволяющего осуществлять длительное интернет-общение, не связанное с компьютерными играми; на присутствие в его жилище литературы по практической психологии, по оказанию соответствующего влияния, собственных рисунков на депрессивную тематику и других подобных изображений; на следы порезов, проколов и т.п. на его теле, включая интимные места.

В заключение, следует отметить характерную для последнего времени тенденцию нивелировать, в том числе и в сети Интернет всю опасность и организованность данных преступлений. В различных сообществах настойчиво внедряется убеждение, что повышенное общественное и правоохранительное внимание к проблеме надумано, незначительное число подобных деструктивных групп уже заблокировано и осталось в прошлом, "кураторами" всегда являлись и являются сами подростки, а их действия носили необдуманный развлекательный характер. При этом полностью отвергается и даже высмеивается наличие в данных влияниях изощренных психотехнологий и их системы.

Считаем данную информационную компанию выходом данного антиобщественного явления на новый уровень и рекомендуем опираться в оценках лишь на объективные данные.

 

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

*(1) Оборонно-промышленный комплекс России // https://ru.wikipedia.org/wiki/ Оборонно-промышленный комплекс России.

*(2) Пункт 52 Военной доктрины Российской Федерации (утв. Президентом РФ 25.12.2014 N Пр-2976) // РГ. 2014. N 298.

*(3) Постановление Правительства РФ от 16.05.2016 N 425-8 (ред. от 30.12.2017) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие оборонно-промышленного комплекса" // СЗ РФ. 2016. N 22. Ст. 3207.

*(4) Постановление Правительства РФ от 20.02.2004 N 96 (ред. от 07.09.2015) "О сводном реестре организаций оборонно-промышленного комплекса" // СЗ РФ. 2004. N 9. Ст. 781.

*(5) Обзор следственной и судебной практики по уголовным делам о преступлениях, совершенных в сфере оборонно-промышленного комплекса (по итогам работы органов предварительного следствия системы МВД России в 2016 г. и 1 квартале 2017 г.), подготовленный Следственным департаментом МВД России. Далее - Обзор следственной и судебной практики по уголовным делам о преступлениях, совершенных в сфере ОПК.

*(6) Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N 48 "О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате" // БВС РФ. 2018. N 2.

*(7) Приговор Октябрьского районного суда г. Мурманска по уголовному делу N 1-224/16 от 29.08.2016 // Материалы Следственного департамента МВД России.

*(8) Федеральный закон от 03.07.2016 N 323-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности" // СЗ РФ. 2016. N 27 (ч. II). Ст. 4256.

*(9) Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 29.12.2017) // СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.

*(10) Приговор Октябрьского районного суда г. Владимира по уголовному делу N 1-4/2018 от 18.01.2018 // Материалы Следственного департамента МВД России.

*(11) Приговор Тракторозаводского районного суда г. Челябинска по уголовному делу N 1-120/2018 // Материалы Следственного департамента МВД России.

*(12) Статья 2 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" // СЗ РФ. 2011. N 19. Ст. 2716.

*(13) Постановление Полярного районного суда Мурманской области о прекращении уголовного преследования по уголовному делу 1-2/3/2016 от 12.05.2016 на основании п. 3 ч. 1 ст. 27 УПК РФ и п. 5 постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Шестого Созыва "Об объявлении амнистии" от 02.07.2013 N 2559-6 ГД // Материалы Следственного департамента МВД России.

*(14) Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 23.04.2018) "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" // СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3418.

*(15) Материалы предоставлены Следственным департаментом МВД России.

*(16) Пункт 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 N 19 "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий" // БВС РФ. 2009. N 12.

*(17) Материалы предоставлены Следственным департаментом МВД России.

*(18) См.: Обзор следственной и судебной практики по уголовным делам о преступлениях, совершенных в сфере ОПК.

*(19) Материалы предоставлены Следственным департаментом МВД России.

*(20) Материалы предоставлены Следственным департаментом МВД России.

*(21) Материалы предоставлены Следственным департаментом МВД России.

*(22) При подготовке данного раздела использовались материалы по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации руководителей следственных подразделений МВД России с применением Системы дистанционных образовательных технологий (видеоконференцсвязь) на тему "Организация межведомственного взаимодействия при расследовании преступлений при исполнении государственного оборонного заказа и в оборонно-промышленном комплексе страны" 20.05.2016.

*(23) Государственный оборонный заказ - установленные нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации задания на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, а также поставки продукции в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации (пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ (ред. от 29.07.2018) "О государственном оборонном заказе") // СЗ РФ. 2012. N 53 (ч. 1). Ст. 7600.

*(24) Указ Президента РФ от 10.09.2014 N 627 (ред. от 23.06.2018) "О Военно-промышленной комиссии Российской Федерации" (вместе с "Положением о Военно-промышленной комиссии Российской Федерации") // СЗ РФ. 2014. N 37. Ст. 4938.

*(25) См.: Указ Президента РФ от 16.08.2004 N 1082 (ред. от 25.10.2018) "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации" // СЗ РФ. 2004. N 34. Ст. 3538.

*(26) См.: Положение о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 438 (ред. от 28.08.2018) // СЗ РФ. 2008. N 24. Ст. 2868.

*(27) См.: Положение о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утвержденное Указом Президента РФ от 13.06.2012 N 808 (ред. от 08.03.2016) "Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу" // СЗ РФ. 2012. N 25. Ст. 3314.

*(28) Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2008. N 27.

*(29) СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3418.

*(30) Вестник Следственного комитета при прокуратуре РФ. 2010. N 3-4.

*(31) Приказ Росфинмониторинга от 28.10.2015 N 345 "Об утверждении Положения об Управлении по работе с бюджетной сферой Федеральной службы по финансовому мониторингу".

*(32) С июня 2002 года Росфинмониторинг является членом Группы подразделений финансовой разведки "Эгмонт", объединяющей подразделения финансовой разведки 139 юрисдикций и предоставляющей своим членам возможность обмена информацией по специальному защищенному каналу связи. Более подробную информацию о деятельности Группы "Эгмонт", а также исчерпывающий список стран, в которых возможно осуществить финансовую разведку (в соответствии с международными договорами) и входящих в эту группу, можно найти на ее официальном сайте по адресу: www.egmontgroup.org, www.egmontgroup.org/membership/list-of-members.

*(33) См.: Методические рекомендации "Алгоритм действий следователя по использованию информации, поступившей из подразделения Федеральной службы по финансовому мониторингу". НИЦ N 5 ФГКУ "ВНИИ МВД России". 2015.

*(34) Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 30.10.2018) "О прокуратуре Российской Федерации" // СЗ РФ. 1995. N 47. Ст. 4472.

*(35) Приказ Генпрокуратуры России от 18.11.2014 N 637 "О мерах по повышению эффективности прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере оборонно-промышленного комплекса".

*(36) Приказ Генпрокуратуры России N 182, МВД России N 189, МЧС России N 153, ФСБ России N 243, СК России N 33, ФСКН России N 129, ФТС России N 800, ФССП России N 220, Росфинмониторинга N 105 от 29.03.2016 "О порядке взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов на досудебной стадии уголовного судопроизводства в сфере возмещения ущерба, причиненного государству преступлениями" // Бюллетень Федеральной службы судебных приставов. 2016. N 6.

*(37) СЗ РФ. 2012. N 53 (ч. 1). Ст. 7600.

*(38) См.: Положение о Федеральной антимонопольной службе, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 (ред. от 17.02.2018) // СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3259.

*(39) Материалы предоставлены Следственным департаментом МВД России.

*(40) Приговор Саровского городского суда Нижегородской области по делу N 1-77/2017 от 22.09.2017.

*(41) Материалы предоставлены Следственным департаментом МВД России.

*(42) Материалы предоставлены Следственным департаментом МВД России.

*(43) Материалы предоставлены Следственным департаментом МВД России.

*(44) Материалы предоставлены Следственным департаментом МВД России.

*(45) См.: пункт 1 Положения о Федеральном агентстве по государственным резервам, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.07.2004 N 373 (ред. от 22.12.2016) "Вопросы Федерального агентства по государственным резервам" // СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3263.

*(46) СЗ РФ. 2005. N 52 (3 ч.). Ст. 5754.

*(47) См.: пункты 3.4 и 3.5 Положения об Управлении по работе с задолженностью Федеральной налоговой службы, утвержденного Приказом ФНС России от 06.04.2018 N ММВ-7-8/198@.

*(48) См.: Раздел "Организация межведомственного взаимодействия при расследовании преступлений, совершенных в сфере оборонно-промышленного комплекса".

*(49) Обзор следственной и судебной практики по уголовным делам о преступлениях, совершенных в сфере ОПК.

*(50) СЗ РФ. 1995. N 33. Ст. 3349.

*(51) РГ. 13.12.2013. N 282.

*(52) В ст. 6 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ (в ред. от 06.07.2016) "Об оперативно-розыскной деятельности" предусмотрен исчерпывающий перечень оперативно-розыскных мероприятий.

*(53) Порядок проведения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств определен Инструкцией о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств и Перечнем должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных издавать распоряжения о проведении гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, утвержденной Приказом МВД России от 01.04.2014 N 199 (ред. от 17.04.2017) // РГ. 28.05.2014. N 118.

*(54) Определение Конституционного Суда РФ от 04.02.1999 N 18-О "По жалобе граждан М.Б. Никольской и М.И. Сапронова на нарушение их конституционных прав отдельными положениями Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" // ВКС РФ. 1999. N 3.

*(55) Приговор Североморского районного суда Мурманской области по делу N 1-67/2015 от 27.11.2015.

*(56) Приказ МВД России от 01.12.2016 N 785 "Об организации рассмотрения сообщений об отдельных видах преступлений экономической направленности".

*(57) Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ (ред. от 29.07.2018) "О государственном оборонном заказе" // СЗ РФ. 2012. N 53 (ч. 1). Ст. 7600.

*(58) Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" // СЗ РФ. 2013. N 14. Ст. 1652.

*(59) Федеральный закон от 31.05.1996 N 61-ФЗ (ред. от 29.12.2017) "Об обороне" // СЗ РФ. 1996. N 23. Ст. 2750; Федеральный закон от 13.12.1994 N 60-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" // СЗ РФ. 1994. N 34. Ст. 3540; Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 30.10.2018) "О лицензировании отдельных видов деятельности" // СЗ РФ. 2011. N 19. Ст. 2716; Военная доктрина Российской Федерации, утв. Президентом РФ 25.12.2014 N Пр-2976 // РГ. 30.12.2014. N 298; Постановление Правительства РФ от 26.06.1995 N 594 (ред. от 31.10.2018) "О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" // СЗ РФ. 1995. N 28. Ст. 2669; Постановление Правительства РФ от 20.02.2004 N 96 (ред. от 07.09.2015) "О сводном реестре организаций оборонно-промышленного комплекса" // СЗ РФ. 2004. N 9. Ст. 781; Постановление Правительства РФ от 13.06.2012 N 581 (ред. от 25.12.2014) "О лицензировании разработки, произво


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.114 с.