Мотивы дачи добросовестных показаний участниками уголовного процесса в бесконфликтной ситуации допроса — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Мотивы дачи добросовестных показаний участниками уголовного процесса в бесконфликтной ситуации допроса

2022-07-07 32
Мотивы дачи добросовестных показаний участниками уголовного процесса в бесконфликтной ситуации допроса 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Мотивы дачи добросовестных показаний потерпевшим свидетелем подозреваем обвиняемым
Гражданский долг, ответственность, развитое правосознание + +    
Доверие к сотрудникам правоохранительных органов + +    
Защита своих прав, заинтересованность в назначении справедливого наказания лицу, виновному в совершении преступления +      
Стремление установить истину по делу, восстановить справедливость +      
Стремление наказать виновных и возместить ущерб +      
Заинтересованность в расследовании уголовного дела, направлении дела в суд (например, в случае получения страховых выплат за застрахованное, но утраченное вследствие хищения, пожара и т.д. имущество) +      
Осознание необходимости установления истины по делу   +    
Желание восстановления справедливости   +    
Избегание попадания в круг лиц, причастных к совершению преступления   +    
Раскаяние в содеянном     + +
Применение более мягкой меры пресечения     + +
Страх, перед уголовной ответственностью за совершение более тяжкого преступления     + +
Страх перед уголовной ответственностью за дачу ложных показаний + +    
Стремление избежать или смягчить ответственность. Возможность заключения досудебного соглашения (часть 2 статьи 62 УК РФ). права ходатайствовать о применении особого порядка судебного разбирательства (пункт 2 части 5 статьи 217 УПК РФ)       +
Понимание неотвратимости наказания       +

 

Причиной дачи добросовестных показаний подозреваемым, обвиняемым может также быть стрессовая ситуация и отсутствие времени на обдумывание линии поведения, возможных ответов на вопросы следователя, дознавателя.

Показания допрашиваемых даже в бесконфликтной ситуации могут оказаться не достоверными, не точными, содержать ошибки. При этом такие ошибки являются "следствием неадекватного отражения действительности, они могут возникать на различных стадиях формирования показаний (восприятия, оценки и интерпретации, запоминания, припоминания, словесного воспроизведения)"*(601). Так, например, в показаниях, потерпевших чаще всего встречаются: 1) различного рода преувеличения о некоторых моментах пережитого события; 2) обобщенность в первоначальных объяснениях и показаниях о действиях виновных лиц; 3) пробелы, пропуски при описании некоторых важных элементов происшедшего; 4) заблуждения относительно последовательности развития событий - путаница, перестановка при воспроизведении его отдельных деталей и действий конкретных участников*(602). Возможность того, что добросовестные показания могут быть ошибочными подтверждают результаты исследования. Следователи отметили, что в своей профессиональной деятельности встречались с ситуацией, когда допрашиваемые стремились давать правдивые показания (отметили 70% респондентов), но они оказывались недостоверными, однако такое встречается достаточно редко (отметили 54% респондентов).

В бесконфликтной ситуации недостоверные показания допрашиваемого являются следствием его искреннего заблуждения. Это следует отграничивать от случаев, когда допрашиваемый дает показания с целью оградить от наказания или оговорить другое лицо. В подобных случаях речь идет о преднамеренном искажении информации, то есть о лжи. Такая ситуация уже не является бесконфликтной, и задача следователя, дознавателя состоит в разоблачении лжи допрашиваемого.

В бесконфликтной ситуации определить достоверность показаний допрашиваемого посредством диагностики лжи практически невозможно, так как отсутствуют какие-либо ее признаки. Допрашиваемые сами верят в то, что говорят, в их воспоминаниях есть внутренняя логика, их речь отличается уверенностью.

Причины ошибок в показаниях допрашиваемых. Объективные условия восприятия фактов, по поводу которых даются показания*(603).

Пример дефекта восприятия, обусловленного внешними факторами. Потерпевшая К. на допросе показала, что, проснувшись ночью от какого-то шороха, она увидела, что через открытое окно в ее комнату проникли какие-то люди. Потерпевшая включила электричество, и стала кричать. Один из преступников сразу же разбил лампочку (т.е. ухудшились условия восприятия - стало темно), затем преступники с похищенным скрылись. Потерпевшая на допросе утверждала, что преступников было трое, что это были мужчины, переодетые женщинами, и она узнала в них односельчан А., Н. и И. В дальнейшем следствием было установлено, что Н. в преступлении не участвовал, а третьим соучастником была женщина - сестра одного из обвиняемых. Объясняя свою ошибку, потерпевшая сообщила, что, включив электричество, она сумела хорошо рассмотреть только А. и И., третьего участника она видела лишь мельком, Н. в нем не узнала, но учитывая, что Н. дружен с А. и что у него плохая репутация, подумала, что третьим участником является именно он*(604).

Субъективные условия восприятия фактов, по поводу которых даются показания*(605).

Пример искажения информации вследствие гипертрофированного (преувеличенного) восприятия (ошибки восприятия). Потерпевший при совершении против него разбойных действий воспринимает нападающего и его действия неадекватно. При этом шариковая ручка в руках нападающего воспринимается потерпевшим в качестве ножа, темный предмет прямоугольной формы кажется пистолетом. Такое восприятие обусловлено наличием грубого психотравмирующего влияния, возникающего от преступного воздействия. В данном случае длинный заостренный предмет в руке нападающего, прежде всего, актуализирует установку восприятия ножа, т.к. эта установка ближе к данному состоянию субъекта (потерпевшего), к состоянию испуга.

Например, на женщину напало лицо и угрожая ей пишущей ручкой, которую она приняла за нож, изнасиловал ее. Женщина при этом была сильно испугана и боялась оказать сопротивление*(606).

Пример восприятия события через призму убеждений, представлений допрашиваемого. Свидетель Н., считающий, что большинство преступлений совершают лица без определенного места жительства, описал преступника как "бездомного". При этом он не заметил в нем признаков состоятельного лица и дополнил описание деталями, присущими "бродягам" и был уверен, что помнит все точно и безошибочно.

Внушенное воспоминание, характерно для лиц с повышенной внушаемостью. При этом такое внушение может быть не только следствием общения свидетелей преступления между собой и/или с потерпевшим в ходе чего, они принимают точку зрения наиболее убедительного из них (даже если она не верная), но и возникнуть под воздействием сложных вопросов о деталях преступления.

Пример внушенного восприятия (конформизма), возникшего под воздействием иных свидетелей. Свидетель К на допросе дал показания, что расстояние от пункта А до пункта Б составляло приблизительно 1 км. Однако на повторном допросе, после общения с другими свидетелями преступления, состоящими с ним в родстве, утверждал, что данное расстояние оставляло 1,5 км.

Пример внушенного восприятия (конформизма), возникшего под воздействием сложных вопросов о деталях преступления. Свидетель, М., на вопрос адвоката, какого цвета был "Ситроен" на котором грабители подъехали к банку - отвечает, что автомобиль был зеленым. На самом деле свидетель не видел, как машина приближалась к банку, и плохо разглядел, ее марку. Однако по наводящему вопросу адвоката он реконструирует воспоминание, и начинает в него верить. Да-да, это был зеленый "Ситроен", и он подъехал к банку очень быстро.

В результате показания свидетеля не совпали с записью на видеокамере, что дискредитировало его показания в целом. Свидетель сам начал сомневаться в том, что он хорошо запомнил обстоятельства преступления*(607).

В случае, когда эмоции от пережитого преступления очень сильные допрашиваемый (прежде, всего потерпевший) может забыть о пережитых событиях полностью (вытеснить их). В некоторых случаях события забываются частично или видоизменяются, например, человек может воссоздать в памяти обстановку, поступки и слова других людей, но не помнит, что делал сам. Ошибки в показаниях допрашиваемых, обусловленные их эмоциональным потрясением, вызванным преступлением отметили 33% респондентов.

Ошибки в показаниях допрашиваемых также могут быть вызваны особенностями их характера, возраста, способностей к вербальному (словесному) воспроизведению информации.

Допрашиваемые, обладающие повышенным уровнем притязаний, склонные к разыгрыванию ролей, стремящиеся быть в центре внимания могут непроизвольно давать ложные показания из-за желания придать ситуации и себе лично большую значимость, категорически утверждать то, чего на самом деле не было.

Лица, отличающиеся тревожностью, мнительностью, склонные анализировать каждое свое действие, слово, поступок, а также поведение других людей, "приписывать" им негативные мотивы поступков, часто экстраполируя их на себя и своих близких могут опасаться оговорить себя и поэтому их показания скорее всего будут не полными. Причиной неточности показаний допрашиваемого может стать его волнение (отметили 15% респондентов).

Ошибки восприятия свидетелей могут быть обусловлены "неправильным пониманием происходящего вследствие симпатии или предубеждения к обвиняемому или потерпевшему"*(608).

Особое внимание следует уделять показаниям детей дошкольного возраста. Это обусловлено тем, что для детей свойственна склонность к фантазированию. Это особенно относится к их обвинительным показаниям.

В целом, взаимосвязь возраста допрашиваемого лица (малолетний, несовершеннолетний, пожилой) и неумышленной дачей им не достоверных, не точных, не полных показаний (отметили 17% респондентов).

Трудности в словесном воспроизведении события преступления могут привести к ошибочному восприятию следователем, дознавателем показаний допрашиваемого. Это также является, одной из причин недостоверных показаний, допрашиваемых в бесконфликтной ситуации допроса.

Методика установления психологического контакта при производстве допроса в бесконфликтной ситуации. В бесконфликтной ситуации допроса целесообразно применять приемы, направленные на создание благоприятного, спокойного эмоционального состояния допрашиваемого. С этой целью, рекомендуется обратить особе внимание на установление и поддержание с ним психологического контакта, то есть "атмосферу при которой достигается возможность конструктивного взаимодействия партнеров"*(609). Для формирования психологического контакта важна обстановка допроса, правильно выбранное место и время.

Время и место производства допроса. Допрос рекомендуется проводить в первой половине дня. Это обусловлено тем, что память человека наиболее продуктивна с восьми до двенадцати часов утра и после девяти часов вечера*(610).

Процессуальное положение свидетеля и потерпевшего позволяет варьировать время допроса указанной категории лиц в зависимости от ситуации (наличие эмоционального стресса, физического состояния лица и т.д.). Время производства допроса подозреваемого, обвиняемого строго регламентировано УПК РФ. При этом производство допроса подозреваемого, обвиняемого в ночное время (с 22 до 6 часов (п. 21 ч. 1 ст. 5 УПК РФ)) не допускается, за исключением случаев, не терпящих отлагательства (ч. 3 ст. 164 УПК РФ).

Допрос потерпевших рекомендуется производить как можно скорее после возбуждения уголовного дела, так как увеличение временного интервала между моментом восприятия события (например, отдельных деталей совершения преступления) и воспроизведения его на допросе влечет потерю информации в памяти человека. Следует учитывать, что процесс забывания особенно интенсивен в первые 1-2 часа после события, при этом мелкие детали вытесняются из памяти быстрее, чем общая информация о событии. Если же в кратчайшие сроки провести допрос не удалось, то следует отложить его до появления возможности производства следственного действия в благоприятной обстановке (при отсутствии отвлекающих и неконтролируемых факторов)*(611).

Свидетелей целесообразно допрашивать не позже первых 3-5 суток после восприятия событий, поскольку в этот период времени они еще ярко сохраняется в его памяти. При этом следует учитывать, что наиболее быстро забываются сведения о временных интервалах, динамические и количественные характеристики событий, речевые формулировки общающихся лиц.

Для оптимального пространственного размещения следователя, дознавателя и допрашиваемого в ходе производства рассматриваемого следственного действия рекомендуется учитывать пространственные границы общения. На установление психологического контакта и развитие диалога в официальной обстановке отрицательно сказываются как чрезмерно близкое, так и слишком удаленное расположение друг от друга партнеров по общению. Для делового взаимодействия оптимальным является расстояние - 1, 22 м*(612).

Воссозданию в памяти допрашиваемого событий преступления способствует максимальное погружение его в похожую атмосферу. В связи с этим целесообразно проводить допрос на месте преступления в максимально похожей обстановке (при схожих погодных условиях, в то же время суток (желательно конкретно в то же время, когда было совершено преступление), с той же предметной средой.

Методы установления психологического контакта. В психологии различают невербальные (проявляются в позе, жестах, мимике, глазодвигательных реакциях и т.д.) и вербальные (словесные) методы и приемы общения, которые целесообразно применять при производстве допроса.

Невербальные методы установления психологического контакта. К указанным методам относятся: невербальные сигналы проявления внимания к тому, что говорит допрашиваемый, адекватное отражение его эмоционального состояния и оптимальное пространственное расположение следователя, дознавателя и допрашиваемого при производстве указанного следственного действия, методы психологической подстройки.

Проявление внимания к допрашиваемому заключается в исключении всего того, что может нарушить общение, отвлечь от него (разговоров по телефону по личным вопросам, демонстрации торопливости: может проявляться во взглядах на часы, быстром темпе речи, движениях и т.д.) и внимательном ("активном") слушании, допрашиваемого, которое включает демонстрацию (позой, мимикой, выражением глаз, голосом) стремление ему помочь.

Слушая допрашиваемого, необходимо научиться понимать не только то, что он говорит, но и то, что он хочет, а иногда и не хочет сказать. Для этого нужно обладать навыками определения невербальных проявлений человека. "Активное слушание" собеседника заключается в невербальной демонстрации позитивного отношения к говорящему (положением тела (наклоном в его сторону), мимикой и глазами (визуальным контактом) утверждение позиции "Я весь внимание"), а также использовании специальных психологических приемов: "перефразирования" ("Вы сказали, что...", "Так значит, Вы говорите, что...?"), "паузы", "молчания", "эхо реплик" (потерпевший: "Я видел, что нападавший был одет в синюю куртку", следователь "В синюю куртку?"), "отражения чувств" ("Я понимаю, что Вы чувствовали"), "прояснение" ("Я Вас понял так. Правильно?"). Применение указанных приемов способствует также активизации рассказа допрашиваемого лица ("Расскажите детальнее, подробнее", "Не понял. Уточните это" и т.д.).

Психологическая "подстройка". Допрос для лица, является для него ситуацией эмоционально значимой, иногда даже экстремальной. В связи с этим нередко бывает целесообразным постараться в начале проведения указанного следственного действия успокоить допрашиваемого. С этой целью эффективно использовать методы психологической подстройки.

"Подстройка к позе" помогает следователю, дознавателю частично (внешне) копировать поведение допрашиваемого. При ее осуществлении важно не преувеличенно копировать движения человека, а незаметно для последнего подстраиваться, например, к способу распределения веса его тела и к основной позе (принять позу, в которой находится человек);

"Подстройка к дыханию" (его копирование) может быть прямой и не прямой. Первая - дышать в том же темпе как дышит допрашиваемый. Вторая - согласование с ритмом дыхания допрашиваемого какой-то другой частью своего поведения, то есть следователь, дознаватель может качать рукой в такт дыхания допрашиваемого или говорить в такт, то есть на выдохе. Следует отметить, что подстройка к дыханию не эффективна вовремя, когда допрашиваемый дает показания, то есть говорит. В это время можно использовать другие виды подстройки.

"Подстройка к речи" - включает повторение тона, темпа, громкости и ритма голоса, допрашиваемого; учет его интеллектуального уровня и стиля речи. Так, например, если допрашиваемый говорит тихо, то постарайтесь говорить также тихо. Если он говорит медленно, то и следователю, дознавателю целесообразно говорить медленно. Использование этого приема позволяет также корректировать громкость речи допрашиваемого (следователь, дознаватель копирует громкость голоса допрашиваемого, а затем, постепенно увеличивая громкость своего голоса, достигает того, чтобы допрашиваемый начал говорить громче, и наоборот).

"Подстройка к движениям" - при копировании движений допрашиваемого от следователя, дознавателя требуется наблюдательность и определенная маскировка, естественность. "Подстройку" можно производить как к макродвижениям (походка, жесты, движение головы, ног), так и к микродвижениям (мимика, мелкие жесты и т.д.).

Вид "подстройки" из выше перечисленных следователь, дознаватель может выбирать с учетом собственных предпочтений (наиболее удобный и комфортный для него прием).

Эффективным методам установления психологического контакта с допрашиваемым является "подстройка к убеждениям допрашиваемого". Суть данного приема заключается в привнесении в разговор атмосферы общности взглядов. Практическое достижение данной атмосферы возможно посредством следующих средств:

- выявления общих даже отрицательных эмоций (которые могут возникать, например, от внешних раздражителей, таких как погода, душное помещение и др.);

- общения на уровне "человек-человек", а не "следователь, дознаватель-допрашиваемый";

- взаимном учете интересов друг друга с целью достижения взаимовыгодного сотрудничества.

Одним из способов психологической подстройки является "присоединение к ценностным ориентациям" допрашиваемого. В ходе допроса следователю, дознавателю рекомендуется учитывать и проявлять уважение к культурным, национальным традициям допрашиваемого. В некоторых случаях это позволяет более точно выстроить тактику допроса, более корректно сформулировать вопросы.

В ситуациях, когда применение психотехник "психологической подстройки" и "присоединения" вызывает у следователей, дознавателей внутреннее сопротивление к их применению их использование не целесообразно.

Вербальные (речевые) приемы установления психологического контакта. К вербальным приемам установления психологического контакта в ходе допроса относят: "нейтральные вопросы" (например, о погоде, об увлечениях), "нахождение общего" (нахождение того, что объединяет следователя, дознавателя и допрашиваемого: место жительства, учеба, способы проведения досуга и т.д.)*(613).

Перед началом допроса рекомендуется дать установку на то, что рассказать о преступлении следует как можно больше, подробнее, что следователь, дознаватель никуда не спешит, обладает достаточным запасом времени чтобы выслушать все, что будет говорить допрашиваемый. Такой подход позволит избежать поверхностного изложения информации.

Начинать допрос рекомендуется с "нейтральных" вопросов, не вызывающих у допрашиваемого тревоги, а затем переходить к сути обсуждаемой проблемы. В качестве нейтральных вопросов наиболее оптимально для установления психологического контакта использовать те, что значимы для допрашиваемого, о которых он сам с удовольствием готов рассказывать. Так, например, целесообразно использовать сведения о профессии допрашиваемого, его хобби: у таксиста можно поинтересоваться о его опыте, у парикмахера - как он научился стричь и т.д. Для установления психологического контакта следователь, дознаватель также может перед началом допроса сообщить некоторые сведения о себе (например, сказать, что у него тоже есть дети того же возраста, что и у допрашиваемого).

Кроме того, важно учитывать процессуальное положение допрашиваемого. Так, в отношении свидетелей целесообразно выразить сожаление по поводу причиняемого им беспокойства, потерпевшему - выразить сочувствие по поводу его травмы (физической и/или психологической), обвиняемому, подозреваемому - гарантировать все законные права, выяснить какие у них есть их неотложные просьбы и ходатайства.

В ходе производства указанного следственного действия рекомендуется обращаться к допрашиваемому так, как он сам, представляясь, назвал себя, например, по имени (к детям, молодым людям), по имени и отчеству (к лицам более старшего возраста). Целесообразно спросить допрашиваемого, как к нему лучше обращаться.

Установлению и поддержанию психологического контакта с допрашиваемым будет способствовать разъяснение положения статьи 51 Конституции Российской Федерации, о том, что он вправе отказаться свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, круг которых определен законом.

Кроме того, с целью преодоления опасения, допрашиваемого перед разглашением нежелательных для него фактов в случаях, предусмотренных законом необходимо разъяснить предусмотренные законодательством меры обеспечения безопасности участника уголовного судопроизводства*(614).

В целях поддержания общения при установлении данных о личности и записи их в протокол целесообразно придерживаться формы беседы, возможно несколько отклоняясь от анкетной части протокола для того, чтобы лучше уяснить психологические черты личности, отношение к расследуемому преступлению, вызвать на откровенный разговор. При этом целесообразно сказать допрашиваемому, что данные сведения собираются не по личной инициативе следователя, дознавателя, а "в силу производственной необходимости", что это стандартная процедура. При выяснении отношения к другим участвующим в деле лицам особое значение имеет подробное выяснение (предварительно и в момент допроса) взаимоотношений между потерпевшим, свидетелем, обвиняемым, подозреваемым.

Поддержанию психологического контакта и продуктивному производству допроса способствует учет следователем, дознавателем физического и психологического состояния допрашиваемого. Так, если допрашиваемый устал, нервничает целесообразно сделать перерыв в допросе, дать ему отдохнуть, предложить стакан воды, чашку чая или кофе, а затем продолжить производство рассматриваемого следственного действия.

В целом, установление психологического контакта - это, прежде всего, исключение всего того, что может его нарушить. Поэтому не целесообразно усугублять, как правило, негативное психологическое состояние допрашиваемого невнимательностью, небрежностью, суетливостью, нервозностью, подчеркнутой подозрительностью и т.п.

Таким образом, установление психологического контакта в бесконфликтной ситуации допроса сопряжено с учетом ведущего (репрезентативного) канала восприятия мира*(615), привычек, стереотипов поведения, системы жизненных ценностей и целей допрашиваемого; проявлением со стороны следователя, дознавателя сочувствия, сопереживания, осуществления психологической подстройки и присоединения к настроению, заботам и мыслям допрашиваемого.

Общие рекомендации, касающиеся речи следователя, дознавателя при производстве допроса. Продуктивное воспроизведение информации, касающейся событий преступления, в бесконфликтной ситуации допроса связано с умением следователя, дознавателя доходчиво доносить до допрашиваемого суть того, что он хочет сказать, о чем хочет спросить. В данном случае большое значение имеет речь следователя, дознавателя; порядок и последовательность задаваемых вопросов.

Речь следователя, дознавателя в ходе допроса должна быть краткой, спокойной, размеренной. Выбирая темп допроса важно учитывать возраст допрашиваемого. Так, особое внимание следует уделить лицам пожилого возраста*(616) и старше. В связи с тем, что пожилым людям требуется больше времени для понимания воспринятой информации, решения каких-либо задач, рекомендуется придерживаться медленного темпа допроса, давать больше времени на осмысление заданного вопроса, обдумывание ответа на него.

Речь следователю, дознавателю рекомендуется дифференцировать также с учетом индивидуальных особенностей допрашиваемого. Для достижения данной цели в речи необходимо использовать слова и выражения понятные ему, соответствующие его социально-психологическому статусу, принадлежности к определенной субкультурной (профессиональной, этнической и т.д.), религиозной среде, возрастной категории и т.д. Темп речи и тон голоса целесообразно регулировать в зависимости от темпа речи и тона голоса допрашиваемого. Следует отметить, что, если допрашиваемый говорит очень тихо, следователю, дознавателю вначале целесообразно начать говорить также как, и допрашиваемый, а затем, постепенно повышать тон речи. В результате допрашиваемый то же начнет говорить громче.

Помимо слов, в речи целесообразно использовать такие характеристики голоса и речи, как ударение, повышение - понижение тона голоса, изменение громкости, интонационные паузы, которые позволяют расставить акценты на конкретных словах, фразах. Использование указанных характеристик помогает выделять в речи значимые слова, передавать особые значения некоторых слов и идей. Кроме того, негромкая, размеренная речь следователя, дознавателя не мешает допрашиваемому сосредоточится на воссоздании в памяти информации, способствует установлению и поддержанию психологического контакта. В целом, основное требование к речи следователя, дознавателя заключается в том, чтобы она была понятна допрашиваемому.

Тактико-психологические речевые приемы, применяемые следователем, дознавателем на "стадии свободного рассказа". На стадии "свободного рассказа" в бесконфликтной ситуации допрашиваемый сообщает сведения, которые считает необходимыми для расследования преступления. Если допрашиваемый затрудняется в описании событий преступления, рекомендуется предложить изложить их в хронологической последовательности (с чего оно началось, как развивалось, чем завершилось). Когда допрашиваемый пытается что-то вспомнить ему нельзя подсказывать, когда он говорит, перебивать его, задавать наводящие вопросы.

Однако некоторые допрашиваемые в ходе свободного рассказа могут проявлять комфортность по отношению к следователю, дознавателю или испытывать речевые трудности в воспроизведении информации. В указанных случаях рекомендуется предложить допрашиваемому рассказать вначале о наиболее значимом эпизоде преступления, а затем перейти к рассказу о событии в целом. При этом также не целесообразно задавать уточняющие вопросы, так как это может "сбить" допрашиваемого, нарушить течение свободного рассказа. Если допрашиваемый и в этом случае затрудняется в воспроизведении информации рекомендуется предложить ему рассказывать все "так как помнит". При таком изложении информации допрашиваемый может вспомнить какую-либо деталь, активизирующую воспоминания. При этом рекомендуется довести до сведения допрашиваемого, что его задача вспомнить и рассказать, как можно больше не дифференцируя информацию ("не выбирая что важно для расследования, а что нет, о чем сказать, а о чем нет"), даже если она носит противоречивый характер.

К тактико-психологическим речевым приемам, которые рекомендуется применять следователям, дознавателям относятся также вопросы. Последовательность постановки вопросов и их вид зависит от стадии, в ходе которой они задаются, ситуативных особенностей.

Вначале "свободного рассказа" рекомендуется задавать "открытые" вопросы, то есть такие, ответ на которые не является односложным (например, "да", "нет", "синий", "зеленый", "утро", "вечер" и т.д.), а предполагает развернутый рассказ о каком-то событии (например, расскажите, как это произошло...). После изложения события в целом задают вопросы, уточняющие детали, способствующие активизации воспоминаний допрашиваемого лица.

В ходе "свободного рассказа" допрашиваемого целесообразно применять такой вид психологической подстройки, как "присоединение по значимым словам, речевым оборотам". Процесс данной подстройки заключается в том, что следователь, дознаватель внимательно слушает рассказ, стараясь выделить в нем значимые для допрашиваемого слова (их можно записать), речевые обороты (как правило, те, которые он наиболее часто употребляет в речи; на которые делает акцент интонацией, голосом; после которых выдерживает паузу). Такие слова для допрашиваемого могут значить многое, являются ключевыми. Рекомендуется обращать особое внимание на такие слова и выражения, подчеркивать их, перефразируя, уточняя их значение. Это способствует поддержанию психологического контакта с допрашиваемым. Кроме того, полученная таким образом информация о значимых "ключевых" для допрашиваемого словах позволяет уточнить перечень вопросов к нему. Эти слова можно использовать при формулировании вопросов, что позволит сделать их более понятными для допрашиваемого.

Для получения детального ответа на вопросы рекомендуется давать допрашиваемым предметные указания относительно того, о чем следователь, дознаватель хочет получить ответ. Так, например, можно сказать следующее: "Опишите детально человека, который совершил преступление. Попробуйте лучше описать его лицо. Представьте, что я хочу нарисовать портрет этого человека. Но я о нем знаю только то, что Вы мне расскажете. Расскажите мне о нем все, что сможете".

В процессе допроса рекомендуется разграничивать факты, которые допрашиваемый описывает уверенно и те, что сообщает с определенным сомнением, выяснять, с чем это связано, а также условия восприятия события, в ориентации в ситуации и ее оценке.

После свободного рассказа допрашиваемого о событии преступления целесообразно, прежде всего, обратить внимание и спрашивать о проблемах, которые он акцентировал в ходе свободного рассказа. Применение такого приема в бесконфликтной ситуации допроса способствует активизации дачи показаний.

При допросе несовершеннолетнего лица необходимо помнить, что его свободный рассказ может быть отрывочен, сбивчив и непоследователен. Для уточнения правдивых, но не полных показаний целесообразно задавать уточняющие вопросы. Они должны быть четкими, краткими и доступными для понимания подростка. Задавая вопросы, важно убедиться в том, что допрашиваемый правильно понял их содержание, а при необходимости разделить вопрос на несколько более конкретных и простых. При постановке детализирующих вопросов нужно учитывать, что несовершеннолетние запоминают информацию выборочно, поэтому полностью устранить пробелы в их показаниях не всегда возможно. Настойчивость в достижении желаемого результата в данном случае может привести к тому, что недостающие детали окажутся вымышленными. В соответствии с частью 2 статьи 189 УПК РФ задавать наводящие вопросы запрещается.

Формулирование вопросов к детям дошкольного возраста целесообразно осуществлять с учетом того, что они могут ориентироваться в пространстве только относительно себя, а во времени только относительно своих действий. Поэтому вопросы о том, где располагался тот или иной объект (предмет, человек) должны звучать следующим образом: этот предмет (стол, стул, шкаф и т.д.) стоял впереди тебя?; позади тебя?; если знает "право-лево" - справа от тебя?; если не знает - сбоку от тебя? с какого, покажи и т.д.

Вопросы, касающиеся ориентировки во времени, должны звучать примерно так: когда пришел это человек, ты гулял?; играл?; рисовал?; ложился спать?; смотрел телевизор? какую передачу ты смотрел? и т.д.

Однако к полученной от детей дошкольного возраста информации стоит относиться критически. Это обусловлено тем, что в этом возрасте дети отличаются богатой фантазией, в результате очень трудно понять, что из их рассказа является правдой, а что вымыслом.

В целом, речь следователя, дознавателя имеет большое значение при производстве допроса. Правильно подобранные (в соответстПсихологические методы и приемы активизациивии с возрастом, социальным статусом допрашиваемого и т.д., ситуацией) и вовремя сказанные слова следователем, дознавателем, поставленные вопросы в бесконфликтной ситуации допроса обусловливают получение наиболее точной и полной информации.

Репрезентативная система*(617) человека и ее учет при оказании помощи допрашиваемым в припоминании забытой информации. Восстановление в памяти допрашиваемого утраченной актуальной для расследования преступления информации наиболее важный аспект при производстве допроса в бесконфликтной ситуации. Значительное число следователей, принявших участие в анкетном опросе указали, что применяют в своей практике психологические методы, направленные на оказание помощи допрашиваемым в припоминании забытой информации (отметили 41% респондентов). Для повышения эффективности применения данных методов целесообразно учитывать ведущую репрезентативную систему допрашиваемого (слуха, зрения, вкусовых ощущений, осязания, обоняния кинестетики (движения)). Посредством репрезентативной системы человек вначале запоминает, а затем воссоздает информацию. При этом "аудиал" лучше запоминает и воспроизводит звуки (например, голос человека, мелодии, номер телефона, произнесенный вслух); "визуал" - наглядные образы, которые воспринимает при помощи зрения, обоняния, осязания; "кинестетик" - движения и т.д.; "дигитал" - воспринимает логичную, функциональную, имеющую смысл и содержание информацию буквально. По данным научной литературы, большинство людей относится к "визуалам"*(618).

С целью определения ведущей репрезентативной системы допрашиваемого рекомендуется обращать внимание на следующие факторы: 1) профессию, род деятельности, хобби; 2) специфику речи; 3) направление движения глаз; 4) внешность, манеру одеваться, говорить.

1. Лица, занимающиеся деятельностью, связанной с восприятием и воспроизводством зрительных образов (режиссеры, кинооператоры и т.д.), как правило относятся к категории "визуалы"; лица, чья деятельность (профессия или хобби) связана со звуками, например, музыкой (композиторы, исполнители, звукооператоры, учителя музыки) относятся к категории "аудиалы"; лица, чья деятельность связана с ощущениями*(619), движениями, действиями с предметами (спортсмены, рабочие, танцоры и т.д.) относятся к категории "кинестетики"; лица, чья деятельность связана с логикой (математики, программисты, юристы, научные сотрудники и т.д.) относятся к категории "дигиталы".

2. В ходе свободного рассказа, допрашиваемого рекомендуется обращать внимание на слова, которые он произносит,


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.058 с.