Глава 6. Ответственность судьи — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Глава 6. Ответственность судьи

2022-07-06 58
Глава 6. Ответственность судьи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Вопрос об ответственности членов судейского корпуса является одним из ключевых для эффективного функционирования судебной власти. Практически каждая правовая система предусматривает соответствующие положения, позволяющие осуществлять контроль за деятельностью судей и привлекать их к ответственности за ненадлежащее выполнение своих обязанностей.

Однако в силу особой природы судебной власти ответственность государственных судей существенно отличается от ответственности государственных служащих с точки зрения порядка принятия и изучения жалоб, процедуры рассмотрения дел, наложения взысканий и иных аспектов. Указанное отличие объясняется влиянием двух основополагающих принципов, определяющих деятельность судебной власти: независимости судов и судей, а также ответственности судебной власти за надлежащее отправление правосудия.

Независимость судов является фундаментальной гарантией справедливого судебного разбирательства и, как следствие, важнейшей гарантией верховенства права. В соответствии с принципом независимости каждый судья должен рассматривать дела без какого-либо внешнего давления или влияния со стороны исполнительной или законодательной власти, различных социальных групп, индивидов или даже иных судей <1>.

--------------------------------

<1> См.: Bangalore Principles of Judicial Conduct // E/CN, 2006.

 

В то же время принцип независимости не может пониматься исключительно как совокупность привилегий, установленных государством для судейского корпуса. Независимость уравновешивается ответственностью судей за нарушение норм, регламентирующих их деятельность. Судья не может и не должен находиться в правовом и социальном вакууме, в изоляции от общества, он должен осознавать, что в отношении его могут быть задействованы процедуры, позволяющие контролировать, насколько эффективно и качественно он осуществляет свои судейские функции, и в случае необходимости налагать взыскания вплоть до прекращения полномочий судьи.

При этом контроль за деятельностью судей не должен подрывать их независимость, превращаться в карательный инструмент против неугодных представителей судейского корпуса, чрезмерно ограничивать права судей и подвергать их необоснованной критике.

Таким образом, авторитет и эффективность судебной системы находятся в прямой зависимости от сбалансированности правового института привлечения судей к ответственности с точки зрения принципа независимости судебной власти и необходимости контроля за надлежащим отправлением правосудия.

Конечно, вследствие различных факторов (правовые традиции, история, государственное устройство и проч.) процедуры привлечения судей к ответственности имеют существенные различия в зависимости от того, в какой правовой системе они действуют. Однако несмотря на многообразие правовых систем, исследование вопроса о привлечении судей к ответственности позволяет сделать несколько общих выводов, характеризующих в том числе тенденции развития этого института.

Судьи могут привлекаться к различным видам ответственности - уголовной, административной, гражданской и дисциплинарной. Требование независимости судебной власти предполагает наличие определенных гарантий, защищающих судей от влияния при исполнении ими своих обязанностей. С учетом этих целей законодательства многих стран устанавливают особые процедуры для привлечения судей к уголовной или административной ответственности. Так, Европейская хартия о статусе судей 1998 г. в п. 5.1 устанавливает, что привлечение судьи к ответственности должно быть возможным только с предварительного согласия или рекомендации органа, который хотя бы наполовину состоит из судей.

В отношении гражданско-правовой ответственности следует отметить следующее. Принятие судьей неправильных решений или совершение каких-либо процессуальных нарушений не дает оснований для предъявления исков о возмещении вреда. Общим правилом для исправления допущенных судебных ошибок является использование апелляционных или кассационных процедур. Также допускается предъявление исков о возмещении гражданского вреда, причиненного правосудием (например, нарушение разумных сроков судебного разбирательства, принятие незаконных обеспечительных мер, нарушение принципов открытости правосудия), к государству. Таким образом, судьи защищены от возмещения вреда, причиненного судебными ошибками.

Однако данный иммунитет не является абсолютным. Пункт 5.2 Европейской хартии о статусе судей прямо признает, что в некоторых случаях государство может предъявить к судье регрессное требование, если судьей было допущено грубое нарушение своих обязанностей. Практика некоторых европейских государств (например, Италии, Чехии) подтверждает тезис о том, что гражданско-правовой иммунитет судей не является абсолютным. В этих странах судья может быть привлечен государством к гражданской ответственности, если судья с умыслом или в грубой форме пренебрег своими обязанностями и данное обстоятельство установлено вступившим в силу решением (в рамках уголовного или дисциплинарного производства).

Следует признать, что привлечение судей к уголовной или гражданской ответственности является достаточно редким и применяется в самых исключительных случаях.

Основным же инструментом контроля общества за деятельностью судейского корпуса является дисциплинарное производство, поскольку наибольшее количество совершаемых судьями нарушений не требует привлечения судей к уголовной или гражданской ответственности. Применение установленных законом дисциплинарных санкций позволяет наиболее эффективно и аккуратно реагировать на возможные нарушения со стороны судей в свете принципа независимости судебной власти, соблюсти баланс между необходимостью сохранения надлежащих гарантий независимости судей и их ответственностью за надлежащее выполнение своих функций перед обществом.

По этой причине привлечение судей к дисциплинарной ответственности является основой настоящего исследования, которое может быть подразделено: на поведение судьи, являющееся основанием для привлечения его к дисциплинарной ответственности; возбуждение дисциплинарных дел в отношении судей; рассмотрение дисциплинарных дел; дисциплинарные санкции.

 

6.1. Основания для привлечения судей к ответственности

 

Судья может быть привлечен к дисциплинарной ответственности за свою профессиональную деятельность только на основании закона. Реализация данного принципа в исследуемых странах происходит по-разному. Некоторые правовые системы перечисляют и детально раскрывают виды нарушений, другие используют общие формулировки, оставляя простор для правоприменительной практики или отсылая к нормам кодексов о судейской этике. Последний подход иногда подвергается критике, поскольку порождает некоторую неопределенность в отношении того, какие именно действия являются допустимыми, а какие нет.

Основаниями для привлечения к дисциплинарной ответственности могут быть нарушения: требований, установленных законодательством о статусе судей; процессуальных норм, регламентирующих отправление правосудия; норм судейской этики, а также несоответствие судьи квалификационным требованиям.

Можно отметить, что во многих странах и на международном уровне в целях принятия мер, направленных на усиление авторитета и престижа судебной власти, наблюдается уточнение и расширение перечня требований, предъявляемых к судьям и их деятельности. Данная тенденция находит отражение в том, что во многих странах происходит процесс дополнения и детализации норм, касающихся дисциплинарных нарушений. Например, в Испании и Словении законодатели установили исчерпывающий перечень дисциплинарных нарушений, за которые судья может понести ответственность.

В некоторых странах (например, в Испании, Турции) на уровне закона или правоприменительной практики проводится дифференциация дисциплинарных нарушений (от незначительных до серьезных). При этом каждой категории нарушений коррелирует определенная санкция (от замечания до отставки).

 

6.2. Возбуждение дисциплинарных дел

 

Любое лицо, которое пострадало от непрофессиональных действий судьи, должно иметь возможность привлечь виновного судью к ответственности и защитить свои права. Но в то же время это может привести к неоправданно большому количеству дисциплинарных производств. Не исключена ситуация, при которой лица будут злоупотреблять своими правами и пытаться оказать давление на судей путем инициации дисциплинарных производств при вынесении судьей неблагоприятного для них решения. Такое положение вещей может негативно сказаться на независимости судей.

В целях исключения описанных неблагоприятных последствий многие правовые системы устанавливают особый порядок возбуждения дисциплинарных производств, который позволяет осуществлять предварительную проверку жалоб на действия судей и отклонять явно не обоснованные заявления. Это предполагает наличие специального органа, который будет выполнять роль своеобразного фильтра, проводить предварительное расследование обращений в отношении судей и только при наличии обоснованных подозрений в нарушении судьей своих профессиональных обязанностей возбуждать дисциплинарное производство. Таким органом могут выступать подразделения министерства юстиции (Франция, ФРГ, Италия), органы судейского сообщества (Испания, Канада), председатели судов (Франция, ФРГ, Италия, США), дисциплинарные суды (Австрия).

На этапе проверки обоснованности жалобы могут проводиться сбор доказательств, проверка фактов, беседы со свидетелями, предварительная юридическая квалификация действий судьи.

Если по итогам расследования принимается решение о возбуждении дисциплинарного производства, орган, проводивший предварительное расследование, поддерживает сторону обвинения в ходе разбирательств.

 

6.3. Рассмотрение дисциплинарных дел

 

Вопрос о том, какой орган будет рассматривать дисциплинарные дела, решается по-разному. Можно выделить две основные модели, действующие в различных правовых системах. Первая модель строится на началах самоконтроля судебной власти, что предполагает рассмотрение всех вопросов, касающихся ответственности судей, независимым судебным органом, состоящим из судей, - дисциплинарным судом (Австрия, ФРГ, Польша, Чехия) или его аналогом (Испания, США).

Вторая модель предполагает создание органа смешанного типа с привлечением представителей других ветвей власти, общественности. Таким путем пытаются установить общественный контроль за деятельностью судебной власти, ослабить такое негативное явление, как судейский корпоративизм. Органы подобного типа действуют, в частности, во Франции и в Италии. Однако признается, что судьи в таком органе должны иметь существенное представительство, что на практике понимается как большинство в численном составе.

Главное требование к органу, который рассматривает дисциплинарные дела, - его независимость, что подразумевает исключение какого-либо давления на судей со стороны коллег, руководства судов, представителей законодательной и исполнительной властей. Это требование распространяется на назначение членов (выборный порядок назначения), состав (исключение использования каких-либо дискреционных полномочий со стороны руководства судов, недопущение конфликта интересов, заинтересованности в исходе производства) и другие аспекты деятельности органа. Интересный опыт накоплен в ФРГ, где законом определяется порядок формирования дисциплинарных судов из судей различных судебных округов, исключается участие председателей судов, допускается участие представителей юридического сообщества в составе дисциплинарного суда.

В целях гарантии независимости члены дисциплинарного суда или органа назначаются, как правило, на определенный срок (три - пять лет).

В отношении процессуальных гарантий, действующих в ходе дисциплинарных производств, можно отметить тенденцию к распространению на данный вид производства гарантий справедливого судебного разбирательства, которые действуют в обычных судебных делах. Особенно четко данная тенденция прослеживается в европейских странах. Так, судья может на любой стадии воспользоваться помощью адвоката или другого представителя, представить свои возражения, ознакомиться с обвинениями в свой адрес и доказательствами вины, оспорить их, может требовать рассмотрения своего дела в разумный срок (в некоторых странах даже устанавливают предельные сроки рассмотрения дисциплинарных дел, например в Италии, Испании) и пользоваться иными процессуальными гарантиями.

Практически в каждой из рассмотренных юрисдикций решение органа о дисциплинарном взыскании может быть обжаловано в судебном порядке, что служит дополнительным средством укрепления независимости судебной власти.

 

6.4. Дисциплинарные санкции

 

Дисциплинарные санкции в рассмотренных странах варьируются от предупреждения до принудительной отставки. В большинстве стран существует градация санкций, которая позволяет адекватно воздействовать на судью в зависимости от серьезности допущенного им нарушения на основе принципа пропорциональности. Так, санкции могут выражаться в негативной оценке поведения судьи (предупреждение, порицание), воздействии на продвижение судьи по службе (снижение квалификационного ранга, понижение в должности, запрет выполнять определенные функции), финансовом положении судьи (штраф, снижение заработной платы, мораторий на повышение заработной платы), иных негативных последствиях (перевод в другой суд без возмещения расходов).

Дисциплинарные взыскания в некоторых странах могут погашаться после истечения определенного срока в зависимости от серьезности нарушения (например, в Испании).

Дифференцированные санкции позволяют избежать крайних - слишком мягких или слишком жестких - ответных реакций на нарушения со стороны судей и дают больше возможностей органам, рассматривающим дисциплинарные дела, принимать во внимание личностные характеристики судьи, обстоятельства каждого конкретного дела.

Ниже приводится информация о дисциплинарной ответственности судей в различных странах <1>.

--------------------------------

<1> Информация о западноевропейских странах подготовлена с использованием исследования "Recruitment, Professional Evaluation and Career of Judges and Prosecutors in Europe" (Италия, 2005).

 

Австрия

 

В Австрии действуют отдельные независимые дисциплинарные суды, созданные при Верховном суде и апелляционных судах, которые состоят из пяти судей, избранных из числа судей соответствующего суда. Члены дисциплинарного суда избираются на один год. При этом дисциплинарные суды при апелляционных судах не рассматривают дела в отношении судей из одного с ними апелляционного округа, а только соседних округов.

Уникальность австрийской системы заключается в том, что функции возбуждения процедуры дисциплинарной проверки дисциплинарный суд осуществляет самостоятельно. Предварительное расследование ведется уполномоченным (комиссаром, Untersuchungkommissar), который сам является членом дисциплинарного суда. При этом судья не может выступать в качестве судьи дисциплинарного суда в тех делах, в которых он исполнял функции уполномоченного.

Дисциплинарное производство возбуждается после вынесения дисциплинарным судом формального решения о его начале. Судья, в отношении которого возбуждено дисциплинарное производство, может представлять себя сам, а также может быть представлен адвокатом или другим судьей. В производствах также принимает участие прокурор, который представляет официальные интересы государственной службы и имеет право подавать апелляцию в Верховный суд на решение дисциплинарного суда.

Дисциплинарное производство может быть возбуждено за любое нарушение судьей своих обязанностей согласно Закону "О судейской службе" и канонам судейской этики.

В отношении судей действует два вида санкций в зависимости от вида нарушения, его серьезности и обстоятельств дела: дисциплинарное взыскание или административный штраф.

Административный штраф может выражаться в форме предупреждения или замечания. Целью административного штрафа является признание нарушения со стороны судьи и обеспечение будущего соблюдения своих обязанностей.

Дисциплинарное взыскание может выражаться в форме:

- выговора;

- удержания повышения заработной платы (максимально в течение трех лет);

- снижения заработной платы (не более 25% в течение трех лет);

- перевода судьи в другой суд со сменой месторасположения без права требовать возмещения транспортных расходов или расходов за переезд;

- отставки с пониженной пенсией;

- увольнения.

В зависимости от обстоятельств возможна ситуация, при которой, несмотря на наличие нарушения со стороны судьи, дисциплинарных санкций к нему не применяют, так как для пресечения дальнейших проступков бывает достаточно вынесения решения о наличии нарушения.

Судья, в отношении которого вынесено решение дисциплинарным судом, имеет право подать апелляцию в Верховный суд. Решение Верховного суда обжалованию не подлежит. Его решение также не подлежит обжалованию, если он рассматривает дело в качестве дисциплинарного суда первой инстанции.

Полномочия судьи, в отношении которого ведется расследование, могут быть приостановлены.

Прекращение полномочий может стать результатом дисциплинарного наказания, а также результатом неудовлетворительной оценки судьи, если судья не выдержит оценочных испытаний снова в течение двух лет. В таких случаях председатель апелляционного суда просит судью подать заявление об отставке. Если судья не хочет добровольно уйти в отставку, этот вопрос поступает на рассмотрение в судебную палату.

Психическое или физическое состояние судьи не является основанием для принудительного прекращения его полномочий, но является основанием ухода в отставку (или временного приостановления его полномочий), если он не может исполнять свои обязанности в течение одного года по состоянию здоровья.

Установлен предельный срок пребывания в должности судьи - до возраста 65 лет.

Согласно данным статистики, дисциплинарными судами рассматривается в год от 21 до 45 дисциплинарных дел. В Австрии 1700 судей, т.е. один судья из 52 (1,94%) привлекается к дисциплинарной ответственности каждый год.

Данные статистики представляют информацию относительно результатов рассмотрения подобных дел. Так, из 431 дела, рассмотренного в период с 1990 по 2002 г.:

- 191 дело прекращено (44%);

- вынесено 55 предупреждений и замечаний (13%);

- вынесено 33 выговора (8%);

- 21 раз удержано повышение заработной платы (5%);

- 26 раз снижена заработная плата (6%);

- 6 раз осуществлен перевод в другой суд без права возмещения транспортных расходов (1%);

- 4 судьи отправлены в отставку с пониженной пенсией (1%);

- 3 судьи отстранены от должности (1%);

- 83 дела имели иной результат (19%);

- вынесено 9 вердиктов о невиновности (2%);

- не вынесено ни одного вердикта "виновен без какого-либо наказания".

Таким образом, 231 дело (53,6%) окончено наложением дисциплинарного наказания. То есть каждый 96-й судья в Австрии за рассматриваемый период был подвергнут дисциплинарному наказанию.

Дисциплинарное производство длится не очень долго: в среднем 76% дел рассматриваются в течение 12 месяцев.

 

Франция

 

Во Франции судьи, как и прочие государственные служащие, несут дисциплинарную ответственность за нарушение возложенных на них обязанностей. Круг судебных обязанностей очень широк, более того, четко не определен даже в основном Законе "О государственных служащих". К ним относятся не только обязанности по сохранению независимости и беспристрастности судей, обязанность качественно осуществлять свою работу, своей деятельностью подтверждать высокий статус судебного органа. В целом обязанности судей можно разделить на три категории:

1) обеспечение независимости (беспристрастности, нейтральности, предусмотрительности, рассудительности, порядочности);

2) профессиональные обязанности:

- соблюдение деликатного отношения в отношении вышестоящих лиц, своих коллег, сторон в споре, третьих лиц;

- неразглашение профессиональной тайны;

- обязанность быть знатоком права, уважать закон;

- обязанность вносить изменения в судебные решения, если в таковых замечены ошибки;

- обязанность не уклоняться от рассмотрения дел, проводить судебные заседания, присутствовать на них и проч.;

3) обеспечение доверительного и уважительного отношения к суду (не злоупотреблять своими обязанностями, сохранять преданное отношение судебной власти).

Вынесенное решение не может быть основанием для привлечения судьи к ответственности. При этом судья может нести ответственность за прочие обстоятельства вынесения решения, такие как длительность, задержка вынесения решения, неполнота исследования всех обстоятельств дела и недостаточность юридического исследования, предвзятое отношение. 70% всех наказаний в адрес судей выносится Высшим советом магистратуры именно по этим причинам.

За период с июня 2002 г. по март 2006 г. Высший совет магистратуры 10 раз выносил решения о временном отстранении судей от должности.

В 2002 - 2003 гг. Высший совет магистратуры два раза выносил решения в отношении судей по существу:

- отставка (отзыв);

- перевод на другую должность.

В 2004 г. Высший совет магистратуры четыре раза выносил решения в отношении судей по существу. Из них один раз было принято решение об отказе в присуждении почетного звания судьи после выхода на пенсию, дважды - об отстранении от должности.

В 2006 г. Высший совет магистратуры шесть раз выносил такие решения:

- запрет осуществлять определенные функции;

- отзыв;

- запрет осуществлять определенные функции, а также перевод на другую должность (в другой суд);

- перевод на другую должность;

- выговор;

- перевод на другую должность и понижение в ранге.

Порядок возбуждения и рассмотрения дел о дисциплинарной ответственности судей. Функции возбуждения процедуры дисциплинарной проверки осуществляют Министр юстиции и председатели апелляционных судов. Решения по дисциплинарным делам выносятся Высшим советом магистратуры.

Основным нормативным актом, регулирующим вопросы дисциплинарной ответственности судей во Франции, является Закон "О магистратуре (о государственных служащих)".

В ст. 64 Конституции Франции сказано, что Президент Республики является гарантом независимости судебной власти. В осуществлении этой функции он может обращаться за помощью к Высшему совету магистратуры. Высший совет магистратуры - это специализированный орган парламента Франции, основная задача которого, как было сказано выше, - обеспечение независимости судей во Франции. В рамках Совета формируется два вида составов - компетентный состав для рассмотрения дел в отношении непосредственно судей и компетентный состав для рассмотрения дисциплинарных дел в отношении должностных лиц прокуратуры.

Первый компетентный состав (для рассмотрения дел в отношении судей) работает под руководством Первого председателя Кассационного суда Франции (ст. 65 Конституции) и включает в себя, кроме него: пятерых судей и одного представителя прокуратуры, одного из советников Государственного совета Франции, адвоката и шестерых независимых квалифицированных лиц, не принадлежащих ни к парламенту, ни к судебной власти, ни к исполнительной власти. Последние назначаются соответственно: двое - Президентом Республики, двое - Председателем верхней палаты Парламента и двое - Председателем Генеральной ассамблеи - нижней палаты Парламента Франции. Именно этот компетентный состав Высшего совета магистратуры проводит заседания в качестве дисциплинарного совета для вынесения окончательных решений по делам о дисциплинарной ответственности судей. В этом случае в компетентный состав дополнительно включается еще один судья. В некоторых случаях, когда вопрос об ответственности судей ставится Министром юстиции, Совет рассматривает их в пленарном заседании. Решения Высшего совета магистратуры по дисциплинарным делам могут быть пересмотрены.

Рассмотрим виды санкций (ст. 45 Закона "О магистратуре"). Дисциплинарными наказаниями, применяемыми в отношении судей, являются:

- выговор с занесением в дело;

- перевод на другую должность;

- запрет осуществлять определенные функции;

- запрет быть назначенным для выполнения функций единоличного судьи на период не более пяти лет;

- понижение в ранге;

- временное отстранение от исполнения обязанностей судьи на срок не более одного года с полным или частичным удержанием заработной платы;

- отставка или предложение прекратить свои полномочия, если у судьи нет права на получение пенсии после отставки;

- лишение полномочий вместе с прекращением права на получение пенсии.

Стоит отметить, что санкции в отношении судей, если мы будем их сравнивать с наказаниями всех остальных государственных служащих Франции, являются наиболее тяжелыми: так, в отношении судей в четыре раза чаще выносятся решения об увольнении (отзыве) со службы и лишении полномочий. С 1999 по 2004 г. Высшим советом магистратуры было назначено около 120 наказаний в отношении представителей судебной власти.

Проанализируем публичность рассмотрения дел о дисциплинарной ответственности судей.

Дела об ответственности судей рассматриваются в Высшем совете магистратуры на открытых заседаниях. Кроме того, судьи во Франции являются единственными государственными служащими, информация о которых (обо всех дисциплинарных процедурах, возбужденных в отношении судей, о вынесенных наказаниях) размещена в полном объеме в сети Интернет на сайте Высшего совета магистратуры. Также стоит отметить, что во Франции был опубликован сборник всех решений по дисциплинарных делам за 1959 - 2005 гг.

Это было сделано для того, чтобы у судей, как и у остальных потенциальных участников дисциплинарных дел, было представление о том, какие требования в отношении независимого отправления правосудия к ним предъявляются.

Наконец, стоит сказать, что сейчас во Франции ведутся дискуссии об изменении системы возбуждения дисциплинарного производства в отношении судей. В частности, предлагается ввести норму, разрешающую каждому гражданину (а не только Министру юстиции и председателям судов, как это принято сейчас) обращаться в Высший совет магистратуры с обвинениями против судей.

До 2001 г. дисциплинарное производство в отношении судей находилось в исключительной компетенции Министра юстиции. Данное положение вещей широко критиковалась, так как Министр являлся членом Правительства, исполнительной ветви власти, возбуждение дисциплинарных производств являлось его дискреционным полномочием, что неизбежно порождало массу сомнений и подозрений.

 

Германия

 

В ФРГ судьи могут быть привлечены к ответственности за нарушение требований, которые содержатся в Законе от 8 сентября 1961 г. "О судьях". Законодательство, регулирующее дисциплинарную ответственность судей, является частью законодательства о государственной службе. По этой причине требования законодательства о гражданской службе распространяются и на судей за некоторыми изъятиями.

Большое значение при толковании обязанностей судьи и оценке его поведения имеет судебная практика Дисциплинарного суда ФРГ (Dienstgeright des Bundes).

В ФРГ действуют специальные дисциплинарные суды, создание которых предусмотрено Законом "О судьях". Во главе системы дисциплинарных судов стоит Дисциплинарный суд ФРГ, который действует в качестве сената Верховного суда. Данные суды действуют в отношении всех судей ФРГ. В отношении судей Конституционного суда ФРГ действуют особые положения, которые ограничивают применение дисциплинарных производств.

Дисциплинарный суд ФРГ рассматривает дела и выносит решения в составе председательствующего, двух постоянных и двух непостоянных судей. Председательствующий и двое постоянных судей назначаются из числа судей Верховного суда, двое непостоянных судей назначаются из числа судей той сферы подсудности, которой принадлежит судья, в отношении которого возбуждено производство. Председатели судов и их заместители не могут быть судьями Дисциплинарного суда ФРГ.

Решения дисциплинарных судов земель могут быть обжалованы в Дисциплинарный суд ФРГ.

Председательствующий и судьи Дисциплинарного суда ФРГ, а также их заместители назначаются Президиумом Верховного суда на пятилетний срок. При привлечении к участию в деле непостоянных судей Президиум Верховного суда следует порядку очередности списков предложенных лиц, которые представляются председателями верховных судов земель ФРГ.

Закон "О судьях" предписывает создание дисциплинарных судов в землях ФРГ и определяет общие положения о таких судах.

Дисциплинарные суды действуют в составе председательствующего и судей (половина постоянных, половина непостоянных судей). Непостоянные судьи должны быть из судебного округа судьи, в отношении которого рассматривается дело дисциплинарным судом.

Судьи дисциплинарных судов утверждаются президиумом того суда, при котором он действует. Законодательство земель может предусматривать, что президиум обязан выбрать судей из списка, который представлен президиумами других судов (нижестоящих). Председатели судов и их заместители не могут быть судьями дисциплинарных судов.

Законом "О судьях" также предусматривается возможность на общественных началах включить в состав дисциплинарного суда представителей адвокатского сообщества, выбранных правлением палаты адвокатов. При этом в дисциплинарных судах не допускается одновременного участия в производстве членов дисциплинарного суда из адвокатских кругов, которые принадлежат одному правлению палаты адвокатов или палате адвокатов.

Решения дисциплинарных судов могут быть обжалованы в вышестоящие дисциплинарные суды вплоть до Дисциплинарного суда ФРГ.

Дисциплинарные суды обладают полномочиями рассматривать дисциплинарные дела в отношении судей и судей в отставке, решать вопросы об отставке судей (в том числе вследствие профессиональной непригодности), оспаривании назначения на должность судьи, отмене назначения на должность и иные споры, связанные с деятельностью судей.

Производство в дисциплинарных судах осуществляется на основании положений законов "О дисциплинарном производстве" и "Об административных судах".

Инициатором дисциплинарного процесса выступает, как правило, Министерство юстиции. Таким правом наделены и председатели судов. Председатели судов могут применять лишь предупреждения и выговоры, остальные меры - Дисциплинарный суд ФРГ. Отставка судьи возможна только по решению Дисциплинарного суда. Это правило действует также в отношении дел о профессиональной непригодности судьи.

Возможные дисциплинарные меры:

- предупреждение;

- выговор;

- уменьшение должностного оклада;

- перевод в другой суд;

- увольнение.

 

Италия

 

Вопросы ответственности судей, согласно Конституции Италии, находятся в ведении Высшего совета магистратуры. Совет на две трети состоит из магистратов (общий термин для судей и прокуроров), которые выбираются своими коллегами, и на одну треть - из профессоров и юристов с минимальным опытом работы по профессии, которые выбираются Парламентом. В настоящее время в Совете 27 членов.

Внутри Высшего совета магистратуры сформирована дисциплинарная комиссия, состоящая из шести членов, избираемых Советом путем тайного голосования в следующем порядке: двое членов избираются Парламентом, остальные четверо - магистратами. В таком же порядке избираются запасные члены дисциплинарной комиссии.

Дисциплинарную процедуру инициирует Министерство юстиции или Генеральный прокурор Кассационного суда (в большинстве случаев). Данные органы ведут соответствующие расследования в отношении судей, собирают и проверяют доказательства, представляют позицию обвинения в дисциплинарной комиссии.

В Италии долгое время шла дискуссия о природе дисциплинарной комиссии - административной или судебной. Конституционный суд Италии в 1971 г. указал на судебную природу комиссии. Ее решения могут быть обжалованы в объединенной гражданской палате Кассационного суда.

Решения комиссии, равно как и других судебных органов, оглашаются публично.

Дисциплинарная процедура подлежит прекращению вне зависимости от тяжести обвинений, если стадия расследования длится больше одного года или когда интервал между сообщением об обвинении судье и вынесением соответствующего решения составляет более двух лет.

Применяемые дисциплинарные санкции (табл. 3):

 

Таблица 3

 

Статистика дисциплинарных дел, рассмотренных

дисциплинарной комиссией

 

Решение   

                             Год                                 

1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 Всего за 1991 - 2002
Предупреждение  19  12  16  10  20  13  20  12 9  15  18  17 181   
Порицание       18 6  10  10  11  22  13 7 2 6 3 5 113   
Потеря         старшинства    6 8 2 1 3 4 2 3 0 3 0 1 33   
Увольнение или отставка       0 1 2 2 1 0 0 1 0 1 0 2 10   
Всего           43  27  30  23  35  39  35  23  11  25  21  25 337   
Отсутствие     основания для  привлечения к  ответственности  35  35  29  35  46  73  79  51  54  87  66  39 629   
Оправдание      20  19  20  15  24  18  47  15  38  46  54  47 363   
Пересмотр ранее примененных    санкций        0 0 0 0 0 1 0 2 2 2 0 2 9   
Всего           55  54  49  50  70  92 126  68  94 135 120  88 1001   
Общее число    рассмотренных  дел             98  81  79  73 105 131 161  91 105 160 141 113 1338   

 

- предупреждение;

- порицание;

- потеря старшинства (loss of seniority) с максимальным сроком до двух лет;

- увольнение или отставка.

Дисциплинарная ответственность должна быть прописана в законе. Однако закон не включает детального кодекса судейской этики. Основная норма, используемая в таких случаях, является общей и оставляет большой простор для усмотрения. Она предусматривает, что судьи могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности, если они не выполняют возложенных на них обязанностей или их поведение при выполнении судебных полномочий либо вне службы вызывает умаление доверия или престижа суда.

 

Испания

 

Предельный срок пребывания в должности судьи - достижение им возраста 70 лет. Установлен также возраст, когда судья может добровольно уйти в отставку: 65 - 70 лет. Однако большинство судей остается в должности до наступления 70 лет.


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.152 с.