И повышения квалификации судей — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

И повышения квалификации судей

2022-07-06 34
И повышения квалификации судей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

4.1. Подготовка судей

 

Существуют две основные модели подготовки кандидатов в судьи. В соответствии с одной из них для занятия должности судьи достаточно общего юридического образования, в соответствии с другой - необходимо специальное образование, как правило, послевузовское. Первая модель наиболее распространена в странах общего права, вторая - в странах романо-германской правовой традиции.

Модель, ориентированная на общее образование, ни в коем случае не должна восприниматься как менее прогрессивная по сравнению с моделью, ориентированной на специальную подготовку. Причины ее использования могут быть обнаружены в плоскости правосознания; кроме того, существует ряд логических обоснований ее преимуществ.

Что касается сферы правосознания и правовой культуры, то следует отметить, что в некоторых обществах судья воспринимается прежде всего как квалифицированный юрист, в то время как в других судья - это прежде всего представитель государства. Соответственно в первом случае показателем квалификации судьи считается его личный практический опыт, а во втором - приобретенные знания и стаж работы в государственных органах. Эта дихотомия тесным образом связана с дуализмом европейских правовых систем и неоднократно подчеркивалась компаративистами.

Р. Давид и К. Жоффре-Спинози, в частности, отмечают: "Английские юристы никогда не получали образования в университетах, и в наши дни в Англии нет необходимости кончать университет, чтобы стать адвокатом, поверенным или судьей. Юристы традиционно формировались практикой, которая не могла знакомить с римским правом; их внимание было постоянно сосредоточено на вопросах процедуры и доказательств, от которых зависел успех и даже сам прием иска судом" <1>. Примерно такие же выводы делают К. Цвайгерт и Х. Кетц: "Английскому юридическому образованию присущи черты, которые у иностранного наблюдателя вызывают удивление. Его предназначение не в том, чтобы воспитывать профессиональных судей, как в Германии и частично во Франции, а в том, чтобы готовить профессиональных адвокатов. Это подтверждается и тем фактом, что в Англии нет "карьерных судей". Судьей может стать добившийся большого успеха и практикующий на протяжении долгого времени адвокат" <2>.

--------------------------------

<1> Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 1996. С. 229.

<2> Цвайгерт К., Кетц Х. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права: В 2 т. М., 1998. Т. 1. С. 325.

 

Иная ситуация, по мнению указанных авторов, имеет место в странах романо-германской традиции. Р. Давид и К. Жоффре-Спинози пишут: "Судьи в странах романо-германской семьи - это, как правило, юристы, которые профессионально и постоянно занимаются судебной деятельностью. В этом смысле наблюдается отход от римской традиции; как известно, судьи и преторы Рима не были, как правило, профессиональными юристами". И далее: "По общему правилу в странах романо-германской правовой семьи судейская карьера начинается с первых шагов профессиональной деятельности. В отличие от стран общего права, здесь очень редко должность судьи замещается опытными адвокатами. Поэтому у континентальных судей и иная психология. Университетская подготовка дает им возможность более широкого подхода к проблемам. Их видение права выходит за рамки конкретных дел, не столь ограничено юридической техникой и "масштабами острова", как у их английских коллег" <1>. К. Цвайгерт и Х. Кетц отмечают: "Во Франции, как в Италии и Германии, судья является профессионалом и государственным чиновником. Юношей он посвящает себя судейской карьере и после сдачи требуемых экзаменов принимается на государственную службу. В зависимости от успехов на профессиональном поприще и трудового стажа он будет постепенно продвигаться по служебной лестнице и в конце концов займет важный пост в более высоких судебных инстанциях" <2>.

--------------------------------

<1> Давид Р., Жоффре-Спинози К. Указ. соч. С. 100.

<2> Цвайгерт К., Кетц Х. Указ. соч. С. 191.

 

Преимущества первой модели заключаются в следующем:

- судейская корпорация является открытой; доступ к судейской мантии открыт для самых различных представителей юридической профессии, "естественный отбор" способствует выдвижению лучших;

- судья является носителем общей юридической культуры, он не противопоставляет себя другим представителям юридической профессии, соответственно он в большей степени способен к эмпатии и менее подвержен профессиональной деградации;

- при развитом общем юридическом образовании нет необходимости в создании центров специальной подготовки судей, де-факто их функции выполняют наиболее известные вузы и высшие суды, организующие специализации, стажировки и курсы переподготовки;

- центры специальной подготовки судей созданы для обучения уже взрослых людей, не всегда способных и готовых впитывать новые знания и, кроме того, не всегда готовых поменять условия привычной жизни ради получения стационарного карьерного образования. Данные центры могут предоставить специальные знания, однако не могут привить будущему судье иные качества, требуемые для отправления правосудия: умение быстро ориентироваться в законодательстве, работоспособность, способность сопротивляться внешним воздействиям и проч. Кроме того, общая правовая культура, включающая, помимо прочего, элементы морали, замещается в данных центрах специальной правовой культурой, где во главу угла ставятся профессиональные ценности (впрочем, возможно и обратное).

Что касается второй модели, то ее преимущества в следующем:

- важна специализация - развитие у кандидатов в судьи тех навыков, которые требуются для отправления правосудия;

- в процессе обучения в специализированных центрах подготовки кандидаты в судьи пропитываются корпоративным духом, который впоследствии не оставляет их, позволяя хранить верность идеалам справедливости даже в самых сложных ситуациях;

- в рамках специализированных центров можно организовать систему отбора лучших из кандидатов, учитывающую не только их профессиональные качества, но и их моральный облик;

- специализированные центры помимо подготовки судей могут выполнять иные полезные функции: вести научные исследования, оценивать судебную практику, осуществлять переподготовку;

- в специализированных центрах развивается профессиональная культура судейского корпуса, которая не всегда воспроизводит общую культуру юриста.

Иногда мы можем говорить об антагонизме ценностей двух данных культур. Й. Хейзинга указывает: "На первый взгляд сфера права, закона и правосудия чрезвычайно отдалена от сферы игры. Ибо священная серьезность и живейшие интересы отдельного человека и общества в целом царят во всем, что касается права и правосудия. Этимологическая основа для выражения понятий "право", "суд" и "закон" преимущественно определяется словесной областью принятия, установления, указания, поддержки, порядка, выбора, разделения и объединения, установления согласия, обязывания, следования обычаю, очевидности. Все это представления, которые обычно противополагаются той семантической сфере, куда входят слова, относящиеся к игре. Мы, однако, уже не раз убеждались, что священному и серьезному действию ни в коей мере не противопоказана игровая окраска. Возможность родства между игрою и правом делается для нас очевидной, как только мы замечаем, что правовая практика - другими словами, судопроизводство, независимо от того, какие идеалы положены в основание права, - носит в высшей степени состязательный характер". И далее: "Судопроизводство - это спор о справедливости и несправедливости, правоте и неправоте, победе и поражении. Если мы переместим наш взгляд с правовой практики высокоразвитых форм цивилизаций на соответствующую сторону далеко не столь ушедших вперед стадий культуры, то увидим, что представление о правоте или неправоте, т.е. идея этико-юридическая, как бы затмевается в сознании общества представлением о победе или поражении, т.е. идеей чисто агонального свойства. Элемент случая, и тем самым - игры, все больше и больше выступает на первый план, по мере того как мы перемещаемся в более примитивное правосознание" <1>. Символика игры, отмеченная Й. Хейзингой, помогает осознанию контраста функций, и, как следствие, ценностей судьи и профессионального адвоката. Задачей первого является осуществление правосудия, задачей второго - выигрыш дела. В рамках общего юридического образования этот конфликт не решается - восприятие той или иной группы ценностей зависит от субъективных качеств студента и его личного выбора. В центрах специальной подготовки судей, наоборот, осуществляется целенаправленная культивация идеалов справедливости и правосудия.

--------------------------------

<1> Хейзинга Й. Homo ludens (Человек играющий). СПб., 2007. С. 114, 117.

 

Поскольку подготовка кадров для судейского корпуса в тех странах, где отсутствуют центры специальной подготовки судей, осуществляется общими вузами, мы не будем останавливаться на ней подробно. Тем не менее отметим, что на специфику юридического образования и его адаптированность к потребностям судебной системы могут влиять следующие факторы:

- продолжительность юридического образования;

- характер вузов, предоставляющих юридическое образование: государственные или частные, платные или бесплатные, общие (университеты) или специализированные (академии, law school);

- престижность юридического образования и юридической профессии;

- доступность юридического образования (стоимость обучения, особенности конкурсного отбора);

- содержание программ и отдельных курсов, наличие специализаций;

- связь юридического образования с практикой (стажировки, юридические клиники и т.п.);

- уровень международных образовательных связей (стажировки за границей, возможность нострификации дипломов).

Теперь рассмотрим, как осуществляется подготовка судей в тех странах, которые ориентируются на вторую модель.

Обучение и переподготовку судей во Франции осуществляет государственное учреждение - Национальная школа магистратуры. Первоначальное обучение в ней длится около трех лет.

В Италии аналогичным учебным заведением является Школа правосудия.

В Испании после реформы 1994 г. обучением судей занимается Школа правосудия (Барселона, Мадрид). Первоначально предполагалось, что обучение будет осуществляться в течение двух лет. Однако из-за необходимости пополнять судейский корпус второй год обучения стал сокращаться до шести месяцев. Базовый курс состоит из лекций по различным дисциплинам, семинаров и конференций. В Школе есть постоянный преподавательский корпус, состоящий из судей и ученых, кроме того, приглашаются профессора из других университетов. Помимо основных курсов, слушатели посещают однонедельные семинары по различным темам (судебная медицина, медиация, экономика, биоэтика и др.). Желающие могут посещать занятия по юридическому переводу и участвовать в имитационных процессах. Предусмотрены стажировки в различных учреждениях (суды, прокуратуры, полицейские отделения, тюрьмы, юридические фирмы) продолжительностью от одного до трех месяцев. На втором году обучения слушателей прикрепляют к судьям в качестве помощников. По завершении курсов публикуется список вакансий. Те, кто набрал большее количество баллов, могут выбрать из этого списка подходящую им вакансию. Те же, кто набрал меньшее количество баллов, выбирают из оставшихся вакансий. Случаи, когда кандидаты не проходят отбор, очень редки (не более одного человека за два года); при этом кандидату предоставляется возможность пройти повторную подготовку.

Закон Чехии "О судах и судьях" предусмотрел создание Судебной академии, призванной заменить Институт обучения и повышения квалификации судей. Академия организует и проводит программы обучения кандидатов в судьи и судей, а также участвует в оценке кандидатов в судьи. Первоначально сохранялся контроль Министерства юстиции за учебным процессом, предполагающий в том числе назначение Министром юстиции Президента и совета Академии. Однако в 2002 г. Конституционный суд Чехии признал данную систему противоречащей установленному Конституцией принципу независимости судебной власти. Полномочия Министра юстиции были переданы представителям судебной власти.

Система подготовки судей в Японии имеет специфику, которой необходимо уделить самое пристальное внимание. Первичную подготовку осуществляют вузы; однако диплома о высшем образовании для того, чтобы стать судьей, недостаточно. В Японии для занятия юридической профессией необходимо сдать национальный юридический экзамен (НЮЭ), быть назначенным стажером и закончить 12-месячные подготовительные курсы, по итогам которых сдается финальный квалификационный экзамен (ФКЭ) (ст. 66, 67 Акта об организации суда). Организацией этих мероприятий занимается Институт правовой подготовки и исследований (ИППИ) при Верховном суде, созданный в мае 1947 г. в соответствии со ст. 14 Акта об организации суда. В 2006 г. были введены новые правила НЮЭ, отражающие сближение стандартов образования между университетами права и НЮЭ. Подготовительные курсы для занятия юридической профессией в ИППИ направлены на передачу знаний в области правовой теории и практики, а также приобщение слушателей к основным этическим стандартам юридического сообщества. Ежегодно на них обучаются свыше 1 тыс. человек, сдавших НЮЭ (2 - 3% общего количества участвующих в конкурсе). По окончании подготовки сдается ФКЭ и выпускники могут стать судьями, обвинителями или атторнеями.

Образование в ИППИ является унифицированным независимо от того, кем намерен стать обучающийся: судьей, обвинителем или атторнеем. Даже получив различные профессии, участники остаются, как показывает практика, членами одной социальной группы с единой ценностной ориентацией. Это может быть проиллюстрировано словами известного в прошлом японского профессора Фукудзава Юкити: "В наше время жестокой конкуренции величайшей необходимостью является "инструмент" независимого и непредвзятого мнения. Наличие группы "независимых арбитров" в японском обществе - одно из условий его стабильности" <1>. Считается, что такая широкая подготовка позволяет расширить кругозор, выработать объективное видение, а также способствует взаимопониманию между профессионалами в области права. Это единственная в своем роде система в мире. При этом переход из одной юридической профессии в другую в Японии редок.

--------------------------------

<1> Цит. по: Илышев А. Повышение квалификации чиновников в Японии // Служба кадров: тем, кто работает с людьми. 2003. N 12.

 

Методология обучения в ИППИ сводится к разбору реальных дел под руководством и наблюдением преподавателей. Стажеры из числа сдавших НЮЭ обязаны посвятить себя подготовке и соблюдать конфиденциальность (например, связанную с рассмотрением конкретных дел). Стажеры получают фиксированную стипендию, выплачиваемую из бюджета в течение периода обучения. В 2006 г. была запущена новая система подготовки, предполагающая 12-месячную программу, состоящую из восьмимесячной подготовки в специальных областях, двухмесячной подготовки по выбору и двухмесячной коллективной подготовки. Подготовка в специальных областях, как правило, проходит в действующих учреждениях: судах, офисах прокурора, адвокатских коллегиях, где стажер может изучить реальные дела и приобрести опыт под руководством опытных практиков. По два месяца тратится на подготовку в области гражданских дел, уголовных дел, публичного обвинения и адвокатуры. При осуществлении подготовки по выбору стажер вправе выбрать область, которая соответствует его будущим карьерным планам и интересам. Это недавно появившаяся разновидность подготовки. Данная подготовка также осуществляется в действующих учреждениях. Коллективная подготовка завершает подготовку стажеров в ИППИ и осуществляется в пяти областях: гражданский спор, уголовный спор, преследование, представительство по гражданским делам, уголовная защита. В каждом классе имеются пять профессоров по данным областям, и каждый стажер получает индивидуальное руководство. Подготовка состоит в составлении планов выступлений по реальным делам, планы корректируются и анализируются преподавателями и обсуждаются стажерами. После прохождения подготовки стажер сдает ФКЭ.

Попытки создания специализированных центров подготовки судей предпринимаются и в странах СНГ. Так, Судебный кодекс Армении предусмотрел создание Судебной школы Армении, занимающейся подготовкой кандидатов в судьи и судей. Судебная школа представляет собой государственную некоммерческую организацию, учредителем которой является Совет председателей судов. Слушателями Судебной школы являются лица, включенные в списки кандидатов в судьи по итогам квалификационного экзамена, судьи, а также выпускники юридических вузов, желающие в дальнейшем занять должность судьи. Кандидаты в судьи и судьи обязаны пройти подготовку в Судебной школе, выпускники юридических вузов проходят ее по собственной инициативе.

В Украине на основании Указа Президента Украины от 11 октября 2002 г. была создана Академия судей при Государственной судебной администрации. На Академию возложены задачи подготовки кадров для судебной системы, повышения квалификации судей и работников аппарата, проведения научных исследований и изучения мирового опыта. В настоящее время обсуждается предложение по реорганизации Академии и созданию национальной школы судей. Подготовку в данной школе планируется осуществлять в течение двух лет.

 

4.2. Повышение квалификации судей

 

Мероприятия по повышению квалификации судей в той или иной форме проводятся во всех странах. Возможным представляется выделение следующих моделей:

- децентрализованная модель, т.е. повышение квалификации на базе вузов и судов;

- централизованная модель, т.е. повышение квалификации на базе специализированного центра (центра, занимающегося как начальной подготовкой судей, так и их переподготовкой, либо центра, занимающегося только переподготовкой).

В принципе при надлежащей организации каждая из этих систем может успешно достигать своих целей. Вместе с тем представляется, что специализированные центры все же обладают рядом несомненных преимуществ - неслучайно они создаются даже в тех странах, где отсутствует обязательное послевузовское обучение кандидатов в судьи.

Рассмотрим сначала, как осуществляется переподготовка в тех странах, которые ориентируются на первую модель.

В Австрии переподготовкой судей занимается Министерство юстиции. Проводятся ежегодные обучающие семинары, симпозиумы и конференции. В среднем судья уделяет этим мероприятиям три-четыре дня в году.

В Германии младшим судьям дается 50 - 70% объема работы опытного судьи. В некоторых судах старшие судьи назначаются менторами. Однако поскольку это может повлиять на беспристрастность, в большинстве случаев ментор не назначается, но младший судья может обратиться к опытным судьям за советом. Начинающий судья работает в коллегии из трех судей и набирается опыта у своих коллег. В течение первого года работы судьям запрещается рассматривать семейные споры и председательствовать в тройке. В некоторых землях организуются обязательные семинары для судей, целью которых является выработка практических навыков.

В США в рамках Федерального судебного центра существует отдел образования, который занимается вопросами повышения квалификации судей. Другие организации также могут проводить различные семинары и конференции для судей. Примерами таких программ являются семинар "Новые тенденции в федеральном праве Habeas Corpus" в Американском институте права, семинар для судей апелляционных судов в Школе права при Университете Нью-Йорка, семинар им. Г.Р. Медина в Принстонском университете. В соответствии с требованиями Конференции судей США организаторы программ и судьи, посещающие программы, обязаны предоставлять информацию о программах, дате и месте их проведения, докладчиках и об источниках финансирования.

В Канаде в рамках Совета судей создан Комитет повышения квалификации судей. Комитет консультирует Совет по вопросам переподготовки федеральных судей; определяет приоритетные направления переподготовки; рекомендует те или иные курсы, семинары и конференции. Главным (но не единственным) организатором образовательных программ для судей является Национальный судебный институт. Институт предлагает различные программы, в частности по развитию навыков судей, управлению, написанию решений. В рамках сотрудничества Института и Канадской ассоциации судей судов провинций судьям предлагаются курсы в различных форматах (аудио, видео, в цифровом варианте).

В Австралии семинары и образовательные программы для судей проводят Институт судебного администрирования, Судебный колледж Виктории, Конференция судей, Национальный судебный колледж.

В Китае имеются специализированные центры переподготовки судей - Национальный судебный колледж и Заочный университет, управляемые Верховным народным судом. Подготовка в Национальном судебном колледже длится менее одного года, в Заочном университете - более одного года. Национальный судебный колледж переподготавливает старших судей. Аналогичные структуры созданы на уровне провинций, кроме того, там имеются отделения Национального судебного колледжа и Заочного университета <1>. С 1998 г. Национальный судебный колледж организовал 75 обучающих программ, в которых участвовали 1275 председателей судов, заместителей председателей судов и старших судей. Вышестоящие суды различных уровней провели около 3 тыс. обучающих программ, которые посетили около 200 тыс. судей (информация на 2003 г.). В Верховном народном суде в 2005 г. прошла переподготовка 535 председателей народных судов и 4379 судей. В других мероприятиях по переподготовке приняли участие 110 тыс. судей <2>.

--------------------------------

<1> Vincent Cheng Yang. Op. cit.

<2> См.: Human Rights Protection Under China's Judicial System: An Interview with Xiao Yang, President of the Supreme People's Court of the People's Republic of China. URL: http:// www.humanrights.cn/ zt/ magazine/ 20040200489145359.htm.

 

Рассмотрим теперь примеры, связанные с использованием второй модели.

Во Франции переподготовка судей является обязательной. Национальная школа магистратуры ежегодно публикует программу обучения на следующий год, которая предлагает большое количество тем и форматов (однонедельные сессии, семинары, конференции).

В Испании при Школе правосудия действует специальная комиссия, которая занимается вопросами дальнейшего обучения и повышения квалификации судей. Ежегодно на пленарном заседании она утверждает программы обучения для судей. Переподготовка направлена на углубление специальных знаний и ознакомление судей с новыми сферами права (биотехнологии, Интернет, телекоммуникации). Обычно курсы переподготовки длятся одну неделю, их посещение добровольно. Школа также проводит онлайн-курсы по праву Каталонии и Страны Басков, экономике, аудиту и иностранным языкам.

Переподготовкой судей в Индии занимается Делийская судебная академия, которая была открыта в феврале 2002 г. Председателем Высокого суда <1>. Целями и задачами Академии являются:

--------------------------------

<1> См.: URL: http://judicialacademy.nic.in.

 

- независимая подготовка вновь назначенных судей;

- проведение курсов повышения квалификации для работников судов для ознакомления их с развитием права и улучшения их навыков в области управления судебной системой;

- организация конференций, семинаров, лекций и исследований вопросов, относящихся к судебному менеджменту;

- распространение информации об управлении судебной системой;

- проведение обучающих программ для административно-технического персонала;

- организация юридического образования для работников судов;

- поддержка издания газет, журналов и книг по важнейшим вопросам права.

Комитет обучающих программ для судебных работников Высокого суда Дели в 2002 г. создал руководящий орган Академии, который состоит из Председателя Высокого суда, выступающего в качестве патрона; декана (судья Высокого суда, действующий или в отставке), двух действующих судей Высокого суда, назначенных Председателем Высокого суда. Директор Академии ex officio является секретарем этого органа. Академия организует программы для судей (два дня, одна неделя, две недели); программы для вновь назначенных работников судов (чуть менее четырех месяцев); конференции (один или два дня); чтение отдельных лекций. Академия издает свой журнал. Комитет обучающих программ для судебных работников Высокого суда Дели, состоящий из трех человек, осуществляет контроль за деятельностью Академии. Аналогичные судебные академии созданы в некоторых других штатах. Все данные учреждения получают поддержку со стороны Верховного суда.

Существует также Институт подготовки персонала судов (Institute of Judicial Training and Research) <1>, созданный в 1986 г., который занимается подготовкой административно-технического персонала судов и других государственных служащих.

--------------------------------

<1> См.: URL: http://ijtr.nic.in/.

 

В Японии переподготовка судей в ИППИ осуществляется в следующих формах:

а) подготовка судей, ассистентов судей и судей дисциплинарных судов в течение короткого срока после их назначения. Ассистенты судей получают начальную подготовку в области юридической практики немедленно после своего назначения. После этого ассистент судьи продолжает подготовку в суде своего назначения посредством рассмотрения реальных дел. Ассистенты судей также получают подготовку, занимаясь приемом посетителей. В ходе второго года подготовки они получают знания в области процесса, в ходе третьего года осуществляются обязательная подготовка и подготовка по выбору. Дисциплинами обязательной подготовки являются гражданское право, семейное право и др., дисциплинами подготовки по выбору - медицинское право, право интеллектуальной собственности, налоговое право и т.д. Для ассистентов судей, имеющих более пяти лет опыта, предусмотрена специальная подготовка в области практических вопросов судебной процедуры. Недавно назначенные судьи из числа бывших ассистентов судей в течение короткого срока после своего назначения изучают судебное управление. Вновь назначенные судьи дисциплинарных судов изучают процедуру рассмотрения споров посредством участия в имитационных процессах. Судьи дисциплинарных судов, имеющие более шести лет практики, могут участвовать в специальных программах исследований юридических процедур;

б) подготовка в специальных областях. Подготовка в специальных областях включает подготовку в области юридической практики, судебного управления и расширения кругозора. Для изучения практики проводятся семинары в ИППИ и правовые исследования в судах. Подготовка в области судебного управления осуществляется для тех, кто был назначен председателем суда или руководителем отделения. Для расширения кругозора предусмотрены специальные тренинги;

в) ускоренная подготовка. Данная подготовка состоит в ознакомлении судей и ассистентов судей с деятельностью частных корпораций. Она позволяет изучить реальные условия функционирования экономики и расширить кругозор.

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.071 с.