Игры и упражнения для обучения ориентировке в пространстве слабовидящих детей подготовительной к школе группы — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Игры и упражнения для обучения ориентировке в пространстве слабовидящих детей подготовительной к школе группы

2022-07-06 14
Игры и упражнения для обучения ориентировке в пространстве слабовидящих детей подготовительной к школе группы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

(Дидактическое пособие для учителей, воспитателей и родителей)

У слабовидящих дошкольников по сравнению с нормально видящими развитие пространственной ориентировки протекает замедленнее и с значительными трудностями. Связано это с ограничением у детей зрительной информации об окружающем, а также с неумением пользоваться при ориентировке неполноценным зрением и другими сохранными анализаторами.

Существует необходимость организации специального обучения дошкольников с нарушением зрения ориентировке в пространстве. При этом необходимо учитывать возраст ребенка, влияние на его развитие нарушения зрения, а также индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей каждого ребенка. Большое место в этой работе следует отвести специальным дидактическим играм и упражнениям.

Эффективность обучения с использованием специальных игр и упражнений, на наш взгляд, в первую очередь достигается тем, что деятельность ребенка стимулируется желанием принять участие в игре. Педагог организует процесс обучения таким образом, что игровые действия ребенка тесно связаны с успешностью его практической ориентировки в пространстве. Так, чем лучше ребенок усвоит необходимые навыки ориентировки, тем шире будут его возможности в игре.

Важно и то, что в играх слабовидящие дошкольники получают возможность упражняться в самостоятельных действиях по ориентировке в пространстве. В случаях, когда ребенок нуждается в помощи педагога, это должно делаться незаметно, чтобы ребенок не потерял веры в возможности выполнить задание самостоятельно.

В настоящем пособии представлены специальные игры и игровые упражнения, разработанные нами для обучения ориентировке в пространстве слабовидящих дошкольников подготовительной к школе группы. Проводиться они могут как на специальных занятиях (по обучению ориентировке в пространстве), так и включаться во все виды детской деятельности (игра, прогулка, различные режимные моменты, общеразвивающие занятия).

42

Родители, желающие оказать помощь своим детям в приобретении и совершенствовании навыков ориентировки в пространстве, также могут проводить предлагаемые игры в условиях семьи.

Игры и упражнения построены на идеях ряда авторов (Е. Л. Агаева, Л. А. Венгер, Р. И. Говорова, О. М. Дьяченко, А. М. Леушина, Т. А. Мусейибова и др., но имеют своеобразие в содержании, методах проведения и педагогического руководства, подборе дидактических и игровых материалов (Л. И. Плаксина).

В связи с особенностями развития слабовидящих дошкольников необходимо создание специальных условий для обучения их ориентировке в пространстве с применением специальных игр. Перечислим их:

— обеспечение повышенного уровня освещенности помещения (и каждого рабочего места ребенка), где проводится игра (не менее 500 люкс);

— использование игрового и дидактического материалов, отвечающих определенным требованиям, обусловленными своеобразием зрительного восприятия слабовидящих дошкольников (игрушки должны быть крупными, яркими, передающими характерные признаки реальных предметов; картинки и схемы — с четким контуром изображений, без лишних деталей, доступные восприятию детей);

— применение щадящей зрительной нагрузки (не более 5 минут непрерывной зрительной работы);

— выявление и учет педагогом имеющихся у детей навыков ориентировки и представлений о пространстве, на основе которых могут быть выполнены предлагаемые им задания.

В настоящее пособие вошли игры, участие в которых предполагает сформированность у слабовидящих дошкольников седьмого года жизни прочных навыков ориентировки на собственном теле, знание и дифференцирование основных направлений пространства “от себя”.

Разработанные нами и представленные в пособии игры и упражнения входят в систему обучения слабовидящих дошкольников ориентировке в пространстве и направлены на автоматизацию и совершенствование имеющихся у детей навыков. Небольшой объем пособия не позволяет отразить все стороны обучения. Поэтому мы включили в него лишь часть игр.

Приемы, которыми необходимо пользоваться педагогу при проведении этих игр, являются следующие:

1. Показ педагогом выполнения игрового действия.

2. Поэтапное предъявление педагогом игровых заданий (по мере выполнения их ребенком).

3. Четкие инструкции педагога, доступные пониманию ребенка.

43

4. Оказание педагогом помощи различного вида: а) совместное- частичное или, в случае необходимости полное выполнение

действия педагогом и ребенком; б) повторение словесных инструкций; в) моральная поддержка, поощрение педагогом действий ребенка.

Слабовидящий ребенок не имеет возможности использовать зрительный контроль при выполнении своих действий. В связи с этим показ педагогом выполнения игровых действий имеет важное значение в формировании у ребенка правильного образа этих действий. При отработке сложных заданий бывает недостаточно однократного показа. Педагог повторяет его столько раз, сколько это необходимо для усвоения ребенком процесса выполнения действий.

В силу непроизвольности, неустойчивости своего внимания слабовидящий дошкольник не может воспринять все задание целиком, а, следовательно, и правильно его выполнить. Предъявление игрового задания отдельными частями, по мере выполнения их ребенком, дает ему возможность быстрее и качественнее его выполнить.

Четкие и подробные, доступные пониманию ребенка указания педагога к выполнению игрового действия, сопровождающие показ, словесные описания производимых действий, также способствуют успешному выполнению их ребенком.

Даже после неоднократного показа педагогом правильного выполнения игровых действий иногда бывает необходимо использование совместного выполнения (взрослого и ребенка) задания. Вначале это — совместное выполнение всего игрового действия. Постепенно, по мере овладения им ребенком, педагог переходит от полного к частичному совместному его выполнению, предоставляя ребенку все больше самостоятельности.

Дети с нарушением зрения в большинстве своем неуверенны в своих возможностях, а поэтому и нерешительны в действиях. Поддержка педагогом малейших успехов ребенка поощрительными, приветливыми словами — (например, “Какой ты молодец, быстро выполнил задание!”, “Ты очень старался, молодец!” и т. д.) — позволит поддержать у ребенка желание участвовать в игре, правильно выполнить необходимые действия.

При организации и проведении игр и упражнений на ориентировку в пространстве педагог должен учитывать, что дети с нарушением зрения с трудом включаются в целенаправленную учебную деятельность. Игровая ситуация, создаваемая во время проведения игр, их варьирование, использование разнообразных игровых и дидактических материалов поможет педагогу вызвать у ребенка интерес к выполнению предлагаемых заданий и сохранить этот интерес в процессе всего обучения. В свою очередь это будет способствовать быстрому усвоению ребенком навыков ориентировки в пространстве, положительно скажется на качестве и быстроте выполнения игровых заданий.

44

Соблюдение педагогом принципа доступности, посильности для выполнения ребенком предлагаемых заданий также необходимо.

При разработке дидактических игр и упражнений для обучения слабовидящих дошкольников ориентировке в пространстве мы придерживались принципа их постепенного, последовательного усложнения. Так, в каждой новой игре закрепляются навыки, приобретенные в предыдущих, с введением более сложных заданий.

Словесные обозначения пространственных отношений еще не сформированы даже у нормально развивающихся дошкольников седьмого года жизни (А. М. Леушина, Т. А. Мусейибова), хотя практически дети хорошо ориентируются в пространстве. У слабовидящих дошкольников опосредованные словом представления о пространстве складываются значительно медленнее и сложнее, чем у их нормально видящих сверстников (Л. И. Плаксина, В. А. Феоктистова).

Использованию детьми пространственной терминологии необходимо учить специально. В наших играх дети постоянно упражняются в словесных обозначениях различных пространственных категорий и отношений.

Мы выделили несколько групп игр и упражнений для обучения слабовидящих дошкольников седьмого года жизни ориентировке в пространстве:

I. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА ОРИЕНТИРОВКУ В ПРОСТРАНСТВЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОХРАННЫХ АНАЛИЗАТОРОВ.

II. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА ОРИЕНТИРОВКУ В ПРОСТРАНСТВЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ СХЕМ.

III. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА ОРИЕНТИРОВКУ В ПРОСТРАНСТВЕ В ПРОЦЕССЕ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ.

IV. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА МИКРООРИЕНТИРОВКУ.

Такое разделение игр на группы условно, так как они тесно взаимосвязаны по решаемым в них задачам. Остановимся подробно на конкретном содержании игр.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА ОРИЕНТИРОВКУ В ПРОСТРАНСТВЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОХРАННЫХ АНАЛИЗАТОРОВ.

Получить адекватные представления о пространстве, овладеть навыками ориентировки в нем только с помощью неполноценного зрения не представляется возможным. Необходимо участие всей сенсорной сферы ребенка.

45

Проведенное нами экспериментальное изучение особенностей пространственной ориентировки слабовидящих дошкольников показало, что дети не пользуются (или пользуются в недостаточной степени) сохранными анализаторами при освоении пространства. Это отрицательно сказалось на результатах их ориентировки.

В разработанных нами играх и упражнениях ставится задача научить детей как можно больше узнавать об окружающих предметах и их пространственных признаках и расположении в пространстве с помощью всех сохранных анализаторов, использовать эти знания в практической ориентировке.

Развитие зрительного восприятия слабовидящих дошкольников является одной из первостепенных задач коррекционно-педагогической работы. С этой целью рекомендуется проводить игры и упражнения, направленные на развитие зрительной памяти и зрительного внимания детей, умений с помощью зрения сравнивать предметы и изображения, определять их пространственные признаки, оценивать пространственные отношения между ними. Например, такие игры: “Игрушки пришли в гости”, “Какой игрушки не стало?”, “Где живут игрушки?”, “Какие игрушки поменялись местами?”, “Что изменилось у куклы в комнате?”.

Строго выделить игры, в которых используется только зрение, без участия других сенсорных функций, невозможно. Почти все игры и упражнения проводятся с использованием осязания, так как в процессе их проведения слабовидящие дошкольники испытывают значительные трудности зрительно — пространственной оценки пространственных отношений. С целью развития у детей зрительного восприятия пространства необходимо также проводить игры и упражнения типа “Что изменилось?”. В них используются натуральные предметы, игрушки.

Одновременное привлечение в этих играх зрения и осязания способствует созданию у детей адекватного образа воспринимаемых пространственных признаков и отношений. Как и в других играх, дети учатся составлять словесные описания предметов и их пространственного расположения.

Игры и упражнения типа “Что изменилось?” проводятся неоднократно в различных вариантах с постепенным усложнением содержания. Например, используются новые предметы и игрушки, увеличивается их количество, усложняются задания. Необходимо отметить, что с новыми предметами и игрушками педагог предварительно знакомит ребенка (они вместе обследуют их и обыгрывают).

В представленных в настоящем пособии играх и упражнениях уделяется также внимание формированию у слабовидящих дошкольников подготовительной к школе группы понятий “далеко— близко”, “дальше—ближе”. Например, в играх: “Далеко—близко”, “Друг за другом”, Расскажи о предметах”, “Катится мяч”, “Автогонки”. В играх и упражнениях “Катится мяч”, “Автогонки” дети должны следить за движущимися объектами. Это способствует развитию глазодвигательных функций, тренирует глазомер детей.

46

Необходимо научить детей не только различать с помощью зрения и осязания пространственные признаки окружающих предметов, но и объединять их по однородным пространственным признакам, находить сходство и различие в их пространственном расположении. Этому способствуют игры и упражнения “Найди предметы длинные и короткие”, “Что изменилось у куклы в комнате?”, “Чем отличается расположение игрушек?”, ““Что изменилось?” и др.

Обучение детей приемам получения информации об окружающем их пространстве с активным привлечением осязания, закрепление навыков последовательного осязательного обследования осуществляется также в играх “Узнай предмет на ощупь”, “Узнай игрушку на ощупь”, “Какой игрушки не стало?” и т. д. Эти и подобные игры сначала проводятся с опорой одновременно и на зрение, и на осязание. Когда дети начинают делать это успешно, их учат различать предметы, игрушки, геометрические фигуры на ощупь (либо с закрытыми глазами, либо, располагая предметы за ширмой).

При помощи слуха невозможно непосредственно воспринять многие пространственные признаки предметов (например, форму, величину, объем). Тем не менее, его значение в пространственной ориентировке слабовидящих детей достаточно велико.

С целью развития возможностей слабовидящих дошкольников седьмого года жизни использования слухового анализатора при ориентировке в пространстве рекомендуем проводить такие игры и упражнения, как “С какой стороны от тебя звучит?”, “Найди звучащий предмет”, “Узнай по звукам, в каком помещении ты находишься”, “Мир вокруг нас в звуках”, “В какую сторону от тебя движется звучащий предмет?” и др.

Названные и подобные игры и упражнения можно проводить и в помещениях детского сада или школы, и на участке, и на улице во время прогулки, экскурсии. Так, например, в игре “Мир вокруг нас в звуках” детей учат дифференцировать различные звуки: шелест листвы и шум ветра, дождя; звуки шагов и проезжающих машин; крики птиц и голоса людей и т. п. Все это осуществляется в сочетании с упражнениями на зрительное и осязательное различение окружающих объектов (например, деревьев, кустов, оборудования на участке и т. д.).

Для развития слухового восприятия полезно также учить детей различать по звуку музыкальные и озвученные игрушки в играх и упражнениях “Что звучало?”, “Найди игрушку, которая звучала”. Дети должны не только узнать игрушку по характерному для нее звуку, но и найти ее среди других, обозначить словом ее пространственное расположение (по отношению к другим игрушкам и к себе). Как и в других играх, к участию привлекаются различные сохранные анализаторы.

47

Постепенно на основе непосредственного чувственного контакта с окружающим миром дети учатся объединять зрительные и осязательные образы предметов и явлений с их звуковой характеристикой, а также словесно обозначать различные пространственные отношения. В результате на основе полисенсорного восприятия у детей создается обобщенный образ окружающего пространства. Это является основой для формирования у слабовидящих детей адекватных пространственных представлений.

Результаты проведенного нами экспериментального обучения показали, что использование детьми информации об окружающем, полученной с помощью всех сохранных анализаторов, позволило им значительно успешнее ориентироваться в пространстве.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.