Коррекция зрительного восприятия слабовидящих детей. — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Коррекция зрительного восприятия слабовидящих детей.

2022-07-06 16
Коррекция зрительного восприятия слабовидящих детей. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Обучение и воспитание в детских садах для слабовидящих детей направлено на раннюю коррекцию и компенсацию вторичных отклонений в развитии детей, осуществление лечебно-восстановительной работы и успешную подготовку детей к обучению в школе. Успех решения всех этих направлений следует рассматривать в тесной их взаимосвязи.” При этом выделяется важный вопрос — развития зрения и зрительного восприятия, так как неполноценность первого обуславливает ход развития второго, в связи с чем одной из специальных задач коррекционно-воспитательной работы в детских садах для детей с нарушениями зрения встает развитие способов зрительного восприятия, зрительной ориентации при активном упражнении и активизации зрительных функций и сохранения зрения.

Для развития зрительного восприятия, активизации зрительных функций необходимо использовать все виды детской деятельности: игру, труд, занятия и бытовую деятельность.

13

Занятия по сенсомоторной культуре, направленные на формирование элементарных функций, недостаточно хорошо связанные с общей системой общеобразовательной работы, носят частный характер, способствуют развитию элементарных ощущений. Однако, формальный характер таких упражнений, оторванных от процесса обучения и воспитания и от всего хода психического развития ребенка, не способствуют разностороннему обогащению чувственного опыта, являющегося основой для формирования высших форм психической деятельности, обогащения практической деятельности и развития личности ребенка в целом.

Однако, до настоящего времени в практике работы дошкольных учреждений встречается мнение, что проведение таких занятий необходимо; что проводить их следует фронтально, а задания детям давать в соответствии с его состоянием и характером зрения и лечения. Индивидуальный характер заданий детям, которые находятся на разных периодах лечебно-восстановительной работы и уровня развития сенсорных функций, затрудняет их организацию и проведение с учетом всего образовательно-воспитательного процесса в детском саду для детей с нарушениями зрения. Довольно часто упражнения на развитие и активизацию зрительной функции носят малоподвижный характер, что снижает двигательную активность детей с нарушениями зрения, которая и так страдает из-за зрительно-двигательной недостаточности. Таким образом, становится ясным, что выделение в режиме для дополнительных коррекционных фронтальных занятий для развития, активизации зрения и развития зрительного восприятия в отрыве от всего педагогического процесса можно считать нецелесообразным.

Основными задачами сенсорного воспитания слабовидящих детей являются:

— формирование способов чувственного познания окружающей действительности (т. е. коррекция зрительных способов обследования при слабовидении и компенсация зрительной недостаточности за счет формирования полисенсорных способов обследования сохранными анализаторами или формирование анализирующего восприятия, позволяющего адекватно ориентироваться при распознании различных предметов и объектов окружающей действительности).

В связи с этим следует комплексно решать общеобразовательные, коррекционно-компенсаторные и лечебно-восстановительные задачи, так как специально организованное обучение будет направлено на развитие зрительно-сенсорного опыта в процессе выполнения детьми предметно-практических действий, на дифференциацию различных признаков и свойств объектов окружающей действительности, что в основе своей служит и упражнению, активизации и восстановлению зрения.

14

Комплексный подход к организации занятий предусматривает

не только упражнение зрения, развитие зрительных возможностей и формирование представлений, но и обеспечивает развитие и активное включение в процессе познания сохранных анализаторов и речи как эффективных средств компенсации зрительной недостаточности. Полисенсорный характер отражения окружающего мира способствует более полному познанию, уточнению и обогащению представлений и формированию целостных, адекватных действительности образов.

Формирование целостного и полного восприятия является важной задачей в развитии познавательной деятельности детей с нарушениями зрения. При обучении таких детей необходимо применять упражнения на формирование способов зрительного восприятия, обследования, выделения в предметном мире качественных, количественных и пространственно-временных признаков и свойств, имеющих сигнальное свойство окружающей действительности. Задания и упражнения на активизацию зрительных функций и развитие зрительного восприятия служат не только формированию перцептивных действий, но и способствуют формированию мышления ребенка. Комплексность занятий обеспечивает активность детей при рассматривании, обследовании и зрительном выделении признаков и свойств предметов и в то же время у них развиваются зрительное внимание и зрительная память."

Важно помнить, что в процессе знакомства с предметным миром у детей формируются не только предметные представления, но и формируются умения пользоваться в процессе восприятия остаточным зрением. Важно научить слабовидящего ребенка максимально использовать неполноценное зрение в тех случаях, когда для этого созданы все необходимые соответствующие условия. При этом следует учить слабовидящих детей способам различения, выделения, анализа предмета в соответствии с сенсорными эталонами.

Для процесса восприятия предмета в целом дети должны выделить форму, размер, цвет и другие его признаки.

Форма имеет главное значение при различении, узнавании предметов. Путем различных способов чувственного обследования (зрительного, осязательного, слухового, обонятельного и др.) ребенок соотносит свои представления с формой воспринимаемого объекта. Его следует учить выделять форму, различать форму основную и форму составных деталей, сличать два предмета по сходству и различию. Важную роль в осознании формы предметов имеет не только практическое действие с предметом, но и словесное описание, обозначение каждого признака предмета. Важно помнить, что для лучшего усвоения формы предметов дети должны уметь сравнивать, сопоставлять, классифицировать, систематизировать предметы по форме, соотносить ее с сенсорными эталонами формы, в условиях специально организованного обучения слабовидящие дети смогут практически овладеть представлениями о форме предметов.

15

При ознакомлении слабовидящих детей с тем или иным предметом, нужно прежде всего организовать активность его восприятия. Признаки и свойства предмета легче всего раскрываются, когда 'ребенок неоднократно опробует предмет посредством зрительно-моторного обследования и словесного обозначения каждого отдельного признака предмета и действия с ним.

Анализирующее восприятие, действие и слово приведут к более глубокому познанию предмета и содействуют формированию более полного представления. В сознании ребенка создается образ предмета, что обеспечивает ему возможность опираться на него при ориентировке в окружающем мире, узнавании, сличении, классификации, сериации, соотнесении, сопоставлении предметов.

Рассмотрим на конкретных примерах сочетание задач формирования элементарных математических представлений, коррекции вторичных отклонений в развитии и лечебно-восстановительной работы на занятиях по математике и подготовительной к школе группе.

Для упражнения составлению числа из двух меньших чисел можно предложить задание на обводку по контуру предметных изображений соответствующего размера и количества. Например, чтобы составить число пять, надо обвести по контуру три квадрата и две пирамидки. В процессе обводки активно упражняется зрение, закрепляются представления о числе. На этом же занятии, если отдельным детям с близорукостью нужен охранительный зрительный режим, подобное задание они выполняют с предметами или игрушками. Действуя с этими объектами, дети с помощью педагога уточняют их характерные признаки и свойства, что способствует обогащению зрительных впечатлений у детей.

Обучая сравнению двух множеств, смежных чисел, можно использовать рисование по контуру, выкладывание чисел из геометрических фигур, реальных предметов, игрушек, штриховку готовых контурных изображений и др. Например, на листе бумаги нарисованы две полоски. На верхней, следовало изобразить пять квадратов, на нижней — шесть кругов, сравнить числа, уравнять их, дорисовав один квадрат на верхней полоске. Далее для закрепления порядкового счета предложить соединить прямыми линиями первый квадрат с четвертым кругом, второй квадрат с шестым кругом и т. д. В данном задании решались задачи формирования счетной деятельности и активного упражнения зрительных функций: выделения, прослеживания, фиксации и т. д., так как рисование геометрических фигур, проведение прямых линий обеспечивает зрительный анализ формы объектов и пространственной ориентации на микроплоскости. 16

Кроме того, включение рисования способствует закреплению навыков изобразительной деятельности и является упражнениями для руки в плане подготовки к письму в школе.

Широкое применение на занятиях по математике могут получить задания на развитие глазомерных возможностей, формирование умений соразмерять различные по величине предметы и объекты окружающей действительности. Проиллюстрируем это на примере. Детям предлагается обвести по контуру три разного размера изображения рыбок, разместив их в один ряд. Далее дети под каждой рыбкой рисуют прямоугольник (аквариум) для каждой рыбки своего соответствующего размера.

Можно давать различные варианты подобных заданий, когда дети подбирают домики и матрешки, иллюстрации к страницам книги соответственно их величине. Применяя на занятиях по математике разнообразные наборы вкладышей: шары в лунки, геометрические фигуры в прорези, карандаши разного размера в свою ячейку и т. д., можно обеспечить условия для формирования глазомерных возможностей и представлений о величине предметов.

Детям с нарушениями зрения трудно удается счет предметов в большом пространстве, расположенных по кругу, в несколько рядов, в неупорядоченном состоянии, для формирования навыков правильной ориентировки и зрительного упражнения надо предлагать детям считать окружающие предметы и объекты: игрушки, мебель, посуду и т. д. с помощью мерок: фишек и др. Общение в процессе счетной деятельности с реальным миром обогащает зрительные образы у детей.

Для понимания пространственных отношений и признаков надо упражняться в размещении различных предметов и объектов на микро- и макроплоскости. Такие задания могут носить характер зрительных и устных диктантов, когда дети по образцу или словесному указанию педагога размещают, рисуют, располагают объекты. Широкое использование подвижных игр, движения и ориентировки по заданным схемам в соответствии со световыми, звуковыми сигналами и словом педагога обеспечивает формирование практического ориентирования в пространстве.

Для развития представлений о форме предметов, их пространственном расположении и формировании умений выкладывать и конструировать из счетных палочек, спичек, природного материала, геометрических фигур можно детям предлагать выкладывать простые предметные изображения и сюжеты: лодку, флажок, домик с заборчиком. При конструировании подобных объектов закрепляются представления о счете, числе, связи между элементами в множестве, о независимости числа от его составных единиц и их пространственного расположения.

17

 Использование конструирования на занятиях по математике способствует уточнению, конкретизации и обогащению зрительных впечатлений о форме, величине, пространственном расположении реальных объектов окружающей действительности и развитию творческого воображения. Для повышения интереса к заданиям и обогащения зрительного опыта детей на занятиях необходимо использовать разнообразный иллюстративный материал, при этом для обогащения представлений об объемных признаках и свойствах предметов чаще применять объемные объекты.” Счет и объединение в группы множеств различных предметов: звуков дудочки, мигание лампы, листьев на ветке, цветов в вазе, пуговиц на одежде, дырочек на ботинке обогащает сенсорный опыт детей с нарушениями зрения.

В зависимости от состояния зрения и периода восстановительной работы задания на занятиях по математике должны по возможности носить индивидуальный характер при подборе наглядно-иллюстративного материала, зрительных нагрузок и способы выполнения практического содержания заданий.

С целью выработки зрительно-перцептивного контроля в процессе рисования на занятиях по математике можно применять контуры и трафареты. Применение контуров и трафаретов позволяет закреплять и уточнять представления о предметах, их форме; образовывать правильное зрительно-двигательное представление о способе его изображения; соотносить выполняемое действие изображения с формой изображаемого объекта, что и имеет важное коррекционное значение.

Для повышения эффективности развития зрительно-пространственной ориентировки успешно применялись дидактические игры, упражнения и подвижные игры. Тем более, что отдельные занятия по математике проходили на улице города, участке детского сада, в сквере и разнообразных помещениях детского сада, в процессе чего дети ориентировались на выделение в окружающей жизни различных математических явлений.

При овладении представлениями о форме геометрических фигур могут быть использованы упражнения на зрительный анализ и умения видоизменять, создавать, преобразовывать геометрические фигуры, составлять из нескольких фигур другие разной величины.

Детей следует учить соотносить форму геометрических фигур с реальными предметами в окружающей обстановке, что способствует обогащению их зрительно-сенсорного опыта. Например, в задании на формирование понятий широкое — узкое, длинное — короткое, можно предложить детям в зависимости от величины объекта — машины, велосипеда, мотоцикла нарисовать дорожки соответствующей ширины и длину дорожки, нарисовать соответственно задания, на какой из этих машин можно уехать дальше и быстрее, там дорожка может быть длиннее.

18

Внедрение в практику воспитания и обучения на занятиях по математике и в другие виды занятий и детских деятельностей упражнений на активизацию и коррекцию зрения и зрительного восприятия сохраняет детям свободное время для игр и бытовой деятельности и снимает необходимость проведения фронтальных занятий по коррекции зрения и зрительного восприятия на специальных коррекционных занятиях? Проникновение математических знаний и представлений в детские игры и свободную деятельность возможно тогда, когда дети научатся видеть магматические признаки и свойства в окружающем их мире. Готовность к обучению по математике в школе состоит именно в том, чтобы пробудить к ней интерес как к науке, которая отражает существующую действительность в ее логической связи, зависимости, обусловленности.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.