Рисуночные проективные методики — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Рисуночные проективные методики

2022-07-06 43
Рисуночные проективные методики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

РИСУНОЧНЫЕ ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ

Уфа 2006

 

У Д К

Б Б К

Мурзаханов З.З.. Рисуночные проективные методики: Учебно-методическое пособие / Изд-е Башкирск. ин-та развития образования.-Уфа, 2006. с.

 

Учебно-методическое пособие «Рисуночные проективные методики» предлагает алгоритмизированную систему интерпретации наиболее распространенных рисуночных методик, используемых в широкой практике психологами, и социальными работниками.

Данное учебно-методическое пособие рассчитано на студентов, психологов, педагогов и социальных работников, интересующихся вопросами практического применения рисуночных методик.

 

Рецензенты:

 

 

ISBN                                                                                                               © Мурзаханов З.З. 2006

© Башкирский институт развития образования, 2006


ВВЕДЕНИЕ

 

Проективные методики основываются на едином психологическом механизме, который вслед за основателями психоанализа З.Фрейдом [1894] и К.-Г.Юнгом принято называть «проекцией». Понятие проекции поначалу использовалось в психоанализе для обозначения одного из защитных механизмов личности, благодаря которому все, что угрожало целостности личности, а поэтому вытеснялось в бессознательное, приписывалось внешним обстоятельствам, а тем самым лишалось разрушительной силы. Впоследствии понятие проекции получает разные толкования. Однако психоаналитическое понимание проекции в сознании многих исследователей прочно связывается с проективными методиками. Принцип проекции состоит в осознанном или бессознательном перенесении субъектом собственных свойств, личностных смыслов, состояний на внешние предметы.

Например, личность человека всегда присутствует в той или иной степени в продуктах его деятельности. Чтобы исследовать личность художника или писателя, необязательно проводить непосредственно с ним психодиагностические процедуры, достаточно присмотреться к картинам, книгам. В них обязательно буду проглядывать собственные черты личности авторов, в том числе и неосознаваемые, особенно - нереализованные потребности.

Механизм проецирования базируется на активности процесса восприятия и на стремлении индивида к снятию неопределенности. Определяя нечто неоднозначное, индивид делает его известным благодаря активному соотнесению со своим уникальным личностным опытом.

Соответственно, проективные методы исследования личности допускают множество возможных интерпретаций. Еще в XIX веке психологи экспериментировали с аморфными цветными и черно-белыми пятнами, которые напоминали людям различные сюжеты из жизни, животных и др. Иногда фантазия стимулировалась специально подобранными сюжетными картинками, а рассказы испытуемых изучались с точки зрения выявления их неосознаваемых потребностей, мотивов.

Истоки проективной техники надо искать в исследованиях Ф.Гальтона, изучавшего ассоциативный процесс. Позже К.-Г.Юнг, также обратившийся к ассоциациям, создает тесты, позволяющие актуализировать переживания - комплексы личности. В конце ХIХ - начале ХХ веков, стремясь исследовать воображение, Ф.Е.Рыбаков в России, А.Бине во Франции, а также другие психологи экспериментировали с чернильными пятнами, которые напоминали людей, животных, разные события жизни. Были работы, в которых фантазия стимулировалась специально подобранными сюжетными картинками.

Первая проективная методика, то есть, та, которая основывалась на соответствующей теоретической концепции - психологической концепции проекции, появилась в 1938 году, принадлежит американскому психологу Г.Мюррею, автору теста тематической апперцепции (ТАТ).

В качестве метода исследования понятие проекции впервые ввел Л.Фрэнк (1939). Общими для проективных методик, согласно Л.Ф.Бурлачук (1997), являются следующие особенности:

Ö неопределенность, неоднозначность используемых стимулов;

Ö отсутствие ограничений в выборе ответа;

Ö отсутствие ответов испытуемых как «правильных» и «ошибочных».

Проективные методики широко используются в практике исследования личности во всех областях современной психологии. На формирование проективного подхода к диагностике личности оказали (и оказывают) влияние разные, порой противостоящие друг другу психологические теории. Каждая из них в той или иной мере наложила свой отпечаток на понимание сущности проективного процесса, осмысление и интерпретацию диагностических данных.

Л.Фрэнк первым разработал классификацию проективных методик, представленную ниже.

1. Конститутивные методики предлагают испытуемым какой-либо аморфный материал, которым он должен придать смысл. Считается, что при этом испытуемый проецирует на тестовый материал свои внутренние установки, ожидания. Примером могут служить «чернильные пятна» Роршаха. Существующие схемы интерпретации ответов испытуемых весьма объемны.

2. Конструктивные методики представляют собой оформленные детали людей, животных и проч., из которых нужно сконструировать осмысленное целое и объяснить его. По идее, в особенностях созданной конструкции отражаются личностные свойства испытуемого-«конструктора».

3. Интерпретативные методики предлагают испытуемому какое-либо событие, ситуацию, которую тот должен истолковать, интерпретировать. Типичным для этого вида методик является тематический апперцепционный тест (ТАТ) Г.Мюррея. Предполагается, что интерпретируя ситуации на предъявляемых картинках, испытуемый идентифицирует себя с «героем» рассказа.

4. Катартические методики предлагают испытуемым игровую деятельность в особо организованных условиях. В игровых ситуациях субъект может не только аффективно (эмоционально) отреагировать (игровой катарсис, разрядка, или очищение - по Аристотелю), но и выявить вовне внутренние конфликты. проблемы, которые непроизвольно накладываются на игровую деятельность испытуемого. Типичный пример такой методики - психодрама Морено, нередко используемая в семейной психотерапии и коррекции.

5. Рефрактивные методики представляют собой приемы диагностики личностных особенностей и состояний по непроизвольным изменениям, которые вносятся в речь, почерк и др. В настоящее время существуют компьютерные версии подобных интерпретаций.

6. Экспрессивные методики предлагают испытуемому рисунок на свободную или заданную тему. Затем по рисунку, или сери рисунков делают выводы о состоянии и особенностях человека.

7. Импрессивные методики основаны на выборе испытуемыми стимулов из предлагаемого ряда. Характерным примером данного вида методик является тест цветовых выборов Люшера, который представляет собой набор из 73-х цветных карточек, которые испытуемый должен выбирать по принципу «нравится - не нравится в данный момент». Обычно используется сокращенный вариант методики из 8-ми цветов («Метод цветовых выборов» в модификации Л.Н.Собчик).

8. Аддитивные методики требуют от испытуемого завершения начатого предложения, рассказа, истории. Пример - тест «Завершение предложения», впервые примененный А.Пейном (1928).

(Три последних вида методик являются дополнениями Л.Бурлачука в классификацию Л.Фрэнка).

Основной особенностью проективных методик является неоднозначность используемых стимулов, а также интерпретации результатов деятельности (или выбора) испытуемых. Исследования показывают: чем более ограничен испытуемый в выборе стимулов, тем меньше дифференцирующие способности теста - то есть, различия между людьми стираются. В этом отношении выигрышными являются экспрессивные методики, где ограничения фантазии испытуемого минимальны, если задается лишь тема рисунка, или вообще отсутствуют, если предлагается рисунок на свободную тему.

В данной работе приводятся варианты интерпретации наиболее известных рисуночных тестов, которые представляют собой, согласно вышеприведенной классификации, экспрессивные методики: «Дерево», «Нарисуй человека», «Рисунок семьи» и «Дом».

Необходимо соблюдать достаточно критическое отношение к данным, полученным при использовании данных проективных методик, поскольку они неподатливы традиционным способам определения надежности и валидности. По этой причине, термин «тест», строго говоря, не подходит для их обозначения, поскольку они рассматриваются как качественные процедуры, а не количественные оценки тех или иных личностных особенностей (или состояний) испытуемого [А.Анастази, 1982; Л.Бурлачук, С.Морозов, 1989].

При интерпретации данных, полученных с помощью представленных методик, следует также иметь в виду, что они нередко могут быть противоречивы. Тогда встает вопрос: а) то ли одни данные верны, а другие неверны; б) то ли эти противоречия кажущиеся и являются, по сути, разными гранями психологического портрета (другое дело, что одновременная выраженность полярных свойств может вызывать в организме напряжение).

Ввиду этих обстоятельств, каждую проективную методику желательно использовать не по отдельности, а в сочетании с другими подобными методиками или объективными методами.

В данном пособии представлены наиболее популярные рисуночные методики, которые представлены в таком виде, который значительно упрощяет и ускоряет (алгоритмизирует) интерпретацию результатов, что и являлось основной задачей авторов.

Теория и практика использования рисуночных методик показывает, что их эффективность выше при работе с детьми, нежели со взрослыми, что, впрочем, не исключает последнего.

Главное правило работы с проективными методиками:

лучше недостаточная интерпретация, чем сверхинтерпретация.

 

МЕТОДИКА «НАРИСУЙ ЧЕЛОВЕКА»

Данная проективная методика исследования личности разработана К.Маховер в 1948 г. на основе теста Ф.Гудинаф (1926 г.), предназначенного для определения уровня интеллектуального развития детей и подростков с помощью выполненного ими рисунка мужчины. Методика «Нарисуй человека» может использоваться для обследования как взрослых, так и детей, возможно групповое обследование.

Собственные исследования авторов, в которых результаты данной методики сопоставлялись с показателями испытуемых по проективной методике «Метод портретных выборов» (модификация теста Сонди), показали совпадение по ряду интерпретируемых признаков. В частности, разрывы линий в фигуре человека связаны, как правило, с дезинтеграцией личностного «Я».

Инструкция. Предлагается карандашом на чистом листе бумаги нарисовать человека. После выполнения рисунка дается задание нарисовать лицо противоположного пола. Заключительный этап обследования - опрос, в котором задаются вопросы о возрасте, образовании, семейном положении, привычках и т.д.

При интерпретации полученных данных исходят из идеи о том, что рисунок является выражением «Я» обследуемого. Значительное внимание уделяется анализу разнообразных деталей рисунка, прежде всего особенностям изображения основных частей тела, которые оцениваются в соответствии с психоаналитической символикой.

 

Особенности, фрагменты рисунка Варианты интерпретации
1 2

П. ФОН, ОКРУЖЕНИЕ

Наличие опоры, контур земли Незащищенность Наличие оружия Агрессивность Сияющее солнце Хорошая приспособляемость к социальной среде Наличие ливневых облаков, заштрихованное солнце, тучи Чувство несчастности, опасения, депрессия, боязливая тревога Фигура человека на ветру Потребность в любви, заботливой теплоте

Y.РАЗМЕР И ФОРМА РИСУНКА

Рисунок на весь лист Компенсаторное превознесение себя и своих достоинств в воображении в связи с невозможностью проявить их в реальной жизни Фигура человека не помещается на листе ¨ Ощущение ограничений со стороны социального окружения ¨ Переживание неспособности реализовать свои возможности ¨ Некритичная самооценка ¨ Нереалистичность оценки своих возможностей Размашистый рисунок на всю страницу Экспансивность, склонность к тщеславию, высокомерию Большая фигура человека ¨ Экспансивность ¨ Стремление к самораспространению ¨ Наличие враждебных агрессивных тенденций по отношению к окружению ¨ Возможны проявления подозрительности ¨ Склонность к тщеславию В меру большой рисунок Хорошая приспособляемость к тем или иным условиям социальной среды

 

1 2
Маленькая фигура человека ¨ Ощущение дискомфорта, скованности, тревоги при контактах ¨ Ощущение эмоциональной зависимости от других («сжавшееся Эго») ¨ Тенденция к замкнутости
Очень маленькая фигура с тонким контуром Скованность, ощущение собственной малоценности и незначительности

У. ПОЛ ЧЕЛОВЕКА

Рисунок человека своего пола Нормальная идентификация
Рисунок человека противоположного пола ¨ Интерес к противоположному полу ¨ Лицо противоположного пола может быть связано с привлекательным или угрожаемым человеком из окружения ¨ Нарушение половой идентификации
Наличие явных деталей, присущих противоположному полу (например, женщина с мужским галстуком, женские плечи в фигуре мужчины, орлиный нос у женщины и др.) ¨ Нарушение полоролевой идентификации ¨ Гомосексуальные тенденции ¨ Переживание своей неадекватности и повышенная тревога

У1. ВОЗРАСТ, изображаемый на рисунке характеризует

желаемый или приписываемый себе психологический возраст

«Омолаживание» фигуры Эмоциональная незрелость, инфантилизм
«Увеличение» возраста Потребность придать себе большую значимость, стремление выглядеть более опытным, зрелым, мудрым
«Дряхлый старик» Возможна психастения

 

YП.ТИП ИЗОБРАЖЕНИЯ

1 2
Человек - трость ¨ Негативное отношение к себе (самонеприятие) ¨ Наличие запрета на удовольствия ¨ Тенденции к психическим отклонениям
Карикатура, шарж, клоун, примитивный рисунок ¨ Потребность в постоянной самозащите ¨ Проблемы с самовыражением ¨ Часто испытывает враждебное отношение к другим людям ¨ Использование юмора для самозащиты или - чтобы спрятаться от других людей ¨ У подростков - чувство отверженности, неполноценности, вплоть до самопрезрения, интернализованная враждебность
Голый человек ¨ Недостаточная зрелость ¨ Эгоцентрические тенденции, склонность к телесному нарциссизму ¨ Протестные реакции против сексуальных норм (в особенности, если нарисованы гениталии)
Кукла ¨ Желание вернуться в мир детства, потребность в заботе и любви ¨ Переживание доминирования окружения, вынуждающее быть уступчивым, марионеткой
Робот Деперсонализация, ощущение внешних контролирующих сил со стороны окружающих(возможно, близких, родных)
Фигура бабы-яги Открытая враждебность к женщинам
Фигура из палочек ¨ Ощущение неуверенности, нежелание раскрывать себя в ситуации исследования ¨ Увиливание, негативные эмоции

 

1 2
Ограниченные аскетичные, роботоподобные фигуры Эмоциональная незрелость

Руки - символ воздействия на мир, контроля поведения других людей; орган управления и изменения среды; средство выражения чувств человека, его личной силы; символ контактности с окружением; средство межперсонального общения

Отсутствие рук ¨ Чувство вины, выраженная депрессия, «уход» из среды по типу невключения ¨ Чувство бессилия, неадекватности ¨ Подавляемые враждебные тенденции

 

1 2
Руки крупные ¨ Стремление к максимальному удовлетворению витальных потребностей ¨ Сила, энергичность, мотивация достижения успеха ¨ Сильная потребность в лучшей приспособляемости в социальных отношениях с чувством неадекватности и склонностью к импульсивному поведению; компенсация ощущаемой слабости и вины
Руки мощные, мускулистые ¨ Агрессивные тенденции ¨ Стремление к власти, доминированию
Ширина рук больше, чем ширина плеч Недостаточный контроль за импульсивными действиями
Руки тщательно прорисованы Базовое стремл ение человека к борьбе
Крылоподобные руки, с пальцами, похожими на перья Шизоидность
Руки в карманах § Чувство неадекватности § Наличие сексуальных проблем § Возможна склонность к мастурбации § Чувство вины
Руки подняты вверх (обычно с длинными пальцами) ¨ Стремление компенсировать собственную слабость, желание быть сильным, властвовать над другими ¨ У детей – возможны агрессивные желания ¨ Стремление подавить чувство враждебности по отношению к окружению
Широкий размах рук Интенсивное стремление к действию, амбициозность
То же, со сжатыми кулаками Агрессивные тенденции
1 2
Руки, сложенные за спиной ¨ Нежелание уступать, идти на компромиссы (даже с друзьями). ¨ Склонность контролировать проявления агрессивности, враждебных влечений, недостаточность такого контроля
То же, в анальной области Возможны гомоэротические влечения
Руки, упирающиеся в бока Склонность занимать позицию» «вздорного собеседника», готовность к проявлению враждебных тенденций
Руки заштрихованные, затененные Агрессивные импульсы, повышенная напряженность в контактах с другими людьми
Руки шире у ладони или у плеча Недостаточный контроль действий и импульсивность
Руки, изображенные не слитно с туловищем, отдельно Субъект иногда ловит себя на действиях или поступках, которые вышли у него из-под контроля
Руки скрещены на груди ¨ Враждебно-мнительная установка ¨ Ощущение отверженности ¨ Склонность к отрицанию, нигилизму
Руки расположены близко к телу Напряжение
То же, напряжены Неповоротливость, ригидность
Руки вытянуты по бокам Трудности в социальных контактах, страх перед агрессивными импульсами
Руки длинные и мускулистые Необходимость в физической силе, ловкости, храбрости как в компенсации
Руки нормальной длины, сильные Агрессивность, энергичность
Руки длинные и слабые Зависимость, потребность в опеке

 

1 2
Руки тонкие, слабые (безвольные) Ощущение недостаточности достигнутого, переживание тщетности усилий, ощущение собственной слабости, неадекватности, беспомощности, неэффективности
Руки слишком длинные ¨ Чрезмерно амбициозные стремления ¨ У детей – потребность в автономии
Руки расслабленные и гибкие Хорошая приспособляемость в межперсональных отношениях
Руки короткие ¨ Тенденция к отчужденности; интровертированность ¨ Попытки сдерживать эмоции
Руки очень короткие ¨ Отсутствие стремлений вместе с чувством неадекватности ¨ Ригидность, неповоротливость, неспособность к непринужденным взаимоотношениям
Сужающиеся руки и ноги Женственность
Руки, повернутые в стороны, достающие что-то Зависимость, желание любви, привязанности
Руки как боксерская перчатка Вытесненная агрессия
Руки неясно очерчены Нехватка самоуверенности в деятельности и социальных отношениях
Руки отсутствуют в женской фигуре Материнская фигура воспринимается как нелюбящая, отвергающая, неподдерживающая
Деформация или акцентирование руки на левой стороне Социально-ролевой конфликт

Кисти рук символизируют характер контактов с окружением

Кисти рук заштрихованы или акцентированы ¨ Беспокойство, чувство вины в связи с нежелательным социальным поведением. Возможны проявления агрессивности

 

1 2
Кисти рук большие Активность, деятельность, контактность
Кисти рук укороченные, подрезанные, маленькие ¨ Беспокойство, тревога при контактах с окружением ¨ Ощущение неадекватности при социальных взаимодействиях
Кисти рук сжаты в кулак Протестные, бунтарские реакции
Кулаки прижаты к телу Вытесненный протест
Кулаки далеко от тела Открытый протест
Кисти рук сложены в замок Сознательные усилия подавлять и контролировать свои агрессивные импульсы
Прорисованные запястья Мягкость, женственность поведения, некоторая нерешительность
Изображение пальцев при отсутствии ладоней Грубость, черствость, инфантилизм и агрессивность
Пальцы одномерные, обведенные петлей Сознательные усилия против агрессивного чувства
Пальцы отделены(обрублены) Вытесненная агрессия, замкнутость
Количество пальцев на руке меньше пяти Зависимость и бессилие человека
Количество пальцев на руке больше пяти Тенденция к агрессивности, амбициозность
Пальцы большие Грубость, черствость, агрессия
Пальцы длинные Скрытая агрессия
Пальцы рук длинные и острые Открытые проявления агрессии
Очень длинные и закругленные пальцы рук Побуждения к утонченному социальному поведению в сочетании с недостаточной способностью к этому
Пальцы похожи на крючки Проявления агрессивных тенденций

 

1 2
Пальцы шипоподобные, как стрелы или гвозди ¨ Ощущение враждебности к окружению ¨ Параноидальные тенденции или открытая агрессия
Пальцы – палочки ¨ Инфантильность ¨ Наличие агрессивных чувств ¨ Демонстрация некоторой агрессивности по отношению к другим людям
Пальцы - лепестки («листочки») Незрелость, инфантилизм
Пальцы как гроздь винограда Недостаточная зрелость в социальном и интеллектуальном плане, некоторая детскость в поведении
Тщательное изображение ногтей, суставов, пальцев, локтей ¨ Концентрация человека на соматических проблемах ¨ Возможны ощущения телесной дезорганизации ¨ Незрелость, зависимость, обсессивно-компульсивная симптоматика

Ноги - символ локомоторной активности, адекватности и чувства безопасности; символ “психологической опоры” человека

Рисунок начат со ступней и ног Боязливость
Ноги акцентированы Грубость, черствость, агрессивные тенденции
Ноги не помещаются на листе (как бы отрезанные его краем) ¨ Эмоциональная апатия, замкнутость, робость ¨ Возможны угрызения совести в связи с переживаемой ситуацией
Ноги как бы «летают в пространстве», не касаются твердой почвы Ощущение незащищенности, неуверенности в себе; другим словами, «незаземленность», которая не дает эффективно «двигаться» в этом мире
Ноги неодинаковых размеров Амбивалентность в стремлении к независимости, автономии; озабоченность в борьбе за это
1 2
Деформация или акцентирование на левой ноге Социально-ролевой конфликт
Ноги широко расставлены ¨ Откровенное пренебрежение(неподчинение, игнорирование), агрессивность ¨ Маскировка ощущения напряженности
Скрещенные или сильно сдвинутые ноги ¨ Напряженность, ригидность ¨ Опасения по поводу сексуальных притязаний со стороны ¨ Плохая сексуальная адаптация ¨ Возможны гомосексуальные тенденции, сопровождаемые чувством вины
Акцентированы коленные чашечки Наличие гомосексуальных устремлений
Ноги длинные, большие Сильная потребность независимости и автономии, стремление к ним
Ноги слишком короткие ¨ Ощущение физической или психической неловкости ¨ Чувство раскаяния ¨ Эмоциональная апатия
Ноги отсутствуют ¨ Робость, замкнутость ¨ Патологическое чувство беспомощности ¨ Наложение запрета на удовольствия от жизни

Ступни ног выражают чувства человека в отношении собственной мобильности

Ступни Признак подвижности(физической или психической) в межперсональных отношениях
Акцентирование ступней ¨ Сексуальные проблемы и чувство вины ¨ Вероятны обсессивные тенденции

 

1 2
Тщательно прорисованы ботинки или тщательно прорисованы шнурки на обуви Возможна некоторая навязчивость в связи с сексуальными проблемами
Прорисованы щиколотки Мягкость, женственность в поведении, некоторая нерешительность
Аккуратно прорисованы пальцы ног, суставы, ногти Проблемы импульсивности поведения, некоторая агрессивность при слабом самоконтроле
Ступни непропорционально длинные ¨ Потребность демонстрировать мужественность ¨ Стремление ощущать безопасность своего положения
Ступни непропорционально мелкие ¨ Скованность, зависимость, ощущение незащищенности, подавленности, боязливости ¨ У мужчин – возможна женственность в поведении
Стопы нарисованы в профиль Устойчивость, уверенность в себе
Стопы обращены к наблюдателю(анфас) Недостаточная устойчивость
Ступни не изображены ¨ Замкнутость, робость, беспомощность, ограничение независимости ¨ Наличие психосоматических проблем

 

Одежда человека – символ социализированности личности

1 2
Аккуратно прорисованная одежда ¨ Стремление к социальному одобрению, к поверхностным контактам ¨ Закрытость в общении ¨ Межличностно – интимному взаимодействию предпочитается ролевое ¨ Сильный рациональный контроль ¨ Эгоцентризм, самовлюбленность ¨ Экстравертированность
Излишне одетая фигура ¨ Сексуальные проблемы, потребность репрессировать свои сексуальные импульсы ¨ Потребность в социальном одобрении, желание представить искусственный социальный фасад перед другими
Мало одежды ¨ Эгоцентризм ¨ Шизоидные тенденции
Одежда подчеркивает формы фигуры Напряженность сексуальных потребностей
Стиль одежды строгий, деловой Закрытость, стремление контролировать проявления своих чувств
Стиль одежды – униформа, военная форма Потребность в повышении статуса, потребность подчинять себе других людей
Стиль одежды – униформа в сочетании с оружием ¨ Наличие враждебности, агрессивности ¨ Возможна концентрация на сексуальной проблематике
Стиль одежды – сказочный Стремление к фантазированию, уходу от реальности, возможна некоторая инфантильность

 

1 2
Стиль одежды – спортивный Стремление подчеркнуть мужественность, силу, мобильность, активность, личностные позиции
Изображение прозрачной одежды Вуайеристские тенденции
Прозрачные брюки Гомосексуальные тенденции
Прозрачная шляпа Склонность к примитивному сексуальному поведению  
Длинная одежда, скрывающая ноги ¨ Инфантильность, эмоциональная незрелость ¨ Чувство тревоги
Одежда короткая ¨ Эгоцентризм ¨ Эксгибиционистские тенденци
Одежда развевается на ветру ¨ Стремление к самораспространению ¨ Эмоциональная неудовлетворенность ¨ Наличие сексуальных проблем
Брюки, развевающиеся на ветру Ощущение вины в связи с мастурбационной активностью

Детали одежды, аксессуары

Галстук ¨ Фаллический символ; стремление к усилению мужественности ¨ Возможны переживания сексуальной неполноценности
Галстук тщательно прорисован Озабоченность собственной потенцией
Галстук неаккуратный, развевающийся на ветру Сосредоточенность на сексуальной сфере, возможна сексуальная агрессивность
Карманы Наличие женского начала, указываюшего на значительную депривацию и зависимость от матери
Карманов - много У мужчин - возможны пассивные гомосексуальные тенденции
Платок в кармане Ощущение сексуальной неполноценности
1 2
Пуговицы Зависимость от матери, ощущение неполноценности
Пуговицы на груди в горизонтальном положении ¨ Идентификация себя с матерью ¨ Ощущение зависимости и эмоциональной депривации
Пуговицы в вертикальном положении ¨ Озабоченность соматическим состоянием ¨ Возможна регрессия
Пуговицы на манжетах рукавов ¨ Зависимость человека ¨ Озабоченность некоторыми навязчивостями
Шляпа на голом человеке Регресс, примитивизм поведения
Ремень, пояс Конфликт между рациональным контролем и сферой влечений
Ремень, украшенный пряжкой Ощущение зависимости, переживание сексуального конфликта
Обувь на высоких каблуках У мужчин - вероятность гомосексуальных влечений
Ботинки заштрихованы Переживание незащищенности
Мелкие детали в одежде, обуви, аксессуарах Навязчивость, обсессивно-компульсивная симптоматика
Серьги ¨ Концентрированность на сексуальной проблематике ¨ Демонстративность поведения
Трость Подчеркивание мужественности, мужской привлекательности, опасения по поводу потенции
Сигарета, трубка во рту ¨ Стремление к укреплению мужского начала, концентрация на сексуальной сфере ¨ Вероятность орального эротизма
Трубка, отставленная ото рта ¨ Склонность к манипулированию временем ¨ Нерешительность в контактах ¨ Подчеркивание мужской привлекательности
1 2
Маска на лице ¨ Осторожность, скрытность ¨ Тенденция к отчужденности, деперсонализации
Наличие оружия Подчеркивание мужественности Агрессивность Вероятность делинквентных проявлений в поведении

 


МЕТОДИКА «ДЕРЕВО»

 

Идея методики принадлежит Э.Хушеру, а впервые он опубликован в 1949 году К.Кохом. Интерпретация результатов производится с позиций психоанализа на основе символического значения, которое приписывается тем или иным элементам изображения. Методика «Дерево» считается валидной при использовании для диагностики детей. Выявлены достоверные различия в рисунках между здоровыми людьми и страдающими органическими поражениями нервной системы.

К.Кох предложил следующую схему анализа результатов данной методики. Верх связан с реальным поведением человека в действительности. Учитывается линия перехода ствола в крону. Ствол «содержит» врожденные склонности, примитивные слои психики, инстинкты, эмоции, резерв жизненной энергии, сдерживаемые движущие силы. Анализируются также особенности почвы: среда, ландшафт, линия, отделяющая корень от ствола.

Наши собственные исследования показывают, что для интерпретации результатов может быть использована также схема Л.Н.Собчик. Согласно данному подходу, можно выделить следующие связи элементов «дерева» со структурами личности. Корни вырастают из почвы - генофонда и, соответственно, символизируют наследственные свойства нервной системы. Почва - это генетически обусловленные признаки. Таким образом, корни - это основа личности, дающая наиболее устойчивые характеристики. На наследственные факторы наслаиваются, переплетаясь, врожденные особенности человека - те, что закладываются в пренатальный период. На практике корни дерева изображаются испытуемыми достаточно редко, и это объяснимо: ведь корни, почва - это большей частью неосознаваемая, точнее, бессознательная сфера личности.

Корни, уходящие в почву (генетику), формируют ствол, который образуется характером человека (мотивацией, эмоциями, интеллектом, стилем межличностного поведения). Здесь трудно отделить наследственное и врожденное от приобретенного.

Крона дерева - это: а) социальные аспекты бытия; б) субъективный выбор (тропизм, неосознанные влечения). Этот выбор «задается» стволом дерева.

По некоторым данным, толщина ствола и веток связана с жизненной энергией, стремлением к жизни.

 

<
Признаки Интерпретация
1 2

ОСОБЕННОСТИ РАСПОЛОЖЕНИЯ

А. РАЗМЕР РИСУНКА

Очень маленький рисунок ¨ Чувство неполноценности ¨ Тенденция к избеганию реальности ¨ Переутомление ¨ Скованность, зажатость
Рисунок занимает на бумаге значительное место ¨ Большая энергия ¨ Позитивный подход к жизни ¨ Внутренняя раскованность
Рисунок занимает почти всю страницу и даже не умещается на ней ¨ Раздражительность, напряженность ¨ Проявление сильной фрустрации, вызванной ограничивающим воздействием окружающей реальности, сочетающейся с чувством враждебности и потребностью в агрессивных действиях
Очень высокое дерево ¨ Острое ощущение своей зависимости от окружающей реальности ¨ Возможно проявление агрессии

Б. РАСПОЛОЖЕНИЕ НА ЛИСТЕ БУМАГИ

Использование места слева от центра страницы Признак доминирования эмоциональной сферы, двойное желание: а) к покровительству со стороны и б) независимости в этих рамках
Использование места справа от центра страницы Выражение преобладания интеллектуальной сферы, потребность опереться на авторитет
Рисунок строго в центре Ощущение незащищенности, потребность в строгой систематизации на основе привычек
1 2
Верхняя позиция (верхняя четверть) ¨ Нестабильность и поиск самообладания. ¨ Амбиции, желание навязать себя другим, компенсация депрессии возбуждением
Нижняя позиция (нижняя четверть) Ощущение покинутости, ненужности, депрессия, самообвинения
Верхний левый угол страницы Тревожность и регрессия, стремление избежать нового опыта и желание вернуться в прошлое
“Срез” левого края рисунка Фиксация на прошлом, страх перед будущим
“Срез” правого края рисунка Желание оказаться в будущем, чтобы уйти от прошлого
“Срез” краем листа макушки дерева

Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.069 с.