Не надейтесь, что ребенок все поймет с первого раза — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Не надейтесь, что ребенок все поймет с первого раза

2022-07-06 29
Не надейтесь, что ребенок все поймет с первого раза 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Этого не стоит ожидать даже после 50-кратного объяснения. Может пройти очень, очень много времени, прежде чем в мозгу у ребенка «что-то щелкнет», и математические идеи станут его второй натурой. Ребенок может сегодня знать, что семью семь равно сорок девять, но завтра, когда то же самое встретится в другом контексте, он может внезапно решить, что ответ – сорок семь. Это нормально. Не забывайте: у вас, вероятно, ушел не один год на то, чтобы достичь нынешнего уровня владения числами (каков бы он ни был).

 

Не говорите ребенку, что ничего не понимаете в математике

 

И особенно, не говорите так, будто вы этим гордитесь. Взрослые часто признаются: «Я всегда был безнадежен в математике», чуть ли не хвастаясь. Почему? Отчасти дело в том, что многие взрослые искренне убеждены в своей неспособности к математике, поскольку живо помнят, как трудно им было в школе и как много ошибок они делали в математических тестах. В какой-то степени срабатывает защитный механизм: если сказать, что ничего не смыслишь в математике, то можно быть уверенным, что никто не задаст математических вопросов. Но утверждение о неспособности к математике может нести и другой, менее явный, но куда более коварный смысл: «…и посмотрите, сегодня я успешный взрослый человек, так что знание математики не так уж важно».

Дети с готовностью подхватывают эту мысль, и в итоге отторгают математику. Они заранее знают, что этот предмет им наверняка не понравится, что он повлечет за собой неудачи, да и вообще проку от него никакого. Правда же в том, что многие мамы и папы, объявляющие себя неспособными к математике, попросту лукавят. Эти родители зачастую без труда справляются с домашней бухгалтерией, составляют планы и расписания, легко справляются с множеством задач одновременно и играют в стратегические игры.

Часто говорят, что люди, объявляющие себя неспособными к математике, никогда не говорят ничего подобного про чтение или грамотное письмо. Отчасти это происходит потому, что люди путают широкое понятие «математики» с узкой ее областью – арифметикой. Если кто-то представляется вам как учитель родного языка, то вы же не будете сразу же нырять в кусты и говорить: «Господи, я всегда был неспособен грамотно писать». Вы понимаете, что главное в родном языке – идеи и воображение, а не скучная формальная грамматика, орфография и пунктуация. Однако это достаточно точный аналог того, как люди ведут себя по отношению к математике.

Школьный опыт, подкрепленный широко распространенными предубеждениями, подталкивает нас к тому, чтобы считать математику всего лишь сложной арифметикой. На самом же деле математика – нечто гораздо большее. Это творческая и глубоко философская дисциплина, требующая богатого воображения. К несчастью, и необходимость выполнять учебный план и работать с большим числом детей с самыми разными способностями ограничивает возможности учителя; по существу, преподаватель не в состоянии познакомить детей с творческим аспектом математической деятельности (хотя на свете немало учителей, которым, несмотря ни на что, это удается).

К счастью, есть еще одно место, где ваши дети могут больше узнать о том, что такое реальная математика – та, что может приносить удовольствие и требует богатого воображения. И это место – дом, а знакомиться с математикой они могут вместе с вами, мама и папа.

 

Арифметика – и как она изменилась

 

Числа и позиционная система

 

 

Ребенок впервые сталкивается с математикой, когда учится называть числа и считать предметы; многие дети овладевают этими навыками к моменту поступления в школу. Поэтому, если у ваших детей первый этап уже позади, вы, возможно, решите пропустить данную главу. Однако все же нам хотелось бы на мгновение задержать вас и напомнить о том, какая это хитрая и сложная штука, наша система счисления. Древний римлянин или грек, телепортированный в первый класс современной школы, застыл бы в благоговейном изумлении перед системой записи чисел – ведь «1» в ней может означать и одну вещь, и десять, и даже тысячу. Что же касается запятой в десятичной дроби и странных слов, таких как «сорок» или «девяносто», обозначающих почему-то «четыре десятка» и «девять десятков» соответственно, то они просто поставили бы беднягу в тупик. Числа совсем не так просты, как нам, привыкшим к ним взрослым, кажется. Не стоит удивляться, что многие дети, научившись считать, долгие годы не могут разобраться в «позиционной системе».

В этой главе мы расскажем немного о том, как человечество обзавелось нынешней системой счисления и как ее сегодня преподают в школах. Мы также познакомим вас с кое-какими играми и другими приемами, которые помогут вам закрепить знания ваших детей об этой системе и могут оказаться такими же интересными и полезными для десятилетних детей, как и для дошколят.

 

Проблемы, которые часто возникают у детей в связи с числами и позиционной системой записи:

 

1. Дети думают, что 6000 – это на один больше, чем 5099.

2. Записывают «сто тридцать шесть» как 10 036.

3. Не сознают, что в числе 243 содержится 24 группы по 10, а не просто четыре десятка.

4. Думают, что 3,453 меньше 3,35, потому что в первом числе присутствуют тысячные.

5. Думают, что 0,75 меньше 0,203, потому что 75 меньше 203.

 

История десятичной системы

 

Наша система счисления работает следующим образом: объекты в ней группируются в десятки, десятки десятков слагаются в сотни, десятки сотен образуют тысячи и т. д. Выбор именно десятки в качестве основы для счета объясняется, конечно, тем, что у каждого из нас на руках по десять пальцев – и на ногах тоже, для ровного счета.

Эта система десяток («десятичная») настолько нам знакома, что кажется почти естественной – ну, просто числа так устроены. На самом же деле этой системе в том виде, в каком мы ее знаем, – то есть с сотнями, десятками, единицами и всем остальным, – а также ее каждодневному применению для расчета денег и различных измерений, всего несколько сотен лет. Мы знаем, что детям требуется не один год, чтобы научиться «расшифровывать» написанные значки и бегло читать; точно так же и на освоение придуманной нами системы называния, чтения и записи чисел нужно время.

Идея группировать числа по десяткам получила признание много веков назад, о чем явно свидетельствует изобретение абака. Первые абаки делались из глины и имели желобки, в каждом из которых помещалось девять небольших камешков. Как только счет доходил до десяти, вместо десяти камешков клали один – причем уже в следующий желобок. Когда и этот желобок заполнялся девятью камешками, с появлением десятого все десять опять заменялись на один, который вновь оказывался в следующем желобке. Записывать не было нужды – камешки в желобках помогали следить за счетом. Для обозначения более крупных групп использовались особые символы, к примеру, X для десятки и C для сотни в римской системе.

Ранние системы счисления не имели знака для обозначения нуля. В конце концов, если в желобке абака нет ни одного камешка, то как обозначить пустоту? У римлян 305 записывалось просто как CCCV, а тот факт, что в числе нет десяток, с очевидностью вытекал из отсутствия в записи знаков X.

 

 

Римские числа

 

 

Римская система записи чисел основывалась исключительно на использовании семи букв. Обратите внимание, что ими обозначались не только 1, 10, 100 и 1000 (числа, которые мы используем в качестве позиций в нашей десятичной системе), но и 5, 50 и 500. Для чисел от 4000 и выше над числом проводили горизонтальную линию, означавшую «тысячи», так что, к примеру, X обозначает 10 000. В римском числе I, Х и C не всегда означают 1, 10 и 100. Если поместить их слева от (соответственно) X, C и M, они означают отнять 1, отнять 10 и отнять 100. Поэтому IX, к примеру, означает 10 – 1 = 9, а CD означает 500 – 100 = 400. Чаще всего сегодня римские числа используются при традиционной записи дат (поэтому когда на телеэкране после программы пробегают титры, нам, чтобы понять их, приходится кое-что быстро расшифровывать).

 

Проверьте себя

1. Римские цифры в городах

На каком из лондонских памятников вы найдете римское число MDCLXVI (в нем есть все возможные буквы, в порядке убывания чисел) и к какому событию оно отсылает?

 

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.