Дифференциальное экономическое пространство и общество плюрализма — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Дифференциальное экономическое пространство и общество плюрализма

2022-07-03 26
Дифференциальное экономическое пространство и общество плюрализма 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Вопреки всему, либерализм остается в наших умах как раз потому, что мы по-прежнему в плену у выработанных им представлений об экономическом пространстве и об обществе. И прогресс состоял бы уже в том, чтобы осознать как историческое и относительное то, что мы считаем «естественным». Я ограничусь здесь тем, что, не приходя к решающему заключению, открою на этот счет поле для дебатов и дальнейшей работы по четырем пунктам:

1. Изгнать либерализм из наших умов означает, возможно, в первую очередь, отказаться от идеи всеобщего. Точно так же, как на повестке дня – партикуляризовать политическое поле, которое сегодня структурировано централизованным образом в своем отношении к государству, ключевая проблема в том, чтобы партикуляризовать пространство экономической и социальной деятельности. Это цена, которую нужно заплатить за возможность помыслить разные уровни (во множественном числе!) организации и автономии в обществе и прекратить рассуждать исходя из необходимости некоего единственного уровня организации. В этом смысле ограничение рынка и ограничение государства как инструменты глобальной реорганизации общества неизбежно взаимосвязаны. В противном случае, в сфере экономики неизбежно будет воспроизводиться вечное противостояние между недифференцированным гражданским обществом и централизованным государством. Я уже анализировал этот вопрос партикуляризации политического посредством формирования политического общества (cf. Pour une nouvelle culture politique). Но что имеется в виду под партикуляризацией пространств экономической и социальной деятельности и под ограничением рынка? Я имею в виду прежде всего не вопрос регулирования экономической деятельности, при котором доля планирования увеличивается за счет сокращения доли рынка. Самое главное, на мой взгляд, заключается в распределении рабочего времени общества. Ограничить рынок, то есть рыночный обмен, означает не только редуцировать рыночные механизмы, но также, и даже в еще большей степени, ограничить пространство рынка. Это ограничение пространства рынка может осуществляться двумя разными способами. Во-первых, благодаря улучшению анализа локального и регионального уровней некоторых рынков. Мировой рынок в конечном итоге является ориентиром лишь для ограниченного числа товаров. Для более автономного экономического развития, для развития в новом направлении необходима более тесная координация между локализацией промышленности и географией рынков. Локальное решение многочисленных проблем, связанных с занятостью, зависит от этого аспекта. И в этом направлении можно сделать гораздо больше, чем принято считать. Во-вторых, благодаря значительному уменьшению времени труда. Этот второй аспект – определяющий. Сокращение времени труда состоит не только в том, чтобы делить общий объем труда на всех; оно также ведет к высвобождению времени для разных видов общественной деятельности. Между тем чем больше у человека свободного времени, тем больше у него возможностей обеспечивать самого себя некоторыми услугами и производить для самого себя некоторое количество благ. Свободное время не может быть приравнено к досугу, оно есть прежде всего возможность свободно выбирать те или иные виды деятельности, совершаемые в своем собственном ритме. Именно таким образом каждый может уменьшить свою зависимость от рынка как общего пространства обмена. Таким образом, именно установление нового соотношения между оплачиваемой работой и общественной деятельностью, или между свободным и несвободным временем, является ключом к устойчивому ограничению пространства рынка. И напротив, расширение рынка неминуемо сопровождается сохранением устойчиво высокой доли несвободного времени.

2. Преодоление капитализма не может пониматься как утверждение нового глобального экономического порядка, нового способа производства. Напротив, следует умножать способы производства и типы общественной деятельности. Сегодня «смешанная» экономика ограничивается сосуществованием государственного и частного секторов. Следует расширить эту концепцию и двигаться к плюрализму способов организации и типов функционирования. Программы по развитию сектора социальной экономики (кооперативов, страховых касс взаимопомощи и т.п.) и «третьего сектора» вписываются в эту перспективу. Изгнать либерализм из наших умов означает прекратить мыслить в рамках единственного способа производства. Но здесь необходимо задать себе важный вопрос: точно ли рынок обладает «растворяющим» эффектом (Маркс)? Как только он правит, пусть даже и в ограниченной сфере, не в его ли логике расширяться и образовывать единое экономическое пространство? A priori история капитализма, казалось бы, подтверждает подобные опасения. Но эту историю следует рассматривать в контексте социологических условий, в которых шло развитие капитализма, ибо рынок обладает растворяющим эффектом лишь в рамках конкретного рыночного общества. Именно социальная структура была двигателем развития рынка, в ней и следует искать ответа на вопрос о том, возможно ли вообще стабильное сосуществование способов производства, отличных друг от друга (пусть даже границы, разделяющие их, остаются подвижными).

3. Изгнать либерализм из наших умов, возможно, означает также покончить с понятием глобального общества. Действительно, понятие глобального общества является продуктом атомизированного представления об обществе и атомизированного состояния общества. Следует выйти из оппозиции индивид/рыночное общество, которая представляет собой не что иное, как повторение оппозиции недифференцированное гражданское общество/государство. Как можно сделать или хотя бы представить это? Возврат к семье и к домашнему способу производства, на мой взгляд, следует исключить. В наше время вся культурная эволюция ведет к индивидуализации членов семьи, преодолевая гендерное разделение труда (оплачиваемый труд для мужчины, домашний труд для женщины), на котором основывались последние проявления домашней экономики в обществе. Точно так же мне представляется маловероятным развитие стабильных и более широких коммунитарных форм жизни, внутри которых мог бы развиться особый способ коммунитарного производства. В этом смысле невозможен «возврат к архаическому», как этого открыто желал Марсель Мосс. Сегодня уже невозможно вернуться к глобальному социальному порядку, в который были бы «вмонтированы» (по знаменитому выражению Карла Поланьи) разные виды экономической деятельности. Нет больше метасоциального гаранта, способного умерять и ограничивать экономическую деятельность. Изучение «примитивных» обществ может, в лучшем случае, научить нас понимать относительность и ограниченность нашего собственного образа жизни. Но невозможно думать о преодолении современного индивидуалистического общества путем возврата к холистскому обществу. Дело не в индивидуализме, а в способе сочетания индивидуальностей в обществе. Мы не можем больше мечтать о новом «домашнем очаге», который стал бы точкой равновесия и компенсирующей инстанцией по отношению к рыночной социализации. Сейчас следует мыслить в терминах неустойчивых мульти-социализаций. Если мы хотим, чтобы мужчина и женщина были отныне не просто сыном и дочерью гражданского общества, с одной стороны (Гегель), и членами буржуазной семьи, с другой, то это возможно лишь ценой умножения форм социализации – пространственных, временных, трансверсальных. Именно при этом фундаментальном условии может быть ограничено и, возможно, преодолено общество рынка. Нужно понимать «общество» как сеть частичных, временных социаций, связанных множественными уровнями взаимозависимостей[279]. Общество в целом существует коллективно лишь как сеть из некоего количества точек, в конечном итоге ограниченных. Только при этом условии можно надеяться на значительное ограничение рынка как господствующей и привилегированной формы социации. К слову, именно в этих рамках становится по-настоящему осмысленной перспектива экспериментального общества.

4. Наконец, изгнать либерализм из наших умов означает разработать право, адекватное новым представлениям об обществе и общественных видах деятельности. В том, что касается прав собственности, в своей работе «L'Age de l'autogestion» я уже показал, что необходимо раздробить и перераспределить различные права, которые, будучи сгруппированы, составляют классическое (буржуазное) право собственности, и таким образом двигаться в направлении настоящей депроприации. В целом, чтобы освободиться от общества рынка, следует пересмотреть отношение между реальными и личными правами, между людьми и вещами. Почему бы, скажем, вместо того чтобы оставаться в рамках простого права на вещи, не начать движение в целом к праву на разнообразное использование вещей? Переход от меновой стоимости к потребительной подразумевает эту трансформацию на уровне права. На практике эволюция права, кстати, иногда происходит в этом направлении (см., к примеру, юриспруденцию касательно захватов заводов рабочими, которые признаются законными многими судьями, несмотря на то что это ставит под вопрос традиционное понятие собственности). Почему бы в сфере реальных прав не обратиться к масштабированной концепции [conception dimensionnelle] права, в которой природа применяемых прав была бы дифференцирована в зависимости от размера коллектива, к которому они относятся? Этот пункт был бы решающим, поскольку именно на основе недифференцированности права по масштабу смог развиться капитализм (когда владелец маленькой лавочки обладает точно такими же правами на свое орудие труда, что и владелец гигантского предприятия, дающего жизнь целому региону). Лишь в сфере личных прав и прав человека следует сохранить и расширить универсальность права, так чтобы сделать из них поистине высшее право. Таким образом, преодолеть общество рынка означает встать на путь плюралистического права (и это совсем не то же самое, что право на плюрализм). Эксперимент как стратегия социальной трансформации остается возможным только при этом условии диверсификации и придания гибкости праву, которое должно одновременно защищать людей и высвобождать трансверсальности[280].

Именно на этих различных площадках разыгрывается будущее рыночного общества. И преодоление его в гораздо большей степени зависит от результатов борьбы и побед именно здесь, чем от некоего магического и внезапного акта установления нового глобального социального и экономического порядка. Изгнать либерализм из наших умов означает, действительно, также отказаться от утопии революции будущего и приступить к ее осуществлению в ежедневной повседневной борьбе.

 

Апрель–сентябрь 1978

 

БИБЛИОГРАФИЯ

 

1. Произведения, датируемые до 1900 г.

 

Anonyme (приписывается Duclos или Prault), l'Esprit de M. de Necker, Paris, 1788

Aristote, Les Economiques, édition Tricot, Paris, Vrin, 1958.

– Ethique à Nicomaque, édition Tricot, Paris, Vrin, 2.

– La politique, édition Tricot. Paris,Vrin, 1962

Bastial, Frédéric, Œuvres choisis, Paris, librairie Dalloz, 1962

Baudeau, abbé Nicolas, Première Introduction à la philosophie économique, ou analyse des Etats policés (1771) in Physiocrates (collection des principaux économistes), Paris, 1846.

Beccaria, Cesare, Des délits et des peines (1746), Genève, librairie Droz, 1965 (trad. française).

Bentham, Jeremy, Œuvres en quatre volumes, Bruxelles, 1829–1834.

Economic writings, trois volumes, London, 1952–1954.

Boisguilbert, Pierre de, Œuvres manuscrites et imprimées in Pierre de Boisguilbert ou la Naissance de l'économie politique, t.II, INED, Paris, 1966.

Boulainvillier, Cte Henri de, Etat de la France..., extrait des mémoires adressés par les intendants du Royaume par ordre du Roi Louis XIV. Deux volumes, London, 1727.

Mémoires présentés à Monseigneur le duc d'Orléans. Deux tomes en un volume, Paris, 1727.

Burke, Edmond, Réflexions sur la révolution de France (1790), Paris, 1823 (trad. française)

Cantillon, Richard, Essai sur la nature du commerce en général (1755), Paris, INED, 1952.

Condillac, abbé Etienne Bonnot de, Le Commerce et le Gouvernement, considérés relativement l'un à l'autre (1776) in Mélanges d'économie politique, t.I (collection des principaux économistes), Paris, 1847.

Condorcet, Jacques-Marie Caritat de, Mélanges d'économie politique in Mélanges d'économie politique, t.I, Paris, 1847.

Davenant, Charles, De l'usage de l'arithmŭtique politique dans le commerce et les finances (1698), перевод в Le Négotiant anglais (voir Véron de Forbonnais).

Dudley North, Sir (приписывается), Considérations upon the East India Trade (1701) in Select Collection of early english tracts on commerce (ed. by Mac Culloch), London, 1856.

Dupin, Claude, Les Œconomiques (1745), deux volumes, Paris, Marcel Rivière, 1913.

Dupont de Nemours, Pierre Samuel, De l'origine et des progrès d'une science nouvelle (1768), Abrégé des principes de l'économie politique (1772) in Physiocrates, Paris, 1846.

Essuille, Jean-François, comte d', Traité politique et économique des communes, Paris, 1770.

Ferguson, Adam, Essai sur l'histoire de la société civile (1767), Paris, 1783 (французский перевод в двух томах).

Fichte, Johann Gottlieb, L'Etat commercial fermé (1800), LGDG, Paris, 1940 (французский перевод).

Forbonnais, Véron de, Le Négociant anglais, ou traduction libre du livre The British Merchant, de Ch. King, deux volumes, Paris, 1743.

Galliani, Ferdinand, Dialogues sur le commerce des blés (1770) in Mélanges d'économie politique, t.II (collection des principaux économistes), Paris, 1848.

Godwin, William, Enquiry concerning political justice (1793), édition critique I. Kramnick, London, Pelican, 1976.

Hegel, G.W.F., System des Sittlichkeit (1802)

Le droit naturel (1802–1803), Paris, Gallimard, 1972 (trad. française).

Jenaer Realphilosophie I (1803–1804), La Première Philosophie de l'Esprit, Paris, PUF, 1969 (trad. française).

La Phénoménologie de l'Esprit (1807)

Principes de la philosophie du droit (1821), Paris, Gallimard, 1940 (trad. française).

Helvétius, Claude-Adrien, De l'Esprit (1758), Paris, Editions sociales, 1968.

Hobbes, Thomas, De la nature humaine (1650), reprint, Paris, Vrin, 1971 (trad. française par d'Holbach).

Le Corps politique (1650), reprint Publication de l'Université de Saint-Etienne, 1977 (trad. française de Sorbière).

Léviathan (1651), Paris, Sirey, 1971 (trad. française par Tricaud).

Hume, David, Traité de la nature humaine (1739), Paris, Aubier, 1973 (trad. française en deux volumes).

– Essays (1741-1752)

Kant, Emmanuel, Projet de paix perpétuelle (1795), Paris, Vrin, 1975.

Critique de la faculté de juger (1790), Paris, Vrin, 1968

Lavoisier, Antoine-Laurent, De la richesse territoriale du royaume de France (1791) in Mélanges d'économie politique, t.I, Paris, 1847. L 'Essai d'arithmétique politique sur les premiers besoins de l'intérieur de la République (1791), Lagrange – в приложении к тексту Лавуазье.

Le Trosne, Guillaume-François, De l'intérêt social, par rapport à la valeur, la circulation, à l'industrie et au commerce intérieur et extérieur (1777) in Physiocrates, Paris, 1846.

List, Frédéric, Système national d'économie politique (1841), Paris, 1857 (trad. française).

Locke, John, Deuxième Traité du gouvernement civil (1690), Paris, Vrin, 1967 (trad. française par B.Gilson).

Mandeville, Bernard, The Fable of the bees (1714), édition critique de F.B.Kaye en deux volumes, Clarendon Press, Oxford, 1924.

Marx, Karl, Critique du droit politique hégélien (1843), Paris, Editions sociales, 1975.

La Question juive (1843), suivi de La Question juive (1841) de Bruno Bauer, Paris, UGE, coll. «10-18», 1968.

Manuscrits de 1844, Paris, Editions sociales, 1968.

Critique de l'économie nationale (sur le livre de F.List, Le Système national d'économie politique), 1845, Paris, EDI, 1975.

La Sainte Famille, en coll. avec F.Engels (1845), Paris, Editions sociales, 1969.

L'Idéologic allemande, en coll. avec F. Engels (1845), édition intégrate, Paris, Editions sociales, 1968.

Discours sur le libre-échange (1848) in Œuvres, t.I, La Pléiade.

Le Capital, critique de l'économie politique (1867), 8 volumes, Paris, Editions sociales, 1969.

Grundrisse (Fondements de la critique de l'économie politique) (1857–1858), 2 vol., éditions Anthropos, 1969.

Critique du programme de Gotha (1875), Paris, Editions sociales, 1966.

Théories sur la plus-value, 2 tomes parus, Paris, Editions sociales, 1974.

Lettre de Marx à Vera Zassoulitch (1881), in Œuvres, t.II, La Pléiade.

Melon, Jean-François, Essai politique sur le commerce (1734) in Economistes financiers du XVIIIe siècle, Paris, 1843.

Mercier de la Rivière, L'Ordre naturel et essentiel des sociétés politiques (1767), in Physiocrates, Paris, 1846.

Millar, John, A historical view of the english government, deux volumes, Londres 1787.

Observations concerning the distinction of ranks in society (1771), Amsterdam, 1773.

Montchrestien, Antoine de, Traicté de l'œconomie politique (1615), Paris, édition Funck-Brentano, 1889.

Montesquieu, Charles-Louis de Secondat, Œuvres complètes, Paris, Editions du Seuil, 1964.

Necker, Jacques, Sur la législation et le commerce des grains (1775) in Mélanges d'économie politique, t.II, Paris, 1848.

Paine, Thomas, Common Sense (1776), London, Pelican, 1976.

Rights of man (1791), London, Pelican, 1969.

Dissertation sur les principes du premier gouvemement, Paris, 1793.

La Justice agraire opposée à la loi et monopole agraire ou plan d'amélioration du sort des hommes, Paris, 1796.

Pareto, Wilfredo, Les Systèmes socialistes, (1902–1903), deux tomes en 1 volume, Genève, Droz, 1965.

Marxisme et Economie pure, recueil d'essais publiés de 1892 à 1919, Genève, Droz, 1966.

Petty, William, The Economic Writings of Sir W. Petty, ed. by Ch. Henry Hull, Cambridge UP, 1899. Comprennent notamment: Political Arithmetic (1676) et Political Anatomy of Ireland (1672) (trad. française de l'Arithmétique politique, deux vol.), Paris, 1905.

Price, Richard, Observations sur la nature de la liberté civile, Rotterdam, 1776.

Pufendorf, Samuel, Le Droit de la nature et des gens (1672), Basle, 1750 (trad. française de Barbeyrac en deux volumes).

Quesnay, François, Œuvres économiques in François Quesnay et la Physiocratie, t.II, Paris, INED, 1958.

Œuvres philosophiques et économiques, éditées par Oncken, Francfort, 1888. Robertson, William, The history of Scotland (1759).

History of America (1777), (trad. française in Œuvres complètes), Paris, 1867 (2 vol.).

Rousseau, Jean-Jacques, Œuvres complètes, t.III, «Ecrits politiques», La Pléiade.

Œuvres complètes, t.II, pour Narcisse, La Pléiade.

Savary, Jacques (pèrе), Le Parfait Négociant, Paris, 1688.

Savary des Bruslons (fils), Dictionnaire universel de commerce, d'histoire naturelle et des arts et métiers, Paris, 1723.

Sismondi, J.C.L. Sismonde de, Nouveaux Principes d'économie politique (1819), Paris, Calmann-Lévy, 1971.

Smith, Adam, The Glasgow Edition of the Work and Correspondence of Adam Smith, Oxford University Press, 1976–1980. La grande édition critique du bicentenaire: I. Theory of Moral Sentiments; II. An Inquiry into the Nature and Causes of the Wealth of Nations (2 vol.); III. Essays on Philosophical Subjects; IV. Lectures on Rhetoric and Belles Lettres; V. Lectures on Jurisprudence; VI. Correspondence of Adam Smith. Deux volumes ont été associés à cette édition: Essays on Adam Smith edited by A.Skinner et T. Wilson, Life of Adam Smith by I.S. Ross.

Steuart, James, An inquiry into the principles of political œconomy (1767) (trad. française en cinq volumes), Paris, 1789.

Turgot, Anne-Robert-Jacques, Œuvres, éditées par G.Schnelle en cinq volumes, Paris, Félix Alcan, 1913-1923.

Œuvres, éditées par E.Daire (avec les notes de Dupont de Nemours) en deux volumes, Collection des principaux économistes, Paris, 1844.

Vauban, Sébastien de Prestre, Dîme royale (1707), in Economistes financiers du XVIIIe siècle, Paris, 1843.

Œuvres («Oisivetés») dans Vauban, sa famille et ses écrits, Paris, 1910.

Walras, Léon, Les Associations populaires de consommation, de production et de crédit, Paris, 1865.

Recherche de l'ideal social, Paris, 1868.

Eléments d'économie politique pure (1874), édition définitive, Paris, LGDJ, 1952.

Young, Arthur, Arithmétique politique, La Haye, 1775 (trad. française en deux tomes).

 

2. Произведения, датируемые после 1900 г.

 

Ardant, Gabriel, Histoire de l'impôt, Paris, Fayaid, 1971–1972 (2 vol.).

Avineri, Shlomo, Hegel's theory of the modem state, Cambridge, Cambridge UP, 1972.

Baechler, Jean, Les Origines du capitalisme, Paris, Gallimard, 1971.

Benveniste, Emile, Le Vocabulaire des institutions indo-europŭennes, Paris, Editions de Minuit, 1969 (2 vol.).

Bonar, James, A Catalogue of the Library of Adam Smith, London, 1894.

Boutmy, Emile, Le Développement de la Constitution et de la société politique en Angleterre, Paris, 1912 (6e édition).

Braudel, Fernand, Civilisation matérielle et Capitalisme, Paris, Armand Colin, 1967.

Chamley, Paul, Economie politique et Philosophie chez Stewart et Hegel, Paris, Dalloz, 1963.

Les origines de la pensée économique de Hegel, in «Hegel-Studien III», Bonn, 1965.

Chalk, Alfred F., Natural Law and the Rise of Economic Individualism in England, in Readings in the History of Economic Theory, edited by I.H.Rima, Holt, Rinehart and Winston, New York, 1970.

Chaunu, Pierre, «l'Etat», in Histoire économique et sociale de la France, t.I, de 1450 à 1660, Paris, PUF, 1977.

Claval, Paul, Régions, Nations, Grands Espaces. Géographie générale des ensembles territoriaux, Paris, édition Génin, 1968.

Cole, C.W., French Mercantilist Doctrine before Colbert, New York, 1931.

Colbert and a Century of French Mercantilism, New York, 1939 (2 vol.).

Coleman, D.C. (editor), Revisions in Mercantilism, London, Methuen and Cie, 1969.

Dérathé, Robert, Jean-Jacques Rousseau et la Science politique de son temps, Paris, Vrin, 1970.

Dockes, Pierre, L'Espace dans la pensée économique du XVIe au XVIIIe siècle, Paris, Flammarion, 1969.

Dobb, Maurice, Etudes sur le développement du capitalisme, Paris, Maspero, 1969 (trad. française).

Dumont, Louis, Homo hierarchicus, Paris, Gallimard, 1966.

Homo aequalis, Paris, Gallimard, 1977.

– «La conception moderne de l'individu», revue Esprit, février 1978.

Elias, Norbert, La Dynamique de l'Occident, Paris, Calmann-Lévy, 1975 (trad. française).

Fauré-Soulet, J.-F., Economie politique et Progrès au «siècle des Lumières», Paris, Gauthier-Villars, 1964.

Febvre, Lucien, La Terre et l'Evolution humaine (1922), Paris, Albin Michel, 1970.

Foucault, Michel, Les Mots et les Choses, Paris, Gallimard, 1966.

Surveiller et Punir, Paris, Gallimard, 1975.

Gierke, Otto, Natural Law and the Theory of Society 1500 à 1800, Boston, Beacon Press, 1957 (trad. anglaise).

Guiomar, Jean-Yves, L'Idéologie nationale, nation, représentation, propriété, Paris, éditions Champ libre, 1974.

Guénée, Bernard, L'Occident au XIVe et XVe siècle, les Etats, Paris, PUF, 1971.

– «Les limites», in La France et les Français, Encyclopédie de la Pléiade.

Halévy, Elie, La Formation du radicalisme philosophique, t.I, La Jeunesse de Bentham; t.II, L'Evolution de la doctrine utilitaire de 1789 à 1815; t.III, Le Radicalisme philosophique, Paris, Félix Alcan, 1900–1903.

Hasek, Carl William, The Introduction of Adam Smith's Doctrines into Germany, New York, 1925.

Heckscher, Eli F., Mercantilism (1931), London, George Allen and Unwin, 1955 (2 vol., trad. anglaise, 2e éd. révisée).

Heers, Jacques, L'Occident aux XIVe et XVe siècles, aspects économiques et sociaux, Paris, PUF, 1973 (4e éd.).

– Le Clan familial au Moyen Age, Paris, PUF, 1974.

Heller, Agnès, La Théorie des besoins chez Marx, Paris, UGE, coll. «10–18», 1978.

Henry, Michel, Marx, t.II. Une philosophie de l'économie, Paris, Gallimard, 1976.

Hirschman, Albert O., The Passions and the Interests, Princeton, Princeton UP, 1977.

Lacoste, Yves, La Géographie ça sert, d'abord, à faire la guerre, Maspero, Paris, 1976.

Landes, David S., Prometheus unbound (1969), trad. française Europe technicienne, Paris, Gallimard, 1975.

Laski, Harold J., Le Libéralisme européen du Moyen Age à nos jours, Paris, 1950 (trad. française).

Lefort, Claude, Le Travail de l'œuvre Machiavel, Paris, Gallimard, 1972.

– «Machiavel, la dimension économique du politique», in Les Formes de l'histoire, Paris, Gallimard, 1978.

Lepage, Henri, Autogestion et Capitalisme, Paris, Dunod, 1978.

Lichtenberger, André, Le Socialisme au XVIIIe siècle, Paris, F. Alcan, 1895.

Lombard, Maurice, Espace et Réseaux du haut Moyen Age, Paris, Mouton, 1972.

Macpherson, С. В., La Théorie politique de l'individualisme possessif, Paris, Gallimard, 1971 (trad. française).

Manent, Pierre, Naissances de la politique moderne, Paris Payot, 1977.

Mantoux, Paul, La Révolution industrielle au XVIIIe siècle (1928), Paris, éditions Génin, 1973.

Martin, Germain, La Grande Industrie sous le règne de Louis XIV, Paris, 1898.

Mauss, Marcel, «Essai sur le don» (1923–1924) in Sociologie et Anthropologic, Paris, PUF, 1950.

Meek, Ronald L., Economics and Ideology, London, Chapman and Hall, 1967.

Mises, Ludwig von, Le Socialisme, étude économique et sociologique (1922), Paris, 1938 (trad. française).

Perroux, François, L'Economie du ХХе siècle, Paris, PUF, 1969 (3e éd.).

Polanyi, Karl, The Great Transformation (1944), Boston, Beacon Press, 1957.

Primitive, Archaic and Modern Economics (essays of Karl Polanyi, edited by G.Dalton), Boston, Beacon Press, 1968.

Trade and Market in the Early Empires (1957), edited by Polanyi, Conrad M. Arensbergand Harry W. Pearson, Chicago, Gateway, 1971.

Rae, John, The Life of Adam Smith, New York, 1895.

Ritter Joachim, Hegel et la Révolution française, suivi de Personne et Propriété selon Hegel, Paris, Beauchesne, 1970 (trad. française).

Sahlins, Marshall, Age de pierre, âge d'abondance, Paris, Gallimard, 1976 (trad. française).

Schatz, Albert, L'Œuvre économique de David Hume, Paris, A.Rousseau, 1902.

L'Individualisme économique et social (ses origines, son évolution, ses formes contemporaines), Paris, A.Colin, 1907.

Schumpeter, Joseph A., History of economic analysis (1954), London, George Allen and Unwin, 1967 (6e éd.)

– Esquisse d'une histoire de la science économique, Paris, Dalloz 1962 (trad. française).

Strauss, Léo, Droit naturel et Histoire, Plon, 1954 (trad. française).

Tawney, R. H., La Religion et l'Essor du capitalisme, Paris, Rivière, 1951 (trad. française).

Thomson, E. P., The Making of the English Working Class, London, Pelican, 1968.

Tilly, Charles, The Formation of National States in Western Europe (edited by)

Princeton, Princeton UP, 1975.

Tönnies, Ferdinand, Communauté et Société (1887), Paris, CEPL, 1977 (trad. française).

Viner, Jacob, Studies in the theory of international trade, Harper, New York, 1937.

The Long View and the Short, Studies in Economic Theory and Policy, The Free Press, Glencoe Ill., 1958.

Weber, Max, L'Ethique protestante et l'Esprit du capitalisme (1920), Paris, Plon, 1967 (trad. française).

Economie et Société (1922), t.I, Paris, Plon, 1971 (trad. française).

Weulersse, George, Le Mouvement physiocratique en France de 1756 à 1770, deux vol., Paris, F.Alcan, 1910.

La Physiocratie à la fin du règne de Louis XV (1770–1774), Paris, PUF, 1959.

La Physiocratie sous les ministères de Turgot et de Necker (1774– 1781), Paris, PUF, 1950.

Wilson, T. et Skinner, A. S. (editors), The Market and the State: Essays in honour of A.Smith, London, Clarendon Press, 1976.

 

Дополнения к библиографическому списку [281]

 

Aboudrar, Bruno-Nassion, «L'Esthétique d'un économiste», Critique, octobre 1998.

Campbell, T. D., Adam Smith's Science of Morals, London, George Allen and Unwin, 1971.

Coase, R. H., «Adam Smith's View of Man», Journal of Law and Economics, octobre 1976.

Deleule, Didier, Hume et la naissance du libéralisme économique, Paris, Aubier, 1979.

Demeulenaere, Pierre, Homo Economicus. Enquête sur la constitution d'un paradigme, Paris, PUF, 1996.

Dumont, Louis, Essais sur l'individualisme, Paris, Seuil, 1983.

Dupuy, Jean-Pierre, Le Sacrifice et l'envie. Le libéralisme aux prises avec la justice sociale, Paris, Calmann-Lévy, 1992 [в статье прекрасно описана связь между «Теорией нравственных чувств» и «Богатством народов»].

Gautier, Claude, L'Invention de la société civile. Lectures anglo-écossaises: Mandeville, Smith, Ferguson, Paris, PUF, 1993.

Haakonssen, K., The Sciences of Legislator: the Natural Jurisprudence of David Hume and Adam Smith, Cambridge, Cambridge UP, 1981.

Halévy, Elie, La Formation du radicalisme philosophique, 3 vol., Paris, PUF, 1995 [В новом издании этого классика – исправленные и дополненные ссылки и сноски, а также большие послесловия Jean-Pierre Dupuy, Pierre Bouretz, Philippe Mongin].

Hirschmann, Albert, L'Economie comme science morale et politique, Paris, Gallimard-Seuil, 1984.

Hont, Itsvan et Ignatieff, Michaël, Wealth and Virtue: the Shaping of Political Economy in the Scottish Enlightment, Cambridge UP, 1983.

Ignatieff, Michaël, La Liberté d'être humain, Paris, La Découverte, 1984 [особенно часть «Le marché et la république»].

Kolm, Serge-Christophe, Philosophie de l'économie, Paris, Seuil, 1986.

Larrère, L'Invention de l'économie au XVIIIe siècle, Paris, PUF, 1992.

Manent, Pierre, Histoire intellectuelle du libéralisme, Paris, Calmann-Lévy, 1984.

Manin, Bernard, «Les deux libéralismes: marché ou contre-pouvoirs», Intervention, n°9, mai 1984.

Marshall, David, «Adam Smith and the Theatricality of Moral Sentiments», Critical Inquiry, juin 1984.

Mathiot, Jean, Adam Smith. Philosophie et économie, Paris, PUF, 1990.

Perrot, Jean-Claude, Une histoire intellectuelle de l'économie politique, XVIIe– XVIIIe siècles, Paris, Editions de l'EHESS, 1992 (см. в особенности часть «La Main invisible et le dieu caché» [«Невидимая рука и сокрытый бог»]).

Pocock, J.G.A., Le Moment machiavélien. La pensée politique florentine et la tradition républicaine atlantique, Paris, PUF, 1997.

Pocock, J.G.A., Vertu, commerce et histoire. Essais sur la pensée et l'histoire politique au XVIIIe siècle, Paris, PUF, 1998.

Root, Hilton L., The Fountain of Privilege. Political Foundations of Markets in Old Regime France and England, Berkley, University of California Press, 1995.

Winch, Donald, Riches and Poverty. An Intellectual History of Political Economy in Britain, 1750-1834, Cambridge, Cambridge UP, 1996.

Zanini, Adelino, Adam Smith. Economia, morale, diritto. Milan, Mondadori, 1998.

Zanini, Adelino, Genesi imperfetta. Il governo delle passioni in Adam Smith, Turin, Giappichelli, 1995.

 

Литература на русском языке (дополнение ред.):

 

Аристотель. Политика. Пер. С.А. Жебелева, М. Л. Гаспарова; Вступ. ст. А.И. Доватура. M.: ACT, 2002. – 393 с.

Аристотель. Сочинения: В 4 т. M.: Мысль, 1976.

Беккария, Чезаре. О преступлениях и наказаниях. Пер. с итал., вступ.ст. и прил. Ю.М. Юмашева. M.: Международные отношения, 2000 – 238 с.

Бенвенист, Э. Словарь индоевропейских социальных терминов: I. Хозяйство, семья, общество. II. Власть, право, религия: Пер. с фр./ Общ. ред. и вступ. ст. Ю.С. Степанова. М.: Прогресс, 1995. – 452 с.

Бентам, Иеремия. Введение в основания нраственности и законодательства. М.: Росспэн, 1998. – 415 с. (История политической мысли)

Гегель, Георг Вильгельм Фредерик. Политические произведения. Вступ. статья и примеч. B.C. Нерсесянца. М.: Наука, 1978. – 438 с. (Памятники философской мысли)

Гегель, Георг Вильгельм Фредерик. Работы разных лет: В 2 т. Сост., ред. А. В. Гулыга. М.: Мысль, 1972

Гегель, Георг Вильгельм Фредерик. Феноменология духа. Послесл. М.Ф. Быковой. М.: Наука, 2000. – 495 с. (Памятники философской мысли)

Гегель, Георг Вильгельм Фредерик. Философия права. Отв. ред. Д.А. Керимов. М.: Мысль, 1990. – 526 с.

Гельвеций, Клод Адриан. Сочинения: В 2 т. Пер., сост., общ.ред. и вступ. ст. Х.Н. Момджяна. Примеч. М.Н. Делограмматика. T.I. М.: Мысль, 1973

Гоббс, Томас. Сочинения: В 2-х т. Сост., ред., примеч. В. В. Соколов; Пер.с лат. и англ. Н. Федорова, А. Гутермана. М.: Наука, 1989, 1991

Дюмон, Луи. Homo Aequalis. I. Генезис и расцвет экономической идеологии. М.: Nota Bene, 2000.

Кант, Иммануил. Сочинения: в 6 т. М.: Мысль, 1966.

Локк, Джон. Сочинения: В 3 т. М.: Мысль, 1988.

Мандевиль, Бернар. Басня о пчелах. Пер. с англ. Е.С. Лагутина., вступ.ст. Б. В. Мееровского. М.: Мысль, 1974 – 376 с. (Философское наследие)

Маркс, Карл, Энгельс, Фридрих. Избранные сочинения: В 9 т. М.: Изд-во политической литературы, 1987.

Маркс, К., Энгельс, Ф. Сочинения. 2-е изд. М.: Изд-во полит. литературы, 1955.

Руссо, Жан-Жак. Предисловие к комедии «Нарцисс» / Руссо, Жан-Жак. Об искусстве. Л.-М.: Искусство, 1959. – 296 с.

Смит, Адам. Исследование о природе и причинах богатства народов / Отв. ред. акад. Л.И. Абалкин; Рос. АН Ин-т экономики. Ч.1. Кн.1–3. М.: Наука, 1993. – 570 с.

Смит, Адам. Исследование о природе и причинах богатства народов. Вступ. статья и коммент. B.C. Афанасьева. М.: Соцэкгиз, 1962. – 684 с.

Смит, Адам. Теория нравственных чувств: (Перевод / Вступ.ст. Б. В. Мееровского; Подгот. текста, коммент. А.Ф. Грязнова). М.: Республика, 1997. – 350 с.

Февр, Люсьен. Бои за историю. Пер. с фр. А.А. Бобовича и др.; Вступ. ст. А.Я. Гуревича. М.: Наука, 1991. – 629 с.

Фергюсон, Адам. Опыт истории гражданского общества. Пер. с англ. И.И. Мюрберг; Под. ред. М.А. Абрамова. М.: Росспэн, 2000. – 389 с.

Философия в «Энциклопедии» Дидро и Даламбера. Отв. ред. В.М. Богуславский. М.: Наука, 1994. – 720 с.

Фихте, Иоганн Готлиб. Замкнутое торговое государство / Фихте, Иоганн Готлиб. Сочинения: В 2 т. СПб.: Мифрил, 1993. Т.2. С. 225-357.

Фридман, Милтон, Фридман Роуз. Свобода выбирать, Пер. с англ. Т. Югай. М.: Новое издательство, 2007

Штраус, Лео. Естественное право и история. М.: Водолей, 2007.

Шумпетер, Йозеф Алоис. История экономического анализа: В 3 т. Пер. с англ. под ред. B.C. Автономова. СПб.: Экон. шк., С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов, 2001.

Юм, Давид. Сочинения: В 2 т. Пер. с англ.; вступ. ст. А.Ф. Грязнова, примеч. И.С. Нарского. 2-е изд., доп. и испр. М.: Мысль, 1996.

Юм, Давид. Трактат о человеческой природе: в 2-х т. Пер. с англ., вступ.ст. М. Абрамова, примеч. И.С. Нарского. М.: Канон, 1995.

Юм, Давид. Малые произведения. Пер. с англ. и примеч. М.А. Абрамова, И.С. Нарского и др. М.: Канон, 1996. – 464 с.

Юнг, Артур. Путешествия, предпринятые в 1787, 1788 и 1789 годах для познания французского земледелия, богатства и национального благосостояния Французского королевства [Пер. с англ.]. Вступ. ст. и примеч. С.Н. Искюля. СПб.: ИНАпресс, 1996. – 427 с.

 

 


[1] http://www.columbia.edu/cu/cup/catalog/data/023113/0231137400.НТМ

 

[2] http://www.columbia.edu/cu/cup/catalog/data/023113/0231137400.НТМ

 

[3] Доклад Пьера Розанваллона был посвящен Гизо (см. ниже) – В. К.

 

[4]  Делель Д. Интеллектуальное наследие Фуко // Мишель Фуко и Россия / Под ред. О. Хархардина. СПб.; М.: Европейский университет в Санкт-Петербурге: Летний сад, 2001. С. 82–83.

 

[5] Un Intellectuel en politique. Entretien avec Pierre Rosanvallon (Propos recueillis par Sylvain Bourmeau) / Les Inrockuptibles, № 566, 3 octobre 2006.

 

[6] См. настоящее издание, глава 2 «Экономика как осуществление политики (рынок и договор)», § 4 «Адам Смит, анти-Макиавелли».

 

[7] См. настоящее издание, глава 8 «Маркс и разворот либерализма», § 4 «От естественной гармонии интересов – к естественной гармонии людей».

 

[8] Там же, с. 212, сноска 48.

 

[9] Un Intellectuel en politique. Op. cit.

 

[10] Op. cit.

 

[11] Itinéraire et rôle de l'intellectuel. Par Pierre Rosanvallon (Propos recueillis par Javier Fernandez Sebastian) / Revista de Libros. Madrid, 28 septembre 2006 (текст интервью см. на сайте: http://www.college-de-france.fr).

 

[12] Un Intellectuel en politique. Op. cit.

 

[13]  Bonelli L. Quand Pierre Rosanvallon fustige un «déficit de compréhension» // LeMonde diplomatique, mai 2006. P. 25.

 

[14]  Rosanvallon P. La Fondation Saint-Simon, une histoire accomplie // Le Monde, 23 juin 1999.

 

[15] Entretien avec le Professeur Pierre Rosanvallon du Collège de France (Propos recueillis par Mohamed Chafik Mesbah) // Le Soir d'Algérie, 30 novembre, 2006 (см. на сайте: http://www.college-de-france.fr)

 

[16] http://www.college-de-france.fr/default/EN/all/his_pol/ p999005417977.htm

 

[17]  Rosanvallon P. Le modèle politique français. La société civile contre le jacobisme de 1789 à nos jours, Edition du Seuil, Paris, 2004 (в только что вышедшем английском переводе: The Demands of Liberty: Civil Society in France since the Revolution. Harvard University Press, 2007).

 

[18]  Rosanwallon P. La contre-démocratie. La politique à l'âge de la défiance. Edition du Seuil, Paris, 2006.

 

[19] См.: Фридман, Милтон, Фридман, Роуз. Свобода выбирать. М.: Новое издательство, 2007. – Примеч. ред.

 

[20] Цит. по: Dupuy J.-P. La main invisible et l'indétermination de la totalisation sociale // Cahiers du CREA. 1982. № 1 (октябрь).

 

[21] Откуда и происходят все споры в середине 1970-х об отношениях между либерализмом и самоуправлением (см. на эту тему мою книгу «L'âge de l'autogestion». Seuil, 1976).

 

[22] См. предисловие к антологии: Manent Pierre. Les Libéraux. Paris: Pluriel, 1986. Vol. 2.

 

[23] Единственное, что могло бы считаться спорным в этом контексте, – это сложное отношение марксизма к моральному либерализму (в то время как коммунистические режимы были достаточно жестко антилиберальными в сфере морали).

 

[24] Это несовпадение происходит попросту от того, что в Соединенных Штатах расхождения концентрируются вокруг вопроса о правах и вокруг морали, в то время как во Франции центральным предстает скорее вопрос рынка. Но можно с удивлением констатировать, насколько дискуссия по такому вопросу, как PACS, усложнила и переопределила во Франции критику либерализма (см. дискуссии, имевшие место осенью 1998 года). (PACS, Pacte Civil de Solidarité, Гражданский договор солидарности – регистрируемый в государственных органах договор, который может быть заключен между двумя лицами – как разного, так и одного и того же пола, – не состоящими в браке и желающими вести совместную жизнь. Закон о PACS был принят французским парламентом в 1999 г. – Примеч.ред.)

 

[25] В этом пункте я не согласен с мнением Марка Лилла, которое он высказывает в своей статье, в целом очень интересной: Mark Lilla, «А Tale of Two Reactions» (New York Review of Books. 1998. Французский перевод в «Esprit»: La double révolution libérate: Sixties et Reaganomics. 1998, octobre). Он действительно расценивает как непоследовательность одно из только что рассмотренных нами противоречий и призывает экономических либералов 1980-х принять революцию нравов 1960-х годов, а защитников культуры 1960-х, в свою очередь, принять рейгановскую революцию. С его точки зрения, либеральная революция должна быть едина.

 

[26] Этот тезис и придает всю юридическую и философскую важность вопросу законности преемственности.

 

[27] По этому вопросу см. статью Louis Dumont «Conception moderne de l'individu» (Esprit. 1978. Février) и монументальный труд Отто Гирке, опубликованный в конце XIX века (Gierke Otto. Natural Law and the Theory of Society, 1500 to 1800). Точные библиографические данные цитируемых произведений приводятся в библиографии в конце книги.

 

[28] Библиографические данные имеющихся русских переводов цитируемых Пьером Розанваллоном произведений указываются в библиографии в конце книги. – Примеч. ред.

 

[29]  Юм Давид. Трактат о человеческой природе. Т. 1. С. 50.

 

[30] Там же. С. 53.

 

[31]  Гельвеций Клод Адриан. Сочинения: В 2 т. Т. 1. С. 145.

 

[32] Там же. С. 186.

 

[33]  Гоббс Т. Левиафан // Гоббс Т. Сочинения. Т. 2. С. 123.

 

[34] Там же (перевод исправлен. – Примеч.ред.).

 

[35]  Мандевиль Бернард. Басня о пчелах. С. 85.

 

[36] Там же.

 

[37] См. также рус. перевод: Штраус Л. Естественное право и история. М., 2007 (глава «Гоббс». С. 159-195).

 

[38]  Гоббс Т. Указ. соч. С. 132-133.

 

[39]  Гоббс Т. Указ. соч. С. 162

 

[40] По этому вопросу см.: Derathé R. Rousseau et la Science politique de son temps.

 

[41]  Локк Дж. Второй трактат о правлении //Локк Дж. Сочинения. Т. 3. С. 313.

 

[42] Там же. С. 317.

 

[43] Там же. С. 316–317.

 

[44]  Локк Дж. Указ. соч. С. 287.

 

[45] Там же. С. 334.

 

[46] Там же.

 

[47] См.: Dérathé. Op. cit. – которому мы во многом обязаны нижеследующими наблюдениями.

 

[48]  Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре. Трактаты. С. 198.

 

[49]  Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре. Трактаты. С. 102.

 

[50]  Руссо Ж.-Ж. Указ. соч. С. 217.

 

[51]  РуссоЖ.-Ж. Предисловие к комедии «Нарцисс» // Руссо Ж.-Ж. Об искусстве. С. 94–95. (Перевод исправлен. – Примеч. ред.)

 

[52]  Гельвеций К.-А. Об уме (речь вторая, гл. XV) // Гельвеций К.-А. Сочинения. Т. 1. С. 261–262.

 

[53]  Гельвеций К.-А. Об уме (речь вторая, гл. XV) // Гельвеций К.-А. Сочинения. Т. 1. С. 262–263.

 

[54] Там же. С. 315 (речь вторая, гл. XXIV).

 

[55]  Гельвеций К.-А. Об уме (речь вторая, гл. XV) // Гельвеций К.-А. Сочинения. Т. 1. С. 344.

 

[56] Цит. по: Elie Halévy. La Formation du radicalisme philosophique.

 

[57] Впрочем, не следует идеализировать английскую конституционную монархию XVIII века. Могущество тиранической олигархии gentry остается определяющим. Англия XVIII века управляется отнюдь не неким подлинным правовым государством. См. по этому вопросу замечательную книгу Boutmy «Le Développement de la constitution et de la société politique en Angleterre».

 

[58]  Юм Давид. Первоначальный контракт // Юм Давид. М<


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.414 с.