Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Топ:
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Интересное:
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Дисциплины:
2022-07-03 | 36 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
История создания.
Кантата «Александр Невский» возникла из музыки к одноименному фильму Сергея Эйзейштейна, вышедшего на экраны в 1938 году.
Процесс создания музыки к фильму происходил под непосредственным впечатлением от кадров фильма. Отсюда, «зримость образов» музыки Прокофьева, т.е. умение передать в музыке жесты, движения людей.
Композитор очень вдохновился успехом фильма и задумал сочинить кантату, основываясь на музыкальной части кинофильма. Следующие несколько месяцев он усиленно трудился над произведением. Сам композитор признавался, что на деле все оказалось не так-то просто, как может показаться на первый взгляд. Прокофьев отмечал, что ему проще было сочинить новое произведение, чем придумывать связки. Да и сама партитура требовала оркестровки, так как прежний вариант совершенно не подходил для исполнения в концертном зале и был рассчитан на создание экспериментальных эффектов. К тому же всю партитуру, состоявшую из раздельных эпизодов, нужно было объединить и подчинить законам вокально-симфонического цикла.
Вокальные партии написаны на стихи автора Владимира Луговского и самого композитора в 1939 году.
Первое исполнение состоялось в Большом зале Московской консерватории в 1939 году под управлением автора.
Кантата «Александр Невский» – произведение советского периода, появилась в преддверии Великой Отечественной войны, открывая патриотическую русскую тему в творчестве композитора. В то же время, она продолжает героическую линию в русской музыке (оперы Глинки, Мусоргского, Бородина).
Особенности жанра кантаты, состав исполнителей, композиция (строение кантаты), характеристика цикла.
Кантата – это вокально-инструментальное произведение, исполняемое певцами-солистами и хором с оркестровым сопровождением, состоящее из отдельных номеров, частей. Все они связаны между собой по смыслу. Слово кантата произошло от итальянского «cantare» и означает «петь».
|
Кантата Сергея Прокофьева – монументальное произведение для меццо-сопрано, хора и оркестра.
Всего в кантату «Александр Невский» вошло семь разных частей, из которых 1-я часть – сугубо симфоническая (звучит только оркестр), 6-я часть – сольная вокальная (солирующее меццо-сопрано), в остальных участвует хор с оркестром. Каждая из частей получила свое название.
1. «Русь под игом монгольским» – оркестровое вступление к кантате. В начале в оркестре звучат только крайние регистры – ощущение пустоты, простора.
Прослушиваем часть
2. «Песня об Александре Невском» – в характере древнерусских былин, величавая, строгая. Как предостережение звучит основная мысль: «Кто придет на Русь, будет насмерть бит».
В ср.части («Ух, как бились мы, как рубились мы!» музыка становится более взволнованной, темп ускоряется. Оркестр воспроизводит звуки битвы.
Прослушиваем часть
3. «Крестоносцы во Пскове». Экспозиция сил врага: впервые появляется тема псов-рыцарей – католический хорал, символизирующий бездушие и жестокость врага.
Прослушиваем часть
4. «Вставайте, люди русские» – гневный призыв к сопротивлению. Это хоровая песня. Ритм марша, тревожный набат колокола в сопровождении.
Ср. часть – «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу» – это лейттема кантаты, появится в V и VII частях. Контраст к крайним разделам – мажор, певучая, светлая, привольная.
Прослушиваем часть
5. «Ледовое побоище» – грандиозная симфоническая картина с участием хора.
Вступление рисует пустынное зимнее озеро перед началом битвы. Холодное, «застывшее» звучание, сумрачные гармонии.
Основная часть состоит из нескольких эпизодов:
Сначала издалека доносится военный сигнал крестоносцев. Далее
|
Эпизод скачки крестоносцев («скок свиньи»)
Хорал на латинском языке (в тексте – бессмыслица, композитору важно лишь само звучание «мертвой» латыни). В музыке слышны «кинематографические эффекты»: нарастание = приближение кадра.
Показ русских сил – у трубы звучит тема хора «Вставайте, люди русские». Появляется новая тема – русской атаки.
Кульминация: тему русских и тевтонцев контрапунктически накладываются (т.е. звучат одновременно). Получается политональность – cis-moll+D-dur.
Эпизод гибели крестоносцев – оркестр передает треск льда, накатывают холодные волны.
Кода. Тихо и светло у скрипок в высоком регистре звучит русская тема «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу».
Прослушиваем часть
6. «Мѐртвое поле» – лирический скорбный образ. Соло меццо-сопрано (низкий женский голос). По сюжету девушка-невеста ищет своего жениха среди павших русских воинов. Но это еще и символический образ – Родина-мать оплакивает своих павших сыновей. В музыке слышны интонации плача, она напряженная в своей сдержанности.
Прослушиваем часть
7. «Въезд Александра во Псков» – величественный хоровой финал. Здесь соединяются русские темы: 1) песня об Александре Невском 2) тема сред. части №4 «На Руси родной» 3) новая плясовая тема «Веселися, пой, мать родная Русь» 4) скоморошьи наигрыши из V части.
Выводы:
В самой структуре кантаты можно проследить четкую логику драматургического движения, присущее законченному циклическому произведению: 1 часть с образами подавленной Руси под игом татаро-монголов выполняет роль симфонического пролога, вторая и третья часть – экспозиция двух противоборствующих сил: русских витязей в лице Александра и рыцарей тевтонского ордена, четвертая часть – завязка действия, призыв к борьбе против врага, пятая часть (сцена битвы на Чудском озере)– столкновение образов, кульминация и развязка, 6 и 7 части – послесловие: 6 часть-плач, реквием по погибшим воинам - лирический эпизод, 7 часть - торжественный эпилог: триумф одержавших победу русских воинов (реприза русских тем кантаты).
Большое влияние на формообразование частей кантаты оказали принципы кинематографа, с его стремительным монтажным развитием, кадровой драматургией (особенно это ощущается в 5 части.)
|
Прокофьев не первый из русских композиторов обратился к исторической тематике и героико-эпическому сюжету. Назови оперы композиторов, предшественников Прокофьева, в которых представлена героико-эпическая линия в русской музыке.
История создания.
Кантата «Александр Невский» возникла из музыки к одноименному фильму Сергея Эйзейштейна, вышедшего на экраны в 1938 году.
Процесс создания музыки к фильму происходил под непосредственным впечатлением от кадров фильма. Отсюда, «зримость образов» музыки Прокофьева, т.е. умение передать в музыке жесты, движения людей.
Композитор очень вдохновился успехом фильма и задумал сочинить кантату, основываясь на музыкальной части кинофильма. Следующие несколько месяцев он усиленно трудился над произведением. Сам композитор признавался, что на деле все оказалось не так-то просто, как может показаться на первый взгляд. Прокофьев отмечал, что ему проще было сочинить новое произведение, чем придумывать связки. Да и сама партитура требовала оркестровки, так как прежний вариант совершенно не подходил для исполнения в концертном зале и был рассчитан на создание экспериментальных эффектов. К тому же всю партитуру, состоявшую из раздельных эпизодов, нужно было объединить и подчинить законам вокально-симфонического цикла.
Вокальные партии написаны на стихи автора Владимира Луговского и самого композитора в 1939 году.
Первое исполнение состоялось в Большом зале Московской консерватории в 1939 году под управлением автора.
Кантата «Александр Невский» – произведение советского периода, появилась в преддверии Великой Отечественной войны, открывая патриотическую русскую тему в творчестве композитора. В то же время, она продолжает героическую линию в русской музыке (оперы Глинки, Мусоргского, Бородина).
Особенности жанра кантаты, состав исполнителей, композиция (строение кантаты), характеристика цикла.
Кантата – это вокально-инструментальное произведение, исполняемое певцами-солистами и хором с оркестровым сопровождением, состоящее из отдельных номеров, частей. Все они связаны между собой по смыслу. Слово кантата произошло от итальянского «cantare» и означает «петь».
|
Кантата Сергея Прокофьева – монументальное произведение для меццо-сопрано, хора и оркестра.
Всего в кантату «Александр Невский» вошло семь разных частей, из которых 1-я часть – сугубо симфоническая (звучит только оркестр), 6-я часть – сольная вокальная (солирующее меццо-сопрано), в остальных участвует хор с оркестром. Каждая из частей получила свое название.
1. «Русь под игом монгольским» – оркестровое вступление к кантате. В начале в оркестре звучат только крайние регистры – ощущение пустоты, простора.
Прослушиваем часть
2. «Песня об Александре Невском» – в характере древнерусских былин, величавая, строгая. Как предостережение звучит основная мысль: «Кто придет на Русь, будет насмерть бит».
В ср.части («Ух, как бились мы, как рубились мы!» музыка становится более взволнованной, темп ускоряется. Оркестр воспроизводит звуки битвы.
Прослушиваем часть
3. «Крестоносцы во Пскове». Экспозиция сил врага: впервые появляется тема псов-рыцарей – католический хорал, символизирующий бездушие и жестокость врага.
Прослушиваем часть
4. «Вставайте, люди русские» – гневный призыв к сопротивлению. Это хоровая песня. Ритм марша, тревожный набат колокола в сопровождении.
Ср. часть – «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу» – это лейттема кантаты, появится в V и VII частях. Контраст к крайним разделам – мажор, певучая, светлая, привольная.
Прослушиваем часть
5. «Ледовое побоище» – грандиозная симфоническая картина с участием хора.
Вступление рисует пустынное зимнее озеро перед началом битвы. Холодное, «застывшее» звучание, сумрачные гармонии.
Основная часть состоит из нескольких эпизодов:
Сначала издалека доносится военный сигнал крестоносцев. Далее
Эпизод скачки крестоносцев («скок свиньи»)
Хорал на латинском языке (в тексте – бессмыслица, композитору важно лишь само звучание «мертвой» латыни). В музыке слышны «кинематографические эффекты»: нарастание = приближение кадра.
Показ русских сил – у трубы звучит тема хора «Вставайте, люди русские». Появляется новая тема – русской атаки.
Кульминация: тему русских и тевтонцев контрапунктически накладываются (т.е. звучат одновременно). Получается политональность – cis-moll+D-dur.
Эпизод гибели крестоносцев – оркестр передает треск льда, накатывают холодные волны.
Кода. Тихо и светло у скрипок в высоком регистре звучит русская тема «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу».
Прослушиваем часть
6. «Мѐртвое поле» – лирический скорбный образ. Соло меццо-сопрано (низкий женский голос). По сюжету девушка-невеста ищет своего жениха среди павших русских воинов. Но это еще и символический образ – Родина-мать оплакивает своих павших сыновей. В музыке слышны интонации плача, она напряженная в своей сдержанности.
|
Прослушиваем часть
7. «Въезд Александра во Псков» – величественный хоровой финал. Здесь соединяются русские темы: 1) песня об Александре Невском 2) тема сред. части №4 «На Руси родной» 3) новая плясовая тема «Веселися, пой, мать родная Русь» 4) скоморошьи наигрыши из V части.
Выводы:
В самой структуре кантаты можно проследить четкую логику драматургического движения, присущее законченному циклическому произведению: 1 часть с образами подавленной Руси под игом татаро-монголов выполняет роль симфонического пролога, вторая и третья часть – экспозиция двух противоборствующих сил: русских витязей в лице Александра и рыцарей тевтонского ордена, четвертая часть – завязка действия, призыв к борьбе против врага, пятая часть (сцена битвы на Чудском озере)– столкновение образов, кульминация и развязка, 6 и 7 части – послесловие: 6 часть-плач, реквием по погибшим воинам - лирический эпизод, 7 часть - торжественный эпилог: триумф одержавших победу русских воинов (реприза русских тем кантаты).
Большое влияние на формообразование частей кантаты оказали принципы кинематографа, с его стремительным монтажным развитием, кадровой драматургией (особенно это ощущается в 5 части.)
|
|
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!