Стилистическая норма и стилитическая ошибка. Отличие стилистических ошибок от лексических и грамматических. — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Стилистическая норма и стилитическая ошибка. Отличие стилистических ошибок от лексических и грамматических.

2021-10-05 34
Стилистическая норма и стилитическая ошибка. Отличие стилистических ошибок от лексических и грамматических. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Языковые нормы — это правила русского языка, но такие правила, которые «узаконены литературой, предпочтены и признаны обществом в качестве обязательных и потому поддерживаются и охраняются и литературой, и обществом и государством». С понятием нормы соотносительны понятия узуса (лат. Usus — обычай, обыкновение) и кодификации (от лат. Codex — книга и facere - делать). Узус — это обычай, традиция употребления языка. Кодификация нормы — изложение, формулировка, сведение воедино (в кодекс) совокупности правил обязательного употребления языка. Кодификация языковой нормы представлена в нормативных словарях, грамматиках и специальных справочниках.

Под языковой нормой подразумевается обычно так называемая общелитературная, то есть принятая для всех разновидностей (стилей) норма. Нормы, как правило, рассматриваются на уровне языковых единиц, о чем свидетельствуют определения нормы как совокупности наиболее правильных, предпочтительных средств языка, складывающейся в результате отбора лексических, произносительных, морфологических, синтаксических элементов и предложения, что и дальнейшая разработка понятия нормы будет осуществляться опять-таки применительно к словарному составу, грамматике, произношению (орфоэпии), ударению.

Стилевая норма кодифицируется только частично: стилистическая окраска(не всегда последовательна) существуют определенные представления, как должно быть построен тот или иной текст с точки зрения уместности и стилеобразности. Это тоже различается стилевыми нормами, но они не закреплены вловарях 

овые нормы закремплены в словарях и справочниках. Ими челове овладевает постепенно, усваивая наиболее удачные приемы построения текстов в разных сферах общения.

Стилевая норма — это норма выбора и организации языковых единиц в тексте определенного стиля и определенной направленности, а так же норма выбора стиля, соответствующего условиям языкового общения.

«Стилистической ошибкой» можно считать только нарушение стилевых норм, их нужно отличать от лексическихошибок(незнание значения слова), от грамматических ошибок(нарушение грамматических норм)

1. Лексико-стилистические ошибки(неоправданное употребление диалектов, архаизмов, канцеляризмов, профессионализмов)

2. Морфолого-стилистические ошибки. Например в неоправданном использовании слов с оценочной и уменьшительно-ласкательной окраской в научном или официально-деловой речи.

3. синтаксико-стилистические ошибки. Неоправданное использование конструкций одного вида в другом.

Стили языка соотносительны, и эти соотношения подчинены определенным правилам, ограничивающим и упорядочивающим формы разностильных смешений. К «смешению стилей» близко примыкает несоответствие стилистической окраски словесного материала предмету, теме сообщения.

Перемещение какой-либо разновидности употребления языка в не свойственную ей ситуацию и сферу общения используется часто как литературный прием, особенно в фельетонах.

В разных стилях стилевая норма (имеется в виду норма построения текста данного типа) имеет свои особенности. Наиболее жесткой она является в официально-деловом стиле. А наиболее свободны и своеобразны нормы, свойственные организации художественных текстов.

 

Фоника Благозвучие речи

Фоника - раздел стилистики, изучающий звуковую сторону речи. В отличие от фонетики, представляющей собой раздел языкознания, который изучает способы образования и акустические свойства звуков того или иного языка, фоника - наука об искусстве звуковой организации речи. Фонетические средства языка, имеющие стилистическое значение: звуки речи (гласные и согласные: звуковой символизм) словесное ударение (в устной речи – правильность ударения, в художественном тексте – эстетика чередования ударных и безударных слогов) длина слова ритм рифма (в поэзии – роль композиционно-звукового повтора, в прозе часто неуместна и поэтому комична)

Фоника изучает сочетаемость звуков при соединении слов в словосочетания и предложения. Стилистика требует такой звуковой организации речи, при которой не нарушалась бы характерная для данного языка сочетаемость гласных и согласных. Изменение привычной для русского человека последовательности звуков в речи воспринимается как отклонение от нормы.

Под фоникой понимают также:

 саму звуковую организацию речи, т.е. отбор и употребление языковых средств фонетического уровня с определённым стилистическим заданием. В этом смысле о фонике говорят как о компоненте стиля того или иного писателя, поэта.

 стилистически значимые средства фонетического уровня. При этом говорят о фонике того или иного произведения, исследуя фонику какого-либо произведения, поэмы, стихотворения.

Понятие благозвучия

Наиболее общее стилистическое требование, предъявляемое к фонетической стороне речи, - требование благозвучия, сформулированное еще в античных риториках. Аристотель утверждал: «Написанное должно быть удобочитаемо и удобопроизносимо, что одно и то же».

Благозвучие предполагает наиболее совершенное на данном языке сочетание звуков, удобное для произношения и приятное для слуха. Требования благозвучия должны быть согласованы с фонетическими особенностями конкретного языка. Деление же языков на «благозвучные» и «неблагозвучные» лишено научного основания и обычно связано с субъективными оценками. Благозвучие всегда обусловлено своеобразием фонетики данного национального языка. Все, что не свойственно языку, что выходит за рамки

Например, непривычные для кажутся неблагозвучными.

Каждый национальный язык имеет свою неповторимо индивидуальную фонетическую систему, которая говорящим на этом языке представляется самой удобной. Для русского человека, например, благозвучна пушкинская строка. У лукоморья дуб зеленый; здесь нет труднопроизносимых сочетаний звуков, короткие слова чередуются с длинными, интонация гармоническая, плавная. Неблагозвучны, например, такие строки: Вдруг взгрустнулось другу: вскоре / снова встретит он врага. Неблагозвучными сочетаниями вдр, взгр, вск, встр затрудняет их произнесение; лишает речь плавности. Неблагозвучными бывают: аббревиатуры, скопление причастий с суффиксами –вш-, -ющ- и под., скопление гласных/согласных звуков на стыке слов, неверное использование вариантов предлогов типа о/об/обо, с/со и т.п., заимствованные слова, неологизмы.

Существует мнение, что чем больше в речи гласных, тем она благозвучнее. Это неверно. Гласные порождают благозвучие только в сочетании с согласными, Стечение же нескольких гласных, нарушает звуковой строй русской речи, затрудняет артикуляцию.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.