Существует ещё понятия «талант» и «гениальность» — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Существует ещё понятия «талант» и «гениальность»

2022-07-03 31
Существует ещё понятия «талант» и «гениальность» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Талант - это совокупность таких черт личности, как природные задатки, интеллектуальные и мыслительные возможности, способность длительное время поддерживать интерес к объекту труда, то есть воля и энергия человека, способность создания новых образов, развития фантазия и воображение.

Гениа́льность — высший уровень интеллектуального или творческого функционирования личности, который проявляется в выдающихся научных открытиях или философских концепциях, технических или технологических изобретениях, социальных преобразованиях, создании художественных произведений, имеющих отдалённые последствия во многих областях культуры. О гениальности говорят, когда достижения расцениваются как новый этап в определённой сфере деятельности, считаются опережающими своё время, формируя зону ближайшего развития культуры человека.

Между талантом и гением качественное различие. У них разное чувствование мира. Продукт деятельности таланта — оригинальность; продукт деятельности гения — простота, и если талантливый человек может использовать свой талант, а может и не использовать, то гениальный человек фактически является заложником своей гениальности, он не может не работать в том направлении, в котором одарён гениальностью.

Психологи утверждают, что все люди с рождения наделены определенными задатками. Однако далеко не все наши задатки развиваются в способности. И даже, если из каких-то задатков в процессе какой-либо деятельности развились способности, не всех людей, обладающих этими способностями, можно назвать одарёнными.

Вот почему взрослые должны создавать развивающую, творческую образовательную среду для детей, способствующую развитию их природных задатков, превращая их в способности, и развивая в дальнейшем эти способности, формируя возможную одарённость ребёнка.

Без организации развивающей среды, планомерных занятий, индивидуальной работы, активного участия родителей развития способностей ребенка невозможно.

Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие не востребованности. Процент одаренных (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в десятилетнем возрасте их примерно 60-70%, то к четырнадцати годам - 30-40%, а к семнадцати - только 15-20%.

Для того,  чтобы педагогу грамотно, а главное, результативно организовать образовательный процесс со своими учащимися, ему в первую очередь необходимо чётко разделять понятия «задатки», «способность», «талант» и «одарённость», владеть необходимыми знаниями относительно психофизиологических особенностей данных категорий детей, особенностей их личностного развития, обладать профессиональными компетенциями, которые позволят выбрать соответствующие формы работы, технологии и методы обучения в соответствии с образовательными потребностями каждого своего учащегося.

И сегодня целью нашего педагогического совета является оказание вам помощи в составлении алгоритма работы с одарёнными детьми, понять из каких наших профессиональных действий формируется система работы с одарёнными детьми.

1. Прежде всего, необходимо выявить одарённых детей. Задача педагога на этом этапе - увидеть способности у каждого учащегося, благодаря которым у него появляется потребность в их реализации. Опытный педагог уже на первом этапе обучения может заметить у детей определенные способности, благодаря которым они будут выделяться среди своих сверстников.

Педагогу следует обратить особое внимание на ребёнка, если он:

¾ Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.

¾ Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.

¾ Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.

¾ Склонен к рискованным действиям.

¾ Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов.

¾ Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.

¾ Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.

¾ Не конфликтен, не приспособленец, не боится отличиться от других.

¾ Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.

¾ Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.

Педагог наблюдает, делает на основе своих знаний и опыта определённые выводы, которые необходимо подкрепить выводами, сделанными на основании научного подхода. Как мы с вами это можем сделать? Конечно же, с помощью педагогической диагностики. Что мы будем оценивать и анализировать:

¾ вид одарённости (творческая, академическая, художественная, интеллектуальная, литературная, психомоторная, общая, социальная)

¾ уровень развития одарённости;

¾ уровень становления компетенций по направлению образовательной программы (результативность обучения по программе);

¾ потенциальные возможности детей (как правило, это исследование проводится с использованием ресурсов психологических служб);

¾ особые успехи и достижения ребёнка.

 

Как мы можем оценить эти качества? С помощью таких методов диагностики, как: педагогическое наблюдение; анализ продуктов деятельности ребёнка; тестирование; опрос, интервьюирование и т.д.

 

С помощью диагностических методик мы можем также составить так называемый «интеллектуальный портрет» ребёнка, который включает описание состояния познавательной сферы ребёнка (оригинальность и гибкость мышления, продуктивность, способность к анализу и синтезу, умение классифицировать, способность к высокой концентрации внимания, способность запоминать) и сферу его личностного развития (увлеченность, перфекционизм, социальную автономность, лидерство, соревновательность, широту интересов, чувство юмора).

Также с помощью диагностических методик мы можем составить характеристику ребёнка, включающую учебную, мотивационную, творческую и лидерскую характеристики личности.

 

При этом, чтобы составить объективную картину об одарённости ребёнка, к проведению данных исследования необходимо привлекать его родителей. Для этого существует ряд методик, адресованных именно им.

Я не буду сейчас подробно останавливаться на рассмотрении вариантов проведения педагогической диагностики с целью выявления одарённых детей. Обращу лишь ваше внимание на работы Савенкова Александра Ильича - советского и российского психолога и педагога, специалиста в области диагностики и развития детской одарённости, обучения одарённых детей, психологии исследовательского обучения, создателя научной школы «Психология одарённости и творчества», в частности рекомендую найти его работу «Методики диагностики одарённости младших школьников», в которой он подробно описал ряд методик, условия их проведения и интерпретацию полученных результатов. С этими материалами вы можете познакомиться в рамках самообразования. Выбрать для себя приемлемые и пользоваться ими в своей работе.

 

2. После того, как мы выявили одарённого ребёнка, определили вид его одарённости, степень его одарённости, подкрепив свои догадки научно обоснованными диагностическими методиками, составили его «интеллектуальный» портрет, общую характеристику личности, нам необходимо организовать образовательный процесс для этого одарённого ребёнка в соответствии с его особенностями, возможностями, интересами и образовательными потребностями.

В дополнительном образования существуют разные формы обучения одарённых детей:

¾ Работа по дополнительным общеразвивающим программам для одарённых детей;

¾ Индивидуальное обучение в группах индивидуального или малого состава по индивидуальным образовательным маршрутам;

¾ Вовлечение одарённого учащегося в проектную деятельность;

¾ Работа в режиме наставничества, где в качестве наставника может выступать и учёный, и деятель науки или культуры, и специалист высокого класса и т.д.;

¾ Очно-заочные школы для одарённых детей;

¾ Каникулярные сборы, лагеря, творчески лаборатории;

¾ Система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад;

¾ Детские научно-популярные конференции и семинары;

¾ Самоуправление;

¾ Профориентационная работа, направленная на повышение мотивации одарённых детей к трудовой деятельности по профессии, специальностям, направлениям подготовки, востребованным на рынке труда.

Что касается разработки программ для одарённых детей, то в этом нет ничего сложного, если вы, как педагог, понимаете психофизиологические особенности одарённых детей, владеете информацией об образовательных технологиях личностно-ориентированного обучения и развивающего обучения и можете применять их на практике, если вы понимаете, какие формы работы, методы и средства обучения таких детей будут наиболее эффективны с учётом специфики вашей программы и имеющихся в учреждении условий (как правило, акцент с такими детьми смещается в сторону их самостоятельной деятельности), если вы можете выстроить систему планируемых результатов обучения по вашей программе исходя их образовательных потребностей одарённого ребёнка, видеть пути их достижения и уметь осуществлять оценку результативности обучения одарённого ребёнка на всех этапах обучения.

То есть, дополнительная общеразвивающая программа для одарённых детей от обычной программы должна отличаться тем, что её содержание должно быть составлено именно с учётом психических, физических и личностных особенностей одарённых детей. Поэтому, если вы понимаете, что у вас не хватает каких-то профессиональных компетенций для того, чтобы грамотно организовать работу с одарённым ребёнком, а он либо уже есть в вашем коллективе учащихся, либо вы понимаете, что он вот-вот объявится, то вам срочно надо заняться изучением данного вопроса.

В качестве примера для разработки программы для одарённых детей можно воспользоваться реализуемыми в нашем учреждении программами «Я – творец», (авт. Дёмина Т.М., Метельская Н.А.) и «Студия костюма КОЛО» (авт. Воробьёва П.В., Ершова Т.А., Луговская Е.Ю. и др). Данные программы являются победителями регионального конкурса дополнительных общеразвивающих программ в 2020 и 2021 годах, прошли, так сказать, самую профессиональную экспертизу компетентного жюри.

Что касается разработки индивидуальных образовательных маршрутов, то мы с вами об этом уже не один раз говорили, проводили семинар, всем желающим были даны индивидуальные консультации, методической службой разработаны примеры ИОМ для разных категорий учащихся, в том числе и для одарённых, для регулирования и систематизации работы по ИОМ на уровне учреждения составили положение, включающее общий порядок организации работы по ИОМ для всех педагогов.

Что касается организации проектной деятельности с одарёнными учащимися, то этот вопрос рассматривался с нами на предыдущем педагогическом совете, алгоритм этой работы всем, я уверена, уже знаком. Если остались ещё вопросы, подходите, обсудим.

Относительно организации работы с одарёнными детьми в режиме наставничества, то этот вопрос сегодня очень актуален не только в нашем учреждении, но и в системе образования в целом.

Напомню, что наставничество – это универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве. Программа наставничества - комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.

В этом году в нашем учреждении появилось положение о системе наставничества. Если с ним кто-то ещё не познакомился, не оттягивайте это момент, так как данная форма работы сегодня стремительно набирает обороты, особенно в сфере дополнительного образования.

Конечно же, ни для кого не секрет, что одной из самых популярных форм работы с одарёнными детьми является вовлечение его в конкурсное движение, участие в олимпиадах, фестивалях, соревнованиях и т.д. У наших педагогов, которые уже много лет работают в системе дополнительного образования, и чей опыт работы с детьми, в том числе с одарёнными, заслуживает внимания и уважения, в арсенале имеется ряд конкурсных мероприятий, к которым они ежегодно традиционно готовят своих учащихся. И это хорошо. При этом сегодня появилось очень много конкурсов с дистанционным участием, что тоже расширяет наши возможности участия в них.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.