Принцип комплексного изучения ребенка — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Принцип комплексного изучения ребенка

2021-10-05 47
Принцип комплексного изучения ребенка 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

- исследование не только отдельной изолированно взятой функции, но и её взаимосвязи с другими сторонами психики;

- использование всех имеющихся сведений о ребенке: клинических, педагогических и др., полученных в результате беседы с ребенком и путем наблюдения за ним.

принцип динамического изучения ребенка в сочетании с качественным анализом результатов психодиагностики. Психические явления могут изучаться только в развитии, фиксируется выполнено или не выполнено задание, но и раскрывается внутренний механизм, процесс, благодаря которому ребенок сумел или не сумел справиться с поставленной задачей. Указываются позитивные элементы развития, отмечается потенциал, на который следует опереться (исследование ЗБР и ЗАР; обучающий эксперимент);

принцип целостного, системного обучения - «...системный анализ в процессе психологической диагностики предполагает - обнаружение не просто отдельных проявлений нарушения психического развития, а связей между ними, определение их причин, установление иерархии обнаруженных недостатков или отклонений в психическом развитии..» (Л.С.Выготский); выявляется первичный дефект и вторичное нарушение, изучение происходит в процессе деятельности;

принцип качественно-количественного подхода при анализе данных, полученных в процессе психолого-педагогической диагностики.

п ринцип сравнительности - результаты исследования должны быть сопоставлены с аналогичными данными, полученными на такой же по возрасту выборке нормально развивающихся детей. Только в этом случае мы можем отделить общие и специфические закономерности данной группы детей с отклонениями в развитии. Сопоставление экспериментальной группы не только с группой нормальных сверстников; в качестве еще одной контрольной группы следует брать еще дополнительную группу детей с другой формой отклонения. Только в этом случае мы имеем возможность получить адекватные результаты и отделить модально неспецифические закономерности от модально специфических.

Возникновение специальной психологии (от греч. specialis - особенный, своеобразный) как самостоятельной отрасли психологической науки и практики можно отнести к 60-м гг. XX ст. До этого времени специальная психология являлась неотъемлемой частью дефектологии - комплексной науки, включающей изучение причин и механизмов отклоняющегося развития, разработку научно обоснованных медико-психолого-педагогических коррекционных воздействий применительно к детям, имеющим различные недостатки в психофизическом и личностно-социальном развитии. Дефектология борется сейчас за основной тезис: ребенок, развитие которого осложнено дефектом, не просто менее развит о й, чем его нормальные сверстники, но развит о й иначе. педагогика и детская психология - ребенок не есть маленький взрослый. Становление СП изначально, происходило в рамках дефектологии, как прикладной дисциплины, которая обеспечивала оптимальное решение задач коррекционного педагогического процесса, а также методы диагностики определяющие особенности психического развития ребёнка, его потребности в обходных путях обучения. Первыми формировались такие направления СП, как психология умственно отсталых (олигофренопсихология), психология глухих (сурдопсихология), психология слепых (тифлопсихология). В настоящее время наблюдается тенденция к пересмотру клинико-психологических терминов и их замена терминами психолого-педагогическими (вместо «психология умственно отсталых» и «олигофренопсихология» все чаще употребляются термины «психология детей с выраженными (стойкими) отклонениями в интеллектуальном развитии», «психология детей с недоразвитием познавательной сферы» и др. Современная СП включает: психологию детей с задержкой психического развития, психологию детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, психологию детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, психологию лиц с нарушениями речи, психологию детей со сложными недостатками развития. СП изучает различные варианты патологии психического развития, проблемы искажения психического развития при врождённых физических заболеваниях и дефектах. Например, выявлено: что первичный дефект (например, глухота) вызывает многочисленные вторичные изменения (изменения психического развития) - (вторичный дефект), перестройку жизненной позиции, системы взаимоотношений с окружающими, мышления, восприятия и др. (третичные отклонения).

Разделы специальной психологии:

тифлопсихология - психология лиц с нарушением зрения;

сурдопсихология - психология лиц с нарушением слуха;

олигофренопсихология - психология умственно отсталых;

логопсихология - психология лиц с речевыми расстройствами;

психология лиц с недостатками эмоционально-волевой сферы (в основном, РДА);

психология лиц с недостатками опорно-двигательного аппарата (в основном, ДЦП);

психология лиц с задержкой психического развития;

психология лиц со сложным дефектом.

Специальная психология, как и специальная педагогика, входит в состав дефектологии

Связь с другими науками Специальная психология как направление психологической науки и практики - интенсивно развивающаяся область, стоящая на стыке гуманитарных наук (философия, история, социология, право, теология и др.), естественных наук (биология, анатомия, генетика, физиология, медицина) и педагогики, в т.ч. «коррекционной (специальной)»


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.