Население стран Зарубежной Европы — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Население стран Зарубежной Европы

2022-07-03 126
Население стран Зарубежной Европы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Все европейские страны, кроме Албании, относятся к простому типу воспроизводства населения. В большинстве стран Зарубежной Европы рождаемость весьма низкая. Албанский феномен объясняется, прежде всего, влиянием религии, поскольку это мусульманская страна. Более высокой рождаемостью отличаются Исландия и Ирландия. Что касается смертности, то она сравнительно высока. Это обусловлено, во-первых, высокой долей пожилых людей вследствие увеличения продолжительности жизни. Во-вторых, сказываются последствия таких негативных факторов, как травматизм, наркомания, алкоголизм и т.д. В результате в целом по региону естественный прирост населения составляет лишь 2% - самое низкое значение этого показателя среди всех регионов мира.

В большинстве европейских стран лишь едва обеспечивается простое воспроизводство, а в ряде стран (Германия, Австрия, Бельгия, Дания, Швеция Италия, Испания Португалия, Венгрия, Болгария и др.) наблюдается естественная убыль населения. Европейские страны активно проводят демографическую политику, нацеленную на повышение рождаемости, однако она не достигает желаемых результатов.

В странах Западной Европы политика стимулирования рождаемости, проводимая на протяжении последних 50 лет, также не дала положительных результатов. Проблему отчасти помогают решить иммигранты из развивающихся стран, и прежде всего, мусульманских. В странах Южной Европы традиционно отмечался более высокий естественный прирост, что объяснялось религиозным составом населения. Известно, что народы Южной Европы приветливо относились к многодетности.

Для европейских стран типична ситуация, когда в возрастной структуре населения пожилые люди превосходят по численности детей. Это оказывает неблагоприятное воздействие на развитие экономики. Почти во всех странах региона в половой структуре населения преобладают женщины. Исключение составляют Албания, Исландия и Ирландия. Трудовые ресурсы Зарубежной Европы отличаются высокой квалификацией и трудовой дисциплиной.

На протяжении нескольких веков Зарубежная Европа являлась регионом эмиграции. Великие географические открытия стали импульсом к «великому переселению народов». Поиск новых рабочих мест, лучшей «доли», миграции по религиозным мотивам - все это способствовало оттоку населения.

С течением времени ситуация коренным образом изменилась. Устойчивый экономический рост, стабильная социально-политическая обстановка, традиционное соблюдение прав человека, социальные и правовые гарантии явились причиной превращения Зарубежной Европы в очаг иммиграций.

Можно утверждать, что во второй половине XX в. миграционные потоки развернулись: теперь они направились из бывших колоний в бывшие метрополии. Например, в Великобритании резко возросла доля иммигрантов из стран Южной Азии и Карибского региона, во Франции - из стран Северной, Западной и Центральной Африки. Страны Южной Европы отличаются более низким уровнем экономического развития и поэтому до сих пор являются крупными поставщиками эмигрантов для более богатых стран Западной Европы.

Зарубежная Европа - регион с преобладанием городского населения. В настоящее время средняя доля городского населения в Зарубежной Европе составляет 77%, достигая максимальных значений в Бельгии (97%), Исландии (92%), Великобритании (91%), Нидерландах (89%) и Германии (88%) и минимальных - в Лихтенштейне (21%), Албании (39%), Боснии и Герцеговине (43%) и Молдавии (46%). В регионе насчитывается 35 официальных городов - миллионеров, причем среди них преобладают города с населением, незначительно превышающим 1 млн чел. Одновременно здесь получила широкое развитие такая форма городского расселения, как городская агломерация.

До середины XX в. население стремилось в города, где в итоге и произошла концентрация его основной части. Развитие промышленности в городах стимулировало приток рабочей силы и существенно осложнило экологическую обстановку. По этой причине в 60-70-е гг. XX в. в городах Зарубежной Европы наметилась тенденция к оттоку населения из центральных частей в пригороды. Нередко в пригородную зону переселялись и пенсионеры, привлекаемые более комфортными условиями проживания и более низкой стоимостью жизни. Постепенно пригородная зона, кроме жилых, как правило, частных кварталов, стала концентрировать и некоторые промышленные объекты. Этот процесс называется субурбанизацией.

Одновременно наметился отток населения из пригородной зоны в сельскую местность («рурбанизация»).

В настоящее время большинство стран Зарубежной Европы являются типичными постиндустриальными странами: в непроизводственной сфере производится свыше 1/2 ВВП, внешняя торговля услугами складывается со значительным активом.

В начале XXI в. в европейских странах в обшей сложности производится около 5 млн автомобилей в год, в том числе в Германии- 5,7 млн, во Франции - 3,2, в Испании - 2,9, в Великобритании - 2 и Италии 1,5 млн. Выпускаются преимущественно легковые автомобили (85%).

До середины XX в. Зарубежная Европа являлась основным судостроительным регионом мира. Однако в настоящее время основные судостроительные мощности переместились в страны Азиатско- Тихоокеанского региона, а некогда великие европейские морские державы (Великобритания, Нидерланды, Франция и др.) почти полностью перешли на ремонт судов. В настоящее время сравнительно крупное судостроение сохранилось лишь в Германии, Польше, Италии и Испании.

Бурное развитие переживает авиаракетно-космическая промышленность, которая ранее была представлена лишь во Франции и в Великобритании, а теперь в рамках общеевропейского кооперирования получила широкое распространение также в Германии, Нидерландах и некоторых других странах. Глобализация наблюдается также на рынке электротехнической и электронной промышленности.

В производстве электроэнергии ведущая роль принадлежит ТЭС. Почти все они находятся либо в районах потребления, либо в местах добычи топлива, либо в портах (т.е. в местах получения импортного топлива). Примерно 20% электроэнергии производится на ГЭС, роль которых особенно велика в Норвегии, Швеции, Австрии, Швейцарии и некоторых балканских странах. По доле электроэнергии, производимой на АЭС (75%), безусловным лидером является Франция. В ряде стран региона широкое развитие получила альтернативная энергетика. По масштабам использования ветровой энергии выделяются Германия, Дания, Нидерланды, и Швеция, приливной - Франция, геотермальной - Исландия и Италия, солнечной - Испания.

Железнодорожный транспорт зародился в Европе. Протяженность железных дорог здесь составляет примерно 10% от мировой сети (170 тыс. км) и отличается высокой плотностью. В ряде стран доля электрифицированных дорог превышает 90%, но в среднем по региону составляет 1/3. Скорость движения поездов постепенно увеличивается (до 500 км/ч), как и их частота (300-350 составов в сутки по одной магистрали). Следует отметить большое значение трансконтинентальных магистралей: Лиссабон - Мадрид - Париж - Берлин - Варшава - Москва, Лондон - Кале - Париж - Марсель, Гамбург - Мюнхен - Рим и др.

Традиционно большую роль играет водный транспорт. При этом морской и речной транспорт сгруппированы в единую систему. Европейские порты, как Роттердам, Антверпен, Марсель, Гавр, Гамбург и многие другие, имеют международное значение и обслуживают несколько стран. В Зарубежной Европе создана единая глубоководная система внутреннего водного транспорта. Длина судоходных путей составляет 30 тыс. км, причем 50% приходится на каналы и шлюзованные участки рек.

Широкое развитие в Зарубежной Европе получил и авиационный транспорт. Если раньше он использовался исключительно для перевозки пассажиров, то сейчас все активнее включается в перевозку грузов. Крупнейшие аэропорты региона находятся в Лондоне, Париже, Франкфурте-на-Майне, Амстердаме и других городах.

Внешняя торговля играет исключительно важную роль в экономике европейских стран. Основная часть внешнеторговых операций приходится на торговлю между странами региона. Оборот внешней торговли на душу населения в 2,5 раза выше, чем в США или в Японии. Регион является крупным импортером сырья и топлива.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.