Раскройте скобки, ставя в нужном падеже слова, данные в скобках. — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Раскройте скобки, ставя в нужном падеже слова, данные в скобках.

2021-10-05 66
Раскройте скобки, ставя в нужном падеже слова, данные в скобках. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1) Мачеха попр..кала сироток (кусок хлеба)………………………………………….. Володю к..рила она (недостаточная почтительность)…………………………………. 3) В беседе мы к..с­нулись (самые разнообразные вопросы)………………………..

………………………….. Они г..ворили (самые разнообразные дела)……………….

……………………………………………. 4) Мать тревожилась (судьба сына)…………

…………………. Она бе..покоилась (состояние его здоровья)……………………… 10

……………………….. 5)Осущ..ств­ление проекта уп..ралось (отсутствие необходимых средств)………………………………………………………….. Каждый научный вывод должен оп..раться (строго проверенные факты)………………………………………………………….

  Упражнение N 9

Выберите из слов, данных в скобках, нужный ва­риант. Измените фору зависимых слов так, чтобы можно было использовать оставшийся вариант (устно).

1) Учительница... (уделяла много внимания, обращала много внимания) работе с отстающими учениками. 2) Страшная жара... (тормозила, препятствовала) нормальной работе геологиче­ской экспедиции. 3) Школа... (отличается, занимает первое место) по охвату учащихся внеклассной работой. 4) Девочка очень бережно...(обращалась, относилась) с книгами. 5)Банка была...(полна, переполнена)  воды.  6) Ваня...(рассказал, по­делился) о своих впечатлениях от поездки  в Москву.

 

5. Нормы управления в словосочетаниях с предлогами.

с временным значением

 

  ПО

с глаголами чувства или разрушения

  * по прибытИИ         НО! по приездЕ по возвращенИИ          по выходЕ по окончанИИ
- сущ. // мест. 3 лица +  Д. п (кому? чему?) - мест. 1 // 2 лица  + Пр. п (по ком?) * тужить по сыну, плакать по отцу,    тосковать по родному дому, скучать по ней (по нему, по ним ) * скучаем по вас!!! стреляют по нас
БЛАГОДАРЯ СОГЛАСНО ВОПРЕКИ СООТВЕТСТ-ВЕННО Д.п. (кому? чему?) * Благодаря отцу я с детства занимался спортом.   С огласно (по)  до­говору здание продадут.   Вопреки условностям, она вышла замуж.  Поступайте соответственно убеждениям.  НО!  В соответствии(чем?)  с  требованиями моды эта коллекция будет обновлена.      

  Б лагодаря болезни я остался дома (!) ………………………………………………..

  Б лагодаря прогульщику работу не выполнили.(!) ……………………………………

СООБРАЗНО СОРАЗМЕРНО Д.п. // Т.п.  (чему? // с чем?) * Действовать сооб­разно своим принципам. Поступать сообразно с заведен­ным порядком. Производить затраты соразмерно доходам (с доходами).
ВВИДУ ВСЛЕДСТВИЕ ПО ПРИЧИНЕ В ТЕЧЕНИЕ В  ПРОДОЛ-ЖЕНИЕ Р.п. (кого? чего?) * В виду (по причине) предстоящих выборов……. Вследствие наступивших заморозков…………. В течение нескольких секунд…………………….

Ввиду прошедших выборов выступил президент(!)…………………………………..

МЕЖДУ, МЕЖ Т.П. (чем?) НО! Р.П. (чего?) * Пруд был вырыт меж огромных дубов.                                                                                  11 Между страницами книги заложен сухой листок.                    НО! Читай между строк (устойчивый оборот)
6. Нормы сочетаний с наименованиями руководящих работников.

Заведующий, к омандующий,у правляющий + Т.П. (чем?)

* заведующий библиотекой

                             командующий армией

                             управляющий делами

 

Руководитель  + Р.П.// Т.П. (чего?// чем?)

* руководитель группы

руководитель полётом (или полёта) космического корабля

Начальник +Р.П.(чего?)

* начальник отдела

 

Упражнение N 10 (обобщение по теме)

Исправьте грамматическую ошибку (нарушение синтаксической нормы):

1. Уже было поздно, и я начал вдруг беспокоиться за сына. ………………………

2. Две моих школьных подруги уехали жить в Москву. ………………………………

3. Я с магазина выхожу только в перерыв. …………………………………………… 

4. Учитель был доволен моему ответу. ………………………………………………..

5. Я долго работал начальником цехом. ………………………………………………

6. Родителям всегда хочется предостеречь своих детей об опасности. ……….

………………………………………………..   

7. Три старые ковра отдали в химчистку. …………………………………………….

8. Ученик не выполнил упражнение. ………………………………………………….

9. Солдатам приказали о переправе через реку. ………………………………….

10. Согласно постановления правительства построили эту железную дорогу.

……………………………………………………………………………………………….

11. Мой дедушка был рад даже такой малой помощью. …………………………

12. Командир отрядом принял непростое решение. ………………………………

13. Приходится дорожить каждую минуту. ………………………………………….

14. Благодаря родителей я получил хорошее образование………………………….

15. Сосед пришел поделиться о хорошей новости……………………………………..

16. Десять хороших бойца могут заменить полк. ……………………………………….

17. Не следует поступать вопреки своих желаний…………………………………….

18. Мы часто удивляемся красотой родного города. ……………………………………

19. Эпилог в романе получился какой-то мрачный. ……………………………………

20. Он коснулся в разговоре о судьбе моего брата. …………………………………….

21. В эмиграции многие тоскуют о Родине. ……………………………………………….

22. Друг всегда восхищался моему умению рисовать. …………………………………..

23. Печорин на Кавказ приехал с Петербурга. ……………………………………………

24. На чужбине я особенно скучаю о родителях. …………………………………………

25. Меж друзьями не может быть секретов. …………………………………………….

26. По истечению срока давности дело будет закрыто. ………………………………

27. Ему порекомендовали о здоровом питании. ………………………………………

28. По прибытию в город обратитесь в военкомат. ……………………………………

                                                                                                                             12

 

                                                                       СИНТАКСИС. ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ                                                                               ПОРЯДОК СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ.     

Общеграмматическая последовательность – это принятый в качестве нормы порядок слов, типичный для нейтрального высказывания.            

           

   какой?            Какой?            где? когда? куда?...    падежные?

┌────────── х ─────────           ┌───────────   х  ────────                              

                                                            

               ПОДЛЕЖАЩЕЕ                                           СКАЗУЕМОЕ

определение        , определение, обстоятельство     ─── дополнение ──

                                                                                  какой?                какой?

                                                                                        определение        , определение,

 

4. Инверсия – изменение порядка слов, наруше-ние общеграмматической последовательности. Швейцара мимо он стрелой взлетел по каменным ступеням. (А.Пушкин)  

 

                        Восстанови прямой порядок слов!

Вечерней мглы покров воздушный уж холмы Грузии одел. ………………………………………………. ………………………………………………. ………………………………………………… ………………………………………………..
Люблю отчизну я, но странною любовью. Не победит её рассудок мой. …………………………………………………… …………………………………………………… …………………………………………………… …………………………………………………… ……………………………………………………
Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. …………………………………………………….. ……………………………………………………. …………………………………………………….
Из жалости один монах больного призрел, и в стенах хранительных остался он. ………………………………………………….. ………………………………………………….. …………………………………………………..

 

8. Парцелляция – представление фразы неско-лькими самостоятельными синтаксическими единицами с целью придать речи интонаци-онную экспрессию путём её отрывистого про-изнесения. Так пел я, пел и умирал. И умирал. И возвращался. (Л.Пастернак). Равенства не будет. Никто. Никому. Не равен. Никогда.(А.Володин)

 

                                   Восстанови предложение!

Они тепло попрощались. Как друзья. ………………………………………………. ……………………………………………….  
Маша вернулась уставшая. Изнурён-ная. Почерневшая от работы. ………………………………………………….. ………………………………………………….. …………………………………………………..
Вы ещё много можете сделать для людей. Очень много. Больше всех в этом городе. ………………………………………………….. …………………………………………………… ………………………………………………… 14

                                                             СИНТАКСИС. ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

                                       СОТНЕСЁННОСТЬ ПОДЛЕЖАЩЕГО и СКАЗУЕМОГО.

                                                                                        Грамматическая норма.

1. Если подлежащее выражено нед.сл.-ем   (сущ. + сущ.)в значении совместности, сказуемое ставится во множественном числе.      
сущ. С сущ.     мн.ч.  

                                                                                            

  *Дедушка с бабушкой живут в деревне.                          НО! * В деревне живет дедушка с бабуш- кой.
2. Если подлежащее выражено нед. сл.-ем (числ. + сущ.),            
      числ. + сущ.    ед.ч.     (совокупность, вместе)            НО! числ. + сущ.    мн.ч.    (сочетаемость, поочерёдно)

 

 

* Прошло сто лет. * Вокруг каждой чашки одновременно  садилось пять человек. * На столе лежит семь книг. * На ремонт ушло семь банок краски. * Шестеро гребцов по очереди управ- ляли лодкой. * Ко мне подходят два человека. * Пять человек опаздывали.                       НО! * На курс был принят двадцать один абитуриент. * Ни один из сотни не вернулся.
3. Если подлежащее выражено сл.-ем              (наречие + сущ.),    
несколько + сущ. ед. ч.                   сколько много немало                                                                            мало            
* Сколько солдат полегло на войне!? * Несколько пуль провизжало мимо. * Во время войны было разрушено    много городов. * В этом месяце выпало мало осадков.                     НО! * В зале сидели несколько незнакомых мне людей. (устар.)  
4. Если подлежащее выражено соби -                      рательным сущ.,     
множество большинство   большая часть масса                   ед.ч.   учительство                        студенчество                                                           молодёжь                             народ             
* В доме собралось множество народа. * Большинство проголосовало против.                  НО! * Большинство людей, участвовавших в референдуме, проголосовали за. * Толпа дворовых высыпала встречать хозяев. * Масса рабочих вышла на парад. * Песню дружбы запевает молодежь. * Народ безмолвствовал, взирая на царя. * Учительство отстаивает свои права. * Крестьянство поднимает сельское хо- зяйство.
5. Если подлежащее    выражено                    несклоняемым сложносокращён­ным                 словом, то сказуемое согласуется с основным понятием. БТИ (бюро технической инвентариза- ции) провело экспертизу.                     НО! Вуз начал приемные экзамены.
6. В сложноподчинённом предложе- нии!!! [ Все, (кто побывал в музее), остались довольны ].                                          16                                                        

                                      ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СКАЗУЕМОГО.

1. Если в СИС нулевая связка // ЕСТЬ, то именная часть используется в НАЧАЛЬНОЙ   форме (ИМ. падеже).              синтаксическая синонимия * Летний дождик – одно удовольствие. * Квадрат есть равносторонний прямо- угольник. * Вишнёвый сад мой. * Вода чистая и холодная. * Гринёв – человек чести.                                                  НО! * Вишнёвый сад является моим. * Гринёв предстаёт человеком чести.  
2. Если СИС связка БЫЛ (БУДЕТ), то именная часть используется в                                               ИМ. п. как постоянный признак.                                  НО!                                                      ТВ. п. как   временный признак.                        * Бопре был добрый малый, хотя вет- реный и беспутный до крайности.                      НО! * В отечестве своем он сначала был па- рикмахером, затем в Пруссии солда- том. * Она в семье своей родной казалась девочкой чужой.

                                            Исправь ошибку!  

1.
Однородные сказуемые должны       быть однотипными и четко согласовываться с подлежащим.

* Книга – хороший помощник и дающая

советы на все случаи жизни.

* Князь Игорь отважен, но тщеславный.

………………………………………………. ………………………………………………. ……………………………………………….
2.
Не следует использовать лишние или не согласованные с главным словом местоимения.

* Некрасов, узнав о смерти Добролюбова, 

он посвятил ему стихотворение.          

* Гончаров изобразил дворянство, их без-

деятельность и лень.

………………………………………………. ………………………………………………. ………………………………………………. ………………………………………………
3.
Нельзя необоснованно пропускать члены грамматической основы.

* Шумят деревья, в их листве весело поют 

песни.

………………………………………………. ………………………………………………. ……………………………………………….
4.
Следует соблюдать традицион-ный порядок слов в предложении.

* Он рассказал все о трудностях летчиков

Виктору.

* Автор текста поднимает проблему в об-

ществеотношения к гениальным людям.      

……………………………………………… ……………………………………………… ……………………………………………….                                                            17

Упражнение N 1

       Прочитайте предложения, подчеркните подлежащее и сказуемое, объясните принцип координации в грамматической основе:

1. Розанов с Райнером встретились горячо, по-приятельски. 2. Вошла Фенечка с Митей на руках. 3. Два бойца сидят в дозоре над холодною водой. 4. За столом сидело восемь человек. 5. Несколько рыбачьих баркасов за­блудилось в море. 6. Несколько матросов, которыми командовал капитан, вышли как-то в море на этом захудалом катере. 7. На Красной площади уже было выстроено квадратами несколько полков пехоты. 8.Вдруг под ногами вспыхнуло множество огней и ослепило Лизу. 9. С баржи несли раненых, некото­рые из них стонали, но большинство молчало. 10. Большинство пассажиров, вошедших на предыдущих станциях, дремали.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.053 с.