Воссел одесную престола Божия. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Воссел одесную престола Божия.

2022-05-13 27
Воссел одесную престола Божия. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

3Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими.

4Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха, 5и забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя.

6Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает.

7Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?

8Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны.

9Притом, если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить?

10Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Сей - для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его.

11Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности.

12Итак укрепите опустившиеся руки и ослабевшие колени 13и ходите прямо ногами вашими, дабы хромлющее не совратилось, а лучше исправилось.

Апостол приводит множество примеров праведников Ветхого Завета, которые, веруя Богу, на основании веры совершали многие дела, не имея ничего, кроме веры. Они имели и обетование о спасении, но не получили его. Многие поколения сменились, прежде чем Христос пришел в мир, принеся исполнение обетования о спасении. И все эти люди доверяли Богу, даже не видя исполнения обетования, довольствуясь тем, что Бог давал им прямо сейчас. И говоря об этом, апостол призывает не унывать из-за скорбей своих современников, которые находятся в куда лучшем состоянии, ведь Христос уже пришел в мир, спасение уже принесено, осталось лишь принять его. Если те верили Богу, не получая обещанного, то нам ли, не верить, ведь спасение возможно и для нас?! Бог не виновник зла и скорбей, но даже явное зло обращает во благо, так что если с нами что-то происходит, то это попущено нам ради нашего спасения. Посему, да не унываем.

«Аллилуиа» - возглашает зычный голос диакона, а на архиерейский амвон ставится аналой и в который раз сюда направляется процессия, состоящая из иподиаконов с подсвечником и архиерейским жезлом, с дикирием и трикирием и рипидами, и наконец, диакон с Евангелием, который кладет Евангелие на аналой, иподиаконы держат рипиды по обе стороны от Евангелия, дикирий и трикирий также держат вблизи. С архиерея в это время снимается большой омофор, а после чтения будет надет малый, в котором он будет служить всю оставшуюся часть литургии. Испросив благословение, диакон, начинает читать Евангелие (от Иоанна): 1В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.

2Оно было в начале у Бога.

3Все чрез Него нáчало быть, и без Него ничто не нáчало быть, что нáчало быть.

4В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков.

5И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.

6Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн.

7Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него.

8Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете.

9Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир.

10В мире был, и мир чрез Него нáчал быть, и мир Его не познал.

11Пришел к своим, и свои Его не приняли.

12А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, 13которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились.

14И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.

15Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня.

16И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать, 17ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа.

18Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил.

19И вот свидетельство Иоанна, когда Иудеи прислали из Иерусалима священников и левитов спросить его: кто ты?

20Он объявил, и не отрекся, и объявил, что я не Христос.

21И спросили его: что же? ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он отвечал: нет.

22Сказали ему: кто же ты? чтобы нам дать ответ пославшим нас: что ты скажешь о себе самом?

23Он сказал: я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия.

24А посланные были из фарисеев; 25И они спросили его: что же ты крестишь, если ты ни Христос, ни Илия, ни пророк?

26Иоанн сказал им в ответ: я крещу в воде; но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете.

27Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его.

28Это происходило в Вифаваре при Иордане, где крестил Иоанн.

29На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира.

30Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня.

31Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю.

32И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем.

33Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым.

34И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий.

35На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его.

36И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий.

37Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом.

38Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно? Они сказали Ему: Равви́,- что значит: учитель,- где живешь?

39Говорит им: пойдите и увидите. Они пошли и увидели, где Он живет; и пробыли у Него день тот. Было около десятого часа.

40Один из двух, слышавших от Иоанна об Иисусе и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра.

41Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: Христос; 42и привел его к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: ты - Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа[482], что значит: камень (Петр).

43 На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною.

44 Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром.

45 Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета.

46 Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри.

47 Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства.

48 Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя.

49 Нафанаил отвечал Ему: Равви́! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев.

50 Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего.

51 И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.

Начало призвания апостолов и эпизод с призванием апостолов Филиппа и Нафанаила. Последний слыша о том, что Тот, которого прочие считают Мессией – из Назарета, имевшего репутацию языческого города, сомневается, однако Господь разрушает его сомнения. По поводу реакции апостола на слова, что Он видел его под смоковницей, обычно высказывается предположение, что он там молился. Отсюда и прилив веры у будущего ученика. Увы, многие видели великие чудеса, совершаемые Христом, и остались глухи, так и не поверив. Сей же поверил лишь услышав одно указание на то, что он делал недавно. «Блажени не видевшии и веровавшии» - Говорит Господь и здесь это справедливо. Впрочем, совершенной их вера станет лишь по Сошествии на них Духа Божия, а пока…. они лишь учатся ее основам…

Заканчивается чтение и диакон уносит Евангелие в алтарь, а архиерей благословляет народ дикирием и трикирием. Начинается сугубая ектения, в которой мы молимся, преимущественно, о наших ближних (при призыве к молитве о священноначалии, разумеется, звучал и призыв к молитве и о втором, совершавшем службу архиерее, в ответ на что «Господи помилуй» пели духовенство, а затем хор), и на которой читаются поданные верующими записки, по которым во время освящения Даров будет возноситься молитва. Чтение, как и прошлый раз, было совсем коротким. Традиционно произносились призывы к молитве о единстве Церкви, введенные в службу после незаконного решения Константинопольского патриархата признать украинских раскольников. Также произносились и призывы к молитве о скорейшем завершении строительства кафедральных соборов в Новороссийске и Геленджике. Также традиционно читалась и молитва о мире на Украине… И уже традиционно в ектении звучали прошения об избавлении от «всегубительнаго поветрия» - уже много раз упомянутой эпидемии, ради которой объявлен пресловутый карантин. Так как началом Великого поста в воскресные дни служится литургия святителя Василия Великого, то ектении об усопших не бывает. Начинается ектения об оглашенных, дабы сии, готовящиеся к принятию крещению, действительно обратились к Богу и просветились светом Духа Божия. В древности, напомню, с этим было строже, чем ныне – приходящий, желая креститься (кроме младенцев), сперва проходил обучение всем истинам веры, при этом руководитель его духовный наблюдал за ним, оценивал готовность к принятию крещения и лишь когда видел, что он готов (как ныне происходит при монашеском постриге), крестил его. Во время этого обучения он должен был посещать богослужение, находясь вплоть до этой ектении и когда по ее окончании диакон возглашает: «Оглашеннии изыдите» - должен был выйти, ибо посторонние не могли присутствовать на литургии верных, на Таинстве, которого скоро будут вкушать. Выходить должны были и те, которым по каким-то причинам было запрещено приступать к Чаше. Поэтому у святителя Иоанна Златоуста и есть слова о том, что если человек находится на литургии – и не причащается, то ему нечего на ней делать – пусть выходит при словах, повелевающим выходить. И тогда храм запирался и в нем оставались лишь те, кто были готовы к принятию Таинства. Это – укор всем нам, использующим подчас любые отговорки, чтобы не принимать это Таинство, даже имея на это возможность.… Следуют еще две ектении. В это время на престоле разворачивается антиминс. Началась литургия верных – самая важная часть литургия, которую даже архиерейский чин почти не меняет. Звучит славословие: «Яко да под державою Твоею всегда храними и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу¸ ныне и присно и во веки веков.» «Аминь» хор на сей раз поет двукратно и звучит Херувимская песнь: «Иже Херувими тайнообразующей и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение». Во время ее пения священники читают длительную молитву, в которой говорится о недостоинстве человека с его плотскими страстями и похотями приступать ко Святым Дарам. После этого архиерей с сослужащими переходит к жертвеннику, где совершается архиерейская проскомидия. Предстоятель дробит приготовленную просфору. Диакон кадит алтарь и солею. Лишь после совершения архиерейской проскомидии начинается обычный чин Великого входа: из северных дверей выносятся, подсвечник и архиерейский жезл, а также дикирий и трикирий, а затем выходит и прочее духовенство, держа в руках чашу, а также напрестольный крест. Архиерей встречает приготовленные Дары в Царских вратах. Этот момент символизирует шествие Христа на страдания. Рипиды иподиаконы держат по обе стороны Царских врат и когда протодиакон вручает сначала дискос, а затем чашу, опускают их, держа над ними. После этого предстоятель произносит традиционные слова, упоминая священноначалие Церкви и всех православных христиан и все духовенство входит в алтарь. После этого Владыка снова благословляет народ и дальше служба не отличается от обычной. При служении литургии святителя Василия Великого все песнопения после Херувимской песни звучат более медленно и размеренно, поскольку при этой литургия эта предусматривает более длительные молитвы, читаемые священником. Архиерейский чин его особенно не меняет, лишь в определенное время архиерей под пение «Исполла эти дэспота» благословляет народ, а при возгласах: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и причастие Святаго Духа буди со всеми вами…», «ГорЕ имеим сердца», «благодарим Господа» благословляет народ на три стороны. Не изменяется от пасхального торжества и момент Евхаристического канона и претворения хлеба и вина в истинные Тело и Кровь Христа Спасителя.…

После этого предстоятель воспоминает всех святых, благодаря Бога за то, что дал их нам, как помощников и молитвенников и вслух воспоминает Божию Матерь, после чего хор поет задостойник литургии святителя Василия Великого:.«О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, Ангельский собор и человеческий род. Освященный храме и раю словесный! Девственная похвало, из нея же воплотися и младенец быв, прежде век сый Бог наш. Ложесна бо твоя престол сотвори и чрево Твое пространнейшее небес содела! О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, Слава Тебе!».

Обязательной для архиерейского богослужения выклички (в момент, когда духовенство молится о живых и усопших диакон выходит на амвон, призывая помолиться об этом и всех верующих, что, вероятно, было бы полезно, как сказано у апостола Павла: «молитесь друг за друга») не было. Далее служба уже не отличается от обычной. После еще одной просительно ектении народ поет Молитву Господню, а потом Царские врата закрываются, напоминая о Тайной вечери, прошедшей при закрытых дверях, ибо сейчас, после раздробления Агнца начнется причащение духовенства. В этот момент хор поет молитву святителя Амвросия Медиоланского: Тебе, Бога, хвалим,/ Тебе Господа исповедуем,/ Тебе Превечнаго Отца вся земля величает;/ Тебе вси Ангели,/ Тебе Небеса и вся Силы,/ Тебе Херувими и Серафими непрестанными гласы взывают:/ Свят, Свят, Свят Господь Бог Саваоф,/ полны суть Небеса и земля величества славы Твоея,/ Тебе преславный апостольский лик,/ Тебе пророческое хвалебное число,/ Тебе хвалит пресветлое мученическое воинство,/ Тебе по всей вселенней исповедует Святая Церковь,/ Отца непостижимаго величества,/ покланяемаго Твоего истиннаго и Единороднаго Сына/ и Святаго Утешителя Духа./ Ты, Царю славы, Христе,/ Ты Отца Присносущный Сын еси:/ Ты, ко избавлению приемля человека,/ не возгнушался еси Девическаго чрева;/ Ты, одолев смерти жало,/ отверзл еси верующим Царство Небесное;/ Ты одесную Бога седиши во славе Отчей,/ Судия приити веришися./ Тебе убо просим:/ помози рабом Твоим,/ ихже честною Кровию искупил еси./ Сподоби со святыми Твоими в вечней славе Твоей царствовати./ Спаси люди Твоя, Господи,/ и благослови достояние Твое,/ исправи я и вознеси их во веки:/ во вся дни благословим Тебе/ и восхвалим имя Твое во век и в век века./ Сподоби, Господи, в день сей без греха сохранитися нам./ Помилуй нас, Господи, помилуй нас:/ буди милость Твоя, Господи, на нас,/ якоже уповахом на Тя;/ на Тя, Господи, уповахом,// да не постыдимся во веки. Аминь.

Причастников на службе было намного меньше, чем накануне, но все же много, так что причащение шло на три чаши.

И вот, заканчивается причащение и наступает заключительная часть литургии, состоящая в благодарении за возможность причащения Святых Таин. Как и всегда, частицы, вынутые во время поминовения на литургии, погружаются в Чашу с прошением к Богу омыть грехи всех, здесь поминаемых, Кровью Своей. Именно поэтому поминовение на литургии выше, чем на любой другой из служб и треб. Эта часть просто не предусматривает того, что кто-то может не причащаться, подобно тому, как писал святитель Иоанн Златоуст – если ты не причащаешься, значит….. уходи при словах «оглашении изыдите… - даже и диакон с амвона призывает причастников к благодарению. Когда-то на этом литургия и заканчивалась – в древней литургии святого апостола Иакова, брата Господня, доныне совершаемом в Иерусалиме в день памяти апостола, а в Русской Церкви – в храмах духовных семинарий и академий и в некоторых приходах – с благословения начальства, до сих пор после этого звучит фраза «Отпущаетесь с миром» и служба кончается. У нас же выходящий из алтаря священник у амвона читает молитву с просьбой о благословении всех молившихся в храме и всех верующих по окончании литургии, когда они уйдут в мир с его страстями и грехами.

Чин Торжества православия.

На сей раз традиционный молебен начался по окончании литургии, то есть, после отпуста и пения многолетия, как в соборе было всегда (притом, что этот молебен должен как бы вставляться в литургию, так что отпуст литургии был бы и отпустом молебна). При пении многолетия духовенство выходит в центр храма.

Начинается торжественный молебен, делающий службу этого дня одной из самых торжественных периода Святой Четыредесятницы. Как уже писалось, в этот день вспоминается победа над ересью иконоборчества – последней из крупных ересей, в память о чем и был учрежден этот чин. После возгласа на начало и всеобщего пения «Царю небесный» чтец читает Трисвятое по «Отче наш» …» и 74 псалом, как бы обращенный к еретикам, «глаголющим на Бога неправду», выбранный к этой службе совсем не случайно (на практике эта часть была опущена). Затем, следует Великая ектения с особыми прошениями, в которых призывает верующих молиться о защите Церкви от расколов, ересей и прочего, а также о вразумлении всех, отпавших от церковной полноты. После этого диакон возглашает традиционное: «Бог Господь и явися нам, благословен грядый во имя Господне». Верхний хор поет три благодарственных тропаря, в которых поется благодарность Богу за все благодеяния, изливаемый на нас с вами.

Тропарь, глас 4-й:

Благодарни суще недостойнии раби Твои, Господи,/ о Твоих великих благодеяниих, на нас бывших,/ славяще Тя, хвалим, благословим, благодарим, поем и величаем Твое благоутробие/ и рабски любовию вопием Ти:// Благодетелю, Спасе наш, слава Тебе.

Слава, глас 3-й:

Твоих благодеяний и даров туне,/ яко раби непотребнии, сподобльшеся, Владыко,/ к Тебе усердно притекающе,/ благодарение по силе приносим/ и Тебе яко Благодетеля и Творца славяще, вопием:// слава Тебе, Боже Прещедрый.

И ныне, глас 4-й:

Якоже вышния тверди благолепие,/ и нижнюю споказал еси красоту святаго селения славы Твоея, Господи,/ утверди сие во век века/ и приими наша в нем непрестанно приносимая Тебе моления Богородицею,// всех Животе и Воскресение.

После этого был провозглашен прокимен. Здесь положено Апостольское чтение, как раз посвященное теме противодействия еретикам. Это отрывок из послания Апостола Павла к Римлянам: 17 Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них; 18ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных.

19 Ваша покорность вере всем известна; посему я радуюсь за вас, но желаю, чтобы вы были мудры на добро и просты на зло.

20 Бог же мира сокрушит сатану под ногами вашими вскоре. Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами! Аминь.

Слово апостол адресовал современникам, но в наше время, когда лжеучителей и производящих разделения и соблазны также много, это слово также актуально….

Я привожу это чтение, ввиду его важности (здесь, вообще, нет ничего неважного), но на деле оно было опущено, а эта часть молебна совершалась по типу чина полиелея (диакон возглашал прокимен с амвона, держа Евангелие в руках, после чего сразу читалось Евангелие).

Евангелие (от Матфея, Глава 18): 10 Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного.

11 Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.

12 Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся?

13 и если случится найти ее, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти не заблудившихся.

14 Та́к, нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих.

15 Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; 16если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; 17если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытáрь.

18 Истинно говорю вам: что́ вы свяжете на земле, то́ будет связано на небе; и что́ разрешите на земле, то́ будет разрешено на небе.

19 Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, 20ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.

Господь здесь призывает не презирать никого из ближних своих, ибо Бог не желает никому погибели, но спасения. Первым человеком, вошедший в рай, был разбойник. Вместе с ним Господь хочет привести ко спасению и всех людей, даже самых страшных грешников. Посему и нам не подобает никого презирать, а подражать любви Божией к людям.… Вместе с тем, здесь Господь объясняет – как решать вопросы, которые вскоре возникнут в созданной Церкви. А еще Господь говорит об общей, соборной молитве, которая выше молитвы частной, поскольку голос нескольких человек, дружно молящихся об одном и том же, выше голоса одного человека. Об этом стоит помнить всегда, не презирая молитву общую соборную. Частная молитва важна, но молитва церковная выше. И тем хуже то, что на практике мы с вами в храме слишком часто рассеиваемся, принимаясь думать о своем, либо отвлекаемся на общение с кем-то из знакомых, переходя без нужды с места на место. У того же святителя Иоанна Златоуста, да и у других Отцов есть жесткие обличения такого поведения в храме. Тот же святитель Иоанн Златоуст выражает возмущение тем, что где-нибудь в театре, когда «выступает какая-нибудь блудница» при этом царит тишина, в то время, как в храме Господнем кто-то ходит туда и сюда, кто-то переговаривается, кто-то приветствует своих давних друзей, парни высматривают себе девушек и так далее. Словом, Дом Господень почитается чем-то худшим, нежели театр. Но даже если мы с вами внешне ведем себя благопристойно, но внутренне умом блуждаем по своим мирским делам или что-то вспоминаем, то не избегаем осуждения. Учитывая то, что мы так пренебрежительно относимся к молитве, дивно ли, что и Бог не внимает тому, что мы, вроде бы, просим? Таким образом, не стоит пренебрегать общением с Богом, тем более, молитвой соборной, ибо если двое или трое собраны во имя Господне, то и Господь пребывает с нами….

После чтения Евангелия провозглашается сугубая ектения с особыми прошениями о даровании мира Церкви и искоренении расколов и ересей. После этого священник произносит молитву, начинающуюся благодарением Богу, а завершающуюся прошением о победе над расколами, ересями и прочими нестроениями, даровании мира Церкви и укреплении православных христиан в вере. А после пения диаконом «Кто бог велий, яко Бог наш, ты еси Бог, творяй чудеса един» вышедший специально для этого протодиакон Евгений Габов читал особое воззвание к верующим, разъясняющее суть нынешнего праздника, с провозглашением Символа веры, провозглашения Вечной памяти всем скончавшимся проповедникам веры и умершим в борьбе за укрепление веры, а также многолетия всему Священноначалию Вселенской православной Церкви и всем православным христианам. Затем была прочитана особая молитва, а затем – сразу окончании службы и отпуст. Духовенство уходит в алтарь. Положенная в конце молебна молитва святителя Амвросия Медиоланского была опущена (ведь формально она была пропета во время промежутка, когда духовенство причащается в алтаре в качестве «концертной программы»).

По окончании службы Владыка поздравил всех с праздником Тожества православия, праздника победы над иконоборческой ересью. Мы празднуем победу над ересями, раздиравшими некогда Церковь, а также чествуем всех, подвизавшихся в деле защиты веры, а также и ныне защищающих веру православную и проповедующих Евангелие, ведь и сегодня в некоторых регионах мира христиан гонят и веру нашу преследуют. У нас пока этого нет, хоть бывает скрытое противодействие в виде бюрократических препонов на пути строительства храмов и всякого доброго дела. Впрочем, если строительство храмов нужно и люди в них ходят, то и Господь поможет нам, если же в них никто не ходит, то и строить их незачем… Далее он выразил радость по поводу того, что храмы строятся – уже построено 14 храмов, и люди в них ходят. Это означает, что проповедь Слова Божия необходима, ведь, как говорит известная поговорка, к сухому колодцу никто не ходит. Если бы Благодать Божия не помогала людям, то в храмы никто бы не ходил, и службы бы не посещал. Еще бы – надо несколько часов стоять и молиться, да еще делать над собой усилие, дабы отсекать входящие в ум посторонние помыслы. Но люди приходят и это значит, что без помощи они не остаются. Итак, торжество православия. Совершенно не случайно на литургии в этот день читался Евангельский текст, где Господь, после выхода на проповедь, призвав Андрея и Петра, находит Филиппа, будущего апостола, как написано, происходившего из того же города, что и они. А тот находит Нафанаила, которому говорит о том, что они нашли Мессию, Христа, пришествия которого веками ждал еврейский народ, и приход которого предсказывали пророки. Но тот не спешит верить, проявляя осторожность, и когда тот упоминает, что Господь происходит из Назарета, то тот сомневается, спрашивая, может ли произойти что доброе из Назарета, города в далекой Галилее, на севере Израиля, города весьма легких нравов и нетвердой веры, тогда как оплотом вер и духовной мудрости считался Иерусалим. Тот в ответ лишь призывает его посмотреть самому. И когда они идут, то Христос, встретив их, говорит про Нафанаила: «Вот, воистину Израильтянин, в котором нет лести…». Тот удивляется, спрашивая: «Откуда ты меня знаешь?». В ответ Господь говорит: «прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя». Мы точно не знаем, чем он там занимался, но возможно, что он там уединялся для молитвы, либо размышлял о возможном приходе Мессии. Ведь время прихода Его уже пришло и знаки, говорящие о Его близком приходе, уже были, а значит, ждать оставалось недолго. И хоть взгляд евреев на Христа, как на героя, земного властелина, человека, который поднимет восстание, свергнет власть Рима и принесет Израилю власть над миром, был надломан, но все же мнение о близком приходе Христа разделяли многие. И вот, Господь говорит слова, которые заставляют Нафанаила уверовать. Он не понимал то, как же сам Бог, которого иудеи считали непостижимым, чуждым видимому миру, может сойти и стать человеком, видимым всем нам. Но это произошло и будущий апостол принял это. Удивительное чудо, что непостижимый Бог стал человеком, подобным нам во всем, кроме греха, то есть, Он как мы, нуждался в пище и питье, уставал, претерпевал скорбь и так далее. Он пришел, пострадал ради нас и нашего спасения, основав Церковь, через которую люди могут спасаться. И именно потому что Бог стал человеком, мы можем Его изображать. Мы не можем изображать Бога Отца, ведь Его никто не видел, хоть и есть иконы Святой Троицы, где есть изображение Отца в виде седовласого старца. Однако такие иконы не являются каноническими и даже запрещались Стоглавым Собором 1551 года. Но Христа люди видели и Божию Матерь, и святых. И почитая иконы, мы почитаем не дерево и краску, а тех, кто на них изображен, им и молясь. И тем безумнее слова всевозможных сектантов, дескать, православные поклоняются идолам. Но мы ведь через иконы почитаем тех, кто на них изображен, а не дерево – ведь был же период, когда люди делали истуканов, изображения всяких божков, коим и поклонялись. Было это и на Руси, особенно на севере. К слову, встречаются заменяющие иконы резные изображения Христа и святых, но Церковь относится к ним насторожено, ибо только икона может служить правильным образом, через который мы могли бы воздавать поклонение Богу и святым, но никак не статуя. Тут можно вспомнить, что в советские годы даже осуждали людей за оскорбление изображений вождей страны. Точно так же у каждого из нас есть изображения наших родных и близких, кои мы бережно храним, почитая не бумагу, а тех, кто на ней изображен. Это важно помнить в этот день, день чествования тех, кто исповедовал свою веру даже до принятия страданий и смерти. Например, мы чтим множество новомучеников, коих в тот или иной день чтится по 2, 3, 4, а то и 10, 15, 20 человек. Разумеется, погибло в те годы гораздо больше, но мы чтим тех, кто погиб за веру, не сломавшись, не оклеветав себя и других, оставшись твердым до конца. Их множество, хоть гораздо больше тех, которые остались неведомыми, но Бог знает их и имена их написаны на небесах. Да даст и нам Господь иметь веру и мужество в исповедании веры нашей…

Благословив всех и поздравив с благополучным прохождением первой седмицы поста, он ушел в алтарь.

После этого вышедший о.Александр Смольников ознакомил всех с расписанием служб на предстоящую седмицу. К примеру, он сообщил, что празднование дня тезоименитства правящего архиерея, ввиду совпадения с первой Родительской субботой этого поста, перенесено на пятницу 26 марта.


[1] Смирна – древний город на южном Эгейском побережье Малой Азии. Ныне это турецкий город Измир.

[2] Напомню, Лион, в те годы - Лугдун расположен на юге нынешней Франции.

[3] Филиппы — древний македонский город на побережье Эгейского моря (северо-восток нынешней Греции, поблизости от Фессалоник), на бывшей Эгнатиевой дороге. Основан македонским царём Филиппом и назван в его честь. В римскую эру в 42 до н. э. близ города произошло два сражения между монархистами (Октавиан) и республиканцами (Марк Юний Брут)[1]. Первый европейский город, где стараниями апостола Павла была образована христианская община, были крещены Лидия из Фиатир «и домашние её» (Деян. 16:12).

[4] Асия (ивр. ‏עשיה‏‎; греч. Ἀσία; араб. آسية‎; Assiah, 'Asiyah; от корня «ас»; «страна солнца», или «страна востока») — римская провинция в Малой Азии. Включала в себя западную и юго-западную части Малой Азии с городами Эфес и Пергам.

[5] Из 16 древних городов под названием Антиóхия [1][2] (от имени Антиох) наиболее известна Антиóхия-на-Орóнте,арм. Անտոք,(др.-греч. Ἀντιόχεια ἡ ἐπὶ Ὀρόντου, Антиохия-на-Дафне, др.-греч. Ἀντιόχεια ἡ ἐπὶ Δάφνῃ, Антиохия Великая, др.-греч. Ἀντιόχεια ἡ Μεγάλη) в древней Сирии (совр. Антакья, на территории современной Турции, у границ с Сирией). Слово «Антиохия» без уточнений обозначает именно этот город. Один из центров христианства, именно здесь ученикам Христа впервые дано было имя «христиане».

26. Целый год собирались они в собрании и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами.

Антиохия была одной из столиц государства Селевкидов. Основана Селевком I Никатором на левом берегу реки Оронт (в настоящее время называется Аси) в 300 до н. э., во времена войн диадохов, после битвы при Ипсе.

[6] Эдесса (греч. Έδεσσα, арм. Ուռհա, Едесия) — древний город, предшественник современного города Шанлыурфа (тур. Şanlıurfa) на юго-востоке нынешней Турции. близ границы с Сирией. Столица Осроены, важный центр раннего христианства. Первоначально город назывался Адма (арам. אדמא, также Адми, Адми, Адмун). Это название появляется в ассирийских клинописных источниках VII в. до н. э. В 304 г. до н. э. Селевк I Никатор основал на этом месте новый город, назвав его Эдессой др.-греч. Ἔδεσσα в честь города Эдессы в македонской области Эматия, исторической столицы античного Македонского царства. Местное сирийское название города было Руху (сир. ܐܘܪܗܝ, др.-греч. Ορρα).

[7] Учение о том, будто Христос был простым человеком, в которого Божество потом вселилось и обитало в нем, как в храме. Осуждено на III Вселенском Соборе.

[8] Рама – древний город в Палестине. Ныне это Рамалла – столица Палестинской автономии.

[9] Низибия (Низибис, Нисибис, Нисивис) (греч. Νίσιβις), византийская крепость в Мигдонии в Месопотамии на реке Мигдония (совр. Чахчаха), совр. г. Нусайбин (Nusaybin) (юго-восток нынешней Турции на границе с Сирией).

[10] Житие на сайте Храма в честь иконы Божией Матери 'Скоропослушница́ (Кузьмолово. Заозерная) - http://zaozernaya.ru/jitiya/prepodobniie-polikarp-bryanskiie...tml

[11] Об останках преподобного в источниках пишется очень туманно и невразумительно. Одни из них пишут только о созданной на месте его погребения гробнице, из чего можно предположить, что они всегда пребывали под спудом. В других, напротив, пишется о мощах, судьба которых после закрытия Преображенского собора в советские годы неизвестно. А ведь прославлен преподобный уже в конце XIX века и сведения об обретении его мощей должны были быть.

[12] Житие преподобного благоверного князя Олега Брянского на сайте Клетнянского благочиния - http://kletna.blagochin.ru/zhitiya-bryanskix-svyatyx-3/

[13] Там же.

[14] Распространена версия о принятии им пострига в праздник Благовещения в 1917 году. По другим данным был пострижен в рясофор в июне 1920 года, а в марте 1921 года - в монашество. См. Софроний (Макрицкий), иеродиакон, Белгородский старец архимандрит Серафим (Тяпочкин), изд. 6-е, М.: 2006, 117 или ГАКО, ф. 750, оп. 1, д. 266, л. 6. (Дело о проведении обряда посвящения в монашеский сан послушников Глинской пустыни 16-17 марта 1921 г.) – см. Чесноков Зиновий. "Старец-святитель Зиновий", ссылка 3 - http://www.bogoslov.ru/text/642224.html

[15] Драндский монастырь в честь Успения Божией Матери — православный монастырь Сухумской епархии, располагающийся в селе Дранда в Абхазии, в Гулрыпшском районе частично признанной Республики Абхазии, согласно административному делению Грузии — в Гульрипшском муниципалитете Абхазской Автономной Республики[2]. В нынешнем селе Дранда в VI—VII веках был построен Свято-Успенский собор, ставший позднее архиерейским. При нем возникла архиерейская резиденция. Во время турецкого ига храму был нанесён большой урон, однако он был восстановлен. В 1880 году при нем был основан мужской монастырь. В 1928 году монастырь был закрыт. В 2011 году собор был передан в пользование самозваной «Абхазской православной Церкви».

[16] Так по кн. Рафаил (Карелин), архим., Тайна спасения. Беседы о духовной жизни, Москва, 2001, http://lib.eparhia-saratov.ru/books/16r/rafail/secret/43.html. Статья "Православной энциклопедии" указывает что был рукоположен "18 янв. 1925 г. еп. Сухумским Никоном - во иерея" (См. Н. Т.-М., "ЗИНОВИЙ (Мажуга), митр.", Православная энциклопедия, 2009, т. 20, с. 157-159, http://www.pravenc.ru/text/199827.html). Однако, иных указаний на существование в это время Сухумского епископа Ни


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.066 с.