Развитие умения изменять основной тон высказывания в зависимости от ситуации. — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Развитие умения изменять основной тон высказывания в зависимости от ситуации.

2022-05-12 33
Развитие умения изменять основной тон высказывания в зависимости от ситуации. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Игра «Скажи по-разному».

- Зима наступила, пришли холода

Закуталась в снежную шубу земля.


· Послушай потешку и повтори ее. Расскажи потешку весело, радостным тоном.


(Ситуация: представь, как ты радуешься приходу зимы: ведь теперь можно кататься на санках и лыжах, играть с друзьями в снежки! (И т.п.)

· Расскажи эту же потешку

грустно.

(Ситуация: представь, что стоят очень сильные морозы, мама не водит тебя гулять, так грустно быть одному дома и смотреть в окно.)

· Расскажи потешку с

удивленной интонацией.

 

(Ситуация: еще вчера шел дождик, земля была черной, вечер раскачивал голые ветки деревьев. А сегодня выпал белоснежный пушистый первый снег! Снег укутал деревья. Покрыл землю толстым ковром. Удивительно, как быстро наступила зима!)

 

 

Развитие умения правильно ставить словесное ударение.


Игра «Зимние слова».

Ребенку предлагается повторять слова, правильно выделяя голосом ударный слог, с одновременным выполнением движений рук: на безударный слог выполняется хлопок ладонями, на ударный – хлопок по коленям.

Речевой материал: снег, холод, метель, вьюга, иней, холод, снегопад.

 

Развитие выразительности движений, дыхания, силы голоса, умения ставить словесное ударение.

Пластический этюд на тему: «Приход весны».

 Взрослый предлагает ребенку изобразить с помощью выразительных движений игровую ситуацию.

- На землю вернулась красавица Весна.

Она взмахнула руками и раскрасила небо голубой краской. Умыла Весна солнышко. Солнышко обрадовалось, улыбнулось и сразу стало тепло и светло. Весна покрыла землю зеленым ковром, разбудила лесных жителей.

· С помощью выразительных движений и мимики покажи, как просыпается огромный медведь и вылезает из берлоги, как просыпается маленький ежик.

· Весна открыла свое лукошко и разбросала по всей земле душистые цветы.

Сделай глубокий вдох носом, на выдохе произнеси «Ах!» с восклицательной интонацией.

· Назови цветы (по картинкам), правильно выделяя голосом ударный слог, с одновременным выполнением движений рук: на безударный слог сделай хлопок ладонями, на ударный – хлопок по коленям.

Речевой материал: подснежник, фиалка, ландыш, купальница, одуванчик.

Развитие интонационной выразительности речи.

Игра «Необычный букет».

· Подари маме необычный букет – из ласковых слов. Придумай столько ласковых слов, сколько цветов ты видишь в вазе

Например: Мама – любимая, добрая, ласковая, нежная, красивая.

· Продолжи восклицательное предложение о маме.

Например: Моя мама самая…!

Важно: закрепить навык использования в речи восклицательной интонации, произнести громко, с повышением голоса на логически выделенном слове во фразе.

Например: Моя мама самая красивая!

Развитие умения выделять логическим ударением значимые слова во фразе, формирование интонационной выразительности речи.

Игра «Добрая волшебница».

Взрослый предлагает ребенку рассказать стихотворение с радостной, гордой интонацией, выделяя усилением голоса и замедлением темпа речи наиболее важными по смыслу слова.

Добрая волшебница

Мама у меня!

Улыбнется мамочка

Улыбнусь и я!

 

 

12. Развитие умения понимать эмоциональное содержание ситуации, формирование интонационной выразительности речи.



Игра по мотивам ненецкой сказки «Айога».

На картинке изображены девочка и мама в национальной одежде народов Севера.

Взрослый рассказывает сказку, по ходу действия предлагая ребенку выполнить задания.

- Жила-была девочка. Звали ее Айога. Красивая девочка. Все ее любили и говорили, что красивее Айоги ни в одном стойбище нет.

Загордилась Айога. Стала часто любоваться собой. Глядит на себя – не наглядится. То в медный таз начищенный смотрится, то своим отражением в воде любуется.

Некогда Айоге делом заниматься. Все только собой любуется.

Вот однажды говорит ей мать:

- Принеси воды, доченька!

Айога отвечает:

- Я могу в воду упасть.

- А ты за куст держись, - говорит ей мать.

- Куст оборвется! – отвечает Айога.

- А ты за крупный куст возьмись.

- Руки поцарапаю.

- Рукавицы надень.

- Изорвутся, - говорит Айога. А сама все в медный таз смотрится, какая она красивая.

- Разорвутся, так ты зашей рукавицы иголкой.

- Иголка сломается…

- Возьми толстую иголку.

- Палец уколю! – отвечает девочка.

- Наперсток возьми.

-Наперсток прорвется!

 

Вопросы.

· Как ты думаешь, почему Айога не помогала своей маме?

Тебе понравилась, как Айога отвечала на просьбы своей мамы? Каким был голос мамы, когда она просила Айогу о помощи? Каким был голос Айоги, когда она отвечала матери?

Взрослый предлагает детям разыграть по ролям диалог Айоги с матерью и постараться голосом особенности поведения мамы (говорить негромко, ласково, с просительной интонацией) и Айоги (говорить с надменной, капризной интонацией).

 

- Послушай продолжение сказки.

Тут соседская девочка говорит матери Айоги:

-Давайте я схожу за водой.

Пошла на реку и принесла воды.

Замесила мать тесто, сделала лепешки. На раскаленном очаге испекла. Увидела Айога лепешки, кричит:

- Дай мне лепешку, мама!

- Горячая она, руки обожжешь, - отвечает мать.

- Рукавицы надену, - говорит Айога.

- Рукавыцы мокрые.

- Я их на солнышке высушу.

- Покоробятся.

- Я их мялкой разомну.

-Руки заболят,- отвечает мать. – Зачем тебе, дочка, трудиться, красоту свою портить? Лучше я лепешку той девочке отдам, которая рук своих не жалеет.

Взяла мать лепешку и отдала соседской девочке.

Вопросы

· Как ты думаешь, почему мама отдала лепешку не Айоге, а соседской девочке? Каким был голос Айоги, когда она просила у мамы лепешку? Каким был голос мамы, когда она ответила Айоге?

Взрослый предлагает детям разыграть по ролям диалог Айоги с матерью. Стараться передать голосом особенности речи и поведения мамы и Айоги.

 

Литература:

1. Горбина, Е.В. В театре нашем для вас поем и пляшем. [Текст]: Музыкальные сказки-спектакли для дошкольников / Е.В. Горбина, М.А. Михайлова. - Ярославль: Академия развития: Академия, КО: Академия Холдинг, 2000. - 112 с.: ил.

2. Елецкая. О.В., Вареница Е.Ю. День за днем говорим и растем: [Текст] Под ред. С.Л. Новоселовой. - М., 2005

3. Ершова А.П. Взаимосвязь процессов обучения и воспитания в театральном образовании // Эстетическое воспитание. - М., 2002.

4. Ефросинина Л.А. Литературное чтение. - М.: Вентана-Граф, 2004. -224с.

5. Жинкин Н.И. Механизмы речи. - М.: Учпедгиз, 1968.

6.: Жинкин, Н. И. О произвольном и непроизвольном управлении звуковыми механизмами пения и речи / Н. И. Жинкин // Вопросы психологии. - 1978. - № 4. - С. 73-83.

7. Кутьмин С.П Краткий словарь театральных терминов для студентов режиссерской специализации / Кутьмин С.П.;ТГИИК; Каф.реж. и акт. мастерства.- Тюмень, 2003.- 57с

8. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. - М.: Учпедгиз, 1978.

9. Ласкавая Е., Радциг М. Практикум по художественному чтению. - М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2009. - 112с.

10. Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб. метод. пособие;. - Великий Новгород, 2006. - 126 с.

11. Николаева, Т. М. Просодия Балкан: слово -высказывание - текст / Т. М. Николаева. - М.: Инд-рик, 1996. - 349 с.

12. Павалаки И.Ф. «Темпо-ритмическая организация движений и речи дошкольников». Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. - М.: 2006 - 156 с.

13. Петрова Л. Техника сценической речи. - М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2010. - 144с., ил.

14. Поваляева, М.А. Полный справочник. Настольная книга логопеда. / М.А. Поваляева. - М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2010. - 608с

15. Позднякова Л.А. Логопедическая работа по преодолению нарушений интонационной выразительности речи у дошкольников со стертой дизартрией: авториф. дисс. к.п.н. / Л.А. Позднякова - СПб., 2004. - 21с.

16. Полозова, А.Н. Особенности формирования умений выразительного чтения стихотворений детьми шести-семи лет (подг. к школе группа): авторефер. дисс. к.п.н. / Л.,1972.-21с.

17. Светозарова Н.Д.Интонационная система русского языка Автор: Наталия Дмитриевна Светозарова: Ленинградского университета (Ленинград) Год: 1982 Страниц: 175

18. Сохина Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. ---- 2-е изд., испр. -- М.: Просвещение, 1979. -- 223 с, ил., 4 л. ил.

19. Станиславский, К. С. Работа актёра над собой в творческом процессе воплощения / К. С. Станиславский. - 2-е изд., испр. - М.: Изд. ЛКИ, 2010. - 504 с.

20. Торсуева И.Г. Название: Интонация и смысл высказывания Издательство: Едиториал УРСССтраницы: 112 Дата издания: 2009

21. Фурмина, Л.С. Возможности творческих проявлений старших дошкольников в театрализованных играх [Текст] / Под ред. Н.А.Ветлугиной. - М.: Педагогика, 1972. - 99с.

22. Цеплитис, Л. К. Анализ речевой интонации / Л. К. Цеплитис. - Рига: Зинатне, 1974. - 139 с.

23. Черемисина, Н. В. Русская интонация: поэзия, проза, разговорная речь / Н. В. Черемисина. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Русский язык, 1995. - 239 с.

24. Чурилова, Э. Г. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников / Э. Г. Чурилова. - М.: Владос, 2003. - 160 с.

25. Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зер-нова, И.А.Зимина. ---- М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 240 с.

26. Шевцова, Е.Е. Технология формирования интонационной стороны речи [Текст]: учебное пособие / Е.Е.Шевцова, Л.В. Забродина. - М.: АСТ: Астрель, 2009.-222с.

 

 

                                                                          


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.