Возрастные и психологические особенности обучающихся 8 класса — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Возрастные и психологические особенности обучающихся 8 класса

2022-05-12 36
Возрастные и психологические особенности обучающихся 8 класса 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Учащиеся 8 класса относятся к подростковому возрасту. Подростковый возраст это весьма сложный, таящий в себе опасность кризисных явлений, период в жизни ребенка. В этот период организм ребенка претерпевает кардинальные изменения, развертывается процесс полового созревания. У подростка возникает ощущение собственной взрослости. У него возникает представление о себе уже не как о ребенке, он стремится быть и считаться взрослым. Отсюда возникает новая жизненная позиция по отношению к себе, к окружающим людям и к миру. Он становится социально активным, восприимчивым к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют среди взрослых.

Физиологические особенности подросткового (пубертатного) кризиса.

1. Увеличивается рост и вес, причем в среднем пик скачка роста приходится 

· у девочек на 11-13 лет, и дальнейший более медленный рост может продолжаться еще несколько лет; 

· у мальчиков на 13-15 лет, а иногда продолжается до 17 лет.

 2. Изменения пропорций тела сопровождают этот скачок: 

· сначала растут голова, кисти рук и ступни ног,

· потом удлиняются руки и ноги, 

· только потом туловище – скелет и мускулатура.

Это приводит к некоторой непропорциональности тела, подростковой угловатости. Подростки ощущают себя в это время неуклюжими, неловкими, при этом процесс роста сам по себе достаточно болезненный.

3. Работа внутренних органов – возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжения головного мозга. Поэтому для подростков характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса. А такие перепады, в свою очередь, вызывают быструю смену физического состояния и настроения. В это время необходимо особо тщательно следить за здоровьем тех ребят, которые имеют хронические заболевания или патологии в развитии внутренних органов (порок сердца, вегето-сосудистая дистония, зрение, почки и т.п.).

4. «Гормональная буря» - у подростков половых гормонов вырабатывается больше, чем у взрослых людей, у них практически постоянно усиленно работает надпочечная железа, которая обычно активизирует защитные силы организма в стрессовых ситуациях. Получается, что подростки как бы все время находятся в состоянии стресса.

5. Сексуальное возбуждение сопровождает процесс полового созревания и усиливает эмоциональную нестабильность. 

· Мальчики в основной массе осознают причины этого возбуждения.

· Девочки же в большинстве испытывают ощущения более неопределенные, связанные с удовлетворением других потребностей – в дружбе, любви, поддержке, взаимопонимании, самоуважении.

6. Половая идентификация достигает нового уровня: если раньше ребенок принимал свой пол просто как данность («я – мальчик, а ты – девочка»), то теперь отчетливо проявляется ориентация на образцы мужественности и женственности в поведении и проявлении личностных свойств. И вот здесь подростки чётко ориентируются на значимых для них взрослых – в первую очередь родителей.

7. Образ физического «Я» формируется новый, благодаря бурному росту повышается интерес к своей внешности. Из-за его преувеличенной (гипертрофированной) значимости подростками остро переживаются все изъяны внешности, действительные или мнимые: непропорциональность частей тела, неловкость движений, неправильность черт лица, проблемы с кожей, излишний вес или худоба – все расстраивает, а иногда приводит к чувству неполноценности, замкнутости, неврозу, комплексу неполноценности. Тяжелые эмоциональные реакции на свою внешность у подростков смягчаются при теплых, доверительных отношениях с близкими взрослыми, которые должны проявить понимание и тактичность. И наоборот, бестактные замечания, подтверждающие худшие опасения подростка, окрик или ирония усугубляют пессимизм и дополнительно невротизируют.[8]

Психологические особенности подросткового (пубертатного) кризиса.

Физиологические изменения однозначно оказывают влияние на психологическое состояние подростка. Перед ребенком возникает немало новых задач и трудностей, с которыми приходится столкнуться, он пытается начать жить и общаться по-новому, как взрослый, но пока не всегда успешно это делает.

Из-за внешних изменений тела, к которым ребенку еще необходимо привыкнуть, у него может возникнуть двойственное отношение к себе: смешения чувства гордости и брезгливости, стыда и радости, непринятия и восхищения. Подростки могут или стать излишне неряшливыми, проявляя протест против своего нового тела или, наоборот, уделять себе гораздо больше внимания.

Также в этот период у подростка наблюдается снижение самооценки. Он начинает все более активно сравнивать себя с другими мальчишками и девчонками, зачастую обращая внимание именно на свои слабые стороны, ощущает неуверенность в собственных силах. Поведение подростка в компании сверстников противоречиво:

· с одной стороны, он стремится во что бы то ни стало быть таким, как все, с другой – очень хочет выделиться и отличиться любой ценой, и не всегда с позитивной стороны;

· с одной стороны ребенок стремится заслужить уважение и авторитет товарищей, с другой – бравирует собственными недостатками.

Также в подростковый период у ребенка часто возникают проблемы в школе: из-за снижения уровня внимания и концентрации ухудшается успеваемость, к тому же подросток уже требует определенной самостоятельности и независимости, поэтому в ответ на замечания учителя отвечает резко, демонстративно и цинично. В подростковом возрасте ребенок во всем сомневается, не доверяет чужому опыту, ему необходимо лично удостовериться, насколько гипотезы соответствуют истине, авторитет учителя для него уже ничего не значит.[17]

Подросток стремится к самостоятельности, которая влияет на все стороны личности, поведения и чувств. Данный период жизни сопровождается следующими факторами:

1. Есть свое мнение, не всегда верное

2. Считает именно свое мнение истинно верным

3. Не считается с мнением родителей

4. Поступает так, как хочет

5. Есть стремление попробовать все, что делают его сверстники и взрослые (покурить и т.д.)

6. Считает, что он все держит под контролем и с ним ничего не может случиться (не заботится о безопасности)

Общая картина работы учащихся на уроках по сравнению с младшими классами ухудшается. Ранее примерные и аккуратные ученики позволяют себе не выполнять задания. Тетради ведутся неряшливо. У многих учеников меняется почерк, он становится неразборчивым и небрежным. При выполнении каких-либо учебных заданий, некоторые подростки не проявляют нужной настойчивости и упорства. Таким образом, можно сделать вывод, что учеба на данном периоде уходит на второстепенный план.

Способы взаимодействия учителя и обучающихся ОУ на уроке для повышения качества образования.

Урок является основной формой образовательного процесса. Цель педагога - качественное обучение всех обучающихся. Обычно в классе занимаются дети с разным уровнем развития. Не секрет, что одни дети без желания идут в школу, а другие идут за знаниями и плодотворно работают на уроке. Но учить надо всех, а значит, цель учителя зажечь интерес у всех детей к данному уроку. Взаимодействие – это влияние друг на друга, понятно, что ответственность этого влияния в большей степени лежит на учителе. Работа педагога с детьми это система взаимодействий, система определённых действий направленная на определённый результат. Общение, взаимодействие - начинается с приветствия. Это один из знаков речевого этикета. Многое зависит от того, с каким настроением заходит в класс учитель. Если он сам негативно настроен, то и дети будут взвинчены на протяжении всего рабочего дня. Заинтересованный в общении с детьми учитель сам выбирает тон общения настраивая детей на плодотворную работу. Учителю необходимо исключить резкие язвительные слова, насмешливые намёки.

Каждый педагог понимает, что ученик пришедший на урок без интереса будет мешать и учителю, и детям. Вот для этого необходимо побудить обучающихся к действию на уроке, чтобы каждый ребёнок работал с удовольствием. Поднять интерес можно через решение нестандартных задач на смекалку и логику; ролевой подход и деловую игру; обращение к накопленным знаниям обучающихся, через кроссворды и ребусы; использование исторического материала и другие виды мотивации.

Типы взаимодействия на уроке:

Сотрудничество, диалог, соглашение, основанное на взаимопонимании, взаимоотношении, взаимопознании, взаимовлиянии.

Детям интересно выполнять только те задания, которые их завлекают. Выстраивая урок и подбирая упражнения, можно совместно с детьми обсудить и составить план урока, предложить варианты заданий для самостоятельного выполнения. Таким образом, ход познания на уроке будет идти от самих учеников, а это уже сотрудничество, согласованность учителя и обучающихся. Повышению качества образования способствуют упражнения на наблюдательность, сравнение, группировку, на постановку вопросов и выводов, что побуждает детей к мыслительной деятельности и планированию собственных действий. В свои уроки технологии «Швейное дело» включаю выступления обучающихся об интересных фактах из истории вещей, оборудования и инструментов (история швейной машины, история наперстка, сантиметровой ленты). Эту информацию обучающиеся готовят к уроку, изучая дополнительную литературу (интернет).[15]


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.