Развитие театра во II половине 19 века. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Развитие театра во II половине 19 века.

2022-05-11 31
Развитие театра во II половине 19 века. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Реформы 60-х годов явились новым толчком для стремительного развития капитализма в России. Не остался в стороне от этого влияния и провинциальный театр, ставший средством наживы для вчерашних лавочников, купцов и мелких авантюристов. Для привлечения публики создавались афиши, но они были совершенно безграмотно составлены и содержали ложные сведения о характере идущих пьес. Борьбу за улучшение художественной целостности театра и повышение качества репертуара возглавил редактор неофициальной части «Ярославских губернских ведомостей» Л. Н. Трефолев - поэт, критик, историк местного края.

Летом 1856г. на Рыбинской сцене играл Василий Евстафьевич Мартынов, который поразил зрителей мастерством перевоплощения и комедийным блеском игры. Он выступил в водевиле «Дядюшка-болтушка, или дверь в капитальной стене» И. Акселя (роль Говоркова). Воспитанный на передовых идеях великого революционного критика В. Г, Белинского, Мартынов своими образами ярко вскрывал причины страдания простого человека в условиях самодержавно-крепостнического гнёта.

В 1858 году в Россию на гастроли приехал выдающейся актёр Айра Олдридж, который встретил тёплый и радушный приём со стороны всей передовой русской общественности. Чернышевский и Добролюбов, Некрасов и Шевченко, Мусоргский и Гула-Артёмовский высоко оценили творчество знаменитого актёра. В Рыбинске он был дважды. Летом 1859г. Рыбинские зрители увидели его впервые. Два сыгранные им Шекспировских образа Отелло и Лир – покоряли свой проникновенностью, глубиной и необычайной человечностью. Вторично Олдридж посетил Рыбинск в 1864г. с более обширным репертуаром. Кроме сыгранных им в 1-й приезд Отелло и Лира, он показался ещё в Макбете и Шейлоке.

2 мая 1864 года вышел 1-й номер «Рыбинского листка» (издатель Жуков А. И.) это была первая в России литературно-художественно-промышленная газета с обширной программой.

Газета впервые начала публиковать довольно полные и глубокие сведения о театре (разборы спектаклей, пьес, актёрских работ).

После вынужденного перерыва, вызванного закрытием, газета начала издаваться вновь. Первый номер её появился в мае 1870г. под названием «Рыбинский биржевой лист». В статьях, посвященных театру, было отмечено нелепое, жалкое положение, в каком оказались актёры из-за скупости и невежественности хозяина.

А ведь труппа в то время представляла из себя очень крепкий актёрский ансамбль. Любимицами Ярославской и Рыбинской сцены стали сестры Александровы, чья игра, отличавшаяся грациозностью и непринужденностью, обратила на себя внимание Щепкина, довольно строго в своих суждениях.

Достойными партнершами Александровых были такие актрисы Пронская, Гумилёвская, Горская, Измайлова.

Из мужского состава труппы следует отметить Измайлова, а также Арди, Гумилёвского, Неретова.

В сезоне 1857-58гг. на Рыбинской и Ярославской сценах служил в качестве 1-го комика Василий Алексеевич Слепцов – известный писатель 60-х годов 19 века.

Но деятельность этой крепкой труппы была переполнена обилием дешёвой развлекательной драматургии, в потоках которой тонули истинно художественные, глубокие произведения.

Единственной отдушиной по-прежнему оставались довольно частые приезды гастролёров, привозивших, как правило, классический репертуар. Кроме выше упомянутых выдающихся актёров в это время, а именно в 1853г., на гастроли в Рыбинск, а затем в Ярославль и Кострому приезжал известный провинциальный трагик Н.Х.Рыбаков.

В сезоне 1857-58гг. особым успехом пользовался спектакль по пьесе Суханова «Русская свадьба в исходе 16-го века». Пьеса эта триумфально прошла в обеих столицах, выдержав более 40 представлений.

В 1865г. руководитель театра Смирнов получает письмо от провинциальной актрисы Елизаветы Ивановны Стрепетовой с предложением своих услуг на роли 2-х старух. Предлагала она также свою дочь на «что понадобится, а жалование добавляла она, - вы назначите сами, если убедитесь в её полезности.

Прельстившись предложением, освобождавшим его от всяких обязанностей, Смирнов ответил согласием.

И вот лето, 1865гг. с первым весенним пароходом из Нижнего Новгорода в Рыбинск приехала с матерью никому не известная девочка П.А.Стрепетова.

Актриса, чьё имя через несколько лет прогремело по всей России, начала свою службу в театре с амплуа «всё на что понадобится», получая за это 18 руб. жалования.

Первая небольшая роль Стрепетовой П. А. была горничная из водевиля Григорьева «Зачем иные люди женятся», с надписью, сделанной рукой Смирнова «Девице Стрепетовой на 21 июля». В этот день и состоялся дебют 15-ти летней актрисы - начался её большой и славный творческий путь.

Вскоре она получает роль Глаши в водевиле Баженова «Бедовая бабушка». В этой роле на долю юной актрисы выпал первый, хотя и довольно скромный успех. В последствии, Пелагея Антипьевна с большой теплотой вспоминает об этих первых годах своей деятельности.

Труппа Смирнова 1865-1866г. была откровенно слабой. За исключением Красовской Е.Ф. (Бурназовой) трудно было назвать кого-либо актёром и актрисой, не рискуя при этом погрешить против самих основ этих понятий.

Все это были люди случайные и малоталантливые.

Театральное лето 1865г. не блистало и приезжими гастролями. На сей раз, Смирнов пригласил Петербургских актёров П.Г.Степанова и А.А.Алексеева.

В конце июля 1865г. в бенефис Алексеева шёл Оффенбаховский «Орфей в аду», где П.А.Стрепетова с успехом играла роль «Общественного мнения». А вскоре после этого антрепренер предложил ей роль на выбор. Она остановилась на давно уже нравившемся ей образе Верочки в драме Боборыкина «Ребёнок». Премьера спектакля прошла успешно. Кроме неё в спектакле были заняты – Новицкий, игравший отца, Тальбо – сына, Павлов – учителя, шаблонную роль светской кокетки интересно и оригинально играла Красовская, а старуху-тётку Е.И. Стрепетова – играла трогательно, с неподдельной теплотой и человечностью. Это была последняя работа актрисы, её лебединая песня. По окончании сезона, Елизавета Ивановна навсегда оставила театр.

30 августа сыграв прощальный спектакль в Рыбинске, труппа выехала в Ярославль. Там она пополнилась группой Ярославских актёров, среди которых ведущее место принадлежало любимцу Ярославской публики Докучаеву.

В конце зимнего сезона, в бенефис Докучаева, Стрепетова П.А, по настоянию бенефицианта, получает первую серьёзную работу – роль Софьи в пьесе Самарина «Перемелется – мука будет».

Вся труппа и часть зрителей выступила против того, чтобы молодой неопытной актрисе поручалась столь сложная и ответственная роль. Но Докучаев настоял на своём и она начала репетировать.

Без всякой посторонней помощи, совершенно одна, работает юная актриса над этим образом. И, наконец, 5-го февраля спектакль был сыгран. Вопреки неверию, в атмосфере недоброжелательства и косых взглядов, Стрепетова П.А создаёт великолепный образ и получает полное и единодушное признание Ярославского зрителя.

В том же сезоне Стрепетова П.А. успешно играет роль Даньковой в драме Устрялова «Чужая вина». А на следующую осень вместо заболевшей Красовской она впервые сыграла Лизавету в драме Писемского «Горькая судьбина» и ряд других ролей в водевилях и мелодрамах («Мать и дочь» Л.Обера, «Любовь и предрассудок» Медевиля и др.)

К концу сезона был назначен бенефис Стрепетовой П.А. Выбор ею одноактной музыкальной пьесы «Кеттли» (перевод с фр. Ленского) был встречен антрепренером в штыки, ибо он расценивал это поступок, как подрыв его авторитета.

Спектакль прошёл с большим успехом. Но из за зависти других актеров Стрепетова покинула Рыбинскую труппу.

После Рыбинска Стрепетова П.А. играла в крупных театрах Москвы, Петербурга и других городов России, покоряя зрителя блеском созданных ею образов, особенно в ролях русского классического репертуара.

Рыбинский же театр явился для неё началом большого и славного творческого пути, подлинной школой жизни.

Конец 50-х- 60-е годы 19 века, несмотря на некоторые спады (например, в сезоне 1864-65г.) явились периодом наибольшего подъёма театральной деятельности в Рыбинске.

О театре писали известные историки и литераторы, одним из которых был писатель И.Ф.Горбунов, автор «Очерков по истории русского театра». В 1866г. он познакомился с Н.А.Некрасовым и отдыхал в его имении Корабихе. Узнав, что Горбунов собирает материалы о русском театре, поэт советует ему побывать в Рыбинске.

Любопытно, что театр в период ярмарок служил одновременно и местом развлечения, и местом совершения торговых сделок. Зачастую в театр шли люди, совершенно не интересовавшиеся представлением, для них важны были деловые разговоры и сделки, совершавшиеся в театральном буфете.

В 1868г. в Рыбинске было построено летнее здание театра на Даче за городом (на реке Коровке).

Открытие сезона 1870г. в помещении летнего театра ознаменовалось постановкой гоголевского «Ревизора».

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.