Церковно приходские школы.рачинский. — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Церковно приходские школы.рачинский.

2022-05-09 20
Церковно приходские школы.рачинский. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В истории России православие играло огромную роль. Церковь была основным социальным институтом, который воспитывал человека. Приходский священник был центральной фигурой русской жизни. Он был посредником между крестьянином и царем, объяснял крестьянину государеву политику, стоял на страже народной нравственности, неся евангельские заповеди в жизнь каждого прихожанина. В борьбе с пьянством, развратом и смутой правительство опиралось на священника.

Прекрасный опыт работы церковно-приходской школы был накоплен в конце прошлого века в с. Татево Смоленской губернии, которой несколько лет руководил Сергей Александрович

Рачинский. Профессор Московского университета, автор ряда исследований в области естествознания, зачинатель русского дарвинизма, член-корреспондент Российской академии наук по отделению русской словесности, ботаник и математик, талантливый журналист и писатель, педагог-просветитель С.А.Рачинский создает новый тип церковно-приходской школы, не похожий ни на один из существовавших тогда типов школ.

Весь педагогический процесс здесь был направлен на объединение обучения и воспитания. Занятия шли целый день, школа работала круглый год, при школе было создано общежитие для детей из дальних деревень. Основным принципом разработанной Рачинским программы школы было сочетание воспитания в духе христианской веры и обучения всему тому, что необходимо будущему крестьянину для ведения культурного крестьянского хозяй-

ства. В школе Рачинского была сделана попытка объединить религиозное, нравственное, трудовое и профессиональное воспитание, обучение, согласованное с потребностями крестьянской семьи и сельской общины. Это была школа ≪благочестия и добрых нравов≫, школа духовности. В ее программу вошли методы народной педагогики, направленные на воспитание христианина, добросовестного труженика, хорошего семьянина, порядочного человека.

Система отношений в школе была построена на принципах семейного уклада: старшие ученики заботились о младших, учитель проводил с детьми весь день и был для них другом, отцом, опекуном. Вся организация детского труда и самообслуживания была подчинена трудовому обучению и воспитанию умелого земледельца. При школе были сад, огород, пасека, цветник, где трудились и дети и учителя. Выращенные овощи и фрукты шли на общий стол школы.

В учебные программы школ Рачинского (им было создано на свои средства в Вельском уезде около 30 школ) были введены начальные понятия по физике, геометрии, черчению, географии.

Со старшими учениками проводились занятия по фортификации, что было своеобразной подготовкой к солдатской службе.

Одним из главных в программе школ Рачинского было изучение Закона Божьего. Обращалось внимание не столько на сообщение массы религиозных сведений, сколько на нравственный, воспитательный аспект христианских заповедей. О церковно-славянском языке Рачинский говорил так: ≪Изучение его вполне доступно на первых ступенях грамотности, — это такой педагогический клад, которым не обладает ни одна сельская школа в мире.

Это изучение, составляя само по себе превосходную умственную гимнастику, придает жизнь и смысл изучению языка русского, придает незыблемую прочность приобретенной в школе грамотности... — это сокровище поэзии, нравственности и догматического поучения наряду со священным писанием и житиями святых дают постоянную пищу уму, воображению, нравственной жажде нашего грамотного крестьянина, поддерживает в нем способность к тому серьезному чтению, которое одно полезно и желательно≫.

Рачинский считал, что в программы необходимо включать не только Новый завет, но и Псалтырь, Часослов и Ветхий завет. Религиозное воспитание и обучение включало проведение так называемых ≪образовательных путешествий≫, когда дети летом шли на богомолье, к святым местам или в ближайший монастырь. Кроме

посещения святых мест дети во время таких походов узнавали свой край, его историю, собирали песни и сказки, записывали обряды и игры Смоленского и Тверского краев. Собранный материал включался в спектакли, праздники, в самый любимый детьми праздник славянской письменности.

Вторым предметом были русский язык и чтение. Обучение грамоте шло одновременно с изучением церковнославянского, т.е. чтению и письму на церковно-славянском языке. Совпадение славянского устава с печатным начертанием букв делало из письма подспорье чтению. ≪Само чтение на старославянском несравненно легче, чем на русском, ибо произношение вполне соответствует правописанию≫, — писал С.А.Рачинский.

Третьим обязательным предметом была арифметика, в изучении которой много внимания уделялось устному счету. Математик Д.С.Фаермарк, проанализировав картину ученика татевской школы Н.П.Богданова-Вельского ≪Устный счет≫, на которой изображен С.А.Рачинский с учениками на уроке арифметики, на классной доске написана задача для устного счета, Д.С.Фаермарк делает вывод, что педагог, не имея специального математического образования, стал создателем оригинальной системы начального математического образования1.

Рачинский расширил программу своей школы. Он ввел церковное пение, арифметику дробных чисел и элементарную геометрию, географию и отечественную историю. Его школу называли школой искусств. Все ученики были вовлечены в хор, отдельные ребята учились играть на фисгармонии и скрипке. Студенты Академии художеств лето проводили в Татево, обучая юных художников. Он помог стать портретистом Т.Никонову, иконописцем — И.Петерсону, известным художником — сыну батрачки Н.П.Богданову-Бельскому, чья мастерская была в доме Рачинских. В его картинах ≪Устный счет≫, ≪У дверей школы≫, ≪Сочинение≫, ≪Ученицы≫, ≪Новички≫ запечатлены ученики школы и сам С.А. Рачинский.

В школах, открытых Рачинским, работали учителя, подготовленные в его же школе. Для них был продлен год обучения. По его убеждению, для сельской школы учителя должны быть из крестьян, для них он и составил программу. В Татевской школе успешно лечили заикание, детей с врожденными недостаткам обучали ремеслам, чтобы они могли в будущем включиться в жизнь общества.

Даже из этой скупой информации о работе Татевской школы можно сделать вывод, что новым в ней было то, что школа работала целый день, новыми были и программы. В ней мальчики и девочки обучались вместе, выпускники могли вести культурное крестьянское хозяйство, быть священниками, живописцами, сельскими учителями.

В 1896 г. успехи шкоды демонстрировались на Нижегородской ярмарке, а в 1900 г. — на выставке в Париже. По образцу Татевской школы в Англии были созданы две так называемые ≪новые английские школы≫ Абботсхолмская и Бидельская. Сегодня опыт

Бидельской школы включен в программу истории педагогики, а отечественный опыт Татевской школы забыт. Татевская школа являлась центром просвещения крестьян, здесь было создано общество трезвости, открыта книжная лавка. По вос- кресеньям крестьяне после занятий шли в школу, где был накрыт стол, стояли певчие, а Рачинский сам проводил беседы.

 Заслуги С.А.Рачинского были отмечены с высоты престола. 14мая 1899 г. Николай II подписал поздравление: ≪Труды Ваши по устройству школьного обучения и воспитания крестьянских детей, в нераздельной связи с церковью и приходом, послужили образованию уже несколько поколений в духе истинного просвещения, отвечающего духовным потребностям народа. Школы, Вами открытые и руководимые, состоя в числе церковно-приходских, стали питомником в том же духе воспитанных деятелей, училищем труда, трезвости и добрых нравов и живым образцом для всех подобных учреждений≫__

 

П.наторп

К XIX й. относится оформление социальной педагогики как науки. Считается, что термин «социальная педагогика» был вве­ден Дистервегом, хотя многие исследователи считают одним из создателей социальной педагогики немецкого философа и педа­гога П. Наторпа (1854—1924). Известно, что Наторп получил уни­верситетское образование, был домашним учителем, преподавал в гимназии. Затем увлекся философией и в возрасте 28 лет (1882) стал приват-доцентом Марбургского университета, имея ученую степень доктора философии (1881). Вскоре он становится профес­сором и всю свою жизнь посвящает научной и преподавательской деятельности в этом университете.

По своим научным позициям Наторп был последователем кри­тического идеализма. Вместе со своим учителем и старшим другом Г. Коганом он основал Марбургскую философскую школу нео­кантианства; изучал древнюю философию, писал учебники по философии.

Однако П. Наторп был не только «чистым» философом. Он за­нимался вопросами математики и естествознания, религии, пси­хологии и педагогики. Именно на такой широкой философской и общественной основе базируется педагогическая система П. На­ торпа. Первым его педагогическим сочинением стала работа" «К школьному вопросу» (1893). Воспитание здесь рассматривается как пробуждение духовной самостоятельности воспитанника во взаимопересечении волевых устремлений его и воспитателя. Важ­но и то, что воздействие воспитания, по Наторпу, должно иметь характер духовной помощи, а не авторитарного влияния.

Основной педагогический труд П. Наторпа «Социальная педа­гогика» был издан в 1898 г. Первые две части этой книги пред­ставляют собой философские рассуждения с неокантианских по­зиций и характеризуют мировоззренческую позицию автора, ис­ходя из которой он обосновывает социальную педагогику. По сути дела, первые две части сочинения — это система этики, которую можно рассматривать одновременно и как социальную филосо­фию, поскольку Наторп касается таких проблем, как законы сщЯ циального развития, взаимоотношения техники, хозяйства и пра­ва, общественного идеала и др.

В третьей части П. Наторп в общих чертах изложил теорию до­машнего воспитания, теорию школы и теорию «свободного само­воспитания». Он утверждал: человек и общество в целом развива­ются по одним и тем же законам, что подчеркивало обществен­ное содержание воспитания. Именно поэтому одно из определе­ний понятия «социальная педагогика» у П. Наторпа заключается в том, что она исследует проблему интеграции воспитательных сил общества с целью повышения культурного уровня народа. В дру­гом определении данного понятия акцент П. Наторпом делается на социальные условия образования и образовательные условия социальной жизни. Причем основными компонентами социаль­ной жизни он считал организацию труда, политико-правовую орга­низацию и организацию образования.

Главным фактором прогресса, по Наторпу, является «прогресс сознания» отдельных людей и всей «общности» в целом. Таким образом, он придавал социальному_воспитанию очень большое значение. П. Наторп полагал, что основной целью человеческого существования является достижение высшего идеала некой абсо­лютной идеи, которая объединяет в себе все начала. Поскольку человеческое сознание стремится к гармонии и совершенству, то выразителем такого стремления Наторп считал волю и «педагоги­ку воли» — в частности. Воспитание воли, по мнению Наторпа, и должно стать основной задачей педагога.

Наторп выделял несколько стадий развития воли у человека (развитие влечения, развитие воли в обычном значении этого тер­мина, развитие разумной воли), а исходя из этого — три типа социального воспитания, соответствующие этим стадиям: домаш­нее воспитание, школьное воспитание, свободное самовоспитание.

Таким образом, семейное воспитание он считал первой сту­пенью воспитания общественного. Что касается второй ступени (школьного воспитания), то он определял необходимым суще­ствование на этой стадии направленной организации воспитания, когда происходит воздействие на волю человека, осуществляется ее регулировка (сдерживание негативных и развитие позитивных волевых устремлений индивида). Школьные порядки Наторп срав­нивал с юридическими нормами жизни общества, которым дол­жны подчиняться все. Школа, считал он, должна быть многосту­пенчатой и доступной для всех учеников.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.