Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Топ:
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Интересное:
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2022-05-09 | 32 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Ценные сведения о воспитательных идеалах Киевской Руси содержатся в «Поучении детям» Владимира Мономаха (1096). Одним из важнейших средств воспитания детей Мономах считал образование: «...чего не умеете, тому учитесь». Большое внимание и «Поучении детям» уделено идее деятельности, развитию у детей инициативы и самодеятельности, приучению их к преодолению трудностей. Труд вменялся в обязанность всем. Дети должны были все делать сами, помогать в доме. Участие в труде, поучает Мономах, предупреждает от такого нравственного порока, как лень. Он предостерегает от лжи и блуда, говорит о необходимости вырабатывать у детей прилежание и учтивость.
Владимир Мономах в «Поучении детям» особо отмечает необходимость военно-физического воспитания, основу которого должны составлять тренировки и охота. Именно они обеспечивают развитие силы, выносливости, быстроты, смелости, отваги, бесстрашия. Большое место в «Поучении детям» отведено значению воспитательного воздействия на детей личного примера старших, приучению их к соблюдению общечеловеческих норм морали: повиноваться старшим, уважать равных себе и младших, не позволять сильным обижать слабых, сочувствовать горю других, творить добро и т. п.
Выдвинутые Мономахом идеи оказали большое влияние на развитие педагогической мысли в Древней Руси.
Значительным письменным памятником культуры XVI в. является «Домострой». Некоторые его главы (15, 16, 17-я) непосред-
ственно посвящены воспитанию. В «Домострое» содержатся призывы «страхом спасти» детей от неразумных поступков. В нем перечислены запреты, которые обязаны соблюдать дети: не красть, не лгать, не обижать чужого, не помнить зла и т.д. «Домострой» требует повиноваться наставникам и старшим, любить детей и заботиться о них, воспитывать мужество, трудолюбие, бережливость и др. Содержание этого документа пронизано особой ответственностью родителей за правильное религиозно-нравственное воспитание своих детей, причем с учетом их возраста и особенностей. В качестве методов педагогического воздействия рекомендуется наказание («вОспитати во всяком наказании»), включая и физическое («ино плетью постегатй по вине смотрящего
В XVI в. подобных руководств, как вести себя в обществе и семье, было несколько. Созданный в XVI в. ≪Домострой≫ имел две редакции: раннюю (новгородскую), более полную, и позднюю, сокращенную (московскую). До нас дошел наиболее известный вариант ≪Домостроя≫, который был отредактирован протопопом
Сильвестром, советником Ивана Грозного. Священник Кремлевского Благовещенского собора, образованный публицист, государственный и культурный деятель, прото- поп Сильвестр на протяжении ряда лет (конца 40—50-х гг. XVI в.) был советником и духовником Ивана Грозного. Предполагается, что именно он в середине XVI в. переработал первоначальную редакцию ≪Домостроя≫ и в качестве 64-й главы добавил свое ≪По- учение сыну Анфиму≫, в котором изложил собственные взгляды на воспитание.
В ≪Поучении≫ рассказывается о том, что его сын Анфим расписывал иконы и переписывал книги для продажи. В этой мастерской вместе с домочадцами сын учился грамоте, ≪писать и пети, инех иконного письма, инех книжного рукоделия, сверх серебряного мастерства и иных всяких многих рукоделий≫. Это была своеобразная домашняя школа, после которой часть домашних впоследствии стали священниками, ≪ и в дьяконском чину и в дъяцех и в подьячих и во всяких чинах ≫. Сильвестр советует сыну соблюдать мораль христианина, особенно исполнять необходимые обряды, быть верным на ≪ службе государевой ≫ и слу жить ≪ верою и правдою безо всякия хитрости ≫. Он советует сыну трудиться и помогать нищим, учиться грамоте, жить лаской, правдой, с любовью. __
. Епифаний Славинецкйй считается переводчиком на русский язык сочинения известного западноевропейского гуманиста Эразма Роттердамского «Гражданство обычаев детских». Текст этой книги разделен на вопросы и ответы: 4 — 68 посвящены значению мимики лица, жестикуляции, осанке ребенка; 69 — 78 — относились ко всему, связанному с одеждой; 79—81 — рекомендуй детям, как вести себя в церкви; 82—125 — о поведении за стодом и во время еды; 126-142 - учат, как здороваться и вести себя при встрече с родителями, учителем, сверстниками, незнакомым человеком и т.д.; 143-145 - о правилах поведения в «училище» и при возвращении домой; 146 — 158 — посвящены играм; 159-164 — о поведении и гигиене
Оенка. Книга и по содержанию, и по форме изложения была гА
считана на детей. Следует отметить также, что в начале книги | е Ре~
норится о необходимости в первую очередь {эелигиозно-нравещ ^ Рас"
пого воспитания. Таким образом, в ней впервые было опреде/!^ го~
содержание воспитания детей: овладение нормами христианс^\^е^~
морали; обучение свободным мудростям и овладение нормами к^\^/1енои
турного поведения. \скои i
«Гражданство обычаев детских» не только первый западн^ Улъ-\ ропейский памятник педагогического характера, но и первьЛ русскои культуре памятник, посвященный светскому воспитац „ детей. Важно отметить его значение для процесса социализа^ ,и в детей того времени. ^НИЮ
Русо
В плеяде французских просветителей широтой своих позиций в подходе к воспитанию особо выделяется Ж.Ж.Руссо. Он решительно и последовательно настаивал на демократической педагогической программе просвещения. Наряду с трактатами «Проект воспитания де Сент-Мари», «Способствовало ли возрождение наук и искусств улучшению нравов?», «Рассуждения о происхождении и основаниях неравенства между людьми» и другими важное значение имели работы «Юлия, или Новая Элоиза» и «Общественный договор», которые явились прологом к главному педагогическому труду Ж. Ж. Руссо «Эмиль, или о Воспитании». В этом романе можно найти ответы на вопросы, поставленные автором в предыдущих сочинениях. Подвергнув критике существующую практику воспитания, он предложил проект идеального воспитания нового человека. Руссо выступал против авторитарного воспитания и выдвинул идею свободного воспитания.
По мнению жТж7Руссо,1просв^щШиё и правильное воспитание могут изменить общественный уклад. А поскольку воспитание является опорой любой формы правления, оно носит общественный характер. В процессе воспитания под воздействием природы, окружающего мира, людей складываются разум мудреца, сила атлета, трудолюбие, навыки полезного ремесла, невосприимчивость к соблазнам цивилизации и дурным влияниям.
Воспитание должно учитывать «природу человека», сообразуясь с возрастными особенностями ребенка, а также отвечать его интересам и потребностям. Цель воспитания, считал Руссо, — научить ребенка жизни, вырастить человека самостоятельного, здравомыслящего, доброжелательного к людям, уверенного в себе.
Для каждого возраста Руссо предусматривал особые задачи и средства воспитания. До двух лет нужно больше заботиться о здоровье ребенка и тренировке органов чувств. До 12 лет следует постепенно посвящать его во взаимоотношения человека с окружающим миром. Именно здесь важно научить ребенка добывать знания, самостоятельно открывать их под руководством наставника.
В период с 12 до 15 лет особое значение, по мнению Руссо, следует придавать трудовому воспитанию ребенка, направляя его действия и не лишая самостоятельности. В 15 — 22 года, по Руссо, наступает очередь воспитания здравых чувств: долга, гражданской добродетели, патриотизма, сострадания к людям. На этом этапе важно готовить человека к соприкосновению со средой, в которой ему придется жить. Кроме того, используя исторический опыт, необходимо воспитывать в нем человеколюбие, альтруизм, гражданскую доблесть. В этом возрасте воспитанник будет открывать для себя идею Бога и «естественной религии», которая индивидуальна и создается самостоятельно.
К 22 —24 годам естественное воспитание завершается, и человек начинает самостоятельную жизнь.
Основная идея «Эмиля» заключается в том, что нового человека нельзя воспитать в старом обществе, и потому ребенка нужно изолировать от общества. Отсюда вытекало отрицание им системы общественного воспитания.
Через 10 лет после этого романа Руссо вновь вернулся к проблемам воспитания в «Рассуждении об образе правления в Польше». В этом произведении представлена модель идеального государства, в котором уже стало возможно национальное общественное воспитание. Четвертая глава «Рассуждений» специально посвящена этим вопросам. В свободном и разумном государстве всем детям обеспечивают одинаковое общественное воспитание в школах. Помимо школы дети собираются на общественных детских площадках, где с ними проводят совместные игры и спортивные занятия.
Каменский
Стремление к обязательному изучению естественных наук и реализации принципа природосообразности проявилось в творчестве выдающегося педагога Я'.А:Комёнского. Пожалуй, он впервые попытался обосновать и применить на практике методику общественного воспитания, в школах. Не отрицая индивидуальных задатков, ЯГА. Коменский провозглашал равенство людей от природы, отмечая, что они в одинаковой степени нуждаются в умственном и нравственном развитии. Я. А. Коменский считал, что школы должны быть воспитательно-образовательными учреждениями для совместного воспитания подрастающего поколения независимо от пола, происхождения и рода занятий родителей.
Первой ступенью воспитания и образования детей от рождения и до 6 лет должна быть материнская школа, т. е. дети воспитываются в семье под руководством матери. Считается, что Я. А. Коменский, написав первую в мире педагогическую книгу для родителей «Материнская школа», обосновал содержание, формы и методы подготовки детей в семье к жизни в обществе.
Вторая ступень —• это школа родного языка для всех мальчиков и девочек от 6 до 12 лет, где начинается подготовка к жизни в ходе усвоения знаний на языке своего народа, формируется общая картина мира, приобретаются необходимые навыки и умения.
Третьей ступенью образования являлась латинская школа (гимназия) для юношей 12—18 лет.
Четвертую, заключительную ступень школьного образования, по Я. А. Коменскому, составляли академии для молодых людей 18 — 24 лет. В «Великой дидактике», основном педагогическом труде выдающегося педагога, разработаны не только вопросы образования и обучения, но и различные аспекты воспитания (нравственного, трудового, религиозного и т.д.). Он считал также необходимым воспитывать у детей такие общечеловеческие добродетели, как мудрость, умеренность, мужество, справедливость, честность, выносливость в труде и т. п.
Огромное значение придавал Я.А. Коменский дисциплине, которая, однако, должна быть сознательным исполнением детьми школьных законов и норм общежития.
Полностью проблемам воспитания и обучения посвящен один из семи разделов главного труда Я. А. Коменского — «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих» — «Пампедия». Его основное назначение — указать людям, как следует готовить подрастающее поколение для перестройки существующего общества. Здесь высказана мысль, что вся жизнь человека должна быть школой. К названным ступеням образования Коменский добавляет еще одну — школу зрелости и старости.
По мнению автора, универсальное воспитание, идеи которого заложены во «Всеобщем совете», приведет человечество к социальной справедливости и процветанию. Всеобщее образование народа, демократическая школьная система, приобщение подрастающего поколения к труду, нравственное воспитание на началах гуманизма — все это должно формировать людей, способных служить обществу.
Таким образом, ведущую роль в переустройстве общества Коменский отводил социальному воспитанию в системе общественных учебных заведений.
24. Ведомственные учреждения императрици мари
Судьбой детей-сирот, вдов, слепых и глухих занималась жена Павла I, императрица Мария Федоровна. Она была назначена ≪начальствовать над воспитательным обществом≫, а
позже и над воспитательными домами.
В поданном докладе императору (декабрь 1797 г.) она обращала внимание на состояние в России воспитательных домов и предлагала расширить тактику передачи младенцев из воспитательных домов в крестьянские семьи в ≪государевы деревни≫. За их воспитанием и содержанием был установлен надзор инспекторами, которых отбирала сама императрица. В Манифесте Александра I (1802) об учреждении министерств было предусмотрено предо- ставление особому попечению императрицы Марии Федоровне всех женских учебных заведений. После ее смерти (1854) было создано Ведомство учреждений императрицы Марии1, которое занималось сиротскими приютами, институтами благородных девиц, женскими училищами и гимназиями, школами для глухонемых и слепых. Впоследствии Ведомством управляли другие императрицы.
В составе Ведомства были Московский и Петербургский воспитательные дома, а также подобные дома в других городах России.
В воспитательных домах юноши находились до 21 года, а девушки — до 19 лет. Тех, кто освоил грамоту, переводили в ремесленные классы, где мальчиков учили портновскому, сапожному, переплетному делу, а девочек — домоводству, рукоделию, ткацкому мастерству. Поскольку в воспитательных домах смертность доходила до 75%, с 1811 г. сирот чаще стали передавать в семьи. В 1828 г. принимается закон о запрещении открытия воспитательных домов в губерниях.
Однако за детьми, которых передавали в крестьянский семьи существовал надзор со стороны воспитательного дома. Юноши в 17 лет приписывались к сельскому сословию, получали земельный надел. Девушки 19 лет получали ≪вольноувольнительное сви-
детельство≫.
В 1822 г. в Саратовской и Самарской губерниях начали создаваться земледельческие колонии воспитанников воспитательных домов. Но так как земельные наделы не переходили по наследству, то через 20 лет — в 1844 г. — колонки распались.
В некоторых воспитательных домах из числа способных учеников создавались латинские, немецкие и французские классы. В латинских классах юношей готовили для поступления в Медикохирургическую академию, в немецких учились будущие няни и акушерки, преподавательницы музыки. Окончившие французских классы могли работать учительницами и воспитательницами в частных домах.
На 1 января 1911 г. в 438 приютах было 14439 детей дошкольного и раннего школьного возраста. Некоторые приюты принадлежали духовному и военному ведомствам и Министерству внутренних дел. Многие приюты содержались за счет самоокупаемости и самообеспечения, что требовало постоянного вовлечения детей в производство1.
Чтобы представить организацию работы в воспитательных домах в прошлом веке и взять для себя что-то уже апробированное, предлагаю обратиться к статье замечательного русского педагога Владимира Яковлевича Стоюнина (1826—1888) ≪Воспитательницам групп малолетнего отделения Московского воспитательного дома≫. Статья была написана в начале 70-х годов, когда автор работал в Николаевском сиротском институте в Москве. Современному социальному педагогу будут профессионально интересны выводы автора о важности соблюдения дисциплины и самостоятельности ребенка, о роли личности самого воспитателя, его педагогическом такте, о содержании воспитательной работы в Московском Воспитательном доме.
Дж.локк
В широком социальном контексте понимал цель и задачи воспитания Дж.Локк. На первое место он выдвигал становление гражданина, формирование характера, способного реализовать высокие идеалы. Концепция воспитания изложена Дж.Локком в трактатах «Мысли о воспитании» («Некоторые мысли о воспитании»), «О пользовании разумом» («Об управлении разумом»). По Дж.Локку, человек, его душа — чистая бумага «без всяких знаков и идей», заполнить которую надлежит воспитанием. «Из всех людей, с которыми мы встречаемся, девять десятых становятся тем, что они есть, — добрыми или злыми, полезными или нет — благодаря воспитанию. Оно-то и создает огромную разницу между людьми».
Педагогическая система Дж. Локка ориентирована на воспитание джентльмена, делового человека и сочетает в себе несколько аспектов: физическое воспитание, нравственное воспитание и умственное образование, которые должны быть взаимосвязаны.
Ведущим Д. Локк считал нравственное воспитание, цель которого видел в выработке правильного представления о добродетели. Причем нравственное воспитание он связывал с воспитанием разума и полезностью, а также волей. Задачи нравственного воспитания определяли и образовательную программу. Ее цель Дж.Локк видел не только в сообщении начальных сведений по различным дисциплинам, но и в развитии у учащихся способностей к самостоятельным суждениям и умозаключениям. В то же время образование у Дж. Локка выступало своеобразным средством развития нравственных качеств личности.
, Определяя методы воспитания и обучения, Дж.Локк ратовал за формирование у ребенка устойчивых положительных привычек, отводя особую роль самому наставнику. Важно и то, что содержание воспитания должно было соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям ребенка.
Оригинальна позиция Дж. Локка по отношению к поощрениям и наказаниям в процессе воспитания. Он не отрицал физических наказаний, однако утверждал, что они ведут лишь к рабскому послушанию. Не приветствовал Дж.Локк и поощрение влечения воспитанника к наградам, а не к тому, за что они даются. Поэтому основными нравственными ориентирами он называл честь и позор, на которые и следовало опираться в процессе воспитания.
Дж. Локк разработал также своеобразную программу трудового воспитания джентльмена, обусловленную потребностями нового буржуазного общества в деловых, инициативных людях.
Нельзя не отметить и то, что Дж.Локк, по сути дела, отрицал необходимость общественного воспитания, считая, что оно должно быть семейным, с привлечением тщательно отобранных домашних учителей. Такое воспитание, по его мнению, ограждало ребенка от плохого влияния среды и плохих учителей.
Сетлемент. Шацкий,зеленко.
Появляются новые формы социального воспитания. Примером может служить практический опыт в этом направлении С. Т. Шацкого, который вместе с А. У. Зеленко в 1906 г. организовал в Москве общество «Сетлемент» (Культурный поселок). На средства, выделенные владельцами крупных предприятий братьев Сабашниковых, Кушнеровых, Морозовой, по проекту А. У. Зеленко (архитектор по своей основной профессии) на окраине Москвы в Марьиной роще было построено клубное здание для детей. Педагогический коллектив состоял из талантливых выпускников Московского университета Е.А. Казимировой, К. А. и А. А. Фортунатовых, Л.К.Шлегер, Н.О.Массалитиновой. Дети посещали различные клубы, каждый из которых имел свое название и самоуправление. Подростки учились ремеслу, пению, танцам, занимались астрономией, биологией, театральным творчеством. Однако 1 мая 1908 г. «Сетлемент» закрывается московским градоначальником за «попытку проповедования социализма среди детей». Но благодаря настойчивости Шацкого и его единомышленников в 1909 г. создается новое общество «Детский труд и отдых», которое фактически продолжило традиции «Сетлемента». В 1911 г. вместе с В. Н. Шацкой на общественных началах он основывает летнюю трудовую колонию «Бодрая жизнь». В ней ежегодно проводили лето 60 — 80 детей, которые посещали учреждения детского общества. Здесь С. Т. Шацкий вместе с сотрудниками в опытной работе проверяли идеи связи трудовой, эстетической и умственной деятельности, взаимоотношений воспитателей и воспитанников, динамики развития детского сообщества. По сути проводился эксперимент организации жизни детей на принципах разнообразной трудовой деятельности — самообслуживания, благоустройства территории, приготовления пищи, работы в огороде, саду, поле, на скотном дворе. Шацкому помогало глубокое знание опыта социального воспитания Западной Европы. Детский коллектив вместе с педагогами обсуждал все дела колонии. Творческому развитию способностей воспитанников содействовала разумная организация досуга детей по их желанию, она включала в себя игры, чтение, пение, драматический кружок и другие занятия. Созданные Шацким колония и клуб не уступали лучшим иностранным учебным заведениям, а оригинальных социально-педагогических решений у московских педагогов было даже больше. По сути, они занимались исследованием влияния социальных условий жизни на детей и объединяли в одном центре научно-педагогическую и учебно-воспитательную работу.
Этот напряженный поиск привел педагогов к выводу о том, что ребенок — носитель разнообразных социальных явлений, черт, качеств, идей — формируется под воздействием окружающей среды. Сотрудниками колонии во главе с С.Т.Шацким уже в те годы были сделаны первые попытки воздействия на эту среду.
В 1912 г. в обществе «Детский труд и отдых» был создан проект, который включал в себя все возрастные группы детей и основные виды работы с ними. Сюда же входили клубы, мастерские, детские библиотеки и так называемая детская трудовая колония. Содержание, формы и методы новаторского социального воспитания были обобщены в монографии В. Н. Шацкой и С.Т.Шацкого «Бодрая жизнь», изданной в 1915 г.
В том же году в проект были включены постоянно действовавшие опытные курсы для подготовки культурных работников, что было обусловлено необходимостью вести широкую культурно-просветительную работу со взрослым населением. Авторы проекта считали, что только в культурной во всех отношениях среде можно сформировать культурную и воспитанную личность.
В 1916 г. было создано еще несколько проектов, согласно которым должен был возникнуть межуездный опытный участок, куда должны были войти несколько начальных и дополнительных школ, целый ряд детских садов и ясель, мастерские, библиотеки для детей и взрослых, местный краеведческий музей, народный дом. Сюда же кроме педагогов планировалось включить специальную группу научных работников, чтобы расширить изучение окружающей социальной среды и ее влияния на детей. Следует отметить, что главная заслуга С. Т. Шацкого состоит в том, что он впервые в России целостно рассмотрел влияние условий среды на социализацию ребенка. Результаты работы в колонии получили международное признание. Это были первые практические шаги социального воспитания в России начала XX в.
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!