Влияние литературы,домострой, поучение, благословие сыну анфиму, гражданство обычаев детских — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Влияние литературы,домострой, поучение, благословие сыну анфиму, гражданство обычаев детских

2022-05-09 32
Влияние литературы,домострой, поучение, благословие сыну анфиму, гражданство обычаев детских 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ценные сведения о воспитательных идеалах Киевской Руси содержатся в «Поучении детям» Владимира Мономаха (1096). Од­ним из важнейших средств воспитания детей Мономах считал образование: «...чего не умеете, тому учитесь». Большое внимание и «Поучении детям» уделено идее деятельности, развитию у детей инициативы и самодеятельности, приучению их к преодолению трудностей. Труд вменялся в обязанность всем. Дети должны были все делать сами, помогать в доме. Участие в труде, поучает Моно­мах, предупреждает от такого нравственного порока, как лень. Он предостерегает от лжи и блуда, говорит о необходимости выраба­тывать у детей прилежание и учтивость.

Владимир Мономах в «Поучении детям» особо отмечает необ­ходимость военно-физического воспитания, основу которого дол­жны составлять тренировки и охота. Именно они обеспечивают развитие силы, выносливости, быстроты, смелости, отваги, бес­страшия. Большое место в «Поучении детям» отведено значению воспитательного воздействия на детей личного примера старших, приучению их к соблюдению общечеловеческих норм морали: повиноваться старшим, уважать равных себе и младших, не по­зволять сильным обижать слабых, сочувствовать горю других, тво­рить добро и т. п.

Выдвинутые Мономахом идеи оказали большое влияние на развитие педагогической мысли в Древней Руси.

Значительным письменным памятником культуры XVI в. явля­ется «Домострой». Некоторые его главы (15, 16, 17-я) непосред-

ственно посвящены воспитанию. В «Домострое» содержатся при­зывы «страхом спасти» детей от неразумных поступков. В нем пе­речислены запреты, которые обязаны соблюдать дети: не красть, не лгать, не обижать чужого, не помнить зла и т.д. «Домострой» требует повиноваться наставникам и старшим, любить детей и заботиться о них, воспитывать мужество, трудолюбие, бережли­вость и др. Содержание этого документа пронизано особой ответ­ственностью родителей за правильное религиозно-нравственное вос­питание своих детей, причем с учетом их возраста и особенностей. В качестве методов педагогического воздействия рекомендует­ся наказание («вОспитати во всяком наказании»), включая и фи­зическое («ино плетью постегатй по вине смотрящего

В XVI в. подобных руководств, как вести себя в обществе и семье, было несколько. Созданный в XVI в. ≪Домострой≫ имел две редакции: раннюю (новгородскую), более полную, и позднюю, сокращенную (московскую). До нас дошел наиболее известный вариант ≪Домостроя≫, который был отредактирован протопопом

Сильвестром, советником Ивана Грозного. Священник Кремлевского Благовещенского собора, образованный публицист, государственный и культурный деятель, прото- поп Сильвестр на протяжении ряда лет (конца 40—50-х гг. XVI в.) был советником и духовником Ивана Грозного. Предполагается, что именно он в середине XVI в. переработал первоначальную редакцию ≪Домостроя≫ и в качестве 64-й главы добавил свое ≪По- учение сыну Анфиму≫, в котором изложил собственные взгляды на воспитание.

В ≪Поучении≫ рассказывается о том, что его сын Анфим расписывал иконы и переписывал книги для продажи. В этой мастерской вместе с домочадцами сын учился грамоте, ≪писать и пети, инех иконного письма, инех книжного рукоделия, сверх серебряного мастерства и иных всяких многих рукоделий≫. Это была своеобразная домашняя школа, после которой часть домашних впоследствии стали священниками, ≪ и в дьяконском чину и в дъяцех и в подьячих и во всяких чинах ≫. Сильвестр советует сыну соблюдать мораль христианина, особенно исполнять необходимые обряды, быть верным на ≪ службе государевой ≫ и слу жить ≪ верою и правдою безо всякия хитрости ≫. Он советует сыну трудиться и помогать нищим, учиться грамоте, жить лаской, правдой, с любовью. __

. Епифаний Славинецкйй считается переводчиком на русский язык сочинения известного западноев­ропейского гуманиста Эразма Роттердамского «Гражданство обы­чаев детских». Текст этой книги разделен на вопросы и ответы: 4 — 68 посвящены значению мимики лица, жестикуляции, осанке ребенка; 69 — 78 — относились ко всему, связанному с одеждой; 79—81 — рекомендуй детям, как вести себя в церкви; 82—125 — о поведении за стодом и во время еды; 126-142 - учат, как здороваться и вести себя при встрече с родителями, учителем, сверстниками, незнакомым человеком и т.д.; 143-145 - о пра­вилах поведения в «училище» и при возвращении домой; 146 — 158 — посвящены играм; 159-164 — о поведении и гигиене
Оенка. Книга и по содержанию, и по форме изложения была гА
считана на детей. Следует отметить также, что в начале книги | е Ре~
норится о необходимости в первую очередь {эелигиозно-нравещ ^ Рас"
пого воспитания. Таким образом, в ней впервые было опреде/!^ го~
содержание воспитания детей: овладение нормами христианс^\^е^~
морали; обучение свободным мудростям и овладение нормами к^\^/1енои
турного поведения. \скои i

«Гражданство обычаев детских» не только первый западн^ Улъ-\ ропейский памятник педагогического характера, но и первьЛ русскои культуре памятник, посвященный светскому воспитац „ детей. Важно отметить его значение для процесса социализа^ в детей того времени. ^НИЮ

 

Русо

В плеяде французских просветителей широтой своих позиций в подходе к воспитанию особо выделяется Ж.Ж.Руссо. Он реши­тельно и последовательно настаивал на демократической педаго­гической программе просвещения. Наряду с трактатами «Проект воспитания де Сент-Мари», «Способствовало ли возрождение наук и искусств улучшению нравов?», «Рассуждения о происхождении и основаниях неравенства между людьми» и другими важное зна­чение имели работы «Юлия, или Новая Элоиза» и «Обществен­ный договор», которые явились прологом к главному педагоги­ческому труду Ж. Ж. Руссо «Эмиль, или о Воспитании». В этом ро­мане можно найти ответы на вопросы, поставленные автором в предыдущих сочинениях. Подвергнув критике существующую прак­тику воспитания, он предложил проект идеального воспитания нового человека. Руссо выступал против авторитарного воспита­ния и выдвинул идею свободного воспитания.

По мнению жТж7Руссо,1просв^щШиё и правильное воспита­ние могут изменить общественный уклад. А поскольку воспитание является опорой любой формы правления, оно носит обществен­ный характер. В процессе воспитания под воздействием природы, окружающего мира, людей складываются разум мудреца, сила атлета, трудолюбие, навыки полезного ремесла, невосприимчи­вость к соблазнам цивилизации и дурным влияниям.

Воспитание должно учитывать «природу человека», сообразу­ясь с возрастными особенностями ребенка, а также отвечать его интересам и потребностям. Цель воспитания, считал Руссо, — научить ребенка жизни, вырастить человека самостоятельного, здравомыслящего, доброжелательного к людям, уверенного в себе.

Для каждого возраста Руссо предусматривал особые задачи и средства воспитания. До двух лет нужно больше заботиться о здо­ровье ребенка и тренировке органов чувств. До 12 лет следует по­степенно посвящать его во взаимоотношения человека с окружа­ющим миром. Именно здесь важно научить ребенка добывать зна­ния, самостоятельно открывать их под руководством наставника.

В период с 12 до 15 лет особое значение, по мнению Руссо, следует придавать трудовому воспитанию ребенка, направляя его действия и не лишая самостоятельности. В 15 — 22 года, по Руссо, наступает очередь воспитания здравых чувств: долга, гражданской добродетели, патриотизма, сострадания к людям. На этом этапе важно готовить человека к соприкосновению со средой, в кото­рой ему придется жить. Кроме того, используя исторический опыт, необходимо воспитывать в нем человеколюбие, альтруизм, граж­данскую доблесть. В этом возрасте воспитанник будет открывать для себя идею Бога и «естественной религии», которая индивиду­альна и создается самостоятельно.

К 22 —24 годам естественное воспитание завершается, и чело­век начинает самостоятельную жизнь.

Основная идея «Эмиля» заключается в том, что нового челове­ка нельзя воспитать в старом обществе, и потому ребенка нужно изолировать от общества. Отсюда вытекало отрицание им системы общественного воспитания.

Через 10 лет после этого романа Руссо вновь вернулся к пробле­мам воспитания в «Рассуждении об образе правления в Польше». В этом произведении представлена модель идеального государства, в котором уже стало возможно национальное общественное воспи­тание. Четвертая глава «Рассуждений» специально посвящена этим вопросам. В свободном и разумном государстве всем детям обеспе­чивают одинаковое общественное воспитание в школах. Помимо школы дети собираются на общественных детских площадках, где с ними проводят совместные игры и спортивные занятия.

Каменский

Стремление к обязательному изучению естественных наук и реализации принципа природосообразности проявилось в творче­стве выдающегося педагога Я'.А:Комёнского. Пожалуй, он впервые попытался обосновать и применить на практике методику обще­ственного воспитания, в школах. Не отрицая индивидуальных за­датков, ЯГА. Коменский провозглашал равенство людей от при­роды, отмечая, что они в одинаковой степени нуждаются в ум­ственном и нравственном развитии. Я. А. Коменский считал, что школы должны быть воспитательно-образовательными учрежде­ниями для совместного воспитания подрастающего поколения не­зависимо от пола, происхождения и рода занятий родителей.

Первой ступенью воспитания и образования детей от рожде­ния и до 6 лет должна быть материнская школа, т. е. дети воспи­тываются в семье под руководством матери. Считается, что Я. А. Ко­менский, написав первую в мире педагогическую книгу для ро­дителей «Материнская школа», обосновал содержание, формы и методы подготовки детей в семье к жизни в обществе.

Вторая ступень —• это школа родного языка для всех мальчиков и девочек от 6 до 12 лет, где начинается подготовка к жизни в ходе усвоения знаний на языке своего народа, формируется общая кар­тина мира, приобретаются необходимые навыки и умения.

Третьей ступенью образования являлась латинская школа (гим­назия) для юношей 12—18 лет.

Четвертую, заключительную ступень школьного образования, по Я. А. Коменскому, составляли академии для молодых людей 18 — 24 лет. В «Великой дидактике», основном педагогическом труде выдающегося педагога, разработаны не только вопросы образова­ния и обучения, но и различные аспекты воспитания (нравствен­ного, трудового, религиозного и т.д.). Он считал также необходи­мым воспитывать у детей такие общечеловеческие добродетели, как мудрость, умеренность, мужество, справедливость, честность, выносливость в труде и т. п.

Огромное значение придавал Я.А. Коменский дисциплине, которая, однако, должна быть сознательным исполнением деть­ми школьных законов и норм общежития.

Полностью проблемам воспитания и обучения посвящен один из семи разделов главного труда Я. А. Коменского — «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих» — «Пампедия». Его ос­новное назначение — указать людям, как следует готовить под­растающее поколение для перестройки существующего общества. Здесь высказана мысль, что вся жизнь человека должна быть шко­лой. К названным ступеням образования Коменский добавляет еще одну — школу зрелости и старости.

По мнению автора, универсальное воспитание, идеи которого заложены во «Всеобщем совете», приведет человечество к соци­альной справедливости и процветанию. Всеобщее образование народа, демократическая школьная система, приобщение подра­стающего поколения к труду, нравственное воспитание на нача­лах гуманизма — все это должно формировать людей, способных служить обществу.

Таким образом, ведущую роль в переустройстве общества Ко­менский отводил социальному воспитанию в системе обществен­ных учебных заведений.

24. Ведомственные учреждения императрици мари

Судьбой детей-сирот, вдов, слепых и глухих занималась жена Павла I, императрица Мария Федоровна. Она была назначена ≪начальствовать над воспитательным обществом≫, а

позже и над воспитательными домами.

В поданном докладе императору (декабрь 1797 г.) она обращала внимание на состояние в России воспитательных домов и предлагала расширить тактику передачи младенцев из воспитательных домов в крестьянские семьи в ≪государевы деревни≫. За их воспитанием и содержанием был установлен надзор инспекторами, которых отбирала сама императрица. В Манифесте Александра I (1802) об учреждении министерств было предусмотрено предо- ставление особому попечению императрицы Марии Федоровне всех женских учебных заведений. После ее смерти (1854) было создано Ведомство учреждений императрицы Марии1, которое занималось сиротскими приютами, институтами благородных девиц, женскими училищами и гимназиями, школами для глухонемых и слепых. Впоследствии Ведомством управляли другие императрицы.

В составе Ведомства были Московский и Петербургский воспитательные дома, а также подобные дома в других городах России.

В воспитательных домах юноши находились до 21 года, а девушки — до 19 лет. Тех, кто освоил грамоту, переводили в ремесленные классы, где мальчиков учили портновскому, сапожному, переплетному делу, а девочек — домоводству, рукоделию, ткацкому мастерству. Поскольку в воспитательных домах смертность доходила до 75%, с 1811 г. сирот чаще стали передавать в семьи. В 1828 г. принимается закон о запрещении открытия воспитательных домов в губерниях.

Однако за детьми, которых передавали в крестьянский семьи существовал надзор со стороны воспитательного дома. Юноши в 17 лет приписывались к сельскому сословию, получали земельный надел. Девушки 19 лет получали ≪вольноувольнительное сви-

детельство≫.

В 1822 г. в Саратовской и Самарской губерниях начали создаваться земледельческие колонии воспитанников воспитательных домов. Но так как земельные наделы не переходили по наследству, то через 20 лет — в 1844 г. — колонки распались.

В некоторых воспитательных домах из числа способных учеников создавались латинские, немецкие и французские классы. В латинских классах юношей готовили для поступления в Медикохирургическую академию, в немецких учились будущие няни и акушерки, преподавательницы музыки. Окончившие французских классы могли работать учительницами и воспитательницами в частных домах.

На 1 января 1911 г. в 438 приютах было 14439 детей дошкольного и раннего школьного возраста. Некоторые приюты принадлежали духовному и военному ведомствам и Министерству внутренних дел. Многие приюты содержались за счет самоокупаемости и самообеспечения, что требовало постоянного вовлечения детей в производство1.

Чтобы представить организацию работы в воспитательных домах в прошлом веке и взять для себя что-то уже апробированное, предлагаю обратиться к статье замечательного русского педагога Владимира Яковлевича Стоюнина (1826—1888) ≪Воспитательницам групп малолетнего отделения Московского воспитательного дома≫. Статья была написана в начале 70-х годов, когда автор работал в Николаевском сиротском институте в Москве. Современному социальному педагогу будут профессионально интересны выводы автора о важности соблюдения дисциплины и самостоятельности ребенка, о роли личности самого воспитателя, его педагогическом такте, о содержании воспитательной работы в Московском Воспитательном доме.

 

 

Дж.локк

В широком социальном контексте понимал цель и задачи вос­питания Дж.Локк. На первое место он выдвигал становление граж­данина, формирование характера, способного реализовать вы­сокие идеалы. Концепция воспитания изложена Дж.Локком в трактатах «Мысли о воспитании» («Некоторые мысли о воспита­нии»), «О пользовании разумом» («Об управлении разумом»). По Дж.Локку, человек, его душа — чистая бумага «без всяких зна­ков и идей», заполнить которую надлежит воспитанием. «Из всех людей, с которыми мы встречаемся, девять десятых становятся тем, что они есть, — добрыми или злыми, полезными или нет — благодаря воспитанию. Оно-то и создает огромную разницу меж­ду людьми».

Педагогическая система Дж. Локка ориентирована на воспита­ние джентльмена, делового человека и сочетает в себе несколько аспектов: физическое воспитание, нравственное воспитание и ум­ственное образование, которые должны быть взаимосвязаны.

Ведущим Д. Локк считал нравственное воспитание, цель кото­рого видел в выработке правильного представления о добродете­ли. Причем нравственное воспитание он связывал с воспитанием разума и полезностью, а также волей. Задачи нравственного вос­питания определяли и образовательную программу. Ее цель Дж.Локк видел не только в сообщении начальных сведений по различным дисциплинам, но и в развитии у учащихся способно­стей к самостоятельным суждениям и умозаключениям. В то же время образование у Дж. Локка выступало своеобразным средством развития нравственных качеств личности.

, Определяя методы воспитания и обучения, Дж.Локк ратовал за формирование у ребенка устойчивых положительных привы­чек, отводя особую роль самому наставнику. Важно и то, что со­держание воспитания должно было соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям ребенка.

Оригинальна позиция Дж. Локка по отношению к поощрени­ям и наказаниям в процессе воспитания. Он не отрицал физи­ческих наказаний, однако утверждал, что они ведут лишь к раб­скому послушанию. Не приветствовал Дж.Локк и поощрение влечения воспитанника к наградам, а не к тому, за что они да­ются. Поэтому основными нравственными ориентирами он на­зывал честь и позор, на которые и следовало опираться в про­цессе воспитания.

Дж. Локк разработал также своеобразную программу трудового воспитания джентльмена, обусловленную потребностями нового буржуазного общества в деловых, инициативных людях.

Нельзя не отметить и то, что Дж.Локк, по сути дела, отрицал необходимость общественного воспитания, считая, что оно дол­жно быть семейным, с привлечением тщательно отобранных до­машних учителей. Такое воспитание, по его мнению, ограждало ребенка от плохого влияния среды и плохих учителей.

Сетлемент. Шацкий,зеленко.

Появляются новые формы социального воспитания. Примером может служить практический опыт в этом направлении С. Т. Шац­кого, который вместе с А. У. Зеленко в 1906 г. организовал в Моск­ве общество «Сетлемент» (Культурный поселок). На средства, вы­деленные владельцами крупных предприятий братьев Сабаш­никовых, Кушнеровых, Морозовой, по проекту А. У. Зеленко (ар­хитектор по своей основной профессии) на окраине Москвы в Марьиной роще было построено клубное здание для детей. Педа­гогический коллектив состоял из талантливых выпускников Мос­ковского университета Е.А. Казимировой, К. А. и А. А. Фортунато­вых, Л.К.Шлегер, Н.О.Массалитиновой. Дети посещали различ­ные клубы, каждый из которых имел свое название и самоуправ­ление. Подростки учились ремеслу, пению, танцам, занимались астрономией, биологией, театральным творчеством. Однако 1 мая 1908 г. «Сетлемент» закрывается московским градоначальником за «попытку проповедования социализма среди детей». Но благодаря настойчивости Шацкого и его единомышленников в 1909 г. созда­ется новое общество «Детский труд и отдых», которое фактичес­ки продолжило традиции «Сетлемента». В 1911 г. вместе с В. Н. Шац­кой на общественных началах он основывает летнюю трудовую колонию «Бодрая жизнь». В ней ежегодно проводили лето 60 — 80 детей, которые посещали учреждения детского общества. Здесь С. Т. Шацкий вместе с сотрудниками в опытной работе проверяли идеи связи трудовой, эстетической и умственной деятельности, взаимоотношений воспитателей и воспитанников, динамики раз­вития детского сообщества. По сути проводился эксперимент орга­низации жизни детей на принципах разнообразной трудовой дея­тельности — самообслуживания, благоустройства территории, при­готовления пищи, работы в огороде, саду, поле, на скотном дво­ре. Шацкому помогало глубокое знание опыта социального вос­питания Западной Европы. Детский коллектив вместе с педагога­ми обсуждал все дела колонии. Творческому развитию способно­стей воспитанников содействовала разумная организация досуга детей по их желанию, она включала в себя игры, чтение, пение, драматический кружок и другие занятия. Созданные Шацким ко­лония и клуб не уступали лучшим иностранным учебным заведе­ниям, а оригинальных социально-педагогических решений у мос­ковских педагогов было даже больше. По сути, они занимались исследованием влияния социальных условий жизни на детей и объединяли в одном центре научно-педагогическую и учебно-вос­питательную работу.

Этот напряженный поиск привел педагогов к выводу о том, что ребенок — носитель разнообразных социальных явлений, черт, качеств, идей — формируется под воздействием окружающей среды. Сотрудниками колонии во главе с С.Т.Шацким уже в те годы были сделаны первые попытки воздействия на эту среду.

В 1912 г. в обществе «Детский труд и отдых» был создан проект, который включал в себя все возрастные группы детей и основные виды работы с ними. Сюда же входили клубы, мастерские, дет­ские библиотеки и так называемая детская трудовая колония. Со­держание, формы и методы новаторского социального воспита­ния были обобщены в монографии В. Н. Шацкой и С.Т.Шацкого «Бодрая жизнь», изданной в 1915 г.

В том же году в проект были включены постоянно действовав­шие опытные курсы для подготовки культурных работников, что было обусловлено необходимостью вести широкую культурно-просветительную работу со взрослым населением. Авторы проекта считали, что только в культурной во всех отношениях среде мож­но сформировать культурную и воспитанную личность.

В 1916 г. было создано еще несколько проектов, согласно кото­рым должен был возникнуть межуездный опытный участок, куда должны были войти несколько начальных и дополнительных школ, целый ряд детских садов и ясель, мастерские, библиотеки для детей и взрослых, местный краеведческий музей, народный дом. Сюда же кроме педагогов планировалось включить специальную группу научных работников, чтобы расширить изучение окружа­ющей социальной среды и ее влияния на детей. Следует отметить, что главная заслуга С. Т. Шацкого состоит в том, что он впервые в России целостно рассмотрел влияние условий среды на социали­зацию ребенка. Результаты работы в колонии получили междуна­родное признание. Это были первые практические шаги социаль­ного воспитания в России начала XX в.

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.