Роль традиций обычаев обрядов у др славян — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Роль традиций обычаев обрядов у др славян

2022-05-09 18
Роль традиций обычаев обрядов у др славян 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В период первобытного общества воспитание осуществлялось путем включения детей в различные виды деятельности. Этот про­цесс носил общественный характер, поскольку личные интересы подчинялись интересам общины. Однако даже в условиях, когда община являлась своего рода совокупным воспитателем, важней­шие педагогические обязанности выполняли наиболее опытные ближайшие родственники.

Воспитание было равным, хотя имелись различия в воспи­тании детей, определяемые прежде всего полом. Если мальчиков готовили к охоте, изготовлению орудий труда, то девочек — к собирательству, ведению домашнего хозяйства, уходу за малень­кими детьми. Кроме того, достигавшие половой зрелости прохо­дили специальную подготовку, которая дополнительно к навы­кам охотиться и изготавливать орудия труда развивала выносли­вость, дисциплину, приобщала к религиозным тайнам. Большую роль во всем этом играли нормы воспитания, обычаи и обряды, связанные с жизнью древних славян. Скажем, подготовка подро­стков завершалась обрядом инициации, когда они должны были доказать свою физическую и социальную зрелость. Только тогда подростки становились полноправными членами общины. Ини­циации закрепляли трудовые знания, умения и навыки, систему ценностей, правил поведения и мировоззренческих представле­ний того времени.

Обрядами сопровождались начало и конец охоты, земледель­ческих работ, а также торжества, похороны и т.д. Участие детей в труде и выполнение родовых обычаев и обрядов являлось источ­пиком накопления у них социального опыта. Таким образом, в первобытной общине у детей воспитывались качества, которые помогали им в трудовой деятельности, а также в борьбе с враж­дебными силами природы и набегами чужеземных племен.

Кроме того, в традициях, обычаях и обрядах концентриро­вался опыт прежних поколений, в их нормах поведения были запрограммированы нравственные качества члена первобытной общины (вежливость, гостеприимство, уважение старших, по­читание родителей и т. п.). Важные педагогические функции вы­полняли и такие средства воспитания, как предания, легенды, сказки, колыбельные песни, приговоры и пестушки. Высшим иде­алом добра почитались сила, храбрость, самообладание. На это была направлена вся система воспитания первобытных родовых общин.

Ломоносов,новико радищев

Известный публицист, издатель и журналист Н. И. Новиков рас­сматривал воспитание как главный фактор формирования чело­веческой личности. Именно он как издатель опубликовал на рус­ском языке работы Руссо, Дидро, Монтескье, Вольтера и других французских просветителей. Ему первому среди русских ученых принадлежит определение педагогики как науки о воспитании де­тей. Именно он назвал педагогику особой и важной наукой и сформулировал ее предмет — «воспитание тела, разума и сердца». Главная цель воспитания, по Н. И. Новикову, — подготовить но­вых людей в духе «гражданских и общественных добродетелей». Он определил пуги умственного, физического и эстетического вос­питания, отстаивал преимущество общественного воспитания пе­ред частным и домашним. Очень важно, что Новиков проповедо­вал мысль о том, что ребенок должен иметь элементарные права и прежде всего право на свободу. В этом смысле его взгляды были созвучны с идеями эпохи Просвещения.

Вопросы воспитания в рассматриваемый период приобрели в $ России большое социальное значение и служили предметом ост­рой общественной борьбы. Широкого и полноценного образова­пия и воспитания для всех детей, независимо от сословной при­надлежности, требовал А.Н.Радищев — просветитель, писатель, философ. Целью воспитания он определял формирование патрио­тизма, под которым понимал свободу, вольность, равенство всех людей. Радищев утверждал: способности людей различны и во многом зависят от воздействия природной и социальной среды. Подчеркивая социальный характер воспитания, А.Н.Радищев отмечал, что людям свойственны общественные инстинкты и стремления. Человек, писал он, существо общественное и создан жить в обществе себе подобных1.

Основой индивидуального развития А. Н. Радищев считал при­родные задатки, а воспитание и окружающую среду — его движу­щей силой. Причем общественной среде и воспитанию он отво­дил важнейшую роль в формировании человека. Как, впрочем, и физическому, умственному, нравственному воспитанию.

Главный путь нравственного воспитания молодежи, по А. Н. Ра­дищеву, связан с ее участием в борьбе с общественным злом, социальной несправедливостью. Поэтому важно воспитывать у мо­лодежи любовь к добру и ненависть к злу.

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765), сын крестьянина-помора, учился сначала у себя в селе близ Холмогор у домашних учителей по учебникам Смотрицкого и Магницкого. Девятнадцати лет он пешком пришел в Москву и, скрыв свое крестьянское происхождение, поступил в Славяно-греко-латинскую академию, откуда был командирован как один из лучших учеников в академическую гимназию в Петербург. В 1736 году был направлен для продолжения образования за границу, где учился у крупнейших ученых.

 В 1741 году Ломоносов становится адъюнктом Петербургской Академии наук, затем в 1745 году - профессором химии, а в дальнейшем - академиком. Его деятельность была исключительно разносторонней и эффективной; он создал ряд новых отраслей науки. «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения... Историк, Ритор, Механик, Химик, Минералог, Художник и Стихотворец - он все испытал и все проник», - писал А. С. Пушкин.

Ломоносов явился создателем русской классической философии, основоположником философского материализма, научного естествознания. Он открыл всеобщий закон природы - закон сохранения материи и движения, который лежит в основе естествознания.

С именем Ломоносова связано создание русской грамматики и формирование в России литературного языка, что имело огромное значение для дальнейшего развития литературы, поэзии, искусства. Ломоносов обогатил лексику русского языка научными терминами, первый из академиков читал лекции по физике и писал научные труды на русском языке.

Ломоносов вел непримиримую борьбу с теми реакционными учеными, которые тормозили развитие русской науки и подготовку «ученых россиян», пользуясь поддержкой придворных невежд, действовавших в корыстных целях. Он с возмущением говорил о том, что крестьянам закрывают доступ в учебные заведения, всемерно добивался организации в России бессословной школы.

В патриотической борьбе Ломоносова за развитие русской науки большое место занимала его педагогическая деятельность в университете и гимназии при Академии наук.

 Возглавляя с 1758 года эти учебные заведения, Ломоносов определил общие правила работы гимназии и университета, разработал учебный план гимназии и распорядок учебной работы университета, установил принципы и методы обучения в этих учебных заведениях. В составленном им в 1758 году «Регламенте академической гимназии» Ломоносов отстаивал мысль об общеобразовательном и бессословном характере средней школы.

Для гимназии и университета он создал ряд учебников. В 1748 году им была написана «Риторика», в 1755 году - «Российская грамматика», которые в течение 50 лет были лучшими учебными руководствами русской общеобразовательной школы. В них нашло свое применение передовое учение Ломоносова о языке и литературе, в которых, по его мнению, отражаются реальные отношения действительности. Ломоносов написал книгу по истории. В переведенном им учебнике «Экспериментальная физика» явления природы объяснялись в духе философского материализма. В этой книге впервые было дано не догматическое изложение физических законов, а описание физических опытов, подводящих учащихся к пониманию законов физики.

Ломоносов принял самое активное участие в создании Московского университета.

Христианская педагогика

Новые основания в древнерусское воспитание заложило хрис­тианство. Крещение Руси было осуществлено князем Владимиром Святославичем в 988 г. Православие с его византийскими тради­циями становится официальной религией Киевской Руси. Соеди­нение древнеславянской культуры с восточным христианством дало начало древнерусскому православию и его пониманию воспита­ния человека. Отличительной особенностью древнерусской куль­туры, воспитания и образования стало и то, что языком богослу­жения, литературы, а значит, и школы оказался не греческий, как в Византии, не латинский, как в Западной Европе, а родной, славянский язык.

Христианская педагогика, чтобы наставить человека в жизни, применяла такие методы воздействия, как убеждение и наказание. В наказаниях проявлялось отношение к греховной плоти, укроще­ние и истязание которой приводит к исцелению души.

Однако телесные наказание не были главным методом воспи­тания. Важным средством воздействия на формирование лично­сти служила исповедь, к которой, по некоторым данным, приво­дили мальчиков с 10, а девочек с 8 лет. Значение исповеди было в том, что она приучала к анализу своих поступков. Ребенок должен был знать: всякий поступок известен Богу, а исповедь давала воз­можность раскаяния и получения прощения.

Значительной по своему воздействию на ребенка была молит­ва. Без нее не начиналось и не заканчивалось на Руси никакое дело. Молитва произносилась как перед началом учения, так и после его окончания.

Важное значение в формировании человека имели посты, к которым приучались с детского возраста. Вместе с наказанием, исповедью, молитвой пост способствовал смирению своих плот­ских желаний.

Важным средством педагогического воздействия на человека становилось чтение христианских текстов. Учитывая, что в Древ­ней Руси большинство людей были неграмотными, церковно-учи-тельская литература была рассчитана в основном на слушателей. В существовавших специальных наставлениях о чтении книг отме­чалось, что этот процесс должен «быть разумным, вдумчивым и сопровождаться добрыми делами». Перед началом чтения полага­лась молитва, настраивающая на контакт с текстом.

С крещением Руси князем Владимиром связано появление школ. Великий князь и его окружение были заинтересованы в распро­странении христианства. Именно поэтому первая школа была от­крыта при дворе князя Владимира. В X—XIII вв. школы возникли и ТТ других городах Киевской Руси: в Новгороде, Переяславле, Оуздале, Чернигове, Полоцке, Галиче, Ростове и т.д. Важно, что в училищах не только обучали чтению, письму, пению, но и уде­ляли большое внимание нравственному воспитанию. Этому спо­собствовала учебная литература и другие памятники древнерус­ской культуры, дошедшие до наших дней. Они свидетельствуют о силе любви к Отечеству, которую несла эта литература, о высо­ких идеалах воспитания.

Тем не менее в Древней Руси отсутствовала какая-либо упоря­доченная система школьного образования. Главными очагами вос­питания и обучения были семья и церковь. В процессе семейного воспитания ребенок с участием домашнего учителя-священника обучался праведному житию. Важно подчеркнуть, что в Киевской Руси родители были обязаны готовить своих детей к трудовой и семейной жизни. Об этом говорится в основном своде документов того времени — «Русской правде».

Важно и то, что после крещения ребенок обретал ангела-хра­нителя, а также крестных отца и мать, которые вместе с родителя­ми помогали его духовному воспитанию. Имелся также и духовный отец, которым, как правило, был священник, крестивший ребен­ка. Ему исповедовались, у него спрашивали совета, к нему обраща­лись за разъяснениями. Именно он считался главным учителем.

В целом христианская педагогика оказывала сильное влияние на формирование духовного мира человека, создавала мощный заряд душевной силы и мудрости, служила опорой в умственной и практической деятельности и в отношениях с людьми.

Однако процесс социализации ребенка определялся не только церковным влиянием. Он дополнялся народной системой воспита­ния, направленной на повседневную жизнь человека. В этом про-цессё~участвовала семья и ближайшее сословное окружение.

Народная педагогика была обращена на воспитание, основой которого являлось умственное развитие детей, формирование нрав­ственных качеств, подготовка к трудовой деятельности. Особое место здесь занимали пословицы, в которых педагогическая мысль отражалась в форме наставлений, пожеланий, советов, предуп­реждений. Конкретность и образность пословиц способствовали быстрому запоминанию их детьми. В Древней Руси использовались и другие средства народной педагогики: сказки, загадки, были­ны, песни, притчи и т.д. Нашествие монголо-татар приостанови­ло развитие экономики и культуры древнерусского государства. Необходимым компонентом социализации подрастающего поколения стало приобщение детей к православию и народной культуре.

 

Дистервег

Последователем педагогических идей Руссо и Песталоцци, а также представителей немецкого просвещения и классической философии являлся видный педагог Ф.А. В.Дистервег. Важнейши­ми принципами воспитания он считал природосообразность, куль-туросообразность, самодеятельность. Культуросообразность, на­пример, означала необходимость учитывать в содержании воспи­тания уровень культуры и воспитательный идеал общества. Это являлось признанием социальной обусловленности воспитания. Дистервег исходил из того, что каждый отдельный человек живет в определенное время и в определенном пространстве. Поэтому воспитание должно учитывать внешние условия, время, место, дух эпохи, всю современную культуру. Это была идея общечелове­ческого воспитания в соответствии с социально-историческими условиями своего времени.

К XIX й. относится оформление социальной педагогики как науки. Считается, что термин «социальная педагогика» был вве­ден Дистервегом, хотя многие исследователи считают одним из создателей социальной педагогики немецкого философа и педа­гога П. Наторпа (1854—1924)

Если объектом внимания И.Ф. Гербарта было прежде всего гимназическое образование, то другой крупный немецкий педагог Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790-1866) сосредоточил свои исследования в сфере народной массовой школы. Достоинство педагогических воззрений Дистервега не в особой оригинальности, а в блестящей интерпретации и популяризации педагогических идей Руссо, Песталоцци, деятелей немецкого Просвещения и классической философии.

Основной педагогический труд Дистервега - "Руководство к образованию немецких учителей". В нем сформулированы два взаимосвязанных принципа обучения и воспитания -природосообразностъ и кулътуросообразностъ. Дистервег ставил во главу угла "развивающе-воспитательное и образовательное обучение". Он предлагал в воспитании и обучении следовать природе человека, учитывать индивидуальные особенности ребенка (принцип природосообразности). Принцип культуросообразности означал организацию учебно-воспитательного процесса на основе определенной внешней, внутренней и общественной культуры. Внешняя культура, по Дистервегу, - это нормы морали, быта, потребления. Внутренняя культура - духовная жизнь человека. Общественная культура – социальные отношения и национальная культура.

Как дидакт Дистервег особенно настаивал на расширении естественнонаучного образования. В обучении он отдавал предпочтение индуктивному методу (элементарный метод). Полезными для школы оказались сформулированные Дистервегом дидактические правила: ясность, четкость, последовательность, самостоятельность учащегося, заинтересованность учителя и ученика и пр.

Дистервег был энергичным организатором педагогического образования. Он автор множества учебных пособий для учителей, создатель учительских семинарий.

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.