Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Дисциплины:
2022-05-09 | 18 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
В период первобытного общества воспитание осуществлялось путем включения детей в различные виды деятельности. Этот процесс носил общественный характер, поскольку личные интересы подчинялись интересам общины. Однако даже в условиях, когда община являлась своего рода совокупным воспитателем, важнейшие педагогические обязанности выполняли наиболее опытные ближайшие родственники.
Воспитание было равным, хотя имелись различия в воспитании детей, определяемые прежде всего полом. Если мальчиков готовили к охоте, изготовлению орудий труда, то девочек — к собирательству, ведению домашнего хозяйства, уходу за маленькими детьми. Кроме того, достигавшие половой зрелости проходили специальную подготовку, которая дополнительно к навыкам охотиться и изготавливать орудия труда развивала выносливость, дисциплину, приобщала к религиозным тайнам. Большую роль во всем этом играли нормы воспитания, обычаи и обряды, связанные с жизнью древних славян. Скажем, подготовка подростков завершалась обрядом инициации, когда они должны были доказать свою физическую и социальную зрелость. Только тогда подростки становились полноправными членами общины. Инициации закрепляли трудовые знания, умения и навыки, систему ценностей, правил поведения и мировоззренческих представлений того времени.
Обрядами сопровождались начало и конец охоты, земледельческих работ, а также торжества, похороны и т.д. Участие детей в труде и выполнение родовых обычаев и обрядов являлось источпиком накопления у них социального опыта. Таким образом, в первобытной общине у детей воспитывались качества, которые помогали им в трудовой деятельности, а также в борьбе с враждебными силами природы и набегами чужеземных племен.
|
Кроме того, в традициях, обычаях и обрядах концентрировался опыт прежних поколений, в их нормах поведения были запрограммированы нравственные качества члена первобытной общины (вежливость, гостеприимство, уважение старших, почитание родителей и т. п.). Важные педагогические функции выполняли и такие средства воспитания, как предания, легенды, сказки, колыбельные песни, приговоры и пестушки. Высшим идеалом добра почитались сила, храбрость, самообладание. На это была направлена вся система воспитания первобытных родовых общин.
Ломоносов,новико радищев
Известный публицист, издатель и журналист Н. И. Новиков рассматривал воспитание как главный фактор формирования человеческой личности. Именно он как издатель опубликовал на русском языке работы Руссо, Дидро, Монтескье, Вольтера и других французских просветителей. Ему первому среди русских ученых принадлежит определение педагогики как науки о воспитании детей. Именно он назвал педагогику особой и важной наукой и сформулировал ее предмет — «воспитание тела, разума и сердца». Главная цель воспитания, по Н. И. Новикову, — подготовить новых людей в духе «гражданских и общественных добродетелей». Он определил пуги умственного, физического и эстетического воспитания, отстаивал преимущество общественного воспитания перед частным и домашним. Очень важно, что Новиков проповедовал мысль о том, что ребенок должен иметь элементарные права и прежде всего право на свободу. В этом смысле его взгляды были созвучны с идеями эпохи Просвещения.
Вопросы воспитания в рассматриваемый период приобрели в $ России большое социальное значение и служили предметом острой общественной борьбы. Широкого и полноценного образовапия и воспитания для всех детей, независимо от сословной принадлежности, требовал А.Н.Радищев — просветитель, писатель, философ. Целью воспитания он определял формирование патриотизма, под которым понимал свободу, вольность, равенство всех людей. Радищев утверждал: способности людей различны и во многом зависят от воздействия природной и социальной среды. Подчеркивая социальный характер воспитания, А.Н.Радищев отмечал, что людям свойственны общественные инстинкты и стремления. Человек, писал он, существо общественное и создан жить в обществе себе подобных1.
|
Основой индивидуального развития А. Н. Радищев считал природные задатки, а воспитание и окружающую среду — его движущей силой. Причем общественной среде и воспитанию он отводил важнейшую роль в формировании человека. Как, впрочем, и физическому, умственному, нравственному воспитанию.
Главный путь нравственного воспитания молодежи, по А. Н. Радищеву, связан с ее участием в борьбе с общественным злом, социальной несправедливостью. Поэтому важно воспитывать у молодежи любовь к добру и ненависть к злу.
Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765), сын крестьянина-помора, учился сначала у себя в селе близ Холмогор у домашних учителей по учебникам Смотрицкого и Магницкого. Девятнадцати лет он пешком пришел в Москву и, скрыв свое крестьянское происхождение, поступил в Славяно-греко-латинскую академию, откуда был командирован как один из лучших учеников в академическую гимназию в Петербург. В 1736 году был направлен для продолжения образования за границу, где учился у крупнейших ученых.
В 1741 году Ломоносов становится адъюнктом Петербургской Академии наук, затем в 1745 году - профессором химии, а в дальнейшем - академиком. Его деятельность была исключительно разносторонней и эффективной; он создал ряд новых отраслей науки. «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения... Историк, Ритор, Механик, Химик, Минералог, Художник и Стихотворец - он все испытал и все проник», - писал А. С. Пушкин.
Ломоносов явился создателем русской классической философии, основоположником философского материализма, научного естествознания. Он открыл всеобщий закон природы - закон сохранения материи и движения, который лежит в основе естествознания.
С именем Ломоносова связано создание русской грамматики и формирование в России литературного языка, что имело огромное значение для дальнейшего развития литературы, поэзии, искусства. Ломоносов обогатил лексику русского языка научными терминами, первый из академиков читал лекции по физике и писал научные труды на русском языке.
|
Ломоносов вел непримиримую борьбу с теми реакционными учеными, которые тормозили развитие русской науки и подготовку «ученых россиян», пользуясь поддержкой придворных невежд, действовавших в корыстных целях. Он с возмущением говорил о том, что крестьянам закрывают доступ в учебные заведения, всемерно добивался организации в России бессословной школы.
В патриотической борьбе Ломоносова за развитие русской науки большое место занимала его педагогическая деятельность в университете и гимназии при Академии наук.
Возглавляя с 1758 года эти учебные заведения, Ломоносов определил общие правила работы гимназии и университета, разработал учебный план гимназии и распорядок учебной работы университета, установил принципы и методы обучения в этих учебных заведениях. В составленном им в 1758 году «Регламенте академической гимназии» Ломоносов отстаивал мысль об общеобразовательном и бессословном характере средней школы.
Для гимназии и университета он создал ряд учебников. В 1748 году им была написана «Риторика», в 1755 году - «Российская грамматика», которые в течение 50 лет были лучшими учебными руководствами русской общеобразовательной школы. В них нашло свое применение передовое учение Ломоносова о языке и литературе, в которых, по его мнению, отражаются реальные отношения действительности. Ломоносов написал книгу по истории. В переведенном им учебнике «Экспериментальная физика» явления природы объяснялись в духе философского материализма. В этой книге впервые было дано не догматическое изложение физических законов, а описание физических опытов, подводящих учащихся к пониманию законов физики.
Ломоносов принял самое активное участие в создании Московского университета.
Христианская педагогика
Новые основания в древнерусское воспитание заложило христианство. Крещение Руси было осуществлено князем Владимиром Святославичем в 988 г. Православие с его византийскими традициями становится официальной религией Киевской Руси. Соединение древнеславянской культуры с восточным христианством дало начало древнерусскому православию и его пониманию воспитания человека. Отличительной особенностью древнерусской культуры, воспитания и образования стало и то, что языком богослужения, литературы, а значит, и школы оказался не греческий, как в Византии, не латинский, как в Западной Европе, а родной, славянский язык.
|
Христианская педагогика, чтобы наставить человека в жизни, применяла такие методы воздействия, как убеждение и наказание. В наказаниях проявлялось отношение к греховной плоти, укрощение и истязание которой приводит к исцелению души.
Однако телесные наказание не были главным методом воспитания. Важным средством воздействия на формирование личности служила исповедь, к которой, по некоторым данным, приводили мальчиков с 10, а девочек с 8 лет. Значение исповеди было в том, что она приучала к анализу своих поступков. Ребенок должен был знать: всякий поступок известен Богу, а исповедь давала возможность раскаяния и получения прощения.
Значительной по своему воздействию на ребенка была молитва. Без нее не начиналось и не заканчивалось на Руси никакое дело. Молитва произносилась как перед началом учения, так и после его окончания.
Важное значение в формировании человека имели посты, к которым приучались с детского возраста. Вместе с наказанием, исповедью, молитвой пост способствовал смирению своих плотских желаний.
Важным средством педагогического воздействия на человека становилось чтение христианских текстов. Учитывая, что в Древней Руси большинство людей были неграмотными, церковно-учи-тельская литература была рассчитана в основном на слушателей. В существовавших специальных наставлениях о чтении книг отмечалось, что этот процесс должен «быть разумным, вдумчивым и сопровождаться добрыми делами». Перед началом чтения полагалась молитва, настраивающая на контакт с текстом.
С крещением Руси князем Владимиром связано появление школ. Великий князь и его окружение были заинтересованы в распространении христианства. Именно поэтому первая школа была открыта при дворе князя Владимира. В X—XIII вв. школы возникли и ТТ других городах Киевской Руси: в Новгороде, Переяславле, Оуздале, Чернигове, Полоцке, Галиче, Ростове и т.д. Важно, что в училищах не только обучали чтению, письму, пению, но и уделяли большое внимание нравственному воспитанию. Этому способствовала учебная литература и другие памятники древнерусской культуры, дошедшие до наших дней. Они свидетельствуют о силе любви к Отечеству, которую несла эта литература, о высоких идеалах воспитания.
|
Тем не менее в Древней Руси отсутствовала какая-либо упорядоченная система школьного образования. Главными очагами воспитания и обучения были семья и церковь. В процессе семейного воспитания ребенок с участием домашнего учителя-священника обучался праведному житию. Важно подчеркнуть, что в Киевской Руси родители были обязаны готовить своих детей к трудовой и семейной жизни. Об этом говорится в основном своде документов того времени — «Русской правде».
Важно и то, что после крещения ребенок обретал ангела-хранителя, а также крестных отца и мать, которые вместе с родителями помогали его духовному воспитанию. Имелся также и духовный отец, которым, как правило, был священник, крестивший ребенка. Ему исповедовались, у него спрашивали совета, к нему обращались за разъяснениями. Именно он считался главным учителем.
В целом христианская педагогика оказывала сильное влияние на формирование духовного мира человека, создавала мощный заряд душевной силы и мудрости, служила опорой в умственной и практической деятельности и в отношениях с людьми.
Однако процесс социализации ребенка определялся не только церковным влиянием. Он дополнялся народной системой воспитания, направленной на повседневную жизнь человека. В этом про-цессё~участвовала семья и ближайшее сословное окружение.
Народная педагогика была обращена на воспитание, основой которого являлось умственное развитие детей, формирование нравственных качеств, подготовка к трудовой деятельности. Особое место здесь занимали пословицы, в которых педагогическая мысль отражалась в форме наставлений, пожеланий, советов, предупреждений. Конкретность и образность пословиц способствовали быстрому запоминанию их детьми. В Древней Руси использовались и другие средства народной педагогики: сказки, загадки, былины, песни, притчи и т.д. Нашествие монголо-татар приостановило развитие экономики и культуры древнерусского государства. Необходимым компонентом социализации подрастающего поколения стало приобщение детей к православию и народной культуре.
Дистервег
Последователем педагогических идей Руссо и Песталоцци, а также представителей немецкого просвещения и классической философии являлся видный педагог Ф.А. В.Дистервег. Важнейшими принципами воспитания он считал природосообразность, куль-туросообразность, самодеятельность. Культуросообразность, например, означала необходимость учитывать в содержании воспитания уровень культуры и воспитательный идеал общества. Это являлось признанием социальной обусловленности воспитания. Дистервег исходил из того, что каждый отдельный человек живет в определенное время и в определенном пространстве. Поэтому воспитание должно учитывать внешние условия, время, место, дух эпохи, всю современную культуру. Это была идея общечеловеческого воспитания в соответствии с социально-историческими условиями своего времени.
К XIX й. относится оформление социальной педагогики как науки. Считается, что термин «социальная педагогика» был введен Дистервегом, хотя многие исследователи считают одним из создателей социальной педагогики немецкого философа и педагога П. Наторпа (1854—1924)
Если объектом внимания И.Ф. Гербарта было прежде всего гимназическое образование, то другой крупный немецкий педагог Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790-1866) сосредоточил свои исследования в сфере народной массовой школы. Достоинство педагогических воззрений Дистервега не в особой оригинальности, а в блестящей интерпретации и популяризации педагогических идей Руссо, Песталоцци, деятелей немецкого Просвещения и классической философии.
Основной педагогический труд Дистервега - "Руководство к образованию немецких учителей". В нем сформулированы два взаимосвязанных принципа обучения и воспитания -природосообразностъ и кулътуросообразностъ. Дистервег ставил во главу угла "развивающе-воспитательное и образовательное обучение". Он предлагал в воспитании и обучении следовать природе человека, учитывать индивидуальные особенности ребенка (принцип природосообразности). Принцип культуросообразности означал организацию учебно-воспитательного процесса на основе определенной внешней, внутренней и общественной культуры. Внешняя культура, по Дистервегу, - это нормы морали, быта, потребления. Внутренняя культура - духовная жизнь человека. Общественная культура – социальные отношения и национальная культура.
Как дидакт Дистервег особенно настаивал на расширении естественнонаучного образования. В обучении он отдавал предпочтение индуктивному методу (элементарный метод). Полезными для школы оказались сформулированные Дистервегом дидактические правила: ясность, четкость, последовательность, самостоятельность учащегося, заинтересованность учителя и ученика и пр.
Дистервег был энергичным организатором педагогического образования. Он автор множества учебных пособий для учителей, создатель учительских семинарий.
|
|
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!