Бецкой о воспитании новой породы людей — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Бецкой о воспитании новой породы людей

2022-05-09 31
Бецкой о воспитании новой породы людей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Идеи Екатерины II разделял И. И. Бецкой, известный педагог и просветитель, получивший образование за границей. Его взгляды сложились под влиянием Дж. Локка, Ж. Ж. Руссо, К. А. Гельвеция. И.И.Бецкой считал, что посредством воспитания можно создать «новую породу людей». Главным условием формирования первого поколения таких людей является изоляция воспитанников от вред­ного влияния общества, предрассудков и пороков старого поко­ления.

В 1763 г. Бецкой представил Екатерине «Генеральное учрежде­ние о воспитании обоего пола юношества». В нем, а также в более позднем труде «Краткое наставление, выбранное из лучших авто­ров, с некоторыми физическими примечаниями о воспитании де­тей от рождения до юношества» (1776) И.И.Бецкой выразил свои взгляды на всестороннее воспитание гуманных и справедливых дво­рян, а также купцов, промышленников, ремесленников, т.е. людей «третьего чина». С этой целью он предложил создать систему закрытых воспитательных учреждений сословного характера для детей с 5 — 6 и до 18 — 20 лет. Были открыты воспитательные дома сначала в Москве, а затем в Петербурге, Смольный институт бла­городных девиц с мещанским отделением, где серьезное внимание уделялось физическому развитию детей и приобщению к домашне­му труду. Согласно уставам новых учреждений в них запрещалось применение телесных наказаний, использовался индивидуальный подход в оценке способностей каждого учащегося.

По плану И.И.Бецкова («Генеральный план императорского Воспитательного дома») предусматривалось, например, что дети до 2 лет будут находиться на попечении нянек и кормилиц, затем до 7 лет будут приучаться к посильной работе, до 11 лет — ходить в школу, учиться чтению и Закону Божьему, осваивать различ­ные ремесла. Потом до 14 лет дети продолжат учебу на более вы­соком уровне (будут учиться считать, писать, рисовать, знако­миться с элементами географии, заниматься трудом).

 

В период царствования Екатерины II в государственном масштабе была сделана попытка воспитать ≪новую породу людей≫, утвердить систему сословного воспитания. В государственных воспитательных домах давалось ≪доброе воспитание≫ в духе ≪прямых и

основательных правил≫. Таким воспитанием просвещенная императрица пыталась создать третье сословие ≪образованных людей, которые способны служить отечеству и владеть различными ремеслами≫2. Обоснованием и воплощением идеи ≪воспитания новой породы людей≫ занимался Иван Иванович Бецкой (1704— 1795), влиятельный придворный, автор школьной реформы ≪Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества≫, который ратовал за создание закрытых учебных заведений для детей дворян. По его проектам начали действовать Смольный институт благородных девиц и Сухопутный кадетский корпус, строго сословные учебные заведения. Только в изолированных от развращенного общества учебных заведениях, считал Бецкой, можно воспитать новых людей, которые смогут ≪свободно и прилежно заниматься промышленностью, торговлей, ремеслом≫. Надо создать новое общество образованных дворян, которые будут справедливо управлять государством и гуманно обращаться с крестьянами. Это воспитание ≪новых отцов и матерей, которые детям своим те же прямые и основательные правила в сердце вселить могли, какие получили они сами, а от них передали б своим детям, и так следуя из родов в роды, в будущие веки≫.

В юношах следовало воспитывать высокие нравственные начала, вселив в них ≪страх Божий≫, возбудить охоту к трудолюбию и страх к праздности, научить пристойному поведению, учтивости, ≪соболезнованию о бедных≫.

Чтобы дети не подвергались влиянию общества, предполагалось детей с 2—5 лет и до 18—21 года воспитывать в закрытых учреждениях ≪без права вернуться к родителям до того времени, пока в их сердце не будет прочно вкорено спасительное добронравие≫. И задача такого воспитания — дать не узкоспециальное образование, а готовить всесторонне образованных людей. Даже из Сухопутного шляхетского кадетского корпуса должны выходить не столько ≪искусные офицеры≫, сколько ≪знатные граждане≫. Этот термин не относился к знатности происхождения, так как в корпус принимали не только дворянских детей.

Разрабатывая методы воспитания в этих учебных заведениях, Бецкой подчеркивал необходимость учитывать возраст ребенка, его задатки и способности. Учитель в этих заведениях должен ≪быть всегда веселу и довольну, петь; смеяться есть прямой способ к произведению людей здоровых, доброго сердца и острого ума≫.

Кроме того, детей ≪во время гуляния приводить... различным предметам, дабы через то умножить их любопытство≫. Вместе с А.А.Барсовым (профессором Московского университета) Бецкой в 1763 г. разрабатывает ≪Генеральный план Императорского Воспитательного дома≫. В январе того года Екатерина II утвердила ≪Генеральный план Императорского Воспитательного дома≫ в Москве, а в апреле 1764 г. в доме у Варварских ворот начался прием младенцев. Дети были распределены по отделениям, в малолетнем находились малыши до 2 лет. Их кормили и следили за ними няни. Дети от 2 до 7 лет жили отдельно, 7—11-летниевоспитанники учились. В программу обучения входили основы веры,

русская грамота, начала арифметики, немного географии, ремес-

ло. В 18—20 лет воспитанники получали вольный паспорт, один

рубль и выпускались из дома.

Воспитанники Московского Воспитательного дома должны были разделяться ≪по их даровитости≫ ≪на три разбора≫: ≪Первому состоять из тех, которые очевидно отличатся в науках и художествах, второму и который, конечно, величайшее число заключает, из определенных быть ремесленниками и рукодельниками, а третьему, коих понятия тупы, из простых работников≫. Считалось, что если от природы ребенок не обладает способностями, то никакие старания воспитателей ничего с ним не сделают. Выделив три направления в воспитании (физическое, нравственное и умственное), Бецкой разрабатывает рекомендации по физическому воспитанию. Он подробно останавливается на его особенностях в каждом возрасте, расписывая, какую носить одежду, принимать какую пищу, какие гигиенические правила соблюдать. Отечеству, считал он, нужны здоровые, крепкие и бодрые люди, ≪способные служить отечеству художниками и ремеслом≫.

В основе нравственного воспитания, по мнению Бецкого, должна лежать православная вера, чтобы ≪вселять в юношество страх Божий≫. И главным в Воспитательном доме должен быть труд, он должен воспитывать ребенка. Сиротам и подкидышам нужно го- товиться ≪служить отечеству делами рук своих≫, и никогда в Вос- питательном доме они не должны быть праздны. С 5 лет следует выполнять ≪легкую работу≫, в 7—11 лет —вязать сети, а девочки уметь плести ленты, в 11—4 лет —ткать, стряпать, шить, стирать. В 15—16 лет воспитанники приобретали навыки в ремеслах, для этого при Воспитательном доме создавались специальные мастерские. Питомцы ≪с природными дарованиями≫ занимались науками, обучались иностранным языкам, готовились к аптекарскому делу и рисованию.

Наиболее одаренные воспитанники изучали науки и иностранные языки, поступали в Московский университет, а девочки —в мещанское отделение Смольного института благородных девиц. Подготовка ремесленников и торговцев в Воспитательном доме требовала знания географии, обучение родному языку было пер- востепенным.

Бецкой считал важным давать образование девочкам, так как образованная мать лучше воспитает своих детей, они будут хорошими женами и кормилицами и детей ≪не помрачат пустыми рассказами, странными повестями о привидениях, о превращениях... Напротив, их разговоры будут подражания достойны, страсти обузданы, обхождение приятно и человеколюбия исполнено≫.__

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.