Нравственное воспитание 50-60 гг,сухомлинский. — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Нравственное воспитание 50-60 гг,сухомлинский.

2022-05-09 21
Нравственное воспитание 50-60 гг,сухомлинский. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Активно разрабатывались в 40-е гг. теоретические проблемы нрав­ственного воспитания. В 1946—1948 гг. на страницах журнала «Со­ветская педагогика» развернулась дискуссия о методах нравствен­ного воспитания Речь в полемике шла о классификации методов нрав- ственного воспитания, о его принципах и методах, о педагоги­ческой терминологии в области воспитания.

Большую роль в педагогическом вооружении учителя сыграли вышедшие в 50-х гг. книги В. А. Сухомлинского «Воспитание кол­лективизма у школьников», «Воспитание коммунистического от­ношения к труду» и др. В них рассматривались такие интегральные качества личности, как гражданственность, включающее соци­альную активность, патриотизм и интернационализм, раскрыт процесс развития и воспитания ребенка, сформулированы науч­но обоснованные рекомендации учителям и воспитателям.

В. А. Сухомлинский внес значительный вклад в разработку и решение проблемы нравственного воспитания. Один из его выво­дов касался основной задачи школы — воспитания такого челове­ка, который любую область полезной для общества деятельности считал бы нравственным смыслом своей жизни.

Исходным началом у С. стала одна из задач воспитания - формирование у ребенка личного отношения к окружающей действительности, понимание своего дела и ответственности перед родными, близкими, товарищами, обществом и - перед своей совестью, через личное. В сочетании с ним осуществляется и социальная ориентация ребенка. Понимая, что успех во многом зависит от взаимоотношений учителя и учащихся, определил те принципы и правила, которыми обязан следовать педагог в своем профессиональном мастерстве. Они естественны: «дети тянутся к тому, кто сам тянется к ним, не может без них жить, находит счастье и наслаждение в общении с ними». И не только во время учебных занятий. В школе С. стали традиционными походы. Наблюдение восхода и заката солнца, сочинение и чтение стихов на природе, у костра, слушание музыки леса, реки, полей, воздуха. Так формировался и драгоценный дар общения и у воспитателя, и у воспитанников, открывались индивидуальности. Учитель, считал С., что-то должен знать и уметь делать очень хорошо, чем мог бы увлечь и детей, научить их этому и подвигнуть на поиски чего-то своего. В искреннем, доброжелательном, раскрывающем личности учителя и ученика общении складывается очень нужная в воспитании вера детей в своего наставника. Она ко многому обязывает учителя и, прежде всего, он должен уметь познать духовный мир ребенка, понимать в каждом из воспитанников личное.

Сильнейшая сторона социальной педагогики С. - нравственное воспитание. Среди его методов исключительная роль отводится слову. Был нетерпим к общим словам назидательного плана, создав целую теорию слова и его воздействия на ребенка. Слово обязано быть содержательным. Иметь глубокий смысл, эмоциональное насыщение, должно быть обращено к конкретному ученику и, главное, отличаться правдивостью. С. называл слово «тончайшим прикосновением к сердцу», способным принести человеку и огромную радость и горе. Считал, что множество школьных конфликтов происходит из-за неумения учителя говорить с учениками. Следует быть внимательным и к слову ученика. Не пресекать, например, его рассуждения на «отвлеченные темы», через них иногда постигаются нравственные понятия.

 

Аристотель сократ демокрит

Многие идеи Сократа и Платона были в дальнейшем развиты Аристотелем. Наиболее системно его взгляды на воспитание изло­жены в трактате «Политика». Аристотель считал, что воспитание является важной социальной функцией и должно формировать у каждого гражданина качества, обеспечивающие стабильность об­щества. По мнению Аристотеля, воспитание призвано восполнять то, чего не достает человеку от природы. Причем социальное окру­жение с раннего детства должно способствовать формированию у него положительных качеств, и прежде всего характеризующих его как гражданина государства, а также помогающих достичь благополучия в жизни.

Аристотель обосновал идею «общего образования», задача ко­торого — сформировать в человеке способность и стремление к восприятию культурных ценностей. Однако он не ограничивался взглядами Сократа и Платона о приобретении добродетели путем знания, уделяя особое внимание воспитанию нравственных на­выков.

Аристотель провозгласил принцип природосообразной педа­гогики, утверждая, что в человеке от природы заложена возмож­ность развития, которая может быть реализована посредством вос­питания.

Важную роль в воспитании Аристотель отводил наставнику. Воспитатели, отмечал он, еще более достойны уважения, чем родители, ибо последние дают нам только жизнь, а первые — достойную жизнь. Таким образом, Аристотель призывал воспиты­вать образованных, гармонично развитых людей. По его мнению, семейное воспитание наряду с общественным должно играть важ­ную роль в формировании личности гражданина. Однако достичь результатов воспитание может только при разумном социальном устройстве.

Видным представителем философии софистов был Сократ, уче­ние которого известно нам в основном по сочинениям его учени­ков Платона и Ксенофонта. Продолжая традиции софистов, Со­крат отстаивал право индивида сомневаться, критиковать, спра­шивать, искать.

Однако он шел дальше, доказывая, что обязанность человека состоит в познании самого себя, своей сущности. Целью челове­ческой жизни, по Сократу, является достижение добродетели и нравственное самосовершенствование. Сутью педагогических взгля­дов Сократа была мысль о том, что путем приобщения человека к знанию его можно сделать мудрым, поскольку добродетель есть некоторое знание о совершеннейшей жизни и ее можно назвать мудростью.

Воздействуя посредством слова на интеллект, приобщая чело­века к знанию, добродетели, считал Сократ, можно воспитать его и таким образом преобразовать общество. Сократ оказал за­метное влияние на зарождающуюся педагогическую теорию.

Демокрит (460-370 гг. до н.э.) в своем учении обосновывал тезис о необходимости соотнесения природы ребенка и воспитания. Таким образом, он одним из первых сформулировал принцип природосообразности. Кроме того, по его мнению, начинать воспитывать ребенка следовало с малых лет, учитывая при этом окружающую среду, опираясь на пример взрослых, авторитет семьи и родителей, приучая детей к труду.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.